Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.05.2009


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 15.05.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ ФНС РФ от 28.04.2009 N ММ-7-6/266@ "Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)"


Содержание

ВОЗВРАЩАЕМ НДФЛ РАБОТНИКУ (Возможные варианты возврата работнику излишне удержанного с него НДФЛ)

Шаронова Е.

Самая распространенная ситуация, когда у работника в течение года может возникнуть переплата по НДФЛ, - это когда он подает работодателю вместе с выданным налоговой инспекцией уведомлением <1> заявление о возврате удержанного НДФЛ в связи с предоставлением ему имущественного вычета по приобретенному жилью (квартире, комнате, жилому дому или доле в них) <2>. Ведь многим хочется не платить НДФЛ сразу после приобретения квартиры. Это выгоднее и проще, чем дожидаться окончания года и подавать декларацию по форме 3-НДФЛ и заявление на возврат налога в налоговую инспекцию по месту жительства.

При этом у бухгалтера организации возникает вопрос: какова процедура возврата уже удержанного в течение года налога и за счет каких средств это можно сделать? Ну что ж, давайте разбираться.

ПЕРЕСЧИТЫВАЕМ НАЛОГ

ШАГ 1. Убедитесь, что в уведомлении о подтверждении налоговым органом права работника на имущественный налоговый вычет правильно указаны все реквизиты вашей организации (наименование, ИНН, КПП), а также фамилия, имя, отчество и паспортные данные вашего работника. Если в данных допущены какие-то ошибки, то попросите работника принести правильное уведомление.

ШАГ 2. Перенесите указанную в уведомлении сумму имущественного вычета в налоговую карточку 1-НДФЛ <3>, заведенную на этого работника. Если вы используете стандартную форму 1-НДФЛ, то вам нужно добавить в раздел 3 карточки сотрудника новую строку "Имущественный налоговый вычет" сразу после строки "Стандартные налоговые вычеты".

В уведомлении по отдельным строкам указываются сумма вычета, приходящаяся на стоимость жилья, и сумма вычета, приходящаяся на проценты по целевым займам (кредитам), взятым на приобретение жилья. Если ваш работник принес уведомление, в котором указаны две суммы, то, сложив их, вы получите общую сумму вычета, которую надо перенести в карточку 1-НДФЛ.

Примечание. Если работник только начинает применять имущественный вычет, то в уведомлении может быть указан максимальный размер вычета (без учета процентов по целевым займам (кредитам)) 1 млн руб. или 2 млн руб. - зависит от того, когда возникло право на вычет <4>. А если работник уже заявлял вычет в одном из прошлых годов, то в уведомлении будет указана сумма остатка неиспользованного вычета, перенесенная на 2009 г. В любом случае правильность указанных в уведомлении сумм вы не контролируете.

ШАГ 3. Получите от работника заявление в произвольной форме о предоставлении ему имущественного вычета и о возврате излишне удержанного НДФЛ <5>.

ШАГ 4. В месяце, в котором работник принес уведомление и заявление, пересчитайте налог с начала календарного года <6>. При этом в месяце предоставления имущественного вычета в разделе 3 стандартной карточки 1-НДФЛ по строке "Долг по налогу за налоговым агентом" надо указать сумму излишне удержанного НДФЛ.

Далее с этого месяца не удерживайте НДФЛ из доходов работника. Если сумма имущественного вычета превышает годовой доход работника, то налог не надо будет удерживать до конца года.

Если же сумма вычета не превышает годового дохода работника, то с того месяца, в котором сумма исчисленного с начала года дохода превысит сумму вычета, надо будет исчислять и удерживать НДФЛ (при условии, что весь излишне удержанный НДФЛ был возвращен работнику, - см. ниже).

ШАГ 5. В бухгалтерском учете отсторнируйте сумму ранее удержанного с работника НДФЛ <7>: Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%".

ВОЗВРАЩАЕМ НАЛОГ РАБОТНИКУ

Налоговым кодексом РФ не определено, за счет каких средств нужно возвращать работнику НДФЛ, если он подал работодателю заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ. Рассмотрим возможные варианты.

ВАРИАНТ 1. Возвращаем налог за счет текущих платежей по НДФЛ по другим работникам

Поскольку удержанный с работника налог уже перечислен в бюджет, то вы можете вернуть ему налог за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце с доходов других работников организации. То есть НДФЛ за текущий месяц, подлежащий уплате в бюджет, вы уменьшаете на сумму переплаты работника. Таким образом, вы фактически делаете зачет самостоятельно.

При этом сумма возвращенного налога отражается в разделе 3 стандартной карточки 1-НДФЛ по строке "Возвращена налоговым агентом излишне удержанная сумма налога" в месяце, в котором налог возвращен работнику (выдан из кассы, перечислен на зарплатную карточку). А в бухучете делается проводка: Дт 70 - Кт 50 "Касса", 51 "Расчетные счета".

Организации применяют этот вариант, обосновывая его тем, что уплата НДФЛ не носит персонифицированного характера. Ведь вы перечисляете НДФЛ в бюджет одной платежкой за всех работников. Сумма перечисленного налога, приходящаяся на каждого работника, не отражается ни в карточке 1-НДФЛ, ни в справке 2-НДФЛ <8>, которая ежегодно представляется в налоговый орган <9>, ни в карточке расчетов с бюджетом по НДФЛ, заполняемой ИФНС по вашей организации как налоговому агенту. Заметим, что в этой карточке указывается только общая сумма НДФЛ, перечисляемая вами за всех работников. Причем эта сумма НДФЛ всегда числится как переплата. Начисления налога и пени в ней могут появиться только после проведения налоговой инспекцией выездной проверки на основании решения <10>. Так что даже если вы не будете платить НДФЛ за текущий месяц, недоимка в карточке не появится.

Специалисты московского УФНС не имеют ничего против такого возврата <11>.

Вы не сможете вернуть работнику в текущем месяце всю сумму излишне удержанного налога за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце с доходов других работников организации, только если они не перекрывают сумму долга перед работником. В этом случае вы можете вернуть налог за счет собственных средств. Ведь никакой ответственности за это не предусмотрено. Но поскольку организации это невыгодно, то вернуть работнику оставшуюся сумму излишне удержанного налога лучше в следующих месяцах.

Итак, подытожим плюсы и минусы первого варианта.

(+) При этом варианте работник сразу получает излишне удержанный НДФЛ. Вам же не нужно обращаться в налоговый орган с заявлением о возврате налога.

(?) Минфин против возврата работнику излишне удержанного налога за счет текущего НДФЛ, удержанного с других работников <12> (подробнее см. ниже), и не исключено, что некоторые налоговые инспекции займут позицию финансового органа. Но даже если это случится, то налоговая инспекция не сможет предъявить вам никаких претензий, так как:
- во-первых, вы вернули работнику излишне удержанный с него налог в связи с предоставлением ему имущественного вычета на основании уведомления, выданного налоговой инспекцией;
- во-вторых, в бюджете не будет недоимки по НДФЛ.

ВАРИАНТ 2. Возвращаем налог из бюджета

Минфин считает, что нельзя возвращать работнику излишне удержанный налог за счет текущего НДФЛ, удержанного с других работников. Более того, финансовое ведомство указало, что поскольку ст. 231 НК РФ особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не определен, то применяется общий порядок возврата или зачета, установленный ст. 78 НК РФ <12>.

Давайте представим, как будет выглядеть эта процедура на практике <13>.

ШАГ 1. Получив от работника, с которого излишне удержан НДФЛ, заявление о возврате налога, налог ему вы не возвращаете. Вы подаете в свою налоговую инспекцию заявление о возврате из бюджета НДФЛ, излишне удержанного у работника <14>. К этому заявлению прилагаете копии документов: заявления работника о возврате налога, уведомления о предоставлении ему имущественного вычета, карточки 1-НДФЛ, где указана сумма долга, числящаяся за налоговым агентом <15>.

ШАГ 2. Вы по-прежнему продолжаете платить в бюджет удержанный с других работников НДФЛ.

ШАГ 3. После получения на расчетный счет денег из бюджета вы вернете налог работнику.

У такого порядка возврата налога есть и достоинства, и недостатки.

(+) В этом случае никакие претензии со стороны налоговиков вам точно не грозят.

(-) Неизвестно, сколько времени будет ждать возврата НДФЛ работник, так как возврат налога из бюджета на расчетный счет организации может затянуться надолго.

В то же время организация может вернуть излишне удержанный НДФЛ работнику и не дожидаясь, пока налоговая инспекция перечислит ей деньги на расчетный счет, поскольку НК РФ это допускает <16>. То есть организация вернет работнику НДФЛ за счет собственных средств. Но тогда процедура возврата налога будет немного другая.

ШАГ 1. Получив от работника, с которого излишне удержан НДФЛ, заявление о возврате налога, вы возвращаете ему налог за счет собственных средств.

ШАГ 2. Вы по-прежнему продолжаете платить в бюджет удержанный с других работников НДФЛ.

ШАГ 3. Подаете в свою налоговую инспекцию заявление о возврате из бюджета НДФЛ, излишне удержанного у работника, приложив к нему все документы <17>.

ШАГ 4. После получения на расчетный счет денег из бюджета закрываете переплату налога, числящуюся по счету 68.

Теперь посмотрим, в чем же плюсы и минусы такой процедуры возврата.

(+) Никаких претензий со стороны налоговой инспекции не будет. Работник быстро получает излишне удержанный НДФЛ.

(-) Вы отвлекаете из оборота деньги организации.

Однако при применении варианта 2 непонятно, зачем организация должна продолжать перечислять НДФЛ в бюджет в ожидании возврата из бюджета денег, которые нужно вернуть работнику.

ВАРИАНТ 3. Делаем зачет налога в счет предстоящей уплаты НДФЛ этим работником

Минфин России считает, что излишне удержанный налог можно не только вернуть непосредственно работнику, но и зачесть в счет предстоящих платежей по НДФЛ в порядке ст. 78 НК РФ <18>. Хотя п. 1 ст. 231 НК РФ говорит именно о возврате налога работнику.

Однако на практике этот вариант будет работать только в том случае, если:
- сумма имущественного вычета не превышает сумму годового дохода работника;
- работник принес уведомление из налоговой инспекции в начале года, то есть из его доходов удержана небольшая сумма НДФЛ, например за 1 или 2 месяца.

Давайте посмотрим, хорош ли вариант 3.

(+) В этом случае не будет никаких споров с налоговой инспекцией.

(-) Период получения вычета работником растягивается на несколько месяцев в течение года. Кроме того, вариант 3 не всегда можно применить.

***

С учетом приведенных нами плюсов и минусов выберите наиболее удобный для вас вариант возврата НДФЛ работнику. Самый простой для вас вариант - вернуть налог за счет налога с других работников за текущий месяц. А самый "бесконфликтный" - сделать зачет налога в счет предстоящих платежей по этому работнику.


<1> приложение к Приказу ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@

<2> подп. 2 п. 1, п. 3 ст. 220 НК РФ

<3> утв. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583; п. 1 ст. 230 НК РФ

<4> подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ

<5> п. 1 ст. 231 НК РФ; Письмо ФНС России от 03.09.2008 N 3-5-04/469@; Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103, от 13.02.2007 N 03-04-06-01/35, от 26.06.2006 N 03-05-01-04/188; Информационные сообщения ФНС России от 06.04.2005, от 18.03.2005

<6> п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ; Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103, от 13.02.2007 N 03-04-06-01/35, от 26.06.2006 N 03-05-01-04/188; Информационные сообщения ФНС России от 06.04.2005, от 18.03.2005

<7> План счетов и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

<8> утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@

<9> п. 2 ст. 230 НК РФ

<10> п. 4 разд. VII, п. 1 разд. IX Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ (ред. от 11.01.2008)

<11> Письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.2007 N 28-11/113476

<12> Письмо Минфина России от 19.01.2009 N 03-04-06-01/3

<13> п. 1 ст. 231, ст. 78 НК РФ

<14> пп. 6, 14 ст. 78 НК РФ

<15> Постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2008 N Ф09-5055/08-С2

<16> Письмо Минфина России от 03.04.2009 N 03-04-06-01/76

<17> пп. 6, 14 ст. 78 НК РФ

<18> Письмо Минфина России от 19.01.2009 N 03-04-06-01/3

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 9, 2009

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЙ СЧЕТ (Когда и как уведомить налоговую инспекцию об открытии расчетного счета в банке)

Калинченко Е.

Чтобы подстраховаться на случай банкротства обслуживающего банка, многие организации сейчас стали открывать дополнительные счета в других банках, которые они считают более надежными, чтобы крупные суммы хранить именно в них. Но поскольку счета организации открывают не каждый день, не удивительно, что нередко они забывают о такой обязанности, как уведомление налоговой инспекции <1>. Давайте разберемся, что грозит организации за ее невыполнение. Но прежде рассмотрим, в чем она, собственно, заключается.

ПРАВИЛА УВЕДОМЛЕНИЯ ОБ ОТКРЫТИИ СЧЕТА

ПРАВИЛО 1. Уведомлять налоговую об открытии счета нужно, если одновременно выполняются следующие условия <2>:
- счет открыт на основании договора банковского счета;
- на счет могут зачисляться и с него могут расходоваться денежные средства.

Так, например, при открытии депозитных и ссудных счетов эти условия не выполняются: данные счета открываются на основании договора вклада <3> и кредитного договора <4> соответственно и не предназначены для ведения расчетных операций. А значит, об открытии таких счетов уведомлять инспекцию не нужно <5>.

ПРАВИЛО 2. Уведомлять налоговую инспекцию нужно по форме N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)" <6>. Подписывает этот документ руководитель организации. Сообщение можно:
<или> представить в канцелярию инспекции (при этом нужно попросить поставить штамп о получении на втором экземпляре сообщения);
<или> отправить по почте письмом с описью вложения (в этом случае почтовая квитанция и опись вложения будут подтверждением того, что вы исполнили свою обязанность).

ПРАВИЛО 3. Уведомление в налоговую инспекцию нужно направить в течение 7 рабочих дней со дня открытия счета <7>. К примеру, если счет открыт 7 апреля 2009 г., то уведомить налоговую инспекцию вы должны до 24 часов 16 апреля 2009 г. <8>

По мнению налоговой службы, датой открытия счета является дата внесения соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов <9>. Именно с этого момента налоговики предлагают вести отсчет семидневного срока.

Но книга регистрации - внутренний банковский документ. У организаций нет к ней доступа.

Учитывая это, вам нужно вести отсчет семидневного срока с момента, когда вы узнали об открытии счета. Анализ арбитражной практики за 2006-2009 гг. показывает, что единого подхода к определению этого момента у судов нет. Они связывают начало течения срока, отведенного для уведомления налоговой:
<или> с датой заключения договора об открытии счета в банке, поскольку уведомлять клиентов об открытии счетов банки сейчас не обязаны <10> (14 решений);
<или> с датой получения от банка информации об открытии счета (соответствующего уведомления банка, подписанного договора с указанием номера открытого банком счета) (7 решений).

Итак, более безопасный вариант - отсчитывать срок с даты заключения договора, поскольку суды большинства округов, как видно из таблицы, придерживаются именно такой точки зрения. В то же время у организаций, которые находятся в Уральском округе, велики шансы отстоять в суде и более выгодную позицию, предполагающую отсчет семидневного срока с момента получения из банка информации об открытии счета.

ПРАВИЛО 4. Уведомлять нужно только налоговую инспекцию по месту нахождения организации <11>. Местонахождением организации, напомним, является место ее государственной регистрации <12>.

Исключений из этого правила нет. Так нужно поступать и в случае открытия счета обособленному подразделению <13>, то есть уведомлять налоговую по месту нахождения подразделения не требуется <14>. Крупнейшие налогоплательщики также должны направлять сообщения об открытии счетов в налоговую по месту своего нахождения, а не по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков <15>.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ УВЕДОМЛЕНИЯ

Если вы несвоевременно сообщите налоговой инспекции об открытии счета в банке, ваша организация может быть оштрафована на 5000 руб. <16> Кроме того, к административной ответственности может быть привлечен и руководитель компании. С него могут взыскать штраф в размере от 1000 до 2000 руб. <17>

Заметим, что инспекция может посчитать, что сообщение вообще не подавалось, и оштрафовать организацию, даже если документ был своевременно представлен в налоговую инспекцию, но в произвольном виде или же на старом бланке <18>.

А вот если вы направили в инспекцию сообщение об открытии счета в установленный срок, однако допустили ошибку, например, в номере счета, организация не может быть привлечена к ответственности <19>.

***

Итак, мы рекомендуем вам, подав заявление на открытие счета, не расслабляться в ожидании извещения из банка об его открытии, а самим позаботиться о скорейшем получении на руки подписанного банком договора с указанием номера открытого счета. Это позволит вам избежать штрафов.


<1> подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ

<2> п. 2 ст. 11 НК РФ

<3> ст. 834 ГК РФ

<4> ст. 819 ГК РФ

<5> Постановления ФАС МО от 25.05.2006 N КА-А40/4588-06, от 26.01.2006 N КА-А40/14078-05

<6> утв. Приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@; п. 7 ст. 23 НК РФ

<7> подп. 1 п. 2 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<8> пп. 2, 6, 8 ст. 6.1 НК РФ

<9> Информационное сообщение ФНС России от 25.01.2006 "О порядке уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) налогоплательщиком банковских счетов"

<10> Приказ ФНС России от 13.12.2006 N САЭ-3-09/861@ "Об утверждении форм Сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета"

<11> подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ

<12> п. 2 ст. 54 ГК РФ

<13> Постановления ФАС ЗСО от 07.06.2007 N Ф04-3789/2007(35159-А75-31); ФАС ДВО от 26.07.2006 N Ф03-А51/06-2/2322; ФАС СКО от 08.11.2005 N Ф08-5251/2005-2079А; ФАС УО от 03.05.2005 N Ф09-1725/05-АК

<14> Письмо МНС России от 06.02.2004 N 24-1-10/93

<15> Постановления ФАС ЗСО от 10.09.2008 N Ф04-5566/2008(11409-А45-40), от 22.05.2008 N Ф04-2605/2008(4126-А45-3), от 24.04.2008 N Ф04-2610/2008(4132-А27-3)

<16> ст. 118 НК РФ

<17> статьи 2.4, 15.4 КоАП РФ

<18> п. 7 ст. 23 НК РФ

<19> Постановления ФАС СЗО от 10.07.2008 N А56-48250/2007; ФАС СКО от 02.10.2007 N Ф08-6025/2007-2375А

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 9, 2009

ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ НДФЛ СУММОВАЯ РАЗНИЦА ПРИ ВОЗВРАТЕ ФИЗЛИЦУ ЗАЙМА, ВЫРАЖЕННОГО В У. Е.

Никитина С.

Учитывая сложности в получении заемных средств, а также высокие проценты по кредитам, многие организации предпочитают брать займы у физических лиц, в основном у своих учредителей. При этом физлица предпочитают подстраховаться и заключают договоры займа в условных единицах или в иностранной валюте. В этом случае сумма займа выражена в иностранной валюте, а выдается и возвращается в рублях по курсу на день платежа <1>. Естественно, если на дату возврата займа курс иностранной валюты, к которой привязана сумма займа, вырос, физическое лицо получит в рублях сумму большую, чем была им передана взаем. Таким образом, при возврате займа образуется суммовая разница. Давайте разберемся, облагается полученная разница налогом на доходы физических лиц или нет.

Для начала покажем на конкретном примере, когда у физического лица - заимодавца появляется суммовая разница при расчетах в у. е.

Пример возникновения суммовой разницы по займу в у. е.

УСЛОВИЕ

Учредитель ООО 12 января 2009 г. предоставил обществу беспроцентный заем в рублях, эквивалентный 10 000 евро. То есть сумма займа составила 411 311 руб. (10 000 евро х 41,1311 руб/евро). На дату возврата займа, 31 марта 2009 г., физлицо получило от общества уже 449 419 руб. (10 000 руб. х 44,9419 руб/евро).

РЕШЕНИЕ

Суммовая разница составила 38 108 руб. (449 419 руб. - 411 311 руб.).

ПОДХОД 1. Суммовая разница облагается НДФЛ

Как известно, объектом налогообложения НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком как в денежной, так и в натуральной форме <2>. Перечень доходов физического лица открыт, ведь в Налоговом кодексе сказано, что к доходам относятся также и "иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации" <3>. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме <4>. А в перечне доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, доходы в виде суммовой разницы не указаны <5>. На этом основании некоторыми специалистами делается вывод о том, что любой возникший у физического лица доход, не поименованный в ст. 217 НК РФ, в том числе и доход в виде суммовых разниц, необходимо облагать НДФЛ. Соответственно, при таком подходе организация, возвращающая физическому лицу сумму займа, является налоговым агентом и обязана удержать налог из дохода в виде суммовой разницы <6>.

ПОДХОД 2. Доход в виде разницы облагать НДФЛ не следует

Заемщик возвращает физическому лицу такую же сумму, какая и была им получена по договору займа. При этом получение и возврат займа производятся в рублевом эквиваленте, что соответствует нормам гражданского законодательства <7>. Допустим, физическое лицо меняет 10 000 евро на рубли 12 января 2009 г. по курсу ЦБ РФ и передает полученную сумму - 411 311 руб. - заемщику. Если на дату возврата займа, 31 марта, организация отдаст ему сумму с учетом пересчета по курсу евро - 449 419 руб., физическое лицо снова сможет приобрести 10 000 евро по курсу ЦБ РФ. Таким образом, возврат денег не приводит к образованию у заимодавца экономической выгоды.

Соответственно, организация при возврате денег не является налоговым агентом, так как у физического лица не возникает дохода, с которого должен быть исчислен, удержан и уплачен в бюджет налог.

О том, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих рассматривать положительные суммовые разницы при возврате займа в качестве дохода, сказано и в разъяснениях Минфина России <8>.

Также отметим, что при решении вопроса о признании суммовой разницы доходом физического лица не следует применять аналогию с порядком признания таких доходов организациями при налогообложении прибыли. Во-первых, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения <9>. Во-вторых, применение налогового законодательства по аналогии недопустимо <10>. Законом должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить <11>. А любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика <12>.

ВЫВОД

В случае возврата займа, выраженного в у. е., именно вам предстоит принять решение: исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ или нет. Ведь если вы не удержите НДФЛ, то возможно возникновение претензий со стороны налоговых органов: они могут взыскать с вашей организации штраф по ст. 123 НК РФ за неудержание НДФЛ и пени. А удастся ли вам отбить эти претензии в суде, предугадать сложно. На сегодняшний день какая-либо арбитражная практика по этому вопросу нам не известна.

Хотя возможен еще и такой вариант: можно создать так называемую налоговую "подушку безопасности". То есть вы удерживаете НДФЛ с суммовой разницы, перечисляете его в бюджет, а затем физическое лицо, опираясь на разъяснения Минфина <8>, пишет вам заявление с просьбой вернуть излишне удержанный налог <13>. На основании заявления физического лица вы пишете в налоговую инспекцию уже свое заявление о возврате излишне удержанного с физического лица и уплаченного в бюджет НДФЛ (с приложением копии заявления физического лица) <14>. Ваши дальнейшие действия зависят от того, какой ответ вы получите из инспекции. В случае положительного ответа вы вернете деньги физическому лицу, в случае отказа - или обратитесь в суд, или оставите все как есть. Но при этом в случае налоговой проверки у вас точно не будет ни штрафа <15>, ни пени <16>.


<1> п. 2 ст. 317 ГК РФ

<2> ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ

<3> подп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ

<4> ст. 41 НК РФ

<5> ст. 217 НК РФ

<6> п. 1 ст. 223, пп. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ

<7> п. 2 ст. 317 ГК РФ

<8> Письмо Минфина России от 10.02.2006 N 03-05-01-05/17

<9> п. 1 ст. 38 НК РФ

<10> Решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04

<11> п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ

<12> п. 7 ст. 3 НК РФ

<13> п. 1 ст. 231 НК РФ

<14> ст. 78 НК РФ

<15> ст. 123 НК РФ

<16> ст. 75 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 9, 2009

НЕ УПЛАТИЛ АВАНС ПО ПРИБЫЛИ - ЗАПЛАТИ ПЕНЮ (Как начисляются пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль)

Захарова М.

Как вы знаете, ежемесячные авансовые платежи могут исчисляться двумя способами <1>:

(или) расчетным путем, если фактическая прибыль определяется по итогам квартала;

(или) из фактически полученной прибыли.

Уплачиваются они не позднее 28-го числа каждого месяца (кроме января, если речь идет об уплате авансов исходя из фактически полученной прибыли) <2>. Однако в силу разных причин организации нередко опаздывают с их уплатой. Независимо от способа расчета ежемесячных авансов за просрочку их перечисления будет начисляться пеня <3>.

А сегодня вопрос начисления пени как никогда актуален, особенно для тех организаций, которые определяют ежемесячные авансовые платежи расчетным путем. Современные реалии таковы, что по итогам I квартала прибыли может и не быть, а авансы за январь, февраль и март нужно было уплатить на основе данных III квартала 2008 г., когда прибыль еще могла быть достаточно велика. Да и рассчитаны они были исходя из ставки 24% <4>. И в связи с отсутствием денег многие организации в течение I квартала не смогли уплатить ежемесячные авансовые платежи.

Давайте рассмотрим, как будет начисляться пеня, в том числе и в такой ситуации.

ПЕРИОД НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНИ

Пеня, исходя из 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки, начисляется с 29-го числа соответствующего месяца (с учетом переноса срока уплаты при попадании 28-го числа на выходной день) <5>.

Пленум ВАС РФ назвал две даты окончания периода начисления пени на сумму авансового платежа в зависимости от того, был он в итоге уплачен, пусть и с просрочкой, или нет <6>. В первом случае - это день фактической уплаты авансового платежа. И здесь с периодом начисления пени все ясно. Во втором случае - это последний день срока уплаты налога.

Применительно к ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль последним днем начисления пени будет:

(если) организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи расчетным путем:

(или) день уплаты соответственно авансового платежа по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев или налога за год, если он уплачен вовремя;

(или) 28 апреля, 28 июля, 28 октября, а также 28 марта следующего года, если авансовый платеж по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев или налог за год вовремя не уплачен. В этом случае с указанных дат прекращают начисляться пени на ежемесячные авансовые платежи и начинают начисляться пени на авансовые платежи за I квартал, полугодие, 9 месяцев и налог за год соответственно;

(если) организация исчисляет ежемесячные авансы по фактической прибыли:

(или) день уплаты авансового платежа по итогам следующего отчетного периода или налога за год, если он уплачен вовремя;

(или) последний день срока уплаты авансового платежа за следующий отчетный период (28-е число каждого месяца, кроме января) или налога (28 марта следующего года), если он вовремя не уплачен. В этом случае с указанной даты пеня начинает начисляться уже на сумму следующего авансового платежа или налога за год.

УМЕНЬШЕНИЕ ПЕНИ

Пленум ВАС РФ также указал, что пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены <7>:

(если) исчисленный за налоговый период налог оказался меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода;

(если) исчисленный за отчетный период авансовый платеж оказался меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

При уменьшении пени по авансовым платежам налога на прибыль необходимо учитывать порядок исчисления этого налога. А именно:

(если) организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи расчетным путем, фактическая прибыль (налоговая база) определяется по итогам каждого квартала. Поэтому пеня уменьшается, только если квартальный авансовый платеж (налог по итогам года) меньше ежемесячных авансовых платежей, не уплаченных в этом квартале. И в данном вопросе мы согласимся с налоговой службой, которая еще в 2002 г. рекомендовала уменьшать пеню лишь в рамках последнего квартала отчетного или налогового периода <8>;

(если) организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, пени должны уменьшаться, только если по итогам следующего отчетного периода сумма авансового платежа меньше авансового платежа по итогам предыдущего отчетного периода. Например, пеня за неуплату авансового платежа за январь - ноябрь будет уменьшена, если налог по итогам года окажется меньше этого аванса.

Что же произойдет с пеней, если по итогам отчетного периода организация получит убыток? На этот вопрос нам ответили в Минфине России.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

РАЗГУЛИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей предусматривает их исчисление исходя из суммы авансовых платежей предыдущего квартала. Если в течение квартала авансовые платежи не уплачивались, но при этом сумма налога, исчисленная по итогам отчетного периода, равна нулю, начисленные пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей должны быть сторнированы.

Аналогичный подход применяется и при получении убытка по итогам налогового периода. Например, налогоплательщик получил по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев прибыль, но квартальные авансовые платежи в бюджет не перечислил. По итогам года в целом он получил убыток, то есть сумма налога за год равна нулю. В этом случае пени за неуплату ежеквартальных авансов также должны быть сторнированы.

Если налоговая инспекция не сторнирует пени самостоятельно, то налогоплательщик вправе обратиться за защитой своих прав как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Ведь предварительное рассмотрение жалобы в вышестоящем налоговом органе в данном случае не предусмотрено".

Как видим, и контролирующие органы согласны с необходимостью уменьшения пеней <9>, однако не понятно, за какой именно период они должны уменьшаться. То есть нужно разобраться, начисленная с какой даты пеня должна быть уменьшена. Здесь мы видим два варианта.

ВАРИАНТ 1. Пеня уменьшается непосредственно с даты возникновения обязанности по уплате авансового платежа, то есть за весь период ее начисления. Например, организация не уплатила ежемесячные авансовые платежи в январе, феврале и марте по 5000 руб. каждый. По итогам квартала авансовый платеж составил 300 руб. Получается, в течение I квартала бюджет фактически понес потери только на 300 руб. Значит, и пени за неуплату авансов должны быть исчислены только с 300 руб. (как если бы организация не уплатила ежемесячные авансы по 100 руб. по каждому сроку уплаты).

С одной стороны, этот подход привычен, и именно такой вариант в свое время был поддержан налоговой службой <10>. На семинарах московские налоговики говорят, что они и сейчас будут уменьшать пени именно таким способом.

С другой стороны, у него есть свои недостатки. А именно: он ведет к дискриминации добросовестных налогоплательщиков и, по сути, сводит на нет саму обязанность уплаты авансовых платежей. Проиллюстрируем сказанное на таком примере: два налогоплательщика по результатам квартала получили убыток. Тем не менее один, несмотря на сложную финансовую ситуацию, изыскал средства для уплаты ежемесячных авансовых платежей (может быть, даже взял кредит), хотя мог направить эти деньги на другие цели, например на расчеты с поставщиками. Другой же авансы в бюджет не платил, оборотные средства не отвлекал, а извлекал из них доход. При этом он еще и пени за неуплату авансов платить не должен. Разве это справедливо? Тогда первому налогоплательщику бюджет должен выплатить проценты за пользование его деньгами. К тому же если до конца следовать логике этого варианта, то "по-хорошему", если бы по итогам квартала сумма налога к уплате оказалась больше авансовых платежей, нужно было бы пе! ресчитать пени, но уже в большую сторону, ведь в течение квартала бюджет-то своего недополучил. Но вряд ли вы с этим согласитесь, да и, к счастью, НК этого не позволяет.

И как показывает практика, налоговые инспекции не торопятся претворять первый вариант в жизнь. Подтверждение тому - наличие судебных споров по уменьшению пени. Причем иногда суд поддерживает именно этот вариант соразмерного уменьшения пени <11>. Но не всегда <12>. И кто знает, если бы налогоплательщик просил уменьшить пени по другому алгоритму, может быть, суд его и поддержал бы.

ВАРИАНТ 2. Уменьшается только пеня, начисленная после окончания квартала, в котором ежемесячные авансы не были уплачены. Та же сумма пени, которая была начислена до даты окончания этого квартала, не изменяется. Например, при неуплате ежемесячных авансов в I квартале уменьшается только пеня, начисленная с 1 апреля. Это связано с тем, что фактическая налоговая база определяется именно по окончании соответствующего квартала, после этой даты организация определяет квартальный авансовый платеж и видит, что он меньше расчетных авансов. То есть только после этого видно, что бюджет перестает нести ущерб в связи с неуплатой авансового платежа. Этот вариант логичнее первого, он не ставит налогоплательщиков в неравное положение и не снимает с них обязанность по уплате авансов.

***

Когда квартальный платеж меньше ежемесячных авансовых платежей, исчисленных в этом квартале, пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансов однозначно должны быть уменьшены. Если налоговый орган не сделает этого, нужно идти в суд. Уж один-то из предложенных нами вариантов суд должен поддержать. Конечно, первый вариант выгоднее, зато у второго больше шансов выстоять в суде.


<1> п. 2 ст. 286 НК РФ

<2> п. 2 ст. 285, п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ

<3> п. 3 ст. 58, ст. 75 НК РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47

<4> п. 2 ст. 286 НК РФ; п. 1 ст. 284 НК РФ (ред., действовавшая до 01.01.2009)

<5> п. 7 ст. 6.1, пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ

<6> п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47

<7> п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47

<8> Письмо МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ (утратило силу с 2007 г.)

<9> Письмо Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168; Письмо МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ (утратило силу с 2007 г.)

<10> Письмо МНС России от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ (утратило силу с 2007 г.)

<11> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-4760/2008(9275-А46-37); ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КА-А40/13339-08

<12> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.12.2008 N Ф03-5398/2008; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.05.2008 N А40-8195/08-4-36, оставленное без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 N 09АП-7479/2008-АК

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 9, 2009

О НАЛОГОВОЙ БАЗЕ ПО НДС В У. Е.

А.И. Дыбов

Сначала вкратце напомню механизм возникновения суммовых разниц. Продавец устанавливает цену товара, допустим, в размере 100 условных единиц (у. е.), 1 у. е. равна 1 доллару США в пересчете в рубли по курсу на дату оплаты (чаще всего).

Если товар отгружается при курсе 34 руб. за доллар, а затем оплачивается при курсе 36 руб. за доллар, то возникает положительная для продавца суммовая разница в размере 200 руб. (100 долл. х (36 руб. / долл. - 34 руб. / долл.))

Если же товар отгружается при курсе 36 руб. за доллар, а после оплачивается при курсе 34, возникает отрицательная для продавца суммовая разница в размере 200 руб. (100 долл. х (34 руб. / долл. - 36 руб. / долл.)). В результате вопрос: как эти разницы влияют на сумму НДС к уплате в бюджет у продавца?

Прежде чем мы начнем искать ответ на него, мне хотелось бы напомнить, что единственный способ совсем избежать проблем с суммовыми разницами - договориться с покупателем о полной предоплате товаров. В этом случае как по ПБУ 3/2006, так и по НК РФ суммовые разницы вообще не возникнут, поскольку при отгрузке не будет обязательств, выраженных в у. е., которые надо пересчитывать в рубли. "Отгрузочный" счет-фактуру нужно составить в рублях, и все числовые показатели в нем должны быть посчитаны строго по курсу на день перечисления предоплаты.

Когда же предоплата невозможна, от суммовых разниц не спрятаться, не скрыться. Но и в этом случае продавец сможет упростить себе жизнь, если уговорит покупателя расплатиться до конца квартала, в котором были отгружены товары. Ведь по ст. 167 Кодекса налоговая база определяется на дату отгрузки. В то же время в ст. 166 НК РФ сказано, что НДС к уплате в бюджет исчисляется по итогам налогового периода (то есть квартала) с учетом изменений, увеличивающих либо уменьшающих налоговую базу. Суммовые разницы и есть такие изменения.

Поэтому если дата отгрузки товаров и дата оплаты пришлись на один квартал, то действовать продавцу, на мой взгляд, нужно так. Выставлять "отгрузочный" счет-фактуру лучше в условных единицах. Это не запрещено НК РФ и избавит продавца от исправления "рублевого" документа или выписки дополнительного счета-фактуры в рублях на сумму разницы. Ведь числовые показатели "рублевого" счета-фактуры будут посчитаны по курсу условных единиц на дату отгрузки и не будут соответствовать тем же показателям, пересчитанным по курсу на дату оплаты. Так что счет-фактура в у. е. куда более удобен.

Далее. До момента оплаты отгруженных товаров продавец не регистрирует счет-фактуру в у. е. в книге продаж. Только в день оплаты продавец вносит запись о документе в книгу, причем числовые показатели пересчитываются в рубли по курсу на эту дату.

Вопрос. А разве правила ведения книги продаж и книги покупок в этом случае не нарушаются? Получается, что счета-фактуры регистрируются в книгах позже, чем нужно.

Мне кажется, никакого нарушения нет. В 914-м Постановлении сказано, что в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выставленные во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога, в частности выставленные при отгрузке товаров. Но там не сказано, КОГДА они регистрируются. Да, не сказано, как ни удивительно. Так что продавец, придержав регистрацию счета-фактуры до даты оплаты, пришедшейся на один квартал с датой отгрузки, ни Постановление N 914, ни НК РФ не нарушает. Но даже если налоговики посчитают, что это не так, сделать они ничего не смогут. Я уже неоднократно сегодня говорил, что отдельного наказания за недочеты в ведении книги продаж нет.

Если же деньги от покупателя за отгруженный ему товар приходят в последующих кварталах, то для продавца все существенно усложняется. Выходит, что налоговая база и НДС при отгрузке товара посчитаны по одному курсу, а оплата получена по другому и не соответствует сумме, с которой был исчислен НДС.

В этом случае Минфин России смотрит на порядок определения налоговых обязательств продавца так.

Продавец исчисляет "рублевую" налоговую базу и НДС по курсу у. е. на день отгрузки товаров. Больше он эти числа не трогает. Счет-фактуру в книге продаж регистрирует также исходя из курса у. е. на день отгрузки. Причем счет-фактура в этом случае может составляться как в рублях, так и в у. е. - это не имеет особого значения.

Если курс вырос и денег получено больше, то положительная суммовая разница. На основании ст. 162 НК РФ она включается в налоговую базу отдельно, НДС с нее исчисляется по расчетной ставке 10/110 или 18/118. На эту сумму продавец составляет счет-фактуру в рублях в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж. В декларации по НДС положительная суммовая разница отражается в графе 4 строки 160 или 170 раздела 3, а налог с нее - в графе 6 тех же строк.

Вопрос. А нельзя в квартале отгрузки составить счет-фактуру в условных единицах, а в квартале оплаты просто еще раз зарегистрировать его в книге продаж на сумму положительной разницы?

Это, конечно, не будет соответствовать минфиновскому порядку, к тому же в декларации по НДС разница и налог с нее окажутся в других строчках (020 или 030). С другой стороны, на сумму НДС к уплате в бюджет предложенный вами вариант не повлияет. Если, допустим, положительная разница составила 200 руб., то НДС с нее будет равен примерно 31 руб. независимо от способа регистрации суммы в книге продаж. Просто при минфиновском варианте налоговой базой будут все 200 руб. и налог будет исчисляться по расчетной ставке, а при вашем - базой будут 169 руб. и НДС будет исчисляться по ставке 18%. Значит, ваше предложение имеет право на жизнь.

В обратной ситуации, когда курс упал и денег продавец получил меньше, по мнению Минфина, продавец не делает ничего. Он не может пересчитать налоговую базу, не может и принять к вычету НДС, приходящийся на отрицательную суммовую разницу.

Некоторые арбитражные суды соглашались с минфиновским порядком учета продавцом суммовых разниц для целей налогообложения НДС. А коллегии судей ВАС РФ, в свою очередь, поддерживали эти суды и отказывали в передаче дел в надзор, например, Определениями N 83/07, N 4359/08.

Однако находились арбитражные суды, которые ставили под сомнение минфиновский порядок учета суммовых разниц при исчислении НДС. Особенно этим отличался ФАС Московского округа. Он последовательно придерживался точки зрения, согласно которой продавец может (а вернее - обязан) корректировать налоговые обязательства по НДС с учетом суммовых разниц. Одно из его постановлений (N КА-А40/13976-07, принято по отрицательной суммовой разнице у продавца) и попало в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

При этом коллегия судей Высшего арбитражного суда, передавая дело, в Определении от 19.08.2008 N 9181/08 была явно настроена против таких выводов ФАС Московского округа. Судьи, как и в ранее вынесенных "отказных" определениях, посчитали, что корректировать налоговую базу нельзя. Именно поэтому дело оказалось в надзоре. Однако Президиум ВАС РФ Постановлением N 9181/08 поддержал позицию ФАС и решил, что базу корректировать все-таки можно (кстати, вот вам еще один пример того, как опасно руководствоваться выводами определений о передаче дела в надзор). На чем же строится этот подход?

Согласно ст. 154 НК РФ при реализации товаров налоговой базой по НДС является их договорная цена. Раз цена установлена в у. е. и пересчитывается в рубли по курсу на дату оплаты (что не запрещено ГК РФ), значит, окончательно определена она может быть только на эту дату. Если же налоговая база рассчитывается только на дату отгрузки, то ст. 154 Налогового кодекса нарушается, ведь выходит, что НДС посчитан не от цены сделки, установленной сторонами договора. К тому же по ст. 153 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из доходов (экономической выгоды) продавца, полученных в любой форме. Если разница положительная - доходы налицо. А если отрицательная? Откуда тут экономическая выгода?

В итоге ФАС Московского округа, отказывая проверяющим, заодно объяснил им, что если продавец не будет учитывать суммовые разницы при исчислении НДС, то:
- при отрицательной разнице пострадает продавец, поскольку вынужден будет уплатить налог, исчисленный по курсу на дату отгрузки, в то время как денег получил меньше;
- при положительной разнице пострадает бюджет - продавец заплатит НДС в сумме, исчисленной на момент отгрузки, несмотря на то что денег получил больше.

Кстати, в Постановлении ВАС РФ N 9181/08 есть вывод о том, что при продаже товаров по цене, выраженной в у. е., продавец определяет налоговую базу по НДС не ранее квартала получения оплаты за товары. Утверждение революционное, поскольку разрешает исчислять НДС старым методом "по оплате", ничего не исчисляя в квартале отгрузки товаров. Но сможем ли мы им руководствоваться, покажет лишь время.

Нам остается понять, как на практике наиболее безопасно реализовать подход ФАС Московского округа, поддержанный Президиумом ВАС РФ.

Во-первых, счет-фактуру продавцу лучше выставлять только в у. е. Это, как и в случае с отгрузкой и оплатой в одном квартале, избавит продавца от необходимости исправления документа или составления дополнительного.

На день отгрузки продавец регистрирует счет-фактуру в книге продаж. Все суммы рассчитываются по курсу на эту дату. Затем в квартале получения оплаты продавец:

- если разница положительная (денег пришло больше) - регистрирует счет-фактуру в у. е. в книге продаж еще раз на сумму, соответствующую сумме разницы. Обратите внимание, это не деньги, связанные с оплатой товаров, а выручка от реализации. Поэтому сумма, за вычетом приходящегося на нее НДС, должна попасть в графу 4 строки 020 или 030 (зависит от ставки) раздела 3 Декларации по НДС;

- если разница отрицательная (денег пришло меньше) - регистрирует счет-фактуру в у. е. в книге продаж в части, соответствующей величине отрицательной разницы, но со знаком "минус". Тем самым налоговая база по НДС и сумма налога к уплате по итогам квартала оплаты по данным книги продаж за этот квартал уменьшатся. Вместе с ними уменьшатся и показатели строк 020 или 030 раздела 3 Декларации.

Вопрос. Может быть, проще зарегистрировать "отгрузочный" счет-фактуру в у. е. в части отрицательной суммовой разницы в книге покупок?

На мой взгляд, не проще.

Для начала нужно заметить, что книга покупок предназначена для отражения сумм вычетов, однако НДС, приходящийся на отрицательную суммовую разницу, - это никакой не вычет. Его нет в перечне, предусмотренном ст. 171 Налогового кодекса. Но если закрыть на это глаза и все же зарегистрировать "отгрузочный" счет-фактуру в книге покупок, вам придется вручную править показатели декларации по НДС за квартал получения оплаты. Поскольку бухгалтерская программа, скорее всего, запишет сумму разницы, указанную в книге покупок, в вычеты, а оттуда - в графу 4 строки 220 раздела 3 декларации по НДС, что неверно. Это не вычет, это уменьшение налоговой базы по реализации товаров. То есть, как я уже сказал, уменьшены должны быть суммы, указанные в строке 020 или 030 раздела 3 Декларации.

С другой стороны, поступив так, как вы предлагаете, законодательство вы не нарушите, штрафовать вас не за что. И если вам так будет удобнее, что ж, при отрицательной суммовой разнице регистрируйте "отгрузочный" счет-фактуру в книге покупок.

При этом, какой бы вариант учета суммовых разниц для целей исчисления НДС вы ни выбрали, его обязательно нужно закрепить в налоговой учетной политике.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 5

О ВЫЧЕТАХ ПО СЧЕТАМ-ФАКТУРАМ В У. Е.

Н.Р. Неретина

Вопрос. Антон Иванович говорил о том, что ВАС РФ разрешил продавцам корректировать базу по НДС на суммовые разницы. А что с покупателями? Могут ли они корректировать налоговые вычеты?

Н. Н.: Как говорил лектор, если отгрузка и оплата товаров (работ, услуг), цена которых установлена в у. е., приходятся на один квартал, то ни у продавца, ни у покупателя проблем с исчислением налоговой базы не возникнет. Ведь НДС рассчитывается за квартал с учетом всех увеличений и уменьшений <1>. А значит, к вычету можно принять всю сумму налога, перечисленную продавцу.

А вот как быть покупателям, оплатившим товары (работы, услуги) в следующих периодах? ВАС РФ по поводу корректировки покупателями вычета по НДС на суммовые разницы еще ничего не сказал. Поэтому попробуем разобраться сами.

Начнем с того, что с 01.01.2006 вычет по налогу никак не связан ни с датой, ни с самим фактом оплаты товаров (работ, услуг) <2>. Поэтому ссылаться на Письмо ФНС России от 19.04.2006 N ШТ-6-03/417@, в котором налоговики позволяют покупателям корректировать вычет на суммовые разницы исходя из уплаченных продавцу сумм, сейчас нельзя. Ведь оно касалось только того периода, когда НДС принимался к вычету после оплаты. То же можно сказать и о судебных решениях, принятых в пользу налогоплательщиков, корректировавших налоговый вычет по НДС. Все они относятся к тем временам, когда вычет налога был связан с оплатой <3>.

Применительно к нынешней ситуации по этому вопросу официальных разъяснений ни финансовое, ни налоговое ведомства не давали, и мне известно только одно судебное решение <4>, в котором указано, что покупатель не может корректировать суммы НДС, уже принятые к вычету, на суммовые разницы. Ведь с 2006 г. в НК РФ нет норм, которые позволяли бы покупателю уменьшать или увеличивать в следующих кварталах сумму НДС, заявленного к вычету в момент принятия товаров (работ, услуг) к учету. Поэтому, на мой взгляд, будет правильно просто принять НДС к вычету в периоде оплаты товаров (работ, услуг). Тогда и корректировать ничего не придется. Посмотрим, как можно аргументировать эту позицию.

Во-первых, окончательно определить сумму налогового вычета по счету-фактуре в у. е. можно только после оплаты. Ведь к вычету принимается сумма налога, предъявленная продавцом товаров <5>. Эта сумма исчисляется исходя из цены товаров <6>, установленной в договоре <7>. А договор в нашем случае предусматривает определение цены только на дату оплаты. Кроме того, при определении налоговой базы расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату их учета <8>.

Во-вторых, при исчислении НДС должен соблюдаться принцип "зеркальности", вытекающий из сущности косвенного налога: сумма НДС, которая перечисляется в бюджет продавцом, и сумма НДС, которая принимается к вычету покупателем, должны быть одинаковыми <9>. ВАС РФ согласился с тем, что при продаже товаров (работ, услуг), цена которых выражена в у. е., окончательный размер налога может быть определен продавцом только на дату оплаты <10>. Значит, если покупатель примет НДС к вычету в сумме, уплаченной продавцу, бюджет не пострадает, а налогоплательщик получит вычет, соответствующий его реальным расходам <11>.


<1> п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 173 НК РФ

<2> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2006)

<3> см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 11.04.2005 N Ф09-1259/05-АК; ФАС Московского округа от 07.11.2008 N КА-А40/10247-08

<4> Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2009 N КА-А41/12582-08

<5> п. 2 ст. 171 НК РФ

<6> пп. 1, 2 ст. 168 НК РФ

<7> п. 1 ст. 40 НК РФ

<8> п. 3 ст. 153 НК РФ

<9> пп. 3, 5 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.02.2001 N 3-П

<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 9181/08

<11> п. 2 Определения КС РФ от 08.04.2004 N 169-О

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 5

О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЧЕТА НДС ПРИ УСНО

О.Г. Хмелевской

Может ли упрощенец уменьшить сумму НДС, предъявленную покупателю, на сумму входного НДС?

ДА НЕТ
В случае выставления упрощенцем покупателю счета-фактуры с НДС налог, указанный в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет <1>.

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) для операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС <2>.

Организации и предприниматели, применяющие УСНО, приобретают статус плательщиков НДС, выставляя счета-фактуры с НДС <1>.

НК предусматривает право на налоговый вычет только для плательщиков НДС <3>.

Перешедшие на УСНО организации и предприниматели перестают быть плательщиками НДС <4>. Обязанность по уплате НДС возникает у них в силу предъявления НДС покупателям, а не из-за того, что они являются плательщиками данного налога.

Сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выставленном лицом, не являющимся плательщиком НДС, уплачивается в бюджет полностью <1>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Волго-Вятского округа
  2 решения <5>
ФАС Западно-Сибирского округа
  от 15.08.2006 N Ф04-5131/2006(25227-А46-27)
ФАС Северо-Западного округа
  2 решения <6>
ФАС Северо-Кавказского округа
  от 25.09.2007 N Ф08-6286/2007-2313А
ФАС Уральского округа
  2 решения <7>
ИТОГО: 0 ИТОГО: 8

<1> подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ

<2> подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ

<3> ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ; Письмо Минфина России от 23.03.2007 N 03-07-11/68

<4> п. 2 ст. 346.11 НК РФ

<5> см. Постановления от 29.12.2008 N А82-3043/2008-27, от 11.07.2005 N А28-1902/2005-44/26

<6> см. Постановления от 08.10.2008 N А13-9829/2007, от 26.12.2007 N А21-273/2007

<7> см. Постановления от 06.03.2009 N Ф09-986/09-С2, от 20.02.2008 N Ф09-479/08-С3

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 5

ОБ УЧЕТЕ НДС, ПОЛУЧЕННОГО ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ

О.Г. Хмелевской

Может ли упрощенец, выставивший счет-фактуру с НДС, не включать в доходы сумму НДС, полученную от покупателя?

ДА НЕТ

Лица, применяющие УСНО и выставившие покупателю счет-фактуру с указанием суммы НДС, обязаны уплатить в бюджет полученную сумму НДС <1>.

Упрощенец учитывает доходы от реализации по правилам ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - по правилам ст. 250 НК РФ <2>.

Суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю, исключаются из любых налогооблагаемых доходов <3>.

Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме <4>.

Полученная от покупателя сумма НДС должна быть полностью уплачена в бюджет <1>, а значит, у налогоплательщика не возникает никакой экономической выгоды.

Ст. ст. 249, 250 и гл. 26.2 НК РФ не предусматривают уменьшения дохода на суммы предъявленного покупателю НДС <5>.
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 06.05.2008 N А19-13515/07-Ф02-1767/08  
ФАС Поволжского округа
от 17.08.2006 N А65-6256/2006  
ФАС Северо-Западного округа
2 решения <6>  
ФАС Северо-Кавказского округа
от 24.10.2006 N Ф08-5198/2006-2187А  
ФАС Уральского округа
3 решения <7>  
ИТОГО: 8 ИТОГО: 0

<1> подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ

<2> п. 1 ст. 346.15 НК РФ

<3> п. 1 ст. 248 НК РФ

<4> ст. 41 НК РФ

<5> Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-11-02/46, от 13.03.2008 N 03-11-04/2/51

<6> см. Постановления от 16.05.2008 N А66-4750/2007, от 02.05.2006 N А05-17385/05-10

<7> см. Постановления от 12.11.2007 N Ф09-9123/07-С3, от 11.10.2006 N Ф09-9054/06-С1, от 16.02.2006 N Ф09-563/06-С2

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 5

О НЕОБХОДИМОСТИ КАССОВОГО ЧЕКА ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РАСХОДОВ

Ю.А. Карпова

Может ли упрощенец учесть расходы, оплаченные наличными, при отсутствии кассового чека?

ДА НЕТ
Расходы при УСНО должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством <1>.

В НК РФ нет конкретного списка документов, необходимых для подтверждения произведенных расходов.

Документом, подтверждающим оплату, может быть не только кассовый чек, но и любой другой первичный документ, в частности квитанция к приходному кассовому ордеру <2>.

При наличных расчетах должен выдаваться кассовый чек <3>.

Расходы, оплаченные наличными, могут быть учтены только при наличии кассового чека <4>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
4 решения <5>  
ФАС Дальневосточного округа
2 решения <6>  
ФАС Западно-Сибирского округа
2 решения <7>  
ФАС Северо-Западного округа
4 решения <8>  
ФАС Северо-Кавказского округа
от 11.01.2007 N Ф08-6883/2006-2859А  
ФАС Уральского округа
от 18.10.2007 N Ф09-8532/07-С3  
Арбитражный суд Свердловской области
2 решения <9>  
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
от 02.08.2007 N 17АП-5031/07-АК  
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
от 24.10.2007 N А42-3932/2006  
Девятый арбитражный апелляционный суд
от 03.12.2008 N 09АП-15144/2008-АК  
ИТОГО: 19 ИТОГО: 0

<1> п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<2> форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88

<3> ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

<4> Письма Минфина России от 21.02.2008 N 03-11-05/40, от 05.06.2007 N 03-11-04/2/158

<5> см. Постановления от 02.10.2007 N А19-6792/07-57-Ф02-6957/07, от 20.10.2006 N А19-14633/05-33-5-Ф02-5416/06-С1, от 17.02.2006 N А19-10274/05-29-Ф02-203/06-С1, от 15.02.2006 N А19-30009/04-52-Ф02-328/06-С1

<6> см. Постановления от 30.01.2008 N Ф03-А80/07-2/6039, от 18.04.2007 N Ф03-А51/07-2/320

<7> см. Постановления от 12.04.2007 N Ф04-2065/2007(33251-А75-19), от 15.06.2006 N 04-3528/2006(23515-А75-25)

<8> см. Постановления от 18.12.2007 N А44-574/2007, от 06.08.2007 N А52-235/2007, от 23.04.2007 N А56-35966/2006, от 10.02.2006 N А56-52391/2004

<9> см. Решения от 19.04.2007 N А60-5344/2007-С5, от 13.03.2007 N А60-36143/2006-С6

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 5


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Консультации по бухучету и налогообложению
У вас есть вопросы по налогам? А у наших экспертов есть ответы, подкрепленные ссылками на законы и судебную практику. Подпишитесь и ежемесячно получайте подборку "вопрос-ответ".



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное