Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.11.2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Федеральный закон от 16.11.2005 N 145-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Материалы из журнала "Главная книга"


НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПОКОЛЕНИЯ NEXT

М.Г. Суховская

В Москве стартовал проект по приему налоговой отчетности с применением двухмерного штрих-кодирования. В этом проекте задействованы все столичные налоговые инспекции, за исключением межрегиональных.

Одна из основных задач проекта - ускорить процесс ввода налоговиками информации в свои базы данных. Для этого по задумке налоговиков налогоплательщик должен представлять обычную бумажную декларацию, на каждом листе которой на полях проставлен двухмерный штрих-код, содержащий в себе всю информацию по этой декларации (в формате представления данных на магнитных носителях). Специальным сканером инспектор считывает код, и в результате данные по декларации сразу же заносятся к нему в компьютер. Представление таких деклараций уже не требует дополнительного представления дискеты.

Следует особо подчеркнуть, что представление налоговой отчетности с двухмерными штрих-кодами является делом сугубо добровольным и никоим образом не отменяет иных существующих способов представления отчетности. Налоговики не вправе отказать в приеме деклараций, на которых отсутствует упомянутый штрих-код <1>.

Отметим, что двухмерный штрих-код не следует путать с одномерным (или линейным) штрих-кодом (расположен в верхнем левом углу каждого листа декларации, расчета и т. д.), с помощью которого определяется вид налоговой декларации и номер ее листа. Двухмерные коды содержат информацию как по вертикали, так и по горизонтали и позволяют кодировать более значительный объем информации по сравнению с одномерным штрих-кодом. В качестве двухмерного штрих- кода в формах налоговой отчетности ФНС России использует код Aztec <2>, представляющий собой квадрат, в центре которого располагается мишень, также составленная из концентрических квадратов.

На бумаге Aztec выглядит как вертикальный блок, состоящий из нескольких квадратов размерами 15 х 15 мм.

Подготовка налоговых деклараций с нанесенным двухмерным штрих-кодом возможна только при использовании специального программного обеспечения. Данная технология уже включена в комплект форм регламентированной отчетности за III квартал 2005 г., например, таких фирм, как "1С" и "Овионт Информ". Также на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России размещена бесплатная программа "Налогоплательщик ЮЛ" версии 4.00 для тестирования реализации двухмерного штрих-кодирования Aztec в налоговых декларациях (только для налогоплательщиков г. Москвы) <3>. Помимо этого для применения новой технологии необходимо установить специализированную библиотеку <4>.

Блоки штрих-кода наносятся на листы декларации при ее распечатке. Однако в программном обеспечении предусмотрена опция настройки, позволяющая отказаться от проставления двухмерного штрих-кода.

Каждый блок не обязательно включает данные именно того листа, на который он нанесен. Скорее всего, это будет случайный фрагмент данных, поэтому при внесении в декларацию каких-либо изменений нужно заново перепечатывать все листы со штрих-кодом.

В заключение отметим, что по состоянию на 5 октября 2005 г. некоторые московские ИФНС так и не были снабжены соответствующим программным обеспечением и считывающими устройствами. А в ряде инспекций нам сообщили, что все необходимое оборудование у них имеется, но пока они не могут принимать "закодированные" декларации, поскольку компьютерная программа постоянно дает сбой. Поэтому если вы хотите поддержать налоговиков в их эксперименте, то рекомендуем для начала поинтересоваться в своей налоговой, есть ли у них условия для принятия отчетности "нового поколения".


<1> п. 2 ст. 80 НК РФ

<2> www.id-russia.ru/Faq/Aztec/abtaztec.html

<3> www.gnivc.ru/po/212.htm

<4> www.gnivc.ru/techno/211.htm

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 20

НАЛОГОВЫЕ СПЕЦРЕЖИМЫ: БУДУЩЕЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩИМ

 М.В. Соловьева

В течение года законодатели приняли ряд существенных поправок в раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" НК РФ, большинство из которых вступает в силу с 1 января 2006 г. Минфин России предупредил возможные вопросы, связанные с вступлением в силу указанных поправок в НК РФ, и в конце сентября выпустил разъясняющее Письмо <1>. В нем, в частности, рассмотрены вопросы, касающиеся перехода налогоплательщиков на спецрежимы с начала будущего года.

Упрощенная система налогообложения на основе патента. С будущего года специально для индивидуальных предпринимателей, не использующих наемный труд, появится упрощенный вариант "упрощенки" - так называемая УСНО на основе патента <2>. Право введения "патентной" УСНО отдано законодательным властям субъектов РФ и только по 58 видам деятельности, прямо поименованным в ст. 346.25.1 НК РФ. Минфин России разрешил подавать заявления на выдачу "упрощенного" патента <3> на 2006 г. уже в текущем году. Сделать это можно до 1 декабря 2005 г. Но ИФНС выдаст индивидуальному предпринимателю патент только в случае, если <4>:

1) к моменту подачи заявления законодатели субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован предприниматель, приняли и опубликовали закон о введении патентной системы. В части регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Саратовскую область, проекты законов о введении "патентного" УСНО находятся в стадии разработки, но уложатся ли законодатели с их принятием в установленные сроки, пока неизвестно;

2) на территории муниципального образования, на которой индивидуальный предприниматель намерен осуществлять определенный вид деятельности на основании патента, в 2006 г. этот вид деятельности не переведен на ЕНВД <5>.

Напомним, что с будущего года ЕНВД на своей территории будут вводить не регионы, а местные муниципалитеты <5>. И если в законе о введении УСНО на основе патента региональный законодатель предусмотрит виды деятельности, переведенные органами местной муниципальной власти на "вмененку", приобрести по ним патент предпринимателю не удастся - по этим видам деятельности необходимо будет уплачивать ЕНВД <6>. Выдавать патенты <7> на руки предпринимателям налоговые органы будут только после 1 января 2006 г. <8>

УСНО. В 2005 г. заявление о переходе на УСНО с будущего года должно подаваться по старым правилам: доход от реализации за 9 месяцев 2005 г. не должен превышать 11 млн руб. без НДС <9>, несмотря на то что с 2006 г. условия перехода на "упрощенку" меняются <10>.

С 2006 г. снимается бессрочный запрет на переход "упрощенцев" с одного объекта налогообложения на другой, и он теперь возможен по истечении 3 лет с начала применения УСНО <11>.

Воспользоваться такой возможностью с 1 января 2006 г. смогут только налогоплательщики, применяющие УСНО с начала 2003 г. Для этого "упрощенцы", желающие перейти с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы", должны подать соответствующее уведомление в произвольной форме в налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г. <12>, а желающие перейти с "доходно-расходного" варианта определения объекта налогообложения на объект налогообложения "доходы" - не позднее 31 декабря 2005 г. <13>


<1> Письмо Минфина России от 26.09.2005 N 03-11-02/44 (далее - Письмо)

<2> ст. 346.25.1 НК РФ (введена п. 12 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

<3> Приказ ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417

<4> п. 3 Письма; п. 1 ст. 5, п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ

<5> п. 1 ст. 346.26 НК РФ (ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

<6> п. 2 Письма

<7> приложение N 3 к Приказу ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417

<8> п. 3 Письма

<9> п. 5 Письма

<10> п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101- ФЗ)

<11> п. 2 ст. 346.14 НК РФ (ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101- ФЗ)

<12> п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ

<13> п. 6 Письма

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 20

"УПРОЩЕНЦЫ" СМОГУТ ЗАЧЕСТЬ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

М.Г. Суховская

Президиум ВАС РФ вынес Постановление <1>, которого так долго ждали все "упрощенцы", избравшие в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы". Суть Постановления сводится к следующему: такие налогоплательщики вправе уменьшить сумму минимального налога, исчисленного по итогам года <2>, на суммы авансовых платежей по единому налогу, исчисленных и уплаченных по итогам отчетных периодов (квартала, полугодия, 9 месяцев <3>).

Напомним, что если по окончании года "упрощенцы" обнаружат, что 15% <4> от суммы чистого дохода меньше, чем 1% от суммы всех доходов, полученных по итогам года, то они должны заплатить минимальный налог <5>. Чтобы не платить в бюджет лишние деньги, они зачастую либо уменьшали минимальный налог на сумму уже уплаченных авансовых платежей по единому налогу, перечисляя в бюджет только разницу между этими суммами, либо обращались с заявлениями в налоговые органы с просьбой произвести зачет уплаченных авансовых платежей в счет уплаты минимального налога, ссылаясь при этом на ст. 78 НК РФ.

Однако налоговики расценивали такие действия как нарушение налогового законодательства. При этом они руководствовались разъяснениями Минфина России <6>. Последний неоднократно указывал на то, что нужно сначала уплатить минимальный налог, а суммы ранее уплаченных авансовых платежей по единому налогу подлежат либо возврату, либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей за следующие отчетные периоды. Зачесть же уплаченные авансовые платежи в счет уплаты минимального налога невозможно, поскольку единый и минимальный налоги поступают в разные бюджеты <7>.

ВАС РФ не поддержал точку зрения контролирующих органов и указал на то, что минимальный налог не является самостоятельным налогом. Он представляет собой единый налог, размер которого в особом порядке определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Следовательно, если по итогам года сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы исчисленного минимального налога, "упрощенец" уплачивает минимальный налог с учетом внесенных в этом году авансовых платежей по единому налогу.

Таким образом, ВАС РФ подтвердил уже сложившуюся положительную судебно- арбитражную практику по данному вопросу. Суды и раньше признавали право налогоплательщиков на зачет квартальных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога, исчисленного за год (см., к примеру, Постановления ФАС Уральского округа от 31.08.2005 N Ф09-3738/05-С1, от 09.02.2005 N Ф09-163/05-АК; Постановления ФАС Центрального округа от 03.02.2005 N А09-9647/04-29, от 22.11.2004 N А54-1755/04; Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2005 N А72-6806/04-7/501; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2005 N Ф03-А51/05-2/667).

Непонятно, однако, как вердикт ВАС РФ будет реализовываться на практике, так как зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется, только если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд) <8>. Других механизмов уменьшения сумм налога к уплате Налоговый кодекс РФ не предусматривает.


<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 N 5767/05

<2> п. 1 ст. 346.19 НК РФ

<3> п. 2 ст. 346.19 НК РФ

<4> п. 2 ст. 346.20 НК РФ

<5> п. 6 ст. 346.18 НК РФ

<6> Письма Минфина России от 28.03.2005 N 03-03-02-04/1/92, от 29.12.2004 N 03-03-02-04/1/110, от 16.12.2004 N 03-03-02-04/1/87, от 08.09.2004 N 03-03-02- 04/1/13

<7> п. 2 ст. 56, п. 1.1 ст. 146 Бюджетного кодекса РФ

<8> п. 4 ст. 78 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 20

НОВЫЕ ПОЧТОВЫЕ ТАРИФЫ ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ

Р. Хафизова

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) повысила в среднем на 10% тарифы на услуги почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовые карточки, письма, бандероли), предоставляемые Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" <1>. Новые тарифы действительны на всей территории России.

Примечание. Напомним, что в июле 2005 г. завершился процесс присоединения всех региональных почтовых подразделений к ФГУП "Почта России". Поэтому если ранее тарифы на одноименные услуги почтовой связи дифференцировались в зависимости от географической зоны, то новые тарифы действуют в любой точке страны.

Теперь при представлении отчетности в ИФНС (внебюджетные фонды) заказным письмом за первые 20 г веса необходимо заплатить 8,6 руб. плюс 0,7 руб. за каждые последующие 20 г. При отправлении отчетности весом до 100 г ценным письмом его стоимость за первые 20 г составит 28,6 руб. плюс 1,3 руб. за каждые последующие 20 г веса письма.

Для налогоплательщиков, представляющих отчетность почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении, ФГУП "Почта России" преподнесло еще один сюрприз, отменив заказные уведомления <2>. С 1 августа отчетность в ИФНС можно отправить заказным или ценным письмом (бандеролью) с описью вложения <3>, но только с простым уведомлением о вручении. Простые уведомления, как и прежде, доставляются в почтовые ящики отправителей <4>.


<1> Приказ ФСТ России от 20.09.2005 N р-428-с/1

<2> http://www.postkk.ru/page.php?id=188

<3> п. 2 ст. 80 НК РФ

<4> п. 33 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2005 N 221

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 20

ЗА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НДФЛ "НЕ ТУДА" ОШТРАФОВАТЬ НЕЛЬЗЯ

М. Кокурина

В судебной практике уже не раз ставился вопрос, насколько правомерно привлечение к налоговой ответственности организации - налогового агента в случае, если НДФЛ за структурные подразделения перечисляется по месту нахождения организации, а не ее обособленного подразделения <1>. Кстати, решения выносились как в пользу налоговых агентов (см., например, Постановления ФАС ВВО от 14.05.2005 N А11-12235/2004-К2-Е-11653; ФАС ПО от 06.04.2005 N А65- 11709/04-СА2-11; ФАС МО от 20.12.2004 N КА-А41/10769-04), так и в пользу их оппонентов (см., например, Постановления ФАС ВВО от 17.02.2005 N А43-12984/2004- 34-174; ФАС ПО от 17.06.2004 N А65-20358/03-СА1-23; ФАС СЗО от 05.10.2004 N А56- 5721/04).

Теперь ВАС РФ подвел черту под этим давним спором, встав на сторону налоговых агентов <2>: перечисление НДФЛ "не туда" представляет собой нарушение порядка перечисления налога, ответственность за которое действующим законодательством не предусмотрена <3>.

Вместе с тем налоговым агентам следует иметь в виду, что налог все равно придется уплатить по "правильному" месту - месту постановки на учет обособленного подразделения (при этом уплате подлежат еще и пени). А ранее перечисленную сумму налога головная организация может впоследствии вернуть или зачесть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.


<1> п. 7 ст. 226, ст. 123 НК РФ; Письмо УМНС России по Московской области от 18.11.2003 N 08-03/12-10/Ю788

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 645/05

<3> ст. 123 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 20

ЕСХН - ВСЕ ЛУЧШЕ И ПРОЩЕ

П.А. Попов

Вот уже два года действует новая редакция гл. 26.1 НК РФ, установившая для сельскохозяйственных товаропроизводителей более благоприятный в российских условиях налоговый режим. Однако из-за ряда ограничений некоторые налогоплательщики не смогли пока воспользоваться его преимуществами. Теперь часть этих ограничений снимается. Так, небольшой Федеральный закон от 29.06.2005 N 68-ФЗ будет способствовать переходу на уплату ЕСХН значительной части сельхозпроизводителей - плательщиков ЕНВД.

Примечание. По данным ФНС России, в 2004 г. на уплату ЕСХН перешло около 50 тыс. сельхозпроизводителей, среди которых 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. А по результатам опросов Минсельхоза России (апрель 2005 г., 40 регионов), на уплату ЕСХН перешли уже 62% сельхозпроизводств (67,6% сельхозпредприятий, 56,3% крестьянских хозяйств).

При этом в целом 66% опрошенных считают, что условия перехода на уплату ЕСХН вполне понятны, а 51,2% - что введение самого налога упрощает налоговую отчетность. Тем не менее пятая часть респондентов указала, что при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в регионе возникали проблемы с налоговой инспекцией.

 

Мы уже обсуждали достоинства и недостатки нового ЕСХН перед первым годом его применения. Однако степень выгодности нового спецрежима постоянно меняется, так как обнаруживаются новые плюсы и минусы ЕСХН. Кроме того, меняются условия и общего режима налогообложения. Все это заставляет вернуться к обсуждению вариантов налогообложения организаций агропромышленного комплекса (АПК) и фермеров.

Кому выгоден переход на уплату ЕСХН с 2006 г.

1. Сельхозпроизводители с основными покупателями - неплательщиками НДС. Такие налогоплательщики после перехода на уплату ЕСХН не будут вынуждены снизить свои отпускные цены из-за того, что не смогут выделять НДС в цене реализуемой продукции - их покупателям проблема НДС неведома. Речь идет о производителях, которые реализуют продукцию либо напрямую населению, либо организациям и предпринимателям, не являющимся плательщиками НДС: "вмененщикам", "упрощенцам", таким же плательщикам ЕСХН - переработчикам. Кроме того, они получат прямую экономию от основных, не уплачиваемых плательщиками ЕСХН налогов - ЕСН и налога на имущество.

Внимание! Учтите, что НДС, принятый до перехода на уплату ЕСХН к вычету, не восстанавливается <40> - в этой части спецрежима можно не бояться.

Кроме того, для таких налогоплательщиков основной аргумент в пользу перехода на уплату ЕСХН именно с 2006 г. - начинающийся с 2006 г. постепенный рост ставки налога на прибыль для сельхозорганизаций. В 2005 г. ставка налога на прибыль составляла для них 0% (эта льгота была введена для них с самого начала действия в РФ налога на прибыль, с 1992 г.), и по этому критерию ЕСХН был даже менее выгоден. Но уже с 2006 г. ставка налога на прибыль сравняется (см. таблицу) со ставкой ЕСХН и будет расти и дальше <40>.

Примечание. Зато стоит опасаться ЕСХН тем хозяйствам, которым покупатели навязывают вексельную форму расчетов. Дело в том, что в этом случае сильно искажается пропорция выручки от реализации сельхозпродукции, так как последующая передача по индоссаменту полученных в счет оплаты продукции векселей третьих лиц признается реализацией, не связанной с реализацией сельхозпродукции <41>.

2. Хозяйства, намеренные купить в 2006 г. или позднее дорогостоящие земельные участки. Сельскохозяйственные организации, которые сейчас в массовом порядке осуществляют выкуп земельных участков у государственных и муниципальных органов власти или же расширяют свои угодья за счет приобретения земли на вторичном рынке, поставлены при исчислении налога на прибыль перед сложной проблемой. Известно, что земля признается амортизируемым имуществом, но не подлежит амортизации <42>, поскольку является неизнашиваемым активом. Соответственно, при нахождении на общем режиме налогообложения организации не смогут в обозримой перспективе учесть через амортизацию весьма значимые расходы на покупку земли (учет таких расходов возможен только в случае ее последующей перепродажи).

Примечание. Налогоплательщики сейчас пытаются учесть расходы на приобретение земли другим способом - в качестве прочих материальных расходов на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Налоговые органы против этого активно возражают <43>. Положительная для налогоплательщиков практика пока только формируется <44>.

Однако при применении ЕСХН расходы на приобретение земли можно учесть в полном объеме, поскольку здесь установлен особый порядок учета расходов на приобретение основных средств, которыми земельные участки являются, несмотря на запрет на амортизацию <45>. В таком случае расходы на приобретение участков, произведенные после перехода на уплату ЕСХН, будут учтены при исчислении единого сельхозналога в момент ввода основных средств в эксплуатацию <46>. Таковым моментом является, например, составление акта о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1, для участков, предназначенных для сдачи в аренду, - вступление в силу договора по передаче в аренду <47>. Правда, налогоплательщику стоит быть готовым к тому, что фискальные органы займут невыгодную налогоплательщикам позицию в части учета таких расходов, например, под предлогом того, что в отношении земли не урегулирован порядок ее "ввода в эксплуатацию". А это уже было предметом споров по налогу на прибыль <48>.

Примечание. При этом, как и в отношении других основных средств, расходы на покупку земли будут приниматься равными долями в течение налогового периода, а отражаться - в последний день отчетного (налогового) периода <49>.

Следует учитывать тот факт, что если расходы на покупку земли были осуществлены до перехода на уплату ЕСХН, то налоговые органы могут оспорить включение таких расходов в расчет ЕСХН. Ведь остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН, включается в расходы на приобретение основных средств в зависимости от срока полезного использования, в частности, по ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН <50>. При этом при определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством РФ в соответствии со ст. 258 НК РФ. Но в существующей Классификации земельные участки не указаны <51>, а определить сроки полезного использования "в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей" также не представляется возможным. Таким образом, с учетом в расходах приобретенной до перехода на спецрежим земли могут возникнуть проблемы, и в самом лучшем случае их придется учитывать по ЕСХН в течение 10 лет.

Примечание. Если участок был приобретен и оплачен до перехода на уплату ЕСХН, однако введен в эксплуатацию (подписан акт по форме N ОС-1) только после перехода, считается, что расходы на приобретение основного средства налогоплательщик понес, находясь именно на спецрежиме <52>. Так что тем, кто планирует переходить на уплату ЕСХН с 2006 г., но приобретает участки уже сейчас, имеет смысл отложить их ввод в эксплуатацию до 1 января 2006 г., дабы в полном объеме списать свои расходы.


<40> ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ

<41> п. 1 ст. 346.5, п. 2 ст. 249 НК РФ

<42> п. 2 ст. 256 НК РФ

<43> Письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/158; Письма УМНС России по г. Москве от 01.03.2004 N 26-12/12868, от 08.01.2004 N 26-12/00911

<44> Постановление ФАС СЗО от 13.07.2005 N Ф04-4368/2005(12952-А75-33)

<45> п. 1 ст. 11 НК РФ; п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<46> подп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ

<47> Письмо Минфина России от 28.12.2004 N 03-03-02-04/1/99

<48> Письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/158

<49> пп. 4, 7 ст. 346.5 НК РФ

<50> подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ

<51> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<52> Письмо Минфина России от 07.09.2005 N 03-11-04/2/69 (по аналогичной проблеме при применении УСНО)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 20

УСНО ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО

П.А. Попов

В журнале "Главная книга" уже неоднократно освещался процесс подготовки масштабных поправок в гл. 26.2 НК РФ по упрощенной системе налогообложения в период их принятия (см. рубрику "Проекты" в журнале "Главная книга", 2005, N N 10 - 14). Теперь пришла пора подробно разобраться с изменениями и дополнениями, внесенными в эту главу Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ <1>. Он вступает в силу с 01.01.2006 <2>, и, таким образом, на поправки могут ориентироваться налогоплательщики, как уже применяющие УСНО, так и планирующие перейти на этот спецрежим с начала следующего года, а также, что немаловажно, налогоплательщики, покидающие с 2006 г. "упрощенку". Ведь часть изменений в учете они будут отражать по состоянию на 01.01.2006, когда поправки уже будут действовать.

Закон N 101-ФЗ фактически создает новую редакцию гл. 26.2 НК РФ по УСНО - переписаны или дополнены почти все статьи главы. Для начала кратко перечислим основные новшества:

- увеличены пороги доходов для целей перехода на спецрежим (с 11 до 15 млн руб. за 9 месяцев предшествующего переходу года) и для целей применения УСНО (с 15 до 20 млн руб. в год), при этом при исчислении первого порога будут учитываться и внереализационные доходы <3>. При расчете обоих лимитов уже не будут учитываться и доходы от деятельности, в отношении которой уплачивается ЕНВД <4>, как это ранее предписывалось <5>;

- участникам простых товариществ и договоров доверительного управления имуществом все же не запретили применять "упрощенку", но только с объектом обложения единым налогом "доходы минус расходы" <6>;

- устранены сложности с налогообложением дивидендов, получаемых "упрощенцами" <7>;

- законодательно оформлен запрет на учет в расходах НДС по товарам (работам, услугам), которые сами не учитываются в расходах <8>;

- в расходы можно будет включить затраты на сооружение и изготовление основных средств (ОС) (сейчас - только на приобретение); хранение, обслуживание и транспортировку реализуемых товаров; выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения; обязательную и добровольную сертификацию; ряд других расходов <8>;

- раскрыты особенности учета доходов и расходов при вексельных расчетах, порядок признания отдельных видов расходов (на оплату труда, налогов) <9>;

- скорректированы и дополнены особенности перехода на УСНО и с УСНО на другие режимы. В частности, отменяется пересчет амортизации ОС по нормам гл. 25 НК РФ при переходе с УСНО <10>.


<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее - Закон N 101-ФЗ)

<2> п. 2 ст. 5 Закона N 101-ФЗ

<3> подп. "а", "в" п. 2 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

<4> подп. "в" п. 2 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

<5> Письмо Минфина России от 13.10.2004 N 03-03-02-04/1/24

<6> подп. "б" п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

<7> подп. "а" п. 5 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

<8> подп. "а" п. 6 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

<9> п. 7 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

<10> подп. "д" п. 11 ст. 1 Закона N 101-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 21

О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕГ ПО ПРОСТОМУ ВЕКСЕЛЮ

М.П. Авдеенкова

Вопрос. Наш векселедатель отказывается платить по векселю. Я слышала, что существует какая-то специальная процедура для взыскания денег в таком случае. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?

М. А.: Порядок взыскания неоплаченной суммы по простому векселю отличается от порядка взыскания по переводному. Ваш вексель - простой или переводный?

Вопрос. Простой.

М. А.: Прежде всего, вы можете в обычном порядке обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств по векселю с векселедателя <1>.

Но есть и иной путь - совершение протеста в неплатеже по векселю. Он необходим в случае, если вы хотите потребовать оплаты от индоссантов по векселю (лиц, передавших вексель по индоссаменту). Дело в том, что обращение в суд с иском к векселедателю возможно и без совершения протеста, а вот для обращения с требованием к индоссантам протест необходим <2>.

Вопрос. А как совершается протест?

М. А.: В случае отказа векселедателя в оплате для совершения протеста в неплатеже вы должны обратиться к нотариусу <3>.

Учтите, что это надо сделать в один из двух рабочих дней, следующих за днем, в который вексель подлежит оплате, если речь идет о векселе сроком на определенный день или "во столько-то времени от составления или предъявления". Если это вексель сроком "по предъявлении", протест должен быть совершен в течение года со дня составления векселя или на следующий день, если вексель был предъявлен к платежу в последний день срока <4>.

Нотариус обращается к векселедателю с требованием оплатить вексель. Если векселедатель снова отказывается платить или просто игнорирует обращение нотариуса, то нотариус составляет акт о протесте и делает соответствующую отметку на векселе. После этого нотариус возвращает вам вексель.

Вопрос. А пошлину какую-нибудь придется платить нотариусу?

М. А.: Да, нотариус взимает пошлину (или тариф, если это частный нотариус) в размере 1 процента неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей <5>.

Вопрос. И что делать после протеста?

М. А.: После получения акта о протесте векселедержатель, во-первых, должен известить своего индоссанта о неплатеже в течение четырех рабочих дней, следующих за днем протеста. В свою очередь, каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней, которые следуют за днем получения им извещения, сообщить своему индоссанту о полученном им извещении с указанием наименований и адресов тех, кто послал предшествующие извещения. И так далее, восходя до векселедателя <6>.

Во-вторых, векселедержатель вправе обратиться в суд с иском к индоссантам по векселю как к каждому индоссанту в отдельности, так и ко всем вместе. При этом соблюдать последовательность, в которой они обязались, нет необходимости <7>.

Вопрос. А можно ли обойтись без совершения протеста?

М. А.: Да, но только в случае, если в векселе содержится оговорка "оборот без издержек", "без протеста" или иная равнозначная. Если такую оговорку поставил векселедатель, то она имеет силу в отношении любого лица, подписавшего вексель. Если же индоссант, то она действует только в отношении него <8>.

При таких условиях в суд можно идти сразу, но извещение о неплатеже индоссантам послать все равно нужно <9>.

Вопрос. И в суд мы обращаемся в обычном порядке?

М. А.: Да. Про векселедателя мы уже сказали. В отношении же индоссантов вы вправе подать исковое заявление о взыскании денежных средств по векселю как в ситуации, когда совершался протест, так и в ситуации, когда он не был нужен <10>.

Но если протест совершался, то есть и иной способ. Векселедержатель вправе обратиться к мировому судье по месту нахождения или жительства векселедателя с заявлением о выдаче судебного приказа <11>. Выдача судебного приказа осуществляется в упрощенном порядке - в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд и без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений <12>. Да и пошлина здесь в два раза меньше - 50 процентов от суммы, которую бы вы заплатили, если бы обращались в суд с обычным иском <13>.

При этом сам приказ является исполнительным документом, то есть на основании него можно осуществлять взыскание денежных средств по векселю, в том числе и с привлечением судебных приставов <14>.

Вопрос. Скажите, какие-то сроки давности для обращения в суд существуют?

М. А.: В отношении векселедателя право требования сохраняется у векселедержателя в течение трех лет со дня срока платежа <15>. При этом векселедержатель сохраняет право требования против векселедателя даже в случае, когда вексель не был опротестован <16>.

А к индоссантам иск может быть предъявлен только в течение одного года со дня протеста или со дня срока платежа, если в вексель включена оговорка "оборот без издержек" <17>.


<1> ч. 2 ст. 27 АПК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ

<2> п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 33, Пленума ВАС РФ N 14 от 04.12.2000; п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте, утв. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.07.97 N 18

<3> статьи 44, 77 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341; п. 14 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1

<4> статьи 44, 77 Положения о переводном и простом векселе; п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте, утв. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.07.97 N 18

<5> подп. 24 п. 1 ст. 333. 24 НК РФ; ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

<6> статьи 45, 77 Положения о переводном и простом векселе

<7> статьи 43, 47, 77 Положения о переводном и простом векселе

<8> статьи 43, 44, 46, 77 Положения о переводном и простом векселе

<9> статьи 46, 77 Положения о переводном и простом векселе

<10> ч. 2 ст. 27, ст. 35 АПК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 28 ГПК РФ; п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 3, Пленума ВАС РФ N 1 от 05.02.98 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О переводном и простом векселе"

<11> ст. 5 Федерального закона от 11.03.97 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"; п. 2 ч. 1 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 23, статьи 28, 122 ГПК РФ

<12> ст. 126 ГПК РФ

<13> подп. 2 п. 1 ст. 333.19 НК РФ; ч. 2 ст. 129 ГПК РФ

<14> ч. 1 ст. 130 ГПК РФ

<15> статьи 70, 77, 78 Положения о переводном и простом векселе; п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 33, Пленума ВАС РФ N 14 от 04.12.2000

<16> статьи 53, 77, 78 Положения о переводном и простом векселе; п. 14 Обзора, утв. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.07.97 N 18

<17> статьи 70, 77, 78 Положения о переводном и простом векселе

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 11

О ПРИЗНАКАХ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ

А.П. Кошелев

Вопрос. Не могли бы вы подробнее рассказать о том, в каких случаях налогоплательщик может быть признан недобросовестным, существуют ли какие-то определенные признаки недобросовестности?

А. К.: Подозрения в недобросовестности могут вызвать самые различные обстоятельства. Хроническая убыточность организации, значительное увеличение расходов, большие суммы налогов к возмещению, осуществление расчетов в течение одного дня с использованием ряда организаций-посредников, сделки с взаимозависимыми лицами. Но наличие тех или иных подозрительных обстоятельств само по себе еще не означает, что налогоплательщик может быть признан недобросовестным. Как указал Конституционный суд, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности <1>. Поэтому при рассмотрении дела в арбитражном суде налоговым органам необходимо не только представить документы, подтверждающие, что организация, допустим, приобретала товары у поставщиков, не состоящих на учете в налоговом органе, но и доказать, что действия организации в данном случае заведомо были направлены на уменьшение ее налоговых обязательств <2>.

В связи с этим каких-либо критериев, однозначно свидетельствующих о недобросовестности, не существует. И арбитражные суды одни и те же обстоятельства могут признавать как свидетельствующими о недобросовестности организации, так и не имеющими отношения к существу дела. В каждой конкретной ситуации суд дает оценку совокупности фактов, подтверждаемых материалами дела.

Вопрос. Ну, а какие-то общие критерии существуют? На основании чего суд решает, что действия организации направлены именно на уменьшение налоговых обязательств?

А. К.: В первую очередь, суды исходят из того, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли <3>. Соответственно, сделки, заключенные организацией, должны преследовать разумные деловые цели <4>. Так, если в результате сделки организация прибыль не получает, но вместе с тем сокращает свои налоговые обязательства или получает возможность возместить налог из бюджета, то можно говорить о том, что именно эти последствия и являлись истинной целью сделки <5>. А значит, налогоплательщика уже нельзя считать добросовестным.

О недобросовестности налогоплательщиков может свидетельствовать ситуация, когда с помощью гражданско-правовых инструментов создаются схемы, в частности, для незаконного обогащения за счет бюджетных средств в виде возмещаемых налогов (как это было, например, с некогда распространенной схемой возмещения НДС с использованием складских свидетельств <6> или ныне существующей схемой с использованием договоров факторинга <7>) или для завышения расходов организации.

Например, организация осуществляет значительные расходы на оплату услуг по договору аутсорсинга. В то же время численность бухгалтерской службы организации по сравнению с предыдущим периодом существенно возрастает, а объем выручки уменьшается. При этом учредители и руководители налогоплательщика и организации, оказывающей услуги по аутсорсингу, являются одними и теми же лицами. Суд приходит к выводу, что единственной целью заключения договора об оказании услуг является завышение расходов, что свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика <8>.

Вопрос. Налоговые органы часто настаивают на недобросовестности организации, если ее поставщики не представляют отчетность, не находятся по юридическому адресу. Какие решения в таких случаях принимают суды?

А. К.: Действительно, наличие таких "несуществующих" поставщиков является одним из самых распространенных оснований для "обвинения" в недобросовестности. Но, как я уже сказал, вывод суда должен быть основан на совокупности обстоятельств. Поэтому если иные доказательства недобросовестности отсутствуют, то судом, скорее всего, будет принято решение в пользу налогоплательщика <9>. Но если налоговики смогут доказать, что организация знала о фактическом положении дел у своих поставщиков, тогда спор будет разрешен в пользу инспекции <10>.

Вопрос. А если поставщик действительно существует, то никаких претензий к нам быть уже не может?

А. К.: Не обязательно. Ведь неправомерные действия могут заключаться и в отражении хозяйственных операций, которые фактически не могли быть осуществлены. Например, налогоплательщик заключил договоры подряда с организациями, которые в силу объективных причин не могли выполнить указанные в договорах работы (отсутствовали необходимые лицензии, в штате организации числился один человек). На основании этого суд приходит к выводу, что действительной целью заключения договоров было не выполнение работ, а завышение расходов и увеличение налоговых вычетов по НДС <11>.

Вопрос. Чаще всего вопрос о недобросовестности организации рассматривается, когда речь идет о возмещении НДС из бюджета. Что обычно является доказательствами недобросовестности в этих случаях?

А. К.: Споры о недобросовестности, возникающие при рассмотрении дел о возмещении НДС, чаще всего связаны с оплатой товаров поставщику с использованием заемных средств, а также с использованием неденежных форм погашения задолженности, например путем уступки требования <12>. При этом сейчас в большинстве случаев суды соглашаются с тем, что использование заемных средств само по себе не является безусловным признаком недобросовестности налогоплательщика <13>.

Но если в суд представлены доказательства того, что организация, ее поставщики и иные лица, участвующие в осуществлении расчетов, действовали организованно, а денежные средства, предназначенные для уплаты налога, не были перечислены в бюджет ни одним из участников сделки, то решение, скорее всего, будет принято в пользу налоговых органов <14>.

Дополнительными признаками недобросовестности могут являться и такие обстоятельства, как отсутствие хозяйственной деятельности, кроме сделки, связанной с возмещением НДС, отсутствие у организации имущества и работников <15>, общие учредители, руководители или главные бухгалтеры организаций - участников сделки <16>, расположение всех организаций по одному адресу и наличие их расчетных счетов в одном банке <17> и тому подобное.


<1> п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 16.10.2003 N 329-О

<2> п. 1 ст. 65 АПК РФ

<3> п. 1 ст. 2 ГК РФ

<4> Письмо ВАС РФ от 11.11.2004 N С5-7/уз-1355

<5> Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 2870/04

<6> Письмо Госналогслужбы России от 13.11.98 N ВНК-6-18/825

<7> Постановления ФАС СЗО от 22.02.2005 N А52/3666/2004/2; ФАС УО от 10.03.2004 N Ф09-843/04-АК

<8> Постановление ФАС ЗСО от 20.06.2005 N Ф04-3725/2005(12156-А46-26)

<9> Постановления ФАС МО от 08.08.2005 N КА-А40/7247-05, от 18.08.2005 N КА- А40/6609- 05-П; ФАС СЗО от 14.09.2005 N А56-6374/04

<10> Постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А44-10181/04-С14

<11> Постановление ФАС СЗО от 22.08.2005 N А56-38737/04

<12> п. 4 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.04.2004 N 169-О

<13> п. 4 мотивировочной части Определения КС РФ от 04.11.2004 N 324-О; Постановления ФАС МО от 24.08.2005 N КА-А40/8134-05; ФАС СЗО от 14.09.2005 N А56-6374/04

<14> Постановление ФАС МО от 25.08.2005 N КА-А40/8065-05-П; ФАС УО от 04.07.2005 N Ф09-2772/05-С7

<15> Постановления ФАС МО от 22.08.2005 N КА-А40/6986-05; ФАС СЗО от 02.09.2005 N А44-11128/04-С15, от 12.09.2005 N А56-41866/04

<16> Постановления ФАС МО от 22.08.2005 N КА-А40/6986-05; ФАС ВСО от 03.05.2005 N А33-5420/04-С3-Ф02-1827/05-С1

<17> Постановления ФАС МО от 12.08.2005 N КА-А40/7154-05; ФАС ВСО от 03.05.2005 N А33-5420/04-С3-Ф02-1827/05-С1

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 11

УЧЕТ ТОВАРНОГО ВЕКСЕЛЯ У ВЕКСЕЛЕДАТЕЛЯ

А.И. Дыбов

ООО "Альфа" 25 мая 2005 г. приобрело у ООО "Бета" товары на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). 27 мая 2005 г. ООО "Альфа" выдало ООО "Бета" простой вексель на сумму 130 000 руб. со сроком погашения 25 августа 2005 г. По истечении данного срока вексель был оплачен.

В соответствии с учетной политикой ООО "Альфа" отражает сумму дисконта на 97-м счете с ежемесячным списанием части дисконта. Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течение всего срока обращения векселя составляет 13%.

Общий срок нахождения векселя у организации - 90 дней, сумма дисконта - 12 000 руб. (130 000 руб. - 118 000 руб.). Для расчета ежемесячно учитываемой в составе расходов в бухгалтерском учете величины дисконта разделим его сумму на общий срок нахождения векселя у организации и умножим на число дней в каждом месяце нахождения векселя у организации.

Фактически на май пришлось 533 руб. (12 000 руб. / 90 дн. х 4 дн.) дисконта, на июнь - 4000 руб. (12 000 руб. / 90 дн. х 30 дн.), на июль - 4133 руб. (12 000 руб. / 90 дн. х 31 дн.) и на август - 3334 руб. (12 000 руб. - 533 руб. - 4000 руб. - 4133 руб.)

Предельный размер дисконта по векселю для целей налогового учета в мае составит 185 руб. (118 000 руб. х (13% х 1,1) / 365 дн. х 4 дн.), в июне - 1387 руб. (118 000 руб. х (13% х 1,1) / 365 дн. х 30 дн.), в июле - 1433 руб. (118 000 руб. х (13% х 1,1) / 365 дн. х 31 дн.) и в августе - 1156 руб. (118 000 руб. х (13% х 1,1) / 365 дн. х 25 дн.) Разница между суммой дисконта в бухгалтерском учете и суммой дисконта, принимаемого в качестве расхода для целей налогообложения прибыли, будет составлять постоянную разницу и формировать постоянное налоговое обязательство.

В бухгалтерском учете ООО "Альфа" отражены следующие операции.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма

Документ

25 мая 2005 г.

Оприходованы товары, полученные от поставщика

41

60- Расчеты с поставщиками

100000

Отгрузочные документы поставщика

Отражен НДС по принятым на учет товарам

19

60- Расчеты с поставщиками

18000

Счет-фактура

27 мая 2005 г.

В обеспечение задолженности перед поставщиком выдан вексель

60- Расчеты с поставщиками

60- Векселя выданные

118000

Акт приема-передачи векселя

Отражен дисконт по векселю

97

60- Векселя выданные

12000

Акт приема- передачи векселя, Бухгалтерская справка-расчет

На забалансовом учете отражен выданный вексель

009

 

130000

Акт приема- передачи векселя

31 мая 2005 г.

Списана в качестве операционных расходов часть дисконта, приходящаяся на данный месяц

91

97

533

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено постоянное налоговое обязательство

99

68

84 ((533 руб. - 185 руб.) х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

30 июня 2005 г.

Списана в качестве операционных расходов часть дисконта, приходящаяся на данный месяц

91

97

4000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено постоянное налоговое обязательство

99

68

627 ((4000 руб. - 1387 руб.) х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

31 июля 2005 г.

Списана в качестве операционных расходов часть дисконта, приходящаяся на данный месяц

91

97

4133

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено постоянное налоговое обязательство

99

68

648 ((4133 руб. - 1433 руб.) х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

25 августа 2005 г.

Списана в качестве операционных расходов часть дисконта, приходящаяся на данный месяц

91

97

3334

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено постоянное налоговое обязательство

99

68

523 ((3334 руб. - 1156 руб.) х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

Уплачены денежные средства по векселю

60- Векселя выданные

51

130000

Выписка банка по расчетному счету

Снят с забалансового учета вексель

 

009

130000

Акт приема- передачи векселя

Принят к вычету НДС по приобретенным товарам

68

19

18000

Выписка банка по расчетному счету

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 11

УЧЕТ ПРОСТОГО ТОВАРНОГО ВЕКСЕЛЯ У ВЕКСЕЛЕДЕРЖАТЕЛЯ

А.И. Дыбов

ООО "Альфа" 1 июня 2005 г. отгрузило ООО "Сигма" товары на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.). 6 июня ООО "Сигма" выдало ООО "Альфа" простой товарный вексель на сумму 244 000 руб. со сроком погашения 26 июля 2005 г. В установленный срок вексель был оплачен. ООО "Альфа" установило учетную политику для целей исчисления НДС "по отгрузке". Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течение всего срока действия векселя составляла 13%.

Общая сумма дисконта по векселю составляет 8000 руб. (244 000 руб. - 236 000 руб.). Доход в виде дисконта по векселю в июне составил 3840 руб. ((244 000 руб. - 236 000 руб.) / 50 дн. х 24 дн.), а в июле - 4160 руб. ((244 000 руб. - 236 000 руб.) / 50 дн. х 26 дн.). Если бы ООО "Альфа" исчисляло проценты на сумму дебиторской задолженности по ставке рефинансирования ЦБ РФ, то общая сумма процентов составила бы 4203 руб. (236 000 руб. х 13% / 365 дн. х 50 дн.). Следовательно, дисконт по векселю подлежит обложению НДС по расчетной ставке 18/118 в части суммы превышения - 3797 руб. (8000 руб. - 4203 руб.) (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В бухгалтерском учете ООО "Альфа" произведены следующие записи.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма

Документ

1 июня 2005 г.

Признана выручка от продажи товаров

62- Расчеты с покупателями

90-1

236000

Товарная накладная

Отражен НДС по реализованным товарам

90-3

68

36000

Счет-фактура

6 июня 2005 г.

Получен товарный вексель покупателя

62- Векселя полученные

62- Расчеты с покупателями

236000

Акт приема- передачи векселя

Отражен дисконт по векселю

62- Векселя полученные

91

8000
(244000 руб. -236000 руб.)

Бухгалтерская справка-расчет

Полученный вексель учтен на забалансовом счете

008

 

244000

Акт приема- передачи векселя

Признана налогооблагаемая временная разница <*>

 

 

8000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено отложенное налоговое обязательство <*>

68

77

1920 (8000 руб. х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

30 июня 2005 г.

Погашена часть налогооблагаемой временной разницы <*>

 

 

3840

Бухгалтерская справка-расчет

Погашена часть отложенного налогового обязательства <*>

77

68

922 (3840 руб. х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

26 июля 2005 г.

Погашена часть налогооблагаемой временной разницы <*>

 

 

3840

Бухгалтерская справка-расчет

Погашена часть отложенного налогового обязательства <*>

77

68

998 (4160 руб. х 24%)

Бухгалтерская справка-расчет

Получена оплата по векселю

51

62- Векселя полученные

244000

Выписка банка по расчетному счету

Списан с забалансового учета вексель

 

008

244000

Акт приема- передачи векселя

Начислен НДС с части превышения дисконта по векселю <**>

91

68

579 (3797 руб. х 18/118)

Бухгалтерская справка-расчет; Счет-фактура; Выписка банка по расчетному счету


<*> Поскольку в налоговом учете дисконт будет признаваться последней датой каждого месяца либо датой выбытия векселя, а в бухгалтерском учете единовременно, возникают налогооблагаемая временная разница и отложенное налоговое обязательство, которые будут погашаться по мере учета дисконта в налоговом учете.

<**> Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете НДС с превышения дисконта по векселю относится в состав расходов соответственно внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как суммы налогов, начисленные в установленном порядке и не предъявляемые налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

<***> Выписывается в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж (п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 11


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции


Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное