Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.05.2008


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс

По страницам журнала "Главная книга"

Выпуск от 16.05.2008


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


КонсультантПлюс: "горячие" документы

Содержание

НДФЛ С ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ (О порядке пересчета НДФЛ при изменении статуса работника в течение года)

Шаронова Е.А.
Мартынова И.Н.

Во многих организациях трудятся не только граждане РФ, но и иностранцы (чаще всего, граждане ближнего зарубежья - Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии и др.). Хотя новый порядок определения статуса резидента РФ в целях исчисления НДФЛ действует уже более года, его применение на практике все равно вызывает у бухгалтеров вопросы, ответы на которые даны в нашей статье.

Порядок уплаты НДФЛ

Бухгалтеру по расчету зарплаты нужно помнить, что гл. 23 НК РФ установлен разный порядок уплаты НДФЛ с доходов резидентов РФ и с доходов нерезидентов РФ (о том, кто это такие, см. ниже). Эти различия приведены в таблице.

Резиденты РФ

Нерезиденты РФ

Объект обложения

Доходы от источников в РФ и (или) доходы от источников за ее пределами <1>

Доходы от источников в РФ <2>

Налоговая база

Определяется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем доходам <3>

Определяется как сумма всех доходов, полученных за месяц (не нарастающим итогом) <4>

Налоговые вычеты

Предоставляются <5>

Не предоставляются <6>

Ставка налога <*>

13% <7>

30% <8>

Сумма налога

Исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем начисленным доходам <9>

Исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода <10>

КБК, на который перечисляется налог

182 1 01 02021 01 1000 110 <11>

182 1 01 02030 01 1000 110 <11>


<*> Мы приводим обычные ставки налога. Налогообложение доходов по другим ставкам в этой статье мы не рассматриваем.

Также заметим, что на основании международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с разными государствами, к доходам нерезидентов могут применяться пониженные ставки НДФЛ (по состоянию на 1 января 2008 г. действует 68 международных соглашений) <12>. Поэтому, прежде чем облагать доходы нерезидента по нормам НК РФ, загляните в соглашение с той страной, резидентом которой является ваш работник.

Резидент или нерезидент - вот в чем вопрос

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев <13>.

При этом краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды выезда за рубеж для лечения или обучения не прерывают времени нахождения физического лица в РФ <13>.

Что же касается нерезидентов, то они определяются методом "от противного" - это физические лица (в том числе и граждане РФ), проживающие в РФ менее полугода в течение следующих подряд 12 месяцев.

На практике бухгалтеры при расчете НДФЛ нередко испытывают трудности при определении статуса своих работников - резиденты они или нет, особенно если в организации работают иностранные граждане и (или) россияне, работа которых связана с постоянными командировками, назовем их "группа риска". Что ж, давайте разбираться.

Как считать эти 12 месяцев?

Из понятия "резидент" следует, что в расчет надо принимать прошедший период из следующих подряд 12 месяцев. При этом совсем не обязательно, чтобы эти месяцы были строго календарными (с 1 по 30 или 31 число). Например, начало 12-месячного периода может приходиться на 12 февраля 2007 г., а конец - на 11 февраля 2008 г. соответственно <14>. Таким образом, для определения статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12- месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом <15>.

В какой момент считать эти 12 месяцев?

Из разъяснений Минфина можно сделать вывод, что организация должна определять статус работника (резидент или нерезидент) на каждую дату выплаты дохода <16>. Если говорить о зарплате, то получается, что статус работника надо определять ежемесячно <17>. Но Минфин предупреждает, что определять статус работника исходя из предполагаемого времени нахождения в РФ НК РФ не разрешает <18>. Например, если трудовой договор с иностранцем заключен на неопределенный срок и работодатель заранее знает, что он будет трудиться более 183 дней в году, сразу считать его резидентом и облагать доходы по ставке 13% нельзя. Это возможно только в отношении граждан Белоруссии (подробнее см. ниже).

От какой даты считать 183 дня пребывания в РФ?

Точкой отсчета для определения срока нахождения на территории РФ является день, следующий за днем прибытия иностранного гражданина на территорию РФ. То есть дата приезда в дни нахождения на территории РФ не включается, а дата отъезда включается <19>.

Примечание. По этому же принципу определяется срок нахождения на территории РФ работника - резидента РФ, часто выезжающего за рубеж: дата отъезда в дни нахождения на территории РФ включается, а дата прибытия нет.

В отличие от 12-месячного периода, 183 дня, необходимые для приобретения статуса резидента, не должны идти последовательно. Этот срок может складываться из нескольких отрезков времени. Например, в первом месяце из 12-месячного периода работник находился на территории РФ 21 день (за рубежом - 10 дней), во втором - 28 дней, в третьем - 16 дней, в четвертом - 30 дней, в пятом - 31 день, в шестом - 23 дня, в седьмом - 20 дней, в восьмом - 15 дней. Получается, что в России он находится более 183 дней за последние 12 месяцев, а значит, является резидентом РФ.

Таким образом, для признания работника резидентом РФ и применения ставки НДФЛ 13% нужно, чтобы в течение 12-месячного периода, предшествующего дате выплаты дохода, он находился на территории РФ в общей сложности хотя бы 183 календарных дня <20>.

Отслеживаем статус работника ежемесячно?

И теперь напрашивается самый насущный вопрос: действительно ли нужно в течение года ежемесячно отслеживать статус работника и при его смене сразу пересчитывать НДФЛ или этого можно избежать?

С одной стороны, контролирующие органы разъясняют, что если налоговый статус работника в течение текущего налогового периода меняется, то нужно применять соответствующие ставки НДФЛ - 30% или 13% (корректировать суммы НДФЛ, подлежащие уплате) <21>. А значит, если работник из так называемой группы риска, то отслеживать его статус придется ежемесячно, чтобы не пропустить момент его изменения. А так как 12-месячный период, предшествующий дате выплаты дохода, плавающий и не привязан к налоговому периоду, то не исключено, что пересчет НДФЛ придется делать несколько раз в году. Безусловно, это только головная боль для бухгалтера.

С другой стороны, Минфин разъясняет, что если статус работника в течение текущего налогового периода меняется, то пересчет сумм НДФЛ можно делать не сразу, а <22>:

[или] после наступления даты, с которой налоговый статус работника в текущем году (налоговом периоде) уже измениться не может (например, если работник находился в РФ с 1 января 2008 г., то такой датой будет 1 июля (31 день в январе + 29 дней в феврале + 31 день в марте + 30 дней в апреле + 31 день в мае + 30 дней в июне + 1 день в июле = 183 дня);

[или] по итогам года (на 31 декабря);

[или] на дату увольнения работника.

Но в этом случае возможно недовольство со стороны работника, который, например, в феврале текущего года становится резидентом, а ему предлагают еще до июля (или до конца года) платить налог по ставке 30% вместо 13%. К тому же из норм Кодекса следует, что, как только работник приобрел статус резидента РФ, у налогового агента нет права удерживать налог по большей ставке <23>.

Логика финансистов такова. Хотя порядок определения резидентства и изменился (12-месячный период теперь никак не увязывается с календарным годом, а является плавающим), налоговым периодом по НДФЛ по-прежнему остался календарный год <24>. Поэтому и исчисление налога производится за календарный год <25>. Соответственно, и пересчитывать сумму НДФЛ в связи со сменой статуса работника в сторону увеличения или уменьшения надо с начала того налогового периода (календарного года), в котором изменился статус работника <26>. Например, если иностранец работает в организации с сентября 2007 г., а в апреле 2008 г. период нахождения его на территории РФ достиг 183 дней, то он становится резидентом РФ. Но пересчитывать налог за период с сентября по декабрь 2007 г. нет никаких оснований, так как в прошлом налоговом периоде (календарном году) иностранец еще не получил статус резидента РФ и поэтому его доходы правомерно облагались по ставке 30%. Тот факт, что изменился порядок определения резидентства, вовсе не означает, что надо пересчитывать налог с начала работы иностранца в организации, то есть с сентября 2007 г. <27>.

Поскольку контролирующие органы высказывают разные позиции, то в сложившейся ситуации, чтобы учесть и нормы законодательства, и интересы работника и работодателя, можно действовать следующим образом.

1. По тем сотрудникам (гражданам РФ и иностранцам), работа которых связана с частыми командировками за границу, можно определять статус работников на 1 января текущего налогового периода, а налог пересчитывать по окончании года. Это связано с тем, что у таких сотрудников, например, на 1 июля текущего календарного года может быть статус резидента, а уже на 1 сентября этот статус будет утрачен, а в конце года опять приобретен. Ведь в расчет берутся 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, и в этом периоде считаем 183 дня.

При этом в течение года доходы работника будут облагаться:

[или] по ставке 13%, если на 1 января он был резидентом;

[или] по ставке 30%, если на 1 января он был нерезидентом.

Окончательный статус работника определяется на конец года (на 31 декабря). При таком подходе вы избавляетесь от ежемесячного пересчета НДФЛ.

2. По тем иностранцам, которые только приехали в РФ (или не подтвердили, что жили здесь) и для которых ваша организация является первым местом работы в России (и эта работа не связана с командировками), статус определяется на дату выплаты первой зарплаты. При этом доходы такого работника облагаются по ставке 30%.

Если этот иностранец принят на работу во второй половине года, то его статус можно не уточнять. По итогам года он останется нерезидентом РФ.

Если этот иностранец принят на работу в первой половине года, то его статус уточняется через полгода после приема на работу. Если он все время находился на территории РФ, то налог пересчитывается по ставке 13% со дня приема на работу. По итогам года статус уточнять нет необходимости, он уже измениться не может.

3. По тем иностранцам, работа которых не связана с командировками, но которые уже работали в России (или жили и подтвердили это), статус также определяется на дату выплаты первой зарплаты.

Но при этом в вашей организации его доходы облагаются:

[или] по ставке 13%, если он находился на территории РФ 183 дня (и более) в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты первой зарплаты (то есть был резидентом РФ);

[или] по ставке 30%, если он находился на территории РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты первой зарплаты.

При этом следить за изменением статуса такого работника надо ежемесячно. И как только статус изменится - пересчитать налог (или в сторону уменьшения, или в сторону увеличения).

Примечание. Бухгалтер может попросить работника, чтобы он сам следил за своим статусом, так как он заинтересованное лицо. Скорее на это согласится тот работник, который с начала года является нерезидентом и платит налог по ставке 30%. Ведь он заинтересован в том, чтобы налог по ставке 13% ему пересчитали сразу же, как только он станет резидентом. А кроме того, еще и вернули излишне удержанный налог.

Во всех вышеизложенных ситуациях нужно будет уточнить статус и на дату увольнения работника <28>. Ведь после увольнения работодатель уже не может контролировать срок нахождения бывшего работника в РФ. При этом в п. 2.3 справки о доходах физлица (форма N 2-НДФЛ) <29> надо указать статус работника на дату последней выплаты дохода. Если он является резидентом РФ - указывается цифра 1, а если нет - цифра 2.

Если на дату последней выплаты дохода статус работника меняется - был резидентом, а стал нерезидентом или наоборот, то в этом случае делается перерасчет налога. При этом излишне взысканный налог возвращается работнику (подробнее см. раздел "Разбираемся с бюджетом"), а недоплаченный "добирается" с работника, а если это сделать невозможно - передается на взыскание в налоговый орган (подробнее см. раздел "Изменение статуса до и после увольнения").

Чем подтверждать дни пребывания в РФ?

Дата прибытия на территорию РФ и дата отъезда за рубеж иностранца устанавливаются по отметкам пограничного контроля в паспорте, а также по отметкам в миграционной карте <30>.

Иностранец должен представить работодателю копию паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы и миграционную карту. При этом нотариальное заверение копии паспорта, а также нотариальное заверение ее перевода на русский язык не требуется <31>.

У россиян отметки о въезде в РФ и выезде из РФ делаются в загранпаспорте.

Также документами, подтверждающими время нахождения на территории РФ, являются (например, при отсутствии отметок в паспорте у граждан Белоруссии) <32>:

- квитанции о проживании в гостинице;

- проездные билеты (авиа- и железнодорожные);

- справка, составленная предыдущим работодателем на основании сведений из табеля учета рабочего времени;

- другие документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами, например приказы о командировках (если работа сотрудника связана с частыми поездками за границу), командировочные удостоверения.

При этом вид на жительство сам по себе не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения на территории РФ <33>. Этот документ лишь подтверждает право иностранного гражданина (или лица без гражданства) на постоянное проживание в РФ, а также право на свободный выезд из страны и въезд в нее <34>.

Был нерезидентом - стал резидентом

Когда работник становится резидентом, он не только платит НДФЛ по ставке 13% с применением стандартных вычетов, но и получает право на возврат ему суммы налога, излишне удержанной в текущем календарном году. Для этого он должен представить в бухгалтерию организации (налоговому агенту):

- документы, подтверждающие 183-дневный срок пребывания на территории РФ;

- два заявления, составленных в произвольной форме:

[и] о предоставлении стандартных вычетов, если он на них имеет право (на себя, на ребенка) <35>;

[и] о возврате излишне удержанного налога <36>.

Пересчет налога с 30% на 13% бухгалтер делает в разделе 3 налоговой карточки по форме N 1-НДФЛ, которая является формой налогового учета. Рассмотрим это на примере.

Пример. Пересчет НДФЛ при получении статуса резидента РФ

УСЛОВИЕ

Организация 22 октября 2007 г. приняла на должность водителя гражданина Украины Д.А. Борисенко и заключила с ним трудовой договор на неопределенный срок. Деятельность водителя не связана с заграничными командировками. На момент приема на работу он находился на территории России 14 календарных дней, имеется миграционная карта со сроком пребывания с 7 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г., который позднее был продлен в установленном законом порядке <37>. Работник холост, детей не имеет. С января 2008 г. оклад работника составляет 20 000 руб. в месяц.

РЕШЕНИЕ

В 2007 г. работник являлся нерезидентом и НДФЛ с него удерживался по ставке 30%.

Так как у нас работник "невыездной", то с момента приема на работу отслеживаем его статус ежемесячно. 183-й день пребывания в РФ приходится на 7 апреля 2008 г. Это значит, что с апреля 2008 г. его доходы надо облагать по ставке 13%, а не 30% и пересчитать НДФЛ за январь - март 2008 г.

Заметим, что принцип заполнения раздела 3 карточки 1-НДФЛ различается в зависимости от статуса работника.

Так как практически во всех организациях учет автоматизирован (установлены бухгалтерские программы различных разработчиков), то карточка 1-НДФЛ формируется также автоматически. После того как организация введет в базу данные о вновь принятом сотруднике, установленном ему окладе, укажет статус этого сотрудника (в п. 2.9 раздела 2 карточки 1-НДФЛ указывается цифра 1, если работник - резидент, а цифра 2 - если нерезидент), организация будет ежемесячно начислять и выдавать работнику зарплату.

Если бухгалтеру нужно увидеть карточку 1-НДФЛ по конкретному работнику, то нужно в экранном меню через опции выйти на нее и выбрать команду "сформировать" или иную аналогичную команду.

Заметим, что если работник является нерезидентом, то программа считает НДФЛ по ставке 30% ежемесячно с полученных работником доходов, без предоставления стандартных вычетов.

Если статус работника меняется - стал резидентом, то мы указываем это в программе и опять выбираем команду "сформировать". После этого программа опять-таки автоматически сделает перерасчет налога по ставке 13% с предоставлением полагающегося стандартного вычета.

В нашем примере работнику предоставляется стандартный вычет в размере 400 руб. (по заявлению работника) только за январь, так как уже с февраля его доход, исчисленный нарастающим итогом за январь - февраль 2008 г., превысит 20 000 руб. <38>.

При этом после пересчета по строке "Налог удержанный" будет помесячно нарастающим итогом указана сумма налога, которая была удержана с работника, когда он был нерезидентом РФ. В нашем примере по строке "Налог удержанный" будет указано:

- в январе - 6000 руб. (20 000 руб. x 30%);

- в феврале - 12 000 руб. ((20 000 руб. + 20 000 руб.) x 30%);

- в марте - 18 000 руб. ((20 000 руб. + 20 000 руб. + 20 000 руб.) x 30%).

По строке "Налог исчисленный" будет указана сумма налога, исчисленного уже по ставке 13% нарастающим итогом с начала года.

А по строке "Долг по налогу за налоговым агентом" будет указана разница между исчисленным и удержанным налогом <39>. Это сумма НДФЛ, которая излишне удержана из доходов работника и уплачена в бюджет. Теперь ее надо вернуть работнику.

Таким образом, как видно из примера, после пересчета НДФЛ по ставке 13% оказалось, что с работника за январь - март 2008 г. излишне удержан налог в сумме 10 252 руб.

В бухгалтерском учете на дату приобретения работником статуса резидента РФ (на 7 апреля 2008 г.) надо сделать следующие проводки:

1) Дт 70 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%", - 18 000 руб. (проводка красным) - сторнирован НДФЛ, начисленный по ставке 30%;

2) Дт 70 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%", - 7748 руб. - начислен НДФЛ по ставке 13%.

В результате получилось:

- по НДФЛ 30% - переплата 18 000 руб.;

- по НДФЛ 13% - недоимка 7748 руб.;

- по счету 70 - должны работнику 10 252 руб.

Был резидентом - стал нерезидентом

Если в текущем календарном году работник становится нерезидентом, то ему необходимо пересчитать налог уже в сторону увеличения с 13% до 30% и, конечно, без предоставления стандартных налоговых вычетов.

Если работник становится нерезидентом, продолжая работать в организации, например, на 1 июля текущего года (183 дня с начала налогового периода), когда уже ясно, что он не пробыл на территории РФ 183 дня в текущем году, то необходимо удержать у него доначисленные суммы НДФЛ <40>.

Понятно, что сумма налога, исчисленная по ставке 30% с начала года, будет значительно превышать сумму налога, исчисленную по ставке 13%. В этом случае ежемесячно из зарплаты работника надо удерживать не только сумму НДФЛ за текущий месяц, но и сумму недоудержанного ранее налога. При этом общая сумма удерживаемого налога не должна превышать 50% суммы выплаты <41>.

Пересчет налоговых обязательств работника в сторону увеличения в связи с утратой статуса резидента работодатель также делает в карточке 1-НДФЛ. В ней после пересчета будет указано:

- по строке "Налоговая база (с начала года)" - помесячно сумма дохода работника без стандартных налоговых вычетов (не нарастающим итогом);

- по строке "Налог исчисленный" - помесячно сумма налога, исчисленного по ставке 30% (не нарастающим итогом);

- по строке "Налог удержанный" - помесячно сумма налога, которая была удержана с работника, когда он был резидентом РФ, то есть по ставке 13% (не нарастающим итогом);

- по строке "Долг по налогу за налогоплательщиком" - помесячно разница между исчисленным (по ставке 30%) и удержанным (по ставке 13%) налогом. Она будет показываться до тех пор, пока работник не погасит свою задолженность перед бюджетом <42>:

- или путем внесения денег в кассу организации;

- или путем удержания из зарплаты большей суммы налога (и за текущий месяц, и задолженность). При этом ежемесячно по мере удержания налога из доходов работника по строке "Налог удержанный" сумма будет увеличиваться, а по строке "Долг по налогу за налогоплательщиком" - уменьшаться.

Изменение статуса до и после увольнения

Если сотрудник уволился вскоре после того, как он стал нерезидентом, то удержать из доходов, причитающихся работнику при увольнении, всю сумму доначисленного налога бухгалтер, скорее всего, не сможет. В данном случае из причитающихся работнику выплат бухгалтер может удержать налог в сумме, не превышающей 50% от суммы выплаты, а остальную сумму придется доплачивать самому работнику. Ваша же обязанность как налогового агента в данной ситуации заключается в том, чтобы сообщить в налоговый орган о невозможности удержать НДФЛ с работника-нерезидента и сумме его задолженности, указав ее в пп. 5.8 и 5.10 справки о доходах физлица (форма 2-НДФЛ) <43>.

Если сотрудник уволился вскоре после того, как он стал резидентом, то по заявлению работника организация обязана вернуть ему всю сумму излишне удержанного налога (подробнее см. раздел "Разбираемся с бюджетом"). Когда по истечении года организация будет подавать в налоговую инспекцию справку о доходах этого работника по форме 2-НДФЛ, то в пунктах 5.3 "Сумма налога исчисленная" и 5.4 "Сумма налога удержанная" этой справки суммы будут одинаковые, так как организация с работником полностью рассчиталась.

Обращаем внимание на то, что контролировать статус работника после его увольнения организация уже не должна, поскольку она не производит никаких выплат и не является налоговым агентом. Так что все изменения статуса после увольнения работника никак не сказываются на обязанностях налогового агента <44>.

Разбираемся с бюджетом

Итак, после перерасчета НДФЛ в связи с изменением статуса работника у него появляется или задолженность перед бюджетом (платили по 13%, а надо по 30%), или переплата (платили по 30%, а надо по 13%). И в этих ситуациях бухгалтер соответственно либо доудерживает налог с работника и перечисляет его в бюджет, либо возвращает налог работнику по его заявлению. Казалось бы, чего проще?

Но бухгалтеру придется еще разбираться с бюджетом, а точнее, с налоговыми органами. Дело в том, что в налоговых органах карточки расчетов с бюджетом по налогам ведутся по каждому КБК <45>. А как мы говорили в начале статьи, НДФЛ, удержанный с нерезидентов, и НДФЛ, удержанный с резидентов, перечисляются на разные КБК. Поэтому после перерасчета налога возможны две ситуации.

КБК

Был нерезидент, стал резидент

Был резидент, стал нерезидент

182 1 01 02030 01 1000 110 (налог с нерезидентов по ставке 30%)

Переплата

Недоимка

182 1 01 02021 01 1000 110 (налог с резидентов по ставке 13%)

Недоимка

Переплата

И в результате, несмотря на то что НДФЛ по ставке 30% и по ставке 13% поступает в один и тот же бюджет, бухгалтеру все равно придется просить налоговую инспекцию сделать переброску с того КБК, по которому налог был уплачен изначально, на тот, по которому он должен быть уплачен после изменения статуса работника (например, с КБК резидентов на КБК нерезидентов).

Контролирующие органы считают, что надо делать зачет переплаты по НДФЛ с одного КБК на другой <46>. При этом Минфин отмечал, что в данном случае налоговики не могут штрафовать организацию - налогового агента за то, что в результате перерасчета образовалась недоимка по КБК, на который перечисляется налог с резидентов, поскольку в данном случае организация исполнила свою обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в соответствующий бюджет <47>. В данном случае не должно быть и пеней, так как налоговый агент перечислял все правильно и своевременно и применял ту ставку налога, которая соответствовала статусу работника.

Как вернуть налог?

После того как работник написал заявление на имя руководителя организации о возврате излишне удержанного НДФЛ, бухгалтер должен этот налог вернуть. Сразу же возникает вопрос: за счет каких средств?

Так как налог уже в бюджете, то организация может вернуть работнику излишне удержанный налог за счет текущих платежей в бюджет по НДФЛ. Кстати, налоговые органы не имеют ничего против такого возврата <48>. То есть возврат НДФЛ конкретному работнику фактически производится за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце не только с него, но и с других работников.

В бухучете делается проводка: Дт 70 - Кт 50 - возвращен НДФЛ работнику (в нашем примере на сумму 10 252 руб.). При этом сумма возвращенного налога отражается в карточке 1-НДФЛ по строке "Возвращена налоговым агентом излишне удержанная сумма налога" в месяце, в котором налог возвращен работнику (выдан из кассы, перечислен на зарплатную карточку).

Итак, если работник был нерезидентом, а затем стал резидентом, то организация может:

- при наличии других работников, с которых НДФЛ платится по ставке 30%, - уменьшить сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 30% по всем работникам-нерезидентам на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%. При этом заявление о зачете в налоговый орган подавать не надо;

- при отсутствии работников, с которых НДФЛ удерживается по ставке 30%, - уменьшить сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 13% по всем работникам организации на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%. При этом сумму налога, перечисленного в бюджет по ставке 30%, надо зачесть в счет предстоящих платежей налога по ставке 13%.

Чтобы у налоговиков было меньше вопросов и они не прибегали к выездной проверке <49>, к заявлению организации надо приложить копии:

- заявления работника;

- документов, удостоверяющих срок нахождения работника на территории РФ;

- налоговой карточки по форме 1-НДФЛ, где пересчитан налог.

Однако в начале этого года Минфин России впервые высказался, что налоговый агент не имеет права возвращать излишне удержанный им налог путем проведения одностороннего зачета встречных однородных обязательств с бюджетом за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность Кодексом не предусмотрена <50>.

Если руководствоваться этим разъяснением, то придется соблюдать следующую процедуру <51>.

1. Работник, с которого излишне удержан налог, пишет заявление в организацию о возврате налога.

2. Организация возвращает налог за счет собственных средств. При этом сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 13% по всем работникам организация должна уплатить в бюджет. Уменьшать ее на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%, она не может.

3. Организация подает в налоговый орган заявление о возврате НДФЛ, возвращенного работнику (зачете в счет будущих платежей) <52>. К этому заявлению прилагаются заявление работника, документы, удостоверяющие срок нахождения работника на территории РФ, и др. (см. выше).

4. Налоговый орган проверяет представленные организацией документы и в течение 10 дней со дня получения заявления от организации выносит <53>:

[или] решение о зачете суммы излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога в счет предстоящих платежей, если подавалось заявление о зачете НДФЛ;

[или] решение о возврате суммы излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога, если подавалось заявление о возврате НДФЛ.

Кроме того, в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган письменно сообщает организации о произведенном зачете или возврате. Это сообщение либо передается руководителю организации лично под расписку, либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением <54>.

После этого сумма излишне перечисленного в бюджет налога должна быть возвращена в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате <55>.

5. Организация после получения из налогового органа сообщения о произведенном зачете делает в бухгалтерском учете запись о зачете НДФЛ: Дт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%", - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%" (в нашем примере на сумму 18 000 руб.).

6. После получения денег из бюджета бухгалтер организации делает проводку: Дт 51 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%" (в нашем примере на сумму 10 252 руб.).

Но при таком варианте получается, что излишне перечисленный в бюджет налог работник получает сразу, а вот организация ждет возврата своих денег как минимум полтора месяца, в отличие от случая возврата за счет текущих платежей по НДФЛ.

Однако совсем непонятно, зачем гонять деньги туда-сюда: перечислять в бюджет, а потом возвращать их из бюджета. В такой ситуации у организации есть выбор:

- платить в бюджет меньше, то есть сразу возвращать работнику налог из текущих платежей в бюджет по НДФЛ по всем работникам;

- платить в бюджет больше, то есть возвращать работнику налог за счет собственных средств, а потом просить налоговую инспекцию вернуть эти деньги.

Хочется надеяться, что налоговые органы не примут на "вооружение" это Письмо Минфина, так как это осложнит жизнь не только организациям, но и самим работникам налоговых органов.

Выводы

Целью введения плавающего 12-месячного периода для определения резидентства было поставить в равные условия с российскими гражданами тех иностранцев, которые пробыли на территории РФ 183 дня и более в течение 12 предыдущих месяцев, - чтобы они платили НДФЛ по ставке 13%. А до этих поправок статус налогового резидента каждый год определялся заново. И в первой половине года иностранцы платили НДФЛ по ставке 30% и только в июле имели право на уплату налога по ставке 13% и пересчет налога с начала года.

Но, как и при любом положительном новшестве, есть и оборотная сторона. Это благо для работников обернулось усложнением работы для бухгалтера, так как теперь надо отслеживать статус работников из "группы риска" ежемесячно.


<1> ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ

<2> п. 1 ст. 207, пп. 1, 2 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ

<3> абз. 1 п. 3 ст. 226, ст. 216 НК РФ

<4> абз. 2 п. 3 ст. 226, ст. 216 НК РФ

<5> п. 3 ст. 210 НК РФ

<6> п. 4 ст. 210 НК РФ

<7> п. 1 ст. 224 НК РФ

<8> п. 3 ст. 224 НК РФ

<9> абз. 1 п. 3 ст. 226 НК РФ

<10> абз. 2 п. 3 ст. 226 НК РФ

<11> Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н

<12> ст. 232 НК РФ

<13> п. 2 ст. 207 НК РФ

<14> п. 5 ст. 6.1 НК РФ

<15> Письмо Минфина России от 25.12.2007 N 03-04-06-01/453; Письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.2007 N 28-11/113476

<16> Письма Минфина России от 24.01.2008 N 03-04-06-01/17, от 25.12.2007 N 03-04-06- 01/453, от 10.12.2007 N 03-04-06-01/435; Письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.2007 N 28-11/113476

<17> п. 2 ст. 223 НК РФ

<18> Письма Минфина России от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207, от 13.06.2007 N 03-04-06- 01/185; п. 1 Письма Минфина России от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200

<19> ст. 6.1 НК РФ; Письмо ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929; Письмо УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829

<20> Письмо Минфина России от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258

<21> Письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94; Письма УФНС России по г. Москве от 29.11.2007 N 28-11/113476, от 14.09.2007 N 28-11/087829

<22> Письма Минфина России от 25.12.2007 N 03-04-06-01/453, от 22.11.2007 N 03-04-06-01/409, от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406, от 21.05.2007 N 03-04-06-01/149

<23> пп. 1, 2 ст. 207, пп. 1, 3 ст. 224 НК РФ

<24> ст. 216 НК РФ

<25> ст. 52, пп. 1, 4 ст. 54, пп. 1 - 4 ст. 210, ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ

<26> статьи 210, 216, пп. 1, 3 ст. 224 НК РФ; Письма Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/409, от 05.10.2007 N 03-04-06-01/342

<27> Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268

<28> Письмо Минфина России от 21.05.2007 N 03-04-06-01/149

<29> утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@

<30> утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

<31> Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362

<32> Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31, от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20, от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362

<33> Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362

<34> п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

<35> подп. 3, 4 п. 1, п. 3 ст. 218 НК РФ

<36> п. 1 ст. 231 НК РФ

<37> утв. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583

<38> ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

<39> подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ

<40> раздел 3 Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов... утв. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583

<41> пп. 3, 4 ст. 226 НК РФ

<42> п. 4 ст. 226 НК РФ

<43> п. 2 ст. 231 НК РФ

<44> утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N5САЭ-3-04/706@; п. 5 ст. 226 НК РФ; Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74

<45> Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74

<46> п. 1 разд. I Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@

<47> Письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, от 21.06.2006 N 03-05-01-04/173, от 24.03.2006 N 03-05-01-04/69; Письма ФНС России от 13.06.2006 N 04-1-02/309@, от 28.12.2005 N 04-1-04/929

<48> Письмо Минфина России от 24.03.2006 N 03-05-01-04/69

<49> Письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.2007 N 28-11/113476

<50> Письмо ФНС России от 13.06.2006 N 04-1-02/309@

<51> Письмо Минфина России от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41

<52> Письмо Минфина России от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41; п. 1 ст. 231, ст. 78 НК РФ

<53> п. 14 ст. 78 НК РФ

<54> пп. 4, 8 ст. 78 НК РФ

<55> п. 9 ст. 78 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 8, 2008
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 8, 2008

"ПРИБЫЛЬНЫЕ" ПРОБЛЕМЫ: ДИВИДЕНДЫ, ДЕКЛАРАЦИЯ И ДРУГОЕ

Дыбов А.И.

О заполнении форм N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ по дивидендам

Как заполнять формы 1-НДФЛ и 2-НДФЛ при выплате дивидендов? Конечно, это можно сделать вручную, но на практике в подавляющем большинстве случаев для этого используются бухгалтерские компьютерные программы. Как правило, в них бухгалтеру предлагается ввести сумму дивидендов, начисленную физическому лицу в конкретном месяце, а также сумму дивидендов к уменьшению.

То есть предполагается, что в доход участника - резидента РФ включается вся начисленная по решению сумма, затем из нее вычитаются полученные налоговым агентом дивиденды и выводится сумма дивидендов, облагаемая НДФЛ. Назовем этот порядок первым вариантом внесения сведений о дивидендах в отчетность по НДФЛ.

Однако вы не можете указать всю сумму дивидендов, полученную к дате принятия решения о выплате дивидендов вами. Вам надо определить, какая часть этой суммы приходится на того участника, в отношении доходов которого заполняются формы 1-НДФЛ и 2-НДФЛ. Последняя форма называет эту сумму вычетом. Давайте для удобства будем и мы так ее называть. Рассчитывается сумма вычета так.

Сумма вычета из доходов в виде дивидендов, выплаченных физическому лицу в календарном месяце

=

Сумма дивидендов, выплаченных в календарном месяце физическому лицу, увеличенная на сумму удержанного НДФЛ

X

Общая сумма дивидендов, полученных к дате принятия решений, на основании которых в календарном месяце выплачены дивиденды (кроме тех, что уже участвовали в расчете, и тех, что облагаются по ставке 0%)

 
 
Общая сумма дивидендов к выплате российским организациям и физическим лицам - резидентам РФ, начисленная по решениям, на основании которых в календарном месяце выплачены дивиденды

После ввода данных о сумме вычета программа сама вычисляет налогооблагаемый доход и заполняет формы 1-НДФЛ и 2-НДФЛ. Как она это делает?

В графу нужного месяца строки 1 раздела 4 формы 1-НДФЛ ставится общая сумма выплаченных дивидендов, а в строку 2 - сумма, облагаемая НДФЛ (то есть за минусом вычета). Если вдруг сумма вычета оказалась больше, чем сумма выплаченных дивидендов, то облагаемая сумма дивидендов становится равной нулю.

Умножив показатель строки 2 по конкретному месяцу на 9 процентов (если получатель дивидендов - резидент), программа получает показатель строки 3 "Сумма налога исчисленная" раздела 4 формы 1-НДФЛ. Если вся сумма дивидендов выплачена деньгами и налоговый агент прилежно удержал всю исчисленную сумму НДФЛ, то показатель строки 3 за конкретный месяц переносится в строку 4 "Сумма налога удержанная" за этот же месяц.

В конце года программа подсчитывает показатели графы "Итого" по строкам раздела 4 формы 1-НДФЛ, суммируя данные по месяцам выплаты дивидендов.

Теперь рассмотрим первый вариант заполнения формы 2-НДФЛ.

Если дивиденды выплачены физическому лицу - резиденту РФ, то в начале раздела 3 справки указывается ставка 9 процентов. Затем в таблице раздела 3 указывается порядковый номер календарного месяца выплаты дивидендов, код дохода (для дивидендов - 1010) и сумма дивидендов, начисленная к выплате в конкретном месяце. Одним словом, берутся данные из строки 1 раздела 4 формы 1-НДФЛ. Следом, в графе "Код вычета", программа ставит 601 - это код, присвоенный сумме, уменьшающей налоговую базу по доходам, полученным в виде дивидендов. Что программа отражает в графе "Сумма вычета", объяснять, я думаю, не нужно, все и так видно из названия графы.

Раздел 5 справки заполняется почти так же, как графа "Итого" раздела 4 формы 1-НДФЛ.


Пример. Заполнение форм N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ при выплате дивидендов физическому лицу - резиденту РФ (вариант 1)

Продолжим пример (см. с. 31) и заполним формы N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ в отношении дивидендов П.Р. Учредилова. Напомним, что ему начислено 40 000 руб. Общая сумма дивидендов, начисленная по решению российским получателям, составила 180 000 руб., сумма дивидендов, полученных до даты решения, - 81 000 руб.

Из суммы, начисленной Учредилову, 25 000 руб. выплачены ему в апреле 2008 г., а 15 000 руб. - в мае того же года. Исчисленный НДФЛ удержан полностью и уплачен в бюджет в день выплаты дивидендов (пп. 4, 6 ст. 226 НК РФ).

1. Рассчитаем сумму вычета. Для дивидендов, выплаченных в апреле, она составит 11 250 руб. (25 000 руб. / 180 000 руб. x 81 000 руб.), для дивидендов, выплаченных в мае, - 6750 руб. (15 000 руб. / 180 000 руб. x 81 000 руб.)

2. Заполним формы N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ.

Форма 1-НДФЛ

НАЛОГОВАЯ КАРТОЧКА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА 2008 г. N 1

Раздел 4. РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ОТ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ДИВИДЕНДЫ)

N

Показатели

Апрель

Май

Итого

1

Сумма дивидендов, распределенная в пользу физического лица - налогоплательщика

25 000

15 000

40 000

2

Облагаемая сумма дивидендов

13 750 (25 000 руб. - 11 250 руб.)

8250 (15 000 руб. - 6750 руб.)

22 000 (13 750 руб. + 8250 руб.)

3

Сумма налога исчисленная

1238
РАСЧЕТ
13 750 руб. x 9% = 1238 руб.
742
РАСЧЕТ
8250 руб. x 9% = 742 руб.
1980
РАСЧЕТ
1238 руб. + 742 руб. = 1980 руб.

4

Сумма налога удержанная

1238

742

1980

Форма 2-НДФЛ

СПРАВКА О ДОХОДАХ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА за 2008 г. N 1 от 25.03.09

3. Доходы, облагаемые по ставке 9%

Месяц

Код дохода

Сумма дохода

Код вычета

Сумма вычета

04

1010

25 000

601

11 250

05

1010

15 000

601

6750

5. Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода

5.1. Общая сумма дохода

40 000

5.2. Облагаемая сумма дохода

22 000

5.3. Сумма налога исчисленная

1980

5.4. Сумма налога удержанная

1980

Мы разобрали с вами первый вариант внесения в формы 1-НДФЛ и 2-НДФЛ сведений о дивидендах, выплаченных резиденту, и исчисленном с них НДФЛ. Но есть еще второй вариант. В чем же он заключается?

При втором варианте мы исходим из того, что налоговой базой по доходам, облагаемым НДФЛ по ставкам, отличным от "стандартной", является денежное выражение дохода, подлежащего налогообложению. Проще говоря, доход в виде дивидендов равен облагаемой их сумме, а не всей сумме, начисленной к выплате. И только облагаемую сумму мы указываем в налоговой отчетности по НДФЛ. Общая сумма дивидендов по формам 1-НДФЛ и 2-НДФЛ не проходит вообще.

Рассчитывается облагаемая сумма дивидендов просто.

Облагаемая сумма дивидендов, выплаченных физическому лицу в календарном месяце

=

Сумма НДФЛ, подлежавшая удержанию при выплате дивидендов физическому лицу в календарном месяце (без округления)

/

9%

 

Как видите, второй вариант не предполагает расчет суммы вычета, запрашиваемого бухгалтерской программой. И это правильнее с точки зрения гл. 23 Налогового кодекса. Ведь в ней не предусмотрен вычет из доходов в виде дивидендов, о котором говорится в форме 2-НДФЛ. Как только заходит речь об исчислении НДФЛ с дивидендов, гл. 23 отсылает налогового агента к ст. 275 Налогового кодекса. Но и в ней о вычете ни слова. Там содержится специальный порядок расчета налоговой базы и только. Наконец, что Минфин, что ФНС хранят молчание и не дают никаких разъяснений о порядке расчета и применения "вычета" с кодом 601. Чтобы найти его сумму, нам приходится делать дополнительные вычисления, не предусмотренные законодательством.

И вообще, вычет этот - лишний повод для лишних же вопросов проверяющих. А что за вычет? А как получился? А подтвердите-ка нам его сумму другими документами.

Поэтому второй вариант гораздо проще первого.


Пример. Заполнение форм N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ при выплате дивидендов физическому лицу - резиденту РФ (вариант 2)

Возьмем за основу данные предыдущего примера (с. 36). НДФЛ с дивидендов, выплаченных П.Р. Учредилову в апреле, составил (до округления) 1237,5 руб., а с дивидендов, выплаченных в мае, - 742,5 руб.

1. Рассчитаем облагаемую сумму дивидендов. Для дивидендов, выплаченных в апреле, она составит 13 750 руб. (1237,5 руб. / 9%), для дивидендов, выплаченных в мае, - 8250 руб. (742,5 руб. / 9%).

2. Заполним формы N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ.

Форма 1-НДФЛ

НАЛОГОВАЯ КАРТОЧКА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА 2008 г. N 1

Раздел 4. РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ОТ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ДИВИДЕНДЫ)

-

Показатели

Апрель

Май

Итого

1

Сумма дивидендов, распределенная в пользу физического лица - налогоплательщика

13 750

8250

22 000 (13 750 руб. + 8250 руб.)

2

Облагаемая сумма дивидендов

13 750

8250

22 000

3

Сумма налога исчисленная

1238

742

1980 (1238 руб. + 742 руб.)

4

Сумма налога удержанная

1238

742

1980

Форма 2-НДФЛ

СПРАВКА О ДОХОДАХ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА за 2008 г. N 1 от 25.03.09

3. Доходы, облагаемые по ставке 9%

Месяц

Код дохода

Сумма дохода

Код вычета

Сумма вычета

04

1010

13 750

-

-

05

1010

8250

-

-

5. Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода

5.1. Общая сумма дохода

22 000

5.2. Облагаемая сумма дохода

22 000

5.3. Сумма налога исчисленная

1980

5.4. Сумма налога удержанная

1980


Единственное, что "роднит" первый и второй варианты, - это необходимость дополнительных расчетов, а значит, чтобы подтвердить данные форм 1-НДФЛ и 2-НДФЛ, придется составлять бухгалтерские справки. И какой бы вариант вы ни выбрали, главное - указать в формах правильную сумму облагаемого дохода и сумму НДФЛ, исчисленную и удержанную с дивидендов. Если эти суммы верные, то все остальное, как говорится, лирика. За ошибки в заполнении справки, не повлекшие возникновения недоимки по НДФЛ, никто вас наказать не сможет.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2008, N 5

ОБ ОШИБКАХ В КБК

Еферова Т.В.

Правомерно ли начисление пени, если ошибка, допущенная налоговым агентом при указании КБК, не повлекла зачисление налога в другой бюджет?

ДА

НЕТ

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет налога на прибыль (НДФЛ) <1>.

Обязанность по перечислению налога в бюджет считается исполненной при предъявлении в банк платежного поручения на соответствующий счет Федерального казначейства <2>.

Порядок учета доходов бюджетов и распределение между бюджетами осуществляется в соответствии с КБК, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет Федерального казначейства <3>.

Поступления по расчетным документам, в которых указаны КБК, не соответствующие требованиям законодательства, относятся к невыясненным поступлениям <4>.

Пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате неполучения налогов в установленный срок и начисляется на недоимку <5>.

Неправильное указание КБК при реальном поступлении налога в соответствующий бюджет не влечет образования недоимки.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

 

2 решения <6>

ФАС Восточно-Сибирского округа

 

от 26.02.2006 N А33-32045/04-С6-Ф02-487/06-С1

ФАС Дальневосточного округа

 

от 27.02.2008 N Ф03-А73/07-2/6284

ФАС Западно-Сибирского округа

 

3 решения <7>

ФАС Московского округа

 

9 решений <8>

ФАС Поволжского округа

 

5 решений <9>

ФАС Северо-Западного округа

 

4 решения <10>

ФАС Северо-Кавказского округа

 

2 решения <11>

ФАС Уральского округа

 

4 решения <12>

ФАС Центрального округа

 

от 30.08.2005 N А09-2607/04-12

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

3 решения <13>

ИТОГО: 0

ИТОГО: 35


<1> п. 3 ст. 75 НК РФ

<2> подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ

<3> п. 1 ст. 40 БК РФ

<4> п. 9 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н

<5> пп. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ; Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О

<6> см. Постановления от 21.12.2006 N А17-2058/5-2006, от 31.08.2006 N А11-396/2006- К2-18/128

<7> см. Постановления от 15.02.2007 N Ф04-244/2007(31216-А46-7), от 19.09.2006 N Ф04-6037/2006(26450-А27-29), от 01.11.2005 N Ф04-7644/2005(16295-А27-19)

<8> см. Постановления от 17.01.2007 N КА-А40/13068-06, от 25.09.2006 N КА-А40/8859-06, от 16.05.2006 N КА-А40/3976-06, от 02.05.2006 N КА-А40/3393-06, от 14.03.2006 N КА-А40/1414-06, от 12.12.2005 N КА-А40/12192-05, от 27.10.2005 N КА-А41/10358-05, от 30.08.2005 N КА-А40/8071-05, от 16.12.2004 N КА-А40/11811-04

<9> см. Постановления от 06.09.2007 N А57-965/07-26, от 21.02.2007 N А55-6673/2006, от 13.12.2006 N А12-11935/06-С51, от 29.08.2006 N А55-35429/2005, от 10.03.2006 N А12-17689/05-С21

<10> см. Постановления от 09.10.2007 N А56-40864/2006, от 06.09.2007 N А56-48097/2006, от 22.01.2007 N А56-57775/2005, от 27.12.2006 N А56-55898/2005, от 09.11.2006 N А56-58303/2005

<11> см. Постановления от 01.08.2007 N Ф08-4720/2007-1833А, от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А

<12> см. Постановления от 07.11.2007 N Ф09-9071/07-С2, от 18.01.2007 N Ф09-11961/06- С2, от 15.08.2005 N Ф09-3431/05-С1, от 07.12.2004 N Ф09-5188/04-АК

<13> см. Постановления от 24.08.2007 по делу N А56-28505/2006, от 19.07.2007 по делу N А56-41870/2006, от 02.07.2007 по делу N А56-944/2007

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2008, N 5

О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ С ГРАЖДАНАМИ

Краснопеева А.Н.

Вопрос. Лектор очень хорошо рассказал о том, на что нужно обратить внимание, заключая договор между юридическими лицами. Однако довольно часто организации заключают гражданско- правовые договоры с физическими лицами. Есть ли тут какие-то особенности?

А. К.: Действительно, организации достаточно часто заключают гражданско-правовые договоры с физическими лицами. Такой договор организация может заключить как с предпринимателем, так и с гражданином, который в качестве предпринимателя не зарегистрирован.

Вопрос. А как подтвердить статус своего контрагента - физического лица?

А. К.: Для организации чрезвычайно важно, чтобы статус физического лица как индивидуального предпринимателя был подтвержден до заключения договора <1>.

Для этого вам надо попросить физическое лицо представить комплект документов:

- паспорт, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ <2>;

- свидетельства о государственной регистрации <3> и о постановке на учет в налоговом органе <4>;

- выписку из ЕГРИП <5>. Требовать этот документ необязательно, однако именно им можно подтвердить, что гражданин действительно не переставал быть индивидуальным предпринимателем.

Если сделка совершается в рамках лицензируемой деятельности, то необходимо удостовериться в наличии у предпринимателя соответствующей лицензии. Для этого нужно запросить ее копию.

И если этот комплект организации представлен, то волноваться не о чем. Только не забудьте сделать копии документов. Они вам пригодятся в случае, если возникнут вопросы у налоговых органов.

Вопрос. А если физическое лицо не может представить эти документы?

А. К.: Если физическое лицо не может представить вам даже свой паспорт, то заключать договор не стоит, так как просто неизвестно, кто это.

Если нет свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то это просто гражданин, а значит, вы становитесь налоговым агентом по НДФЛ <6>.

Кроме того, вознаграждение, выплачиваемое физлицу по гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, или авторским договорам, является объектом обложения ЕСН <7>. Однако напомню, что только в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования <8>.

Помимо этого вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу, является объектом обложения взносами на обязательное пенсионное страхование <9>.

И все эти налоги и взносы должна исчислить и заплатить организация. Поэтому у гражданина, с которым организация заключает договор, надо попросить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования <10> и, при наличии, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе <11>.

Предприниматель с вознаграждения, выплаченного ему организацией, налоги и взносы платит сам.

Вопрос. Вы сказали о налоговых аспектах сделки, заключаемой с предпринимателем. А есть ли какие-то особенности с точки зрения гражданского права?

А. К.: В целом нет. Однако, на мой взгляд, в таких случаях надо активно использовать способы обеспечения обязательств по договору.

Связано это с тем, что, являясь индивидуальным предпринимателем, гражданин продолжает оставаться физическим лицом. И в случае неисполнения им своих обязательств и взыскания долгов или убытков через суд за счет имущества индивидуального предпринимателя будут действовать ограничения, установленные законом <12>. А перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, достаточно обширен <13>. Кроме того, возможность взыскания может быть ограничена режимом совместной собственности супругов <14>. Также необходимо помнить об ограничении размера удержаний из доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей <15>.

Вопрос. Какие способы обеспечения вы можете рекомендовать для избежания таких последствий?

А. К.: Залог, задаток, банковская гарантия и поручительство - вот те способы обеспечения исполнения обязательств, которыми бы я порекомендовала пользоваться организациям для избежания неблагоприятных последствий <16>. Также обеспечением исполнения обязательств будет удержание имущества, переданного кредитору.


<1> п. 2 ст. 11 НК РФ; ч. 1 ст. 23 ГК РФ

<2> п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232

<3> форма N Р61001 (приложение N 22 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439)

<4> форма N 2-1-Учет, утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

<5> п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

<6> п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 24, ст. 226 НК РФ

<7> п. 1 ст. 236 НК РФ

<8> п. 3 ст. 238 НК РФ

<9> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

<10> форма АДИ-7, утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п

<11> форма N 2-1-Учет, утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

<12> ст. 24 ГК РФ

<13> п. 1 ст. 79 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; ст. 446 ГПК РФ

<14> ч. 1 ст. 34, ст. 45 СК РФ

<15> ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

<16> ч. 1 ст. 329 ГК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2008, N 5

О СУЩЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Кошелев А.П.

Вопрос. Владимир Яковлевич, когда рассказывал о возможности изменения или расторжения договора в связи с изменением обстоятельств, сказал, что, например, увеличение цены товара к таким обстоятельствам отнесено быть не может, поскольку стороны должны учитывать этот риск при заключении договора. Но что же тогда можно отнести к существенным изменениям обстоятельств? Не могли бы вы привести конкретные примеры?

А. К.: Прежде всего нужно сказать, что одно и то же обстоятельство может как признаваться, так и не признаваться существенным в зависимости от наличия условий, предусмотренных 451-й статьей ГК. Например, и упомянутое лектором увеличение рыночных цен на товары или услуги, которые являются предметом договора, в принципе, тоже может быть признано существенным изменением обстоятельств, если суд сочтет его таковым.

Если же говорить о других обстоятельствах, на которые ссылались организации, пытавшиеся расторгнуть договор или изменить его условия на основании статьи 451, то их достаточно много. Причем как сами обстоятельства, так и связанные с ними судебные решения достаточно сильно различаются в зависимости от вида договора. Мы провели анализ судебной практики по 451-й статье в отношении двух видов договоров, к которым ее положения применяются чаще всего. Это самые распространенные в предпринимательской деятельности договоры аренды и поставки. Ниже приведены сведения о том, изменение каких именно обстоятельств признавалось судами достаточным или недостаточным для изменения или расторжения договора.

Обстоятельства/Требования

Практика

Признаются

Не признаются

1

2

3

Аренда

Изменение положений федерального законодательства о плате за землю Арендатор требовал уменьшить арендную плату в связи с тем, что законом установлено ограничение ее размера <1>

В другом случае арендодатель требовал расторжения договора в связи с тем, что размер арендной платы был установлен в соответствии с Законом "О плате за землю", который утратил силу

2 решения <2>

-

Изменение федерального законодательства об аренде государственного имущества (принятие Закона об оценочной деятельности, согласно которому при передаче государственного имущества в аренду обязательно проведение его оценки <3>)

Арендодатель требовал увеличения арендной платы

4 решения <4>

1 решение <5>

По мнению суда, законом не предусмотрена обязательность определенной оценщиком стоимости имущества для сторон договора аренды

Изменения законодательства, вследствие которых арендатор не может продолжать использовать арендуемое помещение для ранее предполагавшихся целей

Арендатор требовал внесения в договор изменений о его праве сдавать помещение в субаренду созданной им организации

-

1 решение <6>

Суд обосновал решение тем, что в договоре не были указаны направления использования имущества

Изменение регионального или местного законодательства о порядке сдачи в аренду государственного или муниципального имущества

Арендодатель требовал увеличения арендной платы

1 решение <7>

1 решение <8>

Значительное увеличение численности сотрудников арендодателя

Арендодатель требовал расторжения договора

1 решение <9>

-

Аварийное состояние арендуемого помещения и признание его памятником истории и архитектуры

Арендодатель требовал расторжения договора

1 решение <10>

-

Увеличение рыночных цен на аренду

Арендодатель требовал увеличения арендной платы, в некоторых случаях (отмечены <*>) - расторжения договора

9 решений, в том числе: ФАС МО - 3 решения <11>; ФАС ПО - 2 решения <12>; ФАС СЗО - 1 решение <*> <13>; ФАС СКО - 2 решения <14>; ФАС УО - 1 решение <15>

В четырех из перечисленных решений суд пришел к выводу, что исполнение договора на прежних условиях приводит к нарушению соотношения имущественных интересов сторон

9 решений, в том числе: ФАС ВВО - 1 решение <*> <16>; ФАС ВСО - 1 решение <17>; ФАС ДВО - 1 решение <18>; ФАС МО - 2 решения <19>; ФАС СЗО - 1 решение <20>; ФАС СКО - 2 решения <21>; ФАС УО - 1 решение <*> <22>

Изменение собственника арендуемого имущества

Новый арендодатель требовал увеличения арендной платы

-

4 решения <23>

Отсутствие оснований для изменения или расторжения договора в данном случае прямо предусмотрено законом <24>

Решение региональных властей о необходимости реконструкции арендуемого объекта

Арендодатель требовал расторжения договора

1 решение <25>

1 решение <26>

Решение органов власти о переносе торговых точек с территории арендуемого объекта

Арендодатель требовал расторжения договора

-

3 решения <27>

Решение органа местного самоуправления (арендодателя) о том, что переданный в аренду участок требуется ему для иных целей

Арендодатель требовал расторжения договора

-

1 решение <28>

Изменение демографической ситуации и возникновение у муниципалитета потребности в помещениях для детских дошкольных учреждений

Арендодатель-муниципалитет требовал расторжения договора

-

1 решение <29>

Расположение под арендуемым земельным участком газопроводных коммуникаций и нарушение правил их эксплуатации

Арендодатель требовал расторжения договора

-

1 решение <30>

Суд указал, что коммуникации находились на территории участка в момент заключения договора и арендодатель знал о возможном нарушении правил безопасности

Прекращение сотрудничества, ухудшение отношений между сторонами договора

Арендодатель требовал расторжения договора

-

1 решение <31>

Поставка

Запрет на распространение приобретаемого товара (молдавского вина) <32> Покупатель требовал расторжения договора

1 решение <33>

-

Прекращение договорных отношений продавца с его поставщиками

Продавец требовал расторжения договора

1 решение <34>

Судом рассматривалась ситуация с поставкой газа, в которой продавец не может найти себе других поставщиков

-

Повышение рыночных цен на товары

Продавец требовал расторжения договора

-

1 решение <35>

Просьба покупателя о приостановлении исполнения договора

Продавец требовал расторжения договора

1 решение <36>

-


<1> п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

<2> Постановления ФАС ДВО от 21.05.2007 N Ф03-А37/07-1/1382; ФАС МО от 14.03.2007 N КГ-А41/736-07

<3> ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

<4> Постановления ФАС МО от 19.10.2007 N КГ-А40/10896-07, от 03.09.2007 N КГ-А40/8649, от 07.09.2007 N КГ-А40/8605-07, от 26.12.2005 N КГ-А40/12692-05

<5> Постановление ФАС СЗО от 13.03.2006 N А21-5407/2005-С2

<6> Постановление ФАС ВСО от 24.04.2007 N А33-16129/06-Ф02-2166/07

<7> Постановление ФАС ЦО от 31.05.2006 N А14-3299/05-68/32

<8> Постановление ФАС ВСО от 26.12.2006 N А74-2088/06-Ф02-6944/06-С2

<9> Постановление ФАС ВВО от 27.08.2007 N А43-3233/2007-17-51

<10> Постановление ФАС ЗСО от 27.12.2006 N Ф04-8517/2006(29600-А70-38)

<11> Постановления ФАС МО от 22.01.2007 N КГ-А40/13630-06, от 15.12.2006 N КГ-А40/11912-06-П, от 05.12.2005 N КГ-А40/11540-05

<12> Постановления ФАС ПО от 28.02.2007 N А55-74/05-24, от 30.01.2006 N А12-13536/05-С54-5/34

<13> Постановление ФАС СЗО от 02.08.2007 N А56-32406/2006

<14> Постановления ФАС СКО от 19.12.2006 N Ф08-6436/2006, от 14.06.2006 N Ф08- 2658/2006

<15> Постановление ФАС УО от 01.11.2007 N Ф09-8896/07-С6

<16> Постановление ФАС ВВО от 11.10.2005 N А38-551-10/65-2005

<17> Постановление ФАС ВСО от 10.08.2006 N А33-30379/05-Ф02-3960/06-С2

<18> Постановление ФАС ДВО от 14.02.2006 N Ф03-А51/06-1/171

<19> Постановления ФАС МО от 04.12.2007 N КГ-А40/12576-07, от 30.11.2007 N КГ-А40/12494-07

<20> Постановление ФАС СЗО от 17.04.2006 N А56-14664/2005

<21> Постановления ФАС СКО от 21.03.2006 N Ф08-214/2006, от 16.09.2005 N Ф08-4230/2005

<22> Постановление ФАС УО от 25.05.2006 N Ф09-4256/06-С3

<23> Постановления ФАС ВВО от 09.02.2006 N А38-2543-16/176-2005; ФАС ДВО от 12.12.2006 N Ф03-А59/06-1/4719; ФАС СКО от 10.08.2006 N Ф08-3584/2006; ФАС УО от 16.01.2007 N Ф09-11863/06-С6

<24> п. 1 ст. 617 ГК РФ

<25> Постановление ФАС МО от 24.05.2006 N КГ-А40/4211-06

<26> Постановление ФАС МО от 09.03.2006 N КГ-А40/1274-06

<27> Постановления ФАС ВВО от 27.02.2006 N А43-14918/2005-13-370, N А43-14917/2005-13-369; ФАС МО от 28.03.2007 N КГ-А40/2004-07

<28> Постановление ФАС ВВО от 24.08.2007 N А79-9483/2006

<29> Постановление ФАС МО от 28.09.2007 N КГ-А41/9945-07

<30> Постановление ФАС СКО от 07.06.2007 N Ф08-3204/2007

<31> Постановление ФАС УО от 15.02.2006 N Ф09-169/06-С3

<32> п. 1 ст. 417 ГК РФ

<33> Постановление ФАС ДВО от 30.10.2007 N Ф03-А51/07-1/3140

<34> Постановление ФАС ПО от 03.04.2007 N А06-5225/06

<35> Постановление ФАС МО от 15.12.2006 N КГ-А40/11404-06

<36> Постановление ФАС УО от 29.11.2007 N Ф09-9860/07-С5

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2008, N 5


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Избежать доначисления налогов можно. Если учесть мнение Минфина.
Подборки ответов финансового ведомства на сложные вопросы налогообложения в рассылке "Консультации по бухучету и налогообложению".



Все права защищены © 2008 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное