Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17.07.2009


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 17.07.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.

 


Содержание

МОЖНО ЛИ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ПОДОТЧЕТНЫЕ ДЕНЬГИ НА КАРТОЧКУ СОТРУДНИКА

Калинченко Е.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Безналичная выдача денег под отчет путем перечисления их на счет личной банковской карты работника (карты, выпущенной на его имя), безусловно, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным способом выдачи - через кассу. И расходов меньше (ведь комиссия за перечисление денег, как правило, ниже, чем за снятие наличности), и трудозатрат немного (так как нет необходимости оформлять кассовые документы). Кроме того, безналичный способ позволяет выдать деньги даже сотруднику, находящемуся в другом городе.

Но законен ли "пластиковый подотчет"? Какими могут быть его налоговые риски? Именно эти вопросы волнуют бухгалтеров, которые хотят воспользоваться всеми преимуществами безналичной выдачи денег под отчет.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Некоторые банки не пропускают платежки на перечисление денег с расчетного счета организации на счет банковской карты работника из-за того, что в назначении платежа фигурируют слова о подотчетных суммах на хозяйственные, командировочные или представительские расходы. Поступая таким образом, банки, как правило, ссылаются на разъяснения ЦБ РФ о том, что нормативными актами Банка России выдача денег под отчет путем безналичного перечисления на счета сотрудников не предусмотрена <1>, то есть подотчетные средства работникам нужно выдавать только наличными <2>.

Кстати, есть банки, которые практикуют частичный запрет: деньги на оплату расходов, связанных с командировками, на банковскую карту сотрудника переводить позволяют, а вот подотчетные суммы, предназначенные для других целей, не переводят. Исключение в отношении денег на командировочные расходы банки делают на основании другого Письма ЦБ РФ, в котором как раз рассматривался вопрос о возможности их перечисления на счета работников <3>. По логике этого Письма получается, что если организация коллективным договором или своим локальным нормативным актом (например, приказом, положением о командировках) предусмотрела возможность перевода денег на командировочные расходы на банковские карты сотрудников <4>, то у банка нет оснований не пропускать такую платежку.

ДЕЙСТВИЯ

Если же ваш банк без вопросов списывает подотчетные суммы с вашего расчетного счета на счет банковской карты работника, вам нужно сделать запись по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". В дальнейшем сотрудник должен будет составить обычный авансовый отчет по форме N АО-1 <5> и приложить к нему все подтверждающие документы. При этом не важно, как расплачивался сотрудник: картой или наличными. Сумму перерасхода по авансовому отчету вы также можете перечислить на счет работника. А сумма излишка может быть:
<или> возвращена сотрудником в кассу компании (остаток подотчетных средств при этом нужно будет отразить по дебету счета 50 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами");
<или> переведена работником на расчетный счет фирмы (проводка в данном случае будет такой: дебет счета 51 "Расчетные счета" - кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами");
<или> удержана по решению руководителя организации из зарплаты сотрудника при наличии его письменного согласия <6> (при этом возврат остатка нужно будет отразить следующей проводкой: дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами").

Заметим: несмотря на то что безналичная выдача подотчетных средств не предусмотрена ни одним нормативным актом ЦБ РФ, санкций за нарушение работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций вам опасаться не стоит. Ведь организация может быть привлечена к ответственности на этом основании, только если <7>:
- рассчитывается наличными сверх установленного размера;
- не приходует выручку в полном объеме;
- не соблюдает порядок хранения свободных денег в кассе;
- накапливает в кассе наличные сверх установленного лимита.

Административный же штраф за безналичную выдачу подотчетных средств в КоАП РФ не предусмотрен.

СОВЕТ

Если ваш банк проводит такие платежи - главное позаботиться о том, чтобы подотчетные суммы, перечисленные на счет банковской карты работника, не были рассмотрены налоговиками как заработная плата со всеми вытекающими последствиями в виде начисления НДФЛ, ЕСН и взносов в ПФР. Для этого нужно:
- предусмотреть в локальном нормативном акте возможность выдачи денег под отчет в безналичном порядке путем перечисления с расчетного счета на счет банковской карты сотрудника;
- указывать в платежном поручении, что перечисляемые суммы являются подотчетными средствами;
- иметь правильно оформленный авансовый отчет работника с приложением подтверждающих документов.

При соблюдении этих трех условий вы сможете доказать, что на самом деле выдали сотруднику именно деньги под отчет, а вовсе не зарплату <8>.


<1> Письмо ЦБ РФ от 18.12.2006 N 36-3/2408

<2> пп. 10, 11 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40

<3> Письмо ЦБ РФ от 24.12.2008 N 14-27/513

<4> ст. 168 ТК РФ

<5> утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55

<6> ст. 137 ТК РФ

<7> ст. 15.1 КоАП РФ

<8> Постановление ФАС СЗО от 11.02.2008 N А52-174/2007

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 12, 2009

914-Е ПОСТАНОВЛЕНИЕ "РАСШИРИЛИ И УГЛУБИЛИ" (Комментарий к изменениям, внесенным в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж)

Шаронова Е.

Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 N 451

С 1 января 2009 г. покупатели могут принимать к вычету НДС с перечисленной продавцу предоплаты (авансов) в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). Однако только спустя 5 месяцев Правительство РФ утвердило поправки в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж. Сразу скажем, что отдельную форму счета-фактуры на аванс утверждать не стали. Посмотрим, что же меняется для плательщиков НДС и налоговых агентов в оформлении счетов-фактур и заполнении книг покупок и продаж.

О ЧЕМ НАДО ЗНАТЬ ПРОДАВЦУ

В счете-фактуре теперь - и полное, и сокращенное названия продавца

Главное новшество заключается в том, что продавцы при выставлении обычных и авансовых счетов-фактур в строке 2 "Продавец" теперь должны указывать свое полное и сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами <1>. Раньше можно было указывать либо полное, либо сокращенное название.

Остальные изменения не столь революционны: в Правилах прямо прописаны некоторые нюансы заполнения счетов-фактур при отгрузке, которые раньше хотя и применялись на практике, но содержались лишь в разъяснениях контролирующих органов.

1. Продавцы при выставлении счета-фактуры на выполненные работы, оказанные услуги, переданные имущественные права в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" должны поставить прочерки <1>. Раньше это подтверждалось Минфином и налоговиками <2>.

2. Уточнен порядок заполнения граф 5 "Стоимость товаров... всего без налога" и 8 "Сумма налога" при составлении счетов-фактур на продажу товаров и имущественных прав, по которым сумма НДС, предъявляемая покупателю, определяется расчетным методом <3>. В этом случае в графе 5 указывается налоговая база с учетом НДС, а в графе 8 - сумма НДС, исчисленная от показателя графы 5 по расчетной ставке 18/118 или 10/110 <4>. Например, если продается имущество, в стоимость которого ранее был включен НДС, то в графе 5 счета-фактуры надо указать разницу между продажной ценой с учетом НДС и стоимостью его приобретения (остаточной стоимостью с учетом переоценок) <5>. Раньше такие разъяснения давало налоговое ведомство <6>.

 

На имущественный аванс продавец должен составить счет-фактуру

Продавец при получении неденежной предоплаты должен составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. В этом счете-фактуре в строке 5, где указываются номер и дата платежно-расчетного документа, ставятся прочерки <7>.

Таким образом, в Правилах закреплена позиция Минфина и налоговых органов, которые считают, что предоплата - это не только полученные деньги, но и имущество <8>. И поэтому продавец при получении имущественного аванса должен исчислить НДС <9>. Напомним, что контролирующие органы к неденежным формам расчетов приравнивают не только расчеты по договору мены <10>, но и любые сделки, в результате которых стороны обменялись товарами (работами, услугами), включая и расчеты ценными бумагами <11>.

Если не хотите спорить с налоговиками, то при получении имущественного аванса лучше составляйте счет-фактуру, регистрируйте его в книге продаж и исчисляйте НДС к уплате в бюджет. А после отгрузки своих товаров (работ, услуг) в счет этого аванса счет-фактуру, выписанный на неденежный аванс, надо зарегистрировать в книге покупок и принять НДС к вычету <12>.

 

Авансовые счета-фактуры при нулевом НДС не составляются

Теперь в Правилах указано, что продавец не должен составлять авансовые счета-фактуры, если деньги получены под предстоящую отгрузку товаров (работ, услуг) <13>:
<или> реализация которых не облагается НДС <14>;
<или> реализация которых облагается по ставке 0% <15>;
<или> длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню Правительства РФ), если налогоплательщик получил заключение Минпромэнерго <16>.

Также не должны составлять счета-фактуры при получении аванса организации и предприниматели, получившие освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ <17>. Напомним, что при отгрузке они выставляют счета-фактуры покупателям. При этом в них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Так же действуют и продавцы, реализующие товары (работы, услуги), не облагаемые НДС <18>. Раньше такие разъяснения давали контролирующие органы <19>. А вообще-то такие выводы можно было сделать, проанализировав нормы гл. 21 НК РФ.

Кстати, также не надо составлять авансовые счета-фактуры и уплачивать НДС с авансов, которые получены под отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), реализуемых не на территории РФ <20>.

О ЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ ПОКУПАТЕЛЮ

Какие авансовые счета-фактуры попадут в книгу покупок

При получении от продавца авансового счета-фактуры покупателю, прежде чем регистрировать его в книге покупок <21>, нужно убедиться, что продавец правильно его заполнил <22>.

Проверьте, чтобы в строке 2 было указано полное и сокращенное наименования продавца, в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" стояли прочерки, а остальные строки были заполнены. Также должны быть заполнены <23>:
- графа 1 - наименование товара;
- графа 7 - налоговая ставка;
- графа 8 - сумма налога;
- графа 9 - стоимость товаров с учетом налога.

А в остальных графах (2 - 6, 10 и 11) должны стоять прочерки. Если все так, то регистрируйте этот счет-фактуру в книге покупок, поставив прочерки в графах 4 "Дата принятия на учет товаров...", 6 "Страна происхождения товара", 8а и 9а "Стоимость покупок без НДС" книги <24>.

 

Авансовый счет-фактура, относящийся к облагаемым и необлагаемым операциям, регистрируется на всю сумму НДС

Если покупатель оплатил авансом товары (работы, услуги), которые намерен использовать и в облагаемых, и в необлагаемых операциях, счет-фактуру на аванс он регистрирует в книге покупок на всю сумму НДС <25>. То есть весь авансовый НДС принимается к вычету. А в том квартале, в котором получены от продавца товары (работы, услуги) и обычный счет-фактура, нужно <26>: в книге продаж зарегистрировать авансовый счет-фактуру, а в книге покупок - обычный счет-фактуру только на ту сумму НДС, которая принимается к вычету <27>.

 

Не все счета-фактуры надо регистрировать в книге покупок

1. Покупателям нельзя регистрировать в книге покупок авансовые счета-фактуры по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым исключительно для операций, не облагаемых НДС <28>.

2. Покупатель, передавший в качестве аванса имущество, при получении от продавца авансового счета-фактуры не может принять к вычету НДС и, соответственно, зарегистрировать этот счет-фактуру в книге покупок <29>. В этом случае предъявить НДС к вычету можно будет только после получения от продавца товаров (работ, услуг) и обычного счета-фактуры.

3. Покупатель не регистрирует в книге покупок авансовые счета-фактуры, полученные после даты составления обычного счета-фактуры (на отгрузку) <29>.

***

В марте этого года Минфин выпустил первые разъяснения о порядке оформления авансовых счетов-фактур <30>. К счастью, многие "мартовские тезисы" финансистов не нашли подтверждения в новых Правилах. Однако теперь в них прописаны те моменты, которые не предусмотрены НК РФ, зато разъяснялись Минфином и ФНС России. К примеру, о необходимости уплаты НДС с неденежных авансов, а также об удержании налоговыми агентами НДС с неденежных выплат.


<1> Приложение N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 451) (далее - Правила)

<2> Письма Минфина России от 22.01.2009 N 03-07-09/03, от 24.04.2006 N 03-04-09/07; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.08.2008 N 19-11/081351

<3> Приложение N 1 к Правилам; пп. 3, 5, 5.1 ст. 154, пп. 2 - 4 ст. 155 НК РФ

<4> п. 4 ст. 164 НК РФ; Приложение N 1 к Правилам

<5> п. 3 ст. 154 НК РФ

<6> Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@

<7> п. 18 Правил; Приложение N 1 к Правилам

<8> п. 1 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39; Письмо Минфина России от 10.04.2006 N 03-04-08/77; п. 2 Письма ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@

<9> п. 1 ст. 167 НК РФ

<10> п. 1 ст. 567 ГК РФ

<11> Письмо ФНС России от 23.03.2009 N ШС-22-3/215@

<12> п. 13 Правил; п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ

<13> п. 18 Правил; п. 1 ст. 154 НК РФ

<14> ст. 149 НК РФ

<15> п. 1 ст. 167 НК РФ

<16> п. 13 ст. 167 НК РФ; Перечень... утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468

<17> п. 18 Правил

<18> п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ

<19> п. 1 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

<20> статьи 147, 148, п. 2 ст. 162 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-08/243

<21> п. 13 Правил

<22> пп. 2, 5.1 ст. 169 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.04.2009 N 03-07-11/103

<23> Приложение N 1 к Правилам

<24> Приложение N 2 к Правилам

<25> п. 8 Правил

<26> пп. 8, 16 Правил; подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

<27> п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ

<28> п. 11 Правил; пп. 2, 5 ст. 170 НК РФ

<29> п. 11 Правил

<30> Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 12, 2009

СПОРНЫЕ СЧЕТА-ФАКТУРЫ (Какие ошибки в счетах-фактурах послужат основанием для отказа покупателю в вычете входного НДС)

Никитина С.

Счета-фактуры давно стали причиной нескончаемых споров с налоговиками, ведь зачастую ошибки в их оформлении являются поводом для отказа покупателю в вычете НДС и, как следствие, доначисления налога, пени и нередко штрафа <1>.

Между тем ошибка ошибке рознь, и не всякая оплошность продавца должна служить причиной таких неприятностей. Подтверждением этому служит арбитражная практика. Давайте посмотрим, какие ошибки в заполнении счета-фактуры действительно являются основанием для отказа в вычете, а какие не должны приводить к каким бы то ни было последствиям.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (ОПЕЧАТКИ) - НЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТКАЗА В ВЫЧЕТЕ

Как показывает анализ арбитражной практики, суды все чаще приходят к выводу о том, что нельзя отказать в вычете по причине технических ошибок и опечаток, допущенных при оформлении счетов-фактур, если такие ошибки не препятствуют идентификации покупателя, поставщика, товара и т. д. В качестве технических ошибок можно назвать:
- ошибки в написании наименования продавца или покупателя <2>;
- неверное указание организационно-правовой формы продавца или покупателя (например, ООО вместо ЗАО) <3>;
- неправильное указание цифр ИНН (например, пропуск одной цифры) <4>;
- указание неверных реквизитов платежного поручения <5>;
- указание знака "%" при расчетной ставке;
- ошибки в указании итоговой суммы <6> и т. п.

Признавая право на вычет по счетам-фактурам с такими ошибками, судьи ссылаются на позицию Конституционного суда, согласно которой требования п. 2 ст. 169 НК РФ направлены только на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением налога из бюджета <7>.

В некоторых случаях суды указывают, что налоговые органы должны доказать, как такие дефекты в оформлении счетов-фактур могут препятствовать определению сведений, необходимых для налогового контроля <8>.

Например, суд посчитал, что неуказание номера корпуса здания в адресе не является существенным нарушением порядка заполнения счета-фактуры и само по себе не может служить законным основанием лишения организации права на налоговый вычет <9>.

ОТСУТСТВИЕ КОНКРЕТНЫХ НОРМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ МЕШАЕТ ОФОРМИТЬ СЧЕТ-ФАКТУРУ

Что следует понимать под порядковым номером счета-фактуры?

Налоговый инспектор может придраться к "входящим" счетам-фактурам, если увидит, что в их номерах стоят буквы, номер указан через дробь, тире и т. д. То есть в том случае, если посчитает, что номер счета-фактуры не является порядковым.

Однако все неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика <10>. Одной из таких неясностей является то, что налоговым законодательством не определено, что следует понимать под порядковым номером счета-фактуры <11>.

Продавцы обязаны вести учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке <12>, хотя непосредственно в самом Налоговом кодексе правила нумерации счетов-фактур не установлены, с чем соглашаются и судьи <13>. Поэтому продавец вправе самостоятельно установить такой порядок. В качестве номера могут использоваться не только цифры, но и цифры с буквами и разделительными знаками. То есть нумерация счетов-фактур может быть сложной.

Кроме того, период возобновления нумерации Налоговым кодексом также не установлен. Поэтому если инспектор увидит у вас счета-фактуры от одного и того же поставщика под одним и тем же номером, но за разные даты, то он может к ним придраться, хотя это не повод для отказа в вычете. Ведь продавец может начинать нумеровать счета-фактуры заново каждый день, месяц или квартал, и это не будет нарушением <14>. Счета-фактуры, имеющие один и тот же порядковый номер, но разные даты выставления, признаются соответствующими требованиям ст. 169 НК РФ <15>.

Есть одно очень интересное, на наш взгляд, решение суда, где судьи согласились с тем, что счета-фактуры каждому конкретному покупателю могут выдаваться с одним и тем же номером, но от разных дат <16>.

Вывод - покупатель может оспорить отказ в вычете налога при любом номере счета-фактуры, ведь правильность заполнения номера от него не зависит.

Если же вы приняли к учету счет-фактуру, где вместо номера указано "б/н", то попросите своего продавца заменить счет-фактуру. Ведь вычет по такому счету-фактуре налоговики вам, скорее всего, не дадут <17>. И суд в этом налоговиков может поддержать <18>. Хотя есть примеры, когда неуказание порядковых номеров в счетах-фактурах при правильном заполнении других обязательных реквизитов суды не признавали основанием для отказа в вычете <19>.

И не забывайте, что если в данный момент вы - продавец и нумерация счетов-фактур для вас вроде бы не особо актуальна (оштрафовать за неправильную нумерацию вас не могут), то завтра вы можете стать покупателем, к счетам-фактурам которого налоговики предъявляют жесткие требования. Поэтому проявляйте взаимную вежливость и не допускайте ошибок, которые могут привести к отказу покупателю в вычете. В частности, не стоит вести хаотичную нумерацию. Согласитесь, что будет гораздо лучше, если нумерация будет сквозной (то есть без пропусков) и вестись она будет по возрастанию номеров.

 

Какой адрес следует указывать в счете-фактуре: юридический или фактический?

Похожая ситуация сложилась и с адресами, ведь Налоговым кодексом не определено, какой адрес продавца и покупателя следует указывать в счете-фактуре: юридический (то есть указанный при регистрации организации и отраженный в учредительных документах) или фактический <20>. Правда, в Правилах установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны адрес покупателя и адрес продавца в соответствии с их учредительными документами. Такого же мнения придерживаются и в Минфине России <21>. Встречается и арбитражная практика, подтверждающая, что вычет неправомерен, если в счете-фактуре указан фактический адрес <22>.

Между тем суды все чаще приходят к выводу, что в счете-фактуре может указываться как юридический, так и фактический адрес. Причем суды не принимают во внимание требование Правил, аргументируя это тем, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога на добавленную стоимость <23>.

Кроме того, суды считают, что указание неверного адреса не должно служить основанием для отказа в вычете, если в ходе проверки инспекция могла идентифицировать налогоплательщика по ИНН и КПП. Например, суд не принял претензии налоговиков, поскольку указание в счетах-фактурах в качестве адреса покупателя места его предыдущей регистрации не препятствовало налоговому контролю, так как он проводился ИФНС, располагавшей сведениями об изменении места регистрации покупателя, а также о месте его налогового учета <24>.

СОВЕТ

Получая счет-фактуру, в первую очередь проверьте правильность указания в нем вашего адреса. А затем посмотрите, совпадает ли адрес продавца, указанный в счете-фактуре, с его адресом в договоре.

 

В чем измерить услугу?

Налоговым кодексом предусмотрено, что в счете-фактуре нужно указывать сведения о единице измерения и количестве работ, услуг, если это возможно <25>.

Однако не стоит пугаться, если вы получили счет-фактуру, в котором не указаны эти сведения. Да, налоговики наверняка к этому придерутся. Например, их не устраивает отсутствие в счетах-фактурах единицы измерения и количества при оказании услуг, при сдаче в аренду имущественного комплекса и др.

Но суды в этом вопросе всегда стоят на стороне налогоплательщиков <26>.

ЧТО БУДЕТ ЗА НЕУКАЗАНИЕ РЕКВИЗИТОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

Несмотря на то что форма счета-фактуры, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, содержит такие реквизиты, как КПП и расшифровка подписей руководителя и главного бухгалтера, отсутствие этих реквизитов, по мнению судов, не является основанием для отказа в вычете.

Доводы налоговиков об обязательном их наличии суды отклоняют, поскольку непосредственно в п. 5 ст. 169 Налогового кодекса такого требования не содержится <27>.

СОВЕТ

Налоговики проверяют наличие КПП в счетах-фактурах по книге покупок. Если там не указан КПП, то они автоматом откажут вам в вычете. Поэтому прежде чем сдавать им книгу покупок на проверку, посмотрите сами, везде ли стоит КПП. И если где-то его нет, впишите его в счет-фактуру и книгу покупок сами от руки <28>.

ТИПИЧНЫЕ "ОШИБКИ", ИЗ-ЗА КОТОРЫХ НАЛОГОВИКИ ОТКАЗЫВАЮТ В ВЫЧЕТЕ

Рассмотрим "ошибки" в заполнении счетов-фактур, которые чаще всего становятся поводом для судебного разбирательства, и выясним, как относятся к таким "ошибкам" суды.

 

Отсутствует детальная расшифровка выполненных работ, оказанных услуг

В графе 1 счета-фактуры указываются наименования поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг). В частности, налоговики могут отказать вам в вычете, если выполненные работы будут описаны словами "Выполненные работы по договору N ... от ..." <29>. По их мнению, счет-фактура со ссылкой на договор вместо конкретного описания работ не дает права на вычет НДС.

Однако судебными решениями такой подход фискалов опровергается, поскольку ссылки на соответствующий договор позволяют определить характер выполненных работ, оказанных услуг и не препятствуют их идентификации <30>.

А иногда во время проверок доходит до крайностей. Налоговики предъявляют претензии даже в том случае, если в счете-фактуре указано краткое наименование выполненных работ, например в графе 1 указано "строительно-монтажные работы" или "ремонтно-строительные работы". Между тем налоговым законодательством не предусмотрен порядок указания выполненных работ, оказанных услуг, и суды подтверждают правомерность общего описания таких работ и услуг без их детальной расшифровки <31>.

СОВЕТ

Что же на самом деле должно быть указано в таких счетах-фактурах, налоговики так и не разъяснили. Переписывать в счет-фактуру все виды работ (услуг), указанные в договоре или акте, абсурдно. Поэтому если вы выступаете в качестве исполнителя по договору, то, чтобы не создавать проблем заказчику, в счете-фактуре укажите общее наименование работ (услуг), реквизиты договора, реквизиты акта или выставленного счета, на основании которых выполненные работы (оказанные услуги) однозначно идентифицируются.

 

Наименования и адреса грузополучателя и грузоотправителя не соответствуют условиям контракта

В счете-фактуре в качестве грузоотправителя товара должна указываться компания, отправляющая покупателю товар со склада:
<или> поставщик товара (если он имеет склад и товар отгружается именно с этого склада);
<или> третья компания (на складе которой товар находится в момент начала отгрузки).

При несовпадении продавца и грузоотправителя в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" счета-фактуры необходимо указывать фактический адрес грузоотправителя <32>.

Аналогичные требования в отношении наименования и адреса действуют и для грузополучателя.

Обратите внимание, что такой порядок оформления счетов-фактур применяется и в том случае, когда товар отгружается со склада обособленного подразделения организации.

Таким образом, наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя в счетах-фактурах должны соответствовать действительности (это нужно проверять по договорам, накладным) <33>. Поддерживают такой порядок и суды <34>.

СОВЕТ

Хотя в Налоговом кодексе и не конкретизировано, какой именно адрес грузоотправителя и грузополучателя должен быть указан - юридический или фактический, что, кстати, отмечают и суды <35>, лучше все же, чтобы в счете-фактуре был указан адрес того места, откуда отгружается или где принимается товар.

 

Номер платежного поручения в счете-фактуре отсутствует (когда перечисление аванса и отгрузка были в одном квартале)

Если в счете-фактуре на приобретенные товары (работы, услуги), предоплата под которые была перечислена в том же квартале, не был указан номер платежно-расчетного документа, налоговики наверняка откажут вам в вычете <36>. Казалось бы, причем здесь оплата, ведь право на вычет с 2006 г. не зависит от факта уплаты поставщикам (подрядчикам) денежных средств? Однако еще 3 года назад Минфин высказал свое мнение по таким счетам-фактурам: счета-фактуры, выставленные без указания номеров платежно-расчетных документов поставщиками товаров (работ, услуг), по которым были перечислены авансы, не могут служить основанием для принятия к вычету указанных в таких счетах-фактурах сумм НДС <37>.

Поэтому если вы перечисляете своему поставщику авансы, то следует проверять заполнение строки 5 в полученном на товары (работы, услуги) счете-фактуре.

Между тем, если в такой ситуации продавец не укажет номер платежно-расчетного документа, особо расстраиваться не надо. Ведь в суде вычет вы отстоите, поскольку ВАС РФ занимает иную позицию, нежели проверяющие. В частности, ВАС считает, что не может быть признан авансовым платеж, уплаченный в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров. А если платеж не признается авансовым, у продавца отсутствует обязанность указывать в счете-фактуре соответствующий номер платежно-расчетного документа <38>.

Если же вы до налоговой проверки увидите, что продавец не указал в счете-фактуре реквизиты платежного поручения, дописать их можно и от руки, ведь Правила допускают и комбинированный способ заполнения счетов-фактур: частично с помощью компьютера, частично от руки <39>. При этом не забудьте связаться с продавцом и попросить его сделать то же самое, чтобы в случае проведения встречной проверки проверяющими не были установлены расхождения в заполнении счета-фактуры. А продавцу вообще желательно настроить программу так, чтобы номер платежного поручения указывался автоматически.

Внимание! Указание номера платежного документа в счете-фактуре, выписанном на аванс, является обязательным <40>.

 

Счет-фактура подписан не руководителем и не главным бухгалтером

Известно, что счет-фактура должен подписываться руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации <41>. К сожалению, иногда организации забывают оформить соответствующие документы, а счета-фактуры тем не менее подписываются не руководителем и не главным бухгалтером. Естественно, если в ходе встречной проверки налоговики установят эти факты, вычет по таким счетам-фактурам покупателям вряд ли дадут.

Однако в последнее время судами все чаще высказывается точка зрения, согласно которой такое нарушение правил оформления счетов-фактур не является основанием для отказа в вычете, если налогоплательщиком были представлены иные документы, подтверждающие реальную оплату НДС и приобретение товара для использования в производственной деятельности.

Чтобы не быть голословными, приведем конкретный пример. Суд подтвердил право покупателя недвижимости на вычет по счету-фактуре, подписанному со стороны продавца неустановленными лицами, поскольку в суде было подтверждено не только намерение покупателя заключить договор купли-продажи, но и фактическое заключение этого договора. Также были подтверждены те обстоятельства, что недвижимое имущество передано заявителю, оплачено им и прошло государственную регистрацию, поставлено у заявителя на баланс, за него уплачивается налог на имущество, договоры купли-продажи никем не признаны недействительными. Поскольку реальность сделки не оспаривалась и деятельность покупателя не была направлена на получение необоснованной налоговой выгоды, суд установил, что вычет по спорному счету-фактуре был заявлен правомерно <42>.

***

Итак, если вы получили от своего продавца (поставщика) счет-фактуру, по которому возможны споры с налоговиками, постарайтесь не доводить дело до суда и заранее исправьте все дефекты. Если же это сделать невозможно, не отчаивайтесь. Если ошибка в счете-фактуре допущена в реквизитах, не поименованных в п. 5 ст. 169 НК РФ, либо положения этой статьи не предъявляют жестких требований к оформлению реквизитов счетов-фактур (например, в отношении адреса продавца и покупателя), то шансы на успех в суде у вас достаточно высоки. И арбитражная практика - тому пример.


<1> п. 2 ст. 169 НК РФ

<2> Постановление ФАС УО от 18.05.2009 N Ф09-8584/08-С2

<3> Постановление ФАС ПО от 02.10.2008 N А55-18837/2007-3

<4> Постановление ФАС УО от 26.01.2009 N Ф09-10521/08-С2

<5> Постановление ФАС МО от 26.09.2006 N КА-А40/8823-06

<6> Постановление ФАС МО от 30.10.2006 N КА-А40/10336-06

<7> Определение Конституционного суда РФ от 15.02.2005 N 93-О

<8> Постановление ФАС УО от 19.02.2008 N Ф09-493/08-С2

<9> Постановление ФАС МО от 23.03.2009 N КА-А40/1795-09

<10> п. 7 ст. 3 НК РФ

<11> подп. 1 п. 5, подп. 1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ

<12> п. 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила)

<13> Постановления ФАС ВСО от 21.10.2008 N А19-15303/05-20-Ф02-5114/08; ФАС МО от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08

<14> Постановления ФАС СЗО от 15.06.2004 N А56-45387/03; ФАС УО от 13.05.2008 N Ф09-3337/08-С2

<15> Постановления ФАС УО от 13.05.2008 N Ф09-3337/08-С2; ФАС ВСО от 09.01.2008 N А19-12415/07-51-Ф02-9578/07

<16> Постановление ФАС МО от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08

<17> п. 5 ст. 169 НК РФ

<18> Постановление ФАС СЗО от 19.10.2006 N А26-8847/2005-217

<19> Постановление ФАС ЦО от 30.11.2007 N А14-17275-2006618/25

<20> подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ

<21> Письмо Минфина России от 07.08.2006 N 03-04-09/15

<22> Постановления ФАС ВСО от 17.04.2007 N А19-20355/06-15-Ф02-1625/07; ФАС ПО от 04.10.2006 N А65-9676/2006-СА2-22

<23> Постановления ФАС СЗО от 21.05.2009 N А42-5547/2008; ФАС СКО от 21.01.2009 N А32-15173/2008-51/120; ФАС МО от 21.10.2008 N КА-А40/9073-08-П

<24> Постановление ФАС МО от 19.02.2008 N КА-А40/555-08

<25> подп. 5, 6 п. 5 ст. 169 НК РФ

<26> Постановления ФАС МО от 21.01.2008 N КА-А40/14312-07; ФАС УО от 27.11.2007 N Ф09-9766/07-С2; ФАС СКО от 22.03.2007 N Ф08-1333/2007-554А

<27> п. 2 ст. 169 НК РФ; Постановления ФАС МО от 04.05.2009 N КА-А40/2878-09, от 30.04.2009 N КА-А40/3378-09; ФАС УО от 21.01.2009 N Ф09-10343/08-С2; ФАС СКО от 04.06.2008 N Ф08-3055/2008, от 02.03.2009 N А53-12719/2008-С5-14

<28> п. 14 Правил

<29> Письма Минфина России от 22.01.2009 N 03-07-09/02, от 14.12.2007 N 03-01-15/16-453; Письмо УФНС России по г. Москве от 15.08.2008 N 19-11/76813

<30> Постановления ФАС ЗСО от 21.01.2009 N Ф04-6930/2008(17433-А67-14); ФАС СКО от 11.12.2008 N Ф08-7456/2008; ФАС МО от 22.07.2008 N КА-А40/6665-08, от 22.07.2008 N КА-А41/6676-08; ФАС СЗО от 01.12.2008 N А05-586/2008; ФАС ЦО от 18.03.2008 N А48-2349/07-13

<31> Постановления ФАС МО от 17.01.2008 N КА-А40/14201-07; ФАС СКО от 30.11.2005 N Ф08-5631/05-2223А

<32> Письмо ФНС России от 25.12.2006 N 03-1-03/2550@

<33> Письмо УФНС России по г. Москве от 23.01.2008 N 19-11/005123

<34> Постановления ФАС УО от 02.05.2007 N Ф09-3164/07-С2; ФАС МО от 28.02.2006 N КА-А40/970-06

<35> Постановление ФАС МО от 03.04.2009 N КА-А40/2614-09

<36> подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ

<37> Письмо Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-09/06

<38> Постановление Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 10022/08

<39> п. 14 Правил

<40> подп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ

<41> п. 6 ст. 169 НК РФ

<42> Постановление ФАС МО от 20.04.2009 N КА-А41/2916-09

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 13, 2009

О РАСХОДАХ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Хмелевской О.Г.

Может ли застройщик (инвестор) учесть для целей налогообложения прибыли расходы на финансирование строительства социальных объектов, других социальных нужд, если оно является обязательным условием получения прав на земельный участок для строительства (разрешения на строительство)?

ДА НЕТ
При исчислении налога на прибыль учитываются любые экономически обоснованные, направленные на получение дохода и документально подтвержденные расходы <1>.

Без получения разрешения на строительство и выделения находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка под застройку строительство невозможно <2>.

Расходы застройщиков (инвесторов) на финансирование строительства социальных объектов и других социальных нужд являются экономически обоснованными, если такое финансирование является условием предоставления земельного участка под застройку (разрешения на строительство) <3>.

Расходы на финансирование строительства социальных объектов и других социальных нужд не учитываются при исчислении налога на прибыль, поскольку они не направлены на получение дохода <4>.
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Северо-Западного округа
от 27.03.2007 N А56-6908/2006  
ФАС Восточно-Сибирского округа
2 решения <5>  
ФАС Северо-Кавказского округа
от 21.02.2005 N Ф08-108/2004-33А  
ФАС Уральского округа
от 11.08.2004 N Ф09-3218/04-АК  
ФАС Центрального округа
от 16.11.2006 N А08-12461/05-25  
ИТОГО: 6 ИТОГО: 0

<1> п. 1 ст. 252 НК РФ

<2> ст. 51 Градостроительного кодекса РФ; статьи 28, 30 Земельного кодекса РФ

<3> п. 1 ст. 252 НК РФ; Письма Минфина России от 22.10.2007 N 03-03-06/1/733, от 25.05.2007 N 03-03-06/1/319; Письмо УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037689

<4> п. 2 Письма Минфина России от 10.11.2006 N 03-03-04/1/734, от 21.01.2005 N 03-03-01-04/1/19

<5> см. Постановления от 14.12.2007 N А33-5631/07-Ф02-9138/07, от 01.04.2008 N А33-8244/07-03АП-1108/07-Ф02-1064/08

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 7

О СОСТАВЕ РАСХОДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СМР ДЛЯ СОБСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Кононенко А.В.

Включаются ли в налоговую базу по НДС при выполнении СМР для собственного потребления затраты на приобретение оборудования и прочие затраты?

ДА НЕТ
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение <1>.
Затраты на приобретение оборудования и прочие затраты включаются в фактические расходы на СМР, поскольку они включены в смету по объекту строительства.

Затраты на приобретение оборудования и прочие капитальные затраты являются самостоятельными видами затрат при строительстве, которые учитываются отдельно от затрат на выполнение строительных и монтажных работ <2>.

НК РФ не определяет, что понимается под фактическими расходами на выполнение СМР, и не предписывает включать затраты на приобретение оборудования и прочие затраты в стоимость СМР.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
  2 решения <3>
ФАС Западно-Сибирского округа
  от 21.07.2008 N Ф04-3941/2008(7381-А03-41)
ФАС Московского округа
  от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09
ФАС Уральского округа
от 16.05.2007 N Ф09-3556/07-С2  
ИТОГО: 1 ИТОГО: 4

<1> п. 2 ст. 159 НК РФ

<2> п. 3.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина России от 30.12.93 N 160

<3> см. Постановления от 22.02.2007 N А19-12474/06-50, от 14.04.2005 N А33-5152/04-С3-Ф02-1396/05-С1

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 7

О ПРИОРИТЕТАХ БУХГАЛТЕРА

Лукашенко М.А.

У бухгалтера много задач, и все они должны быть выполнены, но в какой последовательности? Как понять, какие задачи более приоритетны, а какие - менее?

Допустим, мне начальник сказал: "Эта задача приоритетна". Что он имел в виду? Каков критерий приоритетности? Важность или срочность? Как понять, что скрывается за словами "важность" и "срочность"? Если важность, то каков параметр, признак важности? Сделать срочно - это значит через 2 часа? К завтрашнему дню? Сегодня - это значит к ночи? К обеду? К концу рабочего дня?

О таких вещах нужно изначально договариваться. Разработка критериев приоритетности - это типичный предмет командно-корпоративных договоренностей.

Для начала поговорим о типовых критериях приоритетности.

Первый вопрос - является ли задача так называемой пробкой? Тормозит ли она те или иные участки бизнес-процессов?

Например, главному бухгалтеру принесли на подпись платежные документы на оплату картона поставщику. А у него нет времени их подписать, он совещается с юристами по поводу возврата госпошлины, уплаченной по выигранному налоговому делу. При этом курьер, который должен ехать в банк, сидит и не уезжает по другим делам. Снабженцы ждут, когда пройдет оплата картона, он срочно нужен для упаковки товара. Экспедиторы и водители ждут сигнала, что можно ехать за картоном. И так далее. Сначала люди полдня бегают и узнают, подписаны документы или нет, а когда главбух их подписывает, начинается аврал. Ведь то, что можно было сделать за день, исполнителям пришлось делать за полдня. При этом вполне возможно, что проконсультироваться с юристами можно было и позже, после подписания платежек. Ведь на время консультации затормозился целый участок бизнес-процесса. А это очень важный параметр при определении приоритетности задач главбуха.

Следующий типичный критерий приоритетности задач - ориентированность на клиента. Бухгалтеру всегда стоит задумываться, связана ли та или иная задача с клиентом. Например, вам надо определиться, что делать в первую очередь: оформить отгрузочные документы для покупателя или подготовить ответ на вопрос руководства? Как правило, первая задача все-таки важнее, ведь из-за проволочки в оформлении документов компания вообще может потерять клиента.

Отсюда и следующий критерий - цена вопроса. Причем рассматривать его надо в двух плоскостях. В какой мере от решения конкретной задачи зависят, с одной стороны, деньги компании, с другой - ее имидж? Ведь бывает, что деньги-то могут и не играть особой роли, но возможен серьезный репутационный риск, а значит, эту задачу нужно выполнить в первую очередь.

Например, на расчетном счету организации только 100 тысяч рублей, и перед главбухом стоит выбор: заплатить проценты по кредиту или оплатить коммунальные услуги. Возможно, он не сам будет решать этот вопрос, но тогда он должен все доходчиво объяснить своему руководству. Если вовремя не погасить проценты, велика вероятность испортить свою кредитную историю и больше никогда не получить выгодный кредит, то есть налицо репутационный риск. Кроме того, из-за просрочки банк может потребовать досрочно погасить кредит.

И, наконец, оценивать приоритетность задач надо в зависимости от того, кем отдано распоряжение. Например, рядовой бухгалтер получил распоряжение от генерального директора сегодня же сверить расчеты с контрагентом, а главный бухгалтер тоже сегодня ждет от него распечатанную и заполненную кассовую книгу, потому что ее затребовал банк. Скорее всего, он отодвинет кассовую книгу и станет сверять расчеты.

Естественно, в конкретной компании для определения приоритета той или иной задачи могут использоваться не все эти критерии либо два-три критерия одновременно. Например, критерий первый - оказывает ли решение задачи влияние на развитие бизнеса. Критерий второй - какова цена вопроса, значительна ли сумма денег, которая зависит от решения этой задачи. Третий критерий - связана ли задача с клиентом. Для компании, в которой я работаю, все эти критерии равноценны. И если на три вопроса ответ "да", то у задачи высокий приоритет. Если на два вопроса ответ "да", то у задачи средний приоритет. Если ответ "да" только на один вопрос, то у задачи невысокий приоритет.

Для того чтобы понимание приоритетов у исполнителей и руководства совпадало, критерии надо согласовать. Например, заполнив вот такую таблицу, главный бухгалтер и бухгалтер-исполнитель, каждый в своей колонке, формулируют три вопроса определения приоритетности задач: что скрывается за понятиями "высокий приоритет", "средний приоритет" и "низкий приоритет"?

КРИТЕРИИ РАССТАНОВКИ ПРИОРИТЕТОВ

Главный бухгалтер, отдающий распоряжения Бухгалтер-исполнитель
Какие вопросы, по вашему мнению, должны себе задать подчиненные, получив от вас задачу, для определения ее приоритета? Какие вопросы вы обычно задаете себе для определения приоритета поступающей от вашего руководства задачи?
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Обратите внимание, что при формулировании вопросов нельзя употреблять слова "важность" и "срочность", поскольку мы с помощью этой таблицы и пытаемся понять для себя, что мы подразумеваем под этими словами, что они означают конкретно.

Потом, сопоставив свои вопросы и обсудив расхождения, они определяют единые критерии приоритетности и уже исходя из них строят свою работу.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 7


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Обзор законопроектов
Обзор наиболее актуальных законопроектов, принятых Государственной Думой РФ в первом чтении, - в вашем почтовом ящике.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное