Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 20.11.2009


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 20.11.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Практический журнал для бухгалтера и руководителя

Журнал "Главная книга" поможет вам сэкономить время при составлении отчетности, подскажет, как платить вовремя все налоги, даст практические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, позволит избежать споров с налоговой, прокомментирует последние изменения в законодательстве и многое другое.


Содержание

МОЖНО ЛИ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС С АВАНСА, ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ТРЕТЬЕМУ ЛИЦУ

Коновалова Е.В.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Организация по поручению поставщика в счет аванса ему перечисляет деньги третьему лицу.

Можно ли в этом случае принять соответствующую сумму НДС к вычету?

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

С 2009 г. покупатели получили право принимать к вычету НДС, перечисленный в составе авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) <1>.

В общем случае для того, чтобы принять НДС с аванса к вычету, не опасаясь претензий налоговых органов, необходимо иметь <2>:
- авансовый счет-фактуру, выставленный продавцом при получении им оплаты, частичной оплаты;
- документы, подтверждающие перечисление денег;
- договор, предусматривающий уплату аванса.

Будут ли эти документы в наличии у покупателя, если он по поручению поставщика перечисляет деньги в счет своего аванса третьему лицу?

Предположим, договор с поставщиком, в котором предусмотрено условие о предоплате, у покупателя есть. И платежка, в которой получателем значится третье лицо, тоже будет. Но вот вопрос: можно ли с таким платежным документом получить вычет?

Можно, если в поле "Назначение платежа" платежки будет указано, что перечисленная сумма является авансом поставщику.

    ------------------------------------------------------------------
    Оплата  за  ООО  "Поставщик"  по  договору  с  ЗАО  "Третье  лицо"

    от  01.11.2009  N 59 (в счет аванса ООО "Покупатель" по договору с
    ООО "Поставщик" от 23.09.2009 N 63) в сумме 118 000 руб.  (включая
    НДС 18%)

    Назначение платежа
    ------------------------------------------------------------------

Еще одним необходимым документом становится поручение поставщика перечислить деньги третьему лицу в счет аванса. Именно этот документ позволит вам доказать налоговому органу, что вы перечисляли деньги третьему лицу именно в счет аванса поставщику. Кроме того, этот документ необходим и вам, чтобы не было недоразумений с поставщиком. Поэтому требуйте от поставщика оформить его письменно. По возможности реквизиты этого поручения тоже укажите в поле "Назначение платежа" платежки на перечисление денег третьему лицу.

Приведем образец такого поручения.


                                                                    Генеральному директору
                                                                          ООО "Покупатель"
                                                                          З.Б. Отзывчивому

                                Письмо N 357 от 10.11.2009

    Просим  вас  перечислить  аванс,  причитающийся  ООО  "Покупатель"  по  договору   от
23.09.2009 N 63, в сумме 118 000 руб. (включая НДС 18%) ЗАО "Третье лицо" (по договору  от
01.11.2009 N 59) по следующим реквизитам:

    ООО "Третье лицо"
    ИНН 7702111222
    КПП 770201001
    Сбербанк России ОАО г. Москва
    ОСБ N 7811 Мещанское г. Москва
    к/с 30101810400000000225
    БИК 044525225
    р/с 407028107380901111222

    С уважением
    Генеральный директор
    ООО "Поставщик" -------------------- Л.Д. Внушительный
                            М.П.

Что касается счета-фактуры, то с момента перечисления денежных средств третьему лицу покупатель имеет полное право требовать счет-фактуру на аванс у поставщика, ведь с этого момента у последнего возникает налоговая база по НДС <3>.

Таким образом, покупатель может принять НДС к вычету. Главное условие - иметь в наличии необходимые для этого документы.

СОВЕТ

После перечисления денег третьему лицу покупателю следует незамедлительно уведомить об этом поставщика и потребовать от него счет-фактуру. Ведь если поставщик выставит счет-фактуру с нарушением 5-дневного срока, то это само по себе может явиться причиной для спора с налоговыми органами по поводу правомерности вычета НДС с аванса.

Причем лучше передать поставщику копию платежки на перечисление денег третьему лицу, чтобы поставщик правильно указал в авансовом счете-фактуре (строка 5) реквизиты платежного документа.


<1> п. 12 ст. 171 НК РФ

<2> п. 9 ст. 172 НК РФ

<3> подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 21, 2009

УПРОЩЕНЕЦ, ПРЕДЪЯВИВШИЙ ПОКУПАТЕЛЮ НДС, НЕ ДОЛЖЕН ВКЛЮЧАТЬ ЕГО В ДОХОДЫ

Шаповал Е.А.

1 сентября

Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08

Президиум ВАС РФ указал, что НДС, выделенный упрощенцем в выставленном им счете-фактуре и полученный от покупателя товаров (работ, услуг), не соответствует понятию "доходы", закрепленному в Налоговом кодексе <1>. А значит, он не учитывается в составе доходов при расчете базы по налогу при УСНО.

Суды и прежде поддерживали упрощенцев в этом вопросе <2>. Но Минфин России неизменно занимал иную позицию и указывал, что этот НДС не только нужно учесть в доходах, но и нельзя учесть в расходах <3>.

Можно надеяться, что после этого решения ВАС РФ инспекторы перестанут доначислять упрощенцам налог при УСНО в такой ситуации. Однако упрощенцам нельзя забывать о том, что предъявленный покупателю НДС нужно заплатить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошла реализация товаров (работ, услуг) <4>. Иначе упрощенцу грозит взыскание <5>:
- самого налога;
- пени за несвоевременную уплату налога в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки;
- штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Хотя судебная практика показывает, что взыскание пени и штрафа можно оспорить, поскольку упрощенец не является плательщиком НДС <6>.


<1> статьи 346.15, 41 НК РФ

<2> Постановление ФАС ВСО от 06.05.2008 N А19-13515/07-Ф02-1767/08

<3> Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-11-04/2/51

<4> подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ

<5> п. 4 ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ

<6> Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 11670/05

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 21, 2009

КАКОЕ РЕШЕНИЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПО ЖАЛОБЕ НА РЕШЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ

Ахтанина М.Н.

Несмотря на то что жалобы на решения налоговых органов, подаваемые налогоплательщиками в вышестоящий налоговый орган (далее - Управление), могут быть разными (апелляционными или обычными), по итогам рассмотрения любой жалобы Управление, по сути, может принять только одно их трех видов решений <1>:

<или> оставить жалобу без удовлетворения;

<или> отменить решение налогового органа;

<или> изменить решение и (или) вынести новое решение.

Но иногда Управления, рассмотрев жалобу, принимают другие решения, не предусмотренные НК РФ <1>, например:

- отменяют решение налоговой инспекции и обязывают ее вынести новое <2>;

- доначисляют налогоплательщику налоги, не начисленные оспариваемым решением налоговой инспекции <3>.

Встречаются и совсем анекдотичные решения. Так, Управление ФНС России по г. Москве, не отменив обжалуемое в апелляционном порядке решение налоговой инспекции, прекратило производство по жалобе из-за ее несоответствия требованиям ГОСТ Р 6.30-2003 <4> и ГОСТ Р 51141-98 <5>, заключавшегося в том, что подпись руководителя организации на апелляционной жалобе не была заверена печатью организации <6>.

Естественно, подобные решения суды признают недействительными. Причем признание полностью недействительным решения Управления, принятого по апелляционной жалобе, означает, что обжалованное решение инспекции просто не будет иметь юридической силы. Ведь вступление в силу решения налогового органа, обжалованного в апелляционном порядке, обусловлено вынесением решения Управлением <7>. Недействительность же решения Управления означает, что этого документа юридически просто не существует, а несуществующий документ не может порождать правовых последствий.

Следует учитывать и то, что решение, принятое по жалобе, является окончательным и не может быть исправлено или дополнено Управлением впоследствии. Так как НК РФ не предоставляет налоговым органам права вносить исправления или дополнения в свои решения. Если же это произойдет, то решение Управления в исправленной или дополненной части также может быть признано недействительным в суде <8>.

Внимание! Налоговый орган не вправе вносить исправления или дополнения в свое решение.

Кстати, недействительными могут быть признаны и дополнения или исправления, внесенные в свое решение налоговой инспекцией <9>.

* * *

Внимательно изучив решение вышестоящего налогового органа, принятое по вашей жалобе, можно найти основания для признания его недействительным, если не по существу, то по формальным основаниям.


<1> п. 2 ст. 140 НК РФ

<2> Постановления ФАС Московского округа от 04.06.2009 N КА-А40/4841-09, от 18.02.2009 N КА-А40/566-09, от 30.06.2008 N КА-А40/5503-08; Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 N 09АП-13187/2009-АК

<3> Постановления Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09; ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 N А13-4227/2008

<4> утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст

<5> утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.98 N 28

<6> Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7264-09

<7> п. 9 ст. 101 НК РФ

<8> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2009 N Ф04-4682/2009(12213-А46-26); ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-5967/2008

<9> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-5490/2009(19421-А45-26)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 21, 2009

НУЖНА ЛИ БУХГАЛТЕРУ ДОВЕРЕННОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Пронина Е.А.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Обычно все вопросы с налоговой инспекцией решает именно бухгалтер. Он представляет бухгалтерскую, налоговую отчетность, запрошенные налоговиками документы, получает необходимые справки, подписывает разные документы, в том числе отчетность, и т. д. Нужна ли ему для всего этого доверенность и как она должна быть оформлена?

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Участвовать в налоговых правоотношениях организация может через своего законного или уполномоченного представителя <1>. Законным представителем организации обычно является руководитель <2>. У предпринимателя законных представителей нет <3>. А вот уполномоченным представителем, то есть представителем, действующим на основании доверенности налогоплательщика, может быть и бухгалтер <4>.

Такая доверенность должна быть оформлена в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть <5>:

- доверенность оформляется в произвольной форме;

- срок действия доверенности можно не указывать. В этом случае она будет действовать 1 год с даты ее совершения <6>. Максимальный срок, который можно установить в доверенности, - 3 года <6>;

- в доверенности обязательно указывается дата ее совершения. Если дата не указана - доверенность ничтожна <6>;

- доверенность подписывает:

<если> ее выдает организация - руководитель с приложением печати организации <7>. Во избежание споров с налоговыми органами лучше, если данные о руководителе, подписавшем доверенность, будут внесены в ЕГРЮЛ <8>;

<если> ее выдает индивидуальный предприниматель - сам предприниматель. При этом Налоговый кодекс предписывает, что такая доверенность должна быть нотариально заверена <9>.

Правда, ФНС России допускает оформление и обычной доверенности (только за подписью предпринимателя) для случаев представления от его имени каких-либо документов, включая и отчетность <10>.

От себя заметим, что само требование предъявить доверенность при сдаче каких-либо документов в ИФНС, в том числе отчетности, подписанной налогоплательщиком, нелепо. Ведь все эти документы могут быть отправлены и по почте. И доверенность для этого не требуется. А так как представление документов нарочными и по почте - два равноправных способа подачи документов, то смысл оформления доверенности только для одного из них отсутствует.

А теперь рассмотрим ситуации (на примере ООО), когда бухгалтеру необходима доверенность, и то, как нужно прописать в ней соответствующие полномочия.

СИТУАЦИЯ 1. Бухгалтер подписывает отчетность вместо руководителя.

По закону бухгалтерскую отчетность подписывает и главный бухгалтер, и руководитель организации <11>. Но руководитель может и передать свои полномочия по подписанию отчетности от своего имени бухгалтеру <12>. Бухгалтер может подписывать за руководителя и налоговые декларации (расчеты) <13>.

В доверенности нужно указать, что бухгалтер уполномочивается "...подписывать бухгалтерскую и налоговую отчетность от имени руководителя Общества с ограниченной ответственностью...".

Копию такой доверенности нужно приложить к сдаваемой в ИФНС отчетности <13>.

СИТУАЦИЯ 2. Бухгалтер представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и другие документы в налоговый орган <14>.

О нелепости оформления доверенности в такой ситуации мы уже сказали, но налоговики ее требуют. Так что проще ее оформить, чем спорить.

В доверенности нужно указать, что бухгалтер уполномочивается "...представлять в налоговые органы бухгалтерскую, налоговую отчетность и другие документы от имени Общества с ограниченной ответственностью...".

СИТУАЦИЯ 3. Бухгалтер получает в налоговой инспекции документы (справки, акты, решения и т. п.).

В доверенности нужно указать, что бухгалтер уполномочивается "...получать от имени Общества с ограниченной ответственностью... в налоговых органах любые документы...". Конечно, можно уполномочить бухгалтера только лишь на получение каких-то конкретных документов.

Приведем образец "общей" доверенности.

                                       Доверенность

    г. Москва                                           15 сентября 2009 г.

    Общество  с  ограниченной  ответственностью  "Организация",   ИНН   ХХХХХХХХХХ,   КПП
ХХХХХХХХХ,  ОГРН  ХХХХХХХХХХХХХХ,  в   лице   директора   Стасова   Николая   Васильевича,
действующего на основании Устава, уполномочивает Шилову Светлану  Михайловну  (паспорт  ХХ
ХХ N ХХХХХХ, выданный  УВД  ХХХ  по  г.  ХХХХХХ  ХХ.ХХ.ХХХХ,  код  подразделения  ХХХ-ХХХ)
представлять интересы Общества с ограниченной ответственностью "Организация"  в  налоговых
органах РФ и совершать все необходимые для этого действия,  в  том  числе  подписывать  от
имени директора Общества с ограниченной  ответственностью  "Организация"  бухгалтерскую  и
налоговую  отчетность,  представлять,  запрашивать  и  получать  от   имени   Общества   с
ограниченной ответственностью "Организация" любые документы.
    Настоящая доверенность выдана сроком на три года без права передоверия.

    Директор ООО "Организация"                                  Стасов Н.В.

СОВЕТ

Как видим, доверенность бухгалтеру нужна почти всегда, когда он выступает в качестве представителя организации или предпринимателя. Причем налоговики вправе ознакомиться с доверенностью и даже оставить ее себе <15>. Поэтому лучше сделать несколько экземпляров доверенности.


<1> п. 1 ст. 26 НК РФ

<2> п. 1 ст. 27 НК РФ

<3> п. 2 ст. 27 НК РФ

<4> п. 1 ст. 29 НК РФ

<5> ст. 185 ГК РФ; п. 3 ст. 29 НК РФ

<6> п. 1 ст. 186 ГК РФ

<7> п. 3 ст. 29 НК РФ; п. 5 ст. 185 ГК РФ

<8> ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

<9> пп. 1, 3 ст. 26 НК РФ; Письма Минфина России от 23.01.2008 N 03-02-08/2, от 25.04.2008 N 03-02-08/9

<10> Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@

<11> п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<12> п. 4 ст. 182 ГК РФ

<13> п. 5 ст. 80 НК РФ

<14> пп. 1, 2 ст. 26, п. 1 ст. 29, п. 4 ст. 80 НК РФ

<15> п. 1 ст. 185 ГК РФ; п. 3 ст. 29 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 20, 2009

МИНФИН ВЕЛЕЛ: УПУЩЕННУЮ ВЫГОДУ В РАСХОДЫ НЕ ВКЛЮЧАТЬ, А ПРОЦЕНТЫ ПО СТАТЬЕ 395 ГК НОРМИРОВАТЬ

Шаповал Е.А.

14 сентября

Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-06/1/580

Минфин запретил должнику учитывать в расходах суммы возмещения упущенной выгоды. Такой подход он обосновал тем, что в НК РФ к внереализационным расходам отнесено только возмещение материального ущерба, а возмещение упущенной выгоды там не поименовано.

Но Минфин не учел, что должник обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства <1>. А понятие "убытки" охватывает не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду <2>. А значит, и то и другое относится к возмещению должником признанных (присужденных) сумм за неисполнение договорных обязательств <3>.

По-новому Минфин России предлагает учитывать и расходы на возмещение процентов за пользование чужими денежными средствами. По новой версии финансового ведомства, их нужно включить в состав внереализационных расходов не как признанные должником (присужденные) санкции за нарушение договоров <4>, а как расходы по долговым обязательствам <5>. А значит, и их размер ограничен с учетом установленных НК РФ нормативов <6>.

Опять-таки смотрим Налоговый кодекс. Им прямо предусмотрено включение в расходы признанных должником (присужденных) санкций за нарушение договоров <4>. А по Гражданскому кодексу проценты за пользование чужими денежными средствами являются ответственностью за неисполнение должником обязательства <7>, а вовсе не заимствованием должником у кредитора. Поэтому правильно учитывать их в составе расходов без каких-либо ограничений как признанные (присужденные) санкции по договорным обязательствам <3>.


<1> п. 1 ст. 393 ГК РФ

<2> ст. 15 ГК РФ

<3> подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ

<4> подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227

<5> подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ

<6> п. 1 ст. 269 НК РФ

<7> ст. 395 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 20, 2009

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Строкова Е.В.

Вот и закончился III квартал, и пора представлять расчет по авансовым платежам по транспортному налогу <1>, а большинству организаций - и уплачивать эти авансовые платежи <2>. У многих наших читателей возникли новые вопросы по неординарным ситуациям, связанным с исчислением этого налога.

(?) Может ли наша организация в период длительного ремонта автомобиля (ремонтируем уже 4 месяца) не уплачивать транспортный налог по нему?

Ответ

Нет. Нахождение автомобиля в ремонте не является основанием для освобождения от уплаты налога.

Ведь обязанность по уплате транспортного налога возникает со дня регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования <3>. На это указывает не только Минфин России <4>, но и некоторые арбитражные суды <5>.

Таким образом, до тех пор пока автомобиль не будет снят с учета в органах ГИБДД, транспортный налог нужно платить <6>.

(?) Как нам при передаче автомобиля из одного обособленного подразделения в другое рассчитать транспортный налог, если автомобиль в одном и том же месяце был снят с регистрации в одном субъекте РФ и зарегистрирован в другом субъекте РФ?

Ответ

В вашей ситуации сумма транспортного налога должна быть исчислена с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на определенное подразделение, к числу календарных месяцев года. Месяц регистрации и месяц снятия машины принимаются за полные месяцы. При этом если вы сняли и поставили машину на учет в одном месяце, то указанный месяц принимается за один полный месяц <7>. Из этого, кстати, можно сделать вывод, что налог за этот месяц вам придется заплатить и в одном субъекте РФ, и в другом <8>.

Но есть разъяснения Минфина России, в которых предложен другой вариант уплаты налога. При расчете транспортного налога, подлежащего уплате в субъекте РФ, где автомобиль был изначально зарегистрирован, учитывается период с начала года по месяц снятия автомобиля с регистрации (включительно). А при расчете этого налога, подлежащего уплате в субъекте РФ, где автомобиль только поставлен на учет, - период начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации, и до конца года <9>.

(?) Какая ставка транспортного налога должна применяться по автомобилю "Газель", который используется как грузовой, а по техпаспорту он вроде как легковой (проставлена категория В)?

Ответ

Ставка транспортного налога определяется исходя из типа (наименования) транспортного средства и мощности его двигателя, а не его категории (A, B, C, D, прицеп) <10>.

Тип транспортного средства можно посмотреть в следующих документах <11>:
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- свидетельство о регистрации.

(?) У нас самосвал марки "БелАЗ". По мнению налоговиков, для целей исчисления транспортного налога он относится к "грузовым автомобилям", а не к "другим самоходным транспортным средствам", как считаем мы. Кто прав?

Ответ

Действительно, налоговики охотнее считают этот самосвал грузовым автомобилем. Ведь некоторые базовые ставки транспортного налога для грузовых автомобилей намного выше ставок для "других самоходных транспортных средств" <12>.

Минфин России указывает, что ставка транспортного налога, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу", должна применяться в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств <13>. С этим выводом в отношении самосвалов марки "БелАЗ" соглашаются и арбитражные суды <14>. Применяйте такой подход и вы.

(?) По нашему региональному закону ставка транспортного налога для автомобилей, с года выпуска которых прошло до 7 лет включительно, выше, чем для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет <15>. Как нам определить возраст легкового автомобиля 2001 г. выпуска?

Ответ

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, нужно определять по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства <16>. В вашем случае этот срок исчисляется начиная с 2002 г. Соответственно, на 01.01.2009 возраст автомобиля составил 7 лет. Именно так предлагает считать возраст транспортного средства Минфин России <17>.

(?) Наша организация совмещает УСНО и уплату ЕНВД. В собственности имеются два автомобиля. Нужно ли нам представлять в налоговую инспекцию расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу и платить их?

Ответ

Платить авансовые платежи по транспортному налогу или нет - посмотрите в своем региональном законе <18>.

Что касается расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу <19>, то организация, совмещающая УСНО с другими налоговыми режимами, не представляет их только по транспортным средствам, используемым исключительно в "упрощенной" деятельности <20>. Поэтому если транспортные средства вы используете одновременно в "упрощенной" и "вмененной" деятельности или только во "вмененной", то вы должны сдавать отчетность по авансовым платежам <21>.

(?) Какой период (предыдущий или текущий) нужно брать при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции для целей освобождения сельхозтоваропроизводителя от уплаты транспортного налога в отношении сельхозтехники <22>?

Ответ

По мнению Минфина России, к сельскохозяйственным товаропроизводителям в указанных целях относятся организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции, при условии, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации составляет не менее чем 70% за календарный год <23>.

При этом Минфин России говорит, что учитываться должны показатели текущего года <24>. То есть для того, чтобы определиться, платить или не платить транспортный налог в 2009 г., нужно сравнивать "сельскохозяйственный" доход от реализации и общий доход от реализации за каждый отчетный период 2009 г. нарастающим итогом с начала года.

Но на самом деле из НК РФ это не следует. Непонятно, почему Минфин России использует именно это определение сельхозпроизводителя. А не определение, которое дано, например, в Законе "О сельскохозяйственной кооперации" <25>. Поэтому, конечно, вы можете использовать другой подход, но его придется отстаивать в суде.

(?) Сейчас мы платим авансовые платежи по транспортному налогу по трем тракторам, используемым в производстве сельхозпродукции, и одному грузовому автомобилю. Но в принципе мы уже знаем, что по итогам 2009 г. доля дохода от реализации сельхозпродукции в общем объеме реализации превысит 70%. А значит, годовой налог платить не придется. Что делать с переплатой по тракторам?

Ответ

В годовой декларации по транспортному налогу <26> вы отразите налог только по грузовику. Для подтверждения статуса сельхозтоваропроизводителя вам нужно приложить к ней расчет доли реализованной сельхозпродукции в общем объеме реализованной продукции за 2009 г. <27>

Вместе с перечисленными документами представьте в налоговую инспекцию заявление <28>:

<или> о зачете образовавшейся переплаты в счет предстоящих платежей по транспортному налогу или по другим региональным налогам (например, по налогу на имущество организаций <29>);

<или> о возврате переплаты на расчетный счет.

Уточненные расчеты по авансовым платежам за I, II, III кварталы 2009 г. подавать не обязательно <30>.

(?) С какого месяца нашей организации надо считать транспортный налог по приобретенному автомобилю, если акт приемки-передачи датирован мартом, а свидетельство о регистрации в ГИБДД - апрелем?

Ответ

Транспортный налог исчисляется с месяца регистрации транспортного средства в ГИБДД <31>. В вашем случае - с апреля.

(?) Имеет ли наша организация по Закону г. Москвы право на льготу по транспортному налогу, если у нас есть в собственности легковой автомобиль с мощностью двигателя менее 70 л. с.? Или эта льгота распространяется только на физических лиц?

Ответ

Действительно, Законом г. Москвы предусмотрена налоговая льгота по транспортному налогу для лиц, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 л. с. (до 51,49 кВт) включительно <32>.

А для целей налогообложения лица - это и организации, и физические лица <33>.

Поэтому ваша организация может воспользоваться московской льготой и не платить транспортный налог за легковой автомобиль с мощностью двигателя менее 70 л. с.

(?) У нас есть гидроцикл. И поскольку весной, осенью и зимой он простаивает, нам приходится в начале лета его ставить на учет в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), а в конце лета снимать. Как платить транспортный налог за гидроцикл: только за летние месяцы или целиком за весь год?

Ответ

Платить транспортный налог нужно только за месяцы, пока гидроцикл зарегистрирован в ГИМС, причем месяц регистрации и месяц снятия с учета считаются полными месяцами <34>.

Таким образом, если вы, например, в июне ставите гидроцикл на учет, а в августе его снимаете, то исчислять за год транспортный налог по нему надо с применением коэффициента, равного 0,25 (3/12) <35>.

Аналогичным образом может исчисляться налог и по другим транспортным средствам, используемым не круглый год, а только сезонно, например по снегоходам. Конечно, если вы их снимаете с учета в период простоя.

(?) В январе этого года наша организация продала автомобиль. В графе 9 расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за I квартал я поставила коэффициент 0,33 (1/3). Какой коэффициент мне указывать в этой графе в годовой декларации? Неужели 0,08 (1/12)?

Ответ

Вам нужно было заполнить расчет за I квартал так. Сумма авансового платежа за I квартал должна была быть исчислена как 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента, отражаемого в графе 9 <36>.

А в декларации по транспортному налогу за год <37> в графе 9 раздела II вы действительно укажете коэффициент 0,08 <38>.


<1> Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 23.03.2006 N 48н; пп. 2, 3 ст. 363.1 НК РФ

<2> пп. 1, 2 ст. 363 НК РФ

<3> ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ

<4> Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01, от 23.09.2008 N 03-05-05-04/23, от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05

<5> Постановления ФАС УО от 27.10.2008 N Ф09-7763/08-С3; ФАС СЗО от 03.09.2007 N А56-50465/2006

<6> Постановления ФАС ВСО от 14.01.2009 N А33-15158/07-Ф02-6895/08, от 17.03.2009 N А33-13239/07-Ф02-871/09, А33-13239/07-Ф02-875/09; ФАС УО от 18.10.2007 N Ф09-8501/07-С3

<7> п. 3 ст. 362 НК РФ

<8> Письмо УМНС России по г. Москве от 11.03.2004 N 23-01/3/16035

<9> Письма Минфина России от 09.04.2004 N 04-05-12/20, от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11

<10> ст. 361 НК РФ; Постановление ФАС УО от 21.01.2009 N Ф09-10350/08-С2

<11> п. 27 Порядка оформления паспортов транспортных средств, утв. Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134; Письмо Минфина России от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1

<12> п. 1 ст. 361 НК РФ

<13> Письма Минфина России от 27.06.2008 N 03-05-05-04/12, от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21

<14> Постановления ФАС ДВО от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1806; ФАС ЗСО от 22.03.2006 N Ф04-1863/2006(20896-А27-26); ФАС УО от 22.10.2007 N Ф09-8633/07-С3

<15> ст. 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 N 53-оз "О транспортном налоге"

<16> подп. 8 п. 17 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н

<17> Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-05-05-04/07

<18> п. 1 ст. 363 НК РФ

<19> утв. Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н

<20> абз. 2 п. 3 ст. 363.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 29.04.2009 N 03-05-05-04/03

<21> пп. 2, 3 ст. 363.1 НК РФ

<22> подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ

<23> Письмо Минфина России от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; Перечень сельскохозяйственной продукции... утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446

<24> Письмо Минфина России от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05

<25> ст. 1 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"

<26> утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н

<27> п. 17.3 Методических рекомендаций... утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177

<28> пп. 1, 4, 6 ст. 78 НК РФ

<29> ст. 14 НК РФ

<30> подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ

<31> п. 1 ст. 358 НК РФ

<32> п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге"

<33> абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ

<34> п. 1 ст. 360, ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ; Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01, от 23.09.2008 N 03-05-05-04/23, от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05

<35> п. 3 ст. 362 НК РФ; подп. 9 п. 17 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу

<36> подп. 11 п. 14 Рекомендаций по заполнению налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу, утв. Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н

<37> утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н

<38> подп. 9 п. 17 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 20, 2009

КОГДА УВЕДОМЛЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСНО - ПОЛЕЗНЫЙ ДОКУМЕНТ

Суховская М.Г.

Как известно, переход на УСНО для организаций и предпринимателей - дело исключительно добровольное <1>. Если вы считаете, что имеете право начать применять упрощенку <2>, то просто подаете в свою инспекцию соответствующее заявление <3> (форма N 26.2-1) <4> и с нового года начинаете работать в упрощенном режиме.

Но, несмотря на то что НК РФ не предусматривает получения новоявленным упрощенцем каких-либо разрешительных документов из налогового органа, обычно инспекция все равно направляет ему уведомление о возможности или невозможности применения УСНО (форма N 26.2-2) <4>.

По идее, согласие или несогласие налоговиков на применение вами УСНО никакого юридического значения не имеет, и данное уведомление носит формальный характер. Однако в некоторых случаях наличие этого документа поможет организациям и предпринимателям избежать налоговой ответственности.

Допустим, вы подали заявление о переходе на УСНО, хотя перейти на упрощенку были не вправе. Например, из-за того, что доля другой организации в уставном капитале вашей фирмы на момент подачи заявления составляла 26% <5>. Однако налоговый орган этого не заметил и выдал вам уведомление о возможности применения УСНО.

Через какое-то время налоговики обнаружили свою и вашу ошибку, провели проверку и за все время незаконного применения упрощенки доначислили налоги по общей системе налогообложения (НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, ЕСН <6>), пени и штрафы за неуплату этих налогов, а также за непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности.

И если от уплаты доначисленных налогов вам никуда не деться <7>, то штрафы вы вполне можете оспорить. Дело в том, что выданное инспекцией уведомление о возможности применения УСНО является письменным разъяснением налогового органа о порядке исчисления и уплаты налогов. А выполнение налогоплательщиком таких разъяснений исключает его вину в совершении налогового правонарушения <8>. А без вины не будет и штрафа <9>. Этот подход разделяют и суды <10>.

Указывая на то, что уведомление о возможности применения УСНО является письменным разъяснением о порядке исчисления и уплаты налогов, можно попытаться оспорить и начисление пеней <11>. Правда, в этом вопросе арбитражные суды далеко не так единодушны. Рассматривая такие споры, некоторые суды признают начисление пеней необоснованным <12>, а другие - наоборот, настаивают на их уплате <13>.

* * *

Как видим, уведомление может оказаться очень даже нужным документом, поэтому бережно храните его. Но лучше все-таки принимать решение о переходе на УСНО, что называется, с чувством, с толком, с расстановкой, внимательно проверив, все ли условия для перехода вами соблюдены.


<1> п. 1 ст. 346.11 НК РФ

<2> ст. 346.12 НК РФ

<3> п. 1 ст. 346.13 НК РФ

<4> утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495

<5> подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<6> п. 2 ст. 346.11 НК РФ

<7> подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ

<8> подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ

<9> п. 2 ст. 109 НК РФ

<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 6159/08; см. также Постановления ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-761/2009(274-А27-29); ФАС СЗО от 31.08.2009 N А13-11718/2008; ФАС ВСО от 02.10.2008 N А19-5980/08-50-Ф02-4828/08

<11> п. 8 ст. 75 НК РФ

<12> см., например, Постановление ФАС ЗСО от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29)

<13> Постановление ФАС ВВО от 02.03.2009 N А28-10968/2008-460/11

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 20, 2009

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАДЕРЖКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Дыбов А.И.

А. Д.: Для начала, за каждый день задержки зарплаты работникам полагается компенсация - проценты в сумме 1/300 ставки рефинансирования от величины задолженности. С 30 октября 2009 года ставка рефинансирования у нас 9,5% годовых. Значит, каждая задержанная тысяча рублей будет стоить работодателю примерно 32 копейки в день (1000 руб. x 10 % / 300). Надо признать, не бог весть какие деньги, заметить их можно, только если работников много, зарплата у них немаленькая и не платит ее работодатель уже долго. Кредит в сумме зарплаты обойдется организации намного дороже.

Вопрос: А если мы не заплатили аванс, но зарплату выдали в срок?

А. Д.: Не имеет значения. Авансы, которые вы платите работникам, по своей экономической сути в большинстве случаев вовсе не авансы. Это не предоплата за то, что еще только предстоит сделать. Это оплата труда за половину месяца. Не случайно в Трудовом кодексе применительно к зарплате слово "аванс" не используется. Сказано лишь, что ее нужно выплачивать не реже чем раз в полмесяца.

Трудовым кодексом предусмотрено, что проценты начисляются на не выплаченные в срок суммы, значит, компенсацию за задержку зарплаты вы рассчитываете от суммы к выдаче на руки. Эта сумма отнюдь не всегда равна начисленной зарплате. Из нее исключаются, например, НДФЛ, алименты и прочие удержания. Но поскольку с аванса НДФЛ не удерживают, проценты будут набегать на всю его сумму со дня, следующего за установленным днем выплаты аванса, по день погашения задолженности.

Далее. Если кто-либо из работников сообщит о задержке зарплаты в трудинспекцию, организации светит "классический" штраф за нарушение трудового законодательства: от 30 000 до 50 000 рублей (ее директору - от 1000 до 5000 рублей). Опять же, рядом с деньгами, которые удалось подержать в обороте, суммы невелики, да и успеть оштрафовать надо до истечения 2 месяцев со дня, когда организация не выплатила зарплату в срок. Правда, КоАП дает трудинспекторам право приостановить деятельность организации на срок до 90 суток, но эту меру применят вряд ли, тогда работникам точно денег не видать.

А вот работник, которому задержали зарплату больше чем на 15 дней, может приостановить работу и не приходить на свое место до тех пор, пока ему все не выплатят. Правда, есть исключения, например запрещено приостанавливать работу в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные производства и оборудование. Не могут бросить трудиться работники, занятые в энерго-, тепло- и водоснабжении населения.

Причем ТК РФ не обязывает обиженного работника предупреждать работодателя заранее или получать согласие на то, чтобы не выходить на работу. После того как просрочка превысила 15 дней, сотрудник может в любое время среди любого рабочего дня принести заявление или уведомление о том, что он приостанавливает работу, и тут же уехать домой.

Не выходить на службу работник может и тогда, когда ему задержали аванс (а на деле первую половину заработной платы).

В табеле учета рабочего времени дни, в течение которых сотрудник, не получивший вовремя зарплату, не приходил на работу, отмечаются кодом "НЗ" или "36".

Вопрос: Оплачивается ли как-то время приостановки работы?

А. Д.: Если это не предусмотрено трудовым, коллективным договором или отраслевым соглашением, то нет, не оплачивается. Заработная плата - это плата за труд. Если работнику что-то полагается за то время, пока он не работал, об этом Трудовой кодекс говорит прямо. Навскидку можно вспомнить ежегодный отпуск: работник не трудится, и все равно ему платят деньги. Но ничего подобного о приостановке работы в ТК РФ нет.

Вопрос: Раз уж заговорили о соглашениях. В Москве региональным соглашением на 2009 год установлено, что за каждый день просрочки выплаты зарплаты компенсация исчисляется исходя из 1/200 ставки рефинансирования. По ТК РФ, как вы сказали, ставка - 1/300. Мы в соглашении не участвовали, но и отказ присоединиться никуда не отправляли. Должны ли мы соблюдать его?

А. Д.: Строго по Трудовому кодексу следовать нормам соглашения вы не обязаны. ТК РФ предписывает "промолчавшим" работодателям соблюдать региональное соглашение только в части суммы минимального размера оплаты труда. То есть нельзя платить зарплату меньше, чем это предусмотрено соглашением. В остальном оно распространяется только на тех, кто его заключал.

Однако в случае с московским соглашением не все так просто. В городском Законе "О социальном партнерстве" сказано, что "промолчавшие" работодатели считаются присоединившимися ко всему соглашению. А закон есть закон.

Вопрос: Что будет, если не соблюдать региональное или отраслевое соглашение?

А. Д.: В КоАП РФ есть специальная статья 5.31, по ней за нарушение условий соглашения работодателю грозит штраф в размере от 3000 до 5000 рублей. Оштрафует трудинспекция, если обнаружит проступок в течение 2 месяцев со дня его совершения. Но вот что считать таким днем - непонятно: сроки выплаты компенсации и денег за дни приостановки работы, как и сама оплата этих дней, в Трудовом кодексе не установлены. Не встречались мне эти сроки и в соглашениях, которые я просмотрел.

Вопрос: Как учитывать компенсацию за задержку зарплаты и оплату времени приостановки в бухгалтерском и налоговом учете?

А. Д.: Я считаю, что в бухучете это прочие расходы. Компенсация за задержку - потому что, по сути, это договорная санкция. Оплата времени приостановки - потому что организация оплачивает не труд, а его отсутствие, поэтому на расходы по обычным видам деятельности не похоже. А значит, обе суммы нужно начислять по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Что касается налогового учета компенсации за задержку зарплаты, то Минфин в Письме N 03-03-05/38 от апреля 2008 года пишет, что эти выплаты не связаны с режимом работы, условиями труда или содержанием работников. А потому не подпадают под определение расходов на оплату труда из 255-й статьи НК РФ. Это также не санкции за нарушение договорных обязательств, которые упоминаются в перечне внереализационных расходов в статье 265 Налогового кодекса. Итог: компенсацию для целей налогообложения учесть нельзя. И хотя насчет оплаты времени приостановки работы в Письме ничего нет, можно предположить, что к ней у налоговых инспекторов будет тот же подход.

Но, как водится, мнение Минфина не единственное. Долг по зарплате сейчас обычно возникает вовсе не потому, что работодатель не хочет ее платить, просто экономическая ситуация такова. Это часть предпринимательской деятельности. НК РФ позволяет включать во внереализационные расходы санкции за нарушение договорных обязательств и расходы на возмещение ущерба. И никак не ограничивает тип договоров, санкции по которым включаются в расходы. Следовательно, компенсация - внереализационный расход организации.

Что касается статьи 255 НК РФ, то по ней к расходам на оплату труда относятся практически любые начисления работникам при условии, что работодатель обязан их платить. Отраслевое соглашение содержит нормы трудового права, и по Трудовому кодексу организация должна эти нормы соблюдать. И если соглашение обязывает оплачивать время приостановки работы, то работодатель отказаться не может. Иначе штраф.

Поэтому я считаю, что и на сумму компенсации, и на сумму оплаты времени приостановки работы организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Теперь об НДФЛ. Контролирующие органы дружно разъясняют, что раз компенсация предусмотрена ТК РФ и тем самым включена в систему компенсационных выплат, то НДФЛ она не облагается на основании 217-й статьи Налогового кодекса. По оплате времени приостановки разъяснений не было. Наверное, потому, что облагаемость этой выплаты налицо: работник явно получает экономическую выгоду, то есть доход.

А вот в объяснениях, почему не следует исчислять ЕСН с компенсации за задержку зарплаты, финансисты и налоговики разошлись. Минфин пишет, что это не следует делать лишь потому, что компенсация не учитывается в налоговых расходах, а это, как вы уже знаете, не бесспорно. Московское управление налогового ведомства пишет, что это компенсация, установленная законом, и надо применять 238-ю статью НК РФ (так же, как и в случае с НДФЛ).

Мне больше нравится второй подход, так как он от налогового учета компенсации не зависит. Тем более что с 2010 года ЕСН отменят и введут взносы во внебюджетные фонды. В профильный закон не перекочевала норма, согласно которой взносами не облагаются выплаты, не учитываемые для целей налогообложения прибыли. В то же время туда переехала норма, которая освобождает от обложения взносами компенсации, установленные законом и связанные, в частности, с исполнением работником трудовых обязанностей. В этой части почти все останется по-прежнему.

Нужно ли начислять ЕСН и пенсионные взносы на выплаты за время приостановки работы, предусмотренные отраслевым или региональным соглашением? Если вы не учитываете эти выплаты для целей налогообложения прибыли, то не нужно. Если учитываете, то ЕСН и взносы лучше начислить.

И чтобы закончить с бухучетом и налогообложением компенсации за задержку зарплаты и оплаты времени приостановки работы, напомню вот что: если вы не включаете эти суммы в налоговые расходы, в бухучете придется начислить постоянное налоговое обязательство (ПНО). Его величина равна произведению суммы компенсации и оплаты и ставки налога на прибыль 20 процентов. Начисляется ПНО по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянные налоговые обязательства", и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль".

Итак, за невыплату зарплаты организацию-работодателя ждет не так много плохого, как принято думать. Мизерная компенсация, оплата времени приостановки работы (и то не всегда), существенные, но все же не запредельные административные штрафы. Самое худшее, что может случиться, - перед руководителем организации замаячит уголовное дело.

За ним "придут", если зарплату работники не получали больше 2 месяцев и сообщили об этом в прокуратуру или милицию. И если следствию удастся доказать личную заинтересованность директора в задержке выплат, то в лучшем случае он отделается штрафом в размере до 120 000 рублей, а в худшем - отправится за решетку на срок до 2 лет. Это при условии, что задержка зарплаты не привела к тяжким последствиям. Если привела (плюс заинтересованность директора) - сесть можно и на 7 лет. Но доказать заинтересованность, как вы понимаете, очень и очень сложно, разве что руководитель умудрился, как в дикие девяностые, в открытую держать зарплатные деньги в банке в надежде на проценты или прикупить на них яхту.

Как еще, если судить по новостям, работодатели снижают издержки, связанные с персоналом? Сплошь и рядом для этого вводят неполное рабочее время. Однако это не самый лучший вариант.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 11

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Смирнова Т.С.

Действие Порядок уплаты налогов и представления отчетности
по месту нахождения обособленного подразделения (ОП) по месту нахождения головного подразделения (ГП)
НДС
Уплата Не уплачивается По организации в целом
Отчетность Не представляется Налоговая декларация представляется по организации вцелом
Налог на прибыль
Уплата В региональный бюджет исходя из доли прибыли ОП, расположенного на территории субъекта РФ:
- иного, чем место нахождения ГП;
- того же, что и место нахождения ГП, если организация не перешла на централизованную уплату налога

В федеральный бюджет - по организации в целом.

В региональный - исходя из доли прибыли:
- ГП;
- ОП, распложенных на территории того же субъекта РФ, если организация выбрала ГП ответственным подразделением для уплаты налога в бюджет субъекта РФ

Отчетность Налоговая декларация по операциям ОП представляется, если налог в региональный бюджет ОП платит самостоятельно Налоговая декларация представляется по организации в целом
НДФЛ
Перечисление С выплат работникам ОП С выплат работникам ГП
Отчетность Представляются сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ по выплатам работникам ОП Представляются сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ по выплатам работникам ГП
ЕСН
Уплата С выплат работникам ОП, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физических лиц С выплат работникам ГП, а также работникам ОП, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты в пользу физических лиц
Отчетность Расчет авансовых платежей и налоговая декларация по ЕСН представляются по выплатам работникам ОП, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физических лиц Расчет авансовых платежей и налоговая декларация по ЕСН представляются по выплатам работникам ГП и работникам ОП, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты в пользу физических лиц
Страховые взносы в ПФР
Уплата С выплат работникам ОП, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физлиц С выплат работникам ГП, а также ОП, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты в пользу физлиц
Отчетность Расчет авансовых платежей и декларация по страховым взносам на ОПС представляются по выплатам работникам ОП, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физлиц Расчет авансовых платежей и налоговая декларация по страховым взносам на ОПС представляются по выплатам работникам ГП и работникам ОП, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты в пользу физлиц
Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Уплата С выплат работникам ОП, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физлиц С выплат работникам ГП, а также ОП, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты в пользу физлиц
Отчетность Расчетная ведомость по средствам ФСС РФ представляется по выплатам работникам ОП, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты в пользу физлиц Расчетная ведомость по средствам ФСС РФ представляется по выплатам работникам ГП, а также ОП, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты в пользу физлиц
Транспортный налог
Уплата По транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения ОП По транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения ГП
Отчетность Налоговый расчет по авансовым платежам и декларация по транспортному налогу представляются по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения ОП Налоговый расчет по авансовым платежам и декларация по транспортному налогу представляются по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения ГП
Налог на имущество
Уплата По движимому имуществу ОП, выделенных на отдельный баланс По движимому имуществу ГП и ОП, не имеющих отдельного баланса
При наличии недвижимого имущества налог уплачивается по месту нахождения этого имущества, независимо от того, на балансе ОП или ГП оно находится
Отчетность Налоговый расчет по авансовому платежу и налоговая декларация по налогу на имущество представляются по движимому имуществу ОП, выделенных на отдельный баланс Налоговый расчет по авансовому платежу и налоговая декларация по налогу на имущество представляются по движимому имуществу ГП и ОП, не имеющих отдельного баланса
При наличии недвижимого имущества отчетность представляется по месту нахождения этого имущества, независимо от того, на балансе ОП или ГП оно находится

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 11

О ПЕНЕ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ НДФЛ ГОЛОВНЫМ ОФИСОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТОМ ЖЕ РЕГИОНЕ, ЧТО И ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Краснопеева А.Н.

Будет ли начисляться пеня, если налог с дохода работников обособленного подразделения перечислен по месту нахождения организации и обособленное и головное подразделения находятся в одном субъекте РФ?

ДА НЕТ

Организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять НДФЛ как по местонахождению компании, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения с выплат работникам этого подразделения <1>.

Пеня - денежная сумма, которую налоговый агент должен заплатить при перечислении налога в срок, более поздний по сравнению с установленным НК РФ <2>.

НДФЛ должен зачисляться напрямую по установленным нормативам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты <3>.

Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет <4>. Доходы местных бюджетов формируются, в частности, за счет НДФЛ.

Перечисление удержанных сумм НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения является ненадлежащим исполнением налоговым агентом своей обязанности <5>.

Переплата НДФЛ в бюджет муниципального образования по месту нахождения организации не может компенсировать бюджетные потери другого муниципального образования, в котором находится обособленное подразделение.

НДФЛ является федеральным налогом. Распределение этого налога между бюджетами различных уровней - обязанность органов Федерального казначейства, а не налогового агента <6>.

Несоблюдение порядка перечисления НДФЛ не означает, что налог перечислен позднее установленного НК РФ срока.

Пеня начисляется только при наличии недоимки <7>. Если вся сумма НДФЛ перечислена по местонахождению головного офиса, недоимки не возникает, поскольку налоговым агентом является организация в целом, а не ее обособленные подразделения <8>.

Если головная организация и ее подразделения расположены на территории одного и того же субъекта и налог подлежит зачислению в один и тот же бюджет, то недоимка возникнуть не может <9>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 10.09.2008 N А33-356/08-Ф02-3828/08 от 17.09.2007 N А19-16893/06-40-Ф02-6336/07
ФАС Западно-Сибирского округа
3 решения <10> 3 решения <11>
ФАС Поволжского округа
от 15.02.2008 N А57-3252/07  
ФАС Северо-Западного округа
от 19.05.2008 N А42-4664/2007 2 решения <12>
ФАС Северо-Кавказского округа
  от 23.01.2007 N Ф08-6659/2006-2753А
ИТОГО: 6 ИТОГО: 7

<1> пп. 1, 7 ст. 226 НК РФ

<2> пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ

<3> статьи 56, 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ

<4> ст. 10 Бюджетного кодекса РФ

<5> п. 7 ст. 226 НК РФ

<6> п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ

<7> ст. 75 НК РФ

<8> ст. 19 НК РФ

<9> п. 2 Письма ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/844@

<10> см. Постановления от 15.11.2007 N Ф04-1290/2007(39562-А03-7), от 07.08.2007 N 04-5249/2007(36831-А27-19), от 01.02.2007 N Ф04-9291/2006(30451-А27-19)

<11> см. Постановления от 13.01.2009 N Ф04-7723/2008(17497-А45-29), от 18.06.2009 N Ф04-3578/2009(8952-А27-46), от 06.02.2007 N Ф04-9591/2006(30835-А45-29)

<12> см. Постановления от 25.12.2008 N А42-1471/2008, от 06.08.2007 N А05-12048/2006

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 11

О ПЕНЕ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ НДФЛ ГОЛОВНЫМ ОФИСОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ДРУГОМ РЕГИОНЕ

Краснопеева А.Н.

Будет ли начисляться пеня, если налог с дохода работников обособленного подразделения перечислен по месту нахождения организации и обособленное и головное подразделения находятся в разных субъектах РФ?

ДА НЕТ

Организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять НДФЛ как по местонахождению компании, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения с выплат работникам этого подразделения <1>.

Пеня - денежная сумма, которую налоговый агент должен заплатить при перечислении налога в срок, более поздний по сравнению с установленным НК РФ <2>.

Часть НДФЛ зачисляется в бюджеты субъектов РФ <3>.

Перечисление удержанного НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения является ненадлежащим исполнением обязанности налогового агента <4>.

Переплата НДФЛ в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации не может компенсировать бюджетные потери субъекта РФ, в котором находятся обособленные подразделения организации.

НДФЛ является федеральным налогом <5>. Распределение этого налога между бюджетами различных уровней - обязанность органов Федерального казначейства, а не налогового агента <6>.

Несоблюдение порядка перечисления НДФЛ не означает, что налог перечислен позднее установленного НК РФ срока.

Пеня начисляется только при наличии недоимки <7>. Если вся сумма НДФЛ перечислена по местонахождению головного офиса, недоимки не возникает, поскольку налоговым агентом является организация в целом, а не ее обособленные подразделения <8>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Московского округа
  2 решения <9>
ФАС Северо-Западного округа
  2 решения <10>
ФАС Уральского округа
от 01.03.2007 N Ф09-172/07-С2  
ФАС Центрального округа
от 13.02.2009 N А64-2317/08-26  
ИТОГО: 2 ИТОГО: 4

<1> пп. 1, 7 ст. 226 НК РФ

<2> пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ

<3> п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ

<4> п. 7 ст. 226 НК РФ

<5> п. 5 ст. 13 НК РФ

<6> п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ

<7> ст. 75 НК РФ

<8> ст. 19 НК РФ

<9> см. Постановления от 08.10.2008 N КА-А40/8752-08, от 18.03.2008 N КА-А40/1544-08

<10> см. Постановления от 02.08.2007 N А56-12516/2006, от 25.12.2008 N А42-1471/2008

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 11


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:

  • Новые документы для бухгалтера
  • Консультации по бухучету и налогообложению
  • Схемы корреспонденций счетов
  • НДС: Новости. Практика
  • НДФЛ, ЕСН, взносы: Новости. Практика
  • По страницам журнала "Главная книга"
  • и другие рассылки


Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное