← Апрель 2006 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.04.2006
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Материалы из журнала "Главная книга"14 МАРТА. ЗЕМЛЕ В РАСХОДАХ МЕСТА НЕТМ.А.Кокурина К 1 января 2008 г. право постоянного (бессрочного) пользования государственными (муниципальными) земельными участками, находящимися под приватизированными предприятиями, владельцы последних должны переоформить на право аренды или приобрести эту землю в собственность <1>. Некоторые организации уже выкупили землю в собственность, а затраты, связанные с таким приобретением, отнесли на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, успев поспорить с налоговыми органами и заручиться поддержкой судов <2>. А вот у ВАС РФ по этому вопросу, как оказалось, иное мнение. В своем решении <3> он указал, что суммы, потраченные на выкуп земли, нельзя включить в состав расходов, поскольку земельные участки являются основными средствами, не подлежащими амортизации <4>. При этом ВАС РФ отметил, что природные ресурсы, к которым относится и земля, не изменяют потребительские свойства и не переносят свою стоимость на произведенную продукцию. Поэтому расходы на приобретение земли не соответствуют предусмотренным критериям расходов <5>, также они не влекут получение дохода от производства товаров (работ, услуг). Скорее всего, после такого решения ВАС РФ налогоплательщиков, поспешивших с выкупом земли и уменьшивших на сумму таких затрат налоговую базу по налогу на прибыль, налоговые органы обяжут доплатить и недоимку, и пени, и штраф за неуплату налога в результате занижения налоговой базы <6>. Тем же, кто еще не успел стать собственником участка под своим предприятием, не стоит торопиться. Как мы уже сообщали нашим читателям (см. ГК, 2006, N 6, рубрика "Проекты"), Президент РФ предложил установить приватизированным предприятиям минимальную ставку для выкупа такой земли. Депутаты пошли еще дальше: уже принят в первом чтении законопроект <7>, который позволяет организациям, выкупающим землю под своими (приватизированными ранее) предприятиями, принимать соответствующие траты к вычету из налоговой базы при расчете налога на прибыль (что на сегодняшний день возможно, только если участок не покупается, а берется в аренду <8>) (подробно о нем см. журнал "Главная книга", 2006, N 8, рубрика "Проекты"). <1> п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ <2> Постановления ФАС ЦО от 02.09.2005 N А36-482/2005, от 17.08.2004 N А08-2355/04-21- 16, ФАС ЗСО от 13.07.2005 N Ф04-4368/2005 (12952-А75-33) <3> Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 14231/05 <5> ст. 252 НК РФ <7> проект Федерального закона N 266792-4, принят Госдумой в I чтении 12.04.2006 <8> подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 7 КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ "ВМЕНЕНКИ"Е.М.Филимонова В журнале "Главная книга", 2006, N N 1, 2 мы рассказывали об изменениях, произошедших в порядке перевода на уплату ЕНВД с нового года. Поэтому сейчас мы остановимся лишь на недавних разъяснениях Минфина России относительно того, кто должен уплачивать ЕНВД, а кто нет. Розничная торговля Минфин России выпустил несколько писем, суть которых сводится к следующему. К розничной торговле для целей уплаты ЕНВД относится деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физические или юридические лица) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, либо для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности. В то же время Налоговый кодекс РФ не устанавливает для организаций и предпринимателей, продающих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской или непредпринимательской деятельности). Поэтому того факта, что товары приобретаются покупателем (в том числе представителем организации либо предпринимателем) у продавца, ведущего деятельность по продаже товаров в розницу, достаточно, чтобы признать такую продажу розницей для целей уплаты ЕНВД <1>. В общем случае договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара <2>. Кроме того, финансовые органы подтвердили, что с нового года облагается ЕНВД розничная продажа товаров в кредит с оплатой их стоимости как за наличный, так и безналичный расчет <3>. Таким образом, начиная с 2006 г. не подпадает под обложение ЕНВД продажа товаров <4>: - по договорам обычной купли-продажи либо поставки, то есть по договорам, когда продавец обязуется передать покупателю производимый или закупаемый товар в обусловленный срок для использования в предпринимательской деятельности <5>. Таким образом, если договор поставки был заключен и по нему был получен аванс до 2006 г., но фактически передача товара состоялась уже в 2006 г., то со стоимости реализованных товаров необходимо будет уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения в 2006 г. В то же время если организация (предприниматель) определяет доходы и расходы по кассовому методу в соответствии с общим режимом налогообложения либо применяет УСНО, то налоги со стоимости переданных в 2006 г. товаров уплачивать не надо - доходы должны были быть признаны в 2005 г. <6>; - комитентами по договорам комиссии <7>; - агентами (поверенными), выступающими от имени принципала (доверителя), по агентским договорам (договорам поручения). В то же время может уплачиваться ЕНВД при продаже товаров, если продавец выступает в качестве комиссионера (агента) и продает товары в розницу от своего имени и на принадлежащей ему или арендуемой им площади <8>. Также Минфин России обратил внимание на то, что если при продаже товаров продавец предъявляет к оплате соответствующие суммы НДС, составляет счета-фактуры, ведет журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж, то такая предпринимательская деятельность не может быть признана розничной торговлей для целей применения ЕНВД и подлежит налогообложению в соответствии с общей системой налогообложения либо УСНО <9>. Интернет-магазины Минфин России указал, что при продаже товаров посредством Интернета не может уплачиваться ЕНВД. Объясняется это тем, что Интернет не соответствует определениям объектов торговли (торговый зал, объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, либо объекты нестационарной торговой сети) <10>. Передача в аренду торговых мест ЕНВД уплачивается только при ведении деятельности по сдаче в аренду стационарных торговых мест, не имеющих залов обслуживания посетителей (конструктивно обособленных торговых секций, независимо от их площади) <11>. Причем сюда относится в том числе сдача в аренду стационарных торговых мест, находящихся: - как в помещениях рынков, так и на прилегающей территории (в том числе и на открытых площадях) <12>; - на автовокзалах, железнодорожных вокзалах, в административных и учебных зданиях, поликлиниках <13>; - в культурных и выставочных центрах на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий <13>. Подпадает под ЕНВД передача в аренду киосков, палаток, лотков (прилавков), ларьков- тонаров, контейнеров, капитальных навесов, расположенных на открытых и закрытых площадках <14>. Однако если такой киоск (палатка и т. д.) оборудованы для нескольких торговых мест, то доход от их передачи не может облагаться ЕНВД <15>. В случае передачи арендодателем в аренду стационарных торговых мест другим организациям (предпринимателям) с правом передачи их в субаренду ЕНВД должны уплачивать и арендодатель, и арендаторы, передающие торговые места в субаренду <16>. В то же время не подпадает под ЕНВД сдача в аренду <17>: - зданий, сооружений и других аналогичных объектов торговли целиком, поскольку такие объекты не могут быть признаны стационарным торговым местом для целей применения ЕНВД; - павильонов, торговых мест в павильонах, магазинов и иных стационарных торговых мест, имеющих залы обслуживания посетителей; - складских помещений, не имеющих торгового зала, даже если непосредственно с этого склада арендатором впоследствии продаются товары <18>; - асфальтированных открытых площадок под установку киосков, разборных палаток, переносных прилавков, трейлеров, автофургонов <19>; - торговых мест на продовольственных и вещевых рынках и ярмарках, расположенных на обособленных земельных участках (открытых площадках), поскольку такие рынки не являются объектами стационарной торговой сети <20>. Такая деятельность должна облагаться в соответствии с общим режимом налогообложения или УСНО. Кстати, если в аренду передаются, например, места под размещение игорных заведений, точек общепита, то такая деятельность на ЕНВД также не переводится <21>. Наружная реклама Минфин России разъяснил, что в ситуации, когда организация только приобрела щиты у другой организации, но пока не использует их, а в это время на них осталась информация о продавце этих щитов, эта организация должна уплачивать ЕНВД, даже если фактически она не получает дохода от размещения такой чужой рекламы <22>. По аналогии можно предположить, что налоговые органы попытаются взыскать ЕНВД в ситуации, когда организация (предприниматель) эксплуатирует транспортное средство, на котором размещена реклама прежнего владельца или арендодателя этого транспортного средства, но доход от этого организация (предприниматель) не получает. Ведь и иные налоги организация (предприниматель) не уплачивает, поскольку дохода от размещения чужой рекламы нет. Примечание. По нашему мнению, ЕНВД в такой ситуации уплачиваться не должен. Ведь под уплату ЕНВД подпадает именно предпринимательская деятельность, что подразумевает извлечение прибыли. А нет прибыли (дохода) - нет и ЕНВД <23>. Интересное уточнение было приведено сотрудниками Минфина России в отношении ситуации, когда клиенты обращаются в рекламное агентство с просьбой не только разместить рекламу, но и подобрать информацию о рекламируемой продукции, нарисовать эскиз и т. д. Так вот, деятельность по изготовлению (созданию) рекламных материалов и самих рекламоносителей, а также деятельность по их монтажу не подлежит переводу на ЕНВД <24>. Еще одно разъяснение было дано налоговыми органами. Если плательщик ЕНВД передает по договорам аренды (субаренды) во временное владение (пользование) принадлежащие ему стационарные технические средства наружной рекламы, то доходы в виде арендных платежей не подпадают под ЕНВД, а подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения либо УСНО <25>. Временное размещение и проживание Деятельность по передаче для постоянного или преимущественного проживания мест в общежитиях для граждан (например, студентов) на ЕНВД переводиться не должна. В то же время передача мест для временного проживания и размещения в тех же общежитиях может переводиться на уплату ЕНВД в случае, если эта деятельность носит предпринимательский характер <26>. <1> Письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14, от 16.01.2006 N 03-11-05/10, от 28.12.2005 N 03-11-02/86, от 27.01.2006 N 03-11-04/3/40 <2> ст. 493 ГК РФ; Письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14, от 16.01.2006 N 03-11-05/10 <3> Письмо Минфина России от 07.12.2005 N 03-11-04/3/164 <4> Письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14, от 18.01.2006 N 03-11- 04/3/18, от 25.01.2006 N 03-11-04/3/33 <5> Письмо Минфина России от 09.12.2005 N 03-11-04/3/168 <6> Письмо Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-04/3/10 <7> Письмо Минфина России от 06.12.2005 N 03-11-04/3/160 <8> Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-04/3/33 <9> Письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14 <10> Письмо Минфина России от 28.12.2005 N 03-11-02/86 <11> подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ; Письмо Минфина России от 25.11.2005 N 03-11- 04/3/143 <12> Письма Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-04/3/8, от 25.01.2006 N 03-11-03/02 <13> Письмо Минфина России от 13.12.2005 N 03-11-02/81; Письмо Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Новгородской области от 16.11.2005 N 06-12/28110 <14> Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 03-11-04/3/19 <15> Письма Минфина России от 27.01.2006 N 03-11-04/3/39, от 18.01.2006 N 03-11- 04/3/17 <16> Письмо Минфина России от 13.12.2005 N 03-11-02/81 <17> Письма Минфина России от 13.12.2005 N 03-11-02/81, от 17.02.2006 N 03-11-05/51, от 17.02.2006 N 03-11-04/3/87 <18> Письма Минфина России от 08.02.2006 N 03-11-04/3/69, от 26.12.2005 N 03-11- 04/3/183 <19> Письма Минфина России от 18.01.2006 N 03-11-04/3/17, от 18.01.2006 N 03-11- 04/3/19 <20> Письмо ФНС России от 08.11.2005 N 22-2-11/2043@ <21> Письма Минфина России от 07.11.2005 N 03-11-05/83, от 25.11.2005 N 03-11- 04/3/143 <22> Письмо Минфина России от 01.02.2006 N 03-11-04/3/54 <23> Письмо Минфина России от 25.11.2004 N 03-06-05-03/10 <24> Письмо Минфина России от 10.10.2005 N 03-11-04/3/108 <25> Письмо Минфина России от 28.10.2005 N 03-11-04/3/122; Письмо УФНС России по Московской области от 02.02.2006 N 22-19-И/0048 <26> Письмо Минфина России от 30.01.2006 N 03-11-03/3 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 6 ПОПОЛНЕНИЕ В "ЛЬГОТНОМ" ПЕРЕЧНЕ ПРОДУКТОВМ.Г.Суховская Правительство РФ расширило <1> Перечень видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% <2>. Он пополнился 10 новыми позициями, в числе которых новые виды кормов, сыров, консервов и продуктов детского и диабетического питания, например, овощных и овощефруктовых соков, морсов, нектаров и напитков для детей. Напомним, что раньше в Перечне в разделе "Продукты детского и диабетического питания" из напитков значились только соки детского питания (код ОКП 91 6363). Безусловно, указанные изменения на руку всем производителям соков и сокосодержащих напитков. Все, наверное, замечали на пакетах с соками надписи вроде "Рекомендовано Институтом питания РАМН для детей в возрасте от 3 лет" и "Одобрено Минздравом для детского питания и питания детей в детских учреждениях"? Конечно, перевод продукта в категорию детского питания повышает лояльность потребителей, а также... на законных основаниях позволяет уплачивать почти вдвое меньший НДС. И теперь наверняка такие надписи появятся на пакетах с различными нектарами и морсами. Внимание! 10%-ная ставка НДС не является льготой, поэтому от ее применения нельзя отказаться. Обратите внимание, что 10%-ная ставка НДС по вышеуказанным продуктам, внесенным в Перечень, применяется следующим образом <4>: 1) при ввозе товаров на таможенную территорию РФ - с 4 апреля 2006 г.; 2) при отгрузке товаров на территории РФ налогоплательщиками, у которых налоговый период равен: - календарному месяцу - с 1 мая 2006 г.; - кварталу - с 1 июля 2006 г. Возможна ситуация, когда договор купли-продажи перечисленной продукции был заключен до 1 мая (1 июля) 2006 г., при этом цена товара в договоре определена с учетом НДС 18%, к тому же продавец уже получил аванс в счет предстоящей поставки и уплатил с него налог в бюджет по расчетной ставке 18/118. В этом случае уплаченный с аванса НДС учитывается следующим образом. 1. Если до отгрузки продукции в договор купли-продажи были внесены изменения, согласно которым: а) цена товара с учетом НДС уменьшена на 8% (18% - 10% = 8%) и переплата аванса (часть налога с авансового платежа) была возвращена покупателю. Тогда продавец вправе принять к вычету всю сумму НДС, исчисленного к уплате в бюджет при получении аванса <5>. Если же часть налога не будет возвращена покупателю, то к вычету можно принять только НДС из расчета ставки 10%; б) новая цена продукции с 10%-ной ставкой НДС соответствует ранее установленной цене товара с 18%-ной ставкой НДС (например, было 118 руб. за единицу с учетом НДС 18%, а стало 118 руб. с учетом НДС 10%). Налоговые органы считают, что в этом случае уплаченный с аванса в бюджет налог принять к вычету нельзя <6>. Однако, по нашему мнению, НК РФ разрешает в такой ситуации принять НДС с аванса к вычету в полной сумме после отгрузки продукции покупателю <7>. 2. Если же до момента отгрузки никаких изменений в договор купли-продажи не было внесено, то при отгрузке продавец должен исчислить со всей стоимости отгруженных товаров НДС по ставке 18% и уплатить его в бюджет <8>. При этом НДС, уплаченный с аванса, можно принять к вычету на общих основаниях <7>. Вот только покупатель в этом случае не сможет принять к вычету "входной" НДС по причине неправильного оформления счета-фактуры, ведь в нем будет указана неверная ставка НДС <9>. При этом, к сожалению, не будет иметь значения, уплатил ли продавец в бюджет полученный от покупателя НДС или нет <10>. <1> Постановление Правительства РФ от 27.02.2006 N 108 <2> утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 <4> п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2006 N 108 <5> п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ <6> Письмо ФНС России от 17.02.2006 N ММ-6-03/182@ <7> п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ <10> Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 9252/05 Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", 2006, N 7. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 6 НЕПРИКАЯННАЯ "МАЛОЦЕНКА"Е.Л.Веденина Л.В.Гужелева Обновленный бухгалтерский стандарт <1> по учету основных средств ПБУ 6/01 содержит несколько новшеств, которые вызывают определенные вопросы. Мы остановимся на одном из них, на так называемой малоценке, или, как мы неоднократно именовали в нашем журнале этот вид активов, "малоценных" объектах ОС. Изменение порядка их бухгалтерского учета может иметь для организаций как положительные, так и негативные последствия. Суть проблемы В 2006 г. старый порядок бухгалтерского учета "малоценных" ОС упразднен <2> и введен новый, который заключается в следующем <3>: - активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимость которых ограничена лимитом, установленным в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухучете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ); - в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Этот новый порядок учета малоценного имущества размещен не в разделе III "Амортизация основных средств", где располагался старый порядок, а в разделе I "Общие положения" ПБУ 6/01. Указанное имущество именуется уже не основными средствами, а просто активами. Следовательно, эти активы необходимо однозначно квалифицировать еще при принятии к бухгалтерскому учету. При этом в ПБУ 6/01 в дополнение к четырем необходимым условиям введен добровольный стоимостный (но не более 20 000 руб.) критерий, от которого ранее Минфин намеревался отказаться. Внимание! Признать актив стоимостью не более 20 000 руб. как МПЗ - право, а не обязанность организации. В итоге актив, удовлетворяющий четырем условиям признания его основным средством (то есть он должен быть объектом ОС), может быть все-таки признан МПЗ, если его стоимость ниже установленного в организации критерия. Получается, что по правилам обновленного ПБУ 6/01 владелец имущества имеет право на самостоятельную квалификацию объекта учета в зависимости от установленного учетной политикой стоимостного критерия. Последствия Воспользовавшись правом признавать недорогие активы МПЗ, фирма столкнется: - с противоречием в нормативных документах по бухгалтерскому учету, так как ПБУ 6/01 к МПЗ никакого отношения не имеет, а Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" ПБУ 5/01 не применяется в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев <4>. Кроме того, отпуск МПЗ в производство приравнивается к их выбытию <5> и по переданным в производство МПЗ просто трудно обеспечить "надлежащий контроль за их движением"; - со сложностями отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с восстановлением (ремонтом, модернизацией и реконструкцией) такого имущества. Ведь правила по их отражению установлены только для основных средств <6>, а ПБУ 5/01 таких норм не содержит, поэтому непонятно, как их учитывать в бухгалтерском учете. А при установлении максимально возможного стоимостного критерия в размере 20 000 руб., согласитесь, необходимость ремонта более чем реальна. Напомним, что в налоговом учете ремонт неамортизируемых объектов ОС возможен, ведь прямых норм, запрещающих это, НК РФ не содержит <7>; - с возможностью упростить документооборот, так как не будет необходимости оформлять утвержденные Госкомстатом России формы первичной учетной документации по учету ОС (формы N ОС-1, ОС-2, ОС-4, ОС-6) <8>, а можно будет использовать унифицированные формы N М-4 "Приходный ордер", М-17 "Акт о приемке материалов", М-11 "Требование-накладная" <9>; - с возможностью значительно (при большом количестве таких объектов) сэкономить на налоге на имущество <10> при установлении максимально возможного стоимостного критерия в размере 20 000 руб. Однако это приведет к негативному последствию (см. следующий пункт нашего списка); - с необходимостью применять ПБУ 18/02 <11>, поскольку, как мы помним, в целях налогообложения прибыли в состав материальных расходов списываются объекты стоимостью не выше 10 000 руб. <12>; - с необходимостью внесения изменений в учетную политику <13>. Конечно же, всякое изменение в правилах бухгалтерского учета, вносимое задним числом (напомним, что о новом особом порядке бухгалтерского учета "малоценки" мы узнали только в конце января 2006 г.), всегда вызывало недоумение и сомнение в юридической правомерности необходимости внесения изменений в учетную политику. Ведь, как известно, изменения учетной политики должны вводиться с 1 января года, следующего за годом их утверждения <14>. Но для этого уже давно была придумана формулировка "...вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности 200_ г.". А поскольку учетная политика утверждается практически всегда в начале текущего года, то предусмотреть указанные изменения не составит труда; - с необходимостью исправления сделанных по старому порядку бухгалтерских записей в январе - начале февраля 2006 г. и заменой их на проводки: Дт 10 - Кт 60 (76) и одновременно при введении в эксплуатацию (отпуске в производство) Дт 20 (23, 25, 26) - Кт 10. В большинстве своем такие операции за этот период вряд ли были значительны. Выводы Итак, учитывая сложившуюся практику разрешения противоречий нормативных документов по бухгалтерскому учету, при квалификации активов как ОС или МПЗ следует исходить из норм обновленного ПБУ 6/01 (как и было в 2001 г.). Далее налогоплательщику следует сделать финансовый выбор между возможностью минимизировать налог на имущество и трудозатратами на учет разниц в соответствии с ПБУ 18/02. Если же выбор сделан не в пользу налога на имущество, то исходя из принципа рационального ведения бухгалтерского учета <15> и сближения его с налоговым учетом можно: 1) внести изменения в учетную политику на 2006 г., закрепив положение о признании недорогих активов как МПЗ с указанием стоимостного лимита 10 000 руб. (то есть такого же, какой предусмотрен для целей налогообложения прибыли гл. 25 НК РФ <16>); 2) расходы на ремонт (в случае его необходимости) таких объектов отражать исходя из общих норм признания расходов в бухгалтерском учете, то есть по правилам ПБУ 10/99 <17>. Однако заметим, что при установленном стоимостном критерии 10 000 руб. иногда гораздо легче просто приобрести новый аналогичный объект. Внимание! Новая квалификация активов касается исключительно тех объектов, которые приобретаются и принимаются к учету после 01.01.2006. Никаких перерасчетов по ранее приобретенным и отпущенным в производство "малоценным" ОС делать не надо. <1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н) <2> п. 11 Изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом от 12.12.2005 N 147н <3> абз. 3 п. 3 Изменений, утв. Приказом N 147н; п. 5 ПБУ 6/01 (ред. от 12.12.2005) <4> п. 4 ПБУ 5/01 <5> п. 16 ПБУ 5/01 <7> п. 1 ст. 252, 260, п. 5 ст. 272 НК РФ <8> Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 <9> Постановление Госкомстата России от 30.10.97 N 71а <10> ст. 374 НК РФ <11> Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н <12> подп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ <13> п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н <14> п. 18 ПБУ 1/98 <15> п. 7 ПБУ 1/98 <16> п. 1 ст. 256 НК РФ <17> Положение по ведению бухгалтерского учета "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", 2006, N 6. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 6 ВОЗВРАТНЫЙ ЛИЗИНГ: ТУДА И ОБРАТНОЛ.А.Елина Что такое возвратный лизинг Возвратный лизинг отличается от обычного лизинга тем, что лизингополучатель выступает одновременно и в роли продавца лизингового имущества. То есть организация берет в лизинг оборудование (или другое имущество), которое изначально принадлежало ей самой. Соответственно, при возвратном лизинге между лизингодателем (лизинговой компанией) и организацией заключаются два договора: по купле-продаже имущества и сдаче его в лизинг. Оба документа подписываются одновременно, чтобы ни один из участников сделки не остался без оборудования или средств. Возвратный лизинг предназначен для покрытия недостатка в оборотных средствах компании. Несомненное преимущество возвратного лизинга состоит в том, что имущество организации (например, оборудование) может по-прежнему использоваться в производственном процессе. И в то же время организация, продав это имущество лизинговой компании, получает единовременно деньги на различные расходы. В целом сделку возвратного лизинга можно сравнить с выдачей кредита под залог <4>. Только для лизингополучателя расходы по лизинговому договору, как правило, ниже, чем проценты по банковским кредитам. К тому же за счет оптимизации налогообложения сделка возвратного лизинга может быть для клиента выгоднее, чем кредит. Нюансы возвратного лизинга Обычно договоры лизинга заключаются на длительный срок. Лизинговая компания не будет покупать дорогостоящее имущество, чтобы сдать его в аренду всего лишь на год. Чем дороже оборудование, тем больше будет и срок действия договора лизинга. Заметьте: повторно сдать в лизинг имущество, которое находится в собственности лизинговой компании, не удастся. По общему правилу договор лизинга может быть заключен только на то имущество, собственником которого лизинговая компания на момент заключения лизингового договора не является <1>. Следовательно, свое имущество лизинговая компания может сдать только в аренду (пусть и долгосрочную). При этом теряются налоговые преимущества, которые предусмотрены для лизинговых договоров. Договоры возвратного лизинга также заключаются обычно на срок более года (иначе это невыгодно лизингополучателю) при общем максимальном сроке 3 года. Если в лизинг сдается недвижимость, то срок может увеличиться до 5 лет. На более длительный период договоры возвратного лизинга, как правило, не заключаются. Это уже невыгодно лизинговой компании. Конечно, если организация и лизингодатель являются взаимозависимыми лицами <2>, то все условия договора возвратного лизинга могут существенно отличаться от общепринятых. Возвратный лизинг и налоги Рекламирование сделок возвратного лизинга часто связано с обещанием экономии на налоговых платежах. Но заключение договора возвратного лизинга только с этой целью может быть расценено налоговыми органами как признак недобросовестности организации <3>. Кроме того, подозрение у налоговиков может возникнуть в случае, когда продавец получает за свое имущество не все деньги сразу, а предоставляет покупателю-лизингодателю длительную отсрочку. В аналогичной ситуации может оказаться организация в случае, если вместо реальной оплаты за имущество будет произведен взаимозачет, получены векселя или будут применяться прочие финансовые инструменты, которые чаще всего используются в "серых" схемах <4>. Подозрения также могут возникнуть, если сделка возвратного лизинга заведомо невыгодна для обоих ее участников <5>. К тому же налоговые органы могут проверить цену сделки и доначислить налоги, особенно если лизингодатель и лизингополучатель окажутся взаимозависимыми лицами <6>. Итак, заключив экономически нецелесообразную сделку, оба участника договора возвратного лизинга могут быть признаны недобросовестными налогоплательщиками, в результате чего налоговая доначислит налоговые платежи, пени и штрафы. Плюсы и минусы возвратного лизинга Преимущество возвратного лизинга перед традиционным состоит в том, что организация заключает договор не с целью получения конкретного оборудования, а с целью получения денежных средств, которые она может использовать по своему усмотрению на любые приобретения. Для заключения договора возвратного лизинга не требуется предъявлять бухгалтерские балансы и прочие документы, которые обычно требуют банки для выяснения платежеспособности своих клиентов. Кроме того, не забывайте, что при заключении обычного договора лизинга лизингополучатель часто должен оплатить до 30% от стоимости лизингового имущества. Иногда организации не могут найти подобные средства. Взяв свое же имущество в возвратный лизинг, организация может на вырученные средства купить новое оборудование (или хотя бы использовать их как часть платы за оборудование, приобретаемое в кредит или по другому лизинговому договору). В отличие от процентов по банковскому кредиту (который привлекается для тех же целей) лизинговые платежи полностью включаются в расходы для целей налогообложения прибыли - без всякого нормирования <7>. Примечание. Проценты за кредит могут быть учтены в налоговом учете только как нормируемые расходы и уменьшат налоговую базу только в пределах, не превышающих 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ <8>. Сейчас эта ставка равна 12% <9>, следовательно, в расходы можно включить сумму процентов, не превышающую 13,2% годовых от суммы выданного кредита. Один из основных минусов возвратного лизинга (если, конечно, сделка заключается между независимыми компаниями) состоит в том, что организация лишается своего имущества - ведь при определенных обстоятельствах (а точнее, при нарушении существенных условий лизингового договора <10>) лизингодатель имеет право расторгнуть договор лизинга, и тогда лизинговое имущество останется у него <11>. Поэтому иногда организациям легче смириться с более высокими расходами по банковскому кредиту, чем заключать договор возвратного лизинга и рисковать своей собственностью. Кроме того, с полученной за выкупаемое имущество суммы (за вычетом остаточной стоимости) нужно заплатить налог на прибыль (24%) и смириться с тем, что часть полученных денег тут же уйдет в бюджет в виде НДС. Немаловажно и то, что налоговые органы будут тщательно проверять сделку возвратного лизинга, ориентируясь при этом на добросовестность организации как налогоплательщика. В случае если данный договор имеет признаки схемы "оптимизации налогов", есть вероятность, что заключение лизинговой сделки будет рассматриваться как признак недобросовестности организации. В результате ей доначислят налоги, пени и выпишут штрафы. Поэтому, если фирма решится на заключение договора возвратного лизинга, надо тщательно подготовить обоснование его экономической целесообразности. Кроме того, сделки возвратного лизинга, если их предметом является недвижимость, сопряжены с рядом технических неудобств, точнее, с необходимостью регистрации перехода права собственности на недвижимость от организации к лизинговой компании <12>. Затем нужно регистрировать сам лизинговый договор <13>. По окончании срока действия договора и при возврате имущества в собственность лизингополучателя также нужно регистрировать переход права собственности на недвижимость. Если предметом лизинга является отдельное здание, добавьте к этому еще и сложности с оформлением прав на землю (или регистрацией прав собственности на нее) <14>. Итак, договор возвратного лизинга требует взвешенного подхода и по определению является более рисковым способом привлечения денежных средств, нежели банковский кредит. Но риск может быть компенсирован простотой получения таких средств, их меньшей дороговизной и экономией на налогах. Однако выбирать, что важнее - спокойствие или экономия, организациям придется самостоятельно. <1> ст. 2 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ <2> ст. 20 НК РФ <3> Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2004 N 2870/04 <4> Постановление ФАС СЗО от 15.09.2003 N А26-11/03-210 <5> Письмо ВАС РФ от 11.11.2004 N С5-7/УЗ-1355 <6> ст. 40 НК РФ <7> подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ <9> Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 N 1643-У <10> ст. 450 ГК РФ <11> п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ <12> статьи 223, 551 ГК РФ; ст. 14 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <14> п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", 2006, N 6. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 6 О ВОССТАНОВЛЕНИИ НДС ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЕНВДРымкевич А.В. Вопрос. Мы продолжаем заниматься оптовой торговлей и планируем открыть в апреле этого года розничный магазин. Розница в нашем городе облагается ЕНВД. Александр Ильич упомянул о необходимости восстанавливать принятый к вычету НДС в случае, если имущество начало использоваться в операциях, облагаемых ЕНВД. Но мне не понятно, как определить сумму НДС, которую надо восстановить по имуществу, которое будет использоваться и в оптовой, и в розничной торговле? А. Р.: Действительно, проблема есть. Ведь восстановление НДС должно быть произведено в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату ЕНВД <1>. Причем здесь необходимо выделить две ситуации. Первая связана с товарами, которые будут реализовываться и оптом, и в розницу, а вторая - с недоамортизированными основными средствами и нематериальными активами, используемыми для разных видов деятельности. В обеих ситуациях сложность заключается в том, что НДС надо восстановить в периоде, когда еще неизвестна стоимость товаров, реализованных через розничный магазин. А ситуация с основными средствами (ОС) и нематериальными активами (НМА), используемыми как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, осложнена еще и тем, что необходимо пропорциональное распределение "входного" НДС <2>. Ведь по оптовой торговле вы продолжаете исчислять НДС, а значит, налог восстанавливается только в части, относящейся к имуществу, используемому в операциях, облагаемых ЕНВД. В остальной части НДС восстанавливать не надо. И по общему правилу эта пропорция должна определяться исходя из отношения стоимости отгруженных покупателям товаров с НДС и стоимости отгруженных товаров без НДС к общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период <3>. Однако определить пропорцию в налоговом периоде, предшествующем открытию розничного магазина, невозможно. Рассчитать вы ее сможете только после начала ведения деятельности, облагаемой ЕНВД. Получается, что норма о восстановлении НДС перед переходом на спецрежим может применяться только в ситуации, когда налогоплательщик должен перейти на ЕНВД по всей деятельности. Вопрос. И что же нам делать? А. Р.: Специальных правил для таких ситуаций НК РФ не устанавливает. Думаю, что восстанавливать НДС придется в том периоде, когда имущество начинает частично использоваться для осуществления операций, облагаемых ЕНВД <4>. По товарам вы будете определять НДС, подлежащий восстановлению, прямым счетом в части реализации через розничный магазин. А по ОС и НМА - на основании пропорции с учетом их остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета на момент перехода на уплату ЕНВД <5>. У вас налоговый период по НДС месяц или квартал <6>? Вопрос. Месяц. А. Р.: Тогда определять сумму восстанавливаемого НДС вы будете по итогам апреля 2006 г., то есть по итогам первого месяца работы магазина. В заключение отмечу, что в порядке восстановления НДС по недвижимости, одновременно используемой для облагаемых и не облагаемых НДС операций, есть свои особенности. Пример. Восстановление НДС при частичном переходе на ЕНВД ООО "Сова" занимается оптовой торговлей. 01.04.2006 ООО "Сова" открыло розничный магазин площадью 100 кв. м. Такая деятельность переведена органами местного самоуправления на ЕНВД. В декабре 2005 г. для бухгалтерии был приобретен и введен в эксплуатацию компьютер за 28 320 руб., в том числе НДС 4320 руб. Сумма начисленной амортизации на 01.04.2006 составила 1200 руб. В марте ООО "Сова" приобрело 1000 бутылок минеральной воды на сумму 23 600 руб. (в том числе НДС 3600 руб.), из которых было продано: - оптом - 700 бутылок; - через магазин - 300 бутылок. Выручка составила: - по оптовой торговле - 18 172 руб. (в том числе НДС 2772 руб.); - по розничной торговле - 9000 руб. Определяем сумму НДС, подлежащую восстановлению в апреле 2006 г. 1. По напиткам сумма НДС составит 1080 руб (3600 руб. / 1000 бут. х 300 бут.). 2. Чтобы установить сумму НДС, подлежащую восстановлению по основному средству, необходимо: 1) определить стоимость приобретенного компьютера без НДС. Она составит 24 000 руб. (28 320 руб. - 4320 руб.); 2) определить его остаточную стоимость на 01.04.2006. Она составит 22 800 руб. (24 000 руб. - 1200 руб.); 3) определить выручку по оптовой торговле без НДС. Она составит 15 400 руб. (18 172 - 2772 руб.); 4) рассчитать долю выручки от операций, не облагаемых НДС (то есть от розничной торговли), в общем объеме выручки. Она составит 37% ((9000 руб. / (9000 руб. + 15 400 руб.) х 100%) = 9000 руб. / 24 400 руб. х 100%). Сумма НДС, подлежащая восстановлению со стоимости компьютера, составит 1518,5 руб (22 800 руб. х 37% х 18%). 3. Сумма НДС, подлежащая восстановлению в апреле 2006 г., составит 2598,5 руб. (1080 руб. + 1518,5 руб.). <1> абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ <4> абз. 4 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ <5> п. 4 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина России от 22.03.2004 N 04-05-12/14 <6> ст. 163 НК РФ Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 4 О ВЫЧЕТЕ НДС ПО РАСХОДАМ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЛАГАЕМОЙ ЕНВДО.Ю.Музыченко Можно ли принимать к вычету "входной" НДС полностью, если расходы на производство товаров (работ, услуг) в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, не превышают 5% от общей суммы расходов на производство?
<*> В обзоре не учтены решения, при вынесении которых судом было установлено превышение 5-процентного порога расходов по товарам, работам, услугам, используемым в не облагаемых НДС операциях. <4> Письмо Минфина России от 08.07.2005 N 03-04-11/143; Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 4 О ПРОДАЖЕ КАРТОЧЕК ОПЛАТЫ И SIM-КАРТО.Ю.Музыченко Является ли розничной торговлей для целей обложения ЕНВД реализация дилерами карточек оплаты услуг связи и SIM-карт?
<*> Предприниматель занимался одновременно продажей карт оплаты и SIM-карт. Судом признано неправомерным отнесение к розничной торговле только деятельности по реализации SIM-карт. Правомерность отнесения к розничной торговле деятельности по продаже карт оплаты налоговыми органами не оспаривалась и судом не рассматривалась. <1> ст. 346.27 НК РФ <3> п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328; п. 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 <4> п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 4 О ВЫЧЕТЕ НДСМ.П.Захарова Вправе ли организация применить налоговый вычет по НДС по командировочным расходам (оплата гостиничного номера, проезда), если в билете или чеке, отпечатанном контрольно- кассовой техникой (ККТ), НДС отдельной строкой не выделен?
<5> Письмо Минфина России от 05.01.2004 N 16-00-17/2; п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 <6> п. 5 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; п. 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (утратили силу); Письмо МНС России от 04.12.2003 N 03-1-08/3527/13-АТ995; Письма Минфина России от 16.05.2005 N 03-04-11/112, от 11.10.2004 N 03-04-11/165 Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 4 Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере. Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем. |
В избранное | ||