← Декабрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.12.2005
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум |
Новости КонсультантПлюс |
Компания "Консультант Плюс" стала лауреатом Национальной премии в области бизнеса "Компания года 2005" в номинации "Лидер отрасли" как ведущий российский разработчик и самый крупный производитель компьютерных справочных правовых систем. |
Материалы из журнала "Главная книга"
НДС-ПОПРАВКИ: МОМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
Е.М.Филимонова
Мы продолжаем знакомить читателей с изменениями, касающимися порядка исчисления НДС в следующем году, к которым надо быть готовым заранее.
Самой важной, безусловно, является поправка, устанавливающая, что с нового года налогоплательщики не имеют права выбирать момент определения налоговой базы по НДС ("по отгрузке" или "по оплате") - все налогоплательщики должны будут определять налоговую базу по НДС и начислять НДС к уплате в бюджет на раннюю из дат <1>:
- на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- на день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Примечание. Изменения в порядке принятия к вычету НДС при капитальном строительстве, выполняемом подрядным способом, и при выполнении строительно- монтажных работ были рассмотрены в журнале "Главная книга", 2005, N 17, с. 70.
Момент определения налоговой базы у всех - "по отгрузке"
Что изменилось
Итак, все налогоплательщики должны будут начислять НДС по реализованным товарам (работам, услугам, имущественным правам) на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) <1>. То есть исчислять НДС по мере оплаты отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) более никому будет нельзя.
Внимание! С 2006 г. все налогоплательщики исчисляют НДС на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) <2>.
Заметим, что при установлении момента определения налоговой базы речь идет именно об отгрузке товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Это означает, что если товар отгружен, но право собственности на него еще не перешло (в бухучете стоимость товара списана в дебет счета 45 "Товары отгруженные"), то на момент отгрузки необходимо исчислить НДС к уплате в бюджет <3>. И это несмотря на то, что объектом обложения НДС признается именно реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ <4>.
Отметим, что аналогичный порядок действует и в настоящее время. При этом многие придерживаются такого мнения: для того чтобы избежать уплаты НДС за счет собственных средств по товарам отгруженным, но неоплаченным, можно по соглашению сторон прописать в договоре, что право собственности на товар переходит к покупателю только после оплаты товара <5>. Считается, что в этом случае налог в бюджет придется уплатить только после перехода права собственности.
Однако с этим не согласны ни налоговые органы <6>, ни суды <7>. Суды указывают на то, что при решении вопроса о моменте начисления НДС нельзя применять только положения ст. 39 НК РФ, дающей общее понятие реализации, - надо учитывать специальные нормы о реализации применительно к НДС, содержащиеся в ст. 167 НК РФ.
Понятие "отгрузка" в гл. 21 Налогового кодекса РФ не определено. По общим правилам под этим термином понимается сам факт физической передачи товара продавцом покупателю (указанному им третьему лицу) либо перевозчику (организации связи), если договором на продавца не возложена обязанность по доставке товара <8>.
В следующем году начнет действовать норма, в соответствии с которой если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, то такая передача права собственности в целях исчисления НДС приравнивается к отгрузке <9>. То есть в случаях, когда по соглашению сторон или по характеру самого товара товар не подлежит транспортировке и отгрузке (например, это применимо к недвижимости или к товару на складе, который по соглашению сторон со склада не вывозится), на момент перехода права собственности к покупателю необходимо будет начислить НДС.
Еще одна поправка, связанная с моментом определения налоговой базы, устанавливает, что при реализации товаров, переданных налогоплательщиком на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, начисление НДС по ним должно производиться в день реализации складского свидетельства <10>.
Складское свидетельство (простое или двойное) является ценной бумагой, дающей право распоряжения товарами, помещенными на хранение на товарный склад <11>. В общем случае собственник товара при заключении с покупателем договора поставки выполняет свои обязанности по передаче товара путем предоставления ему складского свидетельства (и в некоторых случаях - проставления передаточной надписи при передаче двойного складского свидетельства <12>). То есть передача складского свидетельства или двойного складского свидетельства означает передачу прав собственности на товар <13>.
Как учесть
Налогоплательщики, применяющие в этом году метод определения налоговой базы "по отгрузке" <14>, ничего в связи с рассмотренной поправкой делать не должны, они продолжают учитывать все по-прежнему.
А вот для налогоплательщиков, начисляющих сейчас НДС к уплате в бюджет по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), предусмотрены специальные переходные положения. Рассмотрим алгоритм действий таких налогоплательщиков.
1. В первую очередь необходимо будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно. По результатам инвентаризации должна быть определена дебиторская задолженность за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги, имущественные права), операции по реализации (передаче) которых облагались НДС на момент реализации <15>.
Примечание. Отметим, что инвентаризация дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 г. предусмотрена также и для налогоплательщиков, применяющих сейчас метод определения налоговой базы по НДС "на день отгрузки" <15>. Но на самом деле для перехода на новый порядок уплаты НДС такая инвентаризация им не нужна. Однако не стоит забывать о том, что инвентаризация всех видов имущества, обязательств, расчетов, резервов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности <16>.
В ходе инвентаризации дебиторской задолженности проверяется правильность отражения сумм по счетам 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", сумм отложенного к уплате в бюджет НДС (у большинства он учитывается на отдельном субсчете счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") и выявляются суммы дебиторской задолженности, по которой в течение 2006 - 2007 гг. истекает срок исковой давности. При этом по задолженности, в размере либо периоде возникновения которой имеются сомнения, может быть проведена взаимная выверка с контрагентами, например путем рассылки им писем с просьбой подтвердить суммы задолженности. Однако взаимная сверка - дело добровольное, и проводится она по желанию налогоплательщика.
Внимание! По состоянию на 31 декабря 2005 г. налогоплательщикам, исчисляющим НДС "по оплате", необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности.
По итогам инвентаризации составляется справка, являющаяся приложением к акту по форме N ИНВ-17, и на основе этой справки заполняется акт по форме N ИНВ-17 <17>.
Таким образом, должен быть составлен список дебиторов с указанием:
- реквизитов документов на отгрузку;
- суммы задолженности;
- суммы НДС по этой задолженности;
- срока возникновения задолженности.
2. В период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. по дебиторской задолженности, вошедшей в список (см. п. 1), то есть по реализованным, но не оплаченным до 2006 г. товарам (работам, услугам), уплата НДС производится в том же порядке, что и в этом году: по мере погашения задолженности начисляется НДС к уплате в бюджет <18>. В бухучете делается запись по дебету счета 76, субсчет "Отложенный НДС", в корреспонденции с кредитом счета 68, субсчет "Расчеты по НДС". Начисленный НДС отражается в декларации по НДС за тот налоговый период, в котором была погашена дебиторская задолженность.
Примечание. Минфин России планирует внести в форму налоговой декларации по НДС изменения, которые позволят отражать отдельно исчисленную "по отгрузке" налоговую базу по текущим операциям и налоговую базу в виде погашенной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2006 г.
Что в данном случае понимается под оплатой товаров (работ, услуг)? То же, что и сейчас (по аналогии с действующими в настоящий момент нормами ст. 167 НК РФ):
- поступление денежных средств на счета налогоплательщика в банке или в кассу налогоплательщика <19>;
Внимание! В период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. НДС по реализованным, но не оплаченным на 31 декабря 2005 г. товарам (работам, услугам) начисляется по мере погашения задолженности.
- поступление денежных средств на банковские счета комиссионера, поверенного или агента налогоплательщика либо в кассу указанных лиц <20>;
- получение в оплату товаров (работ, услуг) имущества покупателя (в том числе векселя третьего лица);
- прекращение обязательства зачетом <20>;
- передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом <20>;
- оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) собственного векселя, переданного в оплату товаров (работ, услуг), либо передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу <21>;
- истечение срока исковой давности по обязательству, связанному с оплатой отгруженного товара (выполненных работ, оказанных услуг), или списание задолженности по иным основаниям (в зависимости от того, что произошло раньше) <22>.
По товарам (работам, услугам, имущественным правам), отгруженным (переданным) после 1 января 2006 г., необходимо применять уже только метод "по отгрузке" и начислять НДС в момент отгрузки независимо от поступления оплаты.
3. Если до 1 января 2008 г. дебиторская задолженность, указанная в п. 1, не будет погашена, ее остаток в полном размере необходимо будет включить в налоговую базу по НДС в первом налоговом периоде 2008 г. (в январе 2008 г. либо в I квартале 2008 г. <23>) и начислить по ней НДС к уплате в бюджет <24>. Соответственно, если деньги за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) не будут получены на указанную дату, уплата НДС будет произведена налогоплательщиком за счет собственных оборотных средств (как это сейчас делают налогоплательщики, применяющие метод "по отгрузке", с которыми не рассчитались до конца налогового периода).
Внимание! Дебиторская задолженность по товарам (работам, услугам), реализованным до 1 января 2006 г., не погашенная до 1 января 2008 г., включается в налоговую базу по НДС единовременно в первом налоговом периоде 2008 г. <24>
И в заключение скажем, что указывать в учетной политике на 2006 г., что НДС будет исчисляться по мере отгрузки товаров (работ, услуг), необязательно, поскольку с нового года выбора нет.
Примечание. Полный текст статьи с подробным анализом всех изменений читайте ГК, N 22, с. 14.
<1> пп. 1, 14 ст. 167, п. 4 ст. 166 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 16 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ)
<2> подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 16 ст. 1 Закона N 119- ФЗ
<3> п. 1 ст. 167 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 16 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<4> п. 1 ст. 146, п. 4 ст. 166 НК РФ
<5> ст. 491 ГК РФ
<6> Письмо УМНС России по г. Москве от 06.03.2003 N 24-11/13100
<7> Постановления ФАС ДВО от 16.01.2003 N Ф03-А51/02-2/2813; ФАС ПО от 20.02.2001 N А55-9730/00-8
<8> ст. 458 ГК РФ
<9> п. 3 ст. 167 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 16 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<10> п. 7 ст. 167 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 16 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<11> ст. 912, п. 1 ст. 914 ГК РФ
<12> ст. 915 ГК РФ
<13> п. 1 ст. 142 ГК РФ
<14> подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ
<15> п. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<16> п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н; п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49
<17> утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88
<18> п. 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<19> п. 4 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<20> п. 4 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<21> п. 5 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<22> п. 6 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<23> ст. 163 НК РФ
<24> п. 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 22
ДОБАВЛЕННЫЙ ВЫЧЕТ ПО-НОВОМУ
Е.М.Филимонова
Порядок принятия к вычету сумм НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, имущественным правам претерпел существенные изменения в сторону учета интересов налогоплательщиков. Новый порядок немного компенсирует потери налогоплательщиков, связанные с всеобщим переходом с нового года на начисление НДС методом "по отгрузке".
"Входной" НДС в общем случае принимается к вычету без оплаты
Что изменилось
С 2006 г. оплата приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав перестанет быть обязательным условием для принятия НДС к вычету <1>. Таким образом, для принятия НДС к вычету должны будут выполняться лишь следующие условия:
- покупатель является плательщиком НДС;
- товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету;
- предполагается использование товаров (работ, услуг, имущественных прав) для операций, подлежащих обложению НДС;
- имеются счета-фактуры.
Внимание! С 1 января 2006 г. оплата приобретенных товаров (работ, услуг) для вычета НДС будет необязательна.
Подтверждение уплаты НДС для предъявления налога к вычету будет требоваться, только если <2>:
- товары ввозятся на таможенную территорию РФ;
- налог удерживается налоговыми агентами <3>. Здесь речь идет о ситуации, когда налогоплательщик выступает в качестве налогового агента:
- при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранцев, не состоящих на учете в российских налоговых органах <4>;
- аренде государственного имущества у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления <5>.
Неясным остался порядок принятия к вычету "входного" НДС в ситуации, когда налогоплательщик передает в оплату приобретенных товаров (работ, услуг) собственное имущество (в том числе вексель третьего лица) либо собственный вексель. При буквальном прочтении положений новой редакции п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ получается, что вычетам подлежат фактически уплаченные налогоплательщиком суммы НДС, рассчитанные:
- при передаче имущества (в том числе векселя третьего лица) - исходя из балансовой стоимости передаваемого имущества (с учетом переоценок и амортизации);
- при передаче собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) - исходя из сумм, фактически уплаченных по собственному векселю.
Возможно, всего лишь имелось в виду, что "входной" налог сначала принимается к вычету, а затем корректируется исходя из стоимости передаваемого имущества. То есть после принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) налогоплательщик может принять к вычету НДС в полном размере <6>. Впоследствии, после передачи собственного имущества (или собственного векселя) в счет оплаты этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), принятый к вычету налог должен быть пересчитан с учетом ограничений по размеру, установленных п. 2 ст. 172 НК РФ. Однако и в этом случае выигрывает тот, кто вообще не будет погашать свой долг перед продавцом товаров (работ, услуг), - ему не придется корректировать принятый к вычету НДС.
Кроме того, в рассматриваемом п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ несколько смущает фраза "фактически уплаченные налогоплательщиком суммы НДС". Это одна из немногих ситуаций, когда говорится о необходимости уплаты налога для принятия к вычету НДС.
Отметим, что в гл. 21 НК РФ внесена еще одна интересная поправка, касающаяся исчисления и принятия к вычету НДС при зачете взаимных требований, при осуществлении товарообменных операций и при использовании в расчетах ценных бумаг. Так, в указанных случаях сумма НДС будет подлежать вычету только в случае уплаты налога встречными платежными поручениями (то есть "живыми деньгами") <7>.
Однако пока не понятно, на что направлена данная норма, ведь продавец товаров (работ, услуг, имущественных прав) исчислит НДС к уплате в бюджет в момент отгрузки <8>. Принятие к вычету НДС покупателем также не ставится в зависимость от оплаты <9>. И зачем нужно впоследствии обмениваться деньгами - не ясно. Однако не стоит пугаться - рассмотренное изменение вступает в силу только с 2007 г. <10>, и поэтому время разобраться, что к чему, еще есть.
Как видим, в этом случае (при бартере, взаимозачете и расчетах с использованием ценных бумаг) необходимость уплаты налога денежными средствами прямо прописана в Налоговом кодексе РФ, в то время как для случая передачи налогоплательщиком в оплату приобретенных товаров (работ, услуг) собственного имущества такого требования не предусмотрено. Поэтому остается надеяться, что фраза об уплате налога в п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ - всего лишь техническая неточность. Будем ждать разъяснений Минфина России по данному вопросу.
Как учесть
Все налогоплательщики независимо от применяемого ими сейчас способа исчисления НДС должны будут провести инвентаризацию кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 г. и определить задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 г., в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами <11>.
Внимание! На 31 декабря 2005 г. все налогоплательщики должны будут провести инвентаризацию кредиторской задолженности.
Инвентаризация проводится в том же порядке, что и для дебиторской задолженности. Проверяются суммы, отраженные по кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"; отраженные по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету, но не оплаченным на указанную дату; суммы кредиторской задолженности, по которым в течение 2006 - 2007 гг. истекают сроки исковой давности. Так же как и для дебиторской задолженности, налогоплательщик при желании может сделать выверку сумм со своими контрагентами путем составления двусторонних актов сверки.
По итогам инвентаризации составляется список кредиторов, и по каждому кредитору указываются:
- сумма задолженности;
- сумма НДС, относящаяся к этой задолженности;
- срок возникновения этой задолженности.
Дальнейший учет проинвентаризированных сумм зависит от того, какой метод исчисления НДС применяет налогоплательщик сейчас.
1. Для налогоплательщиков, которые исчисляют налоговую базу по НДС по мере отгрузки, установлен более льготный режим в отношении вычетов - они могут принять к вычету суммы налога по не оплаченным на 1 января 2006 г. товарам (работам, услугам), имущественным правам в I полугодии 2006 г. равными долями <12>. Естественно, вычет возможен только при наличии оформленных в установленном порядке счетов-фактур поставщиков.
То есть если у налогоплательщика налоговый период равен месяцу <13>, то в январе - июне 2006 г. он принимает к вычету сумму налога:
НДС, принимаемый к вычету ежемесячно |
= |
Сумма НДС, отраженная по дебету счета 19 на 31 декабря 2005 г. с учетом результатов инвентаризации |
/ 6 |
Если налогоплательщик уплачивает НДС ежеквартально, то по итогам I и II кварталов 2006 г. принимается к вычету сумма НДС:
НДС, принимаемый к вычету ежеквартально |
= |
Сумма НДС, отраженная по дебету счета 19 на 31 декабря 2005 г. с учетом результатов инвентаризации |
/ 2 |
Причем, обращаем внимание, такой порядок принятия к вычету НДС не зависит от факта оплаты. То есть, например, если у налогоплательщика налоговый период равен кварталу и в I квартале 2006 г. он оплатил более половины кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2006 г., то принять к вычету он сможет все равно только половину НДС, выявленного в ходе инвентаризации кредиторской задолженности, по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2006 г. и не оплаченным до указанной даты.
В книге покупок суммы НДС, принимаемые к вычету в I полугодии 2006 г., можно отражать один раз на конец каждого налогового периода путем регистрации соответствующей части счетов-фактур (не важно, в какой последовательности). Ничего страшного, если в результате один и тот же счет-фактура будет зарегистрирован по частям несколько раз в разных месяцах, как при частичной оплате. Главное - не допустить отражения одних и тех же сумм по одним и тем же счетам-фактурам два раза.
2. Если сейчас у налогоплательщика учетная политика по НДС "по оплате", то он должен будет действовать следующим образом.
В 2006 - 2007 гг. по мере оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 1 января 2006 г., "входной" НДС по ним принимается к вычету при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога <14>.
Под оплатой при этом понимается прекращение встречного обязательства путем:
- перечисления денежных средств со счета налогоплательщика в банке или выдачи из кассы налогоплательщика;
- прекращения обязательства зачетом;
- передачи имущества (в том числе векселя третьего лица) в оплату товаров (работ, услуг) <15>;
- погашения собственного векселя, выданного в счет оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) <15>.
Если же до 1 января 2008 г. налогоплательщик, работающий сейчас "по оплате", не рассчитается со своими поставщиками, то суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 1 января 2006 г., можно будет предъявить к вычету в первом налоговом периоде (январе либо I квартале) 2008 г. <16>
Внимание! Весь "входной" НДС по кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2006 г. и не погашенной до 1 января 2008 г., можно будет принять к вычету в первом налоговом периоде 2008 г.
Обращаем внимание на то, что истечение срока исковой давности кредиторской задолженности не является основанием для принятия к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), не оплаченным в срок. Поэтому, если по какой-либо кредиторской задолженности срок исковой давности истекает в ближайшие 2 года, у налогоплательщика есть два пути списания такой задолженности.
Первый заключается в том, что можно в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли списать сумму задолженности (вместе с НДС) в состав внереализационных доходов и одновременно учесть НДС в составе внереализационных расходов.
Иной вариант - списать сумму кредиторской задолженности в состав доходов, но не учитывать НДС в составе расходов, а принять его к вычету в первом налоговом периоде 2008 г. Сделать это позволяют переходные положения Закона, внесшего поправки в гл. 21 Налогового кодекса РФ <16>. Ведь продавец этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализованных до 1 января 2006 г., но не оплаченных до этой даты, уплатит НДС в бюджет с этой задолженности в любом случае. Соответственно, и покупатель имеет право на вычет.
Какой способ учета НДС избрать - уменьшить налог на прибыль на 24% от суммы НДС сразу или получить всю сумму НДС в 2008 г., должен решить сам налогоплательщик.
По тем товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые приняты к учету после 1 января 2006 г., НДС принимается к вычету всеми налогоплательщиками уже по новому порядку - без оплаты. При этом в бухучете порядок отражения сумм "входного" НДС не изменится: при принятии к учету имущества НДС отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", а после возникновения права на вычет он списывается на расчеты с бюджетом (дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - кредит счета 19).
Примечание. Полный текст статьи с подробным анализом всех изменений читайте ГК, N 22, с. 20.
<1> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (ред. от 22.07.2005); пп. 20, 21 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ)
<2> п. 1 ст. 172 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 21 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<6> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (ред. от 22.07.2005)
<7> п. 4 ст. 168 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 17 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<8> п. 1 ст. 167 НК РФ (ред. от 22.07.2005); п. 16 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<9> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (ред. от 22.07.2005); пп. 20, 21 ст. 1 Закона N 119-ФЗ
<10> п. 2 ст. 5 Закона N 119-ФЗ
<11> п. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<12> п. 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<13> п. 1 ст. 163 НК РФ
<14> п. 8 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
<15> п. 2 ст. 172 НК РФ
<16> п. 9 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 22
НОВОГОДНИЕ ПОПРАВКИ В НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Л.А.Елина
Налоговая стоимость "найденных" МПЗ
Сырье, материалы, запчасти и прочие товарно-материальные ценности могут появиться в организации не только после их покупки. Нередки случаи, когда материально-производственные запасы (МПЗ) поступают при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, выявляются их излишки при инвентаризации.
Сейчас при выявлении излишков материально-производственных запасов и прочих "бесплатных" МПЗ их стоимость должна быть учтена в качестве доходов и с них надо заплатить налог на прибыль <1>. Однако в дальнейшем, при списании их в производство либо при их продаже, никаких расходов не возникает: ведь затрат на приобретение данных материально-производственных запасов у организации нет <2>.
Таким образом, фактически организация с одних и тех же "бесплатных" материально- производственных запасов может уплатить налог на прибыль дважды. Первый раз - при их обнаружении и постановке на налоговый учет, второй - при их реализации (ведь доходы облагаются полностью - без вычета расходов).
Внимание! С нового года стоимость "найденных" МПЗ при списании в расходы в налоговом учете будет равна налогу на прибыль, уплаченному при их выявлении.
В новом году уплаченный в бюджет налог "не потеряется": именно он и будет формировать стоимость МПЗ, "найденных" или появившихся при разборке или демонтаже выводимых из эксплуатации основных средств <3>. Выявление излишков, разборку основных средств лучше отложить на следующий, 2006 г. Тогда у организации будет возможность учесть в составе расходов их стоимость (уплаченный налог на прибыль).
Форменная одежда - расход организации
Довольно часто в коммерческих организациях по решению руководства работники носят форменную одежду: в гостиницах, частных охранных фирмах, даже в супермаркетах. В случае если ношение форменной одежды не предусмотрено законодательством, списать ее стоимость на расходы для целей налогообложения прибыли до сих пор было проблематично. Даже если это было специально оговорено во внутренних документах организации (в трудовом или коллективном договоре, в приказах, положениях и инструкциях по организации), налоговые органы и Минфин России возражали против уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением форменной одежды <26>. Однако экономическая целесообразность применения форменной одежды в организациях чаще всего сомнений не вызывала.
И потому с 2006 г. к расходам на оплату труда без всяких опасений теперь можно будет относить не только стоимость форменной одежды, выдача которой предусмотрена законом, но и затраты на покупку (изготовление) одежды и обуви с фирменной маркировкой, свидетельствующей о принадлежности работника к конкретной организации <27>.
Кроме того, уточнено, что ряд расходов, предусмотренных трудовым или коллективным договором, могут включаться в состав расходов для целей налогообложения прибыли:
- в состав материальных расходов включается не только стоимость спецодежды, но и стоимость других средств индивидуальной и коллективной защиты <28>;
- к расходам на оплату труда относятся также оплата проезда работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником <29>. Отметим, что указанные расходы в настоящее время учитываются также для целей налогообложения прибыли <30>.
<2> Письмо МНС России от 29.04.2004 N 02-5-10/33
<3> п. 2 ст. 254 НК РФ (ред. от 06.06.2005)
<26> Письмо УМНС России по г. Москве от 08.10.2003 N 26-12/55711; Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-03-01-04/1/69, от 24.08.2005 N 03-03-04/2/51
<27> п. 5 ст. 255 НК РФ (ред. от 06.06.2005)
<28> подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (ред. от 06.06.2005)
<29> п. 12.1 ст. 255 НК РФ (ред. от 06.06.2005)
<30> п. 1 ст. 252, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/161; Письмо МНС России от 20.02.2004 N 02-5-10/6
Примечание. Полный текст статьи с подробным анализом всех изменений читайте ГК, N 22, с. 35.
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 22
РЫНОК АЛКОГОЛЯ: БОЛЬШОЙ ПЕРЕДЕЛ
М.В.Соловьева
Государство фактически признало неэффективными существующие систему контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и систему ее налогообложения. Они так и не смогли ни ощутимо повысить качество выпиваемого населением алкоголя, ни сократить теневой его оборот, ни существенно увеличить собираемость "алкогольных" акцизов. Поэтому рынку алкоголя в будущем году предстоит очередной "большой передел", основы которого заложили летние поправки в Налоговый кодекс РФ <1> и в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <2>.
В частности, с 1 января 2006 г.:
- упраздняется система акцизных складов;
- производители алкоголя будут уплачивать все 100% акциза, а не 20%, как в большинстве случаев сейчас;
- вместо двух акцизных марок (специальных федеральной и региональной) на емкости с алкоголем российского производства будет наклеиваться всего одна федеральная специальная марка нового образца;
- вводятся в действие ограничения по размерам оплаченного уставного капитала участников алкогольного рынка;
- изменяются правила поставок алкогольной продукции - отгрузка спиртного должна происходить исключительно на условиях предоплаты;
- сокращены полномочия регионов в процедуре контроля качества и оборота алкогольной продукции;
- вводятся в действие изменения в гл. 22 "Акцизы" НК РФ. С будущего года будут повышены ставки акцизов (ставки акцизов и КБК по ним на 2006 г. приведены в рубрике "Справочная служба" на с. 89), изменен перечень объектов налогообложения, уточнен порядок применения вычетов по акцизам и перечень документов, дающих право на их получение, и др.
А еще через полгода, с 1 июля 2006 г.:
- индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься розничной продажей спиртных напитков;
- вводится в действие Единая государственная автоматизированная информационная система для учета и контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции.
<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ
<2> Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ
Примечание. Полный текст статьи с подробным анализом всех изменений читайте ГК, N 23, с. 43.
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 23
О ПОГАШЕНИИ ВЕКСЕЛЯ НАЛИЧНЫМИ
С.С.Лысенко
Вопрос. Наша организация реализовала покупателю товар. В обеспечение товара покупатель выдал нам собственный простой вексель. Через некоторое время покупатель погашает вексель наличными денежными средствами. Надо ли нам применять ККМ в таком случае?
С. Л.: Применение ККМ, а правильнее сказать ККТ - контрольно-кассовой техники, у нас в настоящее время регулируется Законом N 54-ФЗ <1>. Так вот, им предусмотрено, что ККТ применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг <2>.
В вашем случае реализации товаров за наличный расчет не происходит. Вы получаете наличные деньги от векселедателя при погашении вексельного обязательства, а это самостоятельная хозяйственная операция. Следовательно, в применении ККТ нет необходимости.
Вопрос. То есть и при передаче покупателю товара, и при получении от него денег в погашение векселя ККТ не применяется?
С. Л.: Все верно.
Вопрос. А необходимо ли нам учитывать установленный лимит наличных расчетов? Например, вексель на сумму 150 000 рублей был полностью погашен покупателем наличными.
С. Л.: А кем является ваш покупатель - организацией или физическим лицом?
Вопрос. Организацией.
С. Л.: В таком случае учитывать лимит расчетов наличными, конечно, надо. Напомню, что предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке в сумме 60 000 рублей установлен только для ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ <3>.
Вопрос. А если лимит расчетов нарушен, то что нам за это будет?
С. Л.: Вашу организацию могут оштрафовать за нарушение порядка работы с денежной наличностью, при этом размер штрафа достаточно велик - от 40 000 до 50 000 рублей. Помимо этого за это же нарушение на руководителя организации может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей <4>.
Вопрос. Неужели нет никакого способа избежать превышения лимита при расчетах с юридическими лицами?
С. Л.: Почему нет? Есть. Если сумма более 60 000 рублей, то в пределах 60 000 рублей можно рассчитаться наличными, а оставшуюся сумму перечислить безналично. То есть, попросту говоря, не превышайте установленный лимит и все.
Вопрос. А что, если мы изберем другой вариант? Например, если векселедатель заранее договорится со своим банком, что последний будет погашать его векселя наличными.
С. Л.: Начнем с того, что получить наличные деньги в банке можно только по денежному чеку и с расчетного счета самой организации <5>.
Правила использования денежных чеков оговариваются в договоре на расчетно- кассовое обслуживание между банком и клиентом <6>, и, как правило, снять наличные с расчетного счета организации по денежному чеку может только ее работник.
Но в принципе, прямого запрета на выдачу наличных денег по денежному чеку третьим лицам нет. Например, если в договоре на расчетно-кассовое обслуживание это предусмотрено, то банк может выдать наличные и работнику векселедержателя. Однако в такой ситуации будет все равно считаться, что банк выдал наличные именно векселедателю, а не векселедержателю. Так как фактически деньги были получены по поручению векселедателя и для него. Ведь получить наличные со своего счета может только сам владелец счета, то есть векселедатель <7>.
А как известно, при получении наличных денег из банка организация должна их обязательно оприходовать в кассу <8>. То есть и здесь неизбежно возникнет правило о применении лимита расчетов наличными, поскольку организация все равно будет рассчитываться наличными с векселедержателем после оприходования денег в кассу.
Если же организация полученные в банке суммы не оприходует, то на нее может быть наложен штраф за неоприходование денежных средств по статье 15.1 КоАП РФ.
Так что, мне кажется, ваш вариант не подойдет, более того, в нем уже не одно, а два административных правонарушения. Кроме того, я думаю, что векселедатель сам на этот вариант не согласится.
<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
<2> п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
<3> п. 1 Указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У
<4> ст. 15.1 КоАП РФ
<5> п. 2.4.1 Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П
<6> статьи 847, 848 ГК РФ
<7> п. 2.8 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П (далее - Положение)
<8> п. 1 приложения 7 к Положению
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 12
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УСНО
А.И.Дыбов
Вопрос. Ответьте мне, пожалуйста, вот на какой вопрос. Организация у нас крупная, подавляющее большинство покупателей - плательщики НДС, из-за чего переход на "упрощенку" и невозможен, и невыгоден. Переводить высокооплачиваемых сотрудников в индивидуальные предприниматели по определенным причинам не хотим. Значит, для нас все пути уменьшения налоговых платежей через "упрощенку" закрыты?
А. Д.: Я бы не был столь категоричен. Если поискать, то такие пути найдутся. Розницы у вас нет, но это не беда. Через подконтрольного "упрощенца" можно торговать и оптом...
Вопрос. А как же НДС, предъявляемый покупателям?! Да мы ж всех их потеряем!
А. Д.: Вы не спешите, дослушайте. Никого вы не потеряете. Смотрите, с "упрощенцем" заключается посреднический, например агентский, договор, по которому тот в качестве агента обязуется от имени вашей организации (принципала) продать партию того или иного товара за вознаграждение <1>. Как известно, право собственности на полученный от принципала товар к агенту не переходит <2>. То есть операцию, подлежащую обложению НДС, собственно реализацию товара, все равно осуществляет принципал <3>, хотя бы покупатель его и в глаза не видел. И принципал же выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, чтобы последний имел возможность затем принять налог к вычету <4>.
Смысл в том, что часть прибыли от сделки купли-продажи принципал, находящийся на общей системе налогообложения, выплачивает агенту-"упрощенцу" в качестве агентского вознаграждения. Соответственно, налоговая база по налогу на прибыль у принципала сокращается <5>. Агент же, избрав объектом обложения единым налогом доходы, уплачивает в бюджет всего 6 процентов от полученного вознаграждения <6>.
В результате ваши покупатели как работали с вами, так и работают. Между вами появляется лишь одно дополнительное звено - посредник-"упрощенец", наличие которого на покупателе никак не скажется, ведь цена товара от этого не меняется.
Далее. Вы сказали, что переводить работников в индивидуальные предприниматели не хотите. Но почему бы при этом не перевести часть из них в подконтрольную посредническую организацию, применяющую УСНО? Это позволит экономить на ЕСН, но при этом работники по-прежнему могут рассчитывать на все гарантии, предоставляемые Трудовым кодексом и, кроме того, они не несут предпринимательских рисков. Поэтому вряд ли работники будут против такого перевода. Меняется только работодатель, объем же выполняемой работы и заработная плата остаются прежними.
Пример. Оценка эффективности торговли через посредника, применяющего УСНО
Объем ежемесячной выручки от реализации у организации "Таксмакс" равен 2 360 000 руб. (в том числе НДС 360 000 руб.). Покупная стоимость реализуемых товаров - 1 770 000 руб. (в том числе НДС 270 000 руб.). Заработная плата сотрудников отдела продаж - 100 000 руб., ЕСН с нее - 26 000 руб. Для упрощения примера данные о заработной плате остальных сотрудников и прочих расходах не приводятся.
Подсчитаем чистые доходы организации "Таксмакс".
Для начала определим сумму НДС к уплате в бюджет. После принятия к вычету налога, предъявленного поставщиками реализованных товаров, она составит 90 000 руб. (360 000 руб. - 270 000 руб.). Налоговая база по налогу на прибыль будет равна разнице между суммой выручки без НДС и величиной расходов на приобретение товаров (также без НДС) <7> и расходов на оплату труда (включая ЕСН), эта разница составит 374 000 руб. (2 000 000 руб. - 1 500 000 руб. - 126 000 руб.), налог на прибыль по ставке 24% - 89 760 руб. (374 000 руб. х 24%).
Итого, после осуществления всех расходов (в том числе в виде налогов) в распоряжении организации остается 284 240 руб. (2 360 000 руб. - 1 770 000 руб. - 126 000 руб. - 90 000 руб. - 89 760 руб.).
С целью оптимизации затрат организация "Таксмакс" принимает решение осуществлять торговлю через подконтрольного агента - организацию "Минтакс", применяющую УСНО с объектом обложения единым налогом "доходы". Вознаграждение "Минтакс" составляет, по условиям агентского договора, 12,5% от цены сделки (без НДС). Продажная цена товаров и их покупная стоимость остаются неизменными. Также в организацию "Минтакс" переводятся все сотрудники отдела продаж.
Рассчитаем чистые доходы группы из двух организаций: "Таксмакс" и "Минтакс".
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет организацией "Таксмакс", не изменяется, она по-прежнему равна 90 000 руб. А вот сумма налога на прибыль будет меньше, ведь в состав расходов (помимо покупной стоимости товаров) будет отнесено вознаграждение посредника, равное 250 000 руб. (2 000 000 руб. х 12,5%), что больше 126 000 руб., ранее учитываемых в расчете налоговой базы в качестве расходов на оплату труда (включая ЕСН). Таким образом, сумма налога на прибыль составит 60 000 руб. ((2 000 000 руб. - 1 500 000 руб. - 250 000 руб.) х 24%), а чистый доход "Таксмакс" - 190 000 руб. (2 360 000 руб. - 1 770 000 руб. - 90 000 руб. - 60 000 руб. - 250 000 руб.).
"Минтакс" исчисляет единый налог по ставке 6% от суммы полученного вознаграждения, то есть он составит 15 000 руб. (250 000 руб. х 6%). С сумм выплат сотрудникам организация "Минтакс" обязана исчислить и уплатить пенсионные взносы по ставке 14% <8>, что равно 14 000 руб. (100 000 руб. х 14%). При этом на сумму пенсионных взносов (но не более чем на 50%) может быть уменьшен исчисленный единый налог <9>. В данном случае сумма взносов превышает 50% от суммы исчисленного единого налога, следовательно, он может быть уменьшен ровно на половину, то есть в бюджет организация "Минтакс" обязана будет уплатить 7500 руб. (15 000 руб. х 50%) единого налога. Общие обязательства "Минтакс" перед бюджетом составят в итоге 21 500 руб. (7500 руб. + 14 000 руб.), а ее чистые доходы, с учетом всех расходов, - 128 500 руб. (250 000 руб. - 21 500 руб. - 100 000 руб.).
В результате общая сумма ежемесячных доходов группы из двух организаций будет равна 318 500 руб. (190 000 руб. + 128 500 руб.), что на 34 260 руб. (318 500 руб. - 284 240 руб.) (на 12% ((318 500 руб. / 284 240 руб. х 100%) - 100%)) больше суммы доходов, извлекаемых организацией "Таксмакс" до начала сотрудничества с организацией "Минтакс". Соответственно, годовая сумма дополнительных доходов группы составит уже 411 120 руб. (34 260 руб. х 12 мес.).
Отдельно отмечу, что подобная схема взаимодействия может быть применена не только в торговле, здесь все зависит от вида бизнеса.
Понятно, что злоупотреблять ею не стоит, например, выплачиваемое агенту вознаграждение не должно равняться всей прибыли от сделки, иначе у налоговых органов возникнут вопросы относительно экономической целесообразности подобных затрат <10>. Также очевидно и то, что окружение себя подобными посредниками со всех сторон и продажа всего товара только через них наверняка вызовут повышенное внимание проверяющих. Посудите сами: работала организация себе спокойно самостоятельно и вдруг раз - без посредников ну никак не может товар реализовать. Еще одно немаловажное замечание - переводить подавляющее большинство сотрудников в "упрощенные" организации также не стоит, иначе, без сомнения, и это будет лишним поводом для претензий. Причем переводить лучше подразделение, ответственное за конкретный участок работы, как в нашем примере - отдел продаж. Наконец, подконтрольная организация, применяющая УСНО, должна быть реально работающей, то есть владеть имуществом, нести соответствующие расходы (арендная плата, коммунальные платежи и так далее), одним словом, быть "живой".
В результате при взвешенном подходе рассмотренная схема функционирования двух взаимосвязанных организаций, одна из которых применяет УСНО, может быть вполне эффективной. И этот эффект можно усилить, если товар для перепродажи приобретать тоже через посредника-"упрощенца". Не забывая о разумности, конечно.
Вопрос. На этом возможности оптимизации через подконтрольного "упрощенца" заканчиваются?
А. Д.: Вовсе нет. Организация, применяющая УСНО, - идеальный помощник в деле размещения свободных денежных средств группы с целью извлечения дополнительных доходов. К примеру, банковский депозит: "обычная" организация уплатит с доходов в виде процентов по депозиту налог на прибыль по ставке 24 процента. "Упрощенец" же - всего 6 процентов, если объект обложения единым налогом у него "доходы". Через подконтрольную организацию, применяющую УСНО, выгодно предоставлять также займы, опять же, вследствие гораздо меньшей налоговой нагрузки на получаемые от заемщика проценты, нежели при общем режиме.
Наконец, у "головной" организации есть возможность с помощью "упрощенца" сэкономить и на налоге на имущество. Дружественная организация приобретает нужное "головной" организации имущество и сдает это имущество ей в аренду. "Упрощенец" налог на имущество не платит <11>, "головная" организация - тоже, поскольку арендованное имущество на ее балансе не числится <12>. Плюс у нее появляется возможность уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму арендных платежей <13>, с которых "упрощенцу", опять же, придется уплатить не такие большие деньги в виде единого налога. Правда, нужно рассчитать сумму платежей таким образом, чтобы их сумма не была меньше возможной амортизации имущества для целей налогообложения прибыли, иначе потерять можно больше, чем приобрести.
Напоследок хотелось бы сказать следующее. "Упрощенка" действительно дает массу возможностей для оптимизации налоговых платежей. Однако лично я не могу гарантировать (да и никто не сможет), что все пройдет гладко. Внешняя законность рассмотренных операций не может защитить вас от претензий со стороны налоговиков, ведь у них всегда есть последний козырь - пресловутая добросовестность налогоплательщика. И, повторюсь, вы всегда должны быть готовы обосновать экономическую целесообразность расходов, возникающих вследствие работы с дружественным "упрощенцем" <14>. Поэтому подходите к своему решению обдуманно, взвесив все "за" и "против".
Успехов вам на поприще законной оптимизации.
<2> п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ
<3> п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
<5> подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ
<6> п. 1 ст. 346.14, п. 1 ст. 346.20 НК РФ
<7> п. 1 ст. 170, п. 1 ст. 248 НК РФ
<8> п. 1 ст. 236, п. 2 ст. 346.11 НК РФ; п. 2 ст. 10, подп. 1 п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
<10> п. 1 ст. 252 НК РФ
<12> п. 1 ст. 374 НК РФ
<13> подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ
<14> п. 1 ст. 252 НК РФ
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 12
О РАЗДЕЛЬНОМ УЧЕТЕ НДС ПРИ РАСЧЕТАХ ВЕКСЕЛЯМИ
М.Н.Ахтанина
Обязан ли налогоплательщик, оплачивающий приобретаемые товары (работы, услуги) векселями третьих лиц, вести раздельный учет "входного" НДС (определять пропорцию по облагаемым и не облагаемым НДС операциям, исходя из которой налог принимается к вычету либо учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг)) <1>?
ДА |
НЕТ |
Вексель является ценной бумагой <2>. Операции по реализации ценных бумаг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС <3>. Реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу <4>. | |
При передаче векселя в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) происходит передача на возмездной основе права собственности на вексель от продавца к покупателю, в связи с чем операция признается реализацией векселя как товара, а значит, не облагается НДС <5>. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения операций <6>. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается <6>. |
Реализация векселя, как любого товара, предполагает наличие договора купли-продажи между сторонами сделки, в котором выражено волеизъявление покупателя и продавца именно на передачу в собственность векселя <7> Вексель имеет двойственную природу: он является и ценной бумагой <2>, и средством платежа <8>. Если вексель используется организацией исключительно как средство платежа (для осуществления расчетов с контрагентами), то выбытие векселя в этом случае не является операцией по реализации ценной бумаги, не облагаемой НДС. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Волго-Вятского округа | |
|
от 11.07.2005 N А17-6206/5-2004 |
ФАС Западно-Сибирского округа | |
|
от 22.06.2005 N Ф04-3835/2005(12285-А45-25) |
ФАС Северо-Западного округа | |
|
от 10.06.2005 N А66-7746/2004 от 30.05.2005 N А66-8822/2004 от 30.05.2005 N А66-8821/2004 |
ФАС Уральского округа | |
от 15.03.2005 N Ф09-772/05-АК |
от 23.08.2005, 29.08.2005 N Ф09-3628/05-С2 от 07.07.2005 N Ф09-2838/05-С7 от 11.05.2005 N Ф09-1917/05-АК от 13.04.2005 N Ф09-1293/05-АК от 16.12.2004 N Ф09-5364/04-АК |
ИТОГО: 1 |
ИТОГО: 10 |
<2> ст. 143 ГК РФ
<3> подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ
<5> п. 3 ст. 38 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.06.2005 N 03-04-11/126; Письма МНС России от 15.06.2004 N 03-2-06/1/1372/22, от 21.06.2004 N 02-5-11/111@
<7> п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ
<8> Постановление Правительства РФ от 26.09.94 N 1094
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 12
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЕ ОТ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
А.П.Кошелев
Возникает ли облагаемый налогом на прибыль доход при безвозмездном пользовании имуществом?
ДА |
НЕТ |
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) ссудодатель передает ссудополучателю имущество во временное владение и пользование без взимания платы <1>. Для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности <2>. | |
Предоставление имущества в безвозмездное пользование в целях применения налогового законодательства признается услугой <3>. Доходы в виде безвозмездно полученных услуг в целях налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами <4>. |
Глава 25 НК РФ не рассматривает предоставление имущества во временное пользование (ссуда, аренда) в качестве услуги. Доходом признается экономическая выгода, в том числе в натуральной форме, учитываемая в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, на основе положений главы 25 НК РФ <5>. Экономическая выгода по договорам безвозмездного пользования имуществом не рассматривается в главе 25 НК РФ как доход, увеличивающий налоговую базу по налогу на прибыль <6>. |
ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
ФАС Северо-Западного округа | |
|
от 13.09.2005 N А56-33778/04 от 19.08.2005 N А56-42544/04 |
ФАС Центрального округа | |
|
от 02.09.2004 N А64-660/04-16 |
ФАС Поволжского округа | |
|
от 17.02.2005 N А65-11335/2004-СА1-32 |
ИТОГО: 0 |
ИТОГО: 4 |
<3> Письмо Минфина России от 23.09.2004 N 03-03-01-04/1/57; Письмо УМНС России по г. Москве от 31.03.2004 N 26-12/22143
<5> ст. 41 НК РФ
<6> ответ на вопрос 8 в Письме УМНС России по Московской области от 08.10.2004 N 04-27/164
Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 12
Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||