← Август 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
+2 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.08.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум |
Новости КонсультантПлюс |
"Горячие" документы: |
Материалы из журнала "Главная книга" ПРИБЫЛЬ ОБОСОБЛЕННЫХ ОБРЕКЛИ НА ПЕРЕСЧЕТ Е.Филимонова Организации, имеющие обособленные подразделения, должны уплачивать налог на прибыль как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений <1>. В июне этого года в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ были внесены поправки <2>, одна из которых, довольно неприметная на вид, кардинально изменила порядок определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. В налоговом законодательстве под обособленным подразделением понимается любое подразделение, обладающее следующими признаками <3>: подразделение территориально обособлено, то есть расположено вне места нахождения (места государственной регистрации <4>) головной организации; стационарные рабочие места созданы на срок более одного месяца; организация ведет деятельность через подразделение. При этом признание подразделения обособленным в целях налогообложения не зависит ни от полномочий, которыми оно наделено, ни от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах <3>. При создании обособленного подразделения организация должна встать на учет в налоговом органе по месту его нахождения в течение одного месяца <5>. Если обособленное подразделение расположено на территории той же налоговой инспекции, что и головная организация, то вставать на учет в данной инспекции повторно нет необходимости <6>. Так, до внесения поправок распределение налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений, осуществлялось на основании определенных показателей, рассчитанных на конец отчетного периода <7>. С 1 января 2005 г. (поскольку поправки применяются задним числом <8>) соответствующие показатели должны определяться за отчетный (налоговый) период <9>. Таким образом, доля прибыли, исходя из которой определяется налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, рассчитывается теперь по следующей формуле <10>. / * +---------+ *+---------+ +---------+ +---------+ +---------+* * * ** * * * *Средняя * *Средняя ** * * **Среднес- * *Среднес- * *остаточ- * *остаточ- ** *Доля на- * **писочная * *писочная * *ная стои-* *ная стои-** *логовой * **числен- * *числен- * *мость * *мость ** *базы, * **ность ра-* *ность ра-* *амортизи-* *амортизи-** *приходя- * **ботников * *ботников * *руемого * *руемого ** *щейся на *=**подразде-*/*организа-*+*имущества*/*имущества** х 100% / 2 (1) *обособ- * **ления за * *ции в це-* *подразде-* *организа-** *ленное * **отчетный * *лом за * *ления за * *ции в це-** *подразде-* **(налого- * *отчетный * *отчетный * *лом за ** *ление * **вый) пе- * *(налого- * *(налого- * *отчетный ** * * **риод * *вый) пе- * *вый) пе- * *(налого- ** * * ** * *риод * *риод * *вый) пе- ** * * ** * * * * * *риод ** +---------+ *+---------+ +---------+ +---------+ +---------+* * / Покажем, как рассчитать каждый из приведенных показателей. Расчет среднесписочной численности работников До внесения поправок показатель среднесписочной численности работников рассчитывался за последний месяц отчетного (налогового) периода, поскольку именно такой расчет предлагали налоговые органы <11>. Внимание! Налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений уплачивается независимо от того, выделено ли это подразделение на отдельный баланс и имеет ли оно расчетный счет. После внесения поправок среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период исчисляется следующим образом <12>. / * +----------+ *+-------------+ +-------------+* +---------+ *Среднеспи-* **Среднесписоч-* *Среднесписоч-** *Число ме-* *сочная * **ная числен- * *ная числен- ** *сяцев в * *числен- * **ность работ- * *ность работ- ** *отчетном * *ность ра- * **ников за пер-* *ников за пос-** *(налого- * *ботников *=**вый месяц от-*+...+*ледний месяц **/*вом) пе- * (2) *за отчет- * **четного (на- * *отчетного ** *риоде * *ный (нало-* **логового) пе-* *(налогового) ** * * *говый) пе-* **риода * *периода ** * * *риод * ** * * ** * * +----------+ *+-------------+ +-------------+* +---------+ * / Порядок определения среднесписочной численности работников за месяц остался прежним <13>. +---------------+ +------------------------------+ +---------+ * * *Сумма списочной численности * * * *Среднесписочная* *работников за каждый календар-* *Число ка-* *численность ра-*=*ный день месяца, то есть с */*лендарных* *ботников за ме-* *1-го по 30-е (31-е, 28-е, * *дней ме- * (3) *сяц * *29-е) число, включая празднич-* *сяца * * * *ные (нерабочие) и выходные дни* * * +---------------+ +------------------------------+ +---------+ При расчете численность работников списочного состава за выходной или праздничный день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день <13>. Как и прежде, вместо показателя среднесписочной численности работников можно использовать показатель расходов на оплату труда. Однако ранее этот показатель (так же как и среднесписочная численность работников) определялся за последний месяц отчетного (налогового) периода <11>. Теперь же этот показатель рассчитывается как среднее арифметическое за отчетный (налоговый) период по следующей формуле <14>. / * +----------+ *+-------------+ +-------------+* +---------+ *Расходы * **Расходы на * *Расходы на ** *Число ме-* *на оплату * **оплату труда * *оплату труда ** *сяцев в * *труда за * **за первый ме-* *за последний ** *отчетном * *отчетный *=**сяц отчетного*+...+*месяц отчет- **/*(налого- * (4) *(налого- * **(налогового) * *ного (налого-** *вом) пе- * *вый) пери-* **периода * *вого) периода** *риоде * *од * ** * * ** * * +----------+ *+-------------+ +-------------+* +---------+ * / При этом следует помнить, что в течение года выбранный показатель (среднесписочная численность работников или расходы на оплату труда) изменяться не может <15>. Расчет средней остаточной стоимости амортизируемого имущества Порядок расчета второго показателя, необходимого для распределения налога на прибыль по обособленным подразделениям, принципиально изменился. Ведь прежде данные об остаточной стоимости амортизируемого имущества брались на последний день отчетного (налогового) периода. Минфин России в своем июльском Письме рассказал о том, как этот показатель рассчитывать теперь <16>. / * +----------+ *+-----------+ +-----------+ +-----------+* +---------+ *Средняя * ** * * * * ** * * *(среднего-* **Остаточная * *Остаточная * *Остаточная ** *Число ме-* *довая) ос-* **стоимость * *стоимость * *стоимость ** *сяцев в * *таточная * **основных * *основных * *основных ** *отчетном * *стоимость * **средств на * *средств на * *средств на ** *(налого- * *амортизи- *=**1-е число *+...+*1-е число *+*1-е число **/*вом) пе- * (5) *руемого * **первого ме-* *последнего * *следующего ** *риоде, * *имущества * **сяца отчет-* *месяца от- * *за отчетным** *увеличен-* *за отчет- * **ного (нало-* *четного * *(налоговым)** *ное на * *ный (нало-* **гового) пе-* *(налогово- * *периодом ** *единицу * *говый) пе-* **риода * *го) периода* *месяца ** * * *риод * ** * * * * ** * * +----------+ *+-----------+ +-----------+ +-----------+* +---------+ * / Например, при составлении декларации за год среднегодовая остаточная стоимость основных средств определяется как частное от деления на 13 суммы остаточной стоимости имущества по состоянию на 1 января и на каждое 1-е число всех остальных месяцев года, а также на 1 января следующего года. Если же по основным средствам не начисляется амортизация для целей налогообложения прибыли (например, по имуществу, полученному в рамках целевого финансирования <17>), то остаточной стоимостью таких объектов признается их первоначальная (восстановительная) стоимость. Внимание! При расчете остаточной стоимости амортизируемого имущества берется остаточная стоимость только основных средств <18>. Кстати, Минфин России указал в этом же Письме, что порядок определения средней остаточной стоимости амортизируемого имущества аналогичен порядку, установленному для исчисления налога на имущество организаций <19>. Но не следует забывать, что для исчисления налога на имущество используются данные бухучета <20>, в то время как для исчисления налога на прибыль используются данные об остаточной стоимости основных средств, рассчитанной по правилам налогового учета <18>. Пример. Распределение налога на прибыль по обособленным подразделениям УСЛОВИЕ Организация, зарегистрированная в Москве, имеет обособленное подразделение в Московской области. По итогам I квартала налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации составила 100 000 руб. Расходы на оплату труда, выбранные организацией в качестве показателя для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, и остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по правилам налогового учета, представлены в таблице. +--------------------+--------------+--------------+-------------+ * Показатель, руб. * Головная * Обособленное * По * * * организация * подразделение* организации * * * (г. Москва) * (Московская * в целом * * * * область) * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Расходы на оплату * 50 000* 25 000* 75 000* *труда за январь * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Расходы на оплату * 53 000* 27 000* 80 000* *труда за февраль * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Расходы на оплату * 47 000* 29 000* 76 000* *труда за март * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Средний показатель * 50 000* 27 000* 77 000* *расходов на оплату *((50 000 + *((25 000 + *((75 000 + * *труда за I квартал *53 000 + *27 000 + *80 000 + * * *47 000) / 3) *29 000) / 3) *76 000) / 3) * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Остаточная стоимость* 200 000* 300 000* 500 000* *ОС на 1 января * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Остаточная стоимость* 190 000* 330 000* 520 000* *ОС на 1 февраля * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Остаточная стоимость* 170 000* 340 000* 510 000* *ОС на 1 марта * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Остаточная стоимость* 150 000* 370 000* 520 000* *ОС на 1 апреля * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Средний показатель * 177 500* 335 000* 512 500* *остаточной стоимости*((200 000 + *((300 000 + *((500 000 + * *основных средств *190 000 + *330 000 + *520 000 + * *за I квартал *170 000 + *340 000 + *510 000 + * * *150 000) / 4) *370 000) / 4) *520 000) / 4)* +--------------------+--------------+--------------+-------------+ *Остаточная стоимость* 150 000* 370 000* 520 000* *ОС на 31 марта * * * * +--------------------+--------------+--------------+-------------+ РЕШЕНИЕ В федеральный бюджет подлежит уплате 6500 руб. (100 000 руб. х 6,5%) <21>. Рассчитаем суммы, которые подлежат уплате в региональные бюджеты (по месту нахождения подразделений). При этом в таблице для сравнения покажем распределение сумм налога по подразделениям, произведенное в соответствии с ранее действовавшим порядком (до внесения изменений в ст. 288 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ). Внимание! В федеральный бюджет налог на прибыль уплачивается централизованно, по месту государственной регистрации организации <22>. +-----------+---------------------+---------------------+---------------------+ *Подразделе-*Доля прибыли, прихо- *Налоговая база, при- *Сумма налога, подле- * *ление *дящаяся на подразде- *ходящаяся на подраз- *жащая уплате в регио-* * *ление, % *деление, руб. *нальный бюджет по * * * * *месту нахождения под-* * * * *разделения, руб. * * +----------+----------+----------+----------+----------+----------+ * *По новому *По старому*По новому *По старому*По новому *По старому* * *порядку *порядку *порядку *порядку *порядку *порядку * +-----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+ *Головная * 49,8 * 45,32* 49 800* 45 320* 8 715* 7 931* *организация*((50 000 /*((47 000 /*(100 000 х*(100 000 х*(49 800 х *(45 320 х * *(г. Москва)*77 000 + *76 000 + *49,8%) *45,32%) *17,5% *17,5%) * * *177 500 / *150 000 / * * *<21>) * * * *512 500) /*520 000) /* * * * * * *2 х 100%) *2 х 100%) * * * * * +-----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+ *Обособлен- * 50,2 * 54,68* 50 200* 54 680* 8 785* 9 569* *ное подраз-*((27 000 /*((29 000 /*(100 000 х*(100 000 х*(50 200 х *(54 680 х * *деление *77 000 + *76 000 + *50,2%) *54,68%) *17,5%) *17,5%) * *(Московская*335 000 / *370 000 / * * * * * *область) *512 500) /*520 000) /* * * * * * *2 х 100%) *2 х 100%) * * * * * +-----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+ *По органи- * 100* 100 000* 17 500* *зации в це-* * * * *лом * * * * +-----------+---------------------+---------------------+---------------------+ Как видим, в связи с внесением в ст. 288 НК РФ поправок, суммы налога, подлежащие уплате по месту нахождения головной организации и обособленного подразделения, изменились. Момент применения нового порядка расчета Обращаем внимание на то, что рассмотренные нами изменения вступают в силу с 15 июля, но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. <23> В связи с этим встает вопрос, надо ли тем организациям, которые рассчитали налог за прошедшие отчетные периоды этого года, используя данные о численности работников (либо о расходах на оплату труда) и стоимости имущества на конец соответствующего отчетного периода, производить пересчет налога, используя данные за отчетный период. Первоначально Минфин России высказал мнение, что авансовые платежи по налогу необходимо пересчитать <24>. В другом же, более позднем Письме финансовый орган отметил возможность учета всех изменений, распространяемых на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., при составлении деклараций <25>: - за 7 месяцев 2005 г. - налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли <26>; - за 9 месяцев 2005 г. - остальными налогоплательщиками. В любом случае Минфин России заверил, что возникновение недоимки по налогу за прошлые отчетные периоды в связи с применением поправок, внесенных Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, не приведет к начислению пени <25>. Безусловно, это касается тех плательщиков налога, которые исчисляют авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. Ведь у остальных пени на авансовые платежи и так не начисляются <27>. Поскольку налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала года и в целом по организации в результате пересчета сумма налога не изменится, организация не получит никаких выгод от пересчета налога за прошедшие отчетные периоды и подачи в налоговые органы уточненных деклараций за соответствующие отчетные периоды текущего года. Поэтому, конечно, проще применить новый порядок распределения прибыли при исчислении налоговой базы и составлении декларации за 7 месяцев 2005 г. или 9 месяцев 2005 г. При этом по строкам 110 и 120 приложений N 5 и 5а к листу 02 декларации <28> необходимо отразить суммы начисленного авансового платежа, указанные в декларации за предыдущий отчетный период (январь - июнь 2005 г. либо полугодие 2005 г. соответственно). Поэтому организации, уплачивающие налог на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, должны не забыть применить новый порядок распределения налога по обособленным подразделениям уже в августе этого года, а остальные организации - в октябре. Распределение прибыли при создании и ликвидации подразделений в течение года Дополнительно скажем, как распределить налог, если обособленное подразделение было создано или ликвидировано в течение налогового периода (года). Так, если подразделение создано в середине года, например в апреле, то при составлении декларации рассмотренные выше показатели считаются следующим образом <16>. 1. Среднесписочная численность работников за январь - март равна 0. Среднесписочная численность за апрель рассчитывается с использованием формулы (3), то есть как за полный месяц. Далее для расчета среднесписочной численности работников за отчетный период используется формула (2) без изменений. 2. Расходы на оплату труда за январь - март принимаются равными 0, с апреля расчет производится в общем порядке с использованием формулы (4). 3. Остаточная стоимость основных средств на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля принимается равной 0. Средняя остаточная стоимость за отчетный период определяется по формуле (5) в общем порядке. При ликвидации обособленного подразделения в течение года (например, опять же в апреле) в том месяце, в котором ликвидировано подразделение (издан приказ о его ликвидации (в апреле)), показатели численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств еще могут быть определены. Поэтому расчет производится в следующем порядке. 1. Среднесписочная численность работников за январь, февраль, март рассчитывается в общем порядке по формуле (3). Среднесписочная численность за апрель также определяется с использованием формулы (3), то есть как за полный месяц. В последующих месяцах отчетного периода среднесписочная численность работников принимается равной 0. Далее для расчета среднесписочной численности работников за отчетный период используется формула (2) без изменений. 2. Расходы на оплату труда за январь - апрель определяются по данным налогового учета, в последующих месяцах они принимаются равными 0, далее расчет производится в общем порядке с использованием формулы (4). 3. Остаточная стоимость основных средств на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля берется из данных налогового учета, на 1-е число следующих месяцев - принимается равной 0. Средняя остаточная стоимость за отчетный период определяется по формуле (5) в общем порядке. Таким образом, обращаем внимание на то, что новый порядок расчета принципиально изменился по сравнению с ранее действовавшим порядком. Ведь до внесения поправок в ст. 288 НК РФ, в связи с тем что рассмотренные показатели определялись на конец отчетного периода начиная с отчетного периода, в котором обособленное подразделение было ликвидировано, данные по нему уже не включались в расчет при распределении прибыли по подразделениям. Например, если подразделение было ликвидировано в апреле, а отчетными периодами у организации являются квартал, полугодие и 9 месяцев, то налоговая база в целом по организации за полугодие, 9 месяцев и год, подлежащая распределению, должна была быть определена без учета налоговой базы ликвидированного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в декларации за I квартал <29>. Теперь же по новому порядку данные за II квартал также участвуют в расчете. То есть распределение прибыли за полугодие производится, как если бы подразделение не было ликвидировано, с использованием приведенных выше показателей. И только начиная с III квартала данные по ликвидированному подразделению в расчет не принимаются. В ближайших номерах журнала "Главная книга" будет рассмотрен более подробно, на примерах, порядок распределения налога при создании или ликвидации обособленных подразделений в течение года. Уплата налога при наличии подразделений на территории одного субъекта РФ Обращаем внимание еще на одну поправку, внесенную Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ. С 1 января 2006 г. при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ можно будет не распределять прибыль по каждому из этих подразделений, а уплачивать налог в бюджет этого субъекта РФ исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей подразделений на этой территории. Через какое подразделение при этом уплачивать налог, организация сможет выбрать самостоятельно, уведомив об этом все ИФНС, в которых обособленные подразделения состоят на учете <31>. Отметим, что в настоящее время Минфин России занял противоречивую позицию по данному вопросу: в некоторых письмах он разрешает уплачивать налог только по месту нахождения самой организации при наличии обособленных подразделений, находящихся на территории того же субъекта РФ, где зарегистрирована и сама организация. Кроме того, финансовый орган считает, что пени на сумму налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ по месту нахождения обособленного подразделения, начисляться в этом случае не должны при условии, что налог был полностью и своевременно уплачен организацией по своему месту нахождения <32>. Организации, имеющие обособленные подразделения, представляют в налоговые органы <30>: по месту нахождения самой организации - декларацию, составленную в целом по организации, включая приложения N 5 и 5а к листу 02; по месту нахождения каждого обособленного подразделения - декларацию, состоящую из титульного листа (лист 01), подраздела 1.1 или 1.2 раздела 1, приложения N 5а к листу 02 в части, относящейся к конкретному обособленному подразделению. Таким образом, количество заполняемых подразделов 1.1 (1.2) раздела 1 и приложений N 5а зависит от количества обособленных подразделений. В иных же разъяснениях Минфин России говорит о необходимости распределения налога по обособленным подразделениям в любом случае <33>. Поэтому лучше распределять налог так, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В заключение скажем, что порядок представления в налоговые органы декларации по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений не изменился, то есть декларация должна быть подана как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. -------------------------------- <1> п. 2 ст. 288 НК РФ <2> Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ <3> п. 2 ст. 11 НК РФ <4> п. 2 ст. 54 ГК РФ; п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5> пп. 1, 4 ст. 83 НК РФ <6> п. 39 Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Письмо МНС России от 08.08.2001 N ШС-6-14/613@ <7> п. 2 ст. 288 НК РФ (ред. от 29.05.2002) <8> п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ <9> п. 2 ст. 288 НК РФ (ред. от 06.06.2005); п. 36 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Письмо Минфина России от 30.06.2005 N 03-03-04/4/6 <10> ст. 288 НК РФ <11> п. 8.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (утратил силу) <12> п. 1 ст. 11 НК РФ; п. 8 разд. 1 Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утв. Постановлением Росстата от 18.10.2004 N 49; п. 84 разд. 1 Порядка заполнения и представления формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", утв. Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 <13> п. 8 разд. 1 Порядка, утв. Постановлением Росстата от 18.10.2004 N 49; п. 84 разд. 1 Порядка, утв. Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 <14> п. 2 ст. 288 НК РФ (ред. от 06.06.2005) <15> п. 2 ст. 288 НК РФ <16> Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16 <17> подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ <18> п. 2 ст. 288, п. 1 ст. 257 НК РФ <19> п. 4 ст. 376 НК РФ <20> п. 1 ст. 375 НК РФ <21> п. 1 ст. 284 НК РФ <22> п. 1 ст. 288 НК РФ <23> п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ <24> Письмо Минфина России от 30.06.2005 N 03-03-04/4/6 <25> Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18 <26> п. 2 ст. 285 НК РФ <27> п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 55 НК РФ; п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 <28> утв. Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 <29> Письмо ФНС России от 29.11.2004 N 02-1-16/78 <30> п. 5 ст. 289 НК РФ; п. 1.5 разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утв. Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 <31> п. 2 ст. 288 НК РФ (ред. от 06.06.2005); п. 36 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ <32> Письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-03-01-04/1/259 <33> Письма Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/278, от 14.05.2005 N 03-03- 01-04/2/85 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 15 ----------------------------------------------------------------------------- 20 ИЮЛЯ. ОСТОРОЖНО, СЧЕТА ЗАКРЫВАЮТСЯ! М.Кокурина Нередки ситуации, когда банковские счета длительное время не используются клиентами. Предположим, компания или предприниматель прекратили деятельность, а может, просто стали клиентами другого банка, перестав пользоваться "старыми" счетами. Так или иначе, для любой кредитной организации "неработающие" счета создают дополнительные сложности, поскольку все равно требуют внимания (например, банковским работникам необходимо проверять и регистрировать приходящие к этим счетам расчетные документы, учитывать суммы, содержащиеся в неоплаченных расчетных документах, помещенных в картотеку, и т.д.). Напомним, что до 20 июля нынешнего года банк имел право по своей инициативе расторгнуть договор банковского счета только через суд при наличии одного из условий <1>: - отсутствуют операции по счету в течение года (если иное не предусмотрено договором банковского счета); - сумма, хранящаяся на счете клиента, становится ниже минимального размера, установленного банковскими правилами или договором (если такая сумма не увеличена хотя бы до соответствующего минимума в течение месяца со дня предупреждения банка об этом). По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету <2>. Понятно, что перегруженным судам также не нужен был дополнительный объем работы по закрытию "брошенных" счетов. А вот теперь вступили в силу изменяющие ситуацию поправки к Гражданскому кодексу РФ, которые, кстати, будут распространяться на счета, открытые как после 20 июля, так и до этой даты <3>. Банкам позволено в одностороннем порядке без обращения в суд расторгать договор банковского счета, если по счету не ведутся операции и на нем отсутствуют денежные средства в течение 2 лет. Единственное, что требуется от банка в данной ситуации, - в письменной форме предупредить своего "потерявшегося" клиента о намерении закрыть счет. Если по истечении 2 месяцев со дня направления банком такого предупреждения на счет клиента не поступили денежные средства, договор банковского счета будет считаться расторгнутым, а счет в банке - закрытым <4>. Возможность и порядок применения указанной нормы стороны вправе самостоятельно урегулировать в договоре банковского счета <5>. -------------------------------- <1> п. 2 ст. 859 ГК РФ <2> п. 1 ст. 845 ГК РФ <3> ст. 2 Федерального закона от 18.07.2005 N 89-ФЗ <4> пп. 1.1, 4 ст. 859 ГК РФ <5> п. 1.1 ст. 859 ГК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 15 ----------------------------------------------------------------------------- 6 ИЮЛЯ. МИНФИН НЕ ЖДЕТ "УТОЧНЕНКИ" ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ Е.Филимонова Минфин России начал давать разъяснения по применению Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, изменившего порядок исчисления налога на прибыль организаций. Причиной послужило то, что некоторые из внесенных поправок относятся к прошлым налоговым периодам и истекшим отчетным периодам 2005 г. <1>. В ГК, 2005, N 13, с. 22, мы предложили учесть поправки, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., при исчислении налоговой базы и составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за январь - июль 2005 г. либо за 9 месяцев 2005 г. <2>. Это касается, например, изменения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), изменений в методах распределения прямых расходов на остатки НЗП и готовую продукцию, изменений в учете расходов по торговым операциям. Высказанную нами позицию подтвердил Минфин России <3>. Вместе с тем Минфин России указал, что можно поступить и иным образом: пересчитать налоговую базу за истекшие отчетные периоды 2005 г. с учетом положений Закона N 58-ФЗ и представить в налоговые органы уточненные декларации за соответствующие отчетные периоды текущего года. В любом случае финансовый орган предлагает одновременно с декларациями представить в ИФНС приказ руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в связи с изменением законодательства <4>. Примечательно, что контролирующие органы впервые указали на необходимость представления в налоговые органы учетной политики, ведь такого требования не содержится ни в одном нормативном акте. Также в Письме Минфин России подчеркнул, что в случае возникновения недоимки в связи с пересчетом налога за истекшие отчетные периоды 2005 г. (например, при расширении списка прямых расходов или корректировке резерва по сомнительным долгам по новым правилам) пени на недоимку начисляться не будут. Однако обратите внимание на то, что если принятые поправки приводят к увеличению авансовых платежей по налогу на прибыль за отчетные периоды текущего года, то можно не применять такие поправки до 1 января 2006 г., как ухудшающие положение налогоплательщика, и считать налог по старым правилам на протяжении всего 2005 г. <5>. Кроме того, Минфин России указал, что если организация изъявит желание представить в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль в связи с поправками, распространяемыми на прошлые налоговые периоды (например, с 1 января 2002 г. изменился учет операций с ценными бумагами и порядок применения норм естественной убыли <6>), то она имеет на это право. -------------------------------- <1> ст. 4, пп. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ <2> п. 2 ст. 285 НК РФ <3> Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18 <4> ст. 313 НК РФ <5> п. 2 ст. 5 НК РФ; пп. 4, 6 описательной части Постановления Конституционного суда РФ от 24.10.96 N 17-П <6> пп. 5, 17, 29 ст. 1, статьи 3, 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 15 ----------------------------------------------------------------------------- 7 ИЮНЯ. "УТОЧНЕНКА" ПО ВЫЧЕТУ ИЗ ПРОШЛОГО М.Кокурина ВАС РФ указал на необходимость подачи уточненных деклараций в случае наличия сумм НДС, которые подлежали вычету в предыдущих налоговых периодах <1>. Примечание. Отметим, что налоговые органы и поддерживавшие их суды <2> заявляли, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС ограничено рамками налогового периода (месяца или квартала) <3>. Поэтому включение в текущую декларацию сумм НДС, относящихся к более ранним налоговым периодам, неправомерно. ВАС РФ также подтвердил уже устоявшуюся практику, согласно которой при выявлении "неучтенного" вычета, вызвавшего завышение суммы налога в ранее поданной декларации, следует внести изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним (то есть аналогично случаю с обнаружением ошибок в декларации, приводящих к занижению суммы налога) <4>. Напомним, что возможность возмещения налогоплательщиком сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ, услуг), может быть использована в течение 3 лет после окончания соответствующего налогового периода <5>. Примечание. Кстати, освещаемая позиция ВАС РФ расходится с ранее высказанным мнением Минфина России, заключающимся в том, что по оплаченным и оприходованным товарам (работам, услугам), счета-фактуры по которым поступили с опозданием, вычет НДС производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены данные счета- фактуры <6>. Вместе с тем ВАС РФ считает недопустимым применение налоговой ответственности в виде штрафа <7>, который исчислен исходя из величины, полученной путем сложения: - налога, доначисленного за текущий период вследствие исключения вычетов, относящихся к прошлым налоговым периодам, из сумм вычетов текущего периода; - вычета, относящегося к более ранним налоговым периодам, но заявленного к возмещению в текущем периоде. Примечание. Проанализировав Постановление Президиума ВАС РФ, можно сделать общий вывод о том, что включение сумм, относящихся к более ранним налоговым периодам, в текущие налоговые декларации (не только по НДС, но и по другим налогам) неправомерно. Из вышесказанного следует, что у плательщиков налога на прибыль, решивших воспользоваться изменениями, введенными в гл. 25 НК РФ задним числом, могут возникнуть дополнительные сложности с отражением указанных изменений в налоговом учете. Так, вполне возможно, что таким налогоплательщикам придется составлять уточненные налоговые декларации за 2002-2004 гг. по налогу на прибыль. Но окончательные выводы делать пока рано, поскольку вопрос о необходимости представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за предыдущие годы находится в настоящее время на согласовании в Федеральной налоговой службе и Минфине России. Примечание. Об изменениях в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ вы можете прочитать в ГК, 2005, N 13, с. 22. -------------------------------- <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 N 1321/05; ст. 81 НК РФ <2> Постановление ФАС Центрального округа от 22.10.2004 N А08-10833/03-7 <3> ст. 163 НК РФ <4> п. 1 ст. 54, ст. 81 НК РФ <5> п. 2 ст. 173 НК РФ <6> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ; Письмо Минфина России от 23.06.2004 N 03-03- 11/107 <7> п. 1 ст. 122 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2005, N 14 ----------------------------------------------------------------------------- Материалы из журнала "Главная книга. Конференц-зал" О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЗНАНИЯ ВЫДАЧИ ВЕКСЕЛЯ ДАРЕНИЕМ М.Н.Ахтанина Вопрос. Наталья Александровна сказала, что, если не доказано наличие обязательства, лежащего в основе выдачи векселя, такая передача векселя может быть признана дарением, это так? М. А.: Действительно, некоторые суды признают передачу векселя без встречного представления лицом, получающим вексель, какого-либо имущества или прав дарением <1>. Вопрос. Какие последствия это влечет для векселедержателя? М. А.: Дарение в отношениях между коммерческими организациями запрещено <2>. Сделки, не соответствующие требованиям закона, ничтожны, а соответственно, недействительны <3>. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах <4>. Поэтому, если векселедержатель не может вернуть векселедателю полученный вексель, например в связи с его утратой, суд может взыскать с векселедержателя номинальную стоимость этого векселя <5>. Естественно, если будет доказано, что вексель передан безвозмездно, суд откажет векселедержателю в иске о взыскании вексельного долга <6>. Так как дарение в отношениях между коммерческими организациями невозможно, получение векселя без встречного представления может трактоваться и как неосновательное обогащение векселедержателя <7>, что тоже влечет за собой обязанность возвратить неосновательно полученное в натуре <8>. При этом если возвратить вексель в натуре невозможно, векселедержатель также может оказаться обязанным возместить векселедателю действительную, то есть номинальную, стоимость векселя <9>. Вопрос. На практике вексель обычно передается только путем совершения индоссамента, без составления отдельного договора или акта, причем законодательство это допускает. Но получается, что векселедержатель, не имеющий на руках вороха документов, подтверждающих, что векселедатель является его должником, может оказаться беззащитен перед утверждением векселедателя о безвозмездности передачи векселя? М. А.: Это не совсем так. Начнем с того, что возмездный характер сделок между коммерческими организациями предполагается, пока не доказано иное <10>. При этом по общему правилу лицо, обосновывающее свое право требования фактическим наличием ценной бумаги, рассматривается как законный векселедержатель, если основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов, даже если последний индоссамент является бланковым <11>. Таким образом, вексельное законодательство предполагает наличие оснований для выдачи векселя и добросовестность векселедержателя до тех пор, пока обратное не будет доказано вексельным должником <12>. Напомню, что в зависимости от обстоятельств должником по векселю может выступать векселедатель, плательщик, индоссант и авалист <13>. Соответственно, законный векселедержатель не обязан доказывать существование и действительность своих прав, удостоверенных векселем. Обязанность по доказыванию недействительности прав векселедержателя возложена на вексельного должника <14>. Доказать же, что передача векселя имела безвозмездный характер, не так уж и просто. Договор также предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное <15>. А для договора дарения обязательным признаком является ясно выраженное намерение дарителя безвозмездно передать вещь или право <16>. Поэтому для признания передачи векселя дарением помимо прочего должно быть установлено волеизъявление сторон сделки на безвозмездную передачу имущества <17>. Более того, некоторые суды также указывали на то, что выявление наличия сделки, на основании которой вексель был передан векселедержателю, не входит в круг юридических фактов, подлежащих установлению при разрешении спора, вытекающего из вексельного законодательства, поскольку это обстоятельство не влияет на объем и действительность обязательств лиц, обязанных по векселю <18>. Вопрос. То есть все-таки акт приема-передачи векселя или договор купли-продажи векселя - документы ненужные? М. А.: Если подходить к этому вопросу строго формально, то, действительно, эти документы не нужны. Но стоит учесть, что иногда суды признавали выдачу векселя дарением именно из-за того, что векселедержатель не смог доказать факт приобретения векселя в счет встречного исполнения <19>. Поэтому наличие документа, в котором стороны оговорят, на основании какой сделки векселедержателю передан вексель, может оказаться дополнительным доказательством обоснованности требований векселедержателя. Вопрос. А как еще удавалось доказать, что вексель передан безвозмездно? М. А.: Самый очевидный пример: вексель был передан в счет расчетов по договору поставки, но товар поставлен не был, а договор позднее был признан незаключенным <20>. Также передача векселя была признана дарением, когда, несмотря на то что в акте приема-передачи векселей стороны указали, что передача произведена в счет погашения задолженности векселедателя, в акте сверки расчетов, подписанном сторонами незадолго до передачи векселей, такая задолженность отражена не была. Других документов, подтверждающих существование задолженности, представлено не было <21>. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2003 N Ф08-3934/2003; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2001 N А82-44/2001-Г/10; Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2001 N КГ-А40/5935-01 <2> п. 4 ст. 575 ГК РФ <3> п. 1 ст. 166, ст. 168 ГК РФ <4> п. 2 ст. 167 ГК РФ <5> Постановление ФАС Центрального округа от 29.07.2002 N А08-1173/01-7-1 <6> Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2000 N КГ-А40/722-00; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.98 N А33-494/97-С1-Ф02-1421/97-С2 <7> ст. 1102 ГК РФ; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2002 N А56- 34226/01, от 27.03.2001 N А56-27082/2000 <8> п. 1 ст. 1104 ГК РФ <9> п. 1 ст. 1105 ГК РФ; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2002 N А56-34226/01, от 27.03.2001 N А56-27082/2000 <10> п. 1 ст. 50 ГК РФ <11> п. 2 ст. 147 ГК РФ; пп. 16, 77 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 (далее - Положение) <12> п. 9 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 <13> пп. 9, 15, 32, 43, 47, 77 Положения <14> Постановление ФАС Московского округа от 14.04.2003 N КГ-А40/1918-03; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2003 N А82-02/2001-Г/14; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2003 N А19-21892/02-12-Ф02-2537/03-С2; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2003 N Ф04/2277-758/А45-2003; Постановление ФАС Поволжского округа от 16-20.01.2003 N А57-8524/02-15; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2003 N А56-16000/02 <15> п. 3 ст. 423 ГК РФ <16> п. 2 ст. 572 ГК РФ <17> Постановление ФАС Уральского округа от 05.08.2003 N Ф09-2033/03-ГК <18> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2001 N Ф04/2726-850/А45- 2001 <19> Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2001 N КГ-А40/5935-01 <20> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2001 N А56-27082/2000 <21> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2001 N А82-44/2001-Г/10 Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2005, N 8 ----------------------------------------------------------------------------- О ЗАЧЕТЕ ПОСОБИЙ, ВЫПЛАЧЕННЫХ НА ОСНОВАНИИ "ДЕФЕКТНЫХ" ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ А.П.Кошелев Вправе ли органы ФСС РФ не принимать к зачету расходы организации, связанные с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, произведенные на основании листков нетрудоспособности, оформленных или выданных медицинским учреждением с нарушением установленного порядка? +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *ДА *НЕТ * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *Выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам * *производится работодателями на основании выданных в установленном порядке листков * *нетрудоспособности <1> * *Выдача листков нетрудоспособности осуществляется лечащими врачами государственной, * *муниципальной и частной системы здравоохранения <2>. Порядок оформления и выдачи * *листков нетрудоспособности установлен приказами Минздравмедпрома России (сейчас - * *Министерство здравоохранения и социального развития РФ) <3>. * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *Органы ФСС РФ имеют право не *За нарушение порядка выдачи листков * *принимать к зачету расходы *нетрудоспособности врачи государственной, * *организации на обязательное *муниципальной и частной систем здравоохранения * *социальное страхование, произведенные*несут дисциплинарную или уголовную * *с нарушением законодательства, в том *ответственность в соответствии с * *числе суммы пособий, выплаченные на *законодательством Российской Федерации <6>. * *основании неправильно оформленных *Законодательством не определено, что именно на * *или выданных с нарушением *больного, а не на медицинское учреждение * *установленного порядка листков *переходят негативные последствия нарушения * *нетрудоспособности <4>. *последним правил оформления и выдачи листков * *Ответственность за *нетрудоспособности, установленных * *правильность начисления и выплаты *Министерством здравоохранения РФ. * *пособий работникам организации несет *Больному не вменено в обязанность проверять * *администрация работодателя в лице *правомерность выдачи врачом листка * *руководителя и главного бухгалтера *нетрудоспособности и правильность его * *<5>. *оформления. * *Администрация работодателя обязана *Выдача листка нетрудоспособности с нарушением * *проверить соответствие оформления *установленных правил не является основанием * *листка нетрудоспособности нормам *для отказа в выплате пособия работнику * *действующего законодательства, а при * * *обнаружении недостатков в его * * *оформлении потребовать их устранения * * *и только после этого произвести * * *выплату пособия. * * *В случае непринятия ФСС РФ к * * *зачету расходов на выплату пособий * * *вследствие нарушения порядка * * *оформления листков нетрудоспособности* * *организация не лишается права на * * *взыскание с медицинского учреждения * * *убытков в установленном законом * * *порядке * * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *ПРАКТИКА *ПРАКТИКА * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ * ФАС Северо-Западного округа * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *от 16.04.2004 N А42-6893/03-28 *от 24.09.2004 N А21-556/04-С1 * * *от 13.02.2003 N А05-8419/02-398/19 * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ * ФАС Уральского округа * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *от 17.12.2004 N Ф09-5374/04-АК * * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ * ФАС Западно-Сибирского округа * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *от 06.09.2004 * * *N Ф04-6286/2004(А27-4230-25) * * *от 14.07.2004 * * *N Ф04/3775-1225/А45-2004 * * *от 24.03.2004 N Ф04/1441-479/А27-2004* * *от 17.02.2003 N Ф04/582-105/А45-2003 * * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ *ИТОГО: 6 *ИТОГО: 2 * +-------------------------------------+-----------------------------------------------+ -------------------------------- <1> п. 2 ст. 6, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; пп. 8, 33 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191 <2> п. 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 19.10.94 N 206, Постановлением ФСС РФ от 19.10.94 N 21 <3> Приказ Минздравмедпрома России от 13.01.95 N 5; Приказ Минздравмедпрома России от 19.10.94 N 206 <4> подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"; п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101 <5> п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации <6> разд. 9 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2005, N 8 ----------------------------------------------------------------------------- РАСЧЕТ ПОСОБИЯ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РАБОТОДАТЕЛЯ Кошелев А.П. Работнику ООО "Центр инновационных технологий" М.Н. Сергееву выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за период с 5 по 9 сентября 2005 г. Непрерывный трудовой стаж работника составляет 4 года. Расчетный период отработан полностью. Средний дневной заработок М.Н. Сергеева составил 800 руб. В организации установлена 5- дневная рабочая неделя. Расчет пособия будет состоять из следующих этапов. 1. Рассчитываем величину дневного пособия с учетом непрерывного трудового стажа. Поскольку стаж работника менее 5 лет, пособие выплачивается в размере 60% от среднего заработка. Сумма дневного пособия составит 480 (800 руб. х 60%) руб. 2. Определяем величину максимально возможного дневного пособия с учетом установленного законодательством ограничения. Поскольку в расчетном периоде Сергеевым фактически отработано более 3 месяцев, применяется ограничение 12 480 руб. в месяц. Количество рабочих дней в сентябре 2005 г. по производственному календарю - 22. Максимальная величина дневного пособия составит 567,27 (12 480 руб. / 22 дн)руб. 3. Определяем сумму пособия, подлежащую выплате работнику. В связи с нетрудоспособностью работником пропущено 5 рабочих дней. Поскольку сумма дневного пособия, рассчитанная исходя из среднего заработка с учетом непрерывного трудового стажа (480 руб.), не превышает установленного ограничения (567,27 руб.), общая сумма пособия составит 2400 (480 руб. х 5 дн.) руб. сентябрь пн 5<н> 12 19 26 вт 6<н> 13 20 27 ср 7<н> 14 21 28 чт 1 8<н> 15 22 29 пт 2 9<н> 16 23 30 сб 3<в> 10<в> 17<в> 24<в> вс 4<в> 11<в> 18<в> 25<в> Первые 2 дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, последующие 3 - за счет средств ФСС РФ. Следовательно, за счет средств организации будет выплачено пособие в сумме 960 (480 руб. х 2 дн.) руб., а за счет средств ФСС РФ - в сумме 1440 (480 руб. х 3 дн.) руб. 4. Вся сумма пособия подлежит обложению НДФЛ. Сумма налога, исчисленная по ставке 13% (в данном случае для наглядности примера не учитываются стандартные налоговые вычеты), удерживается из выплаты работнику. Таким образом, фактически М.Н. Сергеев получит на руки 2088 (2400 руб. - 312 (2400 руб. х 13%) руб.) руб. Сумма пособия не облагается ЕСН, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В целях налогообложения прибыли сумма пособия в части, уплаченной за счет средств организации, учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В бухгалтерском учете приведенные хозяйственные операции отражаются следующим образом. +-------------------------+--+--+-----+------------------------------+ * Содержание операции *Дт*Кт*Сумма* Документ * +-------------------------+--+--+-----+------------------------------+ *Начислено пособие за счет*20*70* 960*Листок нетрудоспособности <*>,* *средств работодателя * * * *Расчетно-платежная ведомость * +-------------------------+--+--+-----+------------------------------+ *Начислено пособие за *69*70* 1440*Листок нетрудоспособности <*>,* *счет средств ФСС РФ * * * *Расчетно-платежная ведомость * +-------------------------+--+--+-----+------------------------------+ *Удержан НДФЛ с суммы *70*68* 312*Налоговая карточка (1-НДФЛ) * *пособия * * * * * +-------------------------+--+--+-----+------------------------------+ *Выплачено пособие *70*50* 2088*Расчетно-платежная ведомость * * * * * *(Т-49) * +-------------------------+--+--+-----+------------------------------+ -------------------------------- <*> Утвержден Письмом ФСС РФ от 15.12.2003 N 02-18/05-8139. Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2005, N 8 -----------------------------------------------------------------------------
Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||