Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 23.04.2007


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс

По страницам журнала "Главная книга"

Выпуск от 23.04.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

Материалы из журнала "Главная книга"

Содержание

ОТ ПЕРЕМЕНЫ СПОСОБА ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРАВО НА ПРОЦЕНТЫ НЕ ИСЧЕЗАЕТ

Кокурина М.А.

Тема возмещения НДС поистине неиссякаема! Мало того, что налоговые органы испытывают терпение налогоплательщиков, не возвращая суммы налога даже по решению суда до тех пор, пока налогоплательщики не согласятся на зачет этих сумм (например, в счет будущих платежей). В последнее время инспекторы опять демонстрируют изобретательность в деле невозвращения сумм вычета, "заигрывая" проценты за опоздание возмещения по той причине, что их выплата не предусмотрена действующим законодательством в отношении зачитываемых сумм налога <1>.

Но Высший Арбитражный Суд РФ вступился за налогоплательщиков, указав, что проценты за несвоевременное получение обоснованной налоговой выгоды должны начисляться налогоплательщику независимо от того, в какой форме - зачета или возврата - эта выгода была ему предоставлена <2>.

То есть высшие арбитры в очередной раз подтвердили, что возврат и зачет не различаются по своему экономическому содержанию и являются "восстановлением имущественного положения налогоплательщика" <3>.

Примечание. Напомним, что в настоящее время максимально возможный период, по истечении которого должны начисляться проценты за несвоевременный возврат (зачет) налога, - это 3 месяца и 12 дней с даты представления налогоплательщиком декларации на проверку <1>.

Только имейте в виду: чтобы повысить свои шансы на возврат и самого налога, и начисленных процентов, следует подавать в суд заявление с правильными требованиями, например:

- о признании недействительным ненормативного акта налогового органа - если налоговым органом вынесено решение об отказе в возмещении;

- о признании незаконным бездействия налогового органа в форме неисполнения решения о возврате - если налоговым органом вынесено решение о возврате, но деньги не перечисляются на счет налогоплательщика;

- о признании незаконным бездействия налогового органа в форме непринятия решения по вопросу о возмещении НДС - если налоговым органом не принято решение по истечении 3 месяцев и 7 дней с момента представления всех документов для камеральной проверки <4>.

Но сам суд, скорее всего, не будет выносить решения, например, об обязании налогового органа возместить налог (выплатить проценты), поскольку заниматься этим должны исключительно налоговые органы <5>.


<1> п. 10 ст. 176 НК РФ

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 11484/06

<3> Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 5735/05

<4> пп. 1, 2 ст. 176, ст. 88 НК РФ

<5> абз. 5 п. 10 Методических рекомендаций ФАС МО по рассмотрению дел, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 06, 2007

КОМУ И КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА СДАВАТЬ ГОДОВУЮ БУХОТЧЕТНОСТЬ

Шаронова Е.А.

В I квартале каждого года у бухгалтеров появляется дополнительная работа: помимо ежедневной текучки надо еще готовить годовую бухгалтерскую отчетность.

В этом году "быстрые на руку" бухгалтеры готовы были сдать бухгалтерскую отчетность за 2006 г. в налоговые органы уже в феврале этого года. И очередей в это время в налоговой почти нет, да и груз побыстрей хочется сбросить с плеч. Но они столкнулись с отказом налоговых органов в принятии отчетности по той причине, что она готова слишком рано. И им было предложено прийти в налоговую инспекцию для сдачи годовой отчетности еще раз, но уже в марте 2007 г.

А есть и такие бухгалтеры, которым руководители сказали, что с этого года они бухгалтерскую отчетность в налоговые органы сдавать не должны, так как есть соответствующие поправки в НК РФ.

Итак, давайте разберемся, правомерны ли требования налоговых органов о представлении им годовой бухгалтерской отчетности не ранее марта, а также должны ли организации вообще представлять ее в налоговые органы.

Надо ли сдавать бухотчетность в налоговые органы

Как мы помним, согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность представляется учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики. Другим органам исполнительной власти и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ <1>. А обязанность представлять ее налоговым органам до 1 января 2007 г. была прямо предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.

В связи с поправками, внесенными в часть первую НК РФ и вступившими в силу с 1 января 2007 г., требование о представлении бухгалтерской отчетности перекочевало из подп. 4 в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Но при этом из фразы "представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность" исчезли слова "в налоговый орган". И в результате получилось, что организация должна представлять бухгалтерскую отчетность сама себе.

Видимо, этой технической ошибкой в НК РФ и решили воспользоваться некоторые руководители для того, чтобы не сдавать бухотчетность в налоговый орган. Однако, на наш взгляд, руководствоваться таким формальным подходом довольно рискованно. Несмотря на это недоразумение, налоговые органы все равно считают, что организации и после 1 января 2007 г. должны представлять им бухгалтерскую отчетность. А если дело дойдет до судебного разбирательства, то неизвестно, пойдет ли суд тем же формальным путем или нет.

"Налогоплательщики обязаны... представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета" <2>.

На наш взгляд, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, организации и после 1 января 2007 г. надо представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по ее месту нахождения <3>.

Организация, имеющая обособленные подразделения, должна представлять бухотчетность не только в налоговый орган по месту нахождения ее головного подразделения, но и в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения <4>.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются <5>:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (включается в состав отчетности, если в соответствии с федеральными законами организация подлежит обязательному аудиту).

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6) включается в состав бухгалтерской отчетности только некоммерческими организациями.

Субъекты малого предпринимательства (критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определены ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") имеют право включать в состав годовой бухгалтерской отчетности только:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2), если у них отсутствуют данные для заполнения форм N N 3, 4, 5 и они не подлежат обязательному аудиту <6>.

Заметим, что в новой редакции ст. 23 НК РФ теперь содержится уточнение, что организации, которые в соответствии с Законом о бухучете не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения, представлять бухгалтерскую отчетность не обязаны. Конечно же, это касается организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, ведь они освобождены от ведения бухучета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов) <7>.

Обращаем внимание: если организация одновременно применяет УСНО и уплачивает ЕНВД, то ей, чтобы избежать споров с налоговыми органами, лучше представлять им бухотчетность. Об этом неоднократно заявляли и налоговые органы, и Минфин России. Они считают, что организация, применяющая по разным видам деятельности два спецрежима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухучет, составлять и представлять в налоговый орган отчетность в целом по всей организации <8>.

Лишь однажды в прошлом году Минфин России высказался, что организация, применяющая УСНО и одновременно уплачивающая ЕНВД, не должна представлять в налоговые органы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, так как "упрощенцы" освобождены от ведения бухучета <9>. Такая позиция финансового ведомства более логична и правомерна, чем предыдущая. Ведь на ЕНВД переводится не организация в целом, а только отдельные виды деятельности. Сама же организация применяет "упрощенку", а значит, бухучет вести не должна. И поскольку на ЕНВД переведен только вид деятельности, а не сама организация, то при совмещении УСНО и ЕНВД она по-прежнему не должна вести бухучет и составлять отчетность. Но это письмо не было опубликовано и не содержится в правовых базах, его можно найти лишь через поисковики в Интернете.

Кроме того, позже финансовое ведомство опять выпустило разъяснение о необходимости вести бухучет, составлять бухотчетность и представлять ее в налоговые органы при совмещении УСНО и ЕНВД <10>.

Таким образом, если организации, совмещающие УСНО и ЕНВД, не хотят создавать себе лишние проблемы, то им лучше сдавать налоговым органам бухгалтерскую отчетность.

Если организация решит после 1 января 2007 г. не представлять годовую бухотчетность, то ей нужно быть готовой к тому, что налоговый орган может оштрафовать ее на 50 руб. за каждую форму, входящую в состав этой отчетности <11>.

Итак, решив, что бухгалтерскую отчетность в налоговые органы представлять надо, следует разобраться со сроками ее представления.

Сроки представления бухотчетности

Организации обязаны представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации <12>.

Значит, последний день представления бухотчетности за 2006 г. - 31 марта 2007 г. Но он выпадает на выходной день (субботу). Поэтому последний день представления бухгалтерской отчетности отодвигается на 2 апреля 2007 г. <13>.

Положением по ведению бухгалтерского учета установлено, что годовая бухгалтерская отчетность не может быть представлена ранее 60 дней по окончании отчетного года <14>.

Таким образом, в общем случае бухотчетность за 2006 г. представляется не ранее 2 марта и не позднее 2 апреля 2007 г.

Но при представлении этой отчетности нужно учитывать и другую норму Закона о бухучете - норму об утверждении отчетности в порядке, установленном учредительными документами и законодательством РФ.

Так, годовая бухгалтерская отчетность у АО и ООО утверждается на годовом общем собрании акционеров и участников, которое должно быть проведено в сроки, установленные уставом:

- не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года - в обществах с ограниченной ответственностью <15>;

- не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года - в акционерных обществах <16>.

То есть годовое собрание должно проводиться:

- в ООО - в период с 1 марта по 30 апреля 2007 г.;

- в АО - в период с 1 марта по 30 июня 2007 г.

Таким образом, ранняя дата представления годовой отчетности (2 марта) уже не вызывает никаких сомнений. А вот с последним днем ее представления выходит нестыковка нормы Закона о бухучете с нормами Законов об АО и ООО. С одной стороны, представляемая в налоговый орган годовая бухотчетность АО или ООО должна быть утверждена общим собранием акционеров или участников, а с другой стороны, сроки проведения этого собрания могут находиться за рамками установленного законодательством о бухучете предельного срока представления отчетности - 2 апреля 2007 г. То есть если собрание акционеров АО или участников ООО, на котором утверждается бухотчетность за 2006 г., проходит, например, в середине апреля 2007 г., то получается, что АО или ООО нарушает срок ее представления, установленный Законом о бухучете.

И в этом случае между налоговыми органами и организациями возникают споры о том, должны ли они в этом случае соблюдать сроки, установленные Законом о бухучете, или нет.

Естественно, налоговые органы настаивают на том, что организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 90 дней после окончания года, и налагают на них штраф в размере 50 руб. за каждую непредставленную форму отчетности <17>. Максимальная сумма штрафа составляет 350 руб. - это за пять форм отчетности, пояснительную записку и аудиторское заключение.

А организации считают, что они могут не соблюдать этот срок, если общее собрание проходит после того, как истек общеустановленный срок представления годовой отчетности.

Обращаем внимание на то, что арбитражные суды в данной ситуации поддерживают налоговые органы, а не организации. Они уверены, что привлечение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 126 НК РФ за нарушение установленного Законом о бухучете срока представления годовой бухгалтерской отчетности правомерно <18>.

Более того, суды считают, что даже если уставом АО предусмотрено проведение годового общего собрания акционеров после истечения срока подачи годовой бухгалтерской отчетности, то акционерному обществу необходимо провести внеочередное общее собрание акционеров для утверждения годовой отчетности <19>.

За непредставление бухотчетности или отказ от ее представления в налоговые органы на руководителя организации также может быть наложен административный штраф. Его размер может колебаться от 300 до 500 руб. <20>.

Итак, чтобы избежать штрафов, АО и ООО нужно проводить годовые общие собрания в пределах срока представления годовой отчетности, установленного законодательством о бухучете. Или же проводить внеочередное собрание акционеров или участников для утверждения годовой бухгалтерской отчетности. То есть эти собрания должны проходить в марте.

Таким образом, требования налоговых органов о представлении годовой бухгалтерской отчетности акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, то есть большинством организаций, в период со 2 марта по 2 апреля 2007 г. правомерны.

Примечание. Напомним, что организации, зарегистрированные в период после 1 октября по 31 декабря 2006 г., представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2006 г. не должны. Для них первый отчетный год начинается с даты их регистрации и заканчивается 31 декабря 2007 г. <21>. Им нужно будет представить бухгалтерскую отчетность за I квартал 2007 г., но включить в него показатели с даты регистрации по 31 марта 2007 г. включительно.


<1> п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон)

<2> подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

<3> п. 1 ст. 83 НК РФ

<4> п. 1 ст. 83 НК РФ

<5> п. 2 ст. 13 Закона; п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (далее - Положение); Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н

<6> п. 85 Положения; п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н

<7> п. 3 ст. 4 Закона

<8> Письма Минфина России от 26.03.2004 N 04-02-03/69, от 24.08.2004 N 03-03-02- 04/1/7, от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156

<9> Письмо Минфина России от 20.06.2006 N 03-11-04/2/151

<10> Письма Минфина России от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230, от 20.10.2006 N 03-11- 04/3/465, от 10.10.2006 N 03-11-04/2/203

<11> ст. 126 НК РФ

<12> п. 2 ст. 15 Закона

<13> п. 88 Положения; п. 7 ст. 6.1 НК РФ

<14> п. 86 Положения

<15> п. 1 ст. 32, подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

<16> п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

<17> ст. 126 НК РФ

<18> Постановления ФАС ЗСО от 18.02.2004 N Ф04/795-55/А75-2004; ФАС СЗО от 16.07.2002 N А42-2425/01-23-3/02, от 12.03.2004 N А42-6955/03-27, от 18.01.2005 N А56-21231/04; ФАС УО от 08.10.2001 N Ф09-2438/01-АК

<19> Постановления ФАС СЗО от 16.07.2002 N А42-2425/01-23-3/02, от 12.03.2004 N А42- 6955/03-27

<20> ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"

<21> п. 2 ст. 14 Закона

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 06, 2007

"ПОТОЛОК" ДЛЯ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ БУДЕТ ПОВЫШЕН

Шаповал Е.А.

Конституционный Суд признал неконституционным ограничение пособия по беременности и родам максимальным размером <1>, поскольку это несоразмерно ограничивает пособие для женщин, чей заработок превышает максимум. Но пока все остается по-старому, размер пособия за месяц не может превышать 16 125 руб. <2>.

Примечание. По данным ФСС РФ, в 2006 г. пособие по беременности и родам получали около 1,35 млн работающих женщин. При этом зарплату, при которой действует ограничение размера пособия, получало всего от 1 до 1,5% всех работающих женщин в России.

Работодатель обязан выплатить беременной женщине ежемесячное пособие за время отпуска по беременности и родам в размере 100% среднего заработка <3>. Напомним, что до 2002 г. у нас не ограничивался ни размер этого пособия, ни размер заработка, исходя из которого оно исчислялось. Одной из причин для введения ограничения послужило то, что некоторые работодатели специально брали на работу беременных женщин и устанавливали им необоснованно высокую зарплату, чтобы получить из ФСС РФ значительные суммы (подробнее см. http://fsb.vrn.ru/6_7.htm). Законом о бюджете ФСС РФ на 2002 г. впервые был установлен "потолок" для пособия по беременности и родам в размере 11 700 руб. <4>. В последующие годы максимум понемногу увеличивался: в 2005 г. - 12 480 руб. <5>, в 2006 г. - 15 000 руб. <6>.

КС РФ дал законодателю 6 месяцев на исправление нормы о максимальном размере пособия, указав при этом следующие ориентиры:

- определение максимального размера пособия по беременности и родам не может устанавливаться без учета размера заработка, исходя из которого исчисляется часть ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ. Поэтому при определении критериев оправданного максимального размера пособия, выплачиваемого из ФСС РФ, может быть использован подход, аналогичный шкале ставок по ЕСН;

- в соответствии с нормами Конвенции МОТ от 28.06.52 N 103 "Об охране материнства" размер пособия по беременности и родам, рассчитанный на основе предшествующего заработка, не может составлять менее 2/3 от него.

Таким образом, так называемая уравниловка в нищете в любом случае будет отменена с 23 сентября 2007 г. Однако полная отмена ограничения пособия по беременности и родам максимальным размером, как утверждают в ФСС РФ, ударит по бюджету ФСС (отмена "потолка" потребует около 907 млн руб. дополнительных расходов из бюджета ФСС в год). Поэтому пока неизвестно, что придет на смену отмененному максимуму: будет введена соразмерная шкала максимального размера пособия или на работодателя будет возложена обязанность доплачивать часть суммы пособия до среднего заработка из своего кармана.


<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П

<2> п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ

<3> ст. 8 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ; ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2007 N 255- ФЗ

<4> ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ

<5> п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ

<6> п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.12.2005 N 180-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2007

ДОГОВОРУ КОМИССИИ - ПОДАРОК, БАРТЕРУ - ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Гужелева Л.В.

В прошлом номере ГК мы рассматривали налогообложение операций по передаче товара "на реализацию" в зависимости от вида заключаемого договора. Договор комиссии явно выиграл по времени возникновения налоговой нагрузки у обычного договора купли-продажи (см. ГК, 2007, N 6, с. 56). Но при удержании комиссионером своего вознаграждения из сумм, причитающихся по договору комитенту <1>, фактически происходит зачет взаимных требований между комитентом и комиссионером, поэтому мы из осторожности рекомендовали комитенту и комиссионеру перечислять сумму НДС по вознаграждению "живыми деньгами" <2>.

Примечание. Комментируемые письма можно найти на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Уже после выхода статьи Минфин России разъяснил, что расчеты с комиссионером путем удержания им своего вознаграждения из средств, причитающихся комитенту, представляют собой расчеты денежными средствами <3>. Следовательно, норма по уплате НДС отдельно "живыми деньгами" в этом случае применяться не должна. Учитывая эти разъяснения, комиссионер теперь может перечислять причитающиеся комитенту деньги за вычетом комиссионного вознаграждения с учетом НДС, а комитент - спокойно принимать этот НДС к вычету без лишней операции по перечислению налога комиссионеру отдельной платежкой.

А вот другое выпущенное разъяснение финансового ведомства, адресованное уже налогоплательщикам, использующим непосредственно неденежные формы расчетов, вряд ли их обрадует <4>. Так, финансисты указали, что при перечислении НДС контрагенту, с которым расчеты производятся в неденежной форме, в платежке покупатель должен указать НДС исходя из цены приобретаемого имущества (работ, услуг) вне зависимости от балансовой стоимости переданного в обмен имущества. А вот к вычету покупатель имеет право принять только НДС исходя из балансовой стоимости переданного имущества, кроме того, при расчетах собственными векселями - еще и не больше сумм, фактически уплаченных по собственному векселю. Таким образом, если налогоплательщик приобрел товар на 118 руб. (в том числе НДС 18 руб.), передав в обмен имущество, по которому НДС, исчисленный исходя из балансовой стоимости, составляет, например:

- 16,2 руб. - то платежное поручение составляется на сумму 18 руб., а к вычету принимается только 16,2 руб., соответственно, часть уплаченного НДС, равная 1,8 руб. (18 руб. - 16,2 руб.), пропадает;

- 19,8 руб. - то платежное поручение составляется также на сумму 18 руб., но при этом, несмотря на то что исчисленный с балансовой стоимости НДС составляет большую сумму (19,8 руб. > 18 руб.), к вычету принимается только 18 руб., так как у налогоплательщика будет счет-фактура именно на 18 руб.


<1> статьи 997, 410 ГК РФ

<2> п. 4 ст. 168 НК РФ

<3> Письмо Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/30

<4> Письмо Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/31

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 07, 2007

СОБСТВЕННИКАМ - ДИВИДЕНДЫ, БЮДЖЕТУ - НАЛОГИ

Филимонова Е.М.

Весной, после подсчета прибыли, компании начинают выплачивать дивиденды по итогам минувшего года. И даже если вы выплачиваете дивиденды своим акционерам (участникам) каждый год и делаете это уже "с закрытыми глазами", все равно всегда найдутся такие нюансы в порядке расчета налогов с дивидендов, на которые стоит обратить внимание. Налоговое законодательство ежегодно меняется, постоянно выходят новые разъяснения Минфина и ФНС, иллюстрирующие отношение контролирующих органов к спорным вопросам исчисления и уплаты налогов.

Что такое дивиденды

Прежде чем рассказывать о налогообложении дивидендов, важно определить, что является дивидендами для целей налогообложения. Ведь к дивидендам, в отличие от иного дохода, выплачиваемого участникам (акционерам), применяется льготный порядок налогообложения (в частности, пониженные ставки).

Итак, Налоговый кодекс определяет, что дивиденды - это доход, выплачиваемый акционерам (участникам) организации, который удовлетворяет следующим условиям <1>:

- источником выплаты дохода является прибыль, остающаяся после налогообложения;

- доход выплачивается пропорционально долям акционеров (участников) в уставном капитале организации.

Исходя из этого определения, Минфин делает вывод, что не являются дивидендами выплаты акционерам (участникам):

Внимание! Если выплачиваемый собственникам общества доход не удовлетворяет понятию "дивиденды", то налог с дохода нельзя исчислить по пониженным (льготным) ставкам.

- непропорционально их долям в уставном капитале <2>. Судебная практика в этом случае показывает следующее. Если прибыль распределена между участниками непропорционально их долям и при этом такой порядок выплаты дивидендов не закреплен в уставе общества, то с сумм, выплаченных сверх дивидендов, пропорциональных доле в уставном капитале общества, нужно уплатить налог по другой ставке. В частности, с выплат физическим лицам следует удержать налог по ставке 13% <3>;

- при отсутствии чистой прибыли по итогам прошедшего года <4>. Однако судебная практика и некоторые территориальные налоговые органы допускают выплату дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет при отсутствии чистой прибыли по итогам отчетного года <5>.

Кроме того, в самом Налоговом кодексе прямо указано, что не являются дивидендами такие выплаты акционерам (участникам), как <6>:

- выплаты при ликвидации организации в пределах взносов участников (акционеров) в уставный капитал организации;

- выплаты в виде передачи акционерам акций этой же организации в собственность;

- выплаты организациям, являющимся некоммерческими, на ведение их основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, если такие некоммерческие организации являются единственными учредителями организации, производящей выплаты.

Еще одно условие для признания дохода, выплачиваемого участникам (акционерам), дивидендами - это наличие решения о выплате дивидендов (в ООО - решения о распределении прибыли между участниками), которое может быть принято только общим собранием акционеров (участников) общества <7>.

Кто платит налоги с дивидендов

Налог с дивидендов всегда исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет организация, выплачивающая дивиденды (источник выплаты дохода), независимо от того, какую систему налогообложения она применяет. В любом случае она выступает в качестве налогового агента <8>. Исключение составляет случай, когда дивиденды выплачиваются организациям - получателям дохода, применяющим УСНО или уплачивающим ЕСХН, и источник выплаты дохода уведомлен о применяемом ими спецрежиме <9>.

Примечание. Дивиденды, выплачиваемые организациям, уплачивающим ЕНВД, должны облагаться налогом на прибыль у источника выплаты. Ведь перечень видов деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД, закрытый <10> и участие в капитале других организаций к "вмененным" видам деятельности не относится. Поэтому если вы выплачиваете дивиденды "вмененщикам", то вы должны исчислить и удержать налог на прибыль в общем порядке.

Внимание! Налог с дивидендов всегда платит организация, их выплачивающая (независимо от применяемого спецрежима), за исключением случая, когда дивиденды выплачиваются "упрощенцам" или "ЕСХНщикам".

Сам порядок исчисления и удержания налога зависит от категории получателя дивидендов (является ли участник (акционер) физическим или юридическим лицом, является ли он резидентом или нерезидентом, какой режим налогообложения применяет участник (акционер), если он является юридическим лицом). Проиллюстрируем это схемой.

Примечание. Саму схему читайте в номере ГК N 7, 2007.

Если среди собственников есть физические лица или организации, применяющие налоговые спецрежимы, то советуем подготовить для них памятку о том, кто и в каком размере должен уплатить налог с дивидендов - источник выплаты дохода или получатель дивидендов. Это поможет акционерам (участникам) общества понять, почему сумма полученных ими дивидендов меньше объявленной. Если же сумма полученных ими дивидендов будет равна объявленной, то они будут знать, что уплату налога с дивидендов они должны произвести самостоятельно.

Какую отчетность нужно составить и представить при выплате дивидендов

О том, как рассчитать налог, мы рассказали. Теперь посмотрим, в какой отчетности он отражается. Так, при вариантах 1 и 3 по итогам отчетного (налогового) периода, в котором начислены дивиденды, независимо от применяемого вами налогового режима нужно представить в ИФНС Налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций <40> (в частности, подраздел 1.3 и лист 03 декларации). Что будет являться в этом случае отчетным периодом? Если ваша организация применяет общий режим налогообложения и уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, то 1 месяц, 2 месяца и т.д. Во всех остальных случаях (в том числе если вы применяете УСНО, уплачиваете ЕСХН либо ЕНВД) - I квартал, полугодие и 9 месяцев <41>.

Внимание! Декларацию по налогу на прибыль представляют все организации независимо от применяемого налогового режима, если при выплате дивидендов с них был удержан налог на прибыль.

Сроки представления декларации такие <42>:

- по итогам отчетного периода - не позднее 28-го числа следующего месяца;

- по итогам года - не позднее 28 марта.

В таком же порядке (то есть с тем же отчетным периодом и в те же сроки) нужно представить в ИФНС Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов <43> в случае, когда дивиденды выплачивались иностранным организациям (вариант 1).

При вариантах 3 и 4 выплаченные акционерам (участникам) - физическим лицам дивиденды надо отразить в Налоговых карточках по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ) <44>. Если дивиденды выплачивались резидентам РФ, то заполняется раздел 4 Карточки, если нерезидентам РФ - разд. 3 Карточки. По итогам года, в котором выплачивались дивиденды, не позднее 1 апреля надо представить в ИФНС Справки о доходах физического лица (форма N 2-НДФЛ) <45> на каждого участника (акционера) <46>.

Как перечислить налог в бюджет

Налог, удержанный с дивидендов, надо перечислить в бюджет в следующем порядке.

1. Если получатель дивидендов - организация, то налог должен быть перечислен в течение 10 дней со дня выплаты дивидендов организации <47> по КБК <48>:

- если получатель - российская организация - 18210101040011000110;

- если получатель - иностранная организация - 18210101050011000110.

2. Если получатель дивидендов - физическое лицо, то налог нужно перечислить в день выплаты дивидендов физическому лицу или получения в банке наличных денежных средств для выплаты дивидендов из кассы <49> по КБК <48>:

- если получатель - резидент РФ - 18210102010011000110;

- если получатель - нерезидент РФ - 18210102030011000110.

Ответственность за неперечисление налогов

Один вариант - когда при выплате дивидендов вы вообще не удержали с них налог (то есть перечислили дивиденды получателю полностью). Тогда с вашей организации не может быть взыскан сам налог, однако могут быть взысканы пени и штраф за неперечисление налога в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению <50>.

Совсем другой вариант - когда вы удержали, но не перечислили налог в бюджет. В этом случае с вашей организации могут быть взысканы и неперечисленный налог, и пени, а также штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению <51>.


<1> п. 1 ст. 43 НК РФ

<2> п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Письма Минфина России от 30.01.2006 N 03-03-04/1/65, от 11.11.2005 N 03-05-01-04/353

<3> Постановление ФАС СЗО от 12.01.2006 N А44-2409/2005-7

<4> Письмо Минфина России от 14.10.2005 N 03-03-04/1/276

<5> Постановление ФАС ВСО от 11.08.2005 N 2 0А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1; Письмо УФНС России по г. Москве от 14.11.2006 N 20-12/100249

<6> п. 2 ст. 43 НК РФ

<7> п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; п. 3 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ

<8> п. 1 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, пп. 4, 7 ст. 346.26 НК РФ

<9> п. 2 ст. 214, пп. 2, 3 ст. 275, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ; Письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-03-02-04/1/121

<10> п. 2 ст. 346.26 НК РФ

<40> утв. Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н

<41> п. 2 ст. 285, п. 1 ст. 289 НК РФ

<42> п. 2 ст. 285, пп. 1, 3, 4 ст. 289 НК РФ

<43> утв. Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@

<44> утв. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583

<45> утв. Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@

<46> п. 2 ст. 230 НК РФ

<47> п. 5 ст. 286, п. 4 ст. 287 НК РФ

<48> Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н

<49> п. 6 ст. 226 НК РФ

<50> статьи 75, 123 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05; п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5

<51> статьи 45 - 47, 75, 123 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 07, 2007

О ВЫЧЕТЕ НДС ПО КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ПРИ АРЕНДЕ

Лысенко С.С.

Может ли арендатор принять к вычету сумму НДС по коммунальным платежам по счетам- фактурам, перевыставленным ему арендодателем?

ДА

НЕТ

Вычету подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, если товары (работы, услуги) приобретены для операций, признаваемых объектами налогообложения <1>.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) <2>.

Право налогоплательщика на вычет НДС поставлено в зависимость от того, будут ли использованы приобретенные товары (работы, услуги) для операций, являющихся объектом налогообложения по НДС.

Оплата коммунальных услуг непосредственно связана с деятельностью арендатора.

Счета-фактуры, перевыставленные арендодателем и содержащие все необходимые реквизиты, могут служить основанием для принятия сумм НДС к вычету арендатором в общем порядке <3>.

Налоговые вычеты вправе заявить покупатель товаров (работ, услуг), указанный в счете-фактуре продавца этих товаров (работ, услуг).

Покупателем коммунальных услуг является арендодатель, а не арендатор.

Арендодатель не является продавцом коммунальных услуг, а значит, не имеет права выставлять счета- фактуры <4>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 22.12.2005 N А82-4797/2004-15

от 15.05.2006 N А43-33504/2005-31-1070

ФАС Северо-Западного округа

от 22.12.2005 N А56-37483/04

 

ИТОГО: 2

ИТОГО: 1


<1> п. 2 ст. 171 НК РФ

<2> п. 1 ст. 172 НК РФ

<3> Письмо УМНС России по г. Москве от 27.02.2003 N 24-11/11556

<4> Письма Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52, от 06.09.2005 N 07-05-06/234

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 04

ОБ УБЫТКАХ ЦЕССИОНАРИЯ

Хмелевской О.Г.

Можно ли при исчислении налога на прибыль учесть убытки, полученные цессионарием при дальнейшей продаже или погашении задолженности, приобретенной по договору цессии?

ДА

НЕТ

Доходом от продажи приобретенного права требования является стоимость имущества, причитающегося к получению при уступке права требования или прекращении обязательства. Налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от продажи требования, на сумму расходов по его приобретению <1>.

Расход в части, превышающей доход при реализации финансовых услуг, не включен в перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения <2>.

НК РФ <1> не содержит запрета на учет убытков от уступки требования как финансовой услуги.

При превышении расходов над доходами налогоплательщик вправе включить в состав внереализационных расходов образовавшуюся разницу как убыток по сделке уступки права требования <3>.

Подзаконные нормативные акты не могут изменять или дополнять НК РФ <4>.

Убыток от реализации права требования как финансовой услуги налоговую базу не уменьшает, так как расходы по данной сделке учитываются для целей налогообложения в пределах доходов по ней <5>.

Значение строки 090 "Убытки при реализации права требования как реализация финансовых услуг" <6> исключается из расчета налоговой базы <7>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Западно-Сибирского округа

от 05.02.2007 N Ф04-9351/2006(30550-А27-15)

 

ФАС Северо-Западного округа

от 21.04.2004 N А56-23172/03

 

ФАС Уральского округа

от 06.10.2005 N Ф09-4483/05-С7

 

ИТОГО: 3

ИТОГО: 0


<1> п. 3 ст. 279 НК РФ

<2> ст. 270 НК РФ

<3> подп. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ

<4> п. 1 ст. 4 НК РФ

<5> п. 3 ст. 279 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-03-04/2/112; Письмо УМНС России по г. Москве от 04.08.2004 N 24-11/51137

<6> Приложение N 3 к листу 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н

<7> строка 060 "Итого прибыль (убыток)" листа 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 04

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ФОРМАТЕ МСФО ПРИМЕРНОЕ СООТВЕТСТВИЕ МСФО (IAS и IFRS) и РПБУ

Ахтанина М.Н.

Стандарты

МСФО (IAS, IFRS)

ПБУ или другие нормативные документы

IAS 1 "Представление финансовой отчетности"

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

IAS 2 "Запасы"

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"

IAS 7 "Отчеты о движении денежных средств"

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

IAS 8 "Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки"

ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н)

IAS 10 "События после отчетной даты"

ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"

IAS 11 "Договоры на строительство"

ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство"

IAS 12 "Налоги на прибыль"

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"

IAS 14 "Сегментная отчетность"

ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"

IAS 16 "Основные средства"

ПБУ 6/01 "Учет основных средств"

IAS 17 "Аренда"

Нет аналога

IAS 18 "Выручка"

ПБУ 9/99 "Доходы организации"

IAS 19 "Вознаграждения работникам"

Нет аналога

IAS 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"

IAS 21 "Влияние изменения валютных курсов"

ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

IAS 23 "Затраты по займам"

ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию"

IAS 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"

ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах"

IAS 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)"

Нет аналога

IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность"

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.97 N 24) Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 30.12.96 N 112)

IAS 28 "Инвестиции в ассоциированные организации"

Нет аналога

IAS 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"

Нет аналога

IAS 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых организаций"

Нормативные документы ЦБ РФ

IAS 31 "Участие в совместной деятельности"

ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности"

IAS 32 "Финансовые инструменты - раскрытие и представление информации"

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

IAS 33 "Прибыль на акцию"

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утв. Приказом Минфина России от 21.03.2000 N 29н)

IAS 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

IAS 36 "Обесценение активов"

Нет аналога

IAS 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"

ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности"

IAS 38 "Нематериальные активы"

ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы"

IAS 39 "Финансовые инструменты - признание и оценка"

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

IAS 40 "Инвестиционная недвижимость"

Нет аналога

IAS 41 "Сельское хозяйство"

Нет аналога (отдельные вопросы учета регулируются нормативными правовыми актами Минсельхоза России. Например, Методическими рекомендациями по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций (утв. Приказом от 29.01.2002 N 68), Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом от 06.06.2003 N 792))

IFRS 1 "Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые"

Нет аналога

IFRS 2 "Выплаты на основе долевых инструментов"

Нет аналога

IFRS 3 "Объединения предприятий"

Нет аналога (некоторые вопросы учета при слиянии и при соединении организаций регулируются Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н))

IFRS 4 "Договоры страхования"

Нет аналога

IFRS 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"

В части учета долгосрочных активов, предназначенных для продажи, - нет аналога В части учета прекращенной деятельности ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

IFRS 6 "Разведка и оценка минеральных ресурсов"

Нет аналога

IFRS 7 "Финансовые инструменты - раскрытия"

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

О КОРРЕКТИРОВКЕ АМОРТИЗАЦИИ ОС ПРИ УЧЕТЕ ПО МСФО

Антошина О.А.

Международные стандарты допускают изменение и СПИ, и ликвидационной стоимости и, соответственно, изменение амортизируемой стоимости и суммы амортизационных отчислений. Но следует учесть, что при ведении учета по МСФО (не при трансформации), когда мы вовремя изменяем ликвидационную стоимость или срок полезного использования, амортизационные начисления не доначисляются, а пересчитываются на перспективу. Таким образом корректируются суммы будущих амортизационных начислений.


Пример. Корректировка амортизации при изменении срока полезного использования при учете по МСФО

Организацией приобретено основное средство стоимостью 350 000 руб. При принятии ОС к учету срок полезного использования определен равным 5 годам, а ликвидационная стоимость ОС - 10 000 руб. Амортизируемая стоимость ОС - 340 000 руб. (350 000 руб. - 10 000 руб. = 340 000 руб.)

Применяемый метод начисления амортизации - линейный. Сумма годовых амортизационных отчислений - 68 000 руб. (340 000 руб. / 5 лет = 68 000 руб.). Балансовая стоимость ОС на конец первого года эксплуатации - 282 000 руб. (350 000 руб. - 68 000 руб. = 282 000 руб.).

Через год после начала эксплуатации ОС организацией принято решение о прекращении через 1,5 года выпуска продукции, при производстве которой оно используется. Исходя из этого установлен новый срок полезного использования ОС - 1,5 года и новая ликвидационная стоимость ОС - 100 000 руб.

Организация применяет в отношении данного ОС модель учета по первоначальной стоимости. Убытков от обесценения ОС выявлено не было. Метод начисления амортизации не изменялся.

Новая амортизируемая стоимость ОС составит 182 000 руб. (282 000 руб. - 100 000 руб. = 182 000 руб.), а сумма годовых амортизационных отчислений - 121 333,33 руб. (182 000 руб. / 1,5 года = 121 333,33 руб.).

Через год балансовая (остаточная) стоимость ОС будет равна 160 666,7 руб. (282 000 руб. - 121 333,33 руб. = 160 666,7 руб.).

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2007, N 04


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное