Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.09.2007


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс

По страницам журнала "Главная книга"

Выпуск от 21.09.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


Новости КонсультантПлюс

Содержание

СТОИМОСТЬ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ПРИ ХОЗСПОСОБЕ НДС НЕ ОБЛАГАЕТСЯ

Елина Л.

Похоже, что налоговая служба наконец-то определилась с тем, что подрядные работы при выполнении организациями строительства для собственных нужд не должны включаться в налоговую базу по НДС <1>. Правда, такое решение налоговики приняли под влиянием Высшего арбитражного суда.

Дело в том, что ВАС РФ признал недействующим Письмо Минфина России, включившее в налоговую базу по НДС стоимость работ, выполненных подрядными организациями при строительстве хозспособом <2>.

Напомним, что, по мнению Минфина России, после 1 января 2006 г. при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговую базу надо было определять исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их осуществление, включая работы, выполненные как собственными силами, так и с привлечением подрядных организаций <3>. Это Письмо было доведено налоговой службой до нижестоящих налоговых органов, и они взяли его на вооружение <4>. Организациям стали доначислять НДС со стоимости работ подрядных организаций (в случае, если организация вела строительство для собственного потребления). Именно этот практический аспект и стал поводом для рассмотрения Высшим арбитражным судом правомерности разъяснений Минфина России.

Суд встал на сторону налогоплательщиков. Во-первых, признал, что в рассматриваемом Письме Минфин России установил правовую норму, обязательную для неопределенного круга лиц. Во-вторых, суд решил, что эта норма не соответствует положениям Налогового кодекса и поэтому применяться не должна.

В итоге при строительстве для собственных нужд налогоплательщики должны платить НДС только по тем работам, которые выполняют сами <5>.


<1> Письмо ФНС России от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527@

<2> Решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06; Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03- 04-15/01

<3> Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01

<4> Письмо ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/63@

<5> подп. 3 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 159 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 16, 2007

ИНСПЕКЦИИ НЕ СМОГУТ МАСКИРОВАТЬ ВЗЫСКАНИЕ ЗАЧЕТОМ

Кокурина М.

Нетрудно себе представить горечь разочарования налогоплательщика, который вместо зачета своей переплаты в счет будущих платежей получает уведомление из налогового органа, что ею "закрыли" имевшуюся стародавнюю задолженность (допустим, по пене), срок для принудительного взыскания которой инспекция пропустила по неуважительной причине <1>. Неужели налоговым органам дозволено использовать мои сегодняшние деньги для погашения задолженности, которую они не успели вовремя взыскать и которая сейчас уже безнадежна? Это вполне закономерный вопрос, который может задать себе "счастливчик" в подобной ситуации.

Возможность разрешить столь злободневную проблему представилась не кому иному, как Конституционному суду РФ <2>. Он констатировал тот факт, что действующее законодательство дает право налоговым органам самостоятельно проводить зачет переплаты в счет имеющейся задолженности (в том числе и пени). Но поскольку для реализации налогоплательщиком своего права на возврат/зачет "срочные" ограничения имеются <3>, то исходя из "общеконституционных принципов равенства" для инспекций тоже действуют временные "ограничители" на зачет переплат в счет задолженностей <4>. Другими словами: утрачена возможность принудительного взыскания "налогового" долга <5> - зачесть переплату в счет этой суммы тоже нельзя.

Примечание. Напомним, что у налогового органа имеется для взыскания недоимки по налогу (сбору), пени и штрафов за счет денежных средств <6>:

- во внесудебном порядке - 2 месяца со следующего дня после даты истечения срока, данного налогоплательщику на самостоятельное погашение задолженности. Именно в этот срок налоговый орган должен успеть вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках <6>;

- в судебном порядке - 6 месяцев, отсчитываемых с того же дня, что и 2 месяца на бесспорное взыскание. Кстати, подробнее о порядке взыскания недоимок по налогам, пени, а также штрафов мы рассказывали нашим читателям в журнале "Главная книга", 2007, N 3, с. 47.

Кроме того, "налоговый" долг может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика, если отсутствуют деньги на счетах. В этом случае на принудительное взыскание (то есть на вынесение решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика <7>) дается 1 год со следующего дня после даты истечения срока, данного налогоплательщику на самостоятельное погашение задолженности <8>.

(+) Итак, судьи КС РФ готовы признать, что налоговым органам не пристало прикрывать зачетом взыскание просроченной недоимки.

Примечание. Нелишним будет заметить, что суды запрещают налоговым органам самостоятельно (то есть когда отсутствует заявление налогоплательщика) проводить зачет переплаты в счет имеющейся недоимки, если срок для ее взыскания пропущен (см., например, Постановления ФАС ВВО от 23.01.2007 N А29-4225/2006а; ФАС ДВО от 20.09.2006 N Ф03-А24/06- 2/2029; ФАС МО от 31.05.2006 N КА-А40/4436-06). Такой же позиции придерживается и Высший арбитражный суд РФ <9>.

Таким образом, вы можете попытаться обжаловать в административном или судебном порядке решение о проведении зачета вашей переплаты в счет задолженности по налогу, пени, штрафам, по которой:

(и) срок на взыскание истек;

(и) суд не признал уважительной причину пропуска налоговым органом срока на принудительное взыскание <10>;

(и) вы не подавали заявление на зачет переплаты в счет недоимки после истечения срока на ее взыскание.

Но не забудьте, что просроченные для взыскания задолженности превращаются в безнадежные <11>. Причем КС РФ отказался решать вопрос, возможно ли списать с налогоплательщика просроченный ко взысканию долг <12>. А вот суды под предводительством ВАС РФ <13> признают невозможным списание "безнадеги" до самого последнего дня существования компании или предпринимателя. С учетом "высшего" мнения вам вряд ли удастся даже в судебном порядке избавиться от зависшего налогового долга.


<1> п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ

<2> Определение КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П

<3> п. 7 ст. 78 НК РФ

<4> п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П

<5> пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ

<6> приложение 1 к Приказу ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@

<7> приложение 2 к Приказу ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@

<8> п. 1 ст. 47 НК РФ

<9> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06

<10> п. 3 ст. 46 НК РФ

<11> ст. 59 НК РФ

<12> Определение КС РФ от 03.04.2007 N 334-О-О

<13> Постановления Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16504/04, от 11.05.2005 N 16507/04

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 16, 2007

НОВЫЕ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ККТ

Филимонова Е.

С 4 августа начало действовать новое Положение о регистрации и применении ККТ <1> (далее - Положение) взамен старого, утвержденного еще в 1995 г. налоговой службой <2>. Новый порядок ожидали от Правительства целых 4 года <3>. Но даже готовившееся столь продолжительный срок Положение в итоге получилось сырое и с огромными пробелами. Итак, рассмотрим основные идеи этого документа.

(!) Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в ИФНС до 4 августа текущего года, может применяться дальше, если она <4>:

- включена в госреестр;

- исправна и опломбирована;

- на момент регистрации в ИФНС соответствовала всем необходимым требованиям.

Ни проходить перерегистрацию в ИФНС, ни получать какие-либо дополнительные документы на такую технику не нужно.

(!) Если используемая вами модель ККТ исключена (или будет когда-нибудь исключена) из государственного реестра, то вы можете, как и прежде, продолжать ее использовать до истечения нормативного срока амортизации <5>. Однако что такое нормативный срок, опять нигде не определили. Поэтому продолжает действовать правило, согласно которому нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимателем) самостоятельно, исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска <6>.

Примечание. Последний вариант списка моделей ККТ, включенных в государственный реестр, можно посмотреть на сайте Федерального агентства по промышленности в Интернете по адресу: http://www.rosprom.gov.ru/docs/3423.doc

Важное изменение коснулось порядка снятия с учета в ИФНС ККТ, исключенной из госреестра, нормативный срок амортизации которой истек. Новое Положение определило, что при истечении нормативного срока амортизации налоговая инспекция вправе самостоятельно снять ККТ с учета, о чем она обязана уведомить пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока <7>. То есть теперь налоговая инспекция может снять ККТ с регистрационного учета и только после этого уведомить вас об этом, направив уведомление по почте. И пока уведомление будет идти к вам, может получиться так, что вы будете пользоваться незарегистрированным кассовым аппаратом (что приравнивается к неприменению ККТ). Поэтому важно самим следить:

- за информацией об исключении каких-либо моделей ККТ из госреестра;

- за моментом истечения срока амортизации по моделям ККТ, исключенным из госреестра.

После истечения срока амортизации ККТ вам не следует ее больше использовать. Ведь применение ККТ, не зарегистрированной в ИФНС, влечет взыскание штрафа <8>:

- с должностных лиц организации или предпринимателя - от 3000 до 4000 руб.;

- с организации - от 30 000 до 40 000 руб.

Ранее действовавший порядок предусматривал, что налоговая инспекция за 30 дней до истечения срока применения ККТ обязана уведомить организацию (предпринимателя) - пользователя о снятии кассового аппарата с учета <9>. Поэтому в ситуации, когда налоговый орган заранее не уведомлял организацию (предпринимателя) о снятии с регистрации, а потом штрафовал за применение незарегистрированной ККТ <10>, суды отказывали во взыскании штрафа <11>.

(!) Требования, которые установило правительственное Положение в отношении технических характеристик ККТ, разрешенной к применению, касаются производителей этой техники <12>. Вам же, как пользователям, при покупке новой ККТ нужно удостовериться, что она содержит знак "Государственный реестр" установленного образа. Ведь производитель может нанести этот знак только на ККТ, которая удовлетворяет всем предъявляемым к ней требованиям <13>.

(-) Наиболее спорные требования к техническим характеристикам ККТ введены в отношении расчетов с использованием платежных карт. Так, установлено, что при получении оплаты посредством платежной карты ККТ, кроме кассового чека, должна распечатывать документ, подтверждающий факт расчета с использованием платежной карты <14>. В принципе, любая ККТ в чеке печатает вид оплаты. Но ведь новое Положение обязывает печатать отдельный документ, кроме кассового чека. Обычные ККТ этого не умеют, то есть производителям придется их переоборудовать.

Вводится также требование о том, что <14>:

- либо устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ;

- либо ККТ должна обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием карты.

Встроенные считыватели магнитных карт пока есть только в POS-терминалах или POS-системах, которые, прямо скажем, не дешевы. А что такое "обеспечивать ввод информации", не оговорено. К примеру, можно ли осуществлять такой ввод вручную с клавиатуры ККТ, взяв информацию с документа, отпечатанного терминалом?

Отметим, что приведенные требования, очевидно, не распространяются на кассовые аппараты, уже зарегистрированные в ИФНС по состоянию на 4 августа этого года. Но при покупке ККТ после указанной даты, если вы планируете принимать от клиентов оплату посредством платежных карт, вам лучше уточнить, удовлетворяет ли ККТ описанным условиям.

Правда, введя указанные требования к техническим характеристикам ККТ, законодатель не установил ответственность за их невыполнение. И будет ли расценено применение ККТ, не удовлетворяющей указанным требованиям, как вообще неприменение ККТ, покажет практика.

(!) На каждый приобретаемый кассовый аппарат поставщик должен выдать паспорт (в общем- то, как и сейчас <15>), в который будут вноситься все отметки: о регистрации, перерегистрации, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, снятии с учета в ИФНС и т. д. <16>.

(!) Определены сроки, в течение которых нужно хранить документы, связанные с эксплуатацией ККТ. Как минимум 5 лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить <17>:

- документы на приобретение ККТ (в частности, товарную накладную);

- паспорт ККТ;

- акт о вводе ККТ в эксплуатацию;

- документы по эксплуатации ККТ (в частности, договоры о технической поддержке);

- акт о выводе ККТ из эксплуатации.

Использованные контрольные ленты (ЭКЛЗ) и накопители фискальной памяти также нужно сохранять в течение 5 лет с даты окончания использования <18>.

(!) Следите за тем, чтобы ежегодно, после прохождения технического обслуживания в ЦТО или у поставщика ККТ, на ту сторону корпуса кассового аппарата, которая обращена к покупателю, наносился знак "Сервисное обслуживание" установленного образца (его должен утвердить Минфин) <19>. После каждой проверки исправности ККТ, ее ремонта или технического обслуживания поставщик или ЦТО должны наклеивать на кассовый аппарат марку- пломбу (необратимо разрушающуюся или деформирующуюся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ) <20>.

(+) Порядок регистрации ККТ в налоговом органе не изменился. Как и в настоящее время, для постановки ККТ на учет необходимо подать в ИФНС заявление по установленной форме. Проблема только в том, что новая форма такого заявления пока не утверждена налоговой службой. И до ее утверждения налоговые органы, скорее всего, будут принимать заявления по старой форме <21>. К заявлению нужно приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с поставщиком или с ЦТО (то есть, как и сейчас, регистрация ККТ в ИФНС возможна только после заключения договора о технической поддержке) <22>.

Регистрация ККТ в налоговой инспекции не должна занимать более 5 рабочих дней (как и раньше). По итогам регистрации вам выдадут карточку регистрации ККТ <22> и вернут паспорт и договор о технической поддержке. В паспорте будет сделана отметка о регистрации, заверенная печатью налогового органа <23>.

Аналогичный порядок действует при перерегистрации ККТ (к примеру, при переходе в другой ЦТО, при изменении адреса установки ККТ): вы должны представить в ИФНС заявление в произвольной форме (позже форма такого заявления, может быть, будет утверждена ФНС России), приложить к нему паспорт ККТ и карточку регистрации. Срок перерегистрации также составляет 5 рабочих дней <24>.

(+) Теперь четко определено, что регистрировать ККТ нужно <25>:

- организации - в ИФНС по месту своего нахождения или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет использоваться обособленным подразделением;

- предпринимателю - в ИФНС по месту жительства.

(+) Для снятия ККТ с регистрации нужно подать в ИФНС только:

- заявление в произвольной форме;

- паспорт ККТ;

- карточку регистрации.

В течение 5 рабочих дней налоговая инспекция сделает в паспорте отметку о снятии ККТ с учета и вернет его вам, а карточку регистрации оставит у себя <26>.

Отметим, что новое Положение не обязывает налоговую службу утверждать форму заявления о снятии ККТ с регистрации, так же как и форму заявления о перерегистрации ККТ <25>. Именно поэтому мы и предлагаем воспользоваться для этих действий произвольной формой. Но не исключено, что ФНС проявит инициативу и разработает формы указанных документов.

(-) Новое Положение так и не определило порядок многих процедур, например фискализации, оформления передачи ККТ в ремонт. До апреля текущего года сроки прохождения этих процедур и представляемые в ИФНС документы были указаны в Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков <27>. Но в настоящее время Единый стандарт отменен, так что все эти вопросы так и остались нерешенными.

Да и вообще, для того чтобы Положение о регистрации и применении ККТ заработало в полной мере, потребуется напрячь свои творческие и дизайнерские способности еще и налоговой службе, Минфину, Минпромэнерго, Минэкономразвития. В частности, им дополнительно нужно утвердить следующие документы:

- положение по техническим характеристикам и параметрам функционирования ККТ (утверждается Минпромэнерго России) <28>;

- форму заявления о регистрации ККТ в налоговом органе и форму карточки регистрации (утверждаются налоговой службой) <25>;

- образец паспорта ККТ и образец идентификационного знака ККТ (утверждаются Минпромэнерго России) <25>;

- образцы знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" (утверждаются Минфином России) <29>;

- образец марки-пломбы (утверждается Минпромэнерго России) <30>.

До тех пор пока указанные документы не будут приняты, в этой части будет продолжать действовать старый порядок.


<1> утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470

<2> Приказ Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36

<3> п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

<4> п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470

<5> п. 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 5 Положения

<6> п. 3.2 Положения о порядке ведения Государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации, утв. Решением ГМЭК по ККМ от 22.10.93, протокол N 3; Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<7> п. 19 Положения

<8> статьи 14.5, 2.4 КоАП РФ

<9> п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36

<10> ст. 14.5 КоАП РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16

<11> Постановления ФАС ВСО от 27.03.2007 N А19-26810/06-36-Ф02-1552/07, от 20.02.2007 N А19-24613/06-Ф02-676/07; ФАС ЗСО от 20.06.2007 N Ф04-4100/2007(35523-А03-32); ФАС ДВО от 28.03.2007 N Ф03-А73/07-2/277; ФАС МО от 29.03.2007 N КА-А40/2062-07; ФАС СЗО от 29.06.2006 N А42-13767/2005; ФАС УО от 15.02.2007 N Ф09-404/07-С1

<12> пп. 3, 4 Положения

<13> пп. 3, 11 Положения

<14> п. 6 Положения

<15> п. 8 Положения, утв. Решением ГМЭК по ККМ от 06.03.95 N 2/18-95

<16> п. 8 Положения

<17> подп. "г" п. 13, п. 14 Положения

<18> п. 14 Положения

<19> п. 7 Положения

<20> п. 10 Положения

<21> приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36

<22> п. 15 Положения

<23> п. 17 Положения

<24> п. 16 Положения

<25> п. 15 Положения

<26> пп. 16, 17 Положения

<27> утв. Приказом ФНС России от 02.09.2005 N САЭ-3-25/422@ (утратил силу)

<28> п. 4 Положения

<29> пп. 7, 11 Положения

<30> п. 10 Положения

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 16, 2007

ПЛЕНУМ ВАС РФ РАЗОБРАЛСЯ С "АВАНСОВЫМИ" ПЕНЯМИ

Кокурина М.

С начала 2007 г. действует норма, однозначно устанавливающая обязанность уплачивать пени за невнесение (несвоевременное внесение) авансовых платежей по налогам (например, ЕСН, налогу на прибыль) <1>. В связи с этим Пленум ВАС РФ решил также однозначно определить порядок начисления таких пеней <2>.

Из высказываний ВАС РФ по этому вопросу налогоплательщику необходимо усвоить следующее.

1. Пени должны начисляться со дня, следующего за последним днем срока внесения авансового платежа (в том числе и по авансам, которые должны исчисляться ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли):

(или) до дня фактической уплаты авансового платежа - при его несвоевременной уплате;

(или) до последнего дня срока уплаты соответствующего налога - при неуплате авансового платежа.

Например, при неуплате авансового платежа по ЕСН за январь 2007 г. пени начисляются с 16 февраля 2007 г. до 15 апреля 2008 г. <3>

Таким образом, период взимания "авансовых" пеней ограничен.

2. Пени, начисленные за неуплату авансовых платежей по налогам, должны быть соразмерно уменьшены:

(если) по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, которые должны были быть уплачены в этом году;

(если) по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев сумма авансовых платежей, рассчитанных исходя из реальной налоговой базы, оказалась меньше суммы ежемесячных авансовых платежей, которые должны были быть уплачены в указанные периоды.

На первый взгляд, не совсем понятно, почему Пленум ВАС РФ решил акцентировать внимание на случаях, когда необходимо уменьшать "авансовые" пени. Ведь по идее, если авансовый платеж, допустим по налогу на прибыль, по итогам отчетного периода (I квартал, полугодие, 9 месяцев) оказался меньше суммы ежемесячных авансовых платежей, то в автоматизированной информационной системе (АИС) "Налог" инспектор должен сделать записи по уменьшению ежемесячных авансов именно на те даты, когда эти авансы должны были быть уплачены (например, по авансовым платежам по налогу на прибыль за II квартал 2007 г. - на 28 апреля, 28 мая и 28 июня 2007 г. <4>). При таком условии пересчет пеней произойдет автоматически. Кстати, во многих инспекциях г. Москвы именно так и делают.

Но на практике может получиться, что инспекция сделает уменьшение авансов не на даты, когда они должны были быть уплачены (ведь никаких прямых указаний именно на такой порядок не существует), а на дату подачи декларации. Значит, пени окажутся гораздо выше.

Масла в огонь подливает финансовое ведомство, которое считает, что при пересчете авансов в сторону их уменьшения начисленные за их неуплату (неполную уплату) пени излишне уплаченными не являются <5>. Столь прямолинейное указание инспекциям на то, что пересчитывать ничего не нужно, без сомнения, означает: налогоплательщик не сумеет добиться уменьшения пеней в инспекции - ему придется обращаться в суд. Вот тогда-то налогоплательщику и поможет сделанное Пленумом указание судам о соразмерном уменьшении "авансовых" пеней.

Еще один важный вопрос, освещенный Пленумом ВАС РФ, касается начисления пеней за несвоевременную уплату (неуплату) авансов по пенсионным взносам. ВАС РФ подчеркнул, что действующее пенсионное законодательство предусматривает уплату пеней только в случае несвоевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов по итогам отчетного (расчетного) периода <6>. Значит, пени за неуплату ежемесячных авансов не должны начисляться вообще.


<1> абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ

<2> Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47

<3> пп. 3, 7 ст. 243 НК РФ

<4> Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 661

<5> Письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74

<6> ст. 24, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 17, 2007

МРОТ, ДА НЕ ТОТ

Шаповал Е.

Больше, но не лучше

С 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) для выплаты заработной платы, больничных и пособий по беременности и родам увеличился с 1100 до 2300 руб. <1>

Примечание. По закону МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума <2>. Однако эта норма по-прежнему носит декларативный характер. Предполагается лишь принятие в неопределенном будущем федерального закона, устанавливающего порядок и сроки введения МРОТ на уровне прожиточного минимума <3>. Вместе с тем повышение МРОТ до 2300 руб. должно приблизить его к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения. Отметим, что с 2005 г. прожиточный минимум в целом по РФ Правительством РФ не устанавливался. Он определяется лишь по регионам и составляет в I квартале 2007 г., например, в Москве - 6360 руб., в Питере - 4224 руб. 20 коп. <4>

Однако если раньше меньше этой величины не могла быть тарифная (фиксированная) часть заработной платы - тарифная ставка, должностной оклад или денежное вознаграждение, то теперь этим размером охватывается общая сумма заработной платы (включая доплаты, надбавки к тарифным ставкам, должностным окладам, а также премии), начисляемая работнику, полностью отработавшему месяц и выполнившему трудовые обязанности <5>.

Вместе с тем нельзя снижать размер тарифных ставок, должностных окладов, денежного вознаграждения, установленный работнику до 1 сентября 2007 г. Также запрещено уменьшать и размер надбавок и доплат (в частности, за тяжелые, вредные или опасные условия труда), установленных работникам до 1 сентября 2007 г. <6>

Внимание! С 1 сентября 2007 г. общая сумма начисленной работнику зарплаты (а не только оклад) за полностью отработанный месяц не может быть меньше 2300 руб.

Следовательно, с 1 сентября 2007 г. фактически размер зарплаты для тех работников, которым она установлена на уровне МРОТ и включает не только оклад, но и другие выплаты, вряд ли увеличится, а если и увеличится, то незначительно. Это относится, прежде всего, к бюджетникам, у которых доля доплат и надбавок к заработной плате составляет более 40% оклада в зависимости от условий и режима труда, сложности работ и др.

Таким образом, если по состоянию на 1 сентября 2007 г. общая сумма начисляемой работнику зарплаты не ниже 2300 руб., то можно не повышать ему оклад в связи с увеличением МРОТ.

Последствия увеличения МРОТ

(+) С увеличением МРОТ до 2300 руб. увеличился и размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для лиц, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев <7>.

Следовательно, если период нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам таких работников приходится на период до и после 1 сентября 2007 г., то до указанной даты пособия им выплачиваются из расчета 1100 руб. за календарный месяц, а после нее - из расчета 2300 руб. за календарный месяц. При этом если пособие по беременности и родам уже выплачено, то за период после 1 сентября 2007 г. его нужно доплатить.

Примечание. О том, как рассчитать больничные и пособие по беременности и родам работникам, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев, читайте в журнале "Главная книга", 2007, N 14, с. 29.

(+) Теперь организации и предприниматели, применяющие спецрежимы, смогут возместить из ФСС РФ часть пособия по временной нетрудоспособности из расчета 2300 руб. за месяц по больничным, выплаченным за период после 1 сентября 2007 г. <8>

(+) Прямо запрещено использовать МРОТ для каких-либо целей, кроме регулирования оплаты труда и выплаты больничных <9>. Сейчас штрафы не привязаны к МРОТ в федеральных законах, поскольку размеры административных, налоговых и уголовных штрафов установлены в фиксированных рублевых суммах.

Однако в некоторых ранее принятых федеральных законах еще упоминается МРОТ, который равен 100 руб. <10>

Региональный МРОТ

Возможность устанавливать региональными законами МРОТ выше федерального появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала <11>. В настоящее время почти никто из них таким правом не воспользовался, кроме Вологодской области, на территории которой с 1 января 2007 г. установлен региональный МРОТ 1220 руб. <12>

В то же время ряд субъектов РФ (в частности, Москва, Волгоградская, Воронежская области) повышали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. Именно подобная схема повышения регионального МРОТ и вводится с 1 сентября 2007 г. повсеместно <13>.

Итак, с 1 сентября 2007 г. повышенный региональный МРОТ может быть установлен региональным соглашением о минимальной заработной плате в любом субъекте РФ, а не только в тех из них, которые не получают дотации из федерального бюджета <14>.

Однако, хотя эти соглашения и не закон, они носят добровольно-принудительный характер даже для тех работодателей, которые не откажутся их подписать (кроме организаций, финансируемых из бюджета). Потому что после официального опубликования такого соглашения и предложения присоединиться к нему (если не будет представлен мотивированный письменный отказ от присоединения к нему) действие соглашения распространится и на вас <15>. То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального МРОТ. Поэтому если региональный МРОТ вам не по силам, то следите за публикациями и будьте готовы до истечения 30 календарных дней с момента опубликования представить в уполномоченный орган субъекта РФ <16>:

- мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;

- протокол консультаций с профкомом, если он есть;

- график поэтапного "подтягивания" оплаты труда до уровня регионального МРОТ. Его соблюдение будет контролировать государственная инспекция труда субъекта РФ, в которую направят копию мотивированного отказа. Однако за его нарушение ответственность пока законодательством не предусмотрена.

А вот если не будет соблюдена процедура мотивированного отказа от присоединения к региональному соглашению о минимальной зарплате, а зарплата будет выплачиваться ниже регионального МРОТ, то ответственность будет точно такая же, как за выплату зарплаты ниже федерального МРОТ.

С 1 сентября 2007 г. выплата зарплаты ниже МРОТ (как федерального, так и регионального) может повлечь административную ответственность <17>:

для руководителя компании - штраф от 1000 до 5000 руб.;

для индивидуального предпринимателя - штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;

для организации - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток.

Работодателей, отказавшихся платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ, могут еще вызвать для беседы в уполномоченный субъектом РФ орган исполнительной власти, куда пригласят также представителей профсоюза, если он есть. Неявка работодателя грозит ему штрафом от 1000 до 3000 руб. за уклонение от участия в переговорах о заключении соглашения <18>.

Итак, региональный МРОТ, установленный соглашением, обязателен для работодателей, которые подписали такое соглашение или не отказались от присоединения к нему <16>. При этом региональный МРОТ используется только для оплаты труда и не действует в отношении больничных и пособий по беременности и родам. Коммерческие организации и предприниматели обеспечивают выплату зарплаты работникам не ниже МРОТ, установленного в субъекте РФ, за счет собственных источников <16>.

Подведем итоги. С 1 сентября 2007 г. начисленная работнику зарплата, включая надбавки, доплаты, премии, не может быть ниже:

(или) федерального МРОТ - 2300 руб.;

(или) регионального МРОТ, установленного соглашением о МРОТ в субъекте РФ, если:

(или) работодатель к нему присоединился;

(или) работодатель не отказался от присоединения к нему.


<1> статьи 1, 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"; ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

<2> ст. 133 ТК РФ

<3> ст. 421 ТК РФ

<4> Постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 422-ПП; Правительства Санкт- Петербурга от 23.04.2007 N 424

<5> п. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ"; ст. 129 ТК РФ (ред. от 30.12.2006); ст. 133 ТК РФ (ред. от 20.04.2007)

<6> ст. 5 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ

<7> ч. 6 ст. 7, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

<8> ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ

<9> ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

<10> ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

<11> п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ; ст. 2 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 22.08.2004)

<12> статьи 1, 5 Закона Вологодской области от 11.01.2007 N 1541-ОЗ "О минимальном размере оплаты труда в Вологодской области"

<13> ст. 133.1 ТК РФ

<14> статьи 133.1, 29, 33, 45 ТК РФ

<15> статьи 133.1, 48 ТК РФ

<16> ст. 133.1 ТК РФ

<17> ст. 5.27 КоАП РФ

<18> ст. 5.28 КоАП РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 17, 2007

ОБ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ О РЫНОЧНЫХ ЦЕНАХ

Дыбов А. И.

Вопрос. Насколько я понял со слов лектора, при проверке "правильности" цен налоговики могут использовать информацию о рыночных ценах, полученную только из официальных источников. Что это за источники?

А. Д.: Вы знаете, рассортировать источники по принципу "официальный/неофициальный" довольно сложно. Практика показывает, что здесь все зависит не столько от самого источника, сколько от информации о ценах, предоставленной им. Если она соответствует принципам определения рыночной цены по статье 40 Налогового кодекса, то суд может признать официальным источником даже письмо из организации со сходным родом деятельности <1>. И наоборот: если цены, указанные в справке или ином отчете, не имеют никакого отношения к рыночным в понимании статьи 40, суд отвергнет такую информацию, невзирая на кажущуюся "официальность" источника, например территориального подразделения Росстата.

Вопрос. Чем же судам не нравится Росстат?

А. Д.: Сам Росстат судей устраивает, не устраивает предоставляемая им информация. Вернее, то, как эту информацию используют налоговики. Обычно в справке или письме статистиков содержатся сведения о средних ценах на товар по субъекту РФ, но нет ни слова о рыночных ценах на идентичный товар, реализуемый в сопоставимых условиях и в определенный промежуток времени <2>. Поэтому суды такие справки во внимание не принимают <3>, а иногда из-за этого вовсе относят Росстат к неофициальным источникам информации <4>.

Грешат предоставлением данных о, так сказать, "средней температуре по больнице" и всевозможные комитеты и министерства субъектов РФ, ответственные за регулирование предпринимательской деятельности. Один из споров, в котором фигурировали такие данные, дошел даже до Высшего арбитражного суда. Суд постановил: справка областного Комитета экономического развития и торговли со средними оптовыми ценами на товары не является доказательством занижения налогоплательщиком отпускных цен и не может служить основанием для доначисления налогов <5>.

Кстати, отрывки из этого решения цитируют некоторые федеральные арбитражные суды, отказывая налоговикам в их претензиях к ценам. Причина все та же: средние цены не есть рыночные <6>.

Справедливости ради стоит отметить, что встречаются решения, в которых судей вполне устраивает ценовая "вилка", когда в отчете источника указаны минимально возможная и максимально возможная цены на товар, работу или услугу. Например, в одном из случаев поводом для доначисления налогов послужили данные информационно-аналитического агентства, в которых были указаны наименьшие и наибольшие ставки аренды имущества по районам города. Налоговики использовали в расчете минимальные, но и они оказались выше тех, которые использовал налогоплательщик. Суд нарушений не усмотрел <7>. К счастью, решения такого рода в меньшинстве.

Вопрос. Вы сказали, что налоги могут доначислить даже на основании письма из организации сходного профиля. И часто такое случается?

А. Д.: Не часто. Гораздо чаще налоговики остаются ни с чем, поскольку судьи отмечают, что данные о ценах из двух-трех организаций мало похожи на информацию о рыночных ценах в понимании статьи 40 Налогового кодекса. Так, зачастую они не учитывают особенностей деятельности проверяемой организации, или товары либо услуги, о ценах на которые есть информация, не являются идентичными тем, которые продает (оказывает) налогоплательщик <8>. Некоторые судьи вовсе с ходу отметают информацию от аналогичных по профилю организаций, поскольку не считают такой источник официальным, так как в компетенцию "обычных" организаций не входит определение рыночных цен <9>.

Вопрос. В 40-й статье упоминаются также биржи. И лектор говорила, что информация о ценах, предоставляемая биржами, как правило, принимается судами. Это действительно так?

А. Д.: Вы знаете, у меня по судебной практике федеральных округов другие данные.

Во-первых, судя по арбитражной практике, информация бирж не очень часто используется при контроле рыночных цен. Почти все дела, в которых в качестве источника информации о ценах налоговики используют биржевые данные о ценах, сконцентрированы в одном округе - Северо-Западном.

Во-вторых, здесь все примерно то же самое, что и в случае с информацией от других организаций, аналогичных по профилю проверяемой. Сама по себе цена на товар в справке биржи не может быть признана рыночной лишь потому, что документ дала биржа. Это повод к размышлению, но не повод к доначислению налогов <10>. А еще неплохо, чтобы биржа была расположена в том же регионе, в котором налогоплательщик ведет торговлю, иначе ее информация вообще не может приниматься во внимание. Ведь это данные о ценах, сформировавшихся на другом рынке <11>.

Наконец, в одном из дел суд отверг информацию биржи из-за того, что налоговый орган не подтвердил ее полномочий по информированию о ценах. Жаль, судьи не расшифровали, как именно такие полномочия должны подтверждаться <12>.

В результате из 12 "биржевых" дел по Северо-Западному округу, имеющихся в моем распоряжении, в пользу налогоплательщика разрешены все 12. Причем именно из-за того, что суды не признали информацию о биржевых ценах информацией о ценах рыночных.

Вопрос. Как-то все гладко для налогоплательщиков получается. И тот источник не может информировать о ценах, и тот.

А. Д.: Отнюдь не все. Если налоговики подходят к составлению запроса обдуманно, а источник так же обдуманно подходит к ответу на него, то у налогоплательщика шансов мало. Так, в одном из дел основанием для признания цены не соответствующей рыночной послужили данные Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Цена Союзом была определена скрупулезно, с привлечением таможенников, специалистов Министерства экономического развития и торговли и ряда других экспертов. Естественно, суд признал ее рыночной <13>.

В другой ситуации судьи посчитали достаточным доказательством занижения цены аренды игорного оборудования тот факт, что по информации Комиссии по игорному бизнесу регионального совета предпринимателей эта цена была ниже минимального размера арендных ставок в тот период времени <14>. Позднее с выводами суда согласился и ВАС РФ, отказав в передаче данного дела в Президиум для пересмотра <15>. Еще в одном случае налогоплательщика, продавшего квартиру по заниженной цене, "прижали" данными из областной торгово-промышленной палаты. По ним выходило, что минимальная рыночная цена сходных квартир в этом же доме значительно выше той, что была использована в сделке <16>.

Вообще же, некоторые суды склонны доверять информации из торгово-промышленных палат, в отдельных округах их прямо называют официальным источником данных о рыночных ценах <17>. Но чаще к информации из палат судьи подходят взвешенно, оценивая ее с позиций статьи 40 Налогового кодекса. Такой тест по силам пройти отнюдь не всем справкам и отчетам торгово-промышленных палат, особенно если они не учитывают сопоставимость условий сделок и прочие факторы <18>.

Хотя одно можно сказать точно. Налогоплательщику придется плохо, если за дело берется профессиональный оценщик. Тут уж точно не удастся выйти сухим из воды: суды, как и отмечала Ольга Анатольевна на семинаре, охотно верят результатам независимой оценки <19>. Впрочем, и налоговикам надо быть готовыми к тому, что налогоплательщик, заручившись заключением оценщика, сможет отстоять свою правоту в суде <20>.

Вопрос. Я слышала, что время от времени налоговые органы нерыночной цену называют из- за того, что она не соответствует ценам в рекламных каталогах. Неужели правда?!

А. Д.: Увы, правда. Другое дело, что судьи энтузиазма налоговиков не разделяют и "разворачивают" их со сходной формулировкой: рекламные каталоги и прочие рекламные издания содержат лишь цену предложения, а потому рыночной ее признать нельзя. Ведь неизвестно, как эта цена взаимодействует со спросом, то есть по какой цене в действительности продается товар. Так что цены каталогов и рекламных изданий - это точно не источник информации о рыночных ценах <21>.

Вопрос. А встречались ли вам экзотичные источники информации о ценах?

А. Д.: Да куда уж экзотичнее газеты с объявлениями! Разве что данные таможенников о таможенной стоимости товара, ввезенного в страну, а потом проданного здесь. Налоговиков цена продажи не устроила, и они принесли в суд информацию о таможенной стоимости. Суд не принял ее во внимание, указав, что таможенная стоимость и рыночная цена похожи примерно так же, как садовая тачка с автомобилем. И то и то, конечно, ездит, только вот цели использования разные <22>.

Теперь, если позволите, подведем итоги нашей беседы. Главных выводов всего два.

Первый: закрытого перечня официальных источников информации о рыночных ценах не существует.

Второй: в большинстве случаев суды оценивают соответствие информации источника положениям статьи 40 НК РФ. Если соответствия нет, такие сведения при принятии решения не учитываются.


<1> см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2005 N А79- 9855/2004-СК1-9264

<2> п. 9 ст. 40 НК РФ

<3> см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2006 N А82-7208/2005-37; ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2007 N Ф04-3537/2006(36103-А46-14); ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2005 N А05-5175/04-26

<4> см., например, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2007 N КА-А40/5440- 07

<5> Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04

<6> см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 N А33- 11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1; ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2007 N Ф04-1538/2007(32558-А45-31)

<7> Постановление ФАС Московского округа от 21.09.2006 N КА-А40/8885-06

<8> см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2007 N Ф04-3537/2006(36103-А46-14); ФАС Поволжского округа от 09.03.2006 N А55-7775/05-43

<9> см., например, Постановления ФАС Московского округа от 28.03.2005 N КА-А40/2058- 05; ФАС Уральского округа от 27.07.2005 N Ф09-3573/04-С2

<10> см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.11.2005 N А56-45765/04, от 13.01.2006 N А56-31806/04

<11> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2006 N А56-33623/2005

<12> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2007 N А56-52120/2005

<13> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.09.2004 N А78-5802/03-С2-17/381-Ф02-2869/04-С1

<14> Постановление ФАС Московского округа от 03.11.2006 N КА-А40/10623-06

<15> Определение ВАС РФ от 27.02.2007 N 1563

<16> Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2006 N Ф09-5261/06-С2

<17> см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6673/2006-2768А

<18> см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 29.11.2005 N Ф09-5389/05-С2; ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2006 N А56-26597/2005

<19> см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2005 N А28- 8168/2005-210/18; ФАС Московского округа от 01.06.2007 N КАА40/3203-07

<20> см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2006 N А33-20135/05-Ф02-3447/06-С1

<21> см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4809/2007(36308-А46-19); ФАС Московского округа от 19.01.2007 N КА-А40/13490-06

<22> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2006 N Ф03-А51/06-2/2646

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 9

О ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ

Лысенко С.С.

Могут ли быть признаны организация и ее работники взаимозависимыми лицами только лишь на основании наличия между ними трудовых отношений?

ДА

НЕТ

Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, в том числе лица, подчиняющиеся другим лицам по должностному положению <1>.

Взаимозависимость организации и ее работников по заключенным между ними гражданско-правовым сделкам подтверждается тем, что договоры от имени работодателя-организации фактически подписываются ее руководителем, которому работники подчиняются по должностному положению.

Работники и работодатели являются взаимозависимыми лицами в целях налогообложения, так как наличие трудовых отношений между ними влияет на условия их деятельности.

Реализация товаров (работ, услуг) работникам по ценам ниже рыночных является одним из способов стимулирования работников. А значит, отношения между работникоми организацией влияют на результаты сделок между ними.

Взаимозависимыми исходя из должностной подчиненности могут быть признаны только физические лица <2>.

При заключении договоров от имени организации-работодателя ее руководитель действует как законный представитель этой организации, а не как лицо, которому работники подчиняются по должностному положению.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работником и организацией не доказывает наличия взаимозависимости по сделкам между ними.

Взаимозависимость работника и работодателя может быть признана только судом и только в случае, если налоговый орган докажет, что отношения между работником и работодателем влияют на результаты заключенных между ними сделок <3>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Западно-Сибирского округа

от 23.08.2004 N Ф04-5619/2004(А70-3744-19)

2 решения <4>

ФАС Поволжского округа

от 26.07.2005 N А72-6739/04-7/50 <*>

от 27.02.2007 N А12-8023/2006

ФАС Северо-Западного округа

 

2 решения <5>

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 25.01.2005 N Ф08-6598/2004-2509А

ФАС Уральского округа

3 решения <6>

 

ФАС Центрального округа

 

от 12.05.2004 N А64-5118/02-10

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

от 17.02.2005 N А56-35617/2004 <**>

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

от 01.11.2006 N 17АП-5/06АК <***>

 

ИТОГО: 6

ИТОГО: 8


<*> В данном случае работнику было передано имущество безвозмездно. Соглашаясь с налоговым органом, суд не требовал каких-либо дополнительных доказательств того, что отношения между работником и работодателем повлияли на результаты сделки.

<**> Оставлено без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2005 N А56-35617/04.

<***> Оставлено без изменения Постановлением ФАС Уральского округа от 29.01.2007 N Ф09-12266/06-С3.


<1> п. 1 ст. 20 НК РФ

<2> подп. 2 п. 1 ст. 20 НК РФ

<3> п. 2 ст. 20 НК РФ

<4> см. Постановления от 24.02.2005 N Ф04-1439/2004(8602-А27-14), от 11.08.2004 N Ф04- 5514/2004(А27-3538-6)

<5> см. Постановления от 14.06.2005 N А56-38192/04, от 08.04.2004 N А56-25645/03

<6> см. Постановления от 12.09.2006 N Ф09-7327/06-С7, от 22.06.2006 N Ф09-5261/06-С2, от 18.01.2005 N Ф09-5882/04-АК

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 9

О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ ЦЕН У ПОКУПАТЕЛЯ

Лысенко С.С.

Вправе ли налоговые органы контролировать цену сделки у покупателя товаров (работ, услуг)?

ДА

НЕТ

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам <1>.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории России или за ее пределами <2>.

Из определения рынка, данного в ст. 40 НК РФ, следует, что действие данной статьи не ограничено сделками по реализации продавцом товаров (работ, услуг). Установленный в ней порядок определения рыночной цены распространяется и на покупателей товаров (работ, услуг).

Статья 40 НК РФ может быть применена только для проверки цен налогоплательщика, реализующего товары (работы, услуги). Она не регулирует вопросы, связанные с проверкой соответствия рыночным цен, по которым товары (работы, услуги) приобретаются покупателем.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Московского округа

от 11.12.2006 N КА-А40/11926-06

 

ФАС Северо-Западного округа <*>

 

4 решения <3>

ИТОГО: 1

ИТОГО: 4


<*> Налоговый орган вынес решение о доначислении налогов покупателю на основании нормы подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.

Обращаем внимание на то, что имеются судебные решения по делам о доначислении налогов покупателю товаров (работ, услуг), в которых суды не рассматривают вопрос о правомерности применения к ним статьи 40 НК РФ.

Но если налогоплательщик не акцентирует внимание суда на этом вопросе, то суд и не обязан его исследовать <4>. В таком случае суд может как принять решение о незаконном доначислении налогов, например, в случае недоказанности взаимозависимости покупателя и продавца, отсутствия "непродолжительного периода времени" или официального источника информации о ценах <5>, так и согласиться с налоговым органом, что цена приобретения товаров (работ, услуг) не соответствует рыночной цене <6>.


<1> п. 2 ст. 40 НК РФ

<2> п. 5 ст. 40 НК РФ

<3> см. Постановления от 03.04.2007 N А56-52767/2005 от 20.11.2006 N А56-11680/2006, от 15.08.2006 N А56-56064/2005, от 18.10.2004 N А56-4904/04

<4> статьи 8, 9 АПК РФ

<5> см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 10423/04; ФАС Уральского округа от 25.10.2006 N Ф09-9525/06-С7; Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2007 N 09АП-1839/2007-АК

<6> см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2007 N Ф08-1082/2007-445А; ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2005 N Ф04-2659/2005(10971-А46-25)

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 9

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИМЕНЕНИИ УСНО

Музыченко О.Ю.

Вопрос. Мы слышали, что с нового года правила применения УСНО сильно изменятся, это правда?

О. М.: Пожалуй, нельзя сказать, что правила применения УСНО изменятся кардинально, но некоторые новшества действительно есть. Поправки внесены Законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ <1>. Отчасти они носят технический характер, но есть и изменения по существу, которые в основном касаются перечня и правил учета расходов, оснований и порядка перехода с УСНО на другой режим налогообложения и наоборот, а также порядка применения УСНО на основе патента. Изменения эти вступают в силу с 1 января 2008 года <2>.

Есть, однако, проблема с применением изменений в правилах учета расходов при УСНО, то есть новой редакции статей 346.16 и 346.17 НК РФ. Дело в том, что в нормах о вступлении в силу Закона N 85-ФЗ сказано, что действие новой редакции названных статей распространяется на весь 2007 год <3>. Казалось бы, из этого следует, что все нововведенные расходы можно учитывать уже сейчас. Но беда в том, что и это положение "о распространении" вступает в силу только с 1 января 2008 года. В 2007 году оно формально еще не действует, указание на вступление его в силу ранее 2008 года в Законе отсутствует.

Возможно, законодатель просто забыл это сделать, а возможно, действительно хотел несколько отсрочить начало применения обновленных расходов - судить сложно. Тем более что не только эксперты разошлись в оценке порядка применения этой нормы - сам Минфин запутался в том, как и когда применять новые правила <4>.

И тут у налогоплательщика есть два варианта: учитывать новые правила уже при расчете и уплате авансовых платежей в 2007 году или ждать наступления 2008 года и учесть все "новые" расходы только в декларации за весь 2007 год. Первый мы можем порекомендовать тем, кто не боится судиться, - вполне возможно, что с учетом письменного разъяснения Минфина <5> решение суда будет в вашу пользу. Тем более что многие из добавленных расходов не так уж и новы и разъяснения о том, что их можно учитывать при УСНО, давались и раньше. Нельзя, однако, забывать, что в случае проигрыша вам могут насчитать и пени за несвоевременную уплату авансовых платежей.

Вопрос. А одна моя знакомая, работающая бухгалтером, говорила, что теперь из-за поправок ей придется забыть об УСНО и перейти на общий режим...

О. М.: Возможно, если ваша знакомая работает в иностранной фирме. Теперь в пункт 3 статьи 346.12 НК РФ, определяющий круг налогоплательщиков, которым запрещено переходить на УСНО, добавлен прямой запрет на применение этого режима всеми иностранными организациями <6>, а не только имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, как указано в действующей редакции нормы.

Напомню, что иностранными организациями НК называет иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации <7>. Так что если иностранная организация не вела никакой деятельности на территории России, но имела здесь дорогое имущество, то за голову схватиться есть от чего. Ведь раньше такая организация, не имея доходов, вместо того, чтобы платить весьма существенные суммы налога на имущество, могла не платить вообще ничего. С 1 января 2008 года такая возможность исчезнет.

Однако "упрощенцам" российского происхождения беспокоиться нечего, никаких новых ограничений в применении этого режима не предусмотрено, напротив, некоторые изменения призваны сделать порядок перехода на УСНО более понятным.

Вопрос. И что же нового в этом порядке?

О. М.: Окончательно решена проблема с подсчетом доходов для решения вопроса о возможности перехода на УСНО теми организациями, которые осуществляли деятельность, облагаемую ЕНВД, и одновременно являлись плательщиками налогов по общему режиму, или теми, кто, находясь на ЕНВД, начинал новый вид деятельности и хотел перевести его на УСНО. Напомню, что переход на УСНО возможен только в том случае, если доходы организации не превышают определенного лимита. Ранее таких налогоплательщиков обязывали учитывать доходы, полученные как от деятельности на общем режиме, так и от деятельности, по которой платится ЕНВД. Сначала законодатель прямым текстом прописывал это в НК <8>, потом такая ситуация сохранялась из-за указаний Минфина <9>. Однако теперь никаких разночтений быть не может - в Законе N 85-ФЗ четко сказано, что "объединенный" подсчет ведется только для ограничений по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов <10>, а при подсчете доходов деятельность, облагаемая ЕНВД, не учитывается <11>.

Примечание. Суды и раньше считали, что доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, не учитываются при определении лимита дохода, позволяющего перейти на УСНО. Подробнее от этом см. с. 107.

Кроме того, теперь закон обязал организации в заявлении о переходе на УСНО, помимо сведений о доходах, указывать и сведения о среднесписочной численности работников, и сведения о стоимости основных средств и нематериальных активов <12>. Заметим, что строки для указания этих показателей всегда были в форме заявления, утвержденной налоговым ведомством <13>.

Вопрос. Скажите, а при "обратном" переходе, с УСНО на общий режим, что-то изменилось?

О. М.: Да. Кое-что поменялось для участников договора простого товарищества <14> или доверительного управления имуществом <15>. Если они не выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов <16>, они утрачивают право на УСНО <17>. Фактически речь здесь идет о случаях, когда налогоплательщик, который платит налог с объекта налогообложения "доходы", впоследствии становится участником такого договора. Напомню, что сам запрет на выбор объекта налогообложения при УСНО для участников совместной деятельности и доверительного управления установлен еще с 1 января 2006 года <18>.

Есть и новые детали в порядке смены режимов налогообложения.

Во-первых, уточнены правила признания доходов и расходов "упрощенцами", переходящими на исчисление налога на прибыль по методу начисления <19>. С нового года не оплаченные при УСНО расходы и доходы надо учесть при исчислении налогооблагаемой прибыли в месяце перехода с "упрощенки" на общий режим.

Во-вторых, при налогообложении прибыли можно будет учесть недосписанную на расходы в период применения УСНО стоимость ОС и НМА, которые приобретены или созданы не только до перехода на УСНО, но и в период ее применения <20>.

Ну и, наконец, НДС. Для получения освобождения от уплаты НДС <21> переходящему на общий режим "упрощенцу" достаточно будет представить в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов <22>.

Кроме того, если, будучи на УСНО, вы не учли в расходах стоимость товаров, работ и услуг, по которым поставщиками вам был предъявлен НДС, перейдя на общий режим, вы сможете принять этот НДС к вычету <23>.

И наоборот, если до перехода с общего режима на УСНО вы заплатили в бюджет НДС с авансов, полученных в счет поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые будут проданы уже в период применения УСНО, суммы такого НДС также можно принять к вычету. Это надо сделать в последнем перед переходом налоговом периоде, предварительно вернув покупателям полученный с них НДС <24>.

Вопрос. Вы сказали, что есть изменения в перечне расходов, которые можно учесть при УСНО. А можно уточнить, о чем речь?

О. М.: Да, конечно. Самое существенное послабление налогоплательщикам - это расширение перечня расходов, связанных с основными средствами. Теперь, кроме расходов по созданию и приобретению ОС (что называется, "с нуля"), законом разрешено учитывать также расходы на различного рода "переделки": достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение <25>. Причем в отношении этих расходов уточнен еще и порядок их списания. Теперь это можно делать по мере оплаты <26>, в том числе частичной, не дожидаясь полной оплаты всей стоимости, как это было раньше <27>.

Также теперь четко определен момент учета возвращаемых предоплат - на такие суммы уменьшаются доходы того периода, в котором и произведен возврат <28>.

Должно убавиться и число проблем с расходами по реализации товаров.

Во-первых, наконец прямо указано, что учитываются расходы по транспортировке, хранению и обслуживанию товаров, связанные не только с реализацией, но и с приобретением. Но главное - эти расходы теперь можно учитывать по мере их оплаты <29>, а не после реализации товаров, как того требовали налоговики.

Еще две спорные ситуации по расходам также разрешились в пользу налогоплательщика. В их числе - возможность исключения из налоговой базы при УСНО расходов по обслуживанию ККТ <30> и вывозу твердых бытовых отходов <31>.

Ну и последнее, что можно сказать об учете расходов, это то, что новая редакция статьи 346.16 НК не оставляет никаких неясностей в вопросе учета в расходах сумм уплаченного налога при УСНО - делать этого нельзя <32>.

Вопрос. А по налоговому учету товаров и материалов для "упрощенцев" ничего не поменяли? Знаете, все это так сложно...

О. М.: Да, хотелось бы, конечно, и такие идеи были, но, увы, ничего здесь не изменилось. Списание расходов на приобретение сырья, материалов и товаров "по оплате" так и не ввели <33>, и от далеко не простых расчетов "упрощенцы" так и не избавлены.

Вопрос. А кроме внесенных Законом N 85-ФЗ, изменений в "упрощенке" нет?

О. М.: Кое-что к перечню учитываемых при формировании налоговой базы расходов добавил и совсем свежий Закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ <34>. Его принятие порадует тех налогоплательщиков, у которых есть расходы по так называемой инновационной деятельности - внедрению научно-технических разработок. Теперь разрешено исключать из налоговой базы расходы на НИОКР, на приобретение прав на изобретения, программы и базы данных, ноу-хау и тому подобного. Кроме того, в расходы будет включаться и то, что потрачено на патентование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и средства индивидуализации, такие, как, например, оригинальные названия <35>.

Отмечу, что эти изменения вступают в силу также с 1 января 2008 года.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ)

<2> cт. 4 Закона N 85-ФЗ

<3> п. 2 ст. 3 Закона N 85-ФЗ

<4> Письма Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/2/159, от 01.08.2007 N 03-11-04/2/193

<5> Письмо Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/2/159

<6> подп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<7> п. 2 ст. 11 НК РФ

<8> п. 4 ст. 346.12 НК РФ (ред. от 07.07.2003)

<9> Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-11-04/2/184, от 05.12.2006 N 03-11-05/265

<10> подп. 15, 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<11> п. 4 ст. 346.12 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<12> п. 1 ст. 346.13 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<13> форма N 26.2-1, утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495

<14> гл. 55 ГК РФ

<15> гл. 53 ГК РФ

<16> пп. 1, 3 ст. 346.14 НК РФ

<17> п. 4 ст. 346.13 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<18> п. 3 ст. 346.14 НК РФ (ред. от 21.07.2005)

<19> подп. 1, 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<20> п. 3 ст. 346.25 НК РФ

<21> ст. 145 НК РФ

<22> п. 6 ст. 145 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<23> п. 6 ст. 346.25 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<24> п. 5 ст. 346.25 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<25> подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<26> подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<27> Письма Минфина России от 25.05.2007 N 03-11-04/2/140, от 04.04.2007 N 03-11-04/2/89

<28> п. 1 ст. 346.17 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<29> подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<30> подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<31> подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<32> подп. 22 п. 1 ст.346.16 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ)

<33> пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ (ред. Закона N 85-ФЗ); Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/2/195

<34> Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности"

<35> подп. 2.1 - 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ)

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 9

О ПЕРЕХОДЕ ВНОВЬ СОЗДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА УСНО

Хмелевской О.Г.

Может ли налоговый орган отказать в применении УСНО, если вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) обратилась с заявлением о применении этого спецрежима по истечении 5 дней с даты постановки на учет в налоговом органе?

ДА

НЕТ

Вновь созданная организация (предприниматель) вправе подать заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае она вправе применять УСНО с даты постановки ее на учет в налоговом органе <1>.

Пропуск установленного законодательством пятидневного срока для подачи заявления о переходе на УСНО <1> лишает вновь созданную организацию (предпринимателя) права применять УСНО.

Вновь созданные организации (предприниматели) заявляют не о переходе на УСНО, а о ее первоначальном выборе. Тем самым реализуется право на применение УСНО.

НК РФ устанавливает уведомительный, а не разрешительный порядок перехода на УСНО <2> и не предусматривает права налогового органа запрещать такое применение.

Перечень оснований, по которым налогоплательщик не вправе применять УСНО, закрыт <3>. Несоблюдение условия о сроке подачи заявления о переходе на УСНО в этот перечень не входит.

Представление заявления о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет является правом, а не обязанностью налогоплательщика <2>. Подача заявления в более поздний срок не является основанием для отказа в применении УСНО.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Восточно-Сибирского округа

 

3 решения <4>

ФАС Дальневосточного округа

 

2 решения <5>

ФАС Западно-Сибирского округа

 

3 решения <6>

ФАС Поволжского округа

 

3 решения <7>

ФАС Северо-Западного округа

 

2 решения <8>

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 19.10.2004 N Ф08-4901/2004-1869А

ФАС Уральского округа

 

3 решения <9>

Арбитражный суд Свердловской области

 

от 11.05.2007 N А60-4651/07-С6

ИТОГО: 0

ИТОГО: 18

В практике даже встречаются случаи, когда суды поддерживали налогоплательщика, который вообще не подавал заявления о переходе на УСНО и при этом фактически применял этот спецрежим (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2007 N Ф03-А16/06- 2/5641, от 08.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4366).


<1> п. 2 ст. 346.13 НК РФ

<2> статьи 346.11, 346.13 НК РФ

<3> п. 3 ст. 346.12 НК РФ

4) см. Постановления от 13.03.2007 N А58-3772/06-Ф02-1184/07-С1, от 08.02.2007 N А74-2161/06-Ф02-185/07, от 30.11.2006 N А33-10563/06-Ф02-6466/06-С1

<5> см. Постановления от 23.05.2007 N Ф03-А04/07-2/838, от 17.01.2007 N Ф03-А73/06-2/5163

<6> см. Постановления от 31.05.2007 N Ф04-3509/2007(34788-А45-7), от 15.05.2007 N Ф04-2884/2007(34113-А27-7), от 10.05.2006 N Ф04-1976/2006(22224-А70-32)

<7> см. Постановления от 05.04.2007 N А65-19514/06, от 14.11.2006 N А49-4130/06-215А/28, от 07.07.2005 N А06-4184У/4-21/04

<8> см., Постановления от 31.05.2007 N А56-21636/2006, от 26.03.2007 N А44-2437/2006-14

<9> см. Постановления от 14.06.2007 N Ф09-4485/07-С3, от 03.05.2007 N Ф09-3216/07-С3, от 08.12.2004 N Ф09-5208/04-АК

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2007, N 9


Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное