← Октябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.10.2007
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Для перехода на УСНО с 2008 г. работающие организации и индивидуальные предприниматели подают заявления с 1 октября по 30 ноября 2007 г. <6>.
Организации подают заявления в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства <6>.
Никакого особого порядка подачи заявления о переходе на УСНО НК РФ не предусматривает. Но мы рассмотрим это подробнее, так как бухгалтерские форумы просто пестрят вопросами о том, что делать, когда налоговая, принимая несколько лет вашу отчетность, представляемую в рамках УСНО, вдруг заблокировала ваш счет и выставила требования по уплате налогов как налогоплательщику, применяющему общую систему налогообложения, указав в этих требованиях суммы недоимки, штрафов и пени. А сделано это лишь на том основании, что у налоговиков не оказалось заявления вашей организации о переходе на "упрощенку" и они посчитали, что отчетность должна была представляться по общей системе налогообложения <7>. Поскольку переход на УСНО носит уведомительный характер, налоговый орган не наделен полномочиями разрешать вам применять этот спецрежим или запрещать. Да, конечно, можно возразить: ведь существуют специальные формы уведомления о разрешении и запрещении применения УСНО (формы N 26.2-2 и 26.2-3 соответственно <8>). Но НК РФ не закрепляет за налоговыми органами обязанности по утверждению данных форм (что и понятно - порядок-то перехода уведомительный), а налоговые органы, соответственно, утвердили эти формы как рекомендованные. Поэтому формально можно заявление подать и в произвольной форме, правда обязательно указав в нем все необходимые данные <9>, а на отказ из налоговой (если он будет) не реагировать. Однако форма, пусть и рекомендованная, все же есть. Поэтому целесообразно ею воспользоваться, чтобы не нарваться на пусть и неправомерный, но вполне возможный отказ налогового органа принять заявление, а потом бороться за право применения УСНО в суде. А теперь перейдем непосредственно к способу подачи заявления. Варианта два - лично либо по почте. И чтобы избежать возможных проблем с налоговыми органами: - при личной подаче подготовьте два экземпляра заявления, первый из которых останется в налоговом органе, а второй, с отметкой о дате его представления, останется у вас. Вот его-то обязательно сохраните; - при направлении по почте с уведомлением непременно сохраните еще и опись вложения (заверенную работником почты), в которой должно быть указано, что налоговикам направлялось заявление о переходе на УСНО. Именно эти бумаги (второй экземпляр заявления с отметкой о дате его представления или опись вложения с уведомлением о вручении заявления) и будут служить основанием вашего перехода на УСНО в случае неполучения от налоговой уведомления о возможности применения "упрощенки". Справедливости ради отметим, что имеющаяся судебная практика свидетельствует, что одно лишь отсутствие в налоговой инспекции заявления налогоплательщика о переходе на УСНО носит формальный характер и не является основанием для применения налогоплательщиком общей системы налогообложения. Особенно если инспекция долгое время принимала налоговую отчетность по упрощенной системе налогообложения, не оспаривая правомерность применяемого налогоплательщиком режима налогообложения <10>. Но, согласитесь, гораздо проще не доводить дело до суда, просто сохранив второй экземпляр заявления с отметкой о дате его представления в инспекцию или уведомление о вручении заявления (или опись вложения, заверенную работником почты).
Кроме действующих организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), решивших перейти на УСНО, этот спецрежим могут применять также: - вновь созданные организации и зарегистрированные ИП - организации, ведущие облагаемые и не облагаемые ЕНВД виды деятельности <12>.
Для первой и второй категорий налогоплательщиков, желающих перейти на УСНО, все просто. У первых доход, то есть сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов без НДС <13>, не должен превышать 18 615 тыс. руб. <14>. У вторых в силу отсутствия дохода как такового в заявлении по строке "Получено доходов..." ставится прочерк <15>. А вот у последней категории налогоплательщиков возникает закономерный вопрос: как считать доход, позволяющий перейти на УСНО, в отношении не облагаемых ЕНВД видов деятельности - в целом по всем видам деятельности либо только по видам, не облагаемым ЕНВД? Казалось бы, еще со вступлением в силу с 1 января 2006 г. поправок, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ, этот вопрос был снят. При переходе на УСНО с 2007 г. такие организации для определения дохода за 9 месяцев 2006 г. не должны были учитывать выручку от видов деятельности, облагаемых ЕНВД <16>, что подтверждалось и судебной практикой <17>, само наличие которой свидетельствовало о противоположной позиции налоговых органов. Уточняющая же формулировка Федерального закона N 85-ФЗ "...предельная величина доходов... определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения" лишь закрепила уже действующий порядок и окончательно лишила налоговые органы аргументов в защиту их позиции. Правда, почему-то сейчас специалисты финансового ведомства разъяснили, что предельная величина доходов при совмещении ЕНВД и УСНО может определяться "по-новому" только при переходе на УСНО с 2009 г. <18>. Поэтому вам решать: переходить на УСНО в 2008 г., держа в уме возможные претензии проверяющих, или подождать еще год. Если выберете первый вариант, помните, что закон на вашей стороне. А мы лишь напомним, что предельные ограничения по средней численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов по-прежнему определяются, исходя из всех осуществляемых видов деятельности <19>. Может, это и не совсем логично, но с прямой нормой НК РФ не поспоришь. Примечание. Вновь зарегистрированные предприниматели не заполняют строки о доходах, средней численности работников и стоимости амортизируемого имущества. В указанных строках ИП ставят прочерки.
Итак, с доходом для каждой категории разобрались. Перейдем к остальным показателям. Остаточная стоимость амортизируемого имущества, признаваемого таковым по правилам гл. 25, берется организацией из данных бухгалтерского учета и не может превышать 100 млн руб. <20> Средняя численность работников, которая не может быть больше 100 человек, определяется по правилам, установленным для статистического наблюдения <21>. То есть заполняют указанные строки числовыми показателями только действующие организации, для индивидуальных предпринимателей <22> такой обязанности НК РФ не предусмотрено <23>, хотя в примечаниях к заполнению заявления такой оговорки и не сделано <24>. Кроме того, в заявлении вам надлежит указать и объект налогообложения - "доходы" либо "доходы минус расходы" <25>. Вот эту-то строку заполняют все без исключения. Будьте внимательны с выбором, ведь после начала применения УСНО объект нельзя будет сменить целых 3 года <26>. Здесь же напомним, что у участников договора о совместной деятельности такого выбора нет - для них применим только "доходно-расходный" объект налогообложения <27>.
Как мы уже отмечали выше, по общему правилу организация или индивидуальный предприниматель переходят на "упрощенку" с нового года. Но приступить к работе на УСНО можно и в течение года, правда, лишь ограниченному кругу налогоплательщиков, а именно: 1) вновь созданным организациям (зарегистрированным ИП); 2) переставшим быть плательщиками ЕНВД, если велись только виды деятельности, облагаемые ЕНВД. Для первых, казалось бы, все просто: подать заявление надо не позже 5 дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе <28>. Но ведь само свидетельство может быть получено и позже 5 дней с указанной в нем даты. И налоговые органы пытаются отказать в применении УСНО вновь зарегистрированным организациям, подавшим заявление позже 5 дней с даты постановки их на учет в налоговом органе. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков. А вот со вторыми ситуация посложнее. Бывшие плательщики ЕНВД могут перейти на УСНО с начала того месяца, в котором "вмененный" вид деятельности был исключен из перечня облагаемых ЕНВД видов деятельности муниципальным нормативным правовым актом <29>. Причем заявление должно быть подано до начала этого месяца <30>. В противном случае переход на УСНО невозможен, как и в ситуации, когда применять ЕНВД больше нельзя из-за превышения предельных показателей, установленных для этого спецрежима. И тогда переход на УСНО будет возможен лишь в общем порядке - не в рамках года, а только со следующего года <31>. Поэтому если ваша организация применяет ЕНВД, то, чтобы обезопасить себя от "налоговых" инициатив местных законодателей, а также если вы не уверены, что в следующем году удержитесь в предельных показателях, необходимых для уплаты ЕНВД, рекомендуем сейчас подать заявление о применении УСНО с 1 января 2008 г. Понятное дело, что, пока вид вашей деятельности остается в утвержденном перечне и соблюдаются необходимые критерии в 2008 г., вы будете продолжать платить ЕНВД. В противном же случае вы сможете применять УСНО автоматически с того месяца, когда перестали быть плательщиком ЕНВД, так как заявление о применении УСНО с 1 января 2008 г. уже лежит в налоговой инспекции.
Еще один интересный вопрос связан с возможностью отказаться от применения УСНО уже после подачи заявления о переходе. Жизнь ведь не стоит на месте, и ваш бизнес может так успешно развиваться, что уже к концу года вы поймете: доходы если не сразу, то в течение следующего года превысят предельный лимит в 20 млн руб., индексируемых на коэффициент- дефлятор <32>, и тогда вполне естественно, что вы передумаете применять УСНО. А может быть, по каким-то иным причинам вы перемените свое решение переходить на "упрощенку". Как быть в этой ситуации? Ведь гл. 26.2 НК РФ предусмотрено только одно "отказное" заявление - если вы уже применяете УСНО, то для перехода на иные режимы налогообложения вам нужно подать заявление не позднее 15 января года смены режима налогообложения <33>. Специалисты финансового ведомства разрешили данный вопрос - именно этой "отказной" нормой и следует руководствоваться при перемене решения о переходе на УСНО <34>. Так, если вы подали в октябре 2007 г. заявление по форме N 26.2-1, а к концу года передумали, то, чтобы не было никаких разногласий, вы обязаны уведомить об этом свой налоговый орган в период с 1 по 15 января 2008 г. включительно, то есть тогда, когда вы уже фактически являетесь "упрощенцем", но не раньше. Ну и напоследок о приятном: - никаких ежегодных заявлений, если есть желание оставаться на УСНО, подавать не надо <35>; - никаких оправдательных документов, подтверждающих все сведения, указанные в заявлении, представлять не надо, ведь у налоговых органов есть или будет в ближайшее время вся ваша отчетность за 9 месяцев 2007 г. Поэтому целесообразно совместить сдачу отчетности за 9 месяцев 2007 г. и подачу заявления о переходе на УСНО, чтобы избежать возможных запросов от вашего инспектора. А если понадобится еще какая-то информация, то налоговая сама ее и запросит; - у вас еще будет время до 20 декабря 2007 г. сменить выбранный и указанный в заявлении объект налогообложения <36>. <1> пп. 2, 3 ст. 346.12 НК РФ <2> п. 2 ст. 346.20 НК РФ <3> п. 1 ст. 346.12 НК РФ <4> пп. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ <5> п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <6> п. 1 ст. 346.13 НК РФ <7> п. 3 ст. 76 НК РФ <8> утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 <9> п. 1 ст. 346.13 НК РФ <10> Постановление ФАС СЗО от 11.07.2007 N А21-5938/2006 <11> п. 2 ст. 346.13 НК РФ <12> п. 4 ст. 346.12 НК РФ <13> п. 2 ст. 346.12, статьи 248, 249, 250 НК РФ <14> пп. 1, 2 ст. 346.12 НК РФ; Постановление Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360; Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272; Письмо ФНС России от 15.12.2006 N ШС-6-02/1206@ <15> форма N 26.2-1, утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 <16> п. 4 ст. 346.12 НК РФ (ред. от 21.07.2005) <17> Постановления ФАС ЦО от 17.05.2007, 10.05.2007 N А54-5784/2006-С4; ФАС УО от 26.06.2007 N Ф09-4753/07-С3 <18> п. 2 Письма Минфина России от 14.08.2007 N 03-11-02/230 <19> п. 2 ст. 346.12 НК РФ <20> подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ <21> подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; п. 87 Постановления Росстата от 20.11.2006 N 69 <22> п. 1 ст. 346.13 НК РФ <23> Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-05/96 <24> форма N 26.2-1, утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 <25> п. 1 ст. 346.14 НК РФ <26> п. 2 ст. 346.14 НК РФ <27> п. 3 ст. 346.14 НК РФ <28> форма N 1-1-Учет, утв. Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ <29> абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ <30> Письмо ФНС России от 03.06.2006 N 02-6-10/55@ <31> Письмо Минфина России от 10.05.2006 N 03-11-04/2/100 <32> п. 4 ст. 346.13 НК РФ <33> п. 6 ст. 346.13 НК РФ <34> Письмо Минфина России от 30.07.2007 N 03-11-02/154 <35> п. 1 Письма УМНС России по г. Москве от 29.10.2003 N 21-09/60664; Письмо Минфина России от 20.12.2006 N 03-11-05/281 <36> абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 18, 2007 ТРЕТИЙ В НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
|
ДА |
НЕТ |
Страхование является обязательным, если обязанность лица страховать в качестве страхователя жизнь, здоровье, имущество либо свою гражданскую ответственность установлена законом <1>. Расходы на обязательное страхование работников и имущества учитываются для целей налогообложения налогом при УСНО <2>. | |
Имущественное страхование включает в себя страхование как риска утраты имущества, так и риска причинения вреда имуществу, жизни или здоровью других лиц, то есть гражданскую ответственность <3>. В ряде случаев страхование гражданской ответственности является необходимым условием ведения деятельности, как, например, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств или арбитражных управляющих <4>, и без исполнения этой обязанности налогоплательщик не сможет получать доходы. |
Перечень расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога при УСНО с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", является закрытым и включает в себя только расходы на обязательное страхование работников и имущества <5>, а не гражданской ответственности <5>. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Поволжского округа | |
от 19.09.2006 N А12-23912/05-С3 |
|
ФАС Уральского округа | |
от 27.11.2006 N Ф09-10447/06-С1 |
|
Девятый арбитражный апелляционный суд | |
от 02.07.2007 N 09АП-8445/2007-АК |
|
ИТОГО: 3 |
ИТОГО: 0 |
<1> ст. 927 ГК РФ
<2> подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
<3> ч. 2 ст. 929 ГК РФ; пп. 1, 2 ст. 263 НК РФ
<4> ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; п. 6 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
<5> Письмо ФНС России от 09.10.2006 N 02-6-09/151
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10
О ВЫЧЕТЕ НДС ПО СЧЕТУ-ФАКТУРЕ, ВЫСТАВЛЕННОМУ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА ПРИ УСНО
Музыченко О.Ю.
Можно ли принять к вычету НДС на основании счета-фактуры, выставленного субъектом предпринимательской деятельности, находящимся на УСНО?
ДА |
НЕТ |
Одним из условий принятия к вычету НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), является наличие счета-фактуры поставщика <1>, оформленного в соответствии с требованиями Налогового кодекса <2>. Предъявлять НДС к уплате и выставлять счет-фактуру обязан только плательщик НДС <3>. Организации и предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС <4>. | |
Налоговый кодекс не предусматривает такого условия для применения вычетов, как наличие у поставщика статуса плательщика НДС <5>. Находящийся на УСНО поставщик в случае выделения в счете- фактуре НДС обязан уплатить его в бюджет, следовательно, потери бюджета исключаются <6>. Налогоплательщик не несет ответственности за действия своих контрагентов и не обязан проверять, является ли его поставщик плательщиком НДС <7>. |
Обязательным реквизитом счета- фактуры является наименование выставившего его поставщика - налогоплательщика НДС <8>. Если счет-фактура выставлен лицом, применяющим УСНО, это означает, что реквизит "наименование налогоплательщика" в счете- фактуре заполнен неверно, что является препятствием для вычета <9>. Только налогоплательщик НДС может на законных основаниях предъявлять покупателю сумму налога к уплате <10>. Следовательно, и к вычету могут быть приняты лишь те суммы НДС, которые предъявлены налогоплательщиками этого налога. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Волго-Вятского округа | |
от 06.02.2007 N А29-3538/2006а |
|
ФАС Восточно-Сибирского округа | |
7 решений <11> |
|
ФАС Дальневосточного округа | |
от 30.11.2004 N Ф03-А51/04-2/3034 |
4 решения <12> |
ФАС Западно-Сибирского округа | |
8 решений <13> |
|
ФАС Московского округа | |
10 решений <14> |
|
ФАС Поволжского округа | |
7 решений <15> |
|
ФАС Северо-Западного округа | |
5 решений <16> |
|
ФАС Северо-Кавказского округа | |
2 решения <17> |
от 03.08.2005 N Ф08-3436/2005-1394А |
ФАС Уральского округа | |
6 решений <18> |
|
ФАС Центрального округа | |
от 27.04.2004 N А54-4312/03-С4 |
|
ИТОГО: 48 |
ИТОГО: 5 |
<1> п. 1 ст. 172 НК РФ
<2> ст. 169 НК РФ
<3> п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ
<4> п. 2 ст. 346.11 НК РФ
<5> Письмо Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149
<6> подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ
<7> п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 16.10.2003 N 329-О
<8> подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ
<9> п. 2 ст. 169 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@
<10> п. 1 ст. 168 НК РФ
<11> см. Постановления от 22.03.2007 N А19-20339/06-20-Ф02-865/07, А19-20339/06-20- Ф02-2012/07, от 21.02.2007 N А19-23923/06-30-Ф02-560/07, от 13.02.2007 N А19-16253/06-44- Ф02-325/07-С1, от 05.04.2006 N А19-16554/05-5-Ф02-915/06-С1, от 11.01.2006 N А19-13052/05- 20-Ф02-6749/05-С1, от 02.11.2005 N А19-20172/05-54-Ф02-5391/05-С1, от 26.07.2005 N А19- 7491/05-5-Ф02-3477/05-С1
<12> см. Постановления от 15.02.2006 N Ф03-А37/05-2/4641, от 01.02.2006 N Ф03-А51/05- 2/5038, от 18.01.2006 N Ф03-А51/05-2/4592, от 26.10.2005 N Ф03-А51/05-2/3398
<13> см. Постановления от 14.02.2007 N Ф04-222/2007(31168-А27-42), от 14.02.2007 N Ф04-216/2007(31181-А27-42), от 29.01.2007 N Ф04-9332/2006(30536-А75-34), от 30.01.2006 N Ф04-9928/2005(19079-А46-6), от 21.11.2005 N Ф04-8351/2005(17033-А70-6), от 09.11.2005 N Ф04-7825/2005(16503-А27-34), от 29.08.2005 N Ф04-5551/2005(14312-А27-25), от 27.04.2005 N Ф04-2454/2005(10648-А46-31)
<14> см. Постановления от 17.07.2007 N КА-А40/6576-07, от 25.06.2007 N КА-А40/5438- 07, от 22.05.2007 N КА-А40/4043-07, от 11.05.2007 N КА-А40/3428-07, от 04.05.2007 N КА- А40/3193-07, от 18.04.2007 N КА-А40/1140-07, от 12.04.2007 N КА-А40/1706-07, от 22.03.2007 N КА-А40/905-07, от 18.09.2006 N КА-А40/8619-06, от 18.05.2006 N КА-А40/4276- 06
<15> см. Постановления от 11.01.2007 N А55-11197/06-3, от 12.10.2006 N А12-32393/05- С10, от 19.04.2006 N А55-21067/05-34, от 18.04.2006 N А55-15212/2005-3, от 28.02.2006 N А06-3510У/4-13/05, от 21.09.2005 N А55-2413/05-39, от 22.07.2004 N А72-4334/03-Ш317
<16> см. Постановления от 05.04.2007 N А21-4435/2006, от 26.02.2007 N А26-4415/2006- 211, от 14.12.2006 N А56-35705/2005, от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, от 13.05.2004 N А26-7051/03-214
<17> см. Постановления от 12.03.2007 N Ф08-684/2007-280А, от 31.01.2007 N Ф08- 131/2007-26А
<18> см. Постановления от 06.03.2007 N Ф09-1128/07-С2, от 23.10.2006 N Ф09-3289/06- С2, от 19.06.2006 N Ф09-5025/06-С2, от 15.06.2006 N Ф09-4937/06-С2, от 01.02.2006 N Ф09- 4668/05-С2, от 11.08.2005 N Ф09-3425/05-С2
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ВЫРУЧКЕ
Краснопеева А.Н.
Правомерно ли распределять площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) пропорционально выручке от облагаемых и не облагаемых ЕНВД видов деятельности, если они ведутся на одной и той же площади?
ДА |
НЕТ |
Площадь торгового зала и площадь зала обслуживания посетителей это физические показатели для розничной торговли и услуг общественного питания, облагаемых ЕНВД <1>. Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <2>. | |
Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций при одновременном ведении деятельности, облагаемой и не облагаемой ЕНВД <3>. Раздельный учет обеспечивает индивидуализацию и экономическую обоснованность размера физического показателя для вида деятельности, облагаемого ЕНВД <4>. Применение физического показателя в значении, равном всей площади зала, занятой в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой ЕНВД, ведет к двойному налогообложению доходов налогоплательщика, что противоречит законодательству <5>. Неясности в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика <6>. |
НК РФ не предусматривает возможности определения величины физического показателя ЕНВД расчетным методом. Физический показатель "площадь торгового зала" ("площадь зала обслуживания посетителей") - величина неизменная и не зависит от фактической выручки. Изменение площади торгового зала для целей исчисления ЕНВД возможно только после внесения изменений в инвентаризационные и правоустанавливающие документы <7>, что никак не связано с суммой выручки. Налоговая база по ЕНВД не зависит от реальных результатов деятельности, облагаемой этим налогом <8>. Постоянное изменение размера площади зала, а значит, и налоговой базы по ЕНВД в зависимости от фактически полученной выручки противоречит сути ЕНВД. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Волго-Вятского округа | |
|
2 решения <9> |
ФАС Восточно-Сибирского округа | |
от 06.05.2006 N А33-18718/05-Ф02-2133/06-С1 |
|
ФАС Западно-Сибирского округа | |
2 решения <10> |
4 решения <11> |
ФАС Поволжского округа | |
2 решения <12> |
3 решения <13> |
ФАС Северо-Западного округа | |
2 решения <14> |
9 решений <15> |
ФАС Северо-Кавказского округа | |
|
от 14.05.2007 N Ф08-967/2007-588А |
ФАС Уральского округа | |
43 решения <16> |
|
ФАС Центрального округа | |
от 25.05.2005 N А23-3871/04А-14-323 |
14 решений <17> |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд | |
2 решения <18> |
|
ИТОГО: 53 |
ИТОГО: 33 |
<1> ст. 346.29 НК РФ
<2> ст. 346.27 НК РФ
<3> п. 7 ст. 346.26 НК РФ
<4> п. 7 ст. 346.27 НК РФ
<5> пп. 3, 6 ст. 3 НК РФ
<6> п. 7 ст. 3 НК РФ
<7> п. 9 ст. 346.29 НК РФ
<8> ст. 346.29 НК РФ
<9> см. Постановления от 13.04.2006 N А38-5844-17/508-2005, от 21.02.2006 N А29-3294/2005А
<10> см. Постановления от 16.01.2007 N Ф04-8757/2006(29842-А70-19), от 15.09.2005 N Ф04-8319/2004(14875-А67-23)
<11> см. Постановления от 22.03.2007 N Ф04-1608/2007(32645-А70-27), от 27.02.2007 N Ф04-783/2007(31737-А70-27), от 05.12.2006 N Ф04-7952/2006(28821-А70-29), от 31.05.2005 N Ф04-2501/2005(10772-А27-27)
<12> см. Постановления от 04.08.2006 N А55-36110/2005, от 27.01.2005 N А55-8159/04-44
<13> см. Постановления от 26.06.2007 N А55-14864/06-34, от 08.05.2007 N А72-3318/06- 6/217, от 12.12.2006 N А12-9830/06-С33
<14> см. Постановления от 28.03.2006 N А13-6739/2005-05, от 05.11.2004 N А13-5210/04- 07
<15> см. Постановления от 07.05.2007 N А05-9637/2006-19, от 17.10.2006 N А13- 3061/2005-14, от 29.09.2006 N А05-3582/2006-20, от 29.09.2006 N А05-3581/2006-9, от 29.09.2006 N А05-3578/2006-12, от 27.09.2006 N А05-3579/2006-10, от 27.09.2006 N А05- 3577/2006-34, от 01.09.2006 N А05-3575/2006-33, от 15.03.2006 N А52-4115/2005/2
<16> см. Постановления от 06.06.2007 N Ф09-4328/07-С3, от 04.06.2007 N Ф09-4157/07-С3, от 23.05.2007 N Ф09-3063/07-С3, от 25.04.2007 N Ф09-2825/07-С3, от 25.12.2006 N Ф09-11438/06-С1, от 19.12.2006 N Ф09-11218/06-С1, от 18.12.2006 N Ф09-11202/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10238/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10236/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09- 10227/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10223/06-С1, от 06.12.2006 N Ф09-10219/06-С1, от 04.12.2006 N Ф09-10633/06-С1, от 30.11.2006 N Ф09-10631/06-С1, от 30.11.2006 N Ф09-10589/06-С1, от 30.11.2006 N Ф09-10585/06-С1, от 22.11.2006 N Ф09-10454/06-С7, от 21.11.2006 N Ф09-10168/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10166/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09- 10164/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10404/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10226/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10224/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10222/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09- 10220/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10180/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10179/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10177/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10176/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09- 10174/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10172/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10170/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10169/06-С1, от 21.11.2006 N Ф09-10162/06-С1, от 13.11.2006 N Ф09- 9988/06-С1, от 13.11.2006 N Ф09-9945/06-С1, от 11.10.2006 N Ф09-9052/06-С1, от 11.10.2006 N Ф09-9045/06-С1, от 04.10.2006 N Ф09-8799/06-С1, от 20.03.2006 N Ф09-1664/06-С1, от 01.03.2006 N Ф09-1100/06-С1, от 31.01.2006 N Ф09-12/06-С1, от 30.01.2006 N Ф09-6372/05-С1
<17> см. Постановления от 18.05.2007 N А68-3600/06-130/12-(109/12-05), от 07.03.2007 N А64-1174/06-22, от 10.01.2007 N А-62-3563/2006, от 19.12.2006 N А62-3565/06, от 12.12.2006 N А62-924/2006, от 26.07.2006 N А23-580/06А-14-80, от 27.06.2006 N А-62- 9752/2005, от 31.08.2006 N А14-9070/2005/304/26, от 14.06.2006 N А23-6486/05А-14-831, от 26.04.2006 N А68-АП-109/12-05, от 20.04.2006 N А14-19372-2005/661/33, от 04.04.2006 N А14- 12268/2005/459/26, от 01.03.2006 N А14-15415-2005/592/25, от 15.12.2005 N А14- 9070/2005/304/26
<18> см. Постановления от 24.11.2006 N 17АП-1591/06-АК, от 13.10.2006 N 17АП-1059/2006-АК
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВА РАБОТНИКОВ
Краснопеева А.Н.
Определяя величину физического показателя "количество работников", правомерно ли распределять работников, задействованных одновременно в нескольких видах деятельности либо не связанных напрямую ни с одним из видов деятельности, расчетным методом (например, пропорционально выручке от разных видов деятельности, отработанному времени и т. п.)?
Примечание. Отметим, что суды Дальневосточного, Московского, Поволжского, Северо- Западного, Центрального округов указывали, что при определении физического показателя "количество работников" должны учитываться только работники, непосредственно занятые в деятельности, по которой уплачивается ЕНВД, а численность остального персонала, прямо не связанного с этой деятельностью, в том числе управленческого, при определении физического показателя вообще учитываться не должна <10>.
ДА |
НЕТ |
Для исчисления ЕНВД по некоторым видам деятельности используется физический показатель "количество работников" <1>. Количество работников - это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, гражданско-правовым договорам <2>. НК РФ не установлен порядок определения физического показателя "количество работников" при осуществлении организацией нескольких видов деятельности. | |
Налогоплательщики, которые одновременно осуществляют деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, и иные виды деятельности, подлежащие налогообложению в общем порядке, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций <3>. Все неустранимые сомнения и неясности в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика <4>. Применение физического показателя в значении, равном полному количеству работников, занятых как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в других видах деятельности, ведет к двойному налогообложению доходов налогоплательщика, что противоречит законодательству <5>. |
НК РФ не предусматривает возможности определения величины физического показателя ЕНВД расчетным методом. Под физическим показателем "количество работников" понимается среднесписочная численность всех работников, занятых на предприятии <6>. Для деятельности, облагаемой по общей или упрощенной системе налогообложения, важны стоимостные показатели деятельности (доходы, расходы), а не количество работников <7>. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Поволжского округа | |
от 07.07.2006 N А65-25565/2005 |
|
ФАС Северо-Западного округа | |
|
2 решения <8> |
ФАС Уральского округа | |
5 решений <9> |
|
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд | |
от 24.05.2007 N 17АП-3253/07-АК |
от 15.09.2005 N А60-13735/05-С9 |
ИТОГО: 7 |
ИТОГО: 3 |
<1> ст. 346.29 НК РФ
<2> ст. 346.27 НК РФ
<3> п. 7 ст. 346.26 НК РФ
<4> п. 7 ст. 3 НК РФ
<5> пп. 3, 6 ст. 3 НК РФ
<6> Письмо Минфина России от 07.09.2006 N 03-11-04/3/406
<7> Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-11-04/3/184
<8> см. Постановления от 06.03.2006 N А05-11622/2005-18, от 25.05.2006 N А05- 18809/2005-34
<9> см. Постановления от 01.08.2007 N Ф09-6149/07-С3, от 26.07.2007 N Ф09-5876/07-С3, от 05.07.2007 N Ф09-3181/07-С3, от 27.03.2007 N Ф09-1941/07-С3, от 14.11.2006 N Ф09- 10001/06-С1
<10> Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2005 N Ф03-а16/04-2/4647; ФАС Московского округа от 16.05.2006 N КА-А40/3810-06; ФАС Поволжского округа от 26.06.2007 N А65-27513/2006-СА2-41, от 01.09.2006 N А55-9788/05-43; ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2006 N А52-988/2006/2; ФАС Центрального округа от 04.04.2006 N А14- 12268/2005/459/26
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10
О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Рымкевич А.В.
Если назначение помещения или его площадь изменились, но изменения в инвентаризационные (правоустанавливающие) документы своевременно не были внесены, правомерно ли учитывать площадь помещения при исчислении ЕНВД исходя из фактических обстоятельств, а не из документов?
ДА |
НЕТ |
Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <1>. В целях налогообложения ЕНВД к этим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы) <1>. | |
Исчисление ЕНВД должно производиться с учетом фактически занимаемой площади. Налоговый орган имеет право документально опровергнуть данные, касающиеся размера площади зала, служащие основанием для исчисления ЕНВД. |
ЕНВД исчисляется исходя из площади торгового зала и зала обслуживания посетителей на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <2>. Если документы, свидетельствующие о внесении изменений в правоустанавливающие (инвентаризационные) документы, не были представлены или были представлены, но из них нельзя сделать вывод об изменении размера площади, расчет физического показателя не может быть изменен. Производить осмотр и замеры помещения с целью установления фактически используемой площади и назначения помещения - это право налогового органа, а не обязанность <3>. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Дальневосточного округа | |
|
от 14.06.2007 N Ф03-А04/07-2/1949 |
ФАС Западно-Сибирского округа | |
|
от 08.09.2005 N Ф04-5901/2005(14606-А67-29) |
ФАС Поволжского округа | |
|
от 12.07.2005 N А12-35941/04-С29 |
ФАС Уральского округа | |
|
2 решения <4> |
ИТОГО: 0 |
ИТОГО: 5 |
<1> ст. 346.27 НК РФ
<2> п. 2 ст. 346.29 НК РФ
<3> п. 13 ст. 89 НК РФ
<4> см. Постановления от 05.02.2007 N Ф09-89/07-С3, от 29.03.2006 N Ф09-2029/06-С1
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 10
Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
В избранное | ||