Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 20.03.2009


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 20.03.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

ВНИМАНИЕ: 11-я Программа поддержки бухгалтера

С 16 по 31 марта 2009 года Сеть КонсультантПлюс при поддержке ФНС России проводит 11 Всероссийскую программу правовой поддержки бухгалтера.

В ходе программы каждый бухгалтер может бесплатно получить:
     ∙ cпециальный выпуск журнала "Главная книга" с практическими советами в форме "вопрос-ответ" по актуальным темам;
     ∙ диск с материалами бухгалтерской прессы и книгами.


Содержание

ПРИМЕНЕНИЕ В ТОРГОВЛЕ "ПРАВИЛА ПЯТИ ПРОЦЕНТОВ" ПО НДС

Гужелева Л.
Елина Л.

CУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Организации, у которых есть как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, могут полностью принять входной НДС к вычету, если доля их расходов по необлагаемым операциям не превышает 5% от общих расходов на производство. Могут ли воспользоваться этим правилом торговые организации?

ДЕЙСТВИЯ

Торговые организации - плательщики НДС, по разъяснениям Минфина России, могут принять к вычету всю сумму входного НДС, если доля расходов по необлагаемым операциям не превышает 5% от общих расходов, причем невзирая на то, что у них вообще нет расходов на производство <1>.

Организациям, которые совмещают уплату ЕНВД и общий режим налогообложения, как налоговая служба, так и Минфин России запрещают применять "правило пяти процентов" <2>. Ведь они по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, не являются плательщиками НДС <3>. Эта позиция поддерживается арбитражными судами <4>.

Однако учтите, что в качестве обоснования невозможности применения плательщиками ЕНВД "правила пяти процентов" арбитражные суды (в том числе и ВАС РФ) прямо указывают, что такое правило могут применять только производители продукции <5>, а не ее продавцы <4>. Поэтому возможны претензии проверяющих из налоговых инспекций при применении этого правила всеми "непроизводственными" организациями, в том числе и торговыми, находящимися на общей системе налогообложения.

СОВЕТ

Плательщикам ЕНВД - торговым организациям, которые совмещают уплату ЕНВД и общий режим налогообложения, нельзя пользоваться "правилом пяти процентов". К вычету им можно принять только входной налог по расходам, относящимся к деятельности, облагаемой НДС.

Торговым организациям, которые не являются плательщиками ЕНВД, рискованно пользоваться разъяснениями Минфина России и применять "правило пяти процентов". Лучше включите НДС в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а затем учтите ее в качестве расходов для целей налогообложения прибыли. Так вы избежите возможных споров с проверяющими, а налоговые потери будут небольшие.


<1> абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина России от 29.01.2008 N 03-07-11/37

<2> Письмо Минфина России от 08.07.2005 N 03-04-11/143; Письмо ФНС России от 31.05.2005 N 03-1-03/897/8@; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2005 N 19-11/31596

<3> п. 4 ст. 346.2 НК РФ

<4> Постановление ФАС ЦО от 18.07.2007 N А48-602/06-18 (в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 19.12.2007 N 14134/07); Определение ВАС РФ от 30.04.2008 N 3302/08

<5> абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 04, 2009

АЗЫ КОНСЕРВАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (Бухгалтерский и налоговый учет имущества, переводимого на консервацию)

Калинченко Е.

В настоящее время многие предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность. В период такого временного простоя очень удобно вводить консервацию неэксплуатируемых транспортных средств, оборудования, технологических линий, машин и сооружений. Мало того что это позволит обеспечить наилучшую сохранность имущества, так еще и попутно будет достигнута, скажем так, экономия налоговых расходов. Это выгодно организациям, не планирующим завершить текущий год с прибылью. Но - обо всем по порядку.

В этой статье мы расскажем вам, как оформить консервацию простаивающих основных средств, как отразить эту операцию в бухучете и какие у нее будут налоговые последствия.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОС

Принимает решение о консервации объектов основных средств и утверждает порядок ее проведения руководитель организации <1>. Чтобы определить перечень основных средств, подлежащих консервации, можно провести своего рода инвентаризацию. Для этого приказом назначается комиссия, ответственная за консервацию.

После этого руководитель издает приказ о консервации временно не используемого оборудования, техники. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому составить его можно в произвольной форме, приведя в нем перечень простаивающих основных средств, указав причину и срок их консервации. Забегая вперед, скажем, что для того, чтобы получить налоговую "экономию" расходов, нужно консервировать основные средства на срок, превышающий 3 месяца.

В инвентарных карточках основных средств (форма N ОС-6 <2>) рекомендуем сделать отметку о переводе их на консервацию. Специальная графа для этого не предусмотрена. Сведения о консервации можно указать в разд. 4 карточки.

В акте, составляемом по завершении консервации, целесообразно привести перечень законсервированных основных средств с указанием их инвентарных номеров, первоначальной и остаточной стоимости, сумм начисленной амортизации, сроков полезного использования и сроков консервации.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Для целей налогообложения прибыли законсервированные основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества. Правда, лишь в случае, когда срок консервации превышает 3 месяца <3>. При этом за счет уменьшения амортизационных отчислений увеличится налоговая база. Но если вы предвидите убытки, консервация позволит уменьшить их.

Нужно учитывать, что значение имеет фактический, а не предполагаемый период консервации. Если по решению руководителя оборудование было передано на консервацию на полгода, но уже через 2 месяца его по каким-либо причинам расконсервировали, вам придется доначислить амортизацию за эти 2 месяца.

После того как основное средство будет расконсервировано, вы продолжите начислять амортизацию в прежнем порядке. При этом срок полезного использования объекта нужно будет продлить на период консервации <4>.

Прекратить начисление амортизации по простаивающему оборудованию нужно с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основные средства будут переданы на длительную консервацию. Вновь начать амортизировать данные объекты следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем расконсервации <5>.

Как выполнить эти требования, если основные средства амортизируются линейным способом, пояснять не нужно.

В случае же применения нелинейного метода амортизации в отношении объектов, подлежащих консервации, вам нужно поступить следующим образом. При определении суммарного баланса на 1-е число месяца, следующего за месяцем консервации, остаточную стоимость той амортизационной группы (подгруппы), к которой относится простаивающее оборудование, нужно уменьшить на его остаточную стоимость <6>. А в следующем месяце после расконсервации суммарный баланс, определяемый на 1-е число, нужно будет увеличить на остаточную стоимость оборудования <7>.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В случае перевода основного средства на консервацию на срок более 3 месяцев начисление амортизации нужно приостанавливать и в бухгалтерском учете <8>. Законсервированные объекты вы должны продолжать учитывать на счете 01 "Основные средства", но обособленно. Иными словами, консервация простаивающего оборудования отражается в бухучете записью о переносе первоначальной стоимости по субсчетам, открытым к счету 01 "Основные средства": в дебет субсчета "Основные средства на консервации" с кредита субсчета "Основные средства в эксплуатации". Расконсервация оформляется обратной проводкой.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности в приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) <9> нужно привести информацию об основных средствах, переведенных на консервацию, по состоянию на начало и конец отчетного года.

СОВЕТ

Положения по бухучету не регламентируют, в какой момент нужно прекращать и возобновлять начисление амортизации по законсервированным объектам. Поэтому этот порядок нужно закрепить в учетной политике организации по бухучету. Установить его можно таким же, как и для целей налогового учета. То есть приостанавливать начисление амортизации со следующего месяца после консервации, а возобновлять - с месяца, следующего за месяцем расконсервации.

УЧЕТ "КОНСЕРВАЦИОННЫХ" РАСХОДОВ

Любые затраты на консервацию и последующую расконсервацию производственных мощностей, а также расходы на содержание имущества в период его консервации можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные <10>.

В бухгалтерском учете такие "консервационные" затраты относятся к прочим расходам <11>.

НДС

Перевод основного средства на консервацию - не повод восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по объекту <12>. А как быть со входным НДС по "консервационным" расходам? К сожалению, налоговики зачастую придерживаются мнения, что применять вычет по НДС нельзя, так как эти затраты не связаны с ведением облагаемых операций. Ведь законсервированное имущество не используется в производственной деятельности. Другой распространенный довод инспекторов таков: работы по консервации - это работы для собственных нужд, которые не облагаются НДС.

В большинстве случаев арбитры, причем из разных округов, встают на сторону организаций, разрешая вычет НДС <13>. При этом суды отмечают, что поддержание временно не используемых производственных мощностей в надлежащем состоянии относится к производственной деятельности предприятий. И если она облагается НДС, то вычет входного налога по "консервационным" расходам правомерен.

Между тем есть и пример судебного решения, в котором арбитры согласились с правомерностью позиции налогового органа <14>.

Как видим, арбитражная практика складывается неоднозначная. Поэтому, принимая решение, нужно взвесить все за и против: оценить размер вычетов НДС и возможные негативные последствия их применения.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Сразу скажем, что консервация основных средств не отразится на величине транспортного налога. Если вы переведете на консервацию, допустим, автомобиль, платить транспортный налог по нему придется. Ведь хоть в бухгалтерском и налоговом учете машина и законсервирована, она все равно будет состоять на учете в ГИБДД, а значит, являться объектом налогообложения <15>.

А вот налог на имущество при консервации, к сожалению, даже немного возрастет. Поясним почему. Для налога на имущество объект налогообложения - это основные средства <16>. А, как мы уже сказали, законсервированное имущество остается в составе основных средств. Выходит, нет никаких оснований не платить налог с его стоимости <17>. Увеличение же налоговой нагрузки связано именно с тем, что организация приостанавливает начисление амортизации по законсервированным объектам. А это означает, что на протяжении всего срока консервации их остаточная стоимость не будет уменьшаться. Кроме того, поскольку срок полезного использования продлевается на период консервации, стоимость основных средств будет дольше участвовать в формировании базы по налогу на имущество.

* * *

Если консервация проводится с целью снижения плановых убытков, то важно помнить: для того чтобы "сэкономить" на затратах за счет амортизации простаивающего оборудования, консервировать основные средства нужно более чем на 3 месяца. Меньший срок не позволит приостановить начисление амортизации.


<1> п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н

<2> утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7

<3> п. 3 ст. 256 НК РФ

<4> п. 3 ст. 256 НК РФ

<5> п. 2 ст. 322 НК РФ

<6> п. 8 ст. 259.2 НК РФ

<7> п. 9 ст. 259.2 НК РФ

<8> п. 23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств

<9> утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н

<10> подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ

<11> п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<12> п. 3 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-04-15/116; Письмо ФНС России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614

<13> Постановления ФАС СЗО от 04.04.2008 N А56-51219/2006; ФАС ЦО от 15.02.2007 N А09- 4610/06-13-16; ФАС МО от 30.10.06 N КА-А41/9298-06; ФАС УО от 24.03.2005 N Ф09-977/05-АК

<14> Постановление ФАС СЗО от 06.09.2007 N А05-13740/2006-13

<15> статьи 357, 358 НК РФ

<16> п. 1 ст. 374 НК РФ

<17> Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 04, 2009

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОДАТЬ ДЕБИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ (Учет и налогообложение уступки требования)

Никитина С.

Цессия... Это загадочное слово не просто прочно вошло в наш лексикон. Сейчас, когда многие организации страдают от недостатка денежных средств, заключение договоров цессии является достаточно распространенным явлением. Что же это такое? Цессия - это уступка кредитором принадлежащего ему требования (права) третьим лицам <1> или, говоря бухгалтерским языком, это продажа дебиторской задолженности. Уступаемые требования могут быть любыми: это может быть и требование продавца об оплате реализованных товаров (работ, услуг), и требование покупателя, уплатившего аванс, о поставке товара, и требование заимодавца о возврате займа. Лицо, уступающее требование, называется первоначальным кредитором или, иначе, цедентом, а лицо, покупающее долг, - новым кредитором или цессионарием. Вместе с основным обязательством к новому кредитору переходят и связанные с ним права, в том числе права, обеспечивающие обязательство, а также право на неуплаченные проценты <2>.

Сразу оговоримся, что при заключении договора цессии единственное, что нужно сделать бухгалтеру должника, - это изменить наименование контрагента по сделке в бухгалтерском учете. Поэтому сделку по заключению договора цессии мы будем рассматривать применительно к продавцу права (цеденту) и покупателю права (цессионарию).

В этой статье мы рассмотрим, как учесть операции по договору цессии первоначальному кредитору.

НДС

НДС ПРИ УСТУПКЕ ТРЕБОВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Наибольшее количество споров по поводу начисления НДС возникает у цедента при первоначальной передаче требования по обязательствам должника, связанным с отгрузкой товаров (работ, услуг). Мы уже отметили, что по договору цессии передаются имущественные права. При передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 155 НК РФ <3>. Однако перечень ситуаций, в которых следует исчислять налоговую базу при реализации имущественных прав, там ограничен. И специальных правил определения налоговой базы при первичной уступке ст. 155 НК РФ не устанавливает. Пункт 1 ст. 155 НК РФ звучит так: "При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению... налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ". Как видим, формулировка не очень удачная. Можно сделать вывод, что при первичной уступке требования база по НДС вообще не определяется.

Между тем иногда налоговики высказывают мнение о том, что первичную уступку следует рассматривать как отдельную, облагаемую НДС операцию, то есть начислять НДС на всю сумму оплаты за уступаемое требование долга.

О том, что такой подход неприменим, говорит арбитражная практика <4>. По мнению суда, начисление НДС при передаче продавцом товара требования о его оплате означало бы двойное налогообложение.

Крайне редко, но бывает, что требование уступается с прибылью. Тогда разница между суммой, полученной от цессионария, и суммой уступленного долга может расцениваться как доход, связанный с оплатой товаров (работ, услуг) <5>.

Особый порядок исчисления НДС действует при уступке требований кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме. Такие операции не подлежат налогообложению <6>.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Сумма, полученная в оплату требования, учитывается в доходах, а величина самого требования - в расходах <7>. Доходы и расходы признаются на дату уступки <8>.

Продать право требования можно как дороже, так и дешевле его фактической стоимости. Если доход от уступки меньше расхода (а так обычно и бывает), убыток учитывается в особом порядке <9>. Здесь все зависит от момента передачи требования <10>.

ВАРИАНТ 1. Уступка произведена до наступления срока платежа по первоначальному обязательству

В этом случае убыток учитывается в расходах в сумме, не превышающей предельную (учитываемую в целях налогообложения) величину процентов, которая была бы принята по долговому обязательству, равному доходу от уступки требования за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренной первоначальным договором (договором, из которого возникло требование). Таким образом, необходимо рассчитать предельную сумму процентов, которую ваша организация учла бы в расходах, взяв кредит на сумму, равную выручке от уступки требования, а затем сравнить ее с суммой полученного убытка. Меньшая из этих сумм и будет признаваться расходом для целей налогообложения.

Предельная сумма процентов определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уступки, увеличенной в 1,5 раза <11>.

ВАРИАНТ 2. Уступка произведена после наступления срока платежа по первоначальному обязательству

В этом случае убыток можно учесть в расходах полностью:

- 50% суммы убытка - на дату уступки требования;

- 50% суммы убытка - по истечении 45 календарных дней с даты уступки требования.

На практике возможны ситуации, когда срок платежа меняется (в том числе в одностороннем порядке). Например, из-за неисполнения должником условий первоначального договора кредитор требует досрочного погашения обязательств.

Допустим, заемщик не уплатил проценты в срок и заимодавец выставляет ему требование о досрочном погашении займа. А затем, так и не дождавшись исполнения от должника, заимодавец уступил требование о возврате займа третьему лицу. В этом случае сроком погашения долга (сроком платежа) является новая дата возврата займа <12>.

Обратите внимание, новому кредитору передается не только право на первоначальный долг, но и на любые связанные с ним права, обеспечивающие обязательство, в том числе и проценты <13>. Иногда при налоговых проверках налоговики не разрешают учесть при расчете убытка от реализации права суммы штрафов, неустоек и пени, право на которые передано вместе с основным требованием. Однако суды в таких случаях поддерживают налогоплательщиков <14>.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Сумма, полученная от уступки требования, учитывается в прочих доходах <15>, а величина уступленного долга - в прочих расходах <16>.

***

Итак, мы рассмотрели особенности учета и налогообложения операций по договорам цессии у цедента. Об учете цессии у цессионария читайте в следующем номере журнала "Главная книга".


<1> п. 1 ст. 382, ст. 383 ГК РФ

<2> ст. 384 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 153 НК РФ

<4> Постановление ФАС ЦО от 08.11.2007 N А48-5635/06-8; Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 10887/07

<5> подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ

<6> подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ

<7> подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ

<8> п. 5 ст. 271 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.09.2007 N 03-03-06/2/187

<9> ст. 279 НК РФ

<10> пп. 1, 2 ст. 279 НК РФ

<11> п. 1 ст. 269 НК РФ; ст. 8 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ; Письмо Минфина России от 29.12.2008 N 03-03-06/2/183

<12> Постановление ФАС СЗО от 13.03.2008 N А56-17909/2007; Определение ВАС РФ от 22.09.2008 N 8253/08; Письмо Минфина России от 16.09.2008 N 03-03-06/1/123

<13> ст. 384 ГК РФ

<14> Постановление ФАС СЗО от 19.02.2008 N А05-13854/2006; Определение ВАС РФ от 26.06.2008 N 7521/08

<15> п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н

<16> п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 04, 2009

О КАКИХ ВЫПЛАТАХ В ПОЛЬЗУ ФИЗЛИЦ НЕ НУЖНО СООБЩАТЬ В НАЛОГОВУЮ

Еферова Т.

Одна из многочисленных обязанностей налоговых агентов - представление в налоговые органы не позднее 1 апреля сведений по форме 2-НДФЛ <1> о доходах, полученных от них физическими лицами в прошедшем году. За невыполнение этой обязанности на организацию может быть наложен штраф в размере 50 руб. за каждую непредставленную справку 2-НДФЛ <2>.

Но обо всех ли выплатах надо сообщать? Ведь в некоторых случаях граждане должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с полученных доходов, а значит, и представлять декларации в налоговый орган по месту жительства. И как быть с лицами, получающими доходы, не подлежащие налогообложению? Ответ напрашивается сам собой - за таких граждан организация отчитываться не обязана! Так давайте разберемся, в каких случаях подавать сведения о доходах физических лиц все-таки не нужно.

ВЫПЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

В налоговую инспекцию не надо представлять сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю за приобретенные у него товары, выполненные им работы или оказанные услуги. При этом предприниматель должен подтвердить свой статус, предъявив организации, выплачивающей доход <3>:

- документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве предпринимателя, например свидетельство по форме N Р61001 <4>;

- документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, например свидетельство по форме N 2-1-Учет <5>.

Правда, не совсем понятно требование законодательства о предъявлении второго документа вместе с первым, поскольку при регистрации гражданина в качестве предпринимателя он будет автоматически поставлен на налоговый учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП <6>. И обычно для подтверждения статуса предпринимателя вполне хватает одного свидетельства о государственной регистрации.

Отметим, что, по мнению судов, организация, от которой получает доход предприниматель, не обязана снимать копии с документов, подтверждающих его статус, и хранить их <7>. С этими документами достаточно просто ознакомиться <8>. И уж тем более нельзя оштрафовать организацию, от которой предприниматель получил доход, за непредставление копий этих документов по требованию налогового органа <9>.

Но во избежание возможных споров с налоговыми органами мы рекомендуем:

<или> все же сделать копии документов, подтверждающих статус предпринимателя, и сохранить их;

<или> попросить предпринимателя указать реквизиты этих документов (номера, даты и наименование органа, их выдавшего) в договоре, счете, товарном чеке, накладных и т. п. <10>

Обратите внимание: сам по себе кассовый чек с указанием только фамилии и ИНН индивидуального предпринимателя без данных о его государственной регистрации, по мнению контролирующих органов, не подтверждает его статус <11>.

ВЫПЛАТЫ ИНЫМ ЛИЦАМ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСЧИСЛЯЮЩИМ И УПЛАЧИВАЮЩИМ НДФЛ

Физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ с полученных доходов и представляют декларации в налоговый орган по месту жительства при получении <12>:

- доходов от продажи собственного имущества и имущественных прав.

Примечание. На то, что физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с дохода, полученного от продажи имущественных прав, в Налоговом кодексе прямо указано только с 2009 г. <13> Ранее же контролирующие органы настаивали на том, что организация или предприниматель, приобретающие у физического лица долю в уставном капитале ООО, признаются налоговыми агентами <14>. С этим соглашались и многие арбитражные суды <15>.
И если вы в 2008 г. приобрели у физического лица долю в уставном капитале ООО и удержали налог, то справку 2-НДФЛ на него нужно представить;

- выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.

Поэтому организации и предприниматели, производящие такие выплаты, налоговыми агентами не признаются и не обязаны представлять в налоговую инспекцию сведения о доходах этих лиц <16>.

Но обратите внимание: если, например, организация вручает дорогостоящие (стоимостью свыше 4000 руб.) призы при проведении стимулирующей лотереи, то она признается налоговым агентом со всеми вытекающими последствиями <17>. Это объясняется тем, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске <18>. Она представляет собой рекламную акцию, проводимую для привлечения новых клиентов и продвижения торговой марки на рынке. Поэтому граждане-призеры не обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ <19>.

Не нужно подавать в налоговый орган и сведения о доходах физических лиц при покупке у них ценных бумаг, поскольку <20>:

- организации и предприниматели, не действующие в качестве брокера или доверительного управляющего, налоговыми агентами не признаются <21>;

- ценные бумаги относятся к имуществу, и гражданин самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ с доходов, полученных от их продажи <22>.

Не представляют сведения в инспекцию и ломбарды, реализующие невостребованное имущество залогодателей - физических лиц, так как:

- граждане самостоятельно исчисляют, уплачивают налог, а также декларируют доходы, полученные от продажи собственного имущества <23>, к тому же ломбард не может определить размер налогооблагаемого дохода <24>;

- продажа ломбардом заложенного имущества вообще не является способом получения физическим лицом дохода <25>.

ВЫПЛАТА ДОХОДОВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Не представляются сведения и о доходах, не подлежащих налогообложению, в том числе <26>:

- о выданной материальной помощи, не превышающей 4000 руб. за год;

- о призах и подарках, общая стоимость которых не превышает 4000 руб. в расчете на каждое физическое лицо за год.

Так считают и контролирующие органы, и большинство судов <27>. Хотя раньше и налоговая служба, и некоторые суды придерживались другого мнения на этот счет, указывая, что даже о необлагаемых доходах налоговый агент обязан сообщать <28>.

Но если нет дохода, с которого нужно удерживать налог, то не может быть и налогового агента <29>.

Более того, указать сведения о необлагаемых доходах в справке по форме 2-НДФЛ просто невозможно, так как она составляется по каждому физическому лицу, получившему доходы от данного налогового агента, отдельно по каждой ставке налога <30>. Ставка налога при этом указывается в заголовке разд. 3 справки. В отношении же необлагаемых доходов ставки налога быть не может.

Также не получится указать эти доходы в п. 5.1 разд. 5 справки, потому что он заполняется путем суммирования тех доходов, которые отражены в разд. 3 справки 2-НДФЛ <31>.

Поэтому даже если физическое лицо в течение года получало от организации наравне с необлагаемыми доходами доходы, облагаемые НДФЛ, налог с которых удерживается налоговым агентом, то при подаче справки по форме 2-НДФЛ в инспекцию сведений о необлагаемых доходах в ней содержаться не будет.

* * *

Итак, можно не представлять в инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ при выплате доходов:

- индивидуальным предпринимателям;

- лицам, самостоятельно исчисляющим и уплачивающим налог;

- лицам, получающим необлагаемые доходы.


<1> утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@; пп. 1, 2 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ

<2> п. 1 ст. 126 НК РФ

<3> п. 2 ст. 230 НК РФ

<4> приложение N 22 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439

<5> приложение N 6 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

<6> п. 3 ст. 83 НК РФ; п. 5 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 N 110

<7> Постановления ФАС МО от 14.03.2008 N КА-А40/1503-08; ФАС УО от 13.11.2007 N Ф09- 9231/07-С3

<8> Постановление ФАС МО от 11.03.2005 N КА-А40/1577-05

<9> Постановление ФАС ПО от 04.11.2004 N А65-2792/2004-СА1-23

<10> Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-04-06-01/139; Письмо МНС России от 19.04.2004 N 04-3-01/217

<11> Письмо МНС России от 19.04.2004 N 04-3-01/217; Письмо Минфина России от 12.11.2001 N 04-01-10/4

<12> п. 2 ст. 226, подп. 2, 5 п. 1 ст. 228 НК РФ

<13> подп. "а" п. 12 ст. 2, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ

<14> п. 2 ст. 38, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ (редакция, действовавшая до 01.01.2009); Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/355

<15> Постановления ФАС ЗСО от 29.06.2006 N Ф04-3790/2006(23811-А27-7); ФАС УО от 06.05.2004 N Ф09-1707/04-АК

<16> п. 1 ст. 24 НК РФ; Постановления ФАС СЗО от 18.02.2008 N А21-3559/2007; ФАС ВСО от 16.10.2007 N А33-3679/07-Ф02-6705/07; ФАС ЦО от 21.04.2005 N А68-АП-26/14-04; Письмо Минфина России от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89; Письмо ФНС России от 19.05.2008 N 3-5-04/19; Письмо УФНС России по г. Москве от 26.04.2006 N 28-11/34235

<17> п. 28 ст. 217, статьи 226, 230 НК РФ; Письмо Минфина России от 14.11.2007 N 03-04-06-01/392

<18> подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"

<19> подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ

<20> п. 2 ст. 226 НК РФ

<21> п. 8 ст. 214.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 11.10.2007 N 03-04-05-01/330; Постановление ФАС ПО от 18.01.2007 N А65-630/2006-СА2-9

<22> п. 2 ст. 38, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ; ст. 128 ГК РФ; Постановление ФАС ЦО от 30.01.2006 N А09-5519/05-21

<23> подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ; Письмо Минфина России от 14.05.2005 N 03-05-01-04/133; Постановление ФАС ЦО от 28.01.2005 N А68-27/14-04

<24> подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ

<25> ст. 358, п. 1 ст. 807 ГК РФ; ст. 208 НК РФ; Постановления ФАС МО от 16.06.2005 N КА-А40/4921-05; ФАС ПО от 07.04.2005 N А49-12911/04-815А/16

<26> п. 1 ст. 24, п. 28 ст. 217 НК РФ

<27> п. 2 Письма ФНС России от 17.06.2008 N 3-5-03/149@; Письмо Минфина России от 09.02.2007 N 03-04-06-01/31; Постановления ФАС ВСО от 20.02.2008 N А33-11147/07-Ф02-374/08; ФАС ЦО от 15.08.2007 N А68-АП-115/13-06; ФАС МО от 12.04.2007 N КА-А40/2260-07; ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-920/2006(20351-А70-7)

<28> Письмо ФНС России от 17.11.2006 N 04-2-02/688@; Постановление ФАС ВВО от 21.12.2006 N А38-443-17/118-2006

<29> п. 1 ст. 24 НК РФ

<30> раздел I Рекомендаций по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ (далее - Рекомендации)

<31> раздел III Рекомендаций

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 04, 2009

КАКИЕ ПОСОБИЯ ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ ИНОСТРАННЫМ РАБОТНИКАМ

Неретина Н.

Сегодня многие фирмы имеют в штате иностранцев. И часто бухгалтеры задаются вопросом: на какие социальные пособия могут претендовать такие работники? Обратимся за ответом к действующему законодательству.

ВЫПЛАТЫ ПО "НЕСЧАСТНОМУ" СТРАХОВАНИЮ

Иностранцы, работающие по трудовым договорам (естественно, если они трудоустроены легально), подлежат обязательному страхованию от производственного травматизма и профессиональных заболеваний <1>.

Причем статус иностранца (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий) значения не имеет <2>.

Примечание. Категории иностранных граждан <3>:
- временно пребывающий - въехавший на территорию РФ на основании визы или в безвизовом порядке и имеющий миграционную карту;
- временно проживающий - имеющий разрешение на временное проживание на территории РФ;
- постоянно проживающий - имеющий вид на жительство в РФ.

Таким образом, если ваш иностранный работник получил производственную травму или профессиональное заболевание, вы должны выплатить ему пособие по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием <4>.

Это пособие выплачивается за весь период нахождения иностранца на больничном до момента его выздоровления либо установления стойкой утраты трудоспособности (частичной или полной) в размере 100% среднего заработка независимо от трудового стажа работника <5>. В дальнейшем вы засчитываете эти суммы в счет уплаты страховых взносов в ФСС <6>.

Такие выплаты вправе получать и те иностранцы, с которыми у организации заключены гражданско-правовые договоры, но при условии, что договором предусмотрена ваша обязанность по уплате взносов на данный вид социального страхования <7>.

ВЫПЛАТЫ ПО БОЛЬНИЧНЫМ

Ну а теперь рассмотрим вопрос о праве иностранных работников на пособие по временной нетрудоспособности, если ее наступление не связано с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями.

ПРЕДУПРЕДИ РАБОТНИКА
Работник, который получил производственную травму или профессиональное заболевание, может подать заявление в отделение ФСС для получения единовременной и ежемесячной страховых выплат, а также на оплату дополнительных расходов, связанных с лечением, социальной и профессиональной реабилитацией <8>.

Право на получение обычных пособий по временной нетрудоспособности имеют постоянно и временно проживающие в РФ иностранные граждане, работающие по трудовым договорам <9>.

Получается, что иностранцам, которые работают в вашей организации по трудовому договору и имеют статус временно пребывающих, выплачивать пособие по временной нетрудоспособности не нужно, в том числе и за первые 2 дня нетрудоспособности, которые по закону оплачивает организация <10>. Тем не менее ЕСН с их зарплаты вы начисляете и уплачиваете полностью, в том числе и в ФСС. Если ваша организация все же выплатила иностранцу пособие, то уменьшить ЕСН (в части, подлежащей уплате в ФСС) на сумму пособия вы не имеете права <11>.

ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

Право на получение пособия по беременности и родам также зависит от статуса пребывания работника на территории России. Это пособие нужно выплачивать только постоянно и временно проживающим в России иностранным гражданам <12>. Если же ваша организация решит выплатить временно пребывающей на территории РФ иностранной гражданке пособие по беременности и родам, то сделать это можно только из собственных средств организации, так как ФСС возмещать эти расходы не будет. Однако имейте в виду, что отпуск по беременности и родам организация должна предоставить временно пребывающей иностранной гражданке на основании ее заявления <13>.

ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ БЕЛОРУССИИ

Обратите внимание: все без исключения граждане Белоруссии, работающие на территории России по трудовым договорам, независимо от их статуса, являются застрахованными лицами и имеют равные с гражданами РФ права на социальное обеспечение <14>, в том числе и на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.


<1> п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ); Письмо ФСС РФ от 06.02.2003 N 02-18/07-832

<2> Письмо УФНС России по г. Москве от 10.11.2006 N 21-18/668

<3> ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

<4> подп. 1 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ

<5> ст. 3, п. 1 ст. 7, ст. 9, п. 1 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)

<6> п. 7 ст. 15, п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ; пп. 5, 10 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184

<7> п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ

<8> пп. 4, 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ

<9> ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ

<10> ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ

<11> п. 2 ст. 243 НК РФ

<12> ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ; статьи 1, 6 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ

<13> ст. 255 ТК РФ

<14> ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь... от 25.12.98; статьи 3, 4, 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь... от 24.01.2006

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 05, 2009

НАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ ОТЧЕТНОСТИ

Медведева М.В.
Кошелев А.П.

Вообще нужно сказать, что налоговики уже давно предпринимали попытки разработать систему критериев оценки организаций, которая позволяла бы выявлять "недобросовестных" налогоплательщиков на основании данных отчетности. И раньше все эти разработки и порядок отбора организаций для проведения выездных проверок были недоступны для налогоплательщиков.

Однако в мае 2007 года ФНС утвердила перечень критериев самостоятельной оценки налоговых рисков, с которым теперь может ознакомиться любой желающий. А в октябре прошлого года эти критерии несколько модернизировали, кроме того, появились и пояснения, как их правильно применять. Помимо прочего, среди этих критериев присутствует и такое "подозрительное" явление, как отклонение рентабельности организации от среднеотраслевого уровня более чем на 10%. При этом во внимание принимаются два показателя: рентабельность активов и рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг).

О том, как рассчитать рентабельность активов, мы только что говорили. Что же касается рентабельности проданной продукции, то этот показатель определяется как отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) = Прибыль от продаж (стр. 050 формы N 2)
 
 
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 020 формы N 2)

 

При финансовом анализе отчетности этот показатель практически не используется. Но, как видите, налоговикам он показался интересным. А значит, и бухгалтеру лучше рассчитать этот показатель и сравнить его значение со средним по виду деятельности. Среднеотраслевые значения показателей рентабельности на 2006 и 2007 гг. приведены в приложении N 4 к тому же Приказу ФНС от 30.05.2007, которым утверждены критерии оценки налоговых рисков. Средних показателей за 2008 год пока еще нет, но, судя по всему, вряд ли они будут больше прошлогодних.

Кроме рентабельности, в перечень налоговых рисков вошли, например, такие критерии, как отклонение от среднего по виду деятельности уровня налоговой нагрузки, значительная величина вычетов НДС по сравнению с суммой к уплате, превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов, низкий уровень зарплаты. Однако многое из того, что в реальной жизни кажется налоговикам подозрительным, осталось за рамками общедоступного перечня.

И сейчас мне хотелось бы рассказать о некоторых способах оценки налоговых рисков, которые официально не утверждены, но на практике достаточно часто применяются налоговиками. Причем речь пойдет именно о тех критериях, которые определяются на основе данных отчетности. Итак, какую же информацию ищут в нашей отчетности налоговики? На что они обращают внимание?

Подозрительным считается, например, несоответствие данных о выручке из формы N 2 аналогичным данным, приведенным в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Но согласитесь, ведь эти данные не всегда будут одинаковыми. Например, если налог на прибыль рассчитывается по кассовому методу, то "налоговая" выручка от реализации, конечно же, отличается от бухгалтерской, которая определена по методу начисления. Расхождения с данными декларации по НДС тоже вполне возможны. Ведь не все операции, облагаемые НДС, приводят к возникновению выручки в бухучете. Например, если организация продает свои основные средства, то доход от этой операции будет отнесен в состав прочих доходов. И в итоге величина выручки в бухгалтерской отчетности будет меньше, чем в декларации по НДС.

Понятно, что какое-то рациональное зерно в рассуждениях налоговиков есть. Ведь в большинстве случаев выручка по декларациям и выручка по отчету о прибылях и убытках будут примерно одинаковы. Но применять этот критерий ко всем организациям нельзя. Поэтому, если вам придется столкнуться с такими претензиями со стороны налоговых органов, нужно постараться объяснить им причины расхождений. При этом не обязательно дожидаться окончания камеральной проверки и приглашения в инспекцию. Можно сразу приложить к отчетности пояснительную записку, особенно если эти расхождения существенны.

Таким же образом можно поступить и тогда, когда возражения инспекторов связаны с другими распространенными признаками недобросовестности, потому что большинство из них не выдерживает никакой критики. И если организация сумеет доступно объяснить, почему эти критерии нельзя признать объективными по отношению к ее отчетности, возможно, что ей и не придется в ближайшее время проходить выездную проверку.

К примеру, налоговики практикуют такой способ. По данным бухгалтерского баланса определяется разница между стоимостью готовой продукции, товаров для перепродажи и товаров отгруженных на начало и конец года. Полученная величина умножается на ставку НДС и сравнивается с разницей между суммой налога, начисленной при реализации товаров, и налоговыми вычетами, то есть с суммой НДС к уплате. Если величина, определенная по данным декларации, меньше величины, определенной по данным баланса, значит, считают налоговики, организация завышает вычеты по НДС.

В основе этого способа лежит абсолютно справедливое утверждение о том, что разница между стоимостью остатков товаров на начало и конец года должна быть равна разнице между стоимостью товаров, проданных и приобретенных в течение года. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, также определяется как разница между налогом, начисленным при реализации товаров, и налогом, предъявленным поставщиками при их приобретении. При этом стоимость продажи товара в нормальных условиях всегда больше стоимости его приобретения. Именно с этой разницы, то есть с добавленной стоимости, и уплачивается НДС. Учитывая все это, можно предположить, что величина НДС, приходящаяся на разницу между стоимостью остатков товаров, которая определяется исходя из цен их приобретения, всегда должна быть меньше суммы НДС к уплате.

Но это предположение совершенно неверно. Налоговики забывают о том, что в декларации указываются вычеты НДС, предъявленного при приобретении не только товаров, но и работ, услуг и основных средств. При этом приводится только общая сумма вычетов. Поэтому данные декларации по НДС и бухгалтерской отчетности таким образом сопоставить невозможно.

Пример. Сопоставление данных бухгалтерской отчетности и декларации по НДС

Вариант 1. Организация ведет торговую деятельность. Необходимые данные о стоимости товаров, начисленном и принятом к вычету в 2008 г. НДС приведены в таблице.

Показатель Сумма, руб.
Стоимость остатков товаров (стр. 214 формы N 1) на 01.01.2008 2 000 000
Стоимость остатков товаров (стр. 214 формы N 1) на 31.12.2008 1 000 000
Выручка от продажи товаров за год без НДС (стр. 010 формы N 2, сумма граф 4 стр. 020 разд. 3 деклараций по НДС за I - IV кварталы 2008 г.) 90 000 000
НДС, начисленный при реализации товаров за год (сумма граф 6 стр. 020 разд. 3 деклараций по НДС за I - IV кварталы 2008 г.) 16 200 000
Общая сумма НДС, предъявленная поставщиками товаров, работ, услуг за год (сумма стр. 220 разд. 3 деклараций по НДС за I - IV кварталы 2008 г.), в том числе: 9 900 000
НДС, предъявленный поставщиками при приобретении товаров для перепродажи 9 000 000
НДС, предъявленный при приобретении работ и услуг 900 000
Общая сумма НДС к уплате за год (сумма стр. 350 разд. 3 деклараций по НДС за I - IV кварталы 2008 г.) 6 300 000

Величина НДС, приходящаяся на разницу между стоимостью остатков товаров для перепродажи на начало и конец года, составит 180 000 руб. ((2 000 000 руб. - 1 000 000 руб.) х 18%). Поскольку эта сумма не превышает общую сумму НДС к уплате за год, то в результате такого сопоставления налоговых рисков выявлено не будет.

Вариант 2. Основные исходные данные остаются теми же. Но дополнительно организация приобретает в 2008 г. объект недвижимости стоимостью 40 710 000 руб., в том числе НДС 6 210 000 руб., который принимает к вычету.
Общая сумма налоговых вычетов за год составит 16 110 000 руб. (9 900 000 руб. + 6 210 000), а общая сумма НДС к уплате - 90 000 руб. (16 200 000 руб. - 16 110 000 руб.). Поскольку эта сумма уже меньше величины НДС, приходящейся на разницу стоимости остатков товаров на начало и конец года, отчетность организации свидетельствует о наличии налоговых рисков.

Нередко выручку от реализации по данным декларации по НДС сравнивают также с приростом дебиторской задолженности по данным бухучета, то есть с дебетовым оборотом по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При этом не учитывается то, что реализация товаров может и не облагаться НДС. И в этом случае прирост дебиторской задолженности покупателей будет больше налогооблагаемой выручки.

В то же время постоянный рост кредиторской задолженности перед поставщиками тоже кажется инспекторам подозрительным. Если кредиторка растет и при этом организация систематически применяет вычеты по НДС, это, по мнению налоговиков, свидетельствует о фиктивных закупках, произведенных исключительно для завышения суммы вычетов.

О завышении вычетов, с их точки зрения, свидетельствует и то, что оборотные активы растут медленнее, чем внеоборотные. Как считают налоговики, это может означать, что основные средства приобретаются исключительно для того, чтобы принять к вычету НДС. Конечно, в обычных условиях прирост запасов, как правило, выше прироста основных средств. Но ведь вполне возможно, что организация проводит модернизацию производства, закупает новое оборудование.

Или еще один пример "несоответствия" данных бухгалтерской и налоговой отчетности. По данным баланса остаточная стоимость основных средств на начало и конец года практически не изменяется или даже возрастает. А в декларации по налогу на прибыль показана выручка от реализации амортизируемого имущества. Чем это можно объяснить? Ну, конечно же, тем, что в течение года организация могла не только продавать основные средства, но и покупать новые. Поэтому их общая стоимость не уменьшается. Это вполне обычная ситуация, но и она может стать основанием для проверки, если вы своевременно не объясните причины ее возникновения.

Подозрительным могут признать также значительное увеличение коммерческих и управленческих расходов без одновременного роста продаж. То есть налоговики считают, что, если такие расходы выросли, значит, обязательно в ближайшее время должна увеличиться выручка и прибыль организации. А если нет, значит, никаких расходов на самом деле не было и организация фальсифицирует отчетность для занижения налога на прибыль. Но представьте себе, что организация только начинает вести деятельность. Понятно, что на этом этапе доля управленческих и коммерческих расходов очень велика. Одна реклама чего стоит! В то же время выручка и прибыль вовсе не обязательно начнут сразу же и неуклонно расти. Ситуация вполне понятная. Но, опять же, чтобы избежать выездной проверки, ее придется объяснять налоговикам.

Далее. Есть несколько обстоятельств, которые свидетельствуют о фиктивности деятельности организации в целом. То есть не о том, что она пытается завысить вычеты по НДС или занизить налогооблагаемые доходы. А о том, что она в принципе создана для участия в какой-либо налоговой схеме и не ведет нормальной предпринимательской деятельности. Например, темпы роста заемного капитала значительно превышают темпы роста собственного капитала. То есть организация практически не получает прибыли или вообще работает в убыток, однако привлекает большие суммы займов. Другой признак - на балансе организации слишком мало основных средств или их нет вообще. При этом не принимается во внимание, что организация может заниматься, например, посреднической деятельностью, для которой основные средства практически не нужны. Или же может арендовать все необходимое оборудование.

Ну и, наверное, еще один, последний критерий, на который нельзя не обратить внимание. Я уже говорила, что низкий уровень зарплат включен в перечень критериев оценки налоговых рисков, утвержденный ФНС. Но на практике налоговики обращают внимание не только на средний уровень зарплаты в организации, но и на соотношение зарплат различных работников. К примеру, в Москве подозрительной считается высокая доля зарплат директора и главного бухгалтера в общей сумме выплат. Данные о зарплате конкретных работников налоговики могут найти в формах 2-НДФЛ. При этом они предполагают, что директор и главбух, желая обеспечить себе достойную пенсию, показывают в отчетности свою реальную зарплату полностью. А все остальные работники тоже получают немаленькую зарплату, но "в конвертах", поэтому ее уровень по бумагам оказывается намного ниже.

Думаю, вы согласитесь с тем, что выявить все эти подозрительные моменты в отчетности самостоятельно не составит особого труда для бухгалтера. И при этом он будет знать, насколько велики шансы его организации на проведение выездной проверки. А значит, сможет своевременно к ней подготовиться и дать внятное объяснение всем "подозрительным" фактам.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 03

О ШТРАФЕ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Неретина Н.Р.

В каком размере должен взиматься штраф за непредставление бухгалтерской отчетности?

50 руб. за каждую форму 100 руб. (по 50 руб. - за бухгалтерский баланс и за отчет о прибылях и убытках)

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом о бухгалтерском учете <1>.

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных налоговым законодательством, влечет взыскание штрафа с налогоплательщика в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ <2>

Бухгалтерская отчетность организации включает в себя <3>:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним (отчет об изменении капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5));
- аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту);
- пояснительную записку.

Согласно нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету каждая форма бухгалтерской отчетности является самостоятельным документом. Обязанность представлять приложения по формам N N 3, 4, 5, а также аудиторское заключение и пояснительную записку отдельно от бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках законодательством не предусмотрена.
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 21.12.2006 N А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1  
ФАС Западно-Сибирского округа
от 09.10.2006 N Ф04-6688/2006(27115-А46-26)  
ФАС Московского округа
от 21.08.2007 N КА-А41/7720-07  
ФАС Уральского округа
3 решения <4> от 11.07.2006 N Ф09-5936/06-С7
ФАС Центрального округа
от 25.07.2007 N А64-5050/06-15  
ИТОГО: 1 ИТОГО: 22

<*> В обзор не включены решения судов, в которых организация не была привлечена к ответственности за непредставление аудиторского заключения, которое отсутствовало по причинам, по мнению суда, не зависящим от организации <5>.

<**> В обзор не включены споры, в которых налоговые органы изначально налагали штраф в размере только 100 руб. - за непредставление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках <6>.


<1> подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ

<2> п. 1 ст. 126 НК РФ

<3> п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

<4> см. Постановления от 19.05.2008 N Ф09-3425/08-С3, от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7, от 23.03.2006 N Ф09-1858/06-С7

<5> см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 21.02.2006 N Ф09-735/06-С7; ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 N А66-6135/2007

<6> см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.01.2006 N А82-7455/2005-27

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 03

О НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СХЕМ

Судакова А.Л.

Вопрос. Лектор говорил, что налоговый орган не может взыскать в бюджет весь доход, полученный в результате применения противоправной схемы оптимизации налогообложения. А чем же грозит использование этих схем?

А. С.: В первую очередь, налоговый орган, обнаружив сделку, заключенную лишь с целью уменьшения налоговых обязательств, может доначислить налоги таким образом, как будто этой сделки не было вовсе <1>.

Например, в Волго-Вятском округе рассматривалось интересное дело. Организация, чтобы не платить ЕСН <2> и не утруждать себя исполнением обязанностей налогового агента по НДФЛ <3>, уволила своих работников и на протяжении нескольких лет заключала договоры об оказании услуг с индивидуальными предпринимателями. Причем при проверке налоговый орган выяснил, что некоторые из предпринимателей являлись бывшими работниками этой организации, а также то, что, сообщая в центр занятости о вакансиях, эта фирма всегда указывала на обязательность статуса индивидуальных предпринимателей у соискателей на вакантные должности.

В результате налоговый орган доначислил организации ЕСН, пенсионные взносы и соответствующие пени, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ и штрафы за неуплату налогов и за неисполнение обязанности налогового агента <4>. Ведь организация фактически выплачивала не вознаграждение индивидуальным предпринимателям, а заработную плату. То есть налоговый орган переквалифицировал договоры об оказании услуг в трудовые договоры, и суд с этим согласился <5>.

Кстати, практически любое доначисление в связи со схемой - это изменение юридической квалификации либо совершенных налогоплательщиком сделок, либо характера деятельности налогоплательщика. И в этом случае взыскание налогов должно производиться в судебном порядке <6>.

Но, как правило, налоговики за взысканием недоимки в суд не обращаются, даже если переквалифицируют сделку в своем решении. К сожалению, от этого страдают и добросовестные налогоплательщики, сделки которых имеют под собой реальную основу. Им я посоветовала бы оспаривать бесспорное взыскание по таким решениям. Шанс выиграть велик <7>.

Вопрос. Я так поняла, что суды всегда встают на сторону налоговых органов, если речь идет о доначислении по мнимым или притворным сделкам...

А. С.: Нет, не всегда. В налоговых спорах суды сейчас оценивают не форму сделки, а экономическую суть операции. Есть одно интересное судебное решение по налоговым последствиям мнимой сделки. Индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей и применяющий ЕНВД, заключал также договоры поставки товаров с организацией. При этом реальной передачи товаров не происходило. Налоговый орган посчитал, что раз индивидуальный предприниматель заключал такие договоры, значит, он осуществлял оптовую торговлю товарами, подпадающую под общую систему налогообложения. И в связи с этим доначислил предпринимателю НДС, НДФЛ, ЕСН, соответствующие суммы пеней, а также штрафы за непредставление налоговых деклараций в установленный срок <8> и за неуплату налога <9>. Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обжаловал его в суд, правда, только в части доначисления НДС, соответствующих сумм пеней, а также штрафов. И суд занял сторону налогоплательщика, указав, что поскольку реальной передачи товаров в результате заключенных предпринимателем с организацией сделок не происходило, то такие сделки являются мнимыми <10>, не имеют экономического результата и поэтому не влекут возникновения у предпринимателя обязанности по уплате НДС <11>. То есть суд исходил не из того, что написано на бумаге, а из того, что было в действительности.

Вопрос. Я правильно поняла, что если налоговый орган переквалифицирует договор или проводит перерасчет налоговых обязательств исходя из реального экономического смысла сделки, то налогоплательщику доначислят не только налоги, но и пени и штрафы?

А. С.: Да. ВАС РФ препятствий для этого не видит <12>.

Зачастую налоговые органы налагают на налогоплательщиков и налоговых агентов, использующих схемы, штрафы в размере 20 процентов от суммы недоимки <13>. Но также довольно часто "уклонистов" привлекают к ответственности за умышленную неуплату налогов и взыскивают штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы <14>.

Так, например, в Уральском и Восточно-Сибирском округах рассматривались два очень похожих дела. В обоих случаях налогоплательщиками была применена схема с целью уклонения от уплаты ЕСН. Для этого работники переводились во вновь созданные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом такой перевод носил формальный характер, поскольку трудовые функции и фактическое место трудовой деятельности для этих работников не изменились, они работали на прежних рабочих местах, на том же оборудовании. В результате налоговыми органами доначислены ЕСН, пени и штраф по ст. 122 НК РФ.

Однако в первом случае был начислен штраф, установленный п. 3 ст. 122 НК РФ <15>. В другом же случае на налогоплательщика был наложен штраф, установленный п. 1 ст. 122 НК РФ. И это несмотря на то, что имелось достаточно доказательств, подтверждающих именно умышленную неуплату налога. В частности, налогоплательщик специально для налоговой схемы создал две организации, численностью до 100 человек, чтобы иметь возможность применить УСНО. Доход, полученный этими организациями по договорам с налогоплательщиком, только покрывал их расходы по заработной плате. Все организации находились по одному адресу, в их руководящий состав входили одни и те же лица, все организации взаимодействовали исключительно друг с другом <16>. Суды же в обоих случаях признали такие доначисления налоговых органов правомерными.

И более частое применение налоговыми органами штрафа, предусмотренного п. 1, а не п. 3 ст. 122 НК РФ, возможно, вызвано тем, что для применения п. 3 надо доказывать именно умысел налогоплательщика при неуплате налога. А это сделать гораздо труднее, чем доказать неуплату налога просто по неосторожности <17>.

Так, налоговому органу, взыскивающему штраф за умышленную неуплату налогов <18>, пришлось доказывать, что все контрагенты налогоплательщика в выявленных схемах не исполняли своих обязанностей по уплате налогов в бюджет и были созданы на основании документов, содержащих недостоверные сведения об их учредителях и руководителях, а также то, что перечисления денег в оплату товаров шли по замкнутому кругу с возвратом всей суммы платежа к налогоплательщику. В результате суд сделал вывод о направленности действий налогоплательщика на соблюдение лишь формальных условий для получения налоговой выгоды, а также о том, что он осознавал противоправный характер своих действий и его целью была именно неуплата налога <19>.

Если же суд сочтет умысел недоказанным, то он просто признает решение налогового органа недействительным в части 40-процентного штрафа <18> и не станет по своей инициативе налагать штраф в размере 20 процентов от суммы недоимки <20>.

Вопрос. А что будет, если организация или индивидуальный предприниматель ранее уже привлекались к ответственности за неуплату налога в результате применения противоправных налоговых схем?

А. С.: Тогда размер применяемого к ним штрафа увеличивается вдвое <21>. Причем возможно даже, что будет увеличен штраф за умышленную неуплату налога, то есть с налогоплательщика возьмут 80 процентов от суммы недоимки (40% х 2 = 80%).

Причем суд может и не вдаваться в обстоятельства и тяжесть правонарушения, за которое налогоплательщик был привлечен к ответственности в первый раз. Он просто согласится со штрафом, назначенным налоговым органом <22>.

Вопрос. С ответственностью, которая может быть применена к юридическим лицам, все понятно, а что грозит людям?

А. С.: Во-первых, конечно, надо сказать, что должностные лица организации могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, даже если к самой организации уже были применены налоговые санкции <23>.

Руководитель и главный бухгалтер могут быть привлечены, например, к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Под таким "грубым нарушением" понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи бухгалтерской отчетности на 10 и более процентов <24>.

Применение противоправных схем по оптимизации налогообложения может быть расценено и как уголовно наказуемое уклонение от уплаты налогов <25>.

При этом к уголовной ответственности привлекаются ответственные за уплату налогов лица, то есть те, в чьи обязанности входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а также обеспечение полной и своевременной уплаты налогов. К таким лицам относятся, в первую очередь, руководитель организации и главный бухгалтер <26>.

Так что будьте осторожнее, обдумывая способы налоговой оптимизации.

Примечание. Подробнее об уголовной ответственности за неуплату налогов читайте в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 6.


<1> п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 N 22; пп. 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53

<2> п. 1 ст. 235, п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ

<3> статьи 209, 226, 230 НК РФ

<4> п. 3 ст. 122, ст. 123 НК РФ

<5> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2008 N А11-8961/2007-К2-22/483

<6> подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ

<7> Постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.11.2008 N Ф03-5090/2008; ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2008 N А05-3617/2007; ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-995/08-338А

<8> ст. 119 НК РФ

<9> ст. 122 НК РФ

<10> ст. 170 ГК РФ

<11> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2007 N А17-594/2007

<12> п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 N 22

<13> п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ; Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2008 N А82-2219/2008-20; ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1106/08-С2; ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2008 N А11-8961/2007-К2-22/483; ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2008 N А33-10850/07-Ф02-1418/08

<14> п. 3 ст. 122 НК РФ; Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2008 N А11- 8961/2007-К2-22/483; ФАС Уральского округа от 13.11.2007 N Ф09-9256/07-С2; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2007 N А40-64068/06-115-389

<15> Постановление ФАС Уральского округа от 13.11.2007 N Ф09-9256/07-С2

<16> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А19-15238/07-52- 04АП-464/08-Ф02-1887/08

<17> ст. 110 НК РФ

<18> п. 3 ст. 122 НК РФ

<19> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 N 09АП-7950/2008-АК

<20> п. 1 ст. 122 НК РФ; Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2006 N Ф09- 9736/06-С7

<21> п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ

<22> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 N 17АП-4681/07-АК

<23> п. 4 ст. 108 НК РФ

<24> статьи 2.4, 15.11 КоАП РФ

<25> статьи 198, 199, 199.1 УК РФ

<26> ст. 19 УК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 N 64

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 03

ОБ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНОВ СТАТИСТИКИ О ЦЕНАХ

Коновалова Е.В.

Являются ли данные органов статистики о ценах на товары (работы, услуги) источником информации о рыночных ценах для целей налогообложения?

ДА НЕТ
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <1>.

НК РФ не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах <2>.

При определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности информация органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования <2>.

Рыночная цена определяется на основании сделок с идентичными или однородными товарами, совершенных в сопоставимых экономических условиях, с учетом их физических характеристик, качества, репутации на рынке <3>.

Данные статистики не содержат информации о рыночной цене, сложившейся в сопоставимых условиях, не учитывают конкретные условия реализации товаров (работ, услуг), а отражают только средние цены на них <4>.

При отсутствии сделок по идентичным (однородным) товарам или невозможности определения соответствующих цен используются другие методы определения рыночной цены: метод последующей реализации или затратный метод <5>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Волго-Вятского округа
  от 17.11.2006 N А82-7208/2005-37
ФАС Восточно-Сибирского округа
  2 решения <6>
ФАС Дальневосточного округа
  4 решения <7>
ФАС Западно-Сибирского округа
  4 решения <8>
ФАС Московского округа
  3 решения <9>
ФАС Поволжского округа
от 17.08.2007 N А72-5628/06 3 решения <10>
ФАС Северо-Западного округа
  2 решения <11>
ФАС Центрального округа
  3 решения <12>
ИТОГО: 1 ИТОГО: 22

 


<1> п. 11 ст. 40 НК РФ

<2> Письма Минфина России от 01.08.2008 N 03-02-07/1-333, от 01.08.2008 N 03-02-07/1-329

<3> пп. 4, 6, 7, 9 ст. 40 НК РФ

<4> Постановления Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04, от 19.11.2002 N 1369/01

<5> п. 10 ст. 40 НК РФ

<6> см. Постановления от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1, от 23.03.2006 N А19-10676/05-24-Ф02-1139/06-С1

<7> см. Постановления от 20.02.2008 N Ф03-А51/08-2/168, от 18.04.2007 N Ф03-А73/07- 2/527, от 18.10.2007 N А04-7785/06-25/724, от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/3043

<8> см. Постановления от 24.05.2007 N Ф04-3145/2007(34398-А27-31), от 19.12.2007 N Ф04-112/2007(129-А27-41), от 05.07.2007 N Ф04-3537/2006(36103-А46-14), от 15.05.2007 N Ф04-2845/2007(34008-А46-14)

<9> см. Постановления от 11.07.2008 N КА-А40/5083-08-2, от 18.06.2007 N КА-А40/5440- 07, от 13.02.2007 N КА-А40/11757-06

<10> см. Постановления от 11.09.2008 N А12-18383/07, от 03.10.2008 N А06-1155/08, от 25.03.2008 N А49-5485/2007

<11> см. Постановления от 18.12.2007 N А05-13752/2006-11, от 14.02.2008 N А13-1640/2007

<12> см. Постановления от 19.03.2008 N А09-5751/07-30, от 10.10.2008 N А14-1162/2007/38/25, от 01.06.2006 N А-62-4502/2004

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2009, N 03


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Обзор законопроектов
Обзор наиболее актуальных законопроектов, принятых Государственной Думой РФ в первом чтении, - в вашем почтовом ящике.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное