Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 20.10.2006


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Приказ Минсельхоза РФ от 22.09.2006 N 299 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Минсельхоза России от 5 сентября 2005 г. N 163"



Материалы из журнала "Главная книга"

ОЧЕРЕДНОЙ "РЕМОНТ" ПРАВИЛ ОСАГО

П.А.Попов

Правительство РФ утвердило очередные "косметические" изменения в Правила обязательного автострахования <1>. Суть основных изменений в Правилах с 1 октября такова.

1. Для заключения договора ОСАГО теперь нет необходимости являться непосредственному собственнику или владельцу транспортного средства. Правила в новой редакции называют страхователем любое лицо, заключившее договор страхования со страховщиком (а не только владельца), а доверенность на право управления больше не входит в перечень необходимых документов для его заключения <2>.

Иными словами, вы можете поручить заключить договор любому лицу, снабдив его нужным набором документов <2>.

2. С октября вред, причиненный имуществу, принадлежащему лицу, ответственному за причиненный вред, не возмещается <3>. На практике это означает, что при ДТП с участием двух машин, оба водителя которых признаны виновными (обоюдная авария), страховые компании могут расценить новую норму как предлог для отказа в выплатах обоим пострадавшим водителям. При этом в перечне нестраховых случаев осталось и происшествие на внутренней территории организации.

3. Внесена мелочная поправка в пользу страхователей: при утрате страхового полиса сейчас страховщики требуют за его дубликат 30 руб., а поправки обяжут их выдавать бланки и спецзнаки на лобовое стекло бесплатно <4>.

4. При смене собственника транспортного средства (ТС) договор не будет считаться прекращенным автоматически <5>. Сейчас страховщики исходят из того, что при передаче права собственности на автомобиль договор ОСАГО подлежит досрочному расторжению (с возвратом некоторой части неиспользованной страховой премии), а новый собственник ТС должен заключить новый договор ОСАГО уже от своего имени. К старому договору ОСАГО предъявляют претензии и представители ГИБДД.

Однако поправки в Правила недвусмысленно оставляют за прежним собственником право не расторгать договор, и, если перечень допущенных к управлению ТС водителей в нем не ограничен, можно будет просто передать полис ОСАГО и все остальные документы (в том числе квитанции на оплату полиса!) новому собственнику.

И новый собственник, и владельцы ТС (допущенные к управлению водители) могут преспокойно передвигаться на нем до истечения срока действия прежнего договора ОСАГО и совершать регистрационные действия (ставить на учет, проходить техосмотр).

Однако учтите, что, поскольку в полис по-прежнему внесен прежний собственник машины, прежний государственный номер, у потерпевших в ДТП могут возникнуть проблемы с получением возмещения у страховщика по этому полису, а у водителей - проблемы с доказыванием инспектору ГИБДД действительности полиса.

5. Внесены изменения в сроки и состав документов, представляемых застрахованным водителем и потерпевшим. Так, срок 5 рабочих дней на представление извещения о ДТП продлен до 15 рабочих дней <6>. Но на права пострадавших игнорирование этого срока виновником ДТП влиять уже не должно <7>.

6. Непосредственно в Правилах будет зафиксирована норма, согласно которой копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела должны представляться потерпевшим только в тех случаях, когда составление таких документов предусмотрено законодательством РФ. Иными словами, при ДТП вследствие несоблюдения дистанции или аварии в жилой зоне, где действия водителей не являются административным правонарушением, будет достаточно справки о ДТП. Так что поправки официально упрощают ситуацию для пострадавших в мелких авариях, что практиковалось страховщиками и ГИБДД ранее.

7. Если сейчас право первого осмотра поврежденного имущества предоставлено страховщику, то поправки в Правила допускают и учет проведенной потерпевшим по всем правилам экспертизы (это особенно актуально для аварий вне места регистрации ТС).

Если потерпевший самостоятельно организовал независимую экспертизу (оценку), страховщик использует ее результаты для принятия решения об осуществлении страховой выплаты. Кроме того, заключение эксперта о характере и масштабе ущерба (заключение экспертизы, акт осмотра) становится неотъемлемой частью акта о страховом случае, а этот акт страховщик обязан предоставить по первому требованию пострадавшего, который, например, сомневается в обоснованности размера страховой выплаты <8>.

8. Наконец, смягчаются последствия неисполнения страхователями - владельцами ТС обязанности при переходе к другому страховщику представить страховую историю по своему автомобилю <9>. Если сейчас в Правилах жестко указано, что действие договора ОСАГО прекращается в случае "предоставления страхователем страховщику ложных или неполных данных... имеющих существенное значение для определения степени страхового риска", то с октября 2006 г. это лишь позволит страховщику досрочно прекратить действие договора, что не скажется на обязанности страховщика осуществить выплаты по страховым случаям до даты расторжения договора.


<1> Изменения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2006 N 525 (далее - Изменения); Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила)

<2> п. 15 Правил

<3> п. 8.1 Правил

<4> п. 24 Правил

<5> п. 33 Правил

<6> п. 42 Правил

<7> п. 70 Правил

<8> пп. 70, 71 Правил

<9> пп. 20, 33 Правил; пп. 6, 12 Изменений

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 18

"НАЛИЧНЫЕ" ПРОБЛЕМЫ ПБОЮЛ

М.В.Соловьева

ЦБ РФ обнародовал свое Письмо <1>, которым фактически уравнял организации и индивидуальных предпринимателей в обязанностях в вопросах ведения наличных денежных расчетов и кассовых операций.

1. Лимит расчетов наличными денежными средствами по одной сделке в сумме 60 000 руб. <2> распространен на наличные расчеты между индивидуальными предпринимателями и между предпринимателями и юридическими лицами. Напомним, что до последнего времени ЦБ РФ придерживался прямо противоположного мнения <3>, которое поддерживалось и налоговыми органами <3>.

2. ЦБ РФ обязал индивидуальных предпринимателей соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации <4>. То есть не только выписывать приходные и расходные ордера, но и вести кассовую книгу, соблюдать остаток наличных денежных средств в кассе на конец дня и пр.

По имеющимся у редакции сведениям, ФНС России уже разослала Письмо ЦБ РФ по нижестоящим налоговым органам, да и банки знают об этом документе. А значит, предпринимателям следует ожидать в скором времени "кассовых" проверок.

Примечание. Проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью могут проводить банки, через которые индивидуальные предприниматели ведут безналичные расчеты <8>. Превышение лимитов расчетов наличными могут выявить и налоговые органы в ходе налоговой проверки и уведомить об этом банк <9>, который, в свою очередь, проведет проверку кассовой дисциплины. При этом правом налагать административные штрафы за выявленные нарушения (расчеты наличными деньгами с организациями и предпринимателями сверх установленного лимита, неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов) наделены только налоговые органы. Делают они это на основании справки по форме N 0408026, составленной банком по результатам проверки кассовой дисциплины и представленной им в налоговый орган. Штраф, налагаемый на нарушителя - индивидуального предпринимателя, может составить от 4000 до 5000 руб. <10> Причем наложить его налоговики вправе лишь в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения <11>.

Если индивидуальный предприниматель не хочет спорить с банками и налоговыми органами, ему следует откорректировать свои наличные денежные расчеты с контрагентами под 60- тысячный лимит по одной сделке и соблюдать правила ведения кассовых операций (в том числе вести кассовую книгу).

Впрочем, если налоговики все-таки наложат на предпринимателя штраф за "кассовые" нарушения, последний может обжаловать такое решение в суде как неправомерное. И серьезные аргументы в пользу такой позиции есть.

Да, ЦБ РФ полномочен как устанавливать правила ведения расчетов в РФ, так и определять порядок ведения кассовых операций <12>. Однако для того, чтобы решение ЦБ РФ имело силу и было обязательно к применению, оно должно быть оформлено в виде нормативного акта (указания, положения, инструкции) и зарегистрировано в Минюсте России. Письма же главного банка страны (включая комментируемое) нормативными актами не являются <13>. Следовательно, лимиты расчетов наличными и правила ведения кассовых операций, установленные ЦБ РФ, по-прежнему действительны исключительно для организаций.


<1> Письмо ЦБ РФ от 17.07.2006 N 08-17/2540

<2> Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У

<3> п. 7 Письма Банка России от 16.03.99 N 94-Т; Письмо УФНС России по г. Москве от 21.11.2005 N 09-24/85819

<4> утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40

<5> Письмо МНС России от 15.09.2004 N 33-0-11/581; Письмо УМНС России по г. Москве от 20.05.2004 N 21-09/34235

<6> Постановления ФАС МО от 29.12.2004 N КА-А40/12146-04; ФАС УО от 07.08.2006 N Ф09- 6646/06-С1 и др.

<7> Постановление ФАС ВВО от 27.10.2003 N А39-1235/2003-54/3

<8> п. 41 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации; ст. 23.5 КоАП РФ

<9> п. 3 Письма УМНС России по г. Москве от 18.12.2003 N 11-24/69763

<10> статьи 2.4, 15.1, 23.5 КоАП РФ; п. 2.14, приложение 8 к Положению, утв. ЦБ РФ от 05.01.98 N 14-П

<11> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

<12> п. 4 ст. 4, статьи 7, 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке..."

<13> пп. 1.2, 1.4 Положения, утв. Приказом ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395

Полный текст подробности впервые опубликован в журнале "Главная книга" 2006, N 18

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КНИГИ ПОКУПОК И ПРОДАЖ

Е.М.Филимонова

Налоговая служба выпустила первые официальные разъяснения, согласованные с Минфином России, касающиеся порядка внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж <1>. Для наглядности рассмотрим эти разъяснения на примерах.

Книга покупок

17 августа 2006 г. ООО "Ромашка" обнаружило, что неправильно указало в счете-фактуре наименование товара, и внесло изменения в счет-фактуру. При этом оно заверило их в порядке, установленном законодательством <3>, то есть указало дату внесения исправления, заверило исправления подписью руководителя и печатью. Исправленный счет-фактура был направлен покупателю. Согласно разъяснениям налоговой службы <4> на основании данных полученного счета-фактуры покупатель должен сделать запись об его аннулировании в книге покупок <5>. Ведь счета-фактуры, в которых какие-либо реквизиты из перечисленных в пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ указаны неверно или вообще не указаны, следует рассматривать как составленные с нарушением требований Налогового кодекса, их нельзя регистрировать в книге покупок, и НДС по ним не может быть принят к вычету <6>.

Изменения в книгу покупок вносятся путем составления дополнительного листа книги покупок за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений <5>, то есть за II квартал 2006 г.

После внесения исправлений покупателю следует доплатить налог за II квартал 2006 г., уплатить пени за период с 21 июля 2006 г. по день фактической доплаты налога и представить в ИФНС корректирующую налоговую декларацию по НДС за II квартал 2006 г. <7>, заполнив ее на основании сведений, содержащихся в строке "Всего" дополнительного листа книги покупок N 1 <8>.

Налоговый вычет по исправленному счету-фактуре, как считает налоговая служба, покупатель сможет применить только в том налоговом периоде, когда получен исправленный счет-фактура, то есть в III квартале 2006 г. Поэтому исправленный счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге покупок за период с 1 июля 2006 г. по 30 сентября 2006 г. на дату его получения.

Такой же порядок внесения изменений в книгу покупок налоговая служба рекомендует применять и в ситуации, когда какой-либо счет-фактура был просто ошибочно зарегистрирован в книге покупок (например, был отражен счет-фактура по товарам, которые не были приняты к учету <9>).

Обращаем внимание, Минфин России придерживается мнения, что вносить исправления в книгу покупок путем составления дополнительных листов (то есть путем аннулирования записей о счетах-фактурах) надо независимо от того, какой конкретно реквизит счета- фактуры заполнен неверно или отсутствует: ИНН, КПП, адрес продавца или покупателя, номер платежного поручения при предоплате и т. д. <10>

Что можно посоветовать в такой ситуации? Если ошибка в счете-фактуре не затрагивает суммы (стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав, суммы налога (графы 5 - 9 счета-фактуры)), то, чтобы не пришлось аннулировать неправильно заполненный счет-фактуру, уменьшать налоговый вычет за уже прошедший налоговый период, доплачивать НДС и платить пени, а также подавать уточненную декларацию, следует попросить продавца просто заменить неправильно заполненный счет-фактуру на новый с теми же самыми номером и датой. Такой порядок внесения исправлений в счет-фактуру будет удобен также и продавцу, поскольку ему не придется заводить дополнительный лист книги продаж для фиксации в нем исправлений <11>.

Теперь скажем о том, как налоговая служба предлагает учитывать в книге покупок те счета-фактуры, которые были получены в истекших налоговых периодах, но по какой-либо причине ошибочно не были зарегистрированы. По мнению ФНС России, организация должна внести необходимые изменения в книгу покупок того налогового периода, к которому относится такой счет-фактура, и представить за этот налоговый период уточненную декларацию <12>. Обосновывается это тем, что налогоплательщик, обнаруживший в текущем налоговом периоде в ранее поданной им налоговой декларации неполное отражение сумм налога, подлежащих вычету, должен подать корректирующую декларацию за те налоговые периоды, в которых налоговые вычеты отражены не в полном объеме.

При этом в книге покупок изменения следует отражать в дополнительном листе за тот налоговый период, в котором должны были быть зарегистрированы такие счета-фактуры.

Вместе с тем, если изучить Правила ведения журналов полученных и выставленных счетов- фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, можно увидеть, что в них говорится исключительно об аннулировании записей по счетам-фактурам и уменьшении суммы вычета за прошедший налоговый период, а никак не об увеличении "старых" налоговых вычетов <14>. В то же время в отношении счетов-фактур, полученных с опозданием, и Минфин России, и налоговая служба придерживаются кардинально противоположной точки зрения <15>. А на практике отличить несвоевременно зарегистрированный счет-фактуру от полученного с опозданием можно только весьма условно.

Поэтому если организация уже в полном объеме уплатила в бюджет НДС за тот налоговый период (месяц или квартал), к которому относится обнаруженный незарегистрированный счет- фактура поставщика, и задолженности перед бюджетом за прошедшие периоды у нее нет, то можно не вносить изменения в книгу покупок и не подавать уточненную декларацию для увеличения суммы налоговых вычетов и уменьшения суммы НДС к уплате. Счет-фактуру можно зарегистрировать и НДС принять к вычету в текущем налоговом периоде, ссылаясь на положения указанных выше Правил. Однако если за прошлые налоговые периоды имеется недоимка, то для ее уменьшения и снижения размера пени имеет смысл поступить так, как предлагается в разъяснениях налоговой службы.

И наконец, последний вопрос, рассмотренный ФНС России, касается внесения изменений в книгу продаж.

Конечно же, "добросовестный" продавец должен не забыть направить покупателю исправленный счет-фактуру. Ведь после внесения продавцом исправлений в свой экземпляр счета-фактуры экземпляр покупателя автоматически становится неправильно заполненным, и покупатель не вправе на основании этого счета-фактуры принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) <19>. Выявить расхождения документов налоговый орган может при встречной проверке. Однако, как мы уже сказали выше, вносить изменения в счет-фактуру в порядке, установленном п. 29 Правил, лучше все-таки только тогда, когда меняются стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) и/или сумма налога. Все иные изменения удобнее (и для продавца, и для покупателя) вносить путем замены счета-фактуры.


<1> Письмо ФНС России от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@; Письмо Минфина России от 18.08.2006 N 03-04-15/159

<2> ст. 163 НК РФ

<3> п. 29 Правил ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила)

<4> Письмо ФНС России от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@

<5> п. 7 Правил

<6> п. 2 ст. 169 НК РФ

<7> п. 1 ст. 81 НК РФ

<8> приложение N 4 к Правилам

<9> п. 1 ст. 172 НК РФ

<10> Письмо Минфина России от 27.07.2006 N 03-04-09/14

<11> приложение N 5 к Правилам

<12> п. 1 ст. 81 НК РФ

<13> ст. 163 НК РФ

<14> п. 7 Правил; приложение N 4 к Правилам

<15> Письма Минфина России от 16.06.2005 N 03-04-11/133, от 10.11.2004 N 03-04- 11/200, от 23.06.2004 N 03-03-11/107

<16> ст. 163 НК РФ

<17> п. 29 Правил

<18> Письмо ФНС России от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@

<19> п. 2 ст. 169 НК РФ

Полный текст материала с иллюстрациями заполнения дополнительных листов
впервые опубликован в журнале "Главная книга" 2006, N 19

ТРУДОВОЙ КОДЕКС: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Е.А.Шаповал

6 октября 2006 г. вступила в силу обновленная редакция Трудового кодекса РФ <1>.

Изменения и дополнения внесены в подавляющее большинство статей Трудового кодекса РФ (более чем в 300 из 424 статей ТК РФ), также в Кодексе появился целый ряд новых статей, большинство из которых регламентируют процедуру действий работодателя в определенных случаях. Часть изменений устранила технико-юридические недостатки, допущенные при принятии ТК РФ. Вместе с тем значительное количество изменений продиктовано практикой применения ТК РФ, в том числе судами и государственными трудовыми инспекциями, на протяжении 4 лет его действия (ТК РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г.).

Тем работодателям, которые заключат трудовые договоры с работниками 6 октября 2006 г. и позднее, необходимо руководствоваться новыми правилами, внесенными в ТК РФ. Если трудовые договоры с работниками были заключены до 6 октября 2006 г., то вносить в них изменения не нужно. Однако с 6 октября 2006 г. к правам и обязанностям, возникающим у работодателей и работников, заключивших трудовые договоры до этой даты, применяются новые правила ТК РФ <2>.

О нововведениях в ТК РФ и их применении мы расскажем в цикле материалов, который начинаем в этом номере.

Работодатель = организация = предприниматель

Права и обязанности индивидуальных предпринимателей как работодателей максимально приближены к правам и обязанностям организаций. Работодателей - физических лиц разделили на две категории <3>. Первая категория теперь именуется в ТК РФ "работодатели - индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников в целях осуществления предпринимательской и иной деятельности, направленной на извлечение прибыли". К данной категории отнесены как собственно физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в эту категорию попадают также иные физические лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (например, частные детективы, врачи частной практики). Причем осуществление какого-либо из названных видов деятельности без государственной регистрации и (или) лицензирования физическим лицом, нанявшим работников в целях осуществления этой деятельности, не освобождает такое лицо от исполнения обязанностей работодателя.

Вторая категория именуется в ТК РФ "работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями". Это физические лица, нанимающие работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Такое деление физических лиц - работодателей было сделано с целью максимально уравнять права и обязанности работодателей-организаций и работодателей - индивидуальных предпринимателей. Поскольку раньше предпринимателей пытались в ряде случаев противопоставить организациям-работодателям. Теперь индивидуальные предприниматели как работодатели, в частности, при заключении, изменении и прекращении трудового договора, установлении условий труда, применении дисциплинарных взысканий обладают одинаковыми правами с организациями-работодателями.

Остановимся на наиболее значительных изменениях в правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей <4>.

Отменена обязанность индивидуальных предпринимателей регистрировать трудовые договоры. Индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые договоры 6 октября 2006 г. и позднее, не должны регистрировать их в органах местного самоуправления. Такая обязанность сохранится только для работодателей - физических лиц, нанимающих работников для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Кроме того, для таких работодателей вводится обязанность регистрировать и прекращение трудового договора.

Индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовые книжки. Индивидуальные предприниматели, как и организации, теперь обязаны производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые <5>. Напомним, что до 6 октября 2006 г. делать записи в трудовых книжках работников индивидуальным предпринимателям - работодателям было запрещено. Теперь такой запрет действует только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме <6>.

Трудовые книжки ведутся на каждого работника, проработавшего свыше 5 дней, в случае, когда такая работа является для работника основной <7>.

В связи с этим возникает вопрос, может ли работодатель - индивидуальный предприниматель делать запись о приеме на работу, если трудовой договор с работником был заключен до 6 октября 2006 г., а трудовые отношения продолжаются после указанной даты.

По разъяснению Минздравсоцразвития России, в такой ситуации следует внести запись о приеме на работу работника со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это делается в интересах работника. Соответственно, в этом случае при переводе работника на другую работу или его увольнении в трудовой книжке также производится запись. При этом без записи о приеме на работу нельзя делать запись об увольнении в трудовой книжке работника, принятого на работу до 6 октября 2006 г. <8>.

Индивидуальные предприниматели могут принимать локальные нормативные акты и заключать коллективные договоры с работниками. Прямо закреплено право индивидуальных предпринимателей принимать локальные нормативные акты (в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда) <9>. Более того, возможно заключение коллективного договора между индивидуальным предпринимателем и его работниками <10>. Хотя ранее это и не было запрещено, но соответствующие нормы говорили только о правах организаций на принятие локальных нормативных актов. Работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, таким правом не обладают.

Индивидуальным предпринимателям запрещено заключать ученические договоры. Теперь индивидуальные предприниматели не могут заключать ученический договор <11>. Данное положение вызывает некоторое недоумение, поскольку необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель <12>.

С 6 октября 2006 г. ученический договор на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу, а также ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы с работником вправе заключать только работодатели- организации <11>.

Индивидуальный предприниматель, у которого работает более 50 работников, обязан создать службу по охране труда. Если численность работников у индивидуального предпринимателя превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области <13>. Напомним, что ранее у индивидуальных предпринимателей такая обязанность вообще отсутствовала, а была только у организаций, численность работников которых составляла 100 человек и более. При отсутствии службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции выполняет работодатель - индивидуальный предприниматель лично, либо другой уполномоченный им работник, либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору <13>.

Независимо от того, кто выполняет функции службы по охране труда - сам индивидуальный предприниматель либо специальная служба или специалист, работодатели - индивидуальные предприниматели, как и все работники, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда <14>.

Расчет отпускных

Для расчета отпускных введен 12-месячный расчетный период. При исчислении среднего заработка для оплаты отпусков вместо 3-месячного расчетного периода введен расчетный период продолжительностью 12 календарных месяцев.

Это позволит при расчете отпускных свести к минимуму неравномерность выплаты заработной платы в течение года.

С 6 октября 2006 г. средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на среднемесячное число календарных дней 29,4 (ранее 29,6) <15>.

Расчет отпускных по новым правилам применяется, если отпуск предоставляется работнику с 6 октября 2006 г. и позднее. Следовательно, работникам, идущим в отпуск с 6 октября 2006 г., отпускные, которые работодатель обязан выплатить не позднее 2 октября 2006 г., должны быть рассчитаны уже по новым правилам. Если отпуск был предоставлен работнику до указанной даты и продолжается после нее, отпускные пересчитывать не нужно.

В случае когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью, средний дневной заработок рассчитывается путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.

Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4 <16>.

В коллективном договоре или локальном нормативном акте (например, положении об оплате труда, положении об отпусках) может быть предусмотрен расчетный период для расчета средней заработной платы иной продолжительности, если это не ухудшает положение работников <17>. Например, 3 месяца или полгода. Однако в этом случае может получиться так, что средний заработок за 3 или 6 месяцев будет меньше, чем за 12 месяцев, а это будет ухудшать положение работника. Такое возможно, в частности, если должностной оклад в течение года не изменялся, а премии выплачивались раз в полгода. В такой ситуации для расчета среднего заработка должен применяться расчетный период 12 месяцев. Поэтому, чтобы не оказаться в подобной ситуации, лучше не изменять продолжительность расчетного периода в локальном нормативном акте или коллективном договоре.

Компенсация за неиспользованный отпуск

Запрещено заменять денежной компенсацией ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней при суммировании отпусков за несколько лет. Как и раньше, по заявлению работника работодатель может заменить часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией. Причем не допускается замена денежной компенсацией как основного, так и дополнительного отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом проведение такой замены является правом, а не обязанностью работодателя <18>. До 6 октября 2006 г. при суммировании отпусков за несколько прошлых лет по усмотрению работодателя можно было заменить денежной компенсацией и основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней за прошлые годы <19>.

Следовательно, начиная с 6 октября 2006 г. работодатель не может выплатить работнику по его заявлению компенсацию за неиспользованные отпуска прошлых лет, продолжительность которых не превышает 28 календарных дней. Если заявление написано работником и подписано работодателем до 6 октября 2006 г., то выплатить компенсацию можно и после этой даты.

Таким образом, работникам, отпуск которых не превышает 28 календарных дней (а таких большинство), заменять отпуск денежной компенсацией можно только при увольнении.

Выплаты за разъездной характер работы

Определен порядок компенсации работодателем расходов работникам за разъездной характер работы. Трудовой кодекс дополнен ст. 168.1, устанавливающей порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также при работе в полевых условиях, проведении работ экспедиционного характера. Теперь работодатель обязан возмещать указанным работникам:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения таких расходов, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников должны быть установлены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а также трудовым договором.

Прежние нормы и порядок возмещения расходов за подвижной, разъездной характер работ <20> были отменены Минздравсоцразвития России 26.04.2004 <21>, и этот вопрос не был законодательно урегулирован.

По мнению Минфина России, с момента отмены ранее действовавших норм расходов за подвижной, разъездной характер работы и до 6 октября 2006 г. выплаты работникам за разъездной характер работы, предусмотренные коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором с работником, не учитывались в составе расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку трудовое законодательство не предусматривало самой возможности таких выплат <22>. Следовательно, выплаты, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, с момента отмены норм по таким выплатам и до 6 октября 2006 г. не облагались ЕСН <23>. На эти выплаты начислялся НДФЛ, поскольку они не были отнесены трудовым законодательством к компенсационным выплатам <24>.

Внимание! Компенсации работникам за разъездной характер работы учитываются при исчислении налога на прибыль и не включаются в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ.

С 6 октября 2006 г. в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работодатель обязан производить выплаты работникам за разъездной характер работы. Такие выплаты отнесены трудовым законодательством к компенсационным выплатам <25>.

Таким образом, с 6 октября 2006 г. расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов работникам, работа которых носит разъездной характер, могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в размере, установленном коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором <22>.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО (объект - "доходы за вычетом расходов"), а также уплачивающие ЕСХН, теперь при определении объекта налогообложения также могут уменьшить доходы на расходы на компенсацию работникам за разъездной характер работы <26>.

Указанные выплаты не облагаются ЕСН, на них не начисляется НДФЛ, поскольку теперь они относятся к компенсационным выплатам работникам.

Необходимым условием для применения такого порядка налогообложения является указание в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре на то, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер <27>.


<1> ст. 3 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"; Письмо Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12

<2> ст. 12 ТК РФ

<3> ч. 5 ст. 20 ТК РФ

<4> статьи 303, 307 ТК РФ

<5> статьи 66, 309 ТК РФ

<6> ч. 2 ст. 309 ТК РФ

<7> ст. 66 ТК РФ

<8> Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2006 N 5140-17

<9> статьи 8, 22 ТК РФ

<10> ст. 40 ТК РФ

<11> ч. 1 ст. 198 ТК РФ

<12> ст. 196 ТК РФ

<13> ст. 217 ТК РФ

<14> ст. 225 ТК РФ

<15> ст. 139 ТК РФ

<16> ст. 139 ТК РФ; п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213

<17> статьи 8, 9, 139 ТК РФ

<18> ст. 126 ТК РФ

<19> Письмо Минтруда России от 25.04.2002 N 966-10

<20> Постановление Минтруда России от 29.06.94 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации"

<21> Постановление Минздравсоцразвития России от 26.04.2004 N 60

<22> Письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-03-04/1/642

<23> п. 3 ст. 236 НК РФ

<24> п. 3 ст. 217 НК РФ

<25> статьи 164, 168.1 ТК РФ

<26> подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 2, п. 3 ст. 346.5, ст. 255 НК РФ

<27> Письма Минфина России от 21.08.2006 N 03-05-02-04/130, от 29.08.2006 N 03-05-01- 04/252

Полный текст статьи впервые опубликован в журнале "Главная книга" 2006, N 19

О БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ

А.В.Рымкевич

Вопрос. Вадим Маратович упомянул о том, что уже со следующего года руководитель инспекции может отменить приостановление операций по счету, если налогоплательщик предъявит банковскую гарантию. Расскажите поподробнее, в чем заключается эта процедура?

А.Р.: С 01.01.2007 начинает действовать новый порядок, согласно которому после вынесения решения по результатам проверки руководитель инспекции может принять меры, обеспечивающие исполнение налогоплательщиком этого решения. В первую очередь должен налагаться запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. И только если стоимость такого "арестованного" имущества оказывается недостаточной, налоговый орган может приостановить операции по счетам в банке <1>.

В то же время налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой заменить перечисленные обеспечительные меры на банковскую гарантию. В этом случае необходимо представить заявление в свободной форме и саму банковскую гарантию.

Вопрос. А какие требования будут предъявляться к этому документу?

А.Р.: Как следует из НК РФ, банковская гарантия должна подтверждать, что банк обязуется уплатить указанные в решении налогового органа суммы недоимки, пени и штрафов в случае неуплаты этих сумм налогоплательщиком в установленный налоговым органом срок <2>. При этом никаких особых требований к содержанию и форме банковской гарантии НК РФ не устанавливает.

Однако подобная норма, уже давно содержащаяся в главе 22 "Акцизы" НК РФ, зачастую является предметом споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Напомню, по определенным экспортным операциям налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при представлении в налоговый орган банковской гарантии. При этом НК РФ установлено лишь то, что этот документ должен предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления налогоплательщиком в установленные сроки и в установленном порядке документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза или пеней <3>.

Причина же споров заключается в том, что некоторые территориальные налоговые органы не принимают банковскую гарантию, если она выдана на короткий срок - 2 - 3 дня. Ведь согласно ГК РФ обязательство банка перед налоговым органом прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана <4>, а для проверки представленного налогоплательщиком пакета документов, подтверждающих экспорт, налоговикам необходимо время. Получается, что налоговый орган заведомо рискует: приняв такую банковскую гарантию, он не сможет обратиться с ней к банку.

Но суд при разрешении таких споров, как правило, встает на сторону налогоплательщика, указывая, что иных требований к банковской гарантии, кроме предусмотренных соответствующей статьей НК РФ, законодательством не установлено <5>. А значит, срок, на который выдана банковская гарантия, не имеет значения, поскольку указывать его вообще не обязательно. И налоговый орган должен принимать банковские гарантии, выданные на короткий срок.

В то же время в одном деле, которое, правда, было направлено на новое рассмотрение, ФАС Московского округа указал, что поскольку налоговое законодательство не содержит требований к банковской гарантии, то при ее оценке должны применяться правила гражданского законодательства <6>. Согласно же ГК РФ одним из существенных условий банковской гарантии является срок, на который она выдана <7>. С такой точки зрения налоговая инспекция имеет все основания не принимать банковские гарантии с коротким сроком действия.

Таким образом, если вы хотите оградить себя от споров с налоговой инспекцией, надо постараться, чтобы банковская гарантия, во-первых, по возможности была выдана не на 1 - 2 дня, а, например, на 10 дней - срок, достаточный для обжалования решения по проверке в вышестоящий налоговый орган <8>. Во-вторых, сумма, указанная в банковской гарантии, должна быть не меньше той, которая доначислена по результатам проверки, включая пени и штрафы <9>.


<1> п. 10 ст. 101 НК РФ (ред., вступающая в силу с 01.01.2007); п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ

<2> подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ (ред., вступающая в силу с 01.01.2007)

<3> п. 2 ст. 184 НК РФ

<4> п. 2 ст. 374, п. 1 ст. 376, подп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ

<5> Постановления ФАС Московского округа от 04.05.2006 N КА-А40/3627-06, от 28.11.2005 N КА-А40/11699-05

<6> ст. 11 НК РФ; Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2006 N КА-А40/496-06

<7> п. 2 ст. 374, п. 1 ст. 376, подп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ

<8> п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ (ред., вступающая в силу с 01.01.2007); п. 2 ст. 374, п. 1 ст. 376, подп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ

<9> Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2005 N КА-А40/8023-05; п. 1 ст. 376, п. 1 ст. 377, подп. 1 п. 1 ст. 378 ГК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 10

О ВЗЫСКАНИИ ГОСПОШЛИНЫ С НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Т.Г.Заграничная

Взыскивается ли госпошлина с налогового органа при подаче им апелляционной, кассационной или надзорной жалобы на решение или постановление по арбитражному спору, в котором он выступает в качестве ответчика?

ДА

НЕТ

Апелляционная, кассационная и надзорная жалобы на решения и постановления арбитражного суда оплачиваются госпошлиной <1>. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов <2>. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов <3>.

В НК РФ для налогового органа закреплена льгота по уплате госпошлины только в тех случаях, когда он участвует в деле в качестве заявителя <4>. Налоговый орган, выступающий в арбитражном процессе в качестве ответчика, не является органом государственной власти, обращающимся в арбитражный суд за защитой публичных интересов <5>.

Государственным органом, обращающимся в суд в защиту государственных или общественных интересов, является орган, которому право на такое обращение предоставлено законом <6>. Право на обращение налогового органа в арбитражный суд установлено НК РФ <7>. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, налоговый орган, независимо от его процессуального положения, защищает государственные интересы <8>. НК РФ не обязывает государственные органы уплачивать госпошлину в связи с подачей апелляционной, кассационной и надзорной жалоб.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 26.12.2005 N А28-7526/2005-228/28

 

ФАС Московского округа

 

от 09.12.2005 N КА-А40/12082-05-1,2

ФАС Поволжского округа

 

от 04.10.2005 N А72-2441/05-6/186

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 27.04.2005 N Ф08-1599/2005-662А
от 27.04.2005 N Ф08-1600/2005-660А
от 27.04.2005 N Ф08-1607/2005-664А
от 27.04.2005 N Ф08-1598/2005-661А

ИТОГО: 1

ИТОГО: 6


<1> подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ

<2> п. 1 ст. 53 АПК РФ

<3> подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ

<4> подп. 1 п. 1 ст. 333.37, п. 1 ст. 213 АПК РФ

<5> Определение Верховного суда РФ от 01.03.2005 N КАС05-068

<6> п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91

<7> подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ

<8> подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 10

О ПРИЗНАНИИ ДОЛГА БЕЗНАДЕЖНЫМ ПОСЛЕ ВОЗВРАТА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА

А.И.Дыбов

Вправе ли организация для целей налогообложения прибыли включить в состав внереализационных расходов сумму дебиторской задолженности после возврата судебным приставом исполнительного документа по причине невозможности взыскания этой задолженности?

ДА

НЕТ

Налоговая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на сумму безнадежных долгов, которыми признаются, в частности, долги перед организацией, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения либо на основании акта государственного органа <1>. Исполнительный документ возвращается взыскателю, в частности, если <2>: - невозможно установить адрес должника-организации; - невозможно установить место нахождения имущества должника; - у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными. При невозможности взыскания по перечисленным основаниям судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт, утверждаемый старшим судебным приставом <3>. Возврат исполнительного документа взыскателю оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, которое также утверждает старший судебный пристав <4>.

Возврат исполнительного документа по причине невозможности установления адреса должника, места нахождения его имущества и по иным схожим причинам означает, что у организации-взыскателя объективно отсутствуют возможности для взыскания задолженности и обязательство не может быть исполнено <5>. Отказ налогового органа признать задолженность безнадежным долгом и внереализационным расходом только лишь из-за того, что возвращенный исполнительный документ может быть снова предъявлен к исполнению в течение 3 лет с момента возврата <6>, носит формальный характер и не учитывает фактическую нереальность взыскания задолженности.

Судебный пристав-исполнитель, составляя акт о невозможности взыскания по причине невозможности установления адреса должника, места нахождения его имущества и по иным схожим причинам, лишь констатирует эти факты по отношению к текущему моменту, не делая выводов о реальности либо нереальности взыскания в дальнейшем <7>. Возврат исполнительного документа по причине невозможности взыскания не препятствует последующему предъявлению такого документа к исполнению в течение 3 лет с момента возврата <8>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 04.07.2006 N А29-7052/2005а
от 28.02.2006 N А38-4354-4/399-2005

от 17.05.2006 N А11-8632/2005-К2-25/484

ФАС Западно-Сибирского округа

от 01.03.2006 N Ф04-705/2006(20141-А27-15)

от 29.05.2006 N Ф04-3045/2006(23728-А27-40), N Ф04-3045/2006(22876-А27-40)

ФАС Московского округа

от 18.04.2006, 13.04.2006 N КА-А40/2978-06
от 13.04.2006, 11.04.2006 N КА-А40/2643-06

 

ФАС Поволжского округа

от 03.03.2006 N А55-4964/05-6
от 11.05.2006 N А57-11860/04-28

 

ФАС Северо-Западного округа

от 01.09.2005 N А66-11319/2004

от 23.06.2006 N А66-4010-04
от 19.12.2005 N А56-4970/2005
от 22.12.2004 N А56-276/04

ФАС Северо-Кавказского округа

от 21.06.2006 N Ф08-2762/2006-1171А

 

ФАС Уральского округа

от 07.12.2005 N Ф09-5552/05-С7

 

ФАС Центрального округа

от 05.08.2005 N А62-8620/2004

 

Арбитражный суд г. Москвы

 

от 19.07.2005 N А40-21753/05-14-163 <*>

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд <9>

 

от 01.06.2006 N А60-33653/05-С8
от 05.08.2005 N А60-4432/05-С9 <**>

ИТОГО: 11

ИТОГО: 8


<*> Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2005 N 09АП- 10513/05-АК <10>, а затем Постановлением ФАС Московского округа от 24.01.2006 N КА- А40/13580-05 данное решение оставлено без изменения.

<**> Постановлением ФАС Уральского округа от 01.11.2005 N Ф09-4859/05-С7 в части неправомерности признания дебиторской задолженности безнадежным долгом и ее списания после возврата исполнительного документа данное решение оставлено без изменения, дополнительная аргументация судом не приводилась.


<1> подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ

<2> подп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"

<3> п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

<4> п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

<5> ст. 416 ГК РФ

<6> подп. 1 п. 1 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

<7> подп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

<8> подп. 1 п. 1 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

<9> осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Коми- Пермяцкого автономного округа, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской республики, - подп. 9 п. 2 ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1- ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

<10> осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражным судом г. Москвы, - подп. 5 п. 2 ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 10

О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ДОХОДОВ И УБЫТКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

А.И.Дыбов

Может ли организация учесть доходы (убытки) прошлых лет при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде их выявления <1>, если известен период, к которому эти доходы (убытки) относятся?

ДА

НЕТ

Налоговая база по налогу на прибыль определяется на основе данных налогового учета, который, в свою очередь, подразумевает обобщение информации о хозяйственных операциях налогоплательщика, подтвержденных первичными документами <2>. Датой включения в расчет налоговой базы доходов (убытков) прошлых лет, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде, является дата получения или обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода (убытка) <3>. Нормы о налоговом учете доходов (убытков) прошлых лет, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде <1>, являются специальными по отношению к общей норме о корректировке налоговой базы того периода, к которому относятся выявленные доходы (убытки) <4>. Включение убытков прошлых лет в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде их выявления не наносит ущерба бюджету, поскольку выявление таких убытков означает, что в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, налог на прибыль был фактически завышен <5>.

При методе начисления доходы (расходы) учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся <6>, в том числе в периоде, к которому относится дата составления документа, подтверждающего получение доходов (расходов). При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки <4>. Выявленные доходы (убытки) прошлых лет могут быть учтены для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде их выявления лишь тогда, когда невозможно определить конкретный период, к которому они относятся <4>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

 

от 01.03.2006 N А11-5827/2005-К2-24/239 (У)
от 12.10.2005 N А43-35485/2004-30-408 (У)
от 05.08.2005 N А43-31295/2004-11-1163 (У)

ФАС Восточно-Сибирского округа

от 04.08.2005 N А19-13644/03-18-41- Ф02-3815/05-С1 (У)
от 23.09.2004 N А33-995/04-С3-Ф02- 3885/04-С1 (Д)

от 13.07.2006 N А33-4898/05-Ф02-3318/06-С1 (У)
от 15.09.2004 N А10-5365/03-16-Ф02-3774/04-С1 (У)

ФАС Дальневосточного округа

 

от 10.04.2006 N Ф03-А16/06-2/646 (У)

ФАС Западно-Сибирского округа

от 27.02.2006 N Ф04-9692/2005 (18761-А46-26) (У)
от 01.12.2004 N Ф04-8442/2004 (6560-А27-26) (У)
от 26.04.2004 N Ф04/2341-502/А46-2004 (У)
от 09.03.2004 N Ф04/1092-179/А46-2004 (У)

от 12.07.2006 N Ф04-4371/2006 (24510-А45-33) (У)
от 24.05.2006 N Ф04-3081/2006 (22782-А45-40) (У)
от 19.04.2006 N Ф04-1901/2006 (21642-А27-26) (Д)
от 19.04.2006 N Ф04-1833/2006 (20714-А46-33) (У)
от 13.03.2006 N Ф04-1838/2006 (20499-А27-40) (Д)
от 09.03.2006 N Ф04-1839/2006 (20926-А67-40), Ф04-1839/2006(20519-А67-40) (Д)
от 25.01.2006 N Ф04-10071/2005 (19176-А70-26) (У)
от 18.01.2006 N Ф04-9677/2005 (18697-А45-35) (У)
от 16.01.2006 N Ф04-9631/2005 (18728-А27-37) (У)
от 09.11.2005 N Ф04-7948/2005 (16612-А70-37) (У)
от 08.11.2005 N Ф04-7914/2005 (16509-А27-26) (Д)
от 02.11.2005 N Ф04-7694/2005 (16360-А27-40) (Д)
от 24.10.2005 N Ф04-5233/2005 (16121-А67-15) (У)
от 12.10.2005 N Ф04-665/2005(15725-А81-33) (Д)
от 28.09.2005 N Ф04-5606/2005 (14321-А27-35) (У)
от 15.08.2005 N Ф04-5313/2005 (13996-А27-35) (У)
от 09.03.2005 N Ф04-176/2005(8196-А27-26) (У)
от 15.03.2004 N Ф04/1229-134/А46-2004 (Д)

ФАС Московского округа

от 31.05.2006 N КА-А40/4822-06 (У)
от 04.04.2006 N КА-А40/2276-06-2 (У)
от 31.03.2006 N КА-А40/2495-06 (У)
от 25.01.2006 N КА-А40/13167-05 (У)
от 29.12.2005 N КА-А40/12893-05 (У)

 

ФАС Поволжского округа

от 06.04.2006 N А06-4542У/4-13/05 (У)
от 03.02.2006 N А57-3276/05-7 (У)
от 26.01.2006 N А55-4455/05-10 (У)
от 04.10.2005 N А65-812/2005-СА1-32 (У)
от 28.09.2004 N А57-8496/2003-22 (У)
от 24.06.2004 N А57-13493/03-7 (У)

от 26.01.2006 N А72-4412/05-6/331 (Д, У)

ФАС Северо-Западного округа <*>

от 01.07.2005 N А56-36943/04 (У)

от 13.06.2006 N А42-9863/2005 (У)
от 18.11.2005 N А05-3139/05-13 (У)
от 19.08.2005 N А52-569/2005/2 (У)
от 03.03.2004 N А56-7284/03 (У)

ФАС Уральского округа

от 18.01.2006 N Ф09-6212/05-С7 (Д)
от 06.09.2005 N Ф09-3842/05-С7 (Д)
от 03.08.2005 N Ф09-410/05-С1 (У)
от 05.07.2005 N Ф09-2806/05-С7 (Д)
от 20.10.2004 N Ф09-4350/04-АК (У)
от 21.06.2004 N Ф09-2450/04-АК (Д)
от 27.04.2004 N Ф09-1621/04-АК (Д)
от 06.01.2004 N Ф09-4575/03-АК (Д)

от 20.06.2006 N Ф09-5034/06-С7 (У)
от 15.02.2006 N Ф09-628/06-С7 (У)
от 03.11.2004 N Ф09-4578/04-АК (У)
от 12.08.2004 N Ф09-3267/04-АК (У)

ФАС Центрального округа

от 01.06.2006 N А08-709/05-21 (Д)
от 04.05.2006 N А54-5942/05-С18 (У)
от 28.07.2004 N А62-1552/04 (У)

от 29.05.2006 N А36-3893/2005 (У)

Десятый арбитражный апелляционный суд <7>

от 06.07.2005 N 10АП-1318/05-АК (Д) <**>

 

ИТОГО: 30

ИТОГО: 34


<*> В обзор не вошли решения ФАС Северо-Западного округа по вопросу порядка налогового учета выявленных расходов прошлых лет, в которых суд принял сторону налогового органа по следующим основаниям. Убыток представляет собой превышение расходов отчетного (налогового) периода над доходами этого же периода <8>. Следовательно, сами по себе расходы прошлых лет убытками являться не могут и в отчетном (налоговом) периоде их выявления для целей налогообложения не учитываются <9>.

<**> Постановлением ФАС Московского округа от 29.09.2005 N КА-А41/9114-05 данное решение оставлено без изменения, дополнительная аргументация судом не приводилась.

Буквы после номера постановления означают следующее:

Д - спор касался налогового учета доходов прошлых лет, выявленных в текущем году;

У - спор касался налогового учета убытков прошлых лет, выявленных в текущем году;

Д, У - спор касался налогового учета доходов и убытков прошлых лет, выявленных в текущем году.


<1> п. 10 ст. 250, подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ

<2> ст. 313 НК РФ

<3> подп. 6 п. 4 ст. 271, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ

<4> п. 1 ст. 54 НК РФ

<5> п. 1 ст. 247 НК РФ

<6> п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ

<7> осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражным судом Московской области, - подп. 5 п. 2 ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

<8> п. 8 ст. 274 НК РФ

<9> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.11.2004 N А13-2882/04-21, от 28.02.2005 N А13-6867/04-05, от 05.05.2006 N А42-11873/04

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 10


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное