← Март 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17.03.2006
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум |
Новости КонсультантПлюс |
С 13 по 31 марта при содействии Федеральной налоговой службы Сеть КонсультантПлюс проводит VIII Всероссийскую программу правовой поддержки бухгалтера. В ходе этой некоммерческой акции каждый бухгалтер страны может бесплатно получить спецвыпуск издания "Главная книга. Конференц-зал" "Ответы на часто задаваемые вопросы: НДС. Налог на прибыль. УСНО" и электронное приложение-диск с консультациями в форме
"вопрос-ответ" и материалами бухгалтерской прессы. |
Материалы из журнала "Главная книга"
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ: О КОЭФФИЦИЕНТЕ ДЛЯ "УПРОЩЕНКИ"
Л.А.Елина
Налоговые и финансовые органы выработали единую позицию по вопросу применения коэффициента-дефлятора на 2006 г. в целях индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения <1>.
Напомним, что с 1 января 2006 г. величина предельного размера доходов, ограничивающая право организаций на переход на упрощенную систему налогообложения (рассчитываемая за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на "упрощенку"), увеличена с 11 до 15 млн руб. <2>. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, превышение которой по итогам отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, также увеличена с начала этого года с 15 до 20 млн руб. <3>.
Кроме того, введен коэффициент-дефлятор, на который два вышеуказанных показателя должны ежегодно индексироваться <4>. Установлен этот коэффициент и на 2006 г. (он равен 1,132) <5>.
И вот Минфин России разъяснил (а ФНС России довела это разъяснение до нижестоящих налоговых органов), что указанный коэффициент-дефлятор будет применяться при индексации:
- величины предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 г. (15 млн руб. х 1,132 = 16,98 млн руб.), ограничивающей право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г.;
- величины предельного размера доходов за 2007 г. (20 млн руб. х 1,132 = 22,64 млн руб.), превышение которой будет основанием для утраты права на применение "упрощенки" в течение 2007 г.
Таким образом, вопреки декабрьским устным разъяснениям работников Министерства финансов РФ (а также вопреки ожиданиям налогоплательщиков) предельный размер доходов, получаемых в 2006 г. (20 млн руб.), индексироваться "упрощенцами" не будет.
<1> Письмо ФНС России от 18.01.2006 N ГИ-6-22/30@; Письмо Минфина России от 28.12.2005 N 03-11-02/85
<2> п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред. от 21.07.2005)
<3> п. 4 ст. 346.13 НК РФ (ред. от 21.07.2005)
<4> п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ (ред. от 21.07.2005)
<5> Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 4
30 МАРТА. НОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ЕСН
Е.А.Шаронова
Последний день представления в налоговый орган декларации по единому социальному налогу (далее - декларация по ЕСН) за 2005 г., которую должны подавать лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), - 30 марта <1>.
20 февраля 2006 г. Минюст России зарегистрировал новую форму налоговой декларации по ЕСН, по которой налогоплательщики должны отчитаться за прошлый год <2>.
В новую декларацию по ЕСН в основном внесены изменения, связанные с вступившими в силу с 1 января 2005 г. поправками в гл. 24 НК РФ <3>. Так, в разделе 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" новой декларации теперь указана новая трехступенчатая шкала ставок по ЕСН. Поскольку с 1 января 2005 г. для применения регрессивной шкалы налогообложения не нужно выполнять какие-либо условия, из новой декларации исключен раздел 2.3, в котором производился расчет условий, дающих право на применение регрессии. Теперь вся информация о применяемых ставках отражается в разделе 2.1. Напомним, что с 1 января 2005 г. применение регрессивной шкалы ставок по ЕСН является обязательным и, как только сумма выплат работнику, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысит 280 000 руб., нужно применять пониженные ставки.
Кроме того, есть и существенное изменение. Теперь в разделе 1 "Суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды" декларации по ЕСН надо показывать не только суммы налога, начисленные за последний квартал, но и суммы ЕСН, исчисленные за год, с разбивкой между федеральным бюджетом, ФСС РФ, федеральным и территориальным фондами медицинского страхования.
Напомним, что ранее Минфин России разъяснял, что организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, могли представлять декларацию по ЕСН за 2005 г. по старой форме <4>, предварительно внеся в нее ряд исправлений, в частности указав новую шкалу налогооблагаемых выплат. Но представлять декларацию по старой форме можно только до утверждения Минюстом России новой формы декларации <5>.
Те налогоплательщики, которые представили в налоговую инспекцию декларацию по ЕСН за 2005 г. на старых бланках (и они были приняты налоговым органом) либо направили их по почте, декларацию на новом бланке вновь представлять не должны <6>.
<1> подп. 1 п. 1 ст. 235, п. 7 ст. 243, ст. 240 НК РФ
<2> утв. Приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н
<3> Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ
<4> утв. Приказом Минфина России от 10.02.2005 N 21н
<5> Письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-05-02-03/1
<6> Письмо ФНС России от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 5
"ПЕРЕХОДНЫЙ" НДС МОЖНО ПРИНИМАТЬ К ВЫЧЕТУ НЕРАВНОМЕРНО
Е.М.Филимонова
Закон <1> которым с этого года были внесены поправки в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, установил, как именно принимать к вычету НДС по кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2006 г. Налогоплательщики, работавшие в 2005 г. "по оплате", могут в течение 2006 г. принимать к вычету "переходный" налог по мере оплаты. Те, кто применял способ определения налоговой базы "по отгрузке", принимают налог к вычету равномерно в I полугодии 2006 г. независимо от оплаты (то есть, если до июля 2006 г. налогоплательщик не погасит кредиторскую задолженность, НДС все равно будет принят к вычету <2>).
В то же время у работавших ранее "по отгрузке" возник вопрос: можно ли в каком-либо налоговом периоде I полугодия 2006 г. принять к вычету фактически уплаченную поставщику (продавцу) сумму налога, если она превышает размер вычета, рассчитанный исходя из положений Закона N 119-ФЗ, то есть можно ли не соблюдать равномерный порядок вычета НДС? Если следовать букве закона <3>, то фактическая уплата никак не должна влиять на сумму налога, принимаемого к вычету.
Однако Минфин России решил пойти навстречу налогоплательщикам и выпустил Письмо <4>, в котором разъяснил следующее. Если сумма НДС по принятым на учет до 1 января 2006 г. товарам (работам, услугам, имущественным правам), уплаченная в каком-либо налоговом периоде I полугодия 2006 г., превысит сумму налога, которая может быть принята к вычету в соответствии с положениями Закона N 119-ФЗ, то к вычету принимается сумма налога, фактически уплаченная налогоплательщиком. При этом перерасчет размера долей неоплаченных сумм налога, подлежащих вычету в последующих налоговых периодах, не производится. Если же уплаченная за налоговый период сумма НДС не превысит сумму налога, рассчитанную в соответствии с положениями Закона N 119-ФЗ, то к вычету принимается последняя из сумм.
Покажем на примерах, как применять эти разъяснения. Предположим, кредиторская задолженность по товарам (работам, услугам), не оплаченным на 1 января 2006 г., составила 236 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб.
Вариант 1
Кредиторская задолженность полностью погашена в январе 2006 г. Налоговый период равен кварталу. В этом случае НДС принимается к вычету в полном размере (36 000 руб.) по итогам I квартала 2006 г. Во II квартале 2006 г. налог по задолженности прошлого года к вычету не принимается.
Вариант 2
Кредиторская задолженность полностью погашена в марте 2006 г. Налоговый период равен месяцу. В этом случае НДС принимается к вычету:
- в январе 2006 г. - в размере 6000 руб. (1/6 х 36 000 руб.);
- в феврале 2006 г. - в размере 6000 руб. (1/6 х 36 000 руб.);
- в марте 2006 г. - в размере 24 000 руб. (36 000 руб. - 6000 руб. - 6000 руб.).
В апреле - июне 2006 г. налог по задолженности прошлого года к вычету не принимается.
Вариант 3
В феврале 2006 г. поставщикам уплачено 88 500 руб., в том числе НДС 13 500 руб. В I полугодии 2006 г. задолженность более не гасилась. Налоговый период равен месяцу. В этом случае НДС принимается к вычету:
- в январе 2006 г. - в размере 6000 руб. (1/6 х 36 000 руб.);
- в феврале 2006 г. - в размере 13 500 руб.;
- в марте 2006 г. - в размере 6000 руб. (1/6 х 36 000 руб.);
- в апреле 2006 г. - в размере 6000 руб. (1/6 х 36 000 руб.);
- в мае 2006 г. - в размере 4500 руб. (36 000 руб. - 6000 руб. - 13 500 руб. - - 6000 руб. - 6000 руб.).
В июне 2006 г. налог по задолженности 2005 г. к вычету не принимается.
Примечание. Аналогичные разъяснения разместили на своих интернет-сайтах в феврале этого года отдельные региональные управления ФНС России, в частности УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также УФНС России по Калининградской области.
Вместе с тем обращаем ваше внимание на то, что в своих разъяснениях сотрудники налоговых органов высказывают мнение, что в описанной в примере 3 ситуации в феврале 2006 г. к вычету может быть принята только сумма НДС, равная 7500 руб., рассчитываемая как фактически уплаченная в феврале сумма налога (13 500 руб.) за минусом уже принятой к вычету в январе суммы (6000 руб.). Конечно же, если бы полученная таким образом сумма оказалась меньше 6000 руб., то к вычету можно было бы принять все 6000 руб.
Таким образом, если следовать разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России, то при погашении задолженности перед поставщиками можно несколько ускорить принятие к вычету "переходного" налога. Но как относиться к указанному Письму? Ведь, хотя в нем и высказано мнение должностного лица финансового органа, уполномоченного излагать официальную позицию Минфина России, это мнение противоречит положениям Закона N 119-ФЗ. В связи с этим многие налогоплательщики боятся применять его на практике. Ведь если при проверке сотрудники налоговых органов на местах не согласятся с приведенным выше расчетом и откажут налогоплательщику в вычете налога, превышающего за месяц 1/6 суммы НДС, числящейся по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" на 1 января 2006 г., то это может повлечь взыскание недоимки по НДС, пени и штрафа за неполную уплату налога. Какую позицию займут суды в отношении недоимки по налогу и пени - не ясно. А вот от штрафа отделаться будет легко. Ведь налогоплательщик освобождается от ответственности, если он следовал письменным разъяснениям по вопросам применения налогового законодательства уполномоченного на то органа, каковым Минфин России и является <5>. При этом не имеет значения, кому адресовано разъяснение: непосредственно налогоплательщику, подававшему запрос в финансовый орган, или неопределенному кругу лиц <6>.
Еще один вопрос, который "прояснил" Минфин России в рассматриваемом выше Письме <7> и на который хотелось бы обратить внимание, это принятие к вычету НДС все той же категорией налогоплательщиков (работавших в 2005 г. "по отгрузке") по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным и частично оплаченным до 1 января 2006 г. По мнению финансового органа, сумма НДС, частично уплаченная поставщику и не принятая к вычету до указанной даты, может быть принята к вычету только в том налоговом периоде 2006 г., в котором будет предъявлена к вычету последняя сумма НДС по кредиторской задолженности по этим основным средствам и нематериальным активам, числящаяся по состоянию на 31 декабря 2005 г. Покажем это на примере.
Предположим, в 2005 г. было приобретено основное средство стоимостью 472 000 руб., в том числе НДС 18% - 72 000 руб. В декабре 2005 г. оно наполовину оплачено, то есть поставщику был фактически перечислен, но к вычету не принят НДС в размере 36 000 руб. По состоянию на 31 декабря 2005 г. кредиторская задолженность организации состоит только из задолженности по этому основному средству - 236 000 руб. (472 000 руб. / 2). В I полугодии 2006 г. эта кредиторская задолженность не погашалась. Тогда организация сможет принять к вычету НДС по этому основному средству:
- в январе - мае 2006 г. - в размере по 6000 руб. ежемесячно (36 000 руб. / 6);
- в июне 2006 г. - в размере 42 000 руб. (72 000 руб. - 6000 руб. х 5).
Свою позицию Минфин России объясняет тем, что Законом N 119-ФЗ не установлено особого порядка применения вычетов по основным средствам и НМА, принятым на учет до 1 января 2006 г. и частично оплаченным к этой дате.
Вместе с тем напоминаем, что те, кто не боится отстаивать свою позицию в суде, могут принять к вычету НДС в части, приходящейся на оплаченную до 2006 г. сумму кредиторской задолженности, раньше. Ведь ранее суды неоднократно указывали, что после получения частичной оплаты продавцу необходимо сразу начислить НДС с этой суммы в бюджет, следовательно, покупатель получает право принять налог к вычету с уплаченной продавцу суммы <8>. Соответственно, НДС с суммы частичной оплаты основного средства либо нематериального актива можно принять к вычету сразу после оплаты.
<1> Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ)
<2> пп. 8, 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<3> п. 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<4> Письмо Минфина России от 10.02.2006 N 03-04-15/31
<5> п. 1 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116
<6> п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-02-07/1-30
<7> Письмо Минфина России от 10.02.2006 N 03-04-15/31
<8> Постановления ФАС ВСО от 26.04.2004 N А33-10605/03-С3-Ф02-1329/04-С1; ФАС СЗО от 21.07.2003 N А56-4813/03, от 07.12.2004 N А21-2864/04-С1; ФАС УО от 10.11.2004 N Ф09-4810/04-АК; ФАС ВВО от 10.08.2004 N А29-974/2004а; ФАС ЗСО от 05.03.2005 N Ф04-828/2005(8908-А27-31)
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 5
ПРИМЕНЕНИЕ СТАВОК НДС - ОБЯЗАННОСТЬ
Л.А.Елина
Подтверждение права на нулевую ставку НДС - дело нелегкое. Поэтому некоторые компании предпочитают не утруждать себя и облагают свои операции по обычной ставке налога 18%. Недавно Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о неправомерности принятия к вычету НДС, уплаченного покупателем за услуги, которые должны были облагаться налогом по нулевой ставке <1>.
Итак, компания экспортировала нефть и представила в налоговую инспекцию декларацию по ставке 0%. В ней была заявлена к возмещению сумма "входного" НДС по экспортным операциям. В том числе к возмещению была предъявлена достаточно внушительная сумма НДС, уплаченная по ставке 18% компании, которая транспортировала нефть (перевозчику). Именно эту сумму налоговики и отказались возмещать. Причина в том, что услуги перевозчика экспортного товара тоже должны облагаться по ставке 0% <2>. Поэтому перевозчик не имел права применять ставку 18%, а экспортер, соответственно, не имеет права на вычет уплаченного перевозчику НДС.
Внимание! Услуги перевозчика должны облагаться по ставке 18% только в том случае, если экспортер не подтвердит факт экспорта по истечении 180 дней <3>.
В рассматриваемой судом ситуации и перевозчик, и экспортер знали, что услуги перевозчика облагаются по нулевой ставке НДС. Однако в договоре между ними было условие, которое позволяло изменить эту ставку на обычную (18%). Это, по мнению суда, противоречит положениям Налогового кодекса. И к тому же такие действия могли быть восприняты судом как показатель недобросовестности экспортера и перевозчика. Следовательно, предъявить к вычету неправомерно уплаченный перевозчику НДС нельзя. При этом не имеет значения, заплатил перевозчик в бюджет полученный от экспортера НДС или нет.
Внимание! Ставки НДС нельзя применять по собственному желанию.
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 9252/05
<2> подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 5
КОГДА И КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ НДС
Е.М.Филимонова
Налоговый кодекс РФ прямо устанавливает следующие случаи, когда суммы НДС по материально-производственным запасам (МПЗ), основным средствам (ОС) и нематериальным активам (НМА), ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет <1>.
1. Использование имущества для осуществления операций:
1.1) не облагаемых НДС на основании пп. 2, 3 ст. 149 НК РФ (кроме случая, когда подавалось заявление об отказе от освобождения от обложения НДС операций, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ <2>);
1.2) местом реализации которых не признается территория РФ <3>.
2. Получение освобождения от исчисления и уплаты НДС <4>.
3. Передача имущества:
3.1) для ведения деятельности, облагаемой ЕНВД <5>;
3.2) в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевых взносов в паевые фонды кооперативов <6>;
3.3) некоммерческим организациям для их основной уставной деятельности <7>;
3.4) участнику хозяйственного общества (товарищества), его наследнику (правопреемнику) в пределах первоначального взноса при его выходе из общества (товарищества), а также при распределении имущества ликвидируемого общества (товарищества) между его участниками <8>;
3.5) в качестве вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) <6>;
3.6) участнику договора простого товарищества (его правопреемнику) в пределах первоначального взноса при выделе его доли из общего имущества или разделе такого имущества <9>;
3.7) безвозмездно органам госвласти и управления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям <10>.
4. Переход на УСНО <11>.
Кроме того, Минфин России продолжает придерживаться позиции, что НДС должен восстанавливаться также и в следующих случаях.
5. Имущество, по которому НДС был принят к вычету, было испорчено или похищено <12>.
Однако судебная практика в этой ситуации в большинстве случаев складывается в пользу налогоплательщика, не восстановившего налог <13>.
6. Товарно-материальные ценности были переданы для осуществления операций по реализации товаров на экспорт <14>. В этом случае суды в основном поддерживают налоговые органы <15>.
Порядок восстановления НДС по объектам недвижимости (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), амортизация по которым начала начисляться начиная с 2006 г., отличается от порядка восстановления НДС по иному имуществу и НМА. В схеме и далее будем ссылаться на приведенные выше пункты и подпункты.
Cхему "Объекты, по которым восстанавливается НДС" см. в журнале "Главная книга" 2006, N 5
<*> Положение о том, что порядок восстановления НДС, установленный п. 6 ст. 171 НК РФ, применяется только к объектам недвижимости, амортизация по которым начала начисляться после 1 января 2006 г., на законодательном уровне не закреплено. Такое мнение высказано Минфином России в Порядке заполнения декларации по НДС <16>.
В порядке, установленном п. 6 ст. 171 НК РФ, НДС по объекту недвижимости восстанавливается:
- начиная с года, в котором произошло предполагающее восстановление налога событие, до истечения 10 лет с года начала начисления амортизации по объекту;
- в последнем налоговом периоде каждого года (декабре или IV квартале <17>);
- в размере:
Сумма НДС, подлежащего восстановлению ежегодно |
= |
Сумма ранее принятого к вычету НДС по объекту |
x 1/10 x |
Стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), не облагаемых НДС за календарный год |
/ |
Общая стоимость отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) <*> за календарный год |
<*> При этом стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) может рассчитываться либо без НДС, либо с НДС в зависимости от принятой учетной политики.
НДС восстанавливать не надо, если объект полностью самортизирован к моменту, когда он начал использоваться или был передан для осуществления указанных выше операций <18>.
Восстановленный НДС учитывается:
-> для целей налогообложения прибыли - в составе прочих расходов <19>;
-> для целей бухгалтерского учета - в составе прочих расходов (дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"; дебет счета 91-2 "Прочие расходы" - кредит счета 19) <20>.
Восстановленный налог отражается:
+ в приложении к декларации, заполняемом по всем объектам недвижимости, имеющимся у налогоплательщика;
+ по строке 170 раздела 2.1 налоговых деклараций по НДС <21>, представляемых за последний налоговый период (IV квартал или декабрь) каждого года в течение указанного выше срока.
В порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, НДС восстанавливается:
- единовременно в налоговом периоде:
-> в котором МПЗ, ОС или НМА были переданы либо начали использоваться для осуществления соответствующих операций - для случаев 1, 2, 3.2 - 3.7;
-> который предшествовал переходу на специальный налоговый режим - для случаев 3.1, 4;
-> в котором были похищены или испорчены МПЗ или ОС - для случая 5;
-> в котором МПЗ были отгружены на экспорт и оформлена ГТД - для случая 6 <22>;
- в размере:
-> для МПЗ - ранее принятого к вычету налога;
-> для ОС и НМА:
Сумма НДС, подлежащего восстановлению с остаточной стоимости ОС (НМА) |
= |
Сумма НДС, принятого ранее к вычету по этому ОС (НМА) |
x |
Остаточная стоимость ОС (НМА) по данным бухгалтерского учета без учета переоценок |
/ |
Первоначальная стоимость ОС (НМА) |
Восстановленный НДС учитывается:
-> для случаев 1, 2, 3.1, 3.3 - 3.7, 4 <23>:
-> для целей налогообложения прибыли - в составе прочих расходов <24>;
-> для целей бухгалтерского учета - в составе прочих расходов (дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"; дебет счета 91-2 "Прочие расходы" - кредит счета 19) <25>;
-> для случая 3.2:
-> для целей налогообложения прибыли - не учитывается <26>;
-> для целей бухгалтерского учета - в составе вклада в уставный капитал (дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"; дебет счета 58 "Финансовые вложения" - кредит счета 19);
-> для случая 5:
-> для целей налогообложения прибыли - не учитывается;
-> для целей бухгалтерского учета - в составе недостач и потерь от порчи материальных ценностей (дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам");
-> для случая 6:
-> для целей налогообложения прибыли - не учитывается <27>;
-> для целей бухгалтерского учета - в составе НДС по приобретенным ценностям (дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам").
Восстановленный налог отражается по строке 170 разд. 2.1 Налоговой декларации по НДС <28>, представляемой за тот налоговый период (месяц или квартал <29>), в котором производится восстановление налога.
<1> пп. 2, 3 ст. 170, п. 6 ст. 171 НК РФ
<4> ст. 145 НК РФ
<10> подп. 2, 5 п. 2 ст. 146 НК РФ
<11> пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ
<12> Письмо Минфина России от 20.09.2004 N 03-04-11/155
<13> Постановления ФАС ЗСО от 12.05.2005 N Ф04-2852/2005(11079-А45-18); ФАС СЗО от 17.01.2005 N А05-6493/04-12; ФАС УО от 16.05.2005 N Ф09-1963/05-С7
<14> Письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-08/117; Письмо УМНС России по г. Москве от 27.07.2004 N 24-11/49572
<15> Постановления ФАС ПО от 04.11.2004 N А49-1629/04-298А/2; ФАС СЗО от 17.10.2005 N А56-35984/04, от 05.04.2005 N А56-35984/04
<17> ст. 163 НК РФ
<18> п. 6 ст. 171 НК РФ
<19> подп. 1, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
<20> п. 12 ПБУ 10/99
<21> утв. Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н
<22> п. 1 ст. 165 НК РФ
<23> подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ
<24> подп. 1, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
<25> п. 12 ПБУ 10/99
<26> п. 3 ст. 270 НК РФ
<27> п. 1 ст. 170 НК РФ
<28> утв. Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н
<29> ст. 163 НК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 5
МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ "УПРОЩЕНЦЕВ" МОЖЕТ БЫТЬ МЕНЬШЕ - ПО РЕШЕНИЮ СУДА
Е.М.Филимонова
Уплатить налог (в том числе и минимальный) и представить в ИФНС Декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО <1>, за 2005 г. необходимо <2>:
- организациям - не позднее 31 марта;
- предпринимателям - не позднее 2 мая.
Закончился очередной налоговый период для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Итоги работы за год подведены, и, казалось бы, осталось только доплатить налог в бюджет.
Но тем налогоплательщикам, которые выбрали в качестве объекта налогообложения "доходы за вычетом расходов", торопиться не стоит. Сначала нужно посчитать, какую именно сумму надо доплатить. Для этого надо сравнить <3>:
Налог при УСНО за 2005 г. |
= |
Доходы за год (строка "Итого за год" гр. 4 Книги учета доходов и расходов) |
- |
Расходы за год (строка "Итого за год" гр. 5 Книги учета доходов и расходов) |
|
и |
Минимальный налог за 2005 г. |
= |
Доходы за год (строка "Итого за год" гр. 4 Книги учета доходов и расходов) |
| ||||
Если сумма налога при УСНО за 2005 г. превышает сумму минимального налога за 2005 г., то подлежит уплате следующая сумма:
Доплата налога за 2005 г. |
= |
Налог за 2005 г. |
- |
Сумма уплаченных авансовых платежей по налогу за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2005 г. |
Примечание. КБК для уплаты <4> налога при УСНО (объект - доходы за вычетом расходов) - 18210501020011000110, минимального налога при УСНО - 18210501030011000110.
Если сумма налога за 2005 г. меньше суммы минимального налога за 2005 г., то производить доплату исчисленного по итогам за год налога не надо, а следует уплатить минимальный налог <5>. При этом спорным является вопрос, можно ли зачесть авансовые платежи по налогу, уплаченные в течение года, в счет минимального налога.
Кто против?
Против такого зачета выступают 99% налоговых органов на местах, Минфин России <6> и единичные арбитражные суды <7>. Они указывают, что, во-первых, минимальный налог и авансовые платежи по налогу зачисляются в бюджеты разных уровней, а во-вторых, эти платежи перечисляются на разные КБК. Причем Минфин России не так чтобы совсем не допускает такого зачета, но ограничивает его следующим образом. Налог при УСНО распределяется по бюджетам субъектов РФ (90%), бюджетам ФФОМС (0,5%), ТФОМС (4,5%) и ФСС РФ (5%). Минимальный налог распределяется по бюджетам ПФР (60%), ФФОМС (2%), ТФОМС (18%) и ФСС РФ (20%) <8>. Поэтому, по мнению финансового органа, принятие решения о зачете возможно только в пределах средств, поступающих в указанные государственные внебюджетные фонды <9>. Следовательно, в счет минимального налога может быть зачтено лишь 10% уплаченных в течение года авансовых платежей.
Кто за?
Правомерность и допустимость зачета всей суммы уплаченных в течение года авансовых платежей в счет минимального налога поддержали 99% арбитражных судов <10>. Суды в том числе указывают, что если сумма уплаченных в течение года авансовых платежей превышает сумму минимального налога, то по итогам года вообще ничего платить не надо. А осенью прошлого года и Высший арбитражный суд РФ вынес свой вердикт: минимальный налог самостоятельным видом налога не является, а является лишь способом расчета налога при УСНО. Поэтому в счет его уплаты может быть произведен зачет всей суммы перечисленных в течение года авансовых платежей <11>. Вместе с тем самого механизма зачета так никто и не предложил.
Вывод
Налогоплательщик может принять одно из следующих решений.
Вариант 1
Подать в ИФНС заявление о зачете всей суммы уплаченных в течение 2005 г. авансовых платежей в счет минимального налога и, если сумма минимального налога превышает сумму авансовых платежей, произвести доплату разницы. Несмотря на решение ВАС РФ, но зато с учетом позиции Минфина России никакого решения о зачете <12> налогоплательщик, скорее всего, не получит. При желании он может оспорить бездействие налогового органа в суд <13>. Также возможен вариант, когда налоговый орган в ответ на заявление о зачете будет безмолвствовать, а затем, после 30 марта (либо 2 мая), выставит налогоплательщику требование на уплату минимального налога и соответствующих пеней за просрочку уплаты. Налогоплательщик может оспорить в суде этот документ. Причем вероятность победы в обоих случаях (и при обжаловании бездействия должностных лиц налогового органа, и при обжаловании требования на уплату налога и пеней) составляет почти 100%. Однако надо быть готовым к тому, что намерение уменьшить сумму минимального налога за счет авансовых платежей однозначно приведет налогоплательщика в суд.
Вариант 2
Уплатить в бюджет сумму минимального налога в полном размере. Одновременно с этим можно представить в ИФНС заявление о возврате излишне уплаченных в течение 2005 г. авансовых платежей <14>. Правда, в этом случае налогоплательщику не избежать сверки с налоговым органом, поскольку на практике без нее возврат налога невозможен <15>.
Если же налогоплательщик решит не возвращать уплаченные в 2005 г. авансовые платежи по налогу при УСНО, то они будут автоматически зачтены в счет предстоящих авансовых платежей по налогу за 2006 г.
Вариант 3
Подать в налоговый орган заявление о зачете 10% уплаченных в 2005 г. авансовых платежей в счет минимального налога (как разрешает Минфин России) и перечислить оставшуюся часть подлежащего уплате минимального налога "живыми" деньгами. Одновременно можно подать заявление на возврат оставшейся части (90%) излишне уплаченных авансовых платежей по налогу при УСНО <14>.
Как видим, третий вариант отличается от второго необходимостью подачи в налоговый орган дополнительного заявления о зачете 10% уплаченных авансовых платежей в счет минимального налога, то есть несколько дополнительных походов в налоговую инспекцию (для прохождения сверки) гарантированы.
Напомним
Если в 2006 г. налогоплательщик остается на УСНО с объектом "доходы за вычетом расходов", то он вправе включить в расходы при исчислении налоговой базы (или увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее) разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке (15% от разницы между доходами и расходами за год) <16>. Причем в этом случае не важно, был минимальный налог фактически перечислен в бюджет или обязанность по его уплате была исполнена путем зачета авансовых платежей (при наличии решения налогового органа или суда о зачете) <17>.
Вместе с тем не существует однозначного решения: можно учесть указанную разницу уже при исчислении авансового платежа по налогу при УСНО за I квартал 2006 г., а можно учесть только при расчете налоговой базы за 2006 г. Налоговые органы, как всегда, читают Налоговый кодекс буквально и видят там указание на то, что такой расход, как сумма разницы, может быть учтен только по итогам налоговых периодов <18>. Судебная практика разделилась: есть решения в пользу налогоплательщика <19>, есть и против <20>. Поэтому во избежание споров с налоговыми органами лучше учесть разницу между налогом за 2005 г. и минимальным налогом в составе расходов только по итогам 2006 г.
<1> утв. Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 30н
<2> п. 7 ст. 346.21, пп. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ
<3> п. 6 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ
<4> приложение 2 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"; Письмо ФНС России от 16.12.2005 N ММ-6- 10/1059@
<6> Письма Минфина России от 28.12.2005 N 03-11-02/83, от 28.03.2005 N 03- 03-02-04/1/92; Письмо ФНС России от 20.09.2005 N 22-2-14/1796@
<7> Постановление ФАС СЗО от 23.09.2005 N А42-3386/2005-29
<8> п. 2 ст. 56, п. 1.1 ст. 146 Бюджетного кодекса РФ
<10> Постановления ФАС ДВО от 27.04.2005 N Ф03-А51/05-2/667, от 27.04.2005 N Ф03-А51/05-2/666; ФАС ПО от 10.02.2005 N А72-6806/04-7/501; ФАС УО от 31.08.2005 N Ф09-3738/05-С1, от 25.08.2005 N Ф09-3618/05-С1, от 16.05.2005 N Ф09-1996/05-С1, от 07.04.2005 N Ф09-1244/05-С1, от 09.02.2005 N Ф09-163/05-АК, от 24.01.2005 N Ф09-5940/04-АК; ФАС ЦО от 03.02.2005 N А09-9647/04-29
<11> Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 N 5767/05
<12> п. 6 ст. 78 НК РФ
<13> ст. 138 НК РФ
<14> п. 7 ст. 78 НК РФ
<15> п. 3 ст. 78 НК РФ
<17> п. 2 ст. 45, п. 6 ст. 78 НК РФ
<18> Письмо Минфина России от 30.09.2005 N 03-11-04/2/93
<19> Постановление ФАС УО от 30.08.2005 N Ф09-3722/05-С1
<20> Постановление ФАС СЗО от 14.07.2005 N А21-78/2005-С1
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 5
О СУММЕ ШТРАФА ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
А.И.Дыбов
Вопрос. В Налоговом кодексе установлена ответственность за непредставление необходимых для налогового контроля документов, предусмотренных Кодексом, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый документ <1>. Применимо ли это к ситуации с несвоевременной сдачей годовой бухгалтерской отчетности?
А. Д.: Подавляющее большинство арбитражных судов полагают, что вполне применимо.
Вопрос. И какова же сумма штрафа? 50 рублей в целом за комплект отчетности? 50 рублей за каждую форму? Что суды говорят?
А. Д.: В настоящее время есть три подхода к определению величины штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, причем два из них вы уже назвали.
В очень редких случаях, признавая организацию виновной в совершении рассматриваемого налогового правонарушения, суды полагают, что размер штрафа не может превышать 50 рублей. По их мнению, основной формой отчетности является бухгалтерский баланс. А все приложения к нему, к которым суд относит и отчет о прибылях и убытках, - это неотъемлемая часть баланса. Поэтому они не могут рассматриваться как отдельные документы для целей привлечения к налоговой ответственности <2>. Нельзя также не отметить, что и некоторые территориальные подразделения ФНС России сразу обращаются в суды с требованием взыскать штраф за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в размере 50 рублей <3>, то есть как за несвоевременное представление одного документа.
Впрочем, гораздо чаще суды находят возможным оштрафовать организацию на 50 рублей за каждую не представленную вовремя форму годовой отчетности. При этом они исходят из содержания Закона о бухгалтерском учете, согласно которому в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются <4>:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним (см. Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н);
- аудиторское заключение (в случае, если организация подпадает под обязательный аудит) <5>;
- пояснительная записка.
Каждая из перечисленных форм бухгалтерской отчетности, утверждают суды, является самостоятельным документом, и, как следствие, отчетность в целом не может рассматриваться как единый документ. Значит, и штраф должен налагаться за непредставление каждой ее формы <6>.
И все же из анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что превалирует третий подход. Согласно ему штраф взимается в размере 100 рублей: 50 рублей за баланс и 50 рублей за отчет о прибылях и убытках.
Аргументы в защиту этой позиции схожи с аргументами в защиту первого подхода к расчету суммы штрафа: баланс и отчет о прибылях и убытках являются основными формами бухгалтерской отчетности организации, все остальные документы - лишь приложения к ним. Причем взыскание штрафа за несвоевременное представление годовой отчетности именно в таком размере находят справедливым не только арбитражные суды <7>, но и налоговые органы. Последние в большинстве ситуаций при выявлении рассматриваемого налогового правонарушения налагают на налогоплательщика штраф в сумме 100 рублей и уже эти 100 рублей взыскивают <8>.
Напомню, что с этого года налоговики имеют право взыскать с организации во внесудебном порядке штрафы на сумму до 50 000 рублей, в частности, за каждое налоговое правонарушение, не связанное непосредственно с неуплатой налогов <9>. В связи с этим есть опасение, что сотрудники налогового ведомства поменяют свою позицию на менее выгодную для налогоплательщиков и будут исчислять сумму штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, применяя второй подход, то есть по 50 рублей за каждую форму. Ведь судиться за такой штраф организация, скорее всего, не станет.
Поэтому советую не тянуть с представлением в налоговые органы бухгалтерской отчетности и сдавать ее в полном объеме, предусмотренном для вашей организации.
Вопрос. Кстати, по поводу своевременности сдачи отчетности. Помнится, в вашем издании публиковался обзор решений арбитражных судов насчет правомерности ее сдачи только после утверждения годовым собранием акционеров, которое может быть проведено и в апреле, и в мае. Тогда большинство судов выразили мнение, что отчетность в любом случае должна сдаваться в налоговые органы в течение 90 дней по окончании отчетного года. С тех пор что-нибудь изменилось?
А. Д.: К сожалению, нет, не изменилось. Напротив, появилось еще одно решение в пользу налоговых органов. В нем суд указал, что независимо от сроков проведения годового собрания акционеров в налоговые органы отчетность подается в сроки, установленные Законом о бухгалтерском учете. То есть, как вы уже сказали, в течение 90 дней по окончании года <10>. По мнению суда, для утверждения отчетности годовое собрание надо проводить до истечения указанного срока <11>, то есть в марте <12>.
Однако, на мой взгляд, если общество по причинам, которые от него не зависят, все же не успевает провести собрание акционеров в указанный срок, то оно может сдать годовую отчетность в налоговые органы неутвержденной. Дело в том, что за СВОЕВРЕМЕННОЕ представление неутвержденной отчетности никакой ответственности не предусмотрено. Так что отчетность можно спокойно сдать в марте, а собрание провести тогда, когда это предусмотрено учредительными документами акционерного общества (но не позднее 30 июня <12>).
При этом для обществ с ограниченной ответственностью крайним сроком проведения годового собрания участников является 30 апреля <13>.
<2> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2004 N А05-8358/03- 20
<3> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2004 N Ф04/3772- 1236/А45-2004; ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2004 N А42-6955/03-27
<4> п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
<5> п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
<6> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2003 N А19- 6584/03-15-Ф02-3006/03-С1; ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2004 N Ф04/795-55/А75-2004; ФАС Московского округа от 30.09.2004 N КА-А41/8721-04; ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2005 N А05-17522/04-20, от 24.02.2005 N А05- 16955/04-20
<7> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2005 N А19- 20718/04-15-Ф02-1844/05-С1, от 07.10.2003 N А19-9827/03-15-Ф02-3293/03-С1
<8> см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2005 N А82-4748/2005-27; ФАС Московского округа от 21.06.2005, 14.06.2005 N КА- А40/2599-05; ФАС Центрального округа от 23.03.2005 N А48-5963/04-19
<10> п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ
<11> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2004 N А42-6955/03- 27
<12> п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
<13> ст. 34 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 3
ОБ УЧЕТЕ "ВХОДНОГО" НДС "УПРОЩЕНЦЕМ"
М.П.Захарова
Вопрос. Расскажите, как в 2006 году правильно учитывать в расходах "входной" НДС "упрощенцам"?
М. З.: Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ внесены значительные изменения в главу 26.2 Налогового кодекса, в том числе и в нормы, посвященные расходам, учитываемым при исчислении налоговой базы. Эти поправки вступили в силу с 01.01.2006.
Так, организации и предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения при УСНО доходы, уменьшенные на величину расходов, в составе расходов учитывают "входной" НДС по оплаченным и учитываемым в расходах товарам, работам и услугам. Соответственно, не учитывается "входной" НДС по товарам, работам и услугам, стоимость которых не участвует при исчислении налоговой базы. Это теперь прямо предусмотрено в Налоговом кодексе <1>.
К слову, на основании законодательства, действовавшего до 2006 года, Минфин разъяснял, что "входной" НДС уменьшает сумму полученных доходов независимо от того, учитывается или не учитывается в составе расходов стоимость товаров, работ, услуг, при приобретении которых он уплачен <2>.
С моментом учета "входного" НДС при приобретении работ и услуг не возникает проблем - в составе расходов он будет отражен после оплаты выполненных работ, оказанных услуг. А в отношении момента учета "входного" НДС, уплаченного при приобретении имущества, даже после внесения поправок в главу 26.2 возможны два подхода. Рассмотрим их.
Согласно первому "входной" НДС учитывается как отдельный расход в момент оплаты поставщику стоимости приобретенного имущества с учетом предъявленного НДС. Этот вывод, в первую очередь, следует из того, что в перечне расходов "входной" НДС назван как самостоятельный их вид <1>. При этом в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 говорится о том, что в качестве расходов учитывается НДС по товарам, подлежащим включению, а не уже включенным в состав расходов. Кроме того, Налоговый кодекс не предусматривает специальных положений для учета такого расхода, как "входной" НДС. А значит, должен применяться общий порядок, согласно которому расходами признаются затраты после их фактической оплаты <3>.
Вопрос. Но вы сами сказали, что в статье 346.16 НК РФ речь идет о "входном" НДС по товарам, а мы обсуждаем "входной" НДС по любому имуществу.
М. З.: Действительно, для целей налогообложения товаром является только имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации <4>. Но в данном случае термин "товары" понимается в широком смысле: как любое имущество, приобретенное налогоплательщиком, то есть в том числе материалы, сырье и основные средства. Это связано, в частности, с тем, что НДС исчисляется на основании положений главы 21 Кодекса, согласно которой объектом налогообложения является реализация товаров, работ, услуг <5>. Ну а сырье, материалы, основные средства у их продавца являлись товарами.
С другой стороны, в новой формулировке подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ содержится отсылка к статье 346.17, определяющей момент учета в расходах стоимости приобретенного имущества. На этом доводе основан второй подход к определению момента учета "входного" НДС. Согласно ему "входной" НДС должен включаться в расходы одновременно со стоимостью имущества, при приобретении которого был уплачен НДС. Это означает, что "входной" НДС по оплаченным товарам учитывается в момент их реализации, по оплаченным материалам и сырью - по мере списания их в производство <6>.
При этом "входной" НДС по основным средствам не является отдельным расходом, а увеличивает первоначальную стоимость основного средства и в ее составе списывается на расходы. Ведь при применении УСНО стоимость основного средства определяется по правилам бухучета. А для целей бухгалтерского учета невозмещаемые налоги, к которым в данном случае относится НДС, увеличивают стоимость основного средства <7>.
Как видите, вопрос о порядке включения в состав расходов "входного" НДС является спорным. При этом очевидно, что второй вариант учета "входного" НДС не приведет к конфликту с налоговым органом. Поэтому при небольших суммах "входного" НДС или небольшом временном разрыве между оплатой и учетом в составе расходов стоимости имущества целесообразно применять этот порядок. По крайней мере, до тех пор, пока Минфин или ФНС России не порекомендуют налогоплательщикам применять другой порядок.
<1> подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
<2> Письма Минфина России от 03.03.2005 N 03-03-02-04/1/52, от 07.07.2005 N 03-04-08/174
<5> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
<7> п. 3 ст. 346.16 НК РФ; п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 1 Письма Минфина России от 04.10.2005 N 03-11-04/2/94; Письмо УМНС России по г. Москве от 10.09.2004 N 21-09/58952
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 3
О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
О.Г.Хмелевской
Правомерно ли привлечение организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности?
ДА |
НЕТ | ||
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ <1>. | |||
НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность (порядок и сроки предусмотрены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" <2>). Организации обязаны представлять пользователям, указанным в законодательстве, квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года <3>. Исполнение налогоплательщиком обязанности по представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы связано с осуществлением налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. |
Обязанность по составлению и представлению бухгалтерской отчетности установлена не налоговым законодательством, а законодательством о бухгалтерском учете <4>. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика конкретные документы <5>. За непредставление указанных документов в установленный срок предусмотрена налоговая ответственность <1>. При этом НК РФ не устанавливает ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности в целом. За нарушение законодательства о бухгалтерском учете установлена административная <6>, а не налоговая ответственность. | ||
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА | ||
ФАС Волго-Вятского округа | |||
от 21.11.2005 N А82-4748/2005-27 |
| ||
ФАС Восточно-Сибирского округа | |||
от 03.05.2005 N А19-20718/04-15-Ф02-1844/05-С1 |
| ||
ФАС Западно-Сибирского округа | |||
от 11.07.2005 N Ф04-4266/2005(12807-А46-37) |
| ||
ФАС Московского округа | |||
от 21.06.2005, 14.06.2005 N КА-А40/2599-05 |
| ||
ФАС Северо-Западного округа | |||
от 03.05.2005 N А05-17522/04-20 |
| ||
ФАС Уральского округа | |||
от 05.09.2005 N Ф09-3781/05-С7 |
| ||
ФАС Центрального округа | |||
от 09.08.2005 N А35-893/05-С2 |
от 04.06.2004 N А09-13998/03-12 | ||
ИТОГО: 38 |
ИТОГО: 8 |
<3> пп. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
<4> п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ
<5> ст. 93 НК РФ
<6> гл. 15 КоАП РФ
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 3
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДС ПРИ СПИСАНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ "УПРОЩЕНЦЕМ"
М.Н.Ахтанина
Необходимо ли организации, применяющей УСНО, исчислять и уплачивать НДС при списании дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, образовавшейся в период применения общего режима налогообложения (организация определяла налоговую базу по НДС "по оплате")?
ДА |
НЕТ |
До 01.01.2006 для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по НДС по мере поступления денежных средств, при неисполнении покупателем своих обязательств датой оплаты признавалась наиболее ранняя из следующих дат: - день истечения срока исковой давности; - день списания дебиторской задолженности <1>. Организации, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ <2>. | |
В момент реализации товаров (работ, услуг) организация являлась плательщиком НДС и должна была предъявить НДС покупателю и выставить счет- фактуру с выделением соответствующей суммы налога <3>. Организации, не являющиеся плательщиками НДС, выставившие покупателю счет-фактуру с выделением НДС, обязаны исчислить и уплатить соответствующую сумму налога в бюджет <4>. |
Налоговое законодательство не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков, применяющих УСНО, исчислить и уплатить НДС с сумм дебиторской задолженности, образовавшейся в период применения общего режима налогообложения, при ее списании в связи с истечением сроков исковой давности. Положения п. 5 ст. 173 НК РФ распространяются только на случаи, когда лица, уже не являющиеся плательщиками НДС, выставляют покупателям счета-фактуры с выделением суммы налога. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Волго-Вятского округа | |
|
от 09.09.2005 N А79-1171/2005 |
ИТОГО: 0 |
ИТОГО: 1 |
<1> подп. 2 п. 1, п. 5 ст. 167 НК РФ (ред. от 29.05.2002)
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 3
Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
В избранное | ||