Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.10.2007


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс

По страницам журнала "Главная книга"

Выпуск от 19.10.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


Содержание

15 АВГУСТА. ЗА ВЫПЛАТУ НЕРЕЗИДЕНТАМ ЗАРПЛАТЫ НАЛИЧНЫМИ ЖДИТЕ ШТРАФА

Филимонова Е.М.

По общему правилу организации - резиденты РФ должны проводить валютные операции только через банковские счета, то есть в безналичном порядке. Конечно, как и из любого правила, здесь есть исключения. В Законе о валютном регулировании перечислены несколько операций, которые разрешено проводить без использования счета <1>. Однако перечень этот закрытый.

Внимание! К валютным операциям относится в том числе и отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты РФ, то есть рублей <3>.

Именно поэтому Росфиннадзор, уполномоченный в настоящее время контролировать соответствие букве закона проводимых организациями валютных операций <2>, проводя проверки, придерживается такой позиции: российская организация не вправе выплачивать заработную плату физическим лицам - нерезидентам наличными из кассы. Выплата возможна только в безналичной форме, например с использованием банковских карт. Таким образом, выплата денег наличными будет являться нарушением валютного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа <4>. Вот так, оказывается, даже не имея операций с иностранной валютой, можно нарушить валютное законодательство.

Примечание. Кстати, черным по белому такая позиция была прописана в не действующих ныне Методических рекомендациях Федеральной таможенной службы по применению валютного законодательства <5>.

Что касается судебной практики на этот счет, то суды соглашаются с тем, что выплата заработной платы нерезидентам наличными запрещена законом, вследствие чего на нарушителя может быть наложен штраф. Причем споры по данному вопросу дошли до кассации, которая поддержала такой вывод <6>.

Напомним, что понятие нерезидента для целей валютного законодательства отличается от аналогичного понятия для целей налогообложения (в частности, НДФЛ). В рассматриваемой ситуации нерезиденты - это иностранные граждане и лица без гражданства:

- временно проживающие в России (получившие разрешение на временное проживание);

- временно пребывающие в России (получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание).

Кроме того, к нерезидентам относятся граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве <7>.

А теперь поясним, почему же мы подняли эту тему. Просто 15 августа этого года Росфиннадзор и ЦБ РФ заключили Соглашение об информационном взаимодействии в рамках валютного контроля. Так вот этим Соглашением предусмотрено, что Центральный банк в кратчайшие сроки будет докладывать Росфиннадзору обо всех ставших ему известными случаях нарушения валютного законодательства.

Примечание. С текстом Соглашения можно ознакомиться на интернет-сайте Росфиннадзора

В свою очередь, ЦБ может узнать о таких случаях от банков, на которые теперь будет возложена обязанность информировать территориальное учреждение Банка России о выявленных ими нарушениях, допущенных клиентами этих банков <8>. Так что теперь благодаря тому, что обмен информацией между контролирующими органами налажен, у Росфиннадзора появится еще один источник информации для целей проведения внеплановых проверок организаций по вопросам соблюдения валютного законодательства.

Примечание. Проведение валютных операций, запрещенных валютным законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции <4>. Срок привлечения к ответственности в данном случае - 1 год с момента выплаты зарплаты <9>.


<1> ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ)

<2> ч. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ; подп. 4 п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 198

<3> подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ

<4> ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ

<5> приложение к Письму ФТС России от 27.12.2005 N 01-06/46464 (утратило силу)

<6> Постановления ФАС ЗСО от 26.04.2007 N Ф04-2592/2007(33774-А03-23), от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19)

<7> подп. "а", "б" п. 6, подп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

<8> Положение ЦБ РФ от 20.07.2007 N 308-П

<9> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 19, 2007

"КАЛЕНДАРНЫЕ" ПРАВИЛА ЗАЧЕТА ПЕРЕПЛАТ ОТ ВАС РФ

Кокурина М.А.

Высшие судебные инстанции занялись разработкой "инструкций" для проведения зачетов переплат, потому что многие нюансы этой важной процедуры остались не урегулированными законодателем. Напомним, что не так давно было обнародовано мнение КС РФ по "срочным" ограничениям зачета переплаты <1>: инспекциям было строго запрещено без указаний от налогоплательщика проводить зачет переплат в счет задолженностей, срок взыскания которых истек, то есть прикрывать взыскание зачетом.

Примечание. Определение КС РФ об ограничительных сроках на зачет излишне уплаченного налога мы комментировали в журнале "Главная книга", 2007, N 16, с. 12.

А вот только что вышедшим из отпуска судьям Высшего арбитражного суда РФ сразу пришлось разобраться еще с одной щекотливой ситуацией <2>. На этот раз налоговый орган в два шага вознамерился обхитрить в пользу бюджета налогоплательщика, который, рассчитывая на свою переплату, подал "уточненку" без уплаты суммы недоимки <3>. Итак:

1) сначала налоговики "лишили" налогоплательщика переплаты, направив ее в счет платежей по налогу, срок уплаты которого еще не наступил;

2) затем был взыскан штраф за неполную уплату налога <4> на том основании, что недоимка и пени не уплачены до подачи "уточненки".

Высшие арбитры решили вопрос гениально, а все гениальное, как известно, просто: инспекциям следует пользоваться принципом календарной очередности! То есть, если нет заявления налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей <5>, возникающие переплаты инспекция может самостоятельно засчитывать в погашение более ранней недоимки <6>. Естественно, если срок на ее взыскание еще не истек <7>.

Такой вывод ВАС РФ поможет налогоплательщикам, которые самостоятельно выявили у себя недоплату и подали уточненную налоговую декларацию, но не уплатили до этого сумму недоимки и пени, поскольку знали о наличии у себя переплаты.

Однако, чтобы в подобной ситуации избежать недоразумений, лучше все-таки самим вместе с "уточненкой" подать заявление на зачет имеющейся переплаты. В нем надо четко указать период возникновения недоимки, которую хочется погасить данным зачетом. При отсутствии такого заявления инспекции могут продолжать проводить "зачетную" политику в пользу бюджета, ведь решения ВАС РФ для них не указ <8>. Поэтому, если вы не приложили к "уточненке" письменное выражение своей воли на проведение конкретного зачета, скорее всего, вам придется доказывать право на зачет в порядке календарной очередности в суде.


<1> Определение КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 2808/07

<3> п. 4 ст. 81 НК РФ

<4> п. 1 ст. 122 НК РФ

<5> п. 4 ст. 78 НК РФ

<6> п. 5 ст. 78 НК РФ

<7> пп. 3, 9, 10 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ; п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П

<8> п. 1 ст. 32 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 18, 2007

24 ИЮЛЯ. ВАС РФ РАЗРЕШИЛ ПРИЗНАВАТЬ РАСХОДЫ, ОПЛАЧЕННЫЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ

Гужелева Л.В.

В дискуссиях по поводу возможности учета расходов, произведенных за счет средств, безвозмездно полученных от учредителей (участников), поставлена жирная точка.

Споры на эту тему с фискальными ведомствами возникали у организаций, безвозмездно получающих деньги от своего учредителя, обладающего долей более 50% в их уставных капиталах. Ведь компания-получатель не учитывает эти средства в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль <1>. В официальных разъяснениях <2> даже не приводилось какой-либо аргументации в защиту такой "отказной" позиции, кроме формальной ссылки на определение расходов <3>. Логика проверяющих была проста: раз не включали в доход, то и не может быть расхода, оплата которого произведена за счет этих необлагаемых средств.

Эксперты, консультанты и налоговые адвокаты, пытаясь защитить своих клиентов, приводили достаточно веские аргументы, которые арбитражные суды чаще всего и принимали во внимание, вынося решения в пользу налогоплательщиков, а именно:

1) обоснованность получения налоговой выгоды не ставится в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности <4>;

2) НК РФ не содержит нормы, запрещающей включать в состав расходов затраты, произведенные за счет доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли <5>;

3) деньги обезличены - безвозмездно полученные от учредителей, они становятся собственностью налогоплательщика, приобретающего для своих производственных нужд имущество, которое уже никак не может быть квалифицировано как безвозмездно полученное <6>.

Поэтому-то списывать в расходы стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным на такие "безвозмездные" деньги учредителей, налогоплательщик имеет полное право. Что недавно подтвердил и ВАС РФ <7>. Несмотря на то что предметом рассмотрения был спор, касающийся периода проверки, когда еще действовал Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий", вывод ВАС РФ об отсутствии связи между расходами организации и источником их оплаты, влекущей исключение из налоговых расходов сумм начисленной амортизации и стоимости ТМЦ, вполне применим и к аналогичной ситуации по действующим нормам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Примечательно и то, что уже сам Минфин России успел сменить свою мартовскую позицию на прямо противоположную, разрешив амортизировать по правилам гл. 25 НК РФ <8> имущество, купленное на деньги, полученные от учредителей с долей в уставном капитале более 50% <9>. Кроме того, финансовое ведомство разъяснило, что и суммы НДС, предъявленные при приобретении имущества, оплаченного средствами таких учредителей, подлежат вычету по общим правилам <10>.

Поэтому на сей раз, комментируя решение высшей судебной инстанции, можно смело не делать типичную для таких ситуаций оговорку о готовности налогоплательщика отстаивать свою позицию в суде.


<1> подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ

<2> Письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-03-06/1/173

<3> п. 1 ст. 252 НК РФ

<4> Постановления ФАС СЗО от 26.12.2005 N А52-3234/2005/2, от 12.04.2007 N А56- 13199/2006; п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53

<5> Постановление ФАС ЗСО от 20.09.2006 N Ф04-4213/2006(24086-А27-35)

<6> Постановление ФАС ВВО от 28.08.2006 N А29-13543/2005а

<7> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 N 2304/07

<8> статьи 256-259 НК РФ

<9> Письма Минфина России от 06.06.2007 N 03-07-11/152, от 20.07.2007 N 03-03- 06/1/513

<10> статьи 171, 172 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.06.2007 N 03-07-11/152

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 18, 2007

СОБРАЛИСЬ ПЕРЕЙТИ НА "УПРОЩЕНКУ"? ПОДАЙТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ!
(Рекомендации по порядку заполнения и представления заявления о переходе на УСНО)

Гужелева Л.В.

Воспользовавшись тем, что переход на упрощенную систему налогообложения носит исключительно добровольный характер, и подведя предварительные осенние итоги своей финансово-хозяйственной деятельности, вы, если не подпадете под запрещающие применять УСНО нормы <1>, возможно, сделаете выбор в пользу УСНО. Что, конечно, вполне логично при небольших оборотах - платить 15% с разницы между доходами и расходами <2> (либо вообще 6% с доходов, не заморачиваясь при этом по поводу подтверждения расходов <3>), не платить налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН и НДС (кроме "ввозного" НДС, уплачиваемого на таможне, и/или НДС, перечисляемого вами как налоговым агентом <4>) и вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов <5>.

Казалось бы, упрощенная система налогообложения, уже судя по одному ее названию, должна быть самой простой из существующих систем налогообложения. Но применение "упрощенки" на пятом году ее существования по-прежнему вызывает массу вопросов. Сейчас, накануне начала периода подачи заявления о переходе на УСНО, мы остановимся исключительно на вопросах его представления и заполнения. И если с порядком заполнения заявления проблем, наверное, быть не может, то вот с возможностью самого применения УСНО для некоторых категорий налогоплательщиков возникают определенные вопросы, связанные главным образом с нормами Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, внесшего поправки, в частности, в гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Общий срок подачи

Для перехода на УСНО с 2008 г. работающие организации и индивидуальные предприниматели подают заявления с 1 октября по 30 ноября 2007 г. <6>.

Куда подавать

Организации подают заявления в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства <6>.

Как подавать

Никакого особого порядка подачи заявления о переходе на УСНО НК РФ не предусматривает. Но мы рассмотрим это подробнее, так как бухгалтерские форумы просто пестрят вопросами о том, что делать, когда налоговая, принимая несколько лет вашу отчетность, представляемую в рамках УСНО, вдруг заблокировала ваш счет и выставила требования по уплате налогов как налогоплательщику, применяющему общую систему налогообложения, указав в этих требованиях суммы недоимки, штрафов и пени. А сделано это лишь на том основании, что у налоговиков не оказалось заявления вашей организации о переходе на "упрощенку" и они посчитали, что отчетность должна была представляться по общей системе налогообложения <7>.

Поскольку переход на УСНО носит уведомительный характер, налоговый орган не наделен полномочиями разрешать вам применять этот спецрежим или запрещать. Да, конечно, можно возразить: ведь существуют специальные формы уведомления о разрешении и запрещении применения УСНО (формы N 26.2-2 и 26.2-3 соответственно <8>). Но НК РФ не закрепляет за налоговыми органами обязанности по утверждению данных форм (что и понятно - порядок-то перехода уведомительный), а налоговые органы, соответственно, утвердили эти формы как рекомендованные. Поэтому формально можно заявление подать и в произвольной форме, правда обязательно указав в нем все необходимые данные <9>, а на отказ из налоговой (если он будет) не реагировать.

Однако форма, пусть и рекомендованная, все же есть. Поэтому целесообразно ею воспользоваться, чтобы не нарваться на пусть и неправомерный, но вполне возможный отказ налогового органа принять заявление, а потом бороться за право применения УСНО в суде.

А теперь перейдем непосредственно к способу подачи заявления. Варианта два - лично либо по почте. И чтобы избежать возможных проблем с налоговыми органами:

- при личной подаче подготовьте два экземпляра заявления, первый из которых останется в налоговом органе, а второй, с отметкой о дате его представления, останется у вас. Вот его-то обязательно сохраните;

- при направлении по почте с уведомлением непременно сохраните еще и опись вложения (заверенную работником почты), в которой должно быть указано, что налоговикам направлялось заявление о переходе на УСНО.

Именно эти бумаги (второй экземпляр заявления с отметкой о дате его представления или опись вложения с уведомлением о вручении заявления) и будут служить основанием вашего перехода на УСНО в случае неполучения от налоговой уведомления о возможности применения "упрощенки".

Справедливости ради отметим, что имеющаяся судебная практика свидетельствует, что одно лишь отсутствие в налоговой инспекции заявления налогоплательщика о переходе на УСНО носит формальный характер и не является основанием для применения налогоплательщиком общей системы налогообложения. Особенно если инспекция долгое время принимала налоговую отчетность по упрощенной системе налогообложения, не оспаривая правомерность применяемого налогоплательщиком режима налогообложения <10>. Но, согласитесь, гораздо проще не доводить дело до суда, просто сохранив второй экземпляр заявления с отметкой о дате его представления в инспекцию или уведомление о вручении заявления (или опись вложения, заверенную работником почты).

Кто представляет

Кроме действующих организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), решивших перейти на УСНО, этот спецрежим могут применять также:

- вновь созданные организации и зарегистрированные ИП

- организации, ведущие облагаемые и не облагаемые ЕНВД виды деятельности <12>. 

Размер дохода, позволяющий перейти на УСНО

Для первой и второй категорий налогоплательщиков, желающих перейти на УСНО, все просто. У первых доход, то есть сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов без НДС <13>, не должен превышать 18 615 тыс. руб. <14>. У вторых в силу отсутствия дохода как такового в заявлении по строке "Получено доходов..." ставится прочерк <15>.

А вот у последней категории налогоплательщиков возникает закономерный вопрос: как считать доход, позволяющий перейти на УСНО, в отношении не облагаемых ЕНВД видов деятельности - в целом по всем видам деятельности либо только по видам, не облагаемым ЕНВД? Казалось бы, еще со вступлением в силу с 1 января 2006 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ, этот вопрос был снят. При переходе на УСНО с 2007 г. такие организации для определения дохода за 9 месяцев 2006 г. не должны были учитывать выручку от видов деятельности, облагаемых ЕНВД <16>, что подтверждалось и судебной практикой <17>, само наличие которой свидетельствовало о противоположной позиции налоговых органов.

Уточняющая же формулировка Федерального закона N 85-ФЗ "...предельная величина доходов... определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения" лишь закрепила уже действующий порядок и окончательно лишила налоговые органы аргументов в защиту их позиции. Правда, почему-то сейчас специалисты финансового ведомства разъяснили, что предельная величина доходов при совмещении ЕНВД и УСНО может определяться "по-новому" только при переходе на УСНО с 2009 г. <18>. Поэтому вам решать: переходить на УСНО в 2008 г., держа в уме возможные претензии проверяющих, или подождать еще год. Если выберете первый вариант, помните, что закон на вашей стороне. А мы лишь напомним, что предельные ограничения по средней численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов по-прежнему определяются, исходя из всех осуществляемых видов деятельности <19>. Может, это и не совсем логично, но с прямой нормой НК РФ не поспоришь.

Примечание. Вновь зарегистрированные предприниматели не заполняют строки о доходах, средней численности работников и стоимости амортизируемого имущества. В указанных строках ИП ставят прочерки.

Кто и какие показатели указывает в заявлении

Итак, с доходом для каждой категории разобрались. Перейдем к остальным показателям.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества, признаваемого таковым по правилам гл. 25, берется организацией из данных бухгалтерского учета и не может превышать 100 млн руб. <20> Средняя численность работников, которая не может быть больше 100 человек, определяется по правилам, установленным для статистического наблюдения <21>.

То есть заполняют указанные строки числовыми показателями только действующие организации, для индивидуальных предпринимателей <22> такой обязанности НК РФ не предусмотрено <23>, хотя в примечаниях к заполнению заявления такой оговорки и не сделано <24>.

Кроме того, в заявлении вам надлежит указать и объект налогообложения - "доходы" либо "доходы минус расходы" <25>. Вот эту-то строку заполняют все без исключения. Будьте внимательны с выбором, ведь после начала применения УСНО объект нельзя будет сменить целых 3 года <26>. Здесь же напомним, что у участников договора о совместной деятельности такого выбора нет - для них применим только "доходно-расходный" объект налогообложения <27>.

Специальные сроки подачи заявления

Как мы уже отмечали выше, по общему правилу организация или индивидуальный предприниматель переходят на "упрощенку" с нового года. Но приступить к работе на УСНО можно и в течение года, правда, лишь ограниченному кругу налогоплательщиков, а именно:

1) вновь созданным организациям (зарегистрированным ИП);

2) переставшим быть плательщиками ЕНВД, если велись только виды деятельности, облагаемые ЕНВД.

Для первых, казалось бы, все просто: подать заявление надо не позже 5 дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе <28>. Но ведь само свидетельство может быть получено и позже 5 дней с указанной в нем даты. И налоговые органы пытаются отказать в применении УСНО вновь зарегистрированным организациям, подавшим заявление позже 5 дней с даты постановки их на учет в налоговом органе. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков.

А вот со вторыми ситуация посложнее. Бывшие плательщики ЕНВД могут перейти на УСНО с начала того месяца, в котором "вмененный" вид деятельности был исключен из перечня облагаемых ЕНВД видов деятельности муниципальным нормативным правовым актом <29>. Причем заявление должно быть подано до начала этого месяца <30>. В противном случае переход на УСНО невозможен, как и в ситуации, когда применять ЕНВД больше нельзя из-за превышения предельных показателей, установленных для этого спецрежима. И тогда переход на УСНО будет возможен лишь в общем порядке - не в рамках года, а только со следующего года <31>.

Поэтому если ваша организация применяет ЕНВД, то, чтобы обезопасить себя от "налоговых" инициатив местных законодателей, а также если вы не уверены, что в следующем году удержитесь в предельных показателях, необходимых для уплаты ЕНВД, рекомендуем сейчас подать заявление о применении УСНО с 1 января 2008 г. Понятное дело, что, пока вид вашей деятельности остается в утвержденном перечне и соблюдаются необходимые критерии в 2008 г., вы будете продолжать платить ЕНВД. В противном же случае вы сможете применять УСНО автоматически с того месяца, когда перестали быть плательщиком ЕНВД, так как заявление о применении УСНО с 1 января 2008 г. уже лежит в налоговой инспекции.

Как отозвать заявление

Еще один интересный вопрос связан с возможностью отказаться от применения УСНО уже после подачи заявления о переходе. Жизнь ведь не стоит на месте, и ваш бизнес может так успешно развиваться, что уже к концу года вы поймете: доходы если не сразу, то в течение следующего года превысят предельный лимит в 20 млн руб., индексируемых на коэффициент- дефлятор <32>, и тогда вполне естественно, что вы передумаете применять УСНО. А может быть, по каким-то иным причинам вы перемените свое решение переходить на "упрощенку". Как быть в этой ситуации? Ведь гл. 26.2 НК РФ предусмотрено только одно "отказное" заявление - если вы уже применяете УСНО, то для перехода на иные режимы налогообложения вам нужно подать заявление не позднее 15 января года смены режима налогообложения <33>. Специалисты финансового ведомства разрешили данный вопрос - именно этой "отказной" нормой и следует руководствоваться при перемене решения о переходе на УСНО <34>. Так, если вы подали в октябре 2007 г. заявление по форме N 26.2-1, а к концу года передумали, то, чтобы не было никаких разногласий, вы обязаны уведомить об этом свой налоговый орган в период с 1 по 15 января 2008 г. включительно, то есть тогда, когда вы уже фактически являетесь "упрощенцем", но не раньше.

Ну и напоследок о приятном:

- никаких ежегодных заявлений, если есть желание оставаться на УСНО, подавать не надо <35>;

- никаких оправдательных документов, подтверждающих все сведения, указанные в заявлении, представлять не надо, ведь у налоговых органов есть или будет в ближайшее время вся ваша отчетность за 9 месяцев 2007 г. Поэтому целесообразно совместить сдачу отчетности за 9 месяцев 2007 г. и подачу заявления о переходе на УСНО, чтобы избежать возможных запросов от вашего инспектора. А если понадобится еще какая-то информация, то налоговая сама ее и запросит;

- у вас еще будет время до 20 декабря 2007 г. сменить выбранный и указанный в заявлении объект налогообложения <36>.


<1> пп. 2, 3 ст. 346.12 НК РФ

<2> п. 2 ст. 346.20 НК РФ

<3> п. 1 ст. 346.12 НК РФ

<4> пп. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ

<5> п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<6> п. 1 ст. 346.13 НК РФ

<7> п. 3 ст. 76 НК РФ

<8> утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495

<9> п. 1 ст. 346.13 НК РФ

<10> Постановление ФАС СЗО от 11.07.2007 N А21-5938/2006

<11> п. 2 ст. 346.13 НК РФ

<12> п. 4 ст. 346.12 НК РФ

<13> п. 2 ст. 346.12, статьи 248, 249, 250 НК РФ

<14> пп. 1, 2 ст. 346.12 НК РФ; Постановление Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360; Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272; Письмо ФНС России от 15.12.2006 N ШС-6-02/1206@

<15> форма N 26.2-1, утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495

<16> п. 4 ст. 346.12 НК РФ (ред. от 21.07.2005)

<17> Постановления ФАС ЦО от 17.05.2007, 10.05.2007 N А54-5784/2006-С4; ФАС УО от 26.06.2007 N Ф09-4753/07-С3

<18> п. 2 Письма Минфина России от 14.08.2007 N 03-11-02/230

<19> п. 2 ст. 346.12 НК РФ

<20> подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<21> подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; п. 87 Постановления Росстата от 20.11.2006 N 69

<22> п. 1 ст. 346.13 НК РФ

<23> Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-05/96

<24> форма N 26.2-1, утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495

<25> п. 1 ст. 346.14 НК РФ

<26> п. 2 ст. 346.14 НК РФ

<27> п. 3 ст. 346.14 НК РФ

<28> форма N 1-1-Учет, утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

<29> абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ

<30> Письмо ФНС России от 03.06.2006 N 02-6-10/55@

<31> Письмо Минфина России от 10.05.2006 N 03-11-04/2/100

<32> п. 4 ст. 346.13 НК РФ

<33> п. 6 ст. 346.13 НК РФ

<34> Письмо Минфина России от 30.07.2007 N 03-11-02/154

<35> п. 1 Письма УМНС России по г. Москве от 29.10.2003 N 21-09/60664; Письмо Минфина России от 20.12.2006 N 03-11-05/281

<36> абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 18, 2007

ТРЕТИЙ В НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
(Ведение бухгалтерского и налогового учета и представление отчетности через специализированную организацию)

Филимонова Е.М.

Вы решили привлечь специализированную организацию для ведения учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности и представления ее в налоговую инспекцию? Тогда вам следует обратить внимание на следующие моменты.

1. Со специализированной организацией заключается договор возмездного оказания услуг. Но если вы хотите, чтобы эта организация самостоятельно подписывала и подавала в налоговую инспекцию отчетность, то нужно выдать доверенность на представление интересов вашей организации в налоговых правоотношениях <1>. Доверенность можно выдать либо на юридическое лицо, либо на конкретных работников специализированной организации (не только на руководителя), которые будут заниматься вашей отчетностью и представлять вашу организацию в отношениях с налоговиками. Второй вариант более предпочтителен, поскольку в первом случае тому физическому лицу, которое будет выступать от имени специализированной организации, придется дополнительно подтверждать налоговому органу свои полномочия.

Внимание! Обязательный реквизит доверенности - дата ее выдачи. Без даты доверенность является ничтожной <3>.

Доверенность заверяется печатью вашей организации и подписью <2>:

- либо руководителя;

- либо иного лица, наделенного правом подписи на основании учредительных документов.

Нотариально заверять доверенность не нужно. Хотя в последнее время некоторые налоговики (к примеру, московское УФНС <4>) стали высказывать мнение, что такая доверенность от имени организации должна быть нотариально удостоверена. Однако это требование не основано на законе. Нотариально удостоверять доверенность нужно, только если ее выдает физическое лицо (в частности, индивидуальный предприниматель) <5>.

2. В доверенности можно указать конкретные действия, на совершение которых вы уполномочиваете представителя, к примеру:

- составление, заверение и представление в налоговую инспекцию бухгалтерской и налоговой отчетности;

- получение любых актов, решений, требований (например, об уплате налогов, пени, штрафов) и других документов из налоговой инспекции.

Иной вариант - закрепить полномочия представителя в общем виде, например: "уполномочиваю представлять интересы организации в отношениях с налоговыми органами".

Как именно оформить доверенность, зависит, конечно же, от ситуации. Если речь идет о полном доверии, то лучше передать сторонней организации все полномочия в отношениях с налоговиками.

3. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем вашей организации и уполномоченным представителем (к примеру, руководителем специализированной организации) <6>.

4. Налоговую отчетность подписывает только уполномоченный представитель. При этом на титульном листе декларации указывается полное наименование специализированной организации, ставится печать этой организации, а также указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя <7>. Копию такого документа (доверенности) следует приложить к подаваемой в налоговую инспекцию отчетности <8>.

5. Специализированная организация может представлять вашу отчетность в налоговый орган через Интернет в электронном виде. Для этого специализированная организация заключает договор с оператором связи, по которому оператор связи регистрирует вашу организацию в системе и создает для нее ключ электронной цифровой подписи. Обратите внимание: отчетность представляется специализированной организацией за подписью (ЭЦП) вашей организации, а не вашего представителя. Оператору связи предоставляется доверенность, подтверждающая полномочия специализированной организации.

6. Даже если обязанность вести налоговый учет и составлять налоговую отчетность возложена вами на специализированную организацию, уплачивать налоги должны вы сами. Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной, только если платежка на перечисление налога составлена от имени налогоплательщика и налог платится за счет его собственных средств <9>. Поэтому специализированная организация должна рассчитать суммы налогов и известить вас о них. Но перечислить налог в бюджет должна именно ваша организация со своего расчетного счета.

7. Если вы хотите отозвать доверенность до истечения срока ее действия (к примеру, пропало доверие к специализированной организации), то об этом нужно письменно известить не только уполномоченного представителя, но и налоговый орган и иных лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность <10>. Причем такое извещение лучше представить в ИФНС лично, а не посылать по почте (чтобы потом не было проблем с определением полномочий специализированной организации в период почтовой пересылки вашего письма в налоговый орган).

Внимание! В отношениях с налоговыми органами доверенность прекратит свое действие с того момента, как налоговый орган узнает об ее отзыве <11>.

8. Помните, что ответственность за правильность исчисления налогов, своевременность их уплаты, а также за представление бухгалтерской и налоговой отчетности в ИФНС в установленный срок <12> лежит на вашей организации, а не на уполномоченном представителе. Если налог будет уплачен в меньшем размере или с опозданием либо декларация будет представлена позже установленного срока, то штраф придется уплатить вам <13>. Поэтому желательно прописать в договоре ответственность специализированной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей. Скажем, указать, что специализированная организация возмещает вашей организации все убытки, понесенные в связи с неправильным исчислением налогов и неправильным ведением бухгалтерского учета, в частности уплаченные в бюджет по ее вине штрафы и пени <14>.


<1> ст. 29 НК РФ

<2> п. 3 ст. 29 НК РФ; п. 5 ст. 185 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 186 ГК РФ

<4> Письмо УФНС России по г. Москве от 25.05.2007 N 20-12/049059

<5> абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ; пп. 1, 2 ст. 185 ГК РФ

<6> п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н

<7> п. 5 ст. 80 НК РФ

<8> п. 3 ст. 26, п. 5 ст. 80 НК РФ

<9> подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ; Определение КС РФ от 22.01.2004 N 41-О

<10> п. 1 ст. 189 ГК РФ

<11> п. 2 ст. 189 ГК РФ

<12> статьи 119, 120, 122 НК РФ

<13> п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5

<14> ст. 15 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 18, 2007

О КУРСОВЫХ РАЗНИЦАХ И "УПРОЩЕНКЕ"

Ахтанина М.Н.

Как отметила на семинаре Татьяна Александровна, с 2006 года "упрощенцам" наряду с доходами в виде положительных курсовых разниц разрешили учитывать и расходы в виде отрицательных курсовых разниц <1>. Сразу оговорюсь, что имеются в виду курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей, а также требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Курсовые разницы, образующиеся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Банка России на дату перехода прав собственности на иностранную валюту, нас в данном случае не интересуют.

И, с одной стороны, ничего плохого в том, что "упрощенцам" разрешили учитывать расходы в виде отрицательных налоговых разниц, нет. Ведь законодатель как бы устранил пробел, из-за которого доходы в виде курсовой разницы налогоплательщики, применяющие УСНО, должны были учитывать, а аналогичные расходы учесть не могли <2>. И вроде бы справедливость восторжествовала. Но, с другой стороны, эту ситуацию расценивать как однозначно положительную, на мой взгляд, невозможно. Хотя бы потому, что "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы" учесть отрицательные разницы в составе расходов все равно не смогут. Более того, считаю, что налогоплательщики, применяющие УСНО, вне зависимости от объекта налогообложения курсовые разницы в налоговом учете учитывать не должны.

В налоговом учете курсовые разницы (и положительные, и отрицательные) возникают от переоценки валютных ценностей, а также требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте <3>. То есть доход или расход в виде курсовой разницы носит виртуальный характер. Реальным доход в виде положительной курсовой разницы станет только тогда, когда имущество в виде валютных ценностей будет реализовано либо когда будет погашено требование, выраженное в валюте, и курс, существующий в этот момент, будет более высоким, чем в момент, когда было приобретено имущество или возникло требование. Соответственно, и доход в виде положительной курсовой разницы при уценке обязательства, выраженного в иностранной валюте, станет реальным, когда обязательство будет погашено, а курс валюты, в которой оно номинировано, окажется ниже, чем тогда, когда это обязательство появилось. Подобная ситуация и с расходами в виде отрицательной курсовой разницы.

Учитывать такие виртуальные расходы и доходы при налогообложении прибыли налогоплательщиков обязывает метод начисления, который предполагает, что доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от фактического поступления или выбытия имущества <4>. И только для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, предусмотрены правила учета доходов и расходов в виде курсовых разниц <5>. Для тех же, кто работает по кассовому методу, таких правил нет <6>.

А как все знают, "упрощенцы" для целей налогообложения применяют кассовый метод признания доходов и расходов, при котором доходы признаются по мере их поступления, а расходы - по мере их оплаты <7>. Но, как мы уже выяснили, при переоценке имущества в виде валютных ценностей, требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте, реальных доходов налогоплательщик не получает и расходов не несет. На его счета в банках или в кассу не поступают денежные средства, задолженность перед ним не гасится другим способом, а равно и не прекращаются и его обязательства перед третьими лицами <8>.

Более того, главой 26.2 НК РФ прямо предусмотрено, что доходы и расходы "упрощенца", выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России только однажды - на дату получения доходов или осуществления расходов <9>. А промежуточная переоценка валютных ценностей, а также требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте, для "упрощенцев" налоговым законодательством не предусмотрена.

Некоторые специалисты оправдывают вмененный "упрощенцам" в обязанность учет курсовых разниц для целей налогообложения тем, что многие организации, применяющие УСНО, ведут бухгалтерский учет в полном объеме. И курсовые разницы ими все равно учитываются, ведь и бухучет предполагает метод начисления <10>. Но и это обоснование, на мой взгляд, несколько надуманно. Во-первых, "упрощенец" не обязан вести бухгалтерский учет в полном объеме <11>. А во-вторых, даже ведение бухгалтерского учета не обязывает "упрощенца" применять метод начисления в учете налоговом. Поэтому, на мой взгляд, и учет курсовых разниц для целей налогообложения для организаций, применяющих УСНО с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", - дело добровольное. А "упрощенцам" с объектом налогообложения "доходы" это в принципе не нужно.

Дополнительно отмечу, что позиции об отсутствии у "упрощенцев" обязанности учитывать курсовые разницы несколько лет подряд придерживалось и московское управление налоговой службы <12>. А ФАС Волго-Вятского округа указал, что для "упрощенцев" - индивидуальных предпринимателей курсовые разницы не являются доходом от предпринимательской деятельности <13> и учитывать их для целей исчисления налога они не обязаны <14>.


<1> подп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<2> Письмо Минфина России от 30.03.2006 N 03-11-04/3/179

<3> п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ

<4> п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ

<5> п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ

<6> ст. 273 НК РФ

<7> пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ

<8> пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ

<9> п. 3 ст. 346.18 НК РФ

<10> п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н; Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н

<11> п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<12> Письма Управления ФНС России по г. Москве от 03.02.2005 N 18-11/3/06882, от 07.12.2004 N 21-09/78858, от 07.12.2004 N 21-14/78910, от 04.12.2003 N 21-09/67477

<13> абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ

<14> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.02.2006 N А29-4905/2005а

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10

ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Музыченко О.Ю.

Можно ли учесть в расходах при УСНО расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности?

ДА

НЕТ

Страхование является обязательным, если обязанность лица страховать в качестве страхователя жизнь, здоровье, имущество либо свою гражданскую ответственность установлена законом <1>.

Расходы на обязательное страхование работников и имущества учитываются для целей налогообложения налогом при УСНО <2>.

Имущественное страхование включает в себя страхование как риска утраты имущества, так и риска причинения вреда имуществу, жизни или здоровью других лиц, то есть гражданскую ответственность <3>.

В ряде случаев страхование гражданской ответственности является необходимым условием ведения деятельности, как, например, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств или арбитражных управляющих <4>, и без исполнения этой обязанности налогоплательщик не сможет получать доходы.

Перечень расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога при УСНО с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", является закрытым и включает в себя только расходы на обязательное страхование работников и имущества <5>, а не гражданской ответственности <5>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Поволжского округа

от 19.09.2006 N А12-23912/05-С3

 

ФАС Уральского округа

от 27.11.2006 N Ф09-10447/06-С1

 

Девятый арбитражный апелляционный суд

от 02.07.2007 N 09АП-8445/2007-АК

 

ИТОГО: 3

ИТОГО: 0


<1> ст. 927 ГК РФ

<2> подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<3> ч. 2 ст. 929 ГК РФ; пп. 1, 2 ст. 263 НК РФ

<4> ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; п. 6 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

<5> Письмо ФНС России от 09.10.2006 N 02-6-09/151

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10

О ВЫЧЕТЕ НДС ПО СЧЕТУ-ФАКТУРЕ, ВЫСТАВЛЕННОМУ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА ПРИ УСНО

Музыченко О.Ю.

Можно ли принять к вычету НДС на основании счета-фактуры, выставленного субъектом предпринимательской деятельности, находящимся на УСНО?

ДА

НЕТ

Одним из условий принятия к вычету НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), является наличие счета-фактуры поставщика <1>, оформленного в соответствии с требованиями Налогового кодекса <2>.

Предъявлять НДС к уплате и выставлять счет-фактуру обязан только плательщик НДС <3>. Организации и предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС <4>.

Налоговый кодекс не предусматривает такого условия для применения вычетов, как наличие у поставщика статуса плательщика НДС <5>.

Находящийся на УСНО поставщик в случае выделения в счете- фактуре НДС обязан уплатить его в бюджет, следовательно, потери бюджета исключаются <6>.

Налогоплательщик не несет ответственности за действия своих контрагентов и не обязан проверять, является ли его поставщик плательщиком НДС <7>.

Обязательным реквизитом счета- фактуры является наименование выставившего его поставщика - налогоплательщика НДС <8>.

Если счет-фактура выставлен лицом, применяющим УСНО, это означает, что реквизит "наименование налогоплательщика" в счете- фактуре заполнен неверно, что является препятствием для вычета <9>.

Только налогоплательщик НДС может на законных основаниях предъявлять покупателю сумму налога к уплате <10>.

Следовательно, и к вычету могут быть приняты лишь те суммы НДС, которые предъявлены налогоплательщиками этого налога.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 06.02.2007 N А29-3538/2006а

 

ФАС Восточно-Сибирского округа

7 решений <11>

 

ФАС Дальневосточного округа

от 30.11.2004 N Ф03-А51/04-2/3034

4 решения <12>

ФАС Западно-Сибирского округа

8 решений <13>

 

ФАС Московского округа

10 решений <14>

 

ФАС Поволжского округа

7 решений <15>

 

ФАС Северо-Западного округа

5 решений <16>

 

ФАС Северо-Кавказского округа

2 решения <17>

от 03.08.2005 N Ф08-3436/2005-1394А

ФАС Уральского округа

6 решений <18>

 

ФАС Центрального округа

от 27.04.2004 N А54-4312/03-С4

 

ИТОГО: 48

ИТОГО: 5


<1> п. 1 ст. 172 НК РФ

<2> ст. 169 НК РФ

<3> п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ

<4> п. 2 ст. 346.11 НК РФ

<5> Письмо Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149

<6> подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ

<7> п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 16.10.2003 N 329-О

<8> подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ

<9> п. 2 ст. 169 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@

<10> п. 1 ст. 168 НК РФ

<11> см. Постановления от 22.03.2007 N А19-20339/06-20-Ф02-865/07, А19-20339/06-20- Ф02-2012/07, от 21.02.2007 N А19-23923/06-30-Ф02-560/07, от 13.02.2007 N А19-16253/06-44- Ф02-325/07-С1, от 05.04.2006 N А19-16554/05-5-Ф02-915/06-С1, от 11.01.2006 N А19-13052/05- 20-Ф02-6749/05-С1, от 02.11.2005 N А19-20172/05-54-Ф02-5391/05-С1, от 26.07.2005 N А19- 7491/05-5-Ф02-3477/05-С1

<12> см. Постановления от 15.02.2006 N Ф03-А37/05-2/4641, от 01.02.2006 N Ф03-А51/05- 2/5038, от 18.01.2006 N Ф03-А51/05-2/4592, от 26.10.2005 N Ф03-А51/05-2/3398

<13> см. Постановления от 14.02.2007 N Ф04-222/2007(31168-А27-42), от 14.02.2007 N Ф04-216/2007(31181-А27-42), от 29.01.2007 N Ф04-9332/2006(30536-А75-34), от 30.01.2006 N Ф04-9928/2005(19079-А46-6), от 21.11.2005 N Ф04-8351/2005(17033-А70-6), от 09.11.2005 N Ф04-7825/2005(16503-А27-34), от 29.08.2005 N Ф04-5551/2005(14312-А27-25), от 27.04.2005 N Ф04-2454/2005(10648-А46-31)

<14> см. Постановления от 17.07.2007 N КА-А40/6576-07, от 25.06.2007 N КА-А40/5438- 07, от 22.05.2007 N КА-А40/4043-07, от 11.05.2007 N КА-А40/3428-07, от 04.05.2007 N КА- А40/3193-07, от 18.04.2007 N КА-А40/1140-07, от 12.04.2007 N КА-А40/1706-07, от 22.03.2007 N КА-А40/905-07, от 18.09.2006 N КА-А40/8619-06, от 18.05.2006 N КА-А40/4276- 06

<15> см. Постановления от 11.01.2007 N А55-11197/06-3, от 12.10.2006 N А12-32393/05- С10, от 19.04.2006 N А55-21067/05-34, от 18.04.2006 N А55-15212/2005-3, от 28.02.2006 N А06-3510У/4-13/05, от 21.09.2005 N А55-2413/05-39, от 22.07.2004 N А72-4334/03-Ш317

<16> см. Постановления от 05.04.2007 N А21-4435/2006, от 26.02.2007 N А26-4415/2006- 211, от 14.12.2006 N А56-35705/2005, от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, от 13.05.2004 N А26-7051/03-214

<17> см. Постановления от 12.03.2007 N Ф08-684/2007-280А, от 31.01.2007 N Ф08- 131/2007-26А

<18> см. Постановления от 06.03.2007 N Ф09-1128/07-С2, от 23.10.2006 N Ф09-3289/06- С2, от 19.06.2006 N Ф09-5025/06-С2, от 15.06.2006 N Ф09-4937/06-С2, от 01.02.2006 N Ф09- 4668/05-С2, от 11.08.2005 N Ф09-3425/05-С2

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ВЫРУЧКЕ

Краснопеева А.Н.

Правомерно ли распределять площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) пропорционально выручке от облагаемых и не облагаемых ЕНВД видов деятельности, если они ведутся на одной и той же площади?

ДА

НЕТ

Площадь торгового зала и площадь зала обслуживания посетителей это физические показатели для розничной торговли и услуг общественного питания, облагаемых ЕНВД <1>.

Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <2>.

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций при одновременном ведении деятельности, облагаемой и не облагаемой ЕНВД <3>.

Раздельный учет обеспечивает индивидуализацию и экономическую обоснованность размера физического показателя для вида деятельности, облагаемого ЕНВД <4>.

Применение физического показателя в значении, равном всей площади зала, занятой в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой ЕНВД, ведет к двойному налогообложению доходов налогоплательщика, что противоречит законодательству <5>.

Неясности в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика <6>.

НК РФ не предусматривает возможности определения величины физического показателя ЕНВД расчетным методом.

Физический показатель "площадь торгового зала" ("площадь зала обслуживания посетителей") - величина неизменная и не зависит от фактической выручки.

Изменение площади торгового зала для целей исчисления ЕНВД возможно только после внесения изменений в инвентаризационные и правоустанавливающие документы <7>, что никак не связано с суммой выручки.

Налоговая база по ЕНВД не зависит от реальных результатов деятельности, облагаемой этим налогом <8>.

Постоянное изменение размера площади зала, а значит, и налоговой базы по ЕНВД в зависимости от фактически полученной выручки противоречит сути ЕНВД.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

 

2 решения <9>

ФАС Восточно-Сибирского округа

от 06.05.2006 N А33-18718/05-Ф02-2133/06-С1

 

ФАС Западно-Сибирского округа

2 решения <10>

4 решения <11>

ФАС Поволжского округа

2 решения <12>

3 решения <13>

ФАС Северо-Западного округа

2 решения <14>

9 решений <15>

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 14.05.2007 N Ф08-967/2007-588А

ФАС Уральского округа

43 решения <16>

 

ФАС Центрального округа

от 25.05.2005 N А23-3871/04А-14-323

14 решений <17>

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

2 решения <18>

 

ИТОГО: 53

ИТОГО: 33


<1> ст. 346.29 НК РФ

<2> ст. 346.27 НК РФ

<3> п. 7 ст. 346.26 НК РФ

<4> п. 7 ст. 346.27 НК РФ

<5> пп. 3, 6 ст. 3 НК РФ

<6> п. 7 ст. 3 НК РФ

<7> п. 9 ст. 346.29 НК РФ

<8> ст. 346.29 НК РФ

<9> см. Постановления от 13.04.2006 N А38-5844-17/508-2005, от 21.02.2006 N А29-3294/2005А

<10> см. Постановления от 16.01.2007 N Ф04-8757/2006(29842-А70-19), от 15.09.2005 N Ф04-8319/2004(14875-А67-23)

<11> см. Постановления от 22.03.2007 N Ф04-1608/2007(32645-А70-27), от 27.02.2007 N Ф04-783/2007(31737-А70-27), от 05.12.2006 N Ф04-7952/2006(28821-А70-29), от 31.05.2005 N Ф04-2501/2005(10772-А27-27)

<12> см. Постановления от 04.08.2006 N А55-36110/2005, от 27.01.2005 N А55-8159/04-44

<13> см. Постановления от 26.06.2007 N А55-14864/06-34, от 08.05.2007 N А72-3318/06- 6/217, от 12.12.2006 N А12-9830/06-С33

<14> см. Постановления от 28.03.2006 N А13-6739/2005-05, от 05.11.2004 N А13-5210/04- 07

<15> см. Постановления от 07.05.2007 N А05-9637/2006-19, от 17.10.2006 N А13- 3061/2005-14, от 29.09.2006 N А05-3582/2006-20, от 29.09.2006 N А05-3581/2006-9, от 29.09.2006 N А05-3578/2006-12, от 27.09.2006 N А05-3579/2006-10, от 27.09.2006 N А05- 3577/2006-34, от 01.09.2006 N А05-3575/2006-33, от 15.03.2006 N А52-4115/2005/2

<16> см. Постановления от 06.06.2007 N Ф09-4328/07-С3, от 04.06.2007 N Ф09-4157/07-С3, от 23.05.2007 N Ф09-3063/07-С3, от 25.04.2007 N Ф09-2825/07-С3, от 25.12.2006 N Ф09-11438/06-С1, от 19.12.2006 N Ф09-11218/06-С1, от 18.12.2006 N Ф09-11202/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10238/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10236/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09- 10227/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10223/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10219/06-С1, от 04.12.2006 N Ф09-10633/06-С1, от 30.11.2006 N Ф09-10631/06-С1, от 30.11.2006 N Ф09-10589/06-С1, от 30.11.2006 N Ф09-10585/06-С1, от 22.11.2006 N Ф09-10454/06-С7, от 21.11.2006 N Ф09-10168/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10166/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09- 10164/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10404/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10226/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10224/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10222/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09- 10220/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10180/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10179/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10177/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10176/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09- 10174/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10172/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10170/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10169/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10162/06-С1, от 13.11.2006 N Ф09- 9988/06-С1, от 13.11.2006 N Ф09-9945/06-С1, от 11.10.2006 N Ф09-9052/06-С1, от 11.10.2006 N Ф09-9045/06-С1, от 04.10.2006 N Ф09-8799/06-С1, от 20.03.2006 N Ф09-1664/06-С1, от 01.03.2006 N Ф09-1100/06-С1, от 31.01.2006 N Ф09-12/06-С1, от 30.01.2006 N Ф09-6372/05-С1

<17> см. Постановления от 18.05.2007 N А68-3600/06-130/12-(109/12-05), от 07.03.2007 N А64-1174/06-22, от 10.01.2007 N А-62-3563/2006, от 19.12.2006 N А62-3565/06, от 12.12.2006 N А62-924/2006, от 26.07.2006 N А23-580/06А-14-80, от 27.06.2006 N А-62- 9752/2005, от 31.08.2006 N А14-9070/2005/304/26, от 14.06.2006 N А23-6486/05А-14-831, от 26.04.2006 N А68-АП-109/12-05, от 20.04.2006 N А14-19372-2005/661/33, от 04.04.2006 N А14- 12268/2005/459/26, от 01.03.2006 N А14-15415-2005/592/25, от 15.12.2005 N А14- 9070/2005/304/26

<18> см. Постановления от 24.11.2006 N 17АП-1591/06-АК, от 13.10.2006 N 17АП-1059/2006-АК

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВА РАБОТНИКОВ

Краснопеева А.Н.

Определяя величину физического показателя "количество работников", правомерно ли распределять работников, задействованных одновременно в нескольких видах деятельности либо не связанных напрямую ни с одним из видов деятельности, расчетным методом (например, пропорционально выручке от разных видов деятельности, отработанному времени и т. п.)?

Примечание. Отметим, что суды Дальневосточного, Московского, Поволжского, Северо- Западного, Центрального округов указывали, что при определении физического показателя "количество работников" должны учитываться только работники, непосредственно занятые в деятельности, по которой уплачивается ЕНВД, а численность остального персонала, прямо не связанного с этой деятельностью, в том числе управленческого, при определении физического показателя вообще учитываться не должна <10>.

ДА

НЕТ

Для исчисления ЕНВД по некоторым видам деятельности используется физический показатель "количество работников" <1>.

Количество работников - это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, гражданско-правовым договорам <2>.

НК РФ не установлен порядок определения физического показателя "количество работников" при осуществлении организацией нескольких видов деятельности.

Налогоплательщики, которые одновременно осуществляют деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, и иные виды деятельности, подлежащие налогообложению в общем порядке, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций <3>.

Все неустранимые сомнения и неясности в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика <4>.

Применение физического показателя в значении, равном полному количеству работников, занятых как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в других видах деятельности, ведет к двойному налогообложению доходов налогоплательщика, что противоречит законодательству <5>.

НК РФ не предусматривает возможности определения величины физического показателя ЕНВД расчетным методом.

Под физическим показателем "количество работников" понимается среднесписочная численность всех работников, занятых на предприятии <6>.

Для деятельности, облагаемой по общей или упрощенной системе налогообложения, важны стоимостные показатели деятельности (доходы, расходы), а не количество работников <7>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Поволжского округа

от 07.07.2006 N А65-25565/2005

 

ФАС Северо-Западного округа

 

2 решения <8>

ФАС Уральского округа

5 решений <9>

 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

от 24.05.2007 N 17АП-3253/07-АК

от 15.09.2005 N А60-13735/05-С9

ИТОГО: 7

ИТОГО: 3


<1> ст. 346.29 НК РФ

<2> ст. 346.27 НК РФ

<3> п. 7 ст. 346.26 НК РФ

<4> п. 7 ст. 3 НК РФ

<5> пп. 3, 6 ст. 3 НК РФ

<6> Письмо Минфина России от 07.09.2006 N 03-11-04/3/406

<7> Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-11-04/3/184

<8> см. Постановления от 06.03.2006 N А05-11622/2005-18, от 25.05.2006 N А05- 18809/2005-34

<9> см. Постановления от 01.08.2007 N Ф09-6149/07-С3, от 26.07.2007 N Ф09-5876/07-С3, от 05.07.2007 N Ф09-3181/07-С3, от 27.03.2007 N Ф09-1941/07-С3, от 14.11.2006 N Ф09- 10001/06-С1

<10> Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2005 N Ф03-а16/04-2/4647; ФАС Московского округа от 16.05.2006 N КА-А40/3810-06; ФАС Поволжского округа от 26.06.2007 N А65-27513/2006-СА2-41, от 01.09.2006 N А55-9788/05-43; ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2006 N А52-988/2006/2; ФАС Центрального округа от 04.04.2006 N А14- 12268/2005/459/26

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Рымкевич А.В.

Если назначение помещения или его площадь изменились, но изменения в инвентаризационные (правоустанавливающие) документы своевременно не были внесены, правомерно ли учитывать площадь помещения при исчислении ЕНВД исходя из фактических обстоятельств, а не из документов?

ДА

НЕТ

Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <1>.

В целях налогообложения ЕНВД к этим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы) <1>.

Исчисление ЕНВД должно производиться с учетом фактически занимаемой площади. Налоговый орган имеет право документально опровергнуть данные, касающиеся размера площади зала, служащие основанием для исчисления ЕНВД.

ЕНВД исчисляется исходя из площади торгового зала и зала обслуживания посетителей на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <2>.

Если документы, свидетельствующие о внесении изменений в правоустанавливающие (инвентаризационные) документы, не были представлены или были представлены, но из них нельзя сделать вывод об изменении размера площади, расчет физического показателя не может быть изменен.

Производить осмотр и замеры помещения с целью установления фактически используемой площади и назначения помещения - это право налогового органа, а не обязанность <3>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Дальневосточного округа

 

от 14.06.2007 N Ф03-А04/07-2/1949

ФАС Западно-Сибирского округа

 

от 08.09.2005 N Ф04-5901/2005(14606-А67-29)

ФАС Поволжского округа

 

от 12.07.2005 N А12-35941/04-С29

ФАС Уральского округа

 

2 решения <4>

ИТОГО: 0

ИТОГО: 5


<1> ст. 346.27 НК РФ

<2> п. 2 ст. 346.29 НК РФ

<3> п. 13 ст. 89 НК РФ

<4> см. Постановления от 05.02.2007 N Ф09-89/07-С3, от 29.03.2006 N Ф09-2029/06-С1

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10



Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное