Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 20.01.2006


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации"


Материалы из журнала "Главная книга"


"НАЛОГОВАЯ КОРЗИНА" - 2006 (Коротко об основных изменениях в НК РФ, вступающих в силу с 1 января 2006 г.)

Л.В.Гужелева

Налог на прибыль

Введена амортизационная премия

С 01.01.2006 до 10% первоначальной стоимости ОС, вводимых в эксплуатацию начиная с декабря 2005 г., либо 10% суммы расходов на достройку, дооборудование, модернизацию, техперевооружение можно единовременно списать на расходы <1>, закрепив порядок применения премии в учетной политике.

При приобретении объекта в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию <2>, в расходах учитываются:

- сумма амортизационной премии:

Сумма амортизационной премии = Первоначальная стоимость x Амортизационная премия, %

Внимание! Амортизационная премия не применяется к безвозмездно полученным ОС.

- ежемесячная сумма амортизации, рассчитываемая по формуле:

Сумма ежемесячной амортизации = Первоначальная стоимость ОС x   100% -  Амортизационная премия, %
(от 0 до 10%)
    x Норма амортизации, %

 

В последующие месяцы в расходы включается рассчитанная по этой же формуле сумма ежемесячной амортизации.

Если вы воспользуетесь правом применения амортизационной премии, то в бухгалтерском учете необходимо будет определить временную разницу, так как амортизационная премия для целей бухгалтерского учета не предусмотрена <3>.

Определен порядок налогового учета неотделимых улучшений в арендованное имущество

Во-первых, амортизируемым имуществом могут быть признаны только неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя <4>. Поэтому следует заранее заручиться таким согласием, предусмотрев в договоре (дополнительном соглашении) это условие.

Во-вторых, от того, возмещаются арендатору или нет эти расходы арендодателем, зависит, кто будет амортизировать такие капитальные вложения. Если согласно условиям договора (дополнительного соглашения) арендодатель:

- не возмещает стоимость неотделимых улучшений (что должно быть прямо указано в договоре <5>), то они амортизируются арендатором, но только в течение срока действия договора исходя из срока полезного использования (СПИ) арендованного имущества согласно Классификации основных средств <6>. При этом, по мнению специалистов ФНС России, норма амортизации неотделимых улучшений определяется исходя из первоначального срока полезного использования арендованного имущества. Поскольку срок договора аренды, как правило, меньше СПИ, то самортизировать полностью неотделимые улучшения не получится. Поэтому для того, чтобы арендатор смог списать как можно больше, ему целесообразно воспользоваться еще и амортизационной премией в максимальном 10%-ном размере <7>;

- возмещает стоимость неотделимых улучшений (даже если это не указано в договоре <5>), то они амортизируются арендодателем, но только после того, как компенсация фактически будет произведена (а именно: выплачены денежные средства, произведен зачет причитающихся арендатору сумм в счет арендной платы) <8>. Арендодатель также может воспользоваться амортизационной премией.

Кроме того, даже если арендодатель не возместит арендатору расходы на неотделимые улучшения и по окончании договора аренды получит эти улучшения, их стоимость не включается в состав доходов в целях налогообложения прибыли <9>, но амортизировать такие капитальные вложения он не сможет.

Расширен перечень расходов, учитываемых при налогообложении прибыли

1. Расходы на форменную одежду и обувь, свидетельствующую о принадлежности работников к данной организации (с нанесенным логотипом организации), включаются в состав расходов на оплату труда:

- при выдаче бесплатно - в полной сумме;

- при продаже по пониженным ценам - в части стоимости, не компенсируемой работником <10>.

Для этого необходимо в организации локальным актом утвердить список лиц (должностей), которым положена такая одежда, состав одежды и нормы снабжения.

Напомним, что раньше для целей налогообложения прибыли можно было учитывать только расходы на форменную одежду (обмундирование), выдаваемую в соответствии с законодательством.

2. Скидки, предоставленные продавцами за выполнение определенных условий договора (например, за осуществление покупок на сумму больше определенной или в большем количестве) на уже осуществленные поставки, учитываются у продавца в составе внереализационных расходов в момент их предоставления <11>.

3. Лизингодатели учитывают в составе прочих расходов стоимость лизингового имущества в размере, пропорциональном сумме лизинговых платежей, в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых по договору предусмотрены лизинговые платежи <12>.

4. При списании в производство (продаже) материально-производственных запасов, выявленных при инвентаризации, или оприходованных при демонтаже или разборке основных средств, выводимых из эксплуатации, их стоимость признается равной сумме налога на прибыль, уплаченной при их выявлении <13>.

5. Расходы на любые собрания акционеров (в том числе на внеочередные) включаются в состав внереализационных расходов <14>.

Расходы на НИОКР учитываются быстрее и в большем размере

Сумма расходов на научные разработки, использующиеся в производстве (реализации продукции, выполнении работ, оказания услуг), подлежит ежемесячному списанию в размере 1/24 (в течение 2 лет) в составе косвенных расходов начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания работ.

Расходы на НИОКР, не давшие положительного результата, учитываются в полном размере в течение 3 лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания работ <15>, то есть ежемесячно в размере 1/36.

Новое ограничение для применения кассового метода

Участники договора о совместной деятельности (доверительного управления) не могут применять кассовый метод. При заключении договора простого товарищества (доверительного управления) налогоплательщики, имеющие среднюю выручку за предыдущие четыре квартала не более 1 млн руб., обязаны перейти на метод начисления с начала того года, в котором был заключен такой договор <16>.

Увеличен размер убытка, уменьшающий налоговую базу

Размер переносимого убытка прошлых лет может уменьшить налоговую базу 2006 г. не более чем на 50%. Напомним, что в 2005 г. налоговую базу можно было уменьшать на сумму убытка, составляющую не более 30% налоговой базы.

Суммовые разницы по займам в условных единицах

Отрицательные суммовые разницы по основной сумме долга по займам, выраженным в условных единицах, с 2006 г. заемщик должен будет учитывать как нормируемые проценты по долговым обязательствам <17>.

Увеличена ставка налога для сельхозпроизводителей

С 01.01.2006 для сельхозпроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения, ставка налога на прибыль повышается с 0% до 6% <18>, то есть до уровня ставки ЕСХН.

 

НДС

Единый для всех момент определения налоговой базы "по отгрузке"

Теперь все налогоплательщики исчисляют НДС в момент отгрузки:

- Дт 62 (76) - Кт 90-1 (91-1);

- Дт 90-2 - Кт 41 (20);

- Кт 90-3 (91-3) - Кт 68-НДС.

Для применявших до 2006 г. такой же метод ничего не изменилось. А для применявших до 2006 г. метод "по оплате" определен следующий порядок <19>.

1. Провести инвентаризацию неоплаченной дебиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на 31.12.2005 включительно (соответственно, дебетовые остатки по счетам 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"), а также сумм отложенного к уплате НДС по этой задолженности (кредитовый остаток по субсчету 76-НДС);

2. В период с 01.01.2006 по 31.12.2007 НДС по этой задолженности начислить к уплате в бюджет по старым правилам - по мере погашения задолженности:

- Дт 51 - Кт 62 (76);

- Дт 76-НДС - Кт 68-НДС.

3. НДС по непогашенной по состоянию на 31.12.2007 включительно дебиторской задолженности в полной сумме нужно будет уплатить в бюджет по итогам первого налогового периода 2008 г.: января или I квартала 2008 г.

В связи с этим налогоплательщикам целесообразно открыть к счетам 62 и 76 субсчета второго (третьего - в зависимости от принятого в организации рабочего плана счетов) порядка для отражения задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, образованной до и после 01.01.2006.

Порядок исчисления НДС при получении предоплаты изменений не претерпел.

...и принятие к вычету без оплаты

Теперь все налогоплательщики в общем случае принимают к вычету НДС в момент принятия на учет материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), а факт оплаты значения не имеет <20>:

- Дт 01 (07, 10, 41, 20, 23, 25, 26, 44) - Кт 60 (76);

- Дт 19 - Кт 60 (76);

- Дт 68 - Кт 19.

Поскольку ранее факт оплаты являлся одним из необходимых условий для принятия к вычету сумм "входного" НДС для всех налогоплательщиков вне зависимости от применяемого ранее метода определения налоговой базы, они все обязаны провести инвентаризацию неоплаченной кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно. Поэтому налогоплательщикам целесообразно открыть к счетам 60 и 76 субсчета второго (третьего) порядка для отражения задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, образованной до и после 01.01.2006.

Далее, те, кто применял до 01.01.2006 метод "по отгрузке", сумму НДС, приходящуюся на неоплаченную кредиторскую задолженность, должны поделить на 2 (при налоговом периоде - квартал) или на 6 (при налоговом периоде - месяц) и в полученном размере принять к вычету соответственно в I и II квартале 2006 г. или в январе - июне 2006 г. <21>. При этом факт оплаты образовавшейся до 01.01.2006 кредиторской задолженности значения не имеет.

Налогоплательщики же, применявшие метод "по оплате", принимают НДС по не оплаченной на 01.01.2006 кредиторской задолженности в следующем порядке:

- в период с 01.01.2006 по 31.12.2007 - в прежнем порядке - по мере оплаты <22>;

- НДС по не погашенной по состоянию на 31.12.2007 включительно кредиторской задолженности в полной сумме можно будет принять к вычету в январе или I квартале 2008 г. в зависимости от налогового периода.

НДС по СМР, выполненным подрядным способом

С 01.01.2006 НДС, предъявленный подрядчиками, принимается к вычету при наличии счета-фактуры сразу после принятия на учет результатов работ на основании Акта выполненных работ по форме N КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 <23>. Причем независимо от факта оплаты и ввода в эксплуатацию построенных объектов. Такой же порядок предусмотрен и при поэтапной сдаче работ, если на каждый этап оформляется акт и выдается счет-фактура.

При длительном строительстве, не оконченном на 01.01.2006, необходимо сделать следующее <24>.

1. Разделить капитальные вложения и приходящийся на них НДС на две группы:

- выполненные подрядчиками до 01.01.2005;

- выполненные с 01.01.2005 по 31.12.2005.

2. Принять эти суммы НДС по СМР, выполненным подрядчиками, к вычету в следующем порядке:

- по выполненным до 01.01.2005 - в месяц ввода объекта в эксплуатацию в полном объеме или при реализации объекта незавершенного строительства;

- по выполненным в течение 2005 г., но не завершенным на 01.01.2006, в размере 1/12 (при ежемесячной уплате НДС) общей суммы, предъявленной подрядчиками (1/4 - при ежеквартальной уплате НДС) в течение 2006 г. При вводе в эксплуатацию законченного объекта или при реализации объекта незавершенного строительства - в размере оставшейся суммы, ранее не принятой к вычету.

НДС по СМР, выполненным хозспособом

С 01.01.2006 НДС при выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (хозспособом) исчисляется следующим образом.

1. НДС начисляется исходя из всех фактических расходов (что подтверждается актами списания материалов, требованиями-накладными, ведомостями начисления амортизации, расчетно-платежными ведомостями и т. п.) на выполнение строительных работ в последний день каждого месяца (квартала) <25>. При этом на указанную сумму выписывается счет-фактура в одном экземпляре.

2. Вычет сумм НДС, исчисленных в п. 1, производится в месяце (квартале) уплаты данных сумм в бюджет <26>.

3. Вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения СМР, производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами этих товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов о принятии этих товаров (работ, услуг) к учету ежемесячно <27>.

При длительном строительстве, не оконченном на 01.01.2006, следует <28> весь объем незавершенных СМР (фактические расходы на выполнение СМР и сумму НДС, предъявленную поставщиками товаров (работ, услуг) для СМР) разделить на две группы:

- выполненные до 01.01.2005;

- выполненные с 01.01.2005 по 31.12.2005 включительно.

Порядок начисления и принятия к вычету НДС по этим объемам следующий.

Объем СМР

Исчисление суммы НДС на объем выполненных СМР

Вычет суммы НДС по СМР, выполненным хозспособом

Вычет суммы НДС, предъявленной поставщиками товаров (работ, услуг) для СМР

Выполненный до 01.01.2005

В месяце (квартале) ввода объекта в эксплуатацию Уплата производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (кварталом) ввода объекта в эксплуатацию

В месяце (квартале), следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию и не ранее уплаты в бюджет НДС со стоимости СМР

В месяце ввода объекта в эксплуатацию

Выполненный с 01.01.2005 по 31.12.2005 включительно

31.12.2005 Уплата производится не позднее 20.01.2006

В январе (I квартале) 2006 г. при условии уплаты НДС со стоимости СМР

31.12.2005 при условии уплаты сумм НДС поставщикам в составе цены товаров (работ, услуг)

 

Увеличен лимит выручки, дающий право на освобождение и поквартальную уплату НДС <29>.

Для перехода с 01.01.2006 на уплату НДС поквартально ежемесячная сумма выручки за январь, февраль и март 2006 г. не должна превышать 2 млн руб. Чтобы воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 01.01.2006, необходимо:

- чтобы выручка за октябрь, ноябрь и декабрь 2005 г. в совокупности не превысила 2 млн руб.;

- подать в налоговый орган по месту учета заявление <30> не позднее 20 января 2006 г.

Для того чтобы указанное право не потерять и далее, необходимо, чтобы выручка по совокупности каждых 3 последовательных месяцев не превышала 2 млн руб.

"Мелкая" реклама не облагается НДС

Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. <31>. Передача же в рамках рекламной кампании товаров себестоимостью более 100 руб. облагается НДС в общем порядке. Себестоимость рекламного товара определяется с учетом "входного" НДС, поскольку "входной" НДС по необлагаемым операциям включается в стоимость использованных для их осуществления товаров <32>. Так что при рекламной раздаче, например, ручек стоимостью без НДС за единицу до 85 руб. в рамках обычной облагаемой НДС деятельности налогоплательщику обязательно придется вести раздельный учет, закрепив его методику в учетной политике, так как в противном случае может быть потеряно право на вычет "входного" НДС по облагаемым операциям <33>. Поскольку, как правило, размер таких необлагаемых операций в общем объеме операций невелик, налогоплательщик может воспользоваться так называемым правом пяти процентов. В тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, все суммы налога, предъявленные продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанных налоговых периодах, подлежат вычету <33>. В таком случае нет необходимости распределять "входной" НДС, но раздельный учет расходов все равно вести необходимо для обоснования принятия всей суммы "входного" НДС к вычету.

Расширен закрытый перечень случаев восстановления НДС

Обоснованно принятый к вычету НДС подлежит восстановлению при дальнейшем использовании имущества <34>:

- для производства (реализации) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;

- для производства (реализации) товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

- лицами, не являющимися плательщиками НДС (плательщиками налога при УСНО или ЕНВД) либо освобожденными от обязанностей плательщика по ст. 145 НК РФ;

- для производства (реализации) товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Внимание! Лица, переходящие на уплату ЕСХН, как и прежде, НДС не восстанавливают.

Внимание! При переходе на УСНО с 2006 г. прямых требований по восстановлению НДС в законодательстве нет.

Кратко порядок восстановления НДС (кроме случаев передачи имущества в уставный капитал) по имуществу (за исключением недвижимости) можно представить следующим образом.

Вид имущества, НДС со стоимости которого подлежит восстановлению

Момент восстановления <35>

Сумма, подлежащая восстановлению<35>

Учет восстановленных сумм НДС

Бухгалтерский

Налоговый

Материально-производственные запасы

Тот налоговый период, когда товары (работы, услуги) были переданы или начали использоваться для осуществления операций, перечисленных выше
При переходе на УСНО или уплату ЕНВД - последний налоговый период, предшествовавший переходу

Ранее принятый к вычету НДС

В составе внереализационных расходов <36>:
Дт 19 - Кт 68
Дт 68 - Кт 51
Дт 91 - Кт 19

В составе прочих расходов <37>

ОС и НМА

Пропорционально остаточной стоимости объекта по данным бухгалтерского учета без учета переоценок

Порядок восстановления НДС при передаче имущества (кроме недвижимости) в уставный капитал.

Вид имущества, НДС со стоимости которого подлежит восстановлению

Момент восстановления <35>

Сумма, подлежащая восстановлению <35>

Учет восстановленных сумм НДС

Бухгалтерский

Налоговый

Материально-производственные запасы

Тот налоговый период, когда произошла фактическая передача имущества (а не период принятия решения о передаче!)
<35>

Ранее принятый к вычету НДС

В составе вклада в уставный капитал:
Дт 58 - Кт 76
(по номинальной стоимости с учетом восстановленного НДС)
Дт 19 - Кт 68
Дт 68 - Кт 51
Дт 76 - Кт 19

Не учитывается в составе расходов, так как стоимость самого передаваемого имущества не является расходом для целей налогообложения прибыли <38>

ОС и НМА

Пропорционально остаточной стоимости объекта по данным бухгалтерского учета без учета переоценок

Получающая сторона может принять к вычету восстановленный передающей стороной НДС на основании документов, которыми оформлялась передача имущества, в указанной в них сумме (например, в акте приемки-передачи).

Внимание! Выставлять счет-фактуру при передаче имущества в уставный капитал не надо.

Порядок восстановления НДС по недвижимости

Правомерно принятые к вычету суммы НДС по построенному (приобретенному) недвижимому имуществу (за исключением полностью самортизированного либо эксплуатируемого более 15 лет) подлежат восстановлению <39>:

- при его передаче: в качестве вклада в уставный капитал (вклада по договору простого товарищества); правопреемнику при реорганизации; некоммерческим организациям для их основной уставной деятельности; участнику хозяйственного общества (его наследнику или правопреемнику, участнику простого товарищества) в пределах первоначального взноса или при распределении имущества ликвидируемого общества (товарищества) между участниками, государственными (муниципальными) предприятиями в порядке приватизации; безвозмездно органам госвласти, бюджетным учреждениям, унитарным предприятиям;

- при его использовании: для операций, не облагаемых НДС согласно ст. 149 НК РФ; операций, местом реализации которых не признается территория РФ; в деятельности, облагаемой ЕНВД;

- при переходе на УСНО;

- при получении освобождения от обязанностей налогоплательщика, которое предусмотрено ст. 145 НК РФ.

Вид имущества, НДС со стоимости которого подлежит восстановлению

Момент восстановления <40>

Сумма, подлежащая восстановлению <41>

Учет восстановленных сумм НДС

Бухгалтерский

Налоговый

Построенные и приобретенные объекты недвижимости

С года, в котором объект был передан (начал использоваться) для операций, перечисленных выше, в декабре каждого года в течение срока, определяемого как 10 лет за минусом срока начисления амортизации для целей исчисления налога на прибыль

Ежегодно 1/10 суммы, ранее принятой к вычету пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за год

В составе внереализационных расходов <42>:
Дт 19 - Кт 68
Дт 68 - Кт 51
Дт 91 - Кт 19

В составе прочих расходов <43>

 

Внимание! При переходе с 2007 г. на УСНО НДС по всем основным средствам, кроме недвижимости, нужно будет восстановить в декабре 2006 г., а по объектам недвижимости - восстанавливать в декабре каждого года начиная с 2007 г. в течение срока, отсчитываемого как 10 лет с начала эксплуатации, в размере 1/10 суммы НДС, ранее принятой к вычету.

Место реализации товаров (работ, услуг)

С 01.01.2006 внесены изменения в существующие и введены новые критерии определения места реализации работ (услуг).

1. Арендные услуги признаны непосредственно связанными с недвижимым имуществом, и к ним применяется критерий "по месту нахождения недвижимого имущества" <44>. Таким образом, аренда недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, подлежит обложению НДС (за исключением случаев, когда имущество сдается в аренду иностранным организациям, аккредитованным в РФ <45>).

2. Воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания приравнены к движимому имуществу для целей применения критерия "по месту нахождения движимого имущества" <46>. Следовательно, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техобслуживание и другие работы (услуги), непосредственно связанные с такими судами, находящимися за пределами РФ, НДС не облагаются.

3. Для работ (услуг) в сфере транспортных перевозок (включая экспедиторские и прочие услуги, непосредственно связанные с перевозкой/транспортировкой) экспортных, импортных, транзитных грузов установлены специальные критерии определения места реализации, учитывающие как таможенный статус перевозимого товара, так и статус организации-перевозчика <47>.

4. Место реализации услуг обучения определяется "по месту их фактического оказания" <48>. Поэтому НДС не облагаются любые семинары, тренинги и прочие виды обучения, проводимые за пределами РФ российскими организациями/индивидуальными предпринимателями (вне зависимости от наличия у них лицензии на ведение образовательной деятельности).

5. Критерий "по месту деятельности покупателя" <49> применяется:

- к маркетинговым услугам, услугам (работам) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;

- к предоставлению неисключительных прав на патенты, лицензии, торговые марки, неисключительных авторских или иных аналогичных прав.

 

УСНО

Увеличены лимиты доходов для перехода на УСНО и для целей применения УСНО

Максимальный размер дохода за 9 месяцев предшествующего года, позволяющий перейти на УСНО, увеличен с 11 до 15 млн руб. <50>. При этом для определения предельного размера доходов включаются как доходы от реализации, так и внереализационные доходы <51>.

Внимание! Указанный лимит применяется для перехода на УСНО с 01.01.2007.

Однако доходы от деятельности, переведенной на ЕНВД, не учитываются при определении лимита доходов, позволяющего перейти на УСНО и применять этот спецрежим <52>.

Максимальный размер дохода, позволяющий не потерять в течение года право применять УСНО, увеличен с 15 до 20 млн руб. <53>. Кроме того, указанные лимиты доходов подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор <51>, который установлен на 2006 г. в размере 1,132 <54>.

Внимание! С учетом утвержденного на 2006 г. коэффициента-дефлятора максимальные размеры доходов 15 и 20 млн руб. должны быть проиндексированы и составляют 16,98 млн руб. и 22,64 млн руб. соответственно.

Право смены объекта налогообложения

Впервые допускается смена объекта налогообложения, выбранного при переходе на УСНО. Но такая смена возможна лишь по истечении 3 лет с начала применения этого спецрежима, естественно, с начала следующего года и с уведомлением налогового органа <55>. Исходя из буквального трактования новой нормы, в последующем смена объекта возможна как угодно часто, но не чаще одного раза в год.

Ограничения по выбору объекта "доходы"

Участники договора о совместной деятельности (доверительного управления) не могут выбирать объект налогообложения. Для них установлен единственно возможный объект "доходы минус расходы" со ставкой 15% <56>. Таким образом, "упрощенцы" вынуждены либо не заключать подобные договоры, либо в принудительном порядке переходить на объект "доходы минус расходы" с начала того года, в котором заключен договор.

Расширен и уточнен перечень расходов

При выбранном объекте "доходы минус расходы" с 2006 г. в целях обложения налогом при УСНО признаются следующие новые расходы, в частности:

- на бухгалтерские и юридические услуги <57>;

- расходы, непосредственно связанные с реализацией приобретенных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров <58>;

- на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения <59>;

- судебные расходы и арбитражные сборы <60>;

- на подготовку и переподготовку кадров <61>;

- в виде отрицательной курсовой разницы <62>.

Внесенные уточнения предполагают новый порядок признания некоторых видов расходов:

- покупная стоимость товаров подлежит включению в состав расходов по мере реализации товаров <63>. В учетной политике на 2006 г. "упрощенцам" необходимо закрепить один из методов списания товаров (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости, единицы товара);

- аналогично оплаченные сырье и материалы должны учитываться в расходах по мере их отпуска в производство и использования <64>;

- суммы НДС учитываются в расходах только по товарам (работам, услугам), которые сами подлежат включению в расходы <64>. То есть, например, НДС по покупным товарам подлежит включению в расходы только в части, приходящейся на оплаченные и реализованные товары <65>;

- при переходе на УСНО и применении УСНО можно учесть расходы не только на приобретение, но и на сооружение и изготовление ОС и НМА <66>;

- в состав расходов включается стоимость только ОС и НМА, признаваемых амортизируемым имуществом, соответственно, возможность учесть стоимость земельных участков и объектов природопользования с 01.01.2006 устранена <67>.

ЕСХН

С 01.01.2006 снят запрет на применение ЕСХН плательщиками ЕНВД <68>.

Также с 2006 г. вправе применять этот спецрежим, подав заявление, градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, соответствующие критериям п. 7 ст. 333.3 НК РФ.

С 01.01.2006 плательщики ЕСХН вправе учитывать в уменьшение полученных доходов расходы на подготовку специалистов при условии обязательной отработки обучающегося не менее 3 лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения <69>.

 

Акцизы

Введены акцизы на денатурат

С 01.01.2006 облагается акцизами на общих основаниях:

- реализация денатурированного спирта его производителями;

- приобретение денатурированного этилового спирта в собственность производителями неспиртосодержащей продукции, имеющими свидетельство на производство такой продукции <70>.

Для получения вычета производителям денатурата и его покупателям - производителям неспиртосодержащей продукции необходимо <71>:

- в налоговом органе по месту регистрации получить свидетельство на производство денатурированного спирта (производство неспиртосодержащей продукции);

- вместе с декларацией по акцизам подать подтверждающие документы:

1. Свидетельство на производство денатурированного спирта, выданное налоговым органом / Свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, выданное налоговым органом.

2. Копия договора поставки денатурированного спирта.

3. Реестр счетов-фактур с отметкой налогового органа по месту учета покупателя / Реестр счетов-фактур, выставленных производителем.

4. Накладные, Акты приема-передачи денатурата и др. / Накладные на внутреннее перемещение, Акты приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, Акт списания в производство и др.

Введены требования к величине оплаченного уставного капитала
для производителей и продавцов алкогольной продукции

С 01.01.2006 указанные требования составляют:

Вид производства (торговли)

Минимальная величина оплаченного уставного капитала

Производство этилового спирта

Не менее 10 млн руб. <72>

Производство алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием спирта более 15% и оптовая торговля этой продукцией

Не менее 10 млн руб. <73> <*>

Производство водки

Не менее 50 млн руб. <74>

Розничная торговля (за исключением организаций общественного питания)

Устанавливается субъектами РФ, но не более 1 млн руб. <75>

-------------------------------

<*> Требование не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера <73>.

Кроме того, с 01.01.2006 отменено квотирование закупок пищевого этилового спирта. Теперь спирт будет поступать к производителю не по "распределительной", а по "уведомительной" схеме <76>. Порядок представления организациями уведомлений, разрешающих закупку этилового спирта в заявленных объемах (эти документы обязательны к предъявлению производителям этилового спирта при его закупке), и их форма должны быть утверждены Правительством РФ <77>, но пока этого не сделано.

Упраздняется система акцизных складов

С 01.01.2006 акцизные склады ликвидируются, а акцизы на пищевой этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию исчисляют непосредственно организации-производители в размере 100% от соответствующих установленных НК РФ ставок.

Для акцизных складов, не успевших распродать свою продукцию до 2006 г., предусмотрены переходные положения, согласно которым разрешено полностью реализовать продукцию без ограничений сроков. При этом оптовые организации - учредители акцизных складов признаются плательщиками акцизов до тех пор, пока полностью не реализуют остатки алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, поступившей на акцизные склады до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты <78>. Это условие не зависит от того, кому реализуется алкоголь - другим оптовым или розничным организациям.

Упразднена региональная спецмарка

С 2006 г. на бутылки, коробки и иную тару как с отечественным, так и с импортным алкоголем наклеивается одна марка <79>:

- федеральная специальная - на отечественный алкоголь;

- акцизная - на импортный алкоголь.

Увеличены ставки акцизов

В соответствии с "инфляционными" процентами увеличены ставки акцизов на большинство видов алкогольной продукции, на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.), все табачные изделия, а также введены акцизы на денатурат и прямогонный бензин <80>.


<1> п. 1.1 ст. 259 НК РФ

<2> п. 3 ст. 272 НК РФ

<3> п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н; разд. III Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<4> п. 1 ст. 256 НК РФ

<5> п. 2 ст. 623 ГК РФ

<6> п. 1 ст. 258 НК РФ; Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<7> п. 1.1 ст. 259 НК РФ

<8> п. 2 ст. 259 НК РФ

<9> подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ

<10> п. 5 ст. 255 НК РФ

<11> подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ

<12> п. 8.1 ст. 272 НК РФ

<13> п. 2 ст. 254 НК РФ

<14> подп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ

<15> п. 2 ст. 262 НК РФ

<16> пп. 1, 4 ст. 273 НК РФ

<17> п. 1 ст. 269 НК РФ (ред. от 06.06.2005)

<18> ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ

<19> пп. 1 - 7 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ

<20> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<21> п. 10 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ

<22> п. 8 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ

<23> Постановление Госкомстата России от 11.11.99 N 100

<24> ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ

<25> п. 4 ст. 166, п. 10 ст. 167 НК РФ

<26> п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК НФ

<27> пп. 6, 1 ст. 171, пп. 1, 5 ст. 172 НК РФ

<28> пп. 3 - 6 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ

<29> п. 1 ст. 163, п. 6 ст. 174, п. 1 ст. 145 НК РФ

<30> утв. Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342

<31> подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ

<32> п. 3 ст. 170 НК РФ

<33> п. 4 ст. 170 НК РФ

<34> п. 3 ст. 170 НК РФ

<35> п. 3 ст. 170 НК РФ

<36> п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<37> п. 3 ст. 170, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

<38> п. 3 ст. 270 НК РФ

<39> п. 6 ст. 171, п. 2 ст. 170 НК РФ

<40> п. 6 ст. 171, п. 2 ст. 259 НК РФ

<41> п. 6 ст. 171 НК РФ

<42> п. 12 ПБУ 10/99

<43> п. 6 ст. 171, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

<44> подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ

<45> п. 1 ст. 149 НК РФ

<46> подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ

<47> подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ

<48> подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ

<49> подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

<50> п. 2 ст. 346.12 НК РФ

<51> п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ

<52> п. 4 ст. 346.12 НК РФ

<53> п. 4 ст. 346.13 НК РФ

<54> Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284

<55> п. 2 ст. 346.14, п. 1 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ

<56> п. 3 ст. 346.14, п. 2 ст. 346.20 НК РФ

<57> подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<58> подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<59> подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<60> подп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<61> подп. 33 п. 1 ст. 346.16, п. 3 ст. 264 НК РФ

<62> подп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<63> подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<64> подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<65> подп. 8, 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<66> подп. 1, 2 п. 1, пп. 3 ст. 346.16 НК РФ

<67> п. 4 ст. 346. 16 НК РФ

<68> ст. 1 Федерального закона от 29.06.2005 N 68-ФЗ

<69> подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ

<70> подп. 20 п. 1 ст. 182 НК РФ

<71> п. 1 ст. 179.2, п. п. 11, 12 ст. 201 НК РФ

<72> п. 9 ст. 8 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)

<73> п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ

<74> п. 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ

<75> п. 3.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ

<76> п. 1 ст. 9 Закона N 171-ФЗ

<77> п. 5 ст. 9 Закона N 171-ФЗ

<78> п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 107-ФЗ

<79> п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ

<80> п. 1 ст. 193 НК РФ

Примечание. Полный текст статьи с подробным анализом всех изменений читайте ГК, N 1, с. 23.

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2006, N 1

О ШТРАФАХ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЗЫСКАТЬ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ

М.Н.Ахтанина

Вопрос. С нового года в отношении некоторых штрафов будет применяться внесудебный порядок взыскания. А за какие налоговые правонарушения можно будет взыскать штраф в бесспорном порядке?

М. А.: С 1 января 2006 г. налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя в размере, не превышающем для индивидуальных предпринимателей 5000 рублей, а для организаций 50 000 рублей. Этот лимит применяется отдельно по каждому неуплаченному налогу за налоговый период или по иному нарушению налогового законодательства <1>.

И только если штраф, рассчитанный по одному налогу за один налоговый период, превысит указанные пределы или если штраф взыскивается с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, налоговому органу придется обратиться в суд.

То есть основным критерием, определяющим возможность использования налоговым органом внесудебного порядка взыскания штрафа, является не вид правонарушения, а размер штрафа, налагаемого на правонарушителя, и статус лица, привлекаемого к налоговой ответственности.

Вопрос. Получается, что в общем случае суммы штрафов, взыскиваемых налоговыми инспекциями самостоятельно, будут невелики?

М. А.: А это как посмотреть. Представьте, что налоговым органом проведена проверка налогоплательщика за 3 года. По одному только НДС, налоговым периодом по которому, как правило, является месяц <2>, максимальная общая сумма штрафа, которая может быть взыскана с организации во внесудебном порядке, составит 1 800 000 рублей (50 000 руб. х 12 мес. х 3 года).

По ЕСН, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам налоговый период большой - 1 год <3>, поэтому по каждому из этих налогов может добавиться еще по 150 000 рублей (50 000 руб. х 3 года).

В итоге при "стандартном ассортименте" налогов, плательщиком которых является организация, минуя суд с нее можно взыскать более 2,5 миллионов рублей (1 800 000 руб. + (150 000 руб. х 5 налогов)).

А если организация еще и налогоплательщик по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых <4>, то к этой сумме можно приплюсовать по 1 800 000 рублей штрафа по каждому из этих налогов, ведь по ним налоговый период тоже месяц <5>. Таким образом, суммы "бесспорных" штрафов могут оказаться гигантскими. К тому же не следует забывать, что организация может быть оштрафована и за другие нарушения налогового законодательства, не связанные с неуплатой налогов. Например, за нарушения, предусмотренные статьями 119, 126 НК РФ.

Для наглядности рассмотрим ситуации, в которых взыскание штрафа будет производиться во внесудебном порядке, в таблице.

Индивидуальный предприниматель

Организация

Основание

Максималь- ная сумма штрафа, руб.

Правонарушение, за которое возможно взыскание штрафа во внесудебном порядке

Максималь- ная сумма штрафа, руб.

Правонарушение, за которое возможно взыскание штрафа во внесудебном порядке

 

1

2

3

4

5

-

-

5000

Нарушение месячного срока <6> постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на срок 90 дней и менее

п. 1 ст. 116 НК РФ

-

-

10000

Нарушение месячного срока <6> постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения более чем на 90 дней

п. 2 ст. 116 НК РФ

-

-

50000

Ведение деятельности (по месту нахождения обособленного подразделения) без постановки на учет в налоговом органе менее 3 месяцев, если размер полученного дохода не превышает 500 000 руб. (500 000 руб. х 10% = 50 000 руб.)

п. 1 ст. 117 НК РФ

5000

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев, если размер полученного дохода не превышает 25 000 руб. (25 000 руб. х 20% = 5000 руб.). Ситуация касается индивидуальных предпринимателей, осуществляющих без постановки на учет в налоговом органе деятельность, облагаемую ЕНВД, вне муниципального района городского округа города федерального значения, в котором они зарегистрированы <7>

50000

Ведение деятельности (по месту нахождения обособленного подразделения) без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев, если размер полученного дохода не превышает 250 000 руб. (250 000 руб. х 20% = 50 000 руб.)

п. 2 ст. 117 НК РФ

5000

Нарушение десятидневного срока <8> представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке

5000

Нарушение десятидневного срока <8> представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке

п. 1 ст. 118 НК РФ

5000

Нарушение срока представления налоговой декларации на срок менее 180 дней. По "нулевым" декларациям штраф составляет 100 руб. В остальных случаях сумма штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате по данной декларации, и времени просрочки. Например, взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма налога, подлежащая уплате по декларации, представленной с опозданием на месяц, не превышает 100 000 руб. (100 000 руб. х 5% = 5000 руб.). Или если при подаче декларации с опозданием на 6 месяцев сумма налога, подлежащая уплате по данной декларации, не превышает 16 666,66 руб (16 666,66 руб. х х 30% = 5000 руб.)

50000

Нарушение срока представления налоговой декларации на срок менее 180 дней. По "нулевым" декларациям штраф составляет 100 руб. В остальных случаях сумма штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате по данной декларации, и времени просрочки. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, например, если сумма налога, подлежащая уплате по декларации, представленной с опозданием на месяц, не превышает 1 000 000 руб. (1 000 000 руб. х 5% = 50 000 руб.). Или если при подаче декларации с опозданием на 6 месяцев и день сумма налога, подлежащая уплате по данной декларации, не превышает 166 666,66 руб. (166 666,66 руб. х х 30% = 50 000 руб.)

п. 1 ст. 119 НК РФ

5000

Нарушение срока представления налоговой декларации на срок более 180 дней. Сумма штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежаще уплате по данной декларации, и времени просрочки. Например, взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма налога, подлежащая уплате по декларации, представленной с опозданием на 181 день, не превышает 12 500 руб. ((12 500 руб. х 30%) + (12 500 руб. х х 10%) = 5000 руб.)

50000

Нарушение срока представления налоговой декларации на срок более 180 дней. Сумма штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате по данной декларации, и времени просрочки. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, например, если сумма налога, подлежащая уплате по декларации, представленной с опозданием на 181 день, не превышает 125 000 руб. ((125 000 руб. х 30%) + (125 000 руб. х 10%) = 50 000 руб.)

п. 2 ст. 119 НК РФ

-

-

5000

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода, не повлекшее занижения налоговой базы. Отсутствие счетов-фактур в 1 месяце или квартале <9> и т.п.

п. 1 ст. 120 НК РФ

-

-

15000

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение более одного налогового периода, не повлекшее занижения налоговой базы. Отсутствие счетов- фактур в 2 и более месяцах или кварталах <9> и т.п.

п. 2 ст. 120 НК РФ

-

-

50000

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, например, если в результате такого занижения налоговой базы сумма неуплаченного налога не превышает 500 000 руб. (500 000 руб. х 10% = 50 000 руб.)

п. 3 ст. 120 НК РФ

5000

Неуплата или неполная уплата налога по неосторожности. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма неуплаченного налога не превышает 25 000 руб. (25 000 руб х 20% = 5000 руб.)

50000

Неуплата или неполная уплата налога по неосторожности. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма неуплаченного налога не превышает 250 000 руб. (250 000 руб. х 20% = 50 000 руб.)

п. 1 ст. 122 НК РФ

5000

Умышленная неуплата или неполная уплата налога. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма неуплаченного налога не превышает 12 500 руб. (12 500 руб. х 40% = 5000 руб.)

50000

Умышленная неуплата или неполная уплата налога. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма неуплаченного налога не превышает 125 000 руб. (125 000 руб. х 40% = 50 000 руб.)

п. 3 ст. 122 НК РФ

5000

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма налога (НДФЛ, НДС), подлежащая перечислению, не превышает 25 000 руб. (25 000 руб. х 20% = 5000 руб.)

50000

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если сумма налога (НДФЛ, НДС, налога на прибыль), подлежащего перечислению, не превышает 250 000 руб. (250 000 руб. х 20% = 50 000 руб.)

ст. 123 НК РФ

-

-

10000

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

ст. 125 НК РФ

5000

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе запрошенных налоговым органом. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если количество непредставленных документов (например, справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ <10>) не превышает 100 шт. (50 руб. х 100 шт. = 5000 руб.).

50000

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе запрошенных налоговым органом. Взыскание штрафа во внесудебном порядке возможно, если количество непредставленных документов (например, справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ <10>) не превышает 1000 шт. (50 руб. х 1000 шт. = 50 000 руб.).

п. 1 ст. 126 НК РФ

-

-

5000

Непредставление по запросу налогового органа имеющихся у организации (кроме банков) сведений о другом налогоплательщике либо представление заведомо недостоверных сведений

п. 2 ст. 126 НК РФ


<1> ст. 103.1, п. 7 ст. 114 НК РФ (ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

<2> п. 1 ст. 163 НК РФ

<3> ст. 240, п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 360 НК РФ

<4> подп. 1 п. 1 ст. 179, ст. 334 НК РФ

<5> статьи 192, 341 НК РФ

<6> п. 4 ст. 83 НК РФ

<7> п. 2 ст. 346.28 НК РФ

<8> п. 2 ст. 23 НК РФ

<9> ст. 163 НК РФ

<10> п. 2 ст. 230 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 1

О БЕССПОРНОМ ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА И ПЕНЕЙ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Захарова М.П.

Вопрос. Скажите, а я правильно понимаю, что теперь с индивидуальных предпринимателей не только штраф будет взыскиваться в бесспорном порядке, но и налог и пени?

М. З.: Действительно, Закон N 137-ФЗ внес поправки в часть первую Налогового кодекса, которыми изменен не только порядок взыскания штрафов с организаций и предпринимателей, но и порядок взыскания налогов и пеней с предпринимателей. С 01.01.2006 налог и пени с предпринимателей могут взыскиваться в бесспорном порядке.

Однако сначала налоговая инспекция направит предпринимателю требование об уплате налога, в котором указываются суммы недоимки и пеней <1>. Требование будет направлено предпринимателю, если он не уплатит в бюджет в установленный срок сумму налога, подлежащую уплате согласно представленной им декларации, например по налогу при применении УСНО <2> или НДС <3>. Либо не уплатит налог на основании выставленного налоговым органом уведомления, в частности по транспортному налогу в отношении транспорта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности <4>. В этих случаях требование об уплате налога должно быть направлено предпринимателю в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога <5>. Например, если предприниматель не уплатит до 20.01.2006 включительно НДС за IV квартал 2005 года, то налоговый орган вправе выставить требование до 20.04.2006 включительно <6>.

А вот если неуплата налога будет выявлена по результатам налоговой проверки, то требование должно быть направлено предпринимателю в десятидневный срок с даты вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности <7>.

Вопрос. Если налоговая инспекция нарушит этот срок, то она уже не вправе будет взыскивать налог и пени в бесспорном порядке?

М. З.: Нет. Пропуск срока направления требования не является препятствием для дальнейшего взыскания, но и не изменяет сроков взыскания <8>. О том, что это означает, поговорим чуть позже.

Для получения требования предпринимателя могут пригласить в инспекцию. Но обычно оно направляется по почте заказным письмом. В таком случае оно будет считаться полученным по истечении 6 дней с даты направления письма <9>.

В требовании, в частности, указываются суммы недоимки, начисленные на момент направления требования пени, срок для исполнения требования <10>. Если требование не будет исполнено предпринимателем в этот срок добровольно, то налоговый орган инициирует процедуру взыскания.

Налоговый орган примет решение о взыскании за счет денежных средств, имеющихся на счетах, если у инспекции есть сведения об этих счетах. Напомню, что как предприниматели, так и банки обязаны сообщать о счетах, открываемых физическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности <11>. На счета, которые гражданин открыл не в качестве предпринимателя, этот порядок не распространяется.

Решение о взыскании за счет денежных средств должно быть принято в течение 60 дней после истечения срока, установленного в требовании для уплаты налога. Если налоговый орган не успеет принять это решение, то взыскание причитающихся сумм может быть произведено инспекцией только в судебном порядке <12>. Допустим, 20.04.2006 инспекция направила требование со сроком для добровольной уплаты предпринимателем недоимки по НДС 02.05.2006. В таком случае решение о взыскании должно быть принято 01.07.2006, но, поскольку это суббота, решение может быть вынесено 03.07.2006.

Если требование было направлено налогоплательщику позднее установленного срока, течение срока для принятия решения должно исчисляться так, как если бы требование было выставлено в срок. Например, налоговый орган должен был выставить требование не позднее 20.04.2006, а выставил его 19.05.2006, указав при этом срок для добровольной уплаты 31.05.2006. В таком случае решение о взыскании все равно должно быть вынесено не позднее 03.07.2006 <13>.

В течение 5 дней предприниматель должен быть поставлен в известность о вынесении в отношении него такого решения <12>. Но еще до истечения этого срока инспекция вправе направить инкассовое поручение в банк, в котором у предпринимателя открыт счет, для списания денежных средств. Взыскание может производиться с любых счетов предпринимателя, за исключением депозитных до истечения срока депозита, и ссудных счетов <14>. Если у предпринимателя несколько счетов, то инкассовые поручения могут быть выставлены на все счета, при этом обычно их общая сумма равняется сумме, подлежащей взысканию и указанной в решении о взыскании.

Вопрос. А если денег на счетах не хватит, что будет делать инспекция?

М. З.: В этих случаях оставшаяся недоимка взыскивается за счет иного имущества предпринимателя <15>. Для этого выносится решение о взыскании налога и пеней за счет иного имущества, в частности за счет наличных денег, ценных бумаг, легкового автотранспорта, готовой продукции, товаров, сырья и материалов, другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного использования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи <16>. Причем направлять это решение предпринимателю налоговый орган не обязан <17>. Также инспекция не обязана отзывать неисполненные инкассовые поручения или приостанавливать их действие <18>.

В течение 3 дней с момента вынесения этого решения инспекция направит в службу судебных приставов-исполнителей постановление о взыскании. И исполнение этого постановления будет производиться уже приставами <19>. Это означает, что пристав в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа вынесет постановление о возбуждении исполнительного производства и не позднее следующего дня направит его инспекции и предпринимателю. В постановлении будет указан срок для добровольной уплаты налога и пеней, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства <20>. Если в этот срок недоимка не будет уплачена, то взыскание будет производиться принудительно. При этом дополнительно в случае отсутствия уважительных причин для неуплаты недоимки будет взыскан исполнительский сбор в размере до 7 процентов от взыскиваемой суммы <21>.

Взыскание налога и пеней за счет имущества должно быть произведено судебным приставом-исполнителем в течение 2 месяцев со дня поступления к нему постановления налоговой инспекции <22>. Кстати, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента продажи имущества предпринимателя и погашения его задолженности за счет вырученных сумм <23>.

Аналогичным образом с предпринимателя взыскивается недоимка и при отсутствии в налоговой инспекции сведений о его счетах.

Ну а взыскание недоимки, пеней и штрафа с физических лиц, не являющихся предпринимателями, как и прежде, производится только в судебном порядке <24>.


<1> п. 1 ст. 45 НК РФ

<2> пп. 2, 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ

<3> п. 5 ст. 174 НК РФ

<4> ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ

<5> ст. 70 НК РФ

<6> ст. 6.1, п. 1 ст. 174 НК РФ

<7> ст. 70, п. 4 ст. 101 НК РФ

<8> пп. 6, 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71

<9> п. 6 ст. 69 НК РФ

<10> п. 4 ст. 69 НК РФ

<11> п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86 НК РФ

<12> п. 3 ст. 46 НК РФ

<13> пп. 6, 9 Обзора, доведенного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; Постановление Президиума ВАС РФ от 22.07.2003 N 2100/03

<14> пп. 2, 4, 5 ст. 46 НК РФ

<15> п. 7 ст. 46 НК РФ

<16> п. 5 ст. 47 НК РФ; ст. 446 ГПК РФ

<17> ст. 47 НК РФ

<18> Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05

<19> п. 1 ст. 47 НК РФ

<20> пп. 2, 3, 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"

<21> п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ; п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 N 13-П

<22> п. 4 ст. 47 НК РФ

<23> п. 6 ст. 46 НК РФ

<24> п. 1 ст. 45, п. 7 ст. 114 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 1

О КОЭФФИЦИЕНТЕ-ДЕФЛЯТОРЕ НА 2006 ГОД

Захарова М.П.

Вопрос. Коэффициент-дефлятор для целей применения УСНО на 2006 год уже определен. Как же он будет применяться?

М. З.: Действительно, на 2006 год Минэкономразвития уже утвердило этот коэффициент в размере 1,132 <1>, и применяться он должен как к доходу для перехода на УСНО - 15 миллионов рублей, так и к доходу для дальнейшего применения УСНО - 20 миллионов рублей <2>. Это означает, что организации будут вправе перейти на УСНО с 2007 года, если доход за 9 месяцев 2006 года у них составит 16 980 000 рублей (15 000 000 руб. х 1,132). А плательщики налога при УСНО утратят право на применение этого спецрежима, если в течение 2006 года по итогам отчетного или налогового периода их доход превысит 22 640 000 рублей (20 000 000 руб. х 1,132).

Вопрос. Выходит, что непосредственно величины 15 и 20 миллионов никогда применены не будут?

М. З.: Да. Получается, что уже в 2006 году они должны быть проиндексированы.


<1> Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284

<2> п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 1

ОБ УЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ЗАЙМУ

Ахтанина М.Н.

Могут ли проценты по займу, привлеченному для приобретения основного средства, для целей налогового учета учитываться в первоначальной стоимости ОС?

ДА

НЕТ

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования <1>.

Состав расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства для целей налогообложения прибыли, не является закрытым. Соответственно, в налоговом учете в состав первоначальной стоимости основного средства могут быть включены расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства в бухгалтерском учете. По правилам бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, формируется с учетом процентов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта <2>. Так как основными средствами признается имущество, используемое для производства и реализации, а внереализационными расходами признаются затраты, не связанные с производством и реализацией, проценты по займам, привлеченным для приобретения основных средств, не могут быть отнесены к внереализационным расходам <3>.

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, независимо от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного), всегда включаются в налоговом учете в состав внереализационных расходов <4>. Порядок учета процентов по займам, привлеченным для приобретения основных средств, установленный для целей бухгалтерского учета, неприменим для целей налогообложения прибыли, так как для этого предусмотрен специальный налоговый учет, порядок ведения которого установлен нормами гл. 25 НК РФ <5>. Приобретая основные средства за счет заемных средств, налогоплательщик осуществляет как расходы, связанные с производством и реализацией (расходы на приобретение амортизируемого имущества), так и внереализационные расходы (расходы в виде процентов по долговым обязательствам).

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

ФАС Северо-Западного округа

 

от 22.03.2005 N А42-8523/04-28

Девятый арбитражный апелляционный суд <*>

 

от 31.01.2005, 07.02.2005 N 09АП-6433/04-АК

ИТОГО: 0

ИТОГО: 2


<*> Девятый арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы <6>.


<1> п. 1 ст. 257 НК РФ

<2> п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<3> п. 1 ст. 257, п. 1 ст. 265 НК РФ

<4> подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111

<5> ст. 313 НК РФ; Письмо Управления МНС России по г. Москве от 23.08.2004 N 26-12/55124

<6> подп. 5 п. 2 ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28.04.95 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2006, N 1


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции


Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное