Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.09.2006


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.07.2006 N 531 "Об утверждении разъяснения о применении Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213..."



Материалы из журнала "Главная книга"
Выпуск от 15 сентября 2006 года

В БАНКАХ И ОБМЕННИКАХ НЕ ДОЛЖНЫ ТРЕБОВАТЬ ПАСПОРТ

М.Г.Суховская

Мы уже привыкли, что в наше время без паспорта на улицу-то не выйдешь, а уж пойти в банк оплатить что-нибудь или валюту обменять без удостоверения личности вообще нереально: завернут обратно. Бывало, протягиваешь операционисту квитанцию на оплату банальных гаражных взносов, а он тебе в ответ дает формуляр заполнить: ф. и. о., адрес места жительства, реквизиты паспорта... Знакомая ситуация, правда? В итоге минутная операция занимает, по меньшей мере, минут 10, очередь позади тебя недовольно ропщет, ты сам нервничаешь, ошибаешься в заполнении, просишь чистый бланк... Кошмар, одним словом.

А все почему? Потому что для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма банки обязаны идентифицировать своих клиентов - физических лиц <1>. В том числе и при совершении таких безобидных операций, как оплата коммуналки, внесение квартплаты, уплата налогов и различных взносов. Действительно, а вдруг я таким образом отмываю нечестно нажитые доходы или моя квартплата в размере 1500 руб. на самом деле пойдет бен Ладену в помощь?

Аналогичная ситуация складывалась с куплей-продажей иностранной валюты независимо от суммы сделки. Меняете ли вы 20 долл., чтобы дотянуть до зарплаты, или покупаете 500 евро для поездки в отпуск - будьте любезны паспорт для идентификации.

И вот наконец наши законодатели признали контроль за подобными операциями избыточным <2>.

Теперь банки не должны требовать паспорт, если гражданами совершается одна из следующих операций на сумму не свыше 30 000 руб. (либо эквивалент этой суммы в валюте) <3>, а именно:

- расчеты с бюджетами всех уровней, включая уплату федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- оплата услуг бюджетных учреждений (например, оплата за муниципальный детсад);

- внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, услуги по охране квартир и установке охранной сигнализации;

- внесение платежей за услуги связи;

- уплата взносов в садоводческие, огороднические, дачные товарищества, гаражно- строительные кооперативы;

- оплата услуг платных автостоянок;

- уплата алиментов.

То же самое касается коммерческих организаций, не являющихся банками, которые принимают от населения плату за услуги мобильной связи, коммунальные услуги, а также квартплату (например, салоны связи, магазины, единые информационные расчетные центры) <4>. Напомним, что также с 9 августа они получили право без лицензии ЦБ РФ осуществлять такую банковскую операцию, как перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Правда, только в части принятия вышеназванных платежей <5>.

Кроме того, теперь не нужно предъявлять паспорт при покупке или продаже физическим лицом наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 руб. <6>. Правда, в последнем случае, если у работника банка возникнут подозрения в отношении смысла валютной операции (легализация доходов либо финансирование терроризма), он все-таки может потребовать у вас документ, удостоверяющий личность.


<1> подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

<2> Федеральный закон от 27.07.2006 N 147-ФЗ

<3> п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2006)

<4> ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2006); ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 27.07.2006)

<5> Федеральный закон от 27.07.2006 N 140-ФЗ

<6> п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2006)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 16

СТРАХОВКА ПО ВКЛАДАМ ВЫРОСЛА ПОЧТИ В 2 РАЗА

П.А.Попов

Вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 27.07.2006 N 150-ФЗ, который увеличил максимум выплат в рамках государственного страхования счетов и вкладов физических лиц в российских банках со 100 до 190 тыс. руб.

Примечание. С момента принятия Закона о страховании вкладов эксперты и банкиры считали сумму страховки слишком маленькой, чтобы обеспечить уровень защиты для вкладчика из среднего класса.

Однако, по расчетам Правительства, в 2004 г. максимум 100 тыс. руб. обеспечивал полный возврат средств более 85% вкладчиков. В США под нынешнюю гарантируемую планку 100 тыс. долл. попадает 75% вкладов.

Уже к 2005 г. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) накопило достаточные резервы для безболезненного увеличения суммы страховки, одновременно росли и средние размеры вкладов.

Однако клиенты банков должны иметь в виду, что отныне вводится регрессивная шкала возмещения средств по вкладам:

- в пределах 100 тыс. руб. - будет гарантироваться выплата полной суммы вклада;

- свыше 100 тыс. руб. - будет гарантироваться выплата 100 тыс. руб. и 90% от суммы, превышающей эту планку, но не более 190 тыс. руб.

Примечание. Таким образом, выплата вкладчику с суммарным объемом вкладов в конкретном банке 150 тыс. руб. составит только 145 тыс. руб.

В дальнейшем, когда Правительство и ЦБ РФ решат увеличить сумму выплат, регрессивная шкала ставок возмещения, скорее всего, сохранится, поскольку власти считают нужным, чтобы вкладчики тоже несли ответственность за выбор банка в частности и способа сохранения своих сбережений в целом.

А теперь напомним читателям основные механизмы гарантирования. Страховка распространяется на вклады и счета в любых валютах и независимо от гражданства вкладчика, за исключением следующих активов клиентов банков - участников системы страхования <1>:

- вкладов организаций (застрахованы только средства физических лиц);

- вкладов и счетов предпринимателей, зарегистрированных в налоговых органах;

- вкладов на предъявителя;

- средств, переданных банкам в доверительное управление;

- вкладов в зарубежных филиалах российских банков;

- средств на "металлических" счетах, на которые привлекаются во вклады и размещаются драгоценные металлы, а не денежные средства <2>.

Кроме того, очевидно, что страховка не распространяется на вложения россиян в ПИФы, общие фонды банковского управления (ОФБУ), вложения в акции и т. д.

Примечание. Текст данного Закона можно найти в разделе "Законодательство" системы КонсультантПлюс (информационный банк ВерсияПроф).

В заключение напомним основные условия выплаты страхового возмещения по вкладам. Во- первых, право на обращение за выплатой возникает у вкладчика не ранее отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций или же введения ЦБ РФ моратория на удовлетворение требований кредиторов <3>. Во-вторых, выплаты вкладчикам осуществляются в российских рублях вне зависимости от того, в какой валюте открывался вклад в банке. Это же относится и к процентам: в сумму вклада, исходя из которой рассчитывается возмещение, будут включены только проценты, начисленные по нему на эту дату.

В-третьих, вкладчику необходимо помнить, что от замораживания его сбережений по причине возникновения проблем у банка и до появления возможности получить страховку может пройти достаточно много времени. Поэтому он заинтересован в максимально быстром обжаловании отказа банка выдать вклад в суд, а лучше в АСВ или управление ЦБ РФ, чтобы как можно скорее наступил страховой случай - введение моратория или отзыв лицензии. А уже после получения отдельного письма от АСВ <4> или публикации в прессе вкладчик должен как можно скорее подать соответствующее заявление в само АСВ или один из его банков-агентов и указать способ, которым он желает получить возмещение <5>.

Если сумма вклада превышает максимум возмещения или же на средства в банке страховка не распространяется, то ничто не мешает вкладчику (гражданину или организации) попытаться получить с проблемного банка "зависшую" сумму. Так, вкладчики - физические лица при ликвидации банков являются кредиторами первой очереди <6>. Организациям повезло меньше: они являются кредиторами последней очереди. Правда, они же имеют больше возможностей для диверсификации своих средств и понесут меньшие потери, если в этом же банке кредитовались.

Примечание. Отметим, что аналогичные размеры страховки, но с несколько менее выгодными условиями выплаты распространяются и на банки, которые не участвуют в системе обязательного страхования вкладов <7>. Выплаты за счет средств ЦБ РФ осуществляются вкладчикам таких банков только после признания банка банкротом, но в тех же пределах, что и вкладчикам застрахованных банков <8>.


<1> пп. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ)

<2> Положение ЦБ РФ от 01.11.96 N 50; статьи 3, 4 Закона N 177-ФЗ

<3> ст. 8, п. 1 ст. 9 Закона N 177-ФЗ

<4> п. 1 ст. 12 Закона N 177-ФЗ

<5> п. 12 ст. 12 Закона N 177-ФЗ

<6> ст. 50.36 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ; п. 1 ст. 64 ГК РФ

<7> Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ

<8> Федеральный закон от 27.07.2006 N 150-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 16

ОШИБСЯ В СТАТУСЕ - ЗАЧЕСТЬ НАЛОГ НЕЛЬЗЯ?

Е.А.Шаронова

ОШИБСЯ В СТАТУСЕ - ЗАЧЕСТЬ НАЛОГ НЕЛЬЗЯ?

Е.А.Шаронова

Минфин России в очередной раз захотел пополнить бюджет, используя технические ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении платежных поручений на уплату налогов. Так, он разъяснил, что если налогоплательщик ошибся в заполнении поля 101 "Статус лица, оформившего документ" платежки и вместо значения "02" (статус - налоговый агент) указал значение "01" (статус - налогоплательщик), то в этом случае зачесть уплаченный по такой платежке в бюджет НДС нельзя.

Такую позицию финансисты обосновали тем, что ст. 78 НК РФ не установлен порядок проведения зачета сумм излишне уплаченного налога организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки, возникшей в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей по перечислению сумм налогов в бюджет в качестве налогового агента <1>.

Напомним, что еще в прошлом году о невозможности такого зачета говорила и ФНС России, ссылаясь на то, что налоговые органы разносят поступившие суммы налогов и сборов в карточки "Расчеты с бюджетом" строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов). И у налогоплательщика есть только один выход - писать заявление на возврат суммы ошибочно перечисленного налога (например, в качестве налогового агента) и платить налог снова (уже в качестве налогоплательщика) <2>.

Причем налоговые органы штрафовали организации за неуплату налога и начисляли пени с момента установленного срока уплаты налога как налоговым агентом (или налогоплательщиком) до момента фактической правильной уплаты как налогоплательщиком (или налоговым агентом).

Однако, на наш взгляд, такая позиция ФНС России и Минфина России противоречит НК РФ. Ведь НДС является федеральным налогом, который полностью поступает в федеральный бюджет <3>. Причем и налогоплательщики, и налоговые агенты перечисляют НДС на единый КБК - 18210301000011000110. А НК РФ как раз разрешает делать зачеты между налогами, поступающими в бюджет одного уровня <4>. При этом порядок зачета не зависит от статуса плательщика налога - налогового агента или налогоплательщика. А значит, налоговый орган должен по заявлению организации производить зачет переплаты суммы налога, указанной в карточке лицевого счета налогового агента (налогоплательщика), на карточку лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

Кстати, арбитражные суды поддерживают налогоплательщиков и считают, что неверное указание в платежном поручении в поле 101 значения статуса, например "02" (налоговый агент) вместо "01" (налогоплательщик), не влияет на правовую природу уплаченной суммы. И поскольку организация перечислила НДС в надлежащий бюджет, то неверное указание в платежных документах статуса плательщика не влечет возникновения недоимки перед бюджетом. Следовательно, налоговый орган не должен начислять пени <5>. Отрицательной судебной практики по данному вопросу нет.

Таким образом, если вы, заполняя платежное поручение на уплату НДС, ошиблись и неверно указали в поле 101 статус плательщика, то пени вам платить не нужно. Однако поскольку есть соответствующие письма фискальных органов, то и писать заявление о зачете налога, вроде бы, нет смысла. Но все же вы можете попытаться это сделать. При этом в заявлении на зачет можно как дополнительный аргумент привести судебную практику, свидетельствующую в вашу пользу, и ссылку на Письмо ФНС России от 30.05.2006 N ШС-6- 14/550@, в котором как раз и говорится, что налоговые инспекции при вынесении решения о начислении вам штрафов и пени должны учитывать судебную практику, сложившуюся по данному вопросу, в том числе и в вашем регионе. Подробнее см. журнал "Главная книга", 2006, N 15, с. 18.


<1> Письмо Минфина России от 23.06.2006 N 03-02-07/1-163

<2> Письмо ФНС России от 14.07.2005 N 10-3-03/3184@

<3> ст. 13 НК РФ; ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

<4> п. 5 ст. 78 НК РФ

<5> Постановления ФАС ВВО от 05.05.2006 N А43-40280/2005-16-1205; ФАС ПО от 01.11.2005 N А55-1684/2005-11; ФАС ДВО от 20.07.2005 N Ф03-А51/05-2/1907; ФАС ВСО от 19.07.2005 N А33-30827/04-С3-Ф02-3343/05-С1, от 14.09.2004 N А33-1077/04-С3-Ф02-3726/04- С1

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 16

ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ ВЫКУПНОЙ ЦЕНЫ ПРИ ЛИЗИНГЕ

Л.А.Елина

Минфин России разъяснил, как надо определять выкупную цену предметов лизинга <1>.

Напомним, что в начале этого года финансовое ведомство указало на необходимость закрепления в лизинговых договорах выкупной цены предметов лизинга <2>. Только в такой ситуации лизингополучатель может сразу списать на расходы всю сумму текущих лизинговых платежей. В противном случае все без исключения платежи по лизинговому договору до окончания срока действия договора будут рассматриваться как авансы. Они будут признаны выкупной ценой и войдут в первоначальную стоимость имущества. После выкупа предмета лизинга его стоимость будет списываться бывшим лизингополучателем на расходы через амортизацию <3>.

Прочитав такие рекомендации, любители лизинговых договоров стали задаваться вопросом: если первоначальная стоимость предмета лизинга будет полностью самортизирована в течение срока действия лизингового договора, можно ли выкупную цену установить в размере 1 руб.? Ведь в такой ситуации соблюдаются требования Минфина об указании выкупной цены, и в то же время на расходы можно списать максимум затрат в минимальные сроки.

Минфин уже разъяснял, что в лизинговом договоре можно указывать любую выкупную цену - даже 1 руб. <4>. Теперь же он напомнил, что при этом нужно не забывать про требования ст. 40 НК РФ, устанавливающей принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли <5>. Выкупная цена предмета лизинга должна быть рыночной - соответствовать цене имущества по сделкам в сопоставимых условиях. И налоговые органы, очевидно, будут руководствоваться данным разъяснением, тщательно проверяя выкупную цену при лизинговых сделках.

Но весь вопрос в том, что для договора лизинга найти сопоставимую сделку можно только среди таких же лизинговых договоров. Ведь нельзя приравнять передачу предмета лизинга к обычной продаже подержанного имущества: условия сделок будут явно несопоставимы. Поэтому для того, чтобы налоговики обосновали свои претензии по поводу заниженной выкупной цены, они должны изрядно постараться. В частности, им нужно найти сведения (причем желательно из официальных источников <6>) о размере выкупной цены предмета лизинга. И основные условия этих договоров тоже должны быть сопоставимы (в частности, срок действия договора, вид лизингового имущества, его первоначальная цена, размер лизинговых платежей и т. д.). Согласитесь, договоры-двойники не так уж часто встречаются.

Кстати, налоговая служба уже давно уделяет лизинговым сделкам повышенное внимание. По мнению работников налоговых органов, чаще всего лизинг прикрывает собой договор купли- продажи основных средств в рассрочку. И часто цель заключения лизингового договора - получение налоговых преимуществ. Под особый контроль налоговиков попадают сделки возвратного лизинга. Также пристальное внимание налоговики уделяют лизинговым сделкам, в которых срок действия договора лизинга существенно меньше срока полезного использования предмета лизинга. Ведь такие сделки позволяют списать на расходы стоимость дорогого оборудования быстрее, чем через амортизацию собственного имущества.

Итак, учитывая рекомендации Минфина и требования работников налоговых органов, организациям можно посоветовать следующее. В договоре надо обязательно указывать выкупную цену предмета лизинга. При этом надо соотносить срок действия лизингового договора со сроком эксплуатации оборудования, которое будет предметом лизинга. Чем ближе друг к другу эти сроки, тем меньше может быть выкупная цена. И наоборот.

Примечание. Подробнее о возвратном лизинге можно прочитать в статье "Возвратный лизинг: туда и обратно", журнал "Главная книга", 2006, N 6, с. 21.

Также надо заранее обосновать размер выкупной цены. Для этого можно подготовить экономические расчеты стоимости оборудования с учетом морального и физического износа. Причем лучше всего предусмотреть в лизинговом договоре исключительные условия эксплуатации предмета лизинга, которые могут стать причиной резкого снижения стоимости имущества в течение лизингового договора.

Например, такими условиями могут быть работа оборудования в две смены, невозможность использования оборудования в условиях, указанных фирмой-производителем, и т. д. Это позволит создать исключительные условия эксплуатации предмета лизинга. Подобрать аналогичные условия будет сложнее. Следовательно, налоговикам труднее будет применить ст. 40 НК РФ.


<1> Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-04/1/576

<2> Письма Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/392, от 15.02.2006 N 03-03- 04/1/113

<3> Письмо Минфина России от 09.11.2005 N 03-03-04/1/348

<4> Письмо Минфина России от 15.02.2006 N 03-03-04/1/113

<5> Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-04/1/576

<6> Постановление ФАС СЗО от 10.02.2006 N А13-4471/2005-19

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 16

ТОВАРЫ С ДЛИТЕЛЬНЫМ ЦИКЛОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЕСТЬ, А ПОРЯДКА - НЕТ

Е.М.Филимонова

С 1 января 2006 г. в Налоговом кодексе появилась норма, согласно которой производители товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства (свыше 6 месяцев) получили возможность не облагать НДС авансы. То есть теоретически стало возможно начислять НДС только после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и не платить налог с предоплаты при выполнении следующих условий <1>:

- производимые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) входят в перечень, утвержденный Правительством РФ;

- имеется заключение о длительности производственного цикла изготовления товаров (работ, услуг) из Минпромэнерго России <2>;

- ведется раздельный учет операций и сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым для производства товаров (работ, услуг) с длительным циклом изготовления и для других операций.

В Перечне приведены коды товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 <4> и коды работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности <5>. В Перечень вошли, в частности, следующие товары:

оборудование (энергетическое, химическое, нефтегазоперерабатывающее, горно-шахтное, железнодорожное и т.д.);

вычислительные машины и сети;

автомобили-тягачи, автопоезда;

транспортные, технические, промысловые суда;

воздушные суда (самолеты, вертолеты, планеры), системы и приборы летательных аппаратов;

средства радиосвязи, радиовещания и телевидения,

а также единственный вид работ - удаление и обработка твердых отходов.

Однако указанный перечень товаров (работ, услуг) Правительство РФ утвердило только сейчас <3>. То есть до августа 2006 г. рассмотренная норма фактически не действовала.

Что теперь

Казалось бы, теперь стало возможно воспользоваться своим правом не облагать НДС авансы, полученные в счет будущих поставок таких товаров (работ). Однако напомним, что для подтверждения своего права не уплачивать НДС с полученных сумм предоплаты организации- производители должны по итогам налогового периода (месяца или квартала <6>) представить в налоговый орган <1>:

- налоговую декларацию по НДС;

- копию контракта с покупателем, заверенную подписью руководителя и главного бухгалтера;

- заключение, выданное Минпромэнерго России, содержащее:

- наименование организации-изготовителя;

- наименование товаров (работ);

- длительность производственного цикла изготовления товаров (выполнения работ).

Но с получением заключения и возникли проблемы. Минпромэнерго России должно еще разработать форму этого документа и порядок его выдачи, и это займет какое-то время. Поэтому в министерстве нам сообщили, что раньше чем через пару недель заключения выдавать не начнут.

Примечание. Официальный интернет-сайт Минпромэнерго России: www.minprom.gov.ru

Информацию о ходе разработки порядка можно получить в Департаменте бюджетной политики и финансов Минпромэнерго России по тел. (495) 710-66-77.

Пересчет НДС с начала года

Комментируемое Постановление распространяется на налоговые правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. <7> Поэтому организации при желании смогут пересчитать НДС с начала года, а именно:

- сторнировать начисленный НДС с авансов, полученных после 1 января 2006 г.;

- одновременно сторнировать принятый к вычету "входной" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным после 1 января 2006 г. для производства товаров (работ) с длительным производственным циклом. Ведь негативным моментом применения нормы об освобождении от НДС полученных авансов является то, что "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для производства товаров (работ) с длительным производственным циклом изготовления, подлежит вычету только после отгрузки товаров (передачи работ) <8>.

Также необходимо будет подать уточненные декларации по НДС за все прошедшие налоговые периоды (месяцы или кварталы <9>) 2006 г. <10>

Но в результате корректировки НДС к уплате в бюджет может как уменьшиться, так и увеличиться и его придется доплачивать. Поэтому прежде чем делать пересчет, стоит оценить все плюсы и минусы.

Выбор есть

Напомним, что особые правила уплаты НДС с авансов применяются в добровольном порядке, поэтому производители товаров (работ) с длительным производственным циклом изготовления могут либо применять этот особый порядок, либо в общем порядке облагать полученную предоплату НДС и в то же время предъявлять к вычету "входной" НДС по мере принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг). Поскольку в этом вопросе имеется вариантность, выбранный способ должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения на 2006 г. <11> Если же этого пока сделано не было, то указать способ можно сейчас, составив и утвердив дополнение к учетной политике на 2006 г.


<1> п. 13 ст. 167 НК РФ

<2> п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.07.2006 N 468; п. 1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 284

<3> Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 N 468

<4> утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301

<5> Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст

<6> ст. 163 НК РФ

<7> п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.07.2006 N 468

<8> п. 7 ст. 172 НК РФ

<9> ст. 163 НК РФ

<10> п. 1 ст. 81 НК РФ

<11> п. 12 ст. 167 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 16

ДИРЕКТОР ОСВОБОЖДЕН ОТ РЕГИСТРАЦИИ

М.А.Кокурина

Как ни забавно, но трудности на практике могут создавать не только недомолвки законодательства, но и его излишние уточнения. Вот вам пример из жизни.

Напомним, что действующее законодательство устанавливает два способа подачи документов на госрегистрацию компании. Так, их можно <1>:

- отправить по почте с описью вложения;

- самостоятельно принести в налоговую инспекцию ("непосредственно"). При этом в правительственных требованиях к оформлению документов для госрегистрации уточняется, что бумаги могут подаваться только "непосредственно заявителем" <2>.

Примечание. Кстати, ФНС России высказывала мнение, что представлять бумаги может как сам заявитель, так и любое лицо даже без доверенности - хоть курьер <3>.

Но налоговые инспекции на местах руководствовались правительственным правилом и требовали, чтобы с документами приходили исключительно заявители (то есть в случаях с организациями это их руководители или учредители <1>).

Естественно, это не могло не создать проблем для всех фирм, переживающих какие-либо преобразования (например, реорганизация, ликвидация, открытие филиала или представительства), которым не хотелось затягивать регистрацию, посылая необходимый пакет документов по почте.

В конце концов, "верхи" не смогли жить по-старому и обратились в Верховный суд РФ, который в два счета устранил противоречие, признав положение правительственных требований о "непосредственности заявителя" недействующим <4>. При этом ВС РФ отметил, что действовать компании могут как через представителей <5>, так и любое другое лицо.

Примечание. Обратим внимание, чтобы избежать проблем с приемом регистрационных документов в налоговой, пожалуй, все-таки лучше пользоваться услугами представителя, оформив доверенность для подачи документов на регистрацию:

- вновь создаваемой фирмы - учредителями организации.

При этом от нескольких "одинаковых" учредителей (например, все - юридические лица) может быть выдана одна доверенность, объединяющая однородные полномочия. Если же среди учредителей имеются физические лица, то их доверенности целесообразно заверить нотариально. Кстати, с их единой доверенности надо будет уплатить госпошлину (нотариальный тариф) в зависимости от количества объединенных в ней представляемых лиц <6>;

- изменений в учредительные документы, реорганизации, ликвидации - организацией (заверяется подписью руководителя и печатью юрлица).


<1> п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<2> п. 3 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439

<3> абз. 4 п. 2 Письма ФНС России от 01.02.2005 N 14-1-04/253@

<4> Решение ВС РФ от 01.08.2006 N ГКПИ06-735

<5> статьи 182, 185 ГК РФ

<6> Письмо Минфина России от 22.05.2006 N 03-06-03-04/54

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 17

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.11 КОАП РФ

Т.Г.Заграничная

Вопрос. Скажите, как должно рассчитываться искажение суммы налога или статьи формы бухгалтерской отчетности, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.11 КоАП РФ? Относительно суммы конкретного налога, по которому допущено искажение, или относительно суммы всех начисленных налогов?

Т.З.: Высказывается мнение, что величина искажения сумм начисленных налогов (сборов), как обязательный признак объективной стороны данного правонарушения, должна рассчитываться по каждому налогу в отдельности, затем суммироваться и уже полученный результат должен сравниваться с общей суммой, подлежащей отражению на счетах бухгалтерского учета или по строкам (статьям) бухгалтерской отчетности соответственно.

Но обратимся к тексту закона. Статья 15.11 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности за "искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов". Как видим, согласно этой формулировке величина искажения должна определяться применительно к конкретным суммам, а не к общей сумме начисленных налогов и сборов. То есть величина искажения сумм начисленных налогов и сборов рассчитывается по каждому виду налога в отдельности. Например, искажение суммы НДС будет являться грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета в том случае, если оно равно 10 и более процентам всей начисленной суммы НДС, и только НДС.

Во-вторых, в этой статье идет речь о нарушении правил именно бухгалтерского учета.

Суммы налогов отражаются в бухгалтерском учете на счете 68. При этом аналитический учет по данному счету ведется по видам налогов <1>. То есть начисление каждого налога отражается на отдельном субсчете счета 68 отдельной проводкой.

И получается, что 10-процентное искажение, о котором идет речь в статье 15.11 КоАП РФ может быть допущено в отношении любого из налогов, которые должна уплачивать организация.

Вопрос. За какой же период рассчитывается такое искажение?

Т.З.: К сожалению, КоАП РФ об этом прямо не говорит. Но, как мы знаем, исчисление сумм налогов осуществляется по окончании налогового периода <2>. Следовательно, можно сделать вывод, что совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП РФ, возможно только по итогам налогового периода, даже если он включает несколько отчетных периодов.

Вопрос. То есть если подобные нарушения будут выявлены до окончания налогового периода, то к ответственности по статье 15.11 бухгалтера привлечь не смогут?

Т.З.: Совершенно верно. Ведь налоговая база определяется только в конце налогового периода <2>, а по итогам отчетных периодов уплачиваются суммы авансовых платежей, за неправильное исчисление которых ответственность этой статьей КоАП РФ не установлена. Кроме того, до окончания налогового периода просто невозможно рассчитать размер искажения, поскольку он определяется как процент от суммы налога, а не от суммы авансовых платежей <3>.

Вопрос. Может ли налоговый инспектор составлять протокол о совершении такого правонарушения на основании акта выездной налоговой проверки? Или необходимо соответствующее решение налогового органа по материалам акта проверки?

Т.З.: Протокол должен быть составлен немедленно после того, как было выявлено совершение административного правонарушения <4>. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления правонарушения <5>.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.11 КоАП РФ, представляет собой грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности. И установление факта его совершения не связывается законодателем с обязательным установлением факта совершения соответствующего налогового правонарушения. Кроме того, протокол о совершении административного правонарушения является самостоятельным документом и составляется независимо от наличия решения по материалам налоговой проверки.

А вот подтвердить совершение правонарушения, наказание за которое установлено статьей 15.11 КоАП, акт выездной налоговой проверки вполне может.

Вопрос. А если допущены ошибки в налоговой декларации, то это также влечет ответственность по статье 15.11?

Т.З.: Думаю, нет. Ответственность предусмотрена за грубые нарушения правил ведения именно бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Поэтому состав данного правонарушения образует искажение сумм начисленных налогов и сборов, отраженных в бухучете и бухгалтерской отчетности.

Налоговая декларация не является документом бухгалтерского учета, поэтому искажение в ней сумм налога не является тем правонарушением, о котором идет речь в статье 15.11 КоАП РФ.

Хотя зачастую ошибки в декларации сопутствуют бухгалтерским ошибкам. И в этом случае ответственности избежать не получится.

Вопрос. Если организация привлечена к ответственности, например, за неуплату налога <6>, это всегда означает, что ее должностное лицо будет оштрафовано на основании статьи 15.11 КоАП?

Т.З.: Не обязательно. Этого не случится, если, например, истек срок давности привлечения к административной ответственности. Ведь постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 КоАП, не может быть вынесено по истечении года со дня его совершения <7>. А к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 НК РФ, можно привлечь до истечения 3 лет со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода <8>.

Вопрос. А мы применяем "упрощенку" и бухучет не ведем <9>. Нашего бухгалтера могут оштрафовать, если допущена ошибка, из-за которой занижена сумма налога при УСНО?

Т.З.: С одной стороны, санкции применить можно независимо от того, что организация бухучет не ведет. Ведь проверяющие в состоянии выявить процент искажения суммы налога при УСНО, отраженной в налоговой декларации, относительно суммы, рассчитанной без ошибок. То есть "искажение сумм начисленных налогов не менее чем на 10 процентов", о котором речь идет в примечании к статье 15.11 КоАП РФ, при таком подходе фактически рассматривается как некий самостоятельный состав административного правонарушения.

Но, думаю, многие со мной согласятся, что такая точка зрения очень спорна. Ведь сама формулировка статьи 15.11 КоАП РФ предполагает связь правонарушения с областью бухгалтерского учета и отчетности. И примечание к статье не должно рассматриваться в отрыве от текста самой статьи. Оно лишь расшифровка понятия "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" и не более того. Значит, должностных лиц организации-"упрощенца" оштрафовать по этой статье нельзя.

Вопрос. А за непроведение обязательного аудита могут наказать по статье 15.11?

Т.З.: Это маловероятно. Нужно внимательно прочесть примечание. За что предусмотрена ответственность? За нарушение, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов или сборов либо статьи или строки формы бухотчетности. При непроведении обязательного аудита указанный состав отсутствует.

Вопрос. Часто бывают случаи, когда бухгалтер увольняется и на его место приходит новый. А проверка обнаруживает какие-то существенные ошибки, допущенные ранее. Можно ли оштрафовать нового сотрудника за нарушение, совершенное в период, когда он еще не работал в этой организации?

Т.З.: Не забывайте, что административным правонарушением является противоправное виновное действие или бездействие конкретного лица <10>.

Привлечь лицо к административной ответственности можно только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина в форме умысла или неосторожности <11>, то есть за те, которые он лично совершил.

Очевидно, что в приведенной ситуации о вине нового сотрудника, а следовательно, и о его ответственности не может быть и речи.

Вопрос. А руководителя организации по этой статье штрафуют?

Т.З.: Зависит от обстоятельств. Должностные лица привлекаются к административной ответственности за совершение правонарушения в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей <12>.

На руководителя возложена ответственность за организацию бухучета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. При этом руководитель в зависимости от объема учетной работы определяет форму организации бухучета на предприятии <13>.

В частности, может быть учреждена бухгалтерская служба. И в этом случае ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер организации <14>.

То есть если в организации есть главный бухгалтер, то он и будет отвечать в случае нарушения правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности. А руководитель может быть оштрафован, только если к нарушению этих правил привело неисполнение или ненадлежащее исполнение именно им своих обязанностей <15>. Например, если он дал прямое указание по оформлению какой-либо хозяйственной операции, что повлекло существенные ошибки <16>.


<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

<2> п. 1 ст. 55 НК РФ

<3> п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5

<4> ч. 1 ст. 28.2, ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ

<5> ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ

<6> статьи 120, 122 НК РФ

<7> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

<8> п. 1 ст. 113 НК РФ

<9> п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<10> п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ

<11> п. 1 ст. 1.5, ст. 2.2 КоАП РФ

<12> ст. 2.4 КоАП РФ

<13> ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

<14> ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

<15> Постановление Верховного суда РФ от 09.06.2005 N 77-ад06-2

<16> п. 4 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 9

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТСУТСТВИЕ КНИГ ПРОДАЖ И ПОКУПОК

О.Ю.Музыченко

Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения <1> при отсутствии книг покупок и книг продаж, неправильном их заполнении, а также ведении не по установленным формам?

ДА

НЕТ

Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика <2>. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для чего ведутся, в частности, специальные книги (журналы) <3>.

Книги покупок и книги продаж являются регистрами бухучета, утвержденными Постановлением Правительства РФ <4>. Плательщики НДС обязаны вести книги покупок и книги продаж <5>.

Книга продаж и книга покупок не являются бухгалтерскими регистрами, так как предназначены только для регистрации счетов-фактур с целью правильного исчисления НДС <6>. Законодатель однозначно не указал, что для целей ст. 120 НК РФ под регистрами бухгалтерского учета понимаются в том числе документы и регистры, составляемые исключительно для целей налогообложения. Книги покупок и продаж не входят в Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы счетоводства <7>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 21.12.2005 N А31-8194/22

от 30.06.2006 N А79-15564/2005
от 27.10.2004 N А43-5197/2004-31-326

ФАС Восточно-Сибирского округа

 

от 13.04.2005 N А78-7893/04-С2- 17/702-Ф02-1348/05-С1
от 13.04.2005 N А78-7401/04-С2- 17/681-Ф02-1346/05-С1

ФАС Дальневосточного округа

 

от 25.05.2005 N Ф03-А80/05-2/1058

ФАС Московского округа

 

от 13.02.2006 N КА-А41/303-06
от 19.01.2004 N КА-А40/11022-03
от 27.01.2003 N КА-А41/9158-02

ФАС Поволжского округа

 

от 18.01.2005 N А55-8024/04-44

ФАС Северо-Западного округа

 

от 06.04.2006 N А26-3567/04-211
от 06.06.2005 N А56-17988/2004
от 30.09.2004 N А26-3103/04-210
от 16.08.2004 N А56-44734/03

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 03.11.2004 N Ф08-5236/2004-1996А
от 02.07.2003 N Ф08-2313/2003-860А

ФАС Уральского округа

от 13.01.2005 N Ф09-5775/04-АК
от 16.08.2004 N Ф09-3371/04-АК

от 21.01.2005 N Ф09-5947/04-АК
от 14.05.2004 N Ф09-1869/04-АК
от 30.03.2003 N Ф09-1869/03-АК

Арбитражный суд Московской области

от 09.12.2004 N А41-К2-21472/04
от 22.06.2004 N А41-К2-8017/04

 

ИТОГО: 5

ИТОГО: 18


<1> ст. 120 НК РФ

<2> п. 3 ст. 120 НК РФ

<3> п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<4> п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<5> пп. 3, 8 ст. 169 НК РФ; Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила)

<6> п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; пп. 7, 8, 16 Правил

<7> Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утв. Письмом Минфина СССР от 08.03.60 N 63; Перечень типовых регистров единой журнально- ордерной формы, доведенный Письмом Минфина России от 24.07.92 N 59

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 9

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДФЛ С КОМПЕНСАЦИЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

А.П.Кошелев

Освобождаются ли от НДФЛ компенсации за использование личных автомобилей работников организации в части, превышающей ограничения, в пределах которых эти компенсации учитываются при налогообложении прибыли <1>?

ДА

НЕТ

Все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, не подлежат обложению НДФЛ в пределах установленных законодательством норм <2>. При использовании личного имущества (в том числе автомобиля) работника в интересах работодателя организация выплачивает работнику компенсацию за использование имущества, а также возмещает расходы, связанные с его использованием <3>.

Размер компенсации за использование личного автомобиля устанавливается соглашением работника и организации <3>. Ограничения размера компенсации не установлены ни трудовым, ни налоговым законодательством. Нормы компенсаций установлены только для целей исчисления налога на прибыль организаций <4>. Статья 217 НК РФ не содержит отсылок к гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в части налогообложения компенсаций за использование личных автомобилей. Статья 217 НК РФ не предоставляет Правительству РФ права устанавливать нормы компенсаций за использование личных автомобилей для включения их в состав выплат, не облагаемых НДФЛ. Применение норм налогового законодательства по аналогии не допускается <5>.

Размеры компенсаций за использование автомобилей, предусмотренные трудовым договором или соглашением с работником, не являются нормами, установленными законодательством. Нормы компенсационных выплат утверждены <1> в соответствии с НК РФ. При определении компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ, необходимо руководствоваться нормами, установленными Правительством РФ для целей исчисления налога на прибыль организаций <6>.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Дальневосточного округа

 

от 20.04.2005 N Ф03-А73/05-2/461

ФАС Северо-Западного округа

от 23.01.2006 N А26-6101/2005-210

 

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 16.06.2006 N Ф08-2059/2006-870А

ФАС Уральского округа

от 26.01.2004 N Ф09-5007/03-АК

 

ИТОГО: 2

ИТОГО: 2


<1> Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92

<2> п. 3 ст. 217 НК РФ

<3> ст. 188 ТК РФ

<4> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ

<5> пп. 6, 7 ст. 3 НК РФ

<6> Письмо МНС России от 02.06.2004 N 04-2-06/419@; Письмо Минфина России от 19.02.2003 N 04-04-06/26

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 9

О ВЫЧЕТЕ НДС ПО ЧЕКУ ККТ

М.П.Захарова

Вправе ли налогоплательщик в случае приобретения товаров (работ, услуг) в розничной сети применить налоговый вычет по НДС на основании чека ККТ (бланка строгой отчетности) при отсутствии счета-фактуры?

ДА

НЕТ

По общему правилу налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами <1>. В расчетных, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой <2>. При реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур <3> считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы <4>.

НК РФ допускает применение налогового вычета не только на основании счета-фактуры, но и при представлении иных документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товаров. Если товары приобретаются за наличный расчет, наличие счета- фактуры не является обязательным условием для вычета, его заменяет чек ККТ (бланк строгой отчетности).

Кассовый чек (бланк строгой отчетности) не является основанием для вычета НДС. НК РФ не предусматривает возможность применения вычета НДС при приобретении товаров в розничной сети без счета-фактуры, оформленного в установленном порядке. Приобретая товары для осуществления предпринимательской деятельности, налогоплательщик не подпадает под категорию покупателей, именуемую "население".

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Волго-Вятского округа

от 17.06.2003 N А39-4637/02-25/10 <*> (III)

от 12.02.2003 N А82-121/02-А/6 (I)

ФАС Восточно-Сибирского округа

от 06.10.2005 N А19-5465/04-5-Ф02-4848/05-С1 (II)
от 13.05.2004 N А19-3123/03-43-Ф02-1631/04-С1 (I)

 

ФАС Западно-Сибирского округа

от 08.02.2006 N Ф04-9504/2005(18511-А81-25) (II)
от 30.11.2005 N Ф04-8671/2005(17472-А67-34) (II)

 

ФАС Поволжского округа

от 01.03.2006 N А55-2813/05-51 (II)
от 15.02.2006 N А57-10998/04-16 (II)
от 22.03.2005 N А55-10072/04-41 (I)

от 11.08.2005 N А12-32727/04-С36 (I)

ФАС Северо-Западного округа

от 20.03.2006 N А13-6556/2005-26 (II)

от 22.03.2004 N А52/2373/2003/2 (III)

ФАС Северо-Кавказского округа

 

от 28.03.2006 N Ф08-584/2006-270А (III)
от 28.03.2005 N Ф08-336/2005-117А (III)

ФАС Уральского округа

от 21.02.2006 N Ф09-6306/05-С2 (II)
от 17.11.2005 N Ф09-5162/05-С2 (I)
от 07.06.2005 N Ф09-2404/05-С2 (I)
от 02.03.2004 N Ф09-554/04-АК (I, II)
от 09.12.2003 N Ф09-4204/03-АК (I)
от 10.07.2003 N Ф09-1990/03-АК (I)
от 08.07.2003 N Ф09-1961/03-АК (I)

 

ФАС Центрального округа

от 16.05.2006 N А14-23540-2005884/33 (II)
от 12.04.2006 N А09-4745/05-12 (II)
от 21.03.2006 N А14-11014/2005394/24 (II)

 от 20.10.2005 N А14-3977/2005114/24 (II)
от 08.06.2004 N А35-4632/03-С2 (II)

 

ИТОГО: 21

ИТОГО: 5


<*> Вычет применен налогоплательщиком на основании чека ККТ и товарной накладной, в которой указаны все реквизиты, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ для заполнения счета- фактуры.

Римские цифры после номера постановления ФАС обозначают, что спор возник при применении вычета по:

- I - горюче-смазочным материалам;

- II - командировочным расходам;

- III - иным расходам.


<1> п. 1 ст. 172 НК РФ

<2> п. 4 ст. 168 НК РФ

<3> пп. 3, 4 ст. 168 НК РФ

<4> п. 7 ст. 168 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 9


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное