Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.12.2009


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 18.12.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.


Содержание

КОМПЕНСАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЮ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ ВКЛЮЧАЕТСЯ В БАЗУ ПО НДС

Никитина С.В.
14 октября

Письмо Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-11/253

Минфин России указал, что денежные средства, полученные исполнителем услуг (в частности, аудиторской компанией) от заказчика в качестве компенсации своих командировочных расходов, которые согласно договору не включаются в стоимость услуг, должны быть включены в налоговую базу по НДС. Он объясняет это тем, что налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) <1>, а денежные средства, полученные исполнителем от заказчика в качестве компенсации командировочных расходов, прямо связаны с оказанием таких услуг. Ведь для проведения аудиторской проверки аудитор должен выехать в место расположения проверяемого предприятия. Фактически расходы по проживанию в гостинице, оплата суточных и транспортные расходы являются составной частью себестоимости аудиторских услуг и должны формировать их стоимость <2>.

Но вот в чем проблема. Предположим, исполнитель услуг с компенсируемых затрат НДС исчислит, а сможет ли заказчик принять его к вычету? Вот что по этому поводу нам сказали в Минфине России.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - Консультант отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Аудиторская фирма, получая от клиента компенсацию своих накладных расходов (билеты, питание, проживание), должна вносить ее в базу по НДС как денежные средства, связанные с оплатой услуг <1>, и начислять НДС по расчетной ставке <3>. Счет-фактура при этом составляется в одном экземпляре <4>. Поэтому организация - заказчик аудиторских услуг принять такой НДС к вычету не сможет".

Но ведь НДС - налог косвенный и если исполнитель взял его с заказчика, то последний вправе принять его к вычету. Отметим, что суды вообще считают, что средства, полученные в качестве компенсации командировочных расходов, не являются выручкой исполнителя и на стоимость таких расходов НДС начислять не надо <5>. В этом случае такие расходы у исполнителя проходят "транзитом" (без вычета входного НДС и без НДС к начислению), а вот заказчик сможет включить их целиком (с учетом НДС) в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли.

А чтобы не спорить с проверяющими, проще поступить иначе. Сумму компенсации надо включить в цену услуги как ее отдельную составляющую. В этом случае исполнитель предъявляет заказчику входной НДС со стоимости компенсируемых командировочных расходов, а заказчик принимает эти суммы к вычету <6>.


<1> подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ

<2> п. 2 ст. 709, статьи 779, 783 ГК РФ

<3> п. 4 ст. 164 НК РФ

<4> п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<5> Постановления ФАС ВВО от 19.02.2007 N А17-1843/5-2006; ФАС ВСО от 10.03.2006 N А33-20073/04-С6-Ф02-876/05-С1

<6> Постановления ФАС МО от 05.09.2008 N КА-А40/8211-08; Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 N 09АП-15776/2007-АК

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 22, 2009

ОБУЧАТЬ РАБОТНИКОВ БЕЗ НАЛОГОВЫХ ПРОБЛЕМ ТЕПЕРЬ МОЖНО В ЛЮБЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С ЛИЦЕНЗИЕЙ

Елина Л.А.
6 октября

Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84

Минфин России смилостивился и разрешил организациям учитывать в составе "прибыльных" расходов затраты на обучение работников в организациях, которые созданы не в форме учреждений, но имеют лицензию на образовательную деятельность.

Как известно, в НК РФ сказано, что расходы на обучение можно признать для целей налогообложения, если такое обучение проводит российское образовательное учреждение, имеющее соответствующую лицензию <1>. Но Минфин совершенно здраво рассудил, что образовательной деятельностью могут заниматься (помимо учреждений) также иные государственные и негосударственные образовательные организации <2>. И все они равны - независимо от их организационно-правовой формы. Из этого Минфин сделал вывод о том, что организация может признать для целей налогообложения прибыли расходы на обучение своих работников у любого юридического лица, у которого есть лицензия на образовательную деятельность.

Отметим, что ранее подобные прогрессивные идеи Минфин не высказывал. И даже наоборот - придерживался противоположной позиции <3>. А между организациями и проверяющими из инспекций нередко возникали споры о правомерности расходов на обучение в коммерческих организациях. Хорошо, что суды в таких спорах вставали на сторону налогоплательщиков <4>. Надеемся, что после выхода в свет рассматриваемого Письма споров станет меньше и в суд ходить больше не придется.

А вот с признанием в составе налоговых расходов затрат на обучение у индивидуальных педагогов (предпринимателей) ситуация по-прежнему тяжелая. Несмотря на то что они упомянуты в п. 2 ст. 26 Закона об образовании и тоже являются равноправными участниками образовательной деятельности, для них образовательные лицензии вообще не предусмотрены <5>. А значит, в качестве расходов на обучение (без споров с проверяющими) такие затраты признать нельзя <3>. И по-прежнему такие расходы лучше оформлять как затраты на получение информационных услуг.


<1> п. 3 ст. 264 НК РФ

<2> ст. 11.1 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1

<3> Письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-05/4

<4> Постановления ФАС СЗО от 20.08.2007 N А42-3309/2006 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.10.2007 N 12992/07); ФАС МО от 19.10.2006 N КА-А40/9887-06

<5> подп. "б" п. 2 Положения... утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 22, 2009

ПОДАРКИ ОТ ДЕДА МОРОЗА (Об исчислении налогов при выдаче подарков работникам)

Никитина С.В.

Не за горами Новый год, один из самых любимых праздников. А на праздники принято дарить подарки, в том числе и работникам. Ведь это отличный способ показать человеку, что он нужен организации и его ценят. Подарки бывают разные. Это может быть и набор конфет, и элитный алкоголь, и подарочные карты торговых сетей, и сертификаты на посещение салонов красоты, и многое другое. Но какие именно подарки приготовила сотрудникам ваша компания - неважно, ведь порядок налогообложения в любом случае будет одинаков.

Подарок - это не оплата труда

Почему? Да потому что об оплате труда всегда договариваются заранее, в трудовом или коллективном договоре. И оплатить труд работника организация обязана, а вот подарки она может дарить, а может и не дарить <1>. То есть такое дополнительное поощрение, как подарок, не входит в систему оплаты труда. Из этого и следует исходить, рассчитывая налоги.

Прибыль и НДС

Здесь все просто. Стоимость подарков для целей налогообложения прибыли никогда не включается в расходы <2>.

Со стоимости подарка нужно начислить НДС <3>, а входной НДС можно принять к вычету (естественно, при наличии счета-фактуры продавца с выделенной суммой налога и первичных учетных документов) <4>. Рыночной ценой подарков для целей начисления НДС будет являться их покупная стоимость. Таким образом, никаких потерь по НДС у организации не будет.

На передаваемые подарки необходимо выписать счет-фактуру в одном экземпляре <5>. В строке "Продавец" вы пишете название вашей организации, а в строке "Покупатель" - "работники". Поскольку это счет-фактура по начисленному НДС, а не принимаемому к вычету, погрешности в его заполнении никаких налоговых последствий не повлекут. Главное, чтобы счет-фактура был составлен <6>.

НДФЛ

Стоимость подарка является доходом физического лица, полученным в натуральной форме <7>.

Однако не всегда со стоимости подарка придется удерживать НДФЛ. Уплаты налога можно избежать, если <8>:

- стоимость подарка не превысила 4000 руб.;

- общая стоимость подарков работнику в течение года также укладывается в эту цифру.

Если же стоимость подарка "зашкалит" за 4000 руб., то с суммы превышения следует удержать НДФЛ по ставке 13% <9>.

Обратите внимание, что независимо от цены подарка его стоимость надо отразить в справке по форме 2-НДФЛ под кодом дохода 2220 <10>. Необлагаемую (освобождаемую) сумму в пределах 4000 руб. надо указать с кодом вычета - 501 <11>.

ЕСН и пенсионные взносы

Мы уже сказали, что подарок - это не оплата труда. Поэтому платить ЕСН и пенсионные взносы с его стоимости не нужно <12>. Дополнительный аргумент - стоимость подарков не учитывается для целей налогообложения прибыли <13>, а следовательно, не облагается ЕСН и на этом основании.

Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев

Взносы в ФСС также начисляются не на любые доходы, а лишь на те, которые связаны с оплатой труда. Поэтому на стоимость подарков начислять взносы в ФСС не нужно <14>.

Но с таким подходом не согласен ФСС. Как известно, взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний облагается заработная плата работников с учетом всех выплат <15>. В то же время есть перечень выплат, которые такими взносами не облагаются <16>. Подарков и премий к праздникам в этом Перечне нет, а значит, по мнению ФСС РФ, они включаются в доход работников и на них нужно начислять страховые взносы <17>. Кстати, есть и судебные решения, в которых начисление взносов на стоимость подарков признавалось правомерным <18>.

То есть можно со 100-процентной уверенностью спрогнозировать, что выдачу подарков сотрудники Фонда будут рассматривать как объект обложения взносами в ФСС.

* * *

Итак, как вы видите, подарки сотрудникам не накладны в налоговом плане. Если же вы решите оформить выдачу подарков в качестве премии, как советуют некоторые специалисты, то:

- доказывать, что стоимость подарков можно учесть в налоговых расходах, вам все равно придется в суде;

- на стоимость подарков надо будет начислить ЕСН и взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев;

- стоимость подарков в полной сумме будет облагаться НДФЛ;

- выданные подарки будут являться объектом обложения НДС и доказывать обратное придется в суде. А сделать это удавалось немногим <19>.


<1> ст. 191 ТК РФ

<2> п. 16 ст. 270 НК РФ

<3> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ; Письмо Минфина России от 22.01.2009 N 03-07-11/16

<4> подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ; Письмо Минфина России от 10.04.2006 N 03-04-11/64

<5> п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ

<6> ст. 120 НК РФ

<7> подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ

<8> п. 28 ст. 217 НК РФ

<9> п. 1 ст. 224 НК РФ

<10> таблица 2 приложения N 2 к форме 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@

<11> таблица 3 приложения N 2 к форме 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@

<12> п. 1 ст. 236 НК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<13> п. 3 ст. 236 НК РФ

<14> Постановления ФАС УО от 22.05.2008 N Ф09-3614/08-С1; ФАС МО от 10.09.2007, 11.09.2007 N КА-А40/9176-07; ФАС ВВО от 23.06.2008 N А43-24096/2007-45-909

<15> ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве..."; п. 3 Правил утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184

<16> Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765

<17> Письма ФСС РФ от 18.10.2007 N 02-13/07-10008, от 10.10.2007 N 02-13/07-9665

<18> Постановления ФАС СКО от 11.09.2007 N Ф08-5294/2007-2020А; ФАС ВСО от 02.06.2005 N А78- 7502/04-С2-28/599-Ф02-1953/05-С2

<19> Постановления ФАС СЗО от 20.11.2008 N А05-10210/2007; ФАС УО от 23.01.2006 N Ф09-6256/05-С2

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 22, 2009

КАК СЧИТАТЬ НАЛОГИ, КОГДА СТОИМОСТЬ ОТСТУПНОГО НЕ РАВНА ПОГАШАЕМОМУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ

Никитина С.В.

Как известно, предоставление отступного является одним из способов прекращения обязательства. Обычно стоимость имущества, передаваемого в качестве отступного, соразмерна погашаемому обязательству. Но бывают ситуации, когда в качестве отступного предоставляется имущество, стоимость которого превышает размер долга, или же, наоборот, стоимость передаваемого имущества меньше долга, но кредитор за неимением лучшего согласен и на это.

Есть ли особенности налогообложения в этой ситуации?

Правовые нюансы неравноценного отступного

Действительно, стоимость отступного может быть меньше первоначального обязательства, равна ему или может даже превышать его <1>. Но если в соглашении об отступном не прописано, что отступное прекращает обязательство лишь в определенной части, то это означает, что обязательство прекращается полностью <2>. Из этого и нужно исходить при расчете налогов по этой сделке.

Должен ли кредитор корректировать выручку

Для целей налогообложения прибыли выручку от реализации товаров, обязательство по оплате которых прекращается предоставлением отступного, кредитор уже определил на дату их реализации <3>. И корректировать ее после получения отступного не нужно.

Также не нужно корректировать налоговую базу по НДС <4>.

Как кредитору определить стоимость имущества, полученного в качестве отступного

Стоимость имущества определяется по затратам на его приобретение <5>. Если кредитор соглашается взять имущество своего должника в оплату его долга, значит, он считает его равноценным цене первоначальной сделки. И поэтому именно по сумме погашенного долга кредитору нужно отразить у себя в учете стоимость полученного имущества. Это нам подтвердили и в Минфине России.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Главный специалист-эксперт отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"На основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов), включая все затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Поэтому в случае, когда материально-производственные запасы получены по договору отступного, за их стоимость будет приниматься сумма погашенного долга. Такие же правила применяются при оценке основных средств, полученных по соглашению об отступном".

Надо ли должнику изменить стоимость ранее полученных активов

Есть мнение, что в налоговом учете стоимость ранее приобретенного должником имущества должна быть скорректирована исходя из стоимости имущества, переданного по соглашению об отступном. Между тем это не так. В частности, менять первоначальную стоимость основного средства налоговое законодательство разрешает лишь в определенных ситуациях <6> (в том числе при достройке, реконструкции, модернизации), и наша ситуация к ним не относится.

Что касается стоимости иных материальных ценностей, то их стоимость также формируется исходя из цены приобретения, то есть цены, указанной сторонами сделки в первоначальном договоре <7>.

Как у должника будет определяться выручка по переданному в качестве отступного имуществу

В момент передачи имущества в качестве отступного должнику нужно отразить выручку от реализации на сумму погашаемого долга. Исходя из этой суммы он должен начислить НДС и выставить счет-фактуру кредитору <8>. Ведь для целей налогообложения передача отступного - обычная отгрузка товара <9>.

Вправе ли кредитор принять к вычету НДС по полученному имуществу

Входной НДС кредитор вправе принять к вычету <10> при условии, что полученное имущество будет использоваться для операций, облагаемых НДС, и при наличии счета-фактуры от должника.

Если стоимость отступного прописана в соглашении об отступном

Может получиться так, что в соглашении об отступном будет указана стоимость передаваемого имущества, которая меньше или больше долга по первоначальному договору, но не будет оговорено, в какой части погашается долг. Однако даже в этом случае, как мы уже отметили, обязательство по первоначальному договору будет прекращено полностью.

Некоторые специалисты считают, что в рассмотренной ситуации часть имущества передана (получена) безвозмездно. А это приводит к проблемам с признанием расходов (доходов) и вычетом НДС.

Но этот подход неверен. Безвозмездность предполагает, что у получателя имущества не возникает никаких обязательств в отношении передающей стороны <11>. Отступное же - всего лишь способ прекращения обязательства. И никакой безвозмездной передачи здесь нет <12>.

Поэтому, несмотря на то что стоимость неравноценного отступного будет указана в соглашении, все операции у сторон сделки будут учитываться в общем порядке, который мы рассмотрели выше. То есть у должника будут отражены обычные доходы и расходы от реализации, а у кредитора полученное имущество также будет оприходовано по цене первоначального договора.

* * *

Как видим, передача в качестве отступного неравноценного имущества не ведет к каким-либо негативным налоговым последствиям. Вместе с тем если и кредитор, и должник согласны "обменяться" неравноценным имуществом, то не стоит указывать его стоимость в соглашении об отступном. Мало того что это привлечет к сделке внимание налоговиков, так еще и та сторона соглашения, которая впоследствии сочтет передачу неравноценного отступного для себя невыгодной, может потребовать выплатить ей разницу между первоначальным долгом и стоимостью передаваемого имущества. Шансы на успех в суде у нее практически равны нулю <13>. А времени и нервов может быть потрачено немало.


<1> ст. 409 ГК РФ; Постановление ФАС ЦО от 23.07.2008 N Ф10-3397/08

<2> п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 102

<3> п. 3 ст. 271 НК РФ

<4> п. 1 ст. 154 НК РФ

<5> п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 257 НК РФ

<6> п. 2 ст. 257 НК РФ

<7> п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ

<8> п. 1 ст. 154, п. 3 ст. 168 НК РФ

<9> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<10> п. 1 ст. 172 НК РФ

<11> п. 2 ст. 248 НК РФ

<12> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 17АП-2162/2009-ГК

<13> п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 102

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 22, 2009

ЕСЛИ ЛИМИТ НОРМИРУЕМЫХ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ ВЫРОС, ТО ВЫЧЕТ НДС ПО НИМ МОЖНО "ДОБРАТЬ"

Никитина С.В.
6 ноября

Письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285

Минфин России поменял свое мнение относительно порядка вычета НДС по сверхнормативным рекламным расходам. Такой вычет, по мнению финансового ведомства, можно получить и в последующих кварталах, когда расходы перестали быть сверхнормативными в целях налогообложения прибыли. Ведь в течение года выручка организации увеличивается, и появляется возможность учесть в уменьшение налоговой базы дополнительную сумму нормируемых расходов.

Например, у организации в III квартале 2009 г. были нормируемые рекламные расходы на сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Они принимаются в налоговых расходах в пределах 1% суммы выручки. По итогам 9 месяцев организация смогла учесть в расходах, учитываемых для целей налогообложения прибыли, лишь 50 000 руб., что составило 50% от суммы всех рекламных затрат. Соответственно, в III квартале 2009 г. она могла заявить вычет по НДС лишь в сумме 9000 руб. (18 000 руб. x 50%). По итогам года выручка организации увеличилась, и организация смогла дополнительно учесть в налоговых расходах еще 25 000 руб. Тогда она может заявить налоговый вычет по НДС в IV квартале 2009 г. в сумме 4500 руб. (25 000 руб. x 18%).

Напомним, что ранее Минфин придерживался диаметрально противоположной точки зрения и считал, что НДС по нормируемым расходам подлежит вычету лишь в тех периодах, когда возникают эти расходы, и лишь в размере, соответствующем нормативу для целей исчисления налога на прибыль на конец этого квартала <1>. А НДС по сверхнормативной части затрат должен списываться на расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли.

Отрадно, что финансисты изменили свою точку зрения даже при отсутствии арбитражной практики по этому вопросу. Ведь действительно, гл. 21 НК РФ не запрещает принимать к вычету входной НДС и в более поздние налоговые периоды, а не только в том периоде, к которому относятся расходы. Главное, чтобы были выполнены условия для вычета: был в наличии счет-фактура исполнителя и услуги использовались в деятельности, облагаемой НДС.

В заключение скажем, что такой подход к вычету НДС можно применять не только к рекламным, но и к иным нормируемым расходам, например представительским.


<1> Письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 23, 2009

ФНС ЗАПРЕТИЛА УЧИТЫВАТЬ В "ПРИБЫЛЬНЫХ" РАСХОДАХ ВЫХОДНЫЕ ПОСОБИЯ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫЕ ПО ДОГОВОРЕННОСТИ СТОРОН

Забрамная Е.Ю.
21 октября

Письмо ФНС России от 21.10.2009 N 3-2-06/115

Не на шутку озаботившись идеей повышения собираемости налогов, ФНС вдруг запретила учитывать в расходах суммы выходных пособий, выплачиваемые работникам при увольнении по собственному желанию или по соглашению сторон <1>. Напомним, что трудовое законодательство не обязывает работодателя выплачивать выходные пособия в таких ситуациях <2>. Однако в ТК РФ прописано положение о том, что в трудовом или коллективном договоре могут предусматриваться и другие случаи выплаты выходных пособий (помимо перечисленных в законе) <2>.

Как разъяснили налоговики, "договорные" выходные пособия не отвечают критериям обоснованности для расходов на оплату труда <3>. Поэтому они рассматриваются как выплаты для личного потребления работников <4> и не должны учитываться в целях налогообложения прибыли.

Такую же позицию ФНС заняла и в отношении выходных пособий, выплачиваемых работникам сверх размеров, установленных трудовым законодательством, в частности при сокращениях численности или штата работников <2>. При этом налоговики попытались смягчить удар, указав, что выходные пособия, выплачиваемые работникам в "законодательных" размерах, учитываются в расходах независимо от того, указаны они в трудовом (коллективном) договоре или нет. Ведь их выплата - обязанность работодателя. Однако при этом налоговое ведомство почему-то "забыло" о том, что выплата пособий сверх "законодательных" размеров - тоже обязанность работодателя, хотя и добровольно им на себя принятая <5>. Ведь согласно ТК РФ в договорном порядке могут быть установлены и повышенные размеры выходных пособий <6>.

К тому же уравнивание налоговым ведомством выходных пособий, выплачиваемых работникам по договорам, с выплатами, указанными в п. 29 ст. 270 НК РФ, не учитываемыми в расходах, вряд ли корректно. Ведь в этой норме говорится об оплате работодателем путевок для работников на лечение и отдых, а также экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, товаров для личного потребления и иных аналогичных расходах <4>.

Отметим, что ранее налоговики и финансисты высказывали иную позицию <7>. Они отмечали, что выходные пособия, установленные в договорном порядке (равно как и суммы превышения размеров пособий над законодательно установленными), могут относиться на расходы в целях налогообложения прибыли <8>.


<1> пп. 1, 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

<2> ст. 178 ТК РФ

<3> ст. 255 НК РФ

<4> п. 29 ст. 270 НК РФ

<5> статьи 41, 55, 57, 178 ТК РФ

<6> статьи 9, 178 ТК РФ

<7> Письма Минфина России от 14.07.2009 N 03-03-06/1/464, от 17.03.2009 N 03-03-06/1/146, от 19.03.2009 N 03-03-06/2/55; УФНС России по г. Москве от 19.11.2008 N 19-12/107952

<8> ст. 178 ТК РФ; ст. 255 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 23, 2009

КАК УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА УКРАШЕНИЕ МАГАЗИНОВ И ОФИСОВ К ПРАЗДНИКУ

Никитина С.В.

В преддверии новогодних и рождественских праздников витрины и торговые залы многих магазинов уже выглядят по-новому. Вместо привычных манекенов и образцов продукции там появились всеми любимые сказочные персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, северные олени и многие другие. Преобразились и офисы организаций: всеми цветами радуги заиграли елки, гирлянды и мишура. А вот можно ли учесть затраты на праздничное украшение для целей налогообложения?

Расходы на оформление магазинов

Налог на прибыль

Затраты на оформление витрин и демонстрационных залов (к которым смело можно отнести и торговые залы) относятся к ненормируемым рекламным расходам. Значит, они учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли в полном размере <1>. И проблем с признанием рекламных расходов не будет, если магазин в качестве рекламных материалов использует то, чем непосредственно торгует. То есть он рекламирует таким образом свои же товары. Например, когда магазин, в котором есть отдел по продаже елочных игрушек или елок, оформляет ими же свои витрины, кондитерский магазин украшает витрину сладостями, продуктовый магазин выставляет на витрине празднично оформленные корзины с наборами деликатесов и напитков.

Определение. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к организации, товарам, идеям и способствовать их реализации <2>.

А как быть, если украшения не имеют никакого отношения к продаваемым товарам? Такое украшение магазина тоже косвенно способствует реализации его товаров, так как создает праздничную атмосферу и тем самым помогает привлечь покупателей и повысить спрос. Поэтому расходы на новогоднее оформление также относятся к рекламным расходам. И тому есть подтверждения из арбитражной практики <3>. И даже если проверяющие будут настаивать на том, что расходы по праздничному украшению магазина не являются рекламными, вы все равно сможете учесть их в составе иных обоснованных расходов <4>.

Кстати, еще одним аргументом в пользу необходимости праздничного украшения магазинов и, следовательно, неизбежности таких расходов может быть распоряжение местных властей об обязательном оформлении магазинов. В Москве, например, это Распоряжение об обязательном оформлении витрин к государственным праздникам <5>. А Новый год и Рождество как раз являются такими праздниками.

НДС

Учитывая, что затраты на оформление витрин и торговых залов не нормируются, НДС, предъявляемый в составе таких расходов, подлежит вычету в полной сумме <6>.

Расходы на украшение офисов

Налог на прибыль

Если же организация решила украсить свой офис, то доказать рекламный характер таких расходов будет сложно. Ведь реклама предназначена для неопределенного круга лиц, а в офис организации заходит не так много людей - в основном клиенты, уже знающие об организации. Но это не значит, что учесть такие расходы в налоговых расходах нельзя. Их можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией <7>. И вот почему.

Основным признаком расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, является их взаимосвязь с деятельностью, направленной на получение дохода <8>. Критерии экономической оправданности произведенных расходов нормативно не установлены, поэтому организации не ограничены в выборе средств и методов обоснования своих расходов. Главное - доказать налоговикам, а в дальнейшем, возможно, и суду, что расходы были направлены на получение прибыли. Маркетологи подтверждают, что показатель спроса зависит от многочисленных факторов, одними из которых как раз и являются внешний вид и интерьер офиса. Поэтому и новогоднее украшение улучшит впечатление об организации. И еще. Украшать офисы к Новому году - это обычай делового оборота, признанный во всем цивилизованном мире. Неужели мы хуже?

НДС

Так как с учетом расходов для целей налогообложения прибыли у организации, украсившей офис, возможны проблемы, то можно предположить, что и вычет НДС по таким расходам проверяющие признают неправомерным. Хотя есть судебное решение, в котором судьи в аналогичной ситуации поддержали организацию <9>. При этом суд исходил из того, что расходы на приобретение елки и новогодних игрушек являлись экономически оправданными и документально подтвержденными, а налоговый вычет по ним - соответствующим требованиям Налогового кодекса. Отметим, что Президиум ВАС РФ поддержал это решение суда <10>.

Когда расходы на оформление учитываются через амортизацию

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Если имущество, которое организация приобрела для новогоднего оформления, соответствует критериям амортизируемого имущества, то есть его первоначальная стоимость превышает 20 000 руб., а срок полезного использования - 12 месяцев <11> (те же новогодние елки могут стоить десятки тысяч рублей, а использовать их можно на протяжении нескольких лет), стоимость такого имущества следует учитывать в налоговых расходах через начисление амортизации <12>.

* * *

Итак, не бойтесь учитывать затраты по оформлению магазинов и офисов в своих налогооблагаемых расходах. Выпустите приказ о необходимости украшения помещений для повышения их привлекательности, привлечения покупателей и увеличения спроса на товары.


<1> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ

<2> п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"

<3> Постановления ФАС МО от 22.07.2004 N КА-А40/5181-04; ФАС ВСО от 01.03.2007 N А33-10956/06-Ф02-725/07

<4> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 N А40-25182/08-129-71; подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

<5> Распоряжение Правительства Москвы от 06.12.2006 N 2521-РП; п. 9.5 Методических указаний по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве, утв. Распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы от 30.05.2003 N 31

<6> п. 7 ст. 171 НК РФ

<7> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

<8> п. 1 ст. 252 НК РФ

<9> Постановление ФАС УО от 19.06.2008 N Ф09-4255/08-С2

<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08

<11> п. 1 ст. 256 НК РФ

<12> Письмо Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 23, 2009

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АКТ ОБ ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ, МАРКЕТИНГОВЫХ И ПРОЧИХ УСЛУГ

Давыдова Л.К.

Наверное, трудно найти организацию, которая ни разу не обращалась бы в специализированные организации за какими-либо консультациями (бухгалтерскими или юридическими) или не нуждалась бы в специальном обзоре рыночной информации и тому подобных услугах.

Правильное оформление результата оказания этих услуг избавит вас от налоговых неприятностей.

Для чего составляем акт

Услуга не имеет материально-вещественного воплощения <1>. Поэтому подтвердить факт оказания услуги в объеме, предусмотренном договором, и по установленной цене можно только документами, прежде всего актом. Именно на основании акта заказчик имеет право предъявить претензии к исполнителю, если услуга оказана некачественно или не в полном объеме <2>.

Кроме того, акт служит подтверждающим документом для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете как заказчика, так и исполнителя <3>.

Составляем акт правильно

Поскольку акт является первичным документом, он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухучете, в том числе <4>:
- дату или период оказания услуг;
- стоимость оказанных услуг;
- подписи сторон договора;
- описание оказанных услуг.

И именно описанию оказанных услуг следует уделять особое внимание. Не надо ограничиваться только упоминанием их наименования. Из акта должно быть видно, соответствует ли величина оплаты услуг реально оказанным услугам. Поэтому в акте нужно указать дополнительную информацию, а какую именно - зависит от условий договора.

ПОДСКАЖИ РУКОВОДИТЕЛЮ
Подробный акт об оказании услуг нужен не только для бухгалтерии. Он поможет оценить, насколько необходимы оказанные услуги и соответствует ли цена услуг их качеству.

Приведем примеры.

Если оплата юридических услуг определяется исходя из затраченных человеко-часов, значит, в акте нужно указать виды услуг, количество человеко-часов на их выполнение и цену за час работы специалиста.

Если же цена устанавливается за отдельные действия специалиста юридической или консультационной компании, скорее всего, у вас будут документы, подтверждающие выполнение этих действий. Тогда в акте нужно сослаться на эти документы и оформить их в качестве приложения. Такими документами могут быть, например, письменные консультации, заключения об экспертизе договоров. Если юрист представляет интересы вашей организации в суде, то к акту нужно приложить копию решения суда.

Если речь идет о маркетинговых услугах, например исследовании рынка, в акте должна быть ссылка на отчет исполнителя, а сам отчет должен храниться в организации.

Сложнее дело обстоит с устными консультациями, которые оплачиваются по фиксированной цене за определенный период времени. В таком случае советуем каждый раз составлять служебную записку, в которой будут отражены суть вопроса, сведения о специалисте, отвечавшем на него, и полученный ответ. Эти записки будут являться приложением к акту.

Если акт будет составлен подобным образом, то вы сможете оценить необходимость оказанных услуг для деятельности организации, соотношение их качества и заявленной цены, конкурентоспособность. Например, располагая данными о количестве устных консультаций за месяц, вы сможете понять, выгодно ли и дальше оставаться на абонентском обслуживании или дешевле при необходимости заказывать письменные консультации, каждая из которых оплачивается отдельно. И у налоговых инспекторов такой подробный акт, скорее всего, не вызовет претензий.

 

Пример. Оформление акта об оказании консультационных услуг

УСЛОВИЕ

ООО "Стилтон" (далее - Заказчик) заключило договор с ООО "Аудит для всех" (далее - Исполнитель) о бухгалтерском обслуживании, согласно которому Исполнитель предоставляет консультации по вопросам бухгалтерского и налогового учета по запросам Заказчика. Оплата услуг производится исходя из затраченного на услуги времени. Часовые ставки работников Исполнителя (без НДС):

- эксперт - 3000 руб/ч;
- аудитор - 4000 руб/ч.

В октябре 2009 г. специалистами Исполнителя по поручению Заказчика подготовлены две письменные консультации. Кроме того, аудитор Исполнителя участвовал в подготовке налоговой отчетности Заказчика за 9 месяцев 2009 г.

РЕШЕНИЕ

Исполнитель оказал услуги своевременно и в полном объеме. У Заказчика к Исполнителю претензий не имеется.

Приложения:
1) письменное заключение на 6 (шести) листах;
2) письменное заключение на 4 (четырех) листах.

* * *

Итак, чтобы составить грамотный акт об оказании услуг, не нужно ограничиваться одним указанием на выполнение обязательств по договору. Как можно подробнее опишите действия исполнителя и приложите все дополнительные документы, свидетельствующие о реальном оказании услуг.


<1> п. 5 ст. 38 НК РФ

<2> ч. 2 ст. 720, ст. 783 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете); п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ

<4> п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 23, 2009

О НАЛОГОВОМ И БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ УБЫТКА

Если вы получили убыток в отчетном периоде по налогу на прибыль, то это значит, что в течение следующего квартала вам не придется платить ежемесячные авансовые платежи. А если этот отчетный период - 9 месяцев года, то авансы вы не будете уплачивать не только в IV квартале этого года, но и в I квартале следующего. Также вы можете попросить свою налоговую инспекцию зачесть или вернуть все авансовые платежи по налогу на прибыль, которые вы уплатили до того, как образовался убыток.

А что НЕ нужно делать с убытком по итогам отчетного периода? Не нужно включать сведения о нем в приложение N 4 к листу 02 "Расчет убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу" нынешней формы декларации по налогу на прибыль. Оно предназначено только для годовых убытков. В декларации за отчетный период сумму "обычного" убытка со знаком минус вы зафиксируете только в строке 120 "Налоговая база" листа 02.

С убытком по итогам отчетного периода разобрались. Что делать, если и по году сработать с прибылью не удалось?

Для начала вы фиксируете годовой убыток в строке 160 приложения N 4 к листу 02 декларации за "убыточный" год.

Затем, если в каком-нибудь отчетном периоде наступившего года вы получите прибыль, вы сможете уменьшить ее на всю сумму убытка или на ее часть. Только нужно помнить, что переносить убыток можно не более 10 лет считая с "убыточного" года. Так, убыток 2008 г. можно переносить с 2009 по 2018 г. Именно поэтому убытки переносятся в той очередности, в какой они возникли. Например, если у вас есть убыток 2008 и 2009 гг., то на 2010 и последующие годы сначала переносится убыток 2008 г., - до тех пор, пока от него ничего не останется. И только потом настает черед убытка 2009 г.

Правда, есть еще "шикарная" норма о том, что документы, подтверждающую сумму годового убытка, нужно хранить все время, пока вы этот убыток переносите.

Ведь убыток - это превышение расходов над доходами. И если читать норму буквально, получается, что нужно хранить ВСЕ "доходные" первичные документы и ВСЕ "расходные" первичные документы года, в котором получен убыток. Минфин, кстати, примерно так эту норму и читает. Когда убыток мы успеваем списать за год-два, это не страшно, ведь мы должны хранить первичку 5 лет. Но если списание убытка затянется, то придется беречь чуть ли не все первичные документы убыточного года дольше.

На примере это выглядит так. В 2009 г. получен убыток. Перенести его полностью удалось только в 2013 г. Последний год, когда налоговики могут проверить правомерность этого переноса, - 2016-й (помним, что глубина проверки - 3 года, предшествующие году ее проведения). Выходит, что документы, связанные с убытком, придется хранить 7 лет. Как видите, чем дальше отстоит год окончательного списания убытка от года его возникновения, тем больше срок хранения.

Об этом многие забывают и благополучно выбрасывают бумаги, как только заканчивается общий пятилетний срок. Потом приходит налоговая проверка и доначисляет налог на прибыль, так как перенесенный убыток подтвердить нечем. Приходится судиться, делая упор на то, что сумма убытка зафиксирована в декларации за "убыточный" год, которая прошла камеральную проверку и нареканий не вызвала. Потом организация лишь переносит убыток на будущее, заново она его не рассчитывает. Но Минфину, к сожалению, этого недостаточно. Причем его не смущает, что налоговики при выездной проверке не могут заглянуть дальше, чем на 3 года, предшествующие году проверки. Значит, не могут они и проверить "убыточную" первичку, если убыток получен раньше. Тем не менее в итоге кому-то удается выиграть спор, кому-то нет.

Но вернемся к декларации. Если у вас появился годовой убыток, приложение N 4 к листу 02 вам лучше представлять в составе каждой декларации за каждый отчетный или налоговый период до тех пор, пока вы не спишете убыток или не кончится срок на его списание. Заполнять это приложение несложно: указываете остаток убытка, год его возникновения, указываете налоговую базу отчетного или налогового периода, сравниваете эти величины и на расходы относите ту, что меньше.

Надо только помнить, что сумма убытка, переносимая на расходы, от одного отчетного периода к другому может не только увеличиваться, но и уменьшаться, а то и вовсе обнуляться. Поясню на примере.

Убыток 2008 г. - 100 000 руб. Прибыль I квартала 2009 г. (та самая налоговая база) - 120 000 руб. Убыток меньше этой суммы, значит, переносим его весь.

Во II квартале дела не заладились, расходы росли, доходы падали, и прибыль, исчисленная нарастающим итогом с начала года, составила к концу полугодия 60 000 руб. Какую сумму убытка 2008 г. переносим? Правильно, на этот раз только 60 000 руб. Это и показываем в декларации за полугодие. Если вдруг в 2009 г. снова выйдем на убыток, в приложении N 4 к листу 02 годовой декларации перенос убытка вовсе не покажем, так как уменьшать нечего.

Вот из-за этого всего приложение N 4 к листу 02 лучше заполнять всегда, пока есть остаток убытка, а не только по итогам I квартала и года, как почему-то пишет Минфин в Порядке заполнения декларации.

Таковы правила налогового учета "обычного" убытка, и, как вы могли убедиться, сложными их назвать трудно. В принципе, то же самое можно сказать и о бухгалтерских правилах.

По отчетным периодам сумму бухгалтерского убытка вы можете найти, сопоставив дебетовые и кредитовые обороты по счету 99 "Прибыли и убытки". Дебетовое сальдо и есть сумма убытка.

Если вы не малое предприятие, бухгалтерский убыток отчетного или налогового периода означает, что вам придется отразить условный доход по налогу на прибыль. Это делается проводкой дебет счета 68, субсчет для расчетов по налогу на прибыль (допустим, 68-НП), - кредит счета 99, субсчет "Условный расход (доход) по налогу на прибыль" (можно тоже 99-НП). Сумма проводки равна произведению суммы убытка и ставки налога 20 процентов. И за счет постоянных налоговых активов и обязательств, а также за счет отложенных налоговых активов и обязательств условный доход по налогу должен непременно обнулиться. Ведь налоговый убыток означает, что налог на прибыль равен нулю. Значит, нулю должен быть равен и текущий налог на прибыль в бухучете.

Если других разниц нет, это достигается только благодаря тому, что сумма убытка уже сама по себе - вычитаемая временная разница, ведь вполне возможно, что в следующих отчетных периодах этот убыток уменьшит прибыль полностью или частично. Выходит, что вам нужно начислить отложенный налоговый актив (ОНА) проводкой дебет счета 09 "Отложенные налоговые активы" - кредит счета 68-НП. Для того чтобы получить сумму проводки, следует умножить налоговый убыток на ставку налога 20 процентов. Тем самым в отсутствие других разниц вы и выходите на нулевой текущий налог на прибыль на счете 68-НП.

Если в следующем отчетном периоде прибыль полностью перекроет убыток, то весь ОНА спишется обратной проводкой: дебет 68-НП - кредит 09. Если же налоговая прибыль следующего отчетного периода уменьшит убыток частично, то частично спишется и ОНА. Наконец, когда следующий отчетный период опять принесет налоговые убытки, ОНА придется доначислить.

Пример. Отражение условного расхода (дохода) по налогу на прибыль и текущего налога на прибыль в бухгалтерском учете

По итогам I квартала дебетовое сальдо счета 99 (бухгалтерский убыток) составило 30 000 руб., по итогам полугодия - 20 000 руб. За 9 месяцев кредитовое сальдо счета 99 (бухгалтерская прибыль) равно 25 000 руб. Суммы бухгалтерского и налогового убытков (прибыли) по всем отчетным периодам совпали.

Приведем таблицу проводок.

Содержание операции Дт Кт Сумма Пояснения
31 марта (конец I квартала)
Начислен условный доход по налогу на прибыль 68-НП 99-НП 6000
(30 000 руб. x 20%)
                                           -
Начислен отложенный налоговый актив 09 68-НП 6000
(30 000 руб. x 20%)
За счет начисления ОНА текущий налог на прибыль составил 0 руб. (6000 руб. - 6000 руб.), что соответствует данным декларации по налогу на прибыль
30 июля (конец полугодия)
СТОРНО
Начислен условный доход по налогу на прибыль
68-НП 99-НП 2000
((30 000 руб. - 20 000 руб.) x 20%)
Сумма убытка по итогам полугодия уменьшилась с 30 000 до 20 000 руб. Соответственно, нужно уменьшить условный доход по налогу на прибыль
Списан ОНА 68-НП 09 2000 За счет этого текущий налог на прибыль в бухучете по итогам полугодия снова равен 0 руб.
30 сентября (конец 9 месяцев)
СТОРНО
Начислен условный доход по налогу на прибыль
68-НП 99-НП 4000
(20 000 руб. x 20%)
По итогам 9 месяцев остаток бухгалтерского убытка (20 000 руб.) превратился в прибыль.
Списан ОНА 68-НП 09 4000 начисленного условного дохода по налогу на прибыль нужно сторнировать, а остаток ОНА - списать
Начислен условный расход по налогу на прибыль 99-НП 68-НП 5000
(25 000 руб. x 20%)
По итогам 9 месяцев в бухучете получена прибыль в сумме 25 000 руб. Учитывая, что она равна налоговой прибыли, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу

Времена сейчас непростые, предположим, по итогам года организация также получила бухгалтерский убыток. Чем это грозит и что с ним делать?

Для начала проводкой от 31 декабря списать годовой убыток с кредита счета 99 в дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Непокрытый убыток отчетного года". Это та сумма, которую придется предъявить участникам организации на годовом собрании. А на 1 января следующего года внутренней проводкой по счету 84 перекиньте убыток на субсчет "Непокрытый убыток прошлого отчетного года".

Помните, что убыток всегда бьет по чистым активам организации, ведь в большинстве случаев их сумма равна итогу III раздела бухгалтерского баланса. То есть раздела, в котором отражается сумма уставного, резервного и добавочного капитала, а также сумма нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Чем больше убыток, тем меньше чистые активы.

У участников есть несколько способов погасить убыток. Первые два уже названы, то есть участники могут направить на эти цели:

- средства резервного фонда, что отражается проводкой по дебету счета 82 "Резервный капитал" и кредиту счета 84, субсчет "Непокрытый убыток прошлого отчетного года";

- нераспределенную прибыль прошлых лет - тогда нужная сумма просто перекидывается с одного субсчета 84-го счета на другой.

Третий способ - уменьшить уставный капитал организации. Этот способ, кстати, будет единственным, если во второй или любой последующий год работы резервного фонда и нераспределенной прибыли прошлых лет не хватило на покрытие убытка. Таково требование Закона об ООО и Закона об АО, ведь чистые активы общества оказались меньше его уставного капитала и резервного фонда. В этом случае после общего собрания вы уменьшаете уставный капитал проводкой дебет счета 80 "Уставный капитал" - кредит счета 84, субсчет "Непокрытый убыток прошлого отчетного года". Вместе с этим, конечно, уменьшается и номинальная стоимость долей участников.

Организация от этой операции никакой экономической выгоды не получает, по сути, деньги перекладываются из одного ее кармана в другой. Поэтому согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса и для целей налогообложения она в доходы ничего включать не должна.

 

Вопрос. Но ведь есть еще статья 250 НК РФ, и там сказано, что уменьшение уставного капитала образует доход, если общество ничего не выплачивает участникам.

Да, такая норма есть. Это пункт 16 статьи 250. Однако там сделана оговорка: доход образуется, но кроме случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251. При погашении убытка за счет уменьшения уставного капитала эта отсылка не сработает, только если участники решат сделать это по итогам первого года работы организации. Только тогда уставный капитал будет уменьшаться не в соответствии с требованиями законодательства. Однако мало кто на это пойдет. Но если такие участники найдутся, то да, доход возникнет.

А вот организации-участники в любом случае не отражают ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете снижение стоимости своих долей. Ведь расходы на приобретение долей остались прежними, изменилась лишь их номинальная стоимость. В расходы это выльется не раньше, чем участник решится продать долю по цене меньшей, чем та, за которую она ему досталась. Никаких денег общество участникам не выплачивает, и о доходах даже речи быть не может.

 

Вопрос. Ключевой вопрос: что будет, если уставный капитал не уменьшить и оставить все как есть?

Вопрос не в бровь, а в глаз, да?

Какие-либо прямые санкции со стороны государства не последуют, их просто нет ни в Налоговом кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях. Принудительно ликвидировать организацию по суду можно, только если по итогам второго и последующих годов существования ее чистые активы оказались меньше, чем минимальная величина уставного капитала. Для ООО и ЗАО это 10 000 руб., для ОАО - 100 000 руб. Обращаются в суд обычно налоговики, но получают от него добро на ликвидацию крайне редко. В судебных актах обычно написано, что гражданское законодательство не требует безусловной ликвидации общества, ведь нарушение вполне устранимое.

Косвенная санкция, если можно так выразиться, заключается в том, что организация не может выплачивать дивиденды до тех пор, пока не приведет в порядок соотношение чистых активов и уставного капитала с резервным фондом. А если и выплатит, то для целей налогообложения эти суммы дивидендами признаны не будут. Это значит, что если дивиденды получает:

- российская организация, то источник выплаты не будет налоговым агентом по налогу на прибыль. Налог заплатит получатель, причем по обычной ставке 20%;

- физическое лицо - резидент, то источник выплаты будет налоговым агентом по НДФЛ и обязан удержать налог по обычной ставке 13%;

- иностранная организация или физическое лицо - нерезидент, то источник выплаты будет налоговым агентом по налогу на прибыль и НДФЛ и должен удержать налоги по ставкам 20 и 30% соответственно.

Безусловно, не понравится состояние чистых активов организации и банку, если та обратится за кредитом. В остальном, повторюсь, санкций за то, что убыток прошлого отчетного периода не покрыт и уставный капитал остался прежним, не будет.

Но вернемся к разговору о том, как бороться с убытками. Как вы понимаете, все проводки, связанные с погашением убытка прошлого года, делаются в том году, в котором участники провели собрание и решили гасить убыток. Естественно, на общий финансовый результат это никак не влияет, а в отчете о прибылях и убытках вообще не отражается. Погашение убытка будет видно, только когда вы составите бухгалтерский баланс и отчет об изменениях капитала за год, в котором убыток погашен.

Замечу только, что в последней форме отдельной строки для отражения этого события нет. Для отчислений в резервный фонд есть (строка 110), а для зеркальной операции, то есть для направления средств фонда на погашения убытка, - нет. Значит, в рекомендованную форму эту строку придется ввести самостоятельно и отразить это через дополнение к учетной политике. Новой строке можно присвоить номер 111.

 

Пример. Заполнение отчета об изменениях капитала при погашении убытка за счет резервного фонда

Организация по итогам 2008 г. получила убыток в сумме 250 000 руб. Остаток резервного фонда на 31.12.2008 - 300 000 руб. Общее годовое собрание участников решило направить средства фонда на погашение убытка. Прибыль по итогам 2009 г. составила 100 000 руб., 5% от этой суммы зачислены в резервный фонд, поскольку согласно уставу общества для отчислений в фонд разрешение участников не требуется.

ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА
за 200_9_ г.
 

Показатель Резервный капитал Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
наименование код
1 2 5 6
200_8_г. (предыдущий год)      
Остаток на 31 декабря предыдущего года   300 (250)
200_9_г. (отчетный год)      
Остаток на 1 января отчетного года 100 300 (250)
Чистая прибыль   X 100
Отчисления в резервный фонд 110 5
(100 000 руб. X 5%)
(5)
Направление средств резервного капитала на погашение убытков прошлых лет 111 (250) (250)
Остаток на 31 декабря отчетного года 140 55
(300 000 руб. + 5000 руб - 250 000 руб.)
95
(-250 000 руб. + 100 000 руб. - 5000 руб. + 50 000 руб.)

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 12

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТАХ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Карпова Ю.А.

Вопрос. Ольга Александровна говорила, что есть обязательные реквизиты первичных документов, предусмотренные Законом о бухучете. Мне бы хотелось знать, насколько они обязательны. Предположим, продавец нам выдал накладную без даты или забыл в первичном документе указать цену товара. Чем это грозит?

Ю. К.: Независимо от того, установлена унифицированная форма первичного документа или нет, он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в Законе "О бухгалтерском учете" <1>.

Дата составления документа - обязательный реквизит, установленный этим Законом <2>. А такой реквизит, как цена товара, Законом не предусмотрен, однако, на мой взгляд, без указания цены будет считаться отсутствующим такой обязательный реквизит, как денежный измеритель хозяйственной операции <3>. Поэтому, если в первичке не хватает реквизита, обязательного согласно Закону о бухучете, возникнут проблемы с налогом на прибыль и НДС.

Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа оценивал Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 <4>. Документ был не просто небрежно оформлен - в нем были проигнорированы необходимые к заполнению графы: "Номер единичной расценки", "Единицы измерения работ", "Количество выполненных работ", "Цена за единицу". И суд резонно заметил: отсутствие этих реквизитов не позволяет установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных строительно-монтажных работ <5>. Поэтому такие акты не подтверждают того, что операции совершены <6>. По похожим основаниям налоговый орган отказал организации в возмещении НДС, а ФАС Северо- Кавказского округа согласился с инспекцией <7>.

Другой пример. Опять же ФАС Восточно-Сибирского округа <8> указал, что не может служить основанием для оприходования товара накладная ТОРГ-12 <9>, в которой не было должности и подписи лица, ответственного за отгрузку товара <10>. В накладной также не было даты отпуска и получения груза. Их указание суд посчитал обязательным. Ведь содержание хозяйственной операции - это, в числе прочего, и дата ее совершения. Если неизвестно, когда товар был отгружен и получен, появляются сомнения, а был ли товар вообще <11>.

Справедливости ради надо сказать, что, рассматривая подобные дела, суды не только исходят из полноты заполнения обязательных реквизитов, но и оценивают реальность самой хозяйственной операции. И сомнения в последнем играют серьезную роль при принятии решения.

Поэтому, конечно, не стоит рассчитывать на понимание арбитров, если и сама сделка сомнительная, и в оформляющих ее документах данные не соответствуют друг другу. В этом случае, естественно, подозрительны накладные с любыми недостатками <12>.

Напротив, если сомнений в реальности операций у суда не возникнет, то только из-за неправильного оформления первички проблем с расходами и вычетами у налогоплательщика не будет <13>. Например, ФАС Поволжского округа признал акт выполненных работ документом, подтверждающим расходы, несмотря на отсутствие в нем даты составления. Объяснил он это тем, что, во-первых, в акте есть все другие обязательные реквизиты первичного документа, а во-вторых, к акту приложены счета-фактуры, из которых можно определить срок выполнения работ и период признания расходов <14>.

Вопрос. Налоговые инспекторы часто требуют, чтобы в унифицированной первичке были заполнены все строки и графы. Насколько это обязательно?

Ю. К.: Налоговиков понять несложно, они всегда читают закон в пользу бюджета. Приобретение товара или услуги должно оформляться первичкой? Должно <15>. Есть унифицированная форма? Есть. Значит, будьте добры заполнить все ее графы и строки, иначе документ не соответствует требованиям законодательства.

Но это, конечно, неверно. Унифицированные формы разрабатывались как максимально универсальные, рассчитанные на применение во всех возможных ситуациях. И поэтому в них есть разделы, строки, графы, которые в некоторых случаях либо невозможно заполнить из-за отсутствия соответствующих сведений, либо заполнять необязательно, поскольку ничего значимого о хозяйственной операции в них сообщить нельзя.

Возьмем накладную ТОРГ-12. В ней есть строка "Груз получил", которую должен заполнить грузополучатель. И если покупатель и грузополучатель - одно лицо, то накладная, в которой эта строка пуста, дефектной не будет <16>.

Вопрос. У меня вопрос по поводу оформления актов об услугах. Мы наших работников часто отправляем на повышение квалификации. Обычно учебные центры по завершении обучения выдают нам акты, в которых указывают только номер договора. Сама же программа обучения оформляется как приложение к акту. Я слышала от коллег, что налоговая такие акты не принимает.

Ю. К.: Да, это спор из вечных. Действительно, только ссылка на договор в акте налоговиков не удовлетворяет, они расценивают это как отсутствие такого обязательного реквизита первичного документа, как содержание операции <17>. По их логике, если в акте не указан перечень оказанных услуг или выполненных работ, то такой акт не подтверждает обоснованность и производственную направленность расходов.

Но здесь с проверяющими можно поспорить. Если к актам приложены отчеты или другие документы об оказанных услугах или выполненных работах в соответствии с договором, то, как отмечают суды, такой акт составлен без нарушений <18>.

Итак, вывод один - не забывайте об обязательных реквизитах, на то они и называются обязательными. Проверяйте первичные документы, так сказать, "не отходя от контрагента". Да и сами заполняйте документы правильно, не подводите своих покупателей.


<1> п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете)

<2> подп. "б" п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

<3> подп. "д" п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

<4> утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100

<5> подп. "г", "д" п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

<6> Постановление от 24.01.2007 N А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1

<7> Постановление от 15.07.2008 N Ф08-3970/2008

<8> Постановление от 19.05.2009 N А33-15680/08-Ф02-2137/09

<9> форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<10> подп. "е", "ж" п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

<11> подп. "г" п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

<12> Постановления ФАС ДВО от 12.02.2009 N Ф03-6311/2008; ФАС СЗО от 03.09.2009 N А05-14740/2008, от 13.10.2008 N А13-40/2007

<13> Постановление КС РФ от 27.05.2003 N 9-П; Постановления ФАС ПО от 11.09.2008 N А12-18383/07; ФАС СЗО от 18.02.2009 N А13-10133/2007, от 06.07.2009 N А05-8773/2008; ФАС СКО от 26.04.2007 N Ф08-2103/2007-879А

<14> Постановление от 30.07.2009 N А57-23188/2008

<15> п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 172 НК РФ

<16> Постановление ФАС ПО от 29.06.2009 N А06-6474/2008

<17> подп. "г" п. 2 ст. 9 Закона о бухучете

<18> Постановления ФАС ВСО от 24.10.2007 N А74-126/07-Ф02-7592/07; ФАС ДВО от 28.05.2008 N Ф03-А59/08-2/1714; ФАС ПО от 26.10.2007 N А65-23569/06

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 12

О ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ БЕЗ ПЕЧАТИ

Судакова А.Л.

Можно ли подтвердить налоговые расходы первичными документами без печати?

ДА НЕТ
Расходы должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ <1>.

НК РФ и Закон о бухгалтерском учете не требуют обязательного наличия печатей на документах, подтверждающих расходы.

Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации являются подзаконными актами.

Отсутствие печати на документах, подтверждающих затраты на приобретение товаров (работ, услуг), не свидетельствует о безвозмездном приобретении товаров (работ, услуг), если эти товары (работы, услуги) приняты к учету и в дальнейшем реализованы или использованы в производстве.

Первичные учетные документы можно принять к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации <2>.

Если в унифицированной форме есть реквизит "Место печати", то без печати такой документ будет считаться составленным с нарушением законодательства.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Московского округа
от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09  
ФАС Поволжского округа
от 09.10.2007 N А65-24910/06  
ФАС Северо-Кавказского округа
от 20.03.2007 N Ф08-1197/2007-5080А  
ФАС Уральского округа
от 29.01.2008 N Ф09-9195/07-С2  
ИТОГО: 4 ИТОГО: 0

<1> п. 1 ст. 252 НК РФ

<2> п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 12


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное