Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 24.05.2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности РФ"


                                Материалы из журнала "Главная книга"

                                 14 АПРЕЛЯ. НОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НДС
                                                                                          Л.Гужелева

    Опубликован Приказ Минфина России от 03.03.2005 N 31н (далее - Приказ N 31н), утвердивший сразу
три новые формы налоговой отчетности:
    - декларацию по НДС по внутренним оборотам (код налоговой декларации (КНД) 1151001);
    - декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов ("экспортную" декларацию, КНД 1151002);
    - декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров  на  территорию  Российской
Федерации с территории Республики Беларусь (КНД 1151075).
    Приказ N 31н предписывает налогоплательщикам применять  новые  формы  начиная  с  представления
деклараций за март и I квартал 2005 г. <1> Но поспешим успокоить читателей.
    Во-первых, изменения в декларации по "внутреннему" НДС несущественны. Это всего  лишь  типичные
изменения титульного листа (о чем мы неоднократно информировали читателей).
    Кроме того, достоверность сведений, указанных в разд. 1.1 "Сумма налога,  подлежащая  уплате  в
бюджет, по данным налогоплательщика" и 1.2 "Сумма налога, подлежащая  уплате  в  бюджет,  по  данным
налогового агента", подтверждают теперь первые лица организации - руководитель и главный  бухгалтер.
А внизу  каждого  листа  декларации  (кроме  титульного)  появилось  новое  поле  "Зона  компактного
двухмерного  кода",  которое,  по  разъяснениям   налоговых   органов,   заполняется   ими,   а   не
налогоплательщиками.
    И в силу введения отдельного порядка декларирования НДС по товарам, ввезенным из Белоруссии:
    1) в разд. 2.1 "Расчет общей суммы налога":
    - строка 330 "Сумма налога, уплаченная  налогоплательщиком  при  ввозе  товаров  на  таможенную
территорию РФ, подлежащая вычету" детализирована: появились две  группы  -  по  белорусским  (строка
332) и остальным импортируемым товарам (строка 331);
    - отсутствует отдельная строка для отражения суммы НДС, подлежащей  перечислению  в  бюджет  по
товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ без таможенного оформления (строка 450 в  "старой"
декларации);
    2) отсутствует раздел "Расчет сумм налога по операциям с хозяйствующими  субъектами  Республики
Беларусь..." (разд. 3 "старой" декларации).
    Во-вторых,  учитывая,  что  новые  формы  опубликованы  14.04.2005,   налогоплательщики   могли
представить декларацию по НДС за март и I квартал 2005 г. не позднее 20.04.20052 как по старой  <3>,
так и по новой форме <4>, а вот уже начиная с отчетности за  апрель  2005  г.  обязаны  представлять
декларации по новой форме.
    -------------------------------
    <1> п. 6 Приказа N 31н
    <2> п. 5 ст. 174 НК РФ
    <3> Приказ МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644
    <4> Письмо Минфина России от 20.04.2005 N 03-04-08/104

                                           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 9
-----------------------------------------------------------------------------

                        ЕНВД И НДС ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СМЕШАННЫХ ФОРМ РАСЧЕТОВ
                                                                                        Е.Филимонова

    Минфин  России  наконец-то  разъяснил  порядок  исчисления  НДС  и  выставления   счетов-фактур
налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, переведенную на уплату  ЕНВД,  при  осуществлении
смешанных расчетов с организациями-покупателями <1>. Так, при продаже товара с оплатой  одной  части
стоимости товара через кассу магазина, а другой - на расчетный счет налогоплательщика в банке:
    - по доходам от осуществления розничной торговли  за  наличный  расчет  либо  с  использованием
платежных карт применяется спецрежим в виде уплаты ЕНВД; НДС с части  стоимости  товара,  оплаченной
за наличный расчет (либо с использованием платежных карт), не уплачивается <2>;
    - по доходам от осуществления торговли с использованием всех  иных  форм  безналичных  расчетов
налоги уплачиваются в общеустановленном порядке  либо  с  применением  УСНО  (если  налогоплательщик
подавал заявление о переходе на УСНО) на основе данных раздельного учета  доходов  и  расходов  <3>.
При этом часть  стоимости  товара,  оплаченная  безналичным  путем,  при  применении  общего  режима
налогообложения подлежит обложению НДС. Соответственно, налогоплательщику  следует  предусмотреть  в
договоре с покупателем увеличение части продажной стоимости на  сумму  НДС  и  выставить  по  данной
операции  счет-фактуру   <4>.   При   этом   если   покупателем   является   физическое   лицо,   не
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то счет-фактуру можно  не  выставлять
<5>.
    В частности, такой порядок  исчисления  налогов  будет  при  продаже  товара  в  кредит,  когда
определенная часть цены  товара  оплачивается  путем  наличного  расчета  через  кассу  магазина,  а
остальную часть товара оплачивает в безналичной  форме  предоставивший  покупателю  кредит  банк,  в
связи с чем данная операция не подпадает под ЕНВД.
    В случае если при отгрузке товара счет-фактура с  учетом  НДС  выставлен  на  весь  отгруженный
товар, а впоследствии оплата этого товара  частично  произведена  за  наличный  расчет,  то  есть  в
отношении реализации этой части товара должен уплачиваться ЕНВД, для целей исчисления  НДС  продавцу
необходимо осуществить перерасчет с покупателем.  После  проведения  перерасчета  по  части  товара,
оплаченной за наличный расчет, продавцу  следует  внести  соответствующие  исправления  в  первый  и
второй экземпляры счета-фактуры, заверив их подписью руководителя и печатью <6>.
    Если же продавец не производит перерасчет с покупателем и не вносит соответствующие изменения в
счет-фактуру, то есть фактически  продавец  предъявляет  покупателю  сумму  НДС  со  всей  стоимости
товара, то он обязан перечислить НДС со всей стоимости  товара  в  бюджет  не  позднее  20-го  числа
месяца, следующего за текущим налоговым периодом по НДС <7>. При  этом  с  части  стоимости  товара,
которая оплачивается безналичным путем, НДС уплачивается в  силу  того,  что  продавец  выступает  в
данном случае в  качестве  плательщика  НДС,  а  с  части  стоимости  товара,  оплаченной  наличными
средствами, - в силу подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. Отметим, что  если  у  налогоплательщика  налоговый
период не определен (например, для него  продажа  в  кредит  является  разовой  операцией),  то  ему
целесообразно определять налоговый период как месяц, поскольку только  в  этом  случае  можно  будет
избежать разногласий с налоговыми органами.
    Следует также помнить, что продавец  не  может  принять  к  вычету  суммы  НДС,  уплаченные  им
поставщику этого товара, в части, относящейся к реализации за наличный расчет, поскольку продавец  в
этом случае не является плательщиком НДС <8>.

    Примечание. Минфином России уже  внесен  в  Правительство  РФ  проект  федерального  закона  "О
внесении изменений в главы  26.2  и  26.3  Налогового  кодекса  Российской  Федерации",  который,  в
частности, предусматривает включение в понятие розничной торговли смешанных форм расчетов,  например
торговлю в кредит.

    Также обращаем внимание на то, что  при  реализации  товара  с  использованием  смешанных  форм
расчетов необходимо вести раздельный учет доходов и расходов <9>. Расходы в случае невозможности  их
разделения могут определяться пропорционально доле доходов от деятельности, относящейся  к  ЕНВД,  в
общем доходе по всем видам деятельности <10>.
    Кроме того, в своем Письме Минфин России указал, что продажа  налогоплательщиком,  переведенным
на уплату ЕНВД, товаров своим работникам с последующим удержанием платы за товар  из  их  заработной
платы не относится к розничной торговле и подлежит налогообложению по общему режиму либо по УСНО.
    -------------------------------
    <1> Письмо Минфина России от 18.03.2005 N 03-06-05-04/68
    <2> п. 4 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ
    <3> п. 7 ст. 346.26 НК РФ
    <4> п. 1 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ
    <5> п. 7 ст. 168 НК РФ
    <6> п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и
книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв.  Постановлением  Правительства  РФ
от 02.12.2000 N 914
    <7> подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 4 ст. 174, ст. 163 НК РФ
    <8> п. 1 ст. 171 НК РФ
    <9> п. 7 ст. 346.26 НК РФ
    <10> п. 9 ст. 274 НК РФ

                                           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 9
-----------------------------------------------------------------------------

                      ТРИ ОКЛАДА - МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА ЗА УВОЛЬНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
                                                                                           Е.Шаповал

    Конституционный суд РФ подтвердил конституционность <1> положения, согласно  которому  трудовой
договор с руководителем организации может  быть  досрочно  расторгнут  без  обоснования  мотивов  по
решению уполномоченного органа юридического лица (в том  числе  совета  директоров  (наблюдательного
совета) акционерного  общества),  либо  собственника  имущества  организации,  либо  уполномоченного
собственником лица (органа) <2>.
    Свою позицию Конституционный суд РФ обосновал тем, что расторжение трудового договора в  данном
случае не является мерой юридической ответственности  и  не  допускается  без  выплаты  справедливой
компенсации, размер которой определяется трудовым договором, то  есть  по  соглашению  сторон,  а  в
случае спора - решением суда. К числу  случаев,  когда  может  потребоваться  досрочное  расторжение
трудового договора с руководителем, КС РФ отнес, в  частности,  смену  стратегии  развития  бизнеса,
необходимость повышения эффективности управления организацией и т.п.
    Однако Конституционный суд РФ отметил, что наличие права досрочно прекратить трудовой договор с
руководителем организации без указания мотивов  не  означает,  что  собственник  вправе  действовать
произвольно, не принимая во внимание  законные  интересы  организации,  а  руководитель  организации
лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Иначе  говоря,  в  случае
если уволенный руководитель обратится в суд и суд установит, что решение  собственника  о  досрочном
прекращении трудового договора фактически обусловлено обстоятельствами,  которые  свидетельствуют  о
дискриминации руководителя, то руководитель по решению суда может быть восстановлен на работе.
    Вместе с тем Конституционный суд РФ признал неконституционным отсутствие установленного законом
минимального размера компенсации при досрочном расторжении трудового договора  с  руководителем  без
обоснования мотивов <3>, что допускает досрочное расторжение трудового договора с руководителем  без
выплаты справедливой компенсации.
    С  учетом  этого  Конституционный  суд  РФ  постановил,  что  до  внесения  в  законодательство
необходимых изменений гарантированный минимальный  размер  компенсации,  выплачиваемой  руководителю
организации при досрочном расторжении трудового договора без  обоснования  мотивов,  не  может  быть
меньше размера компенсации при  расторжении  трудового  договора  в  связи  со  сменой  собственника
организации <4>, то есть меньше трех средних заработных плат руководителя на момент увольнения.
    -------------------------------
    <1> п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 15.03.2005 N 3-П
    <2> п. 2 ст. 278 ТК РФ; абз. 2 п. 4 ст.  69  Федерального  закона  от  26.12.95  N  208-ФЗ  "Об
акционерных обществах"
    <3> ст. 279 ТК РФ
    <4> ст. 181 ТК РФ

                                           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 9
-----------------------------------------------------------------------------

                          РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО УПРОЩЕННОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
                                                                                        Е.Филимонова

    Минфин   России   разъяснил,   как   налогоплательщикам,   применяющим    упрощенную    систему
налогообложения, учитывать расходы на приобретение основных средств (ОС) в различных ситуациях.
    1. Если организация приобрела ОС до перехода  на  УСНО  и  после  перехода  на  УСНО  учитывает
остаточную стоимость этого ОС в составе расходов в течение 1 года, 3 или 10  лет  в  зависимости  от
срока полезного использования объекта <1>, то при реализации этого ОС (либо при выбытии ОС  в  связи
с ликвидацией) до истечения срока полезного использования списать остаточную  стоимость  объекта  на
дату реализации в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога, организация не  может.
Минфин России объясняет это тем, что в части определения расходов,  связанных  с  приобретением  ОС,
установлены  специальные  нормы  <2>  и  норма,   регламентирующая   возможность   учета   в   целях
налогообложения расходов по оплате товаров, приобретенных для  дальнейшей  реализации  <3>,  в  этой
ситуации не применяется <4>.
    Таким образом, при продаже (либо при выбытии в связи с ликвидацией) ОС, которое приобретено  до
момента перехода на  УСНО  и  стоимость  которого  не  полностью  списана  в  состав  расходов,  его
остаточная стоимость на  момент  продажи  (выбытия)  просто-напросто  "теряется"  и  при  исчислении
единого налога по УСНО никак не учитывается.  Доход  же  от  реализации  ОС  учитывается  для  целей
определения налоговой базы по единому налогу в общем порядке.
    2. Если налогоплательщик, применяющий одновременно два  специальных  налоговых  режима  -  УСНО
(объект - доходы за вычетом расходов) и систему налогообложения в виде ЕНВД, "переводит" ОС из  вида
деятельности, облагаемого ЕНВД, в тот вид деятельности, по которому применяется УСНО,  то  он  может
учесть расходы на приобретение такого ОС в порядке, аналогичном тому, как если бы  он  переходил  на
УСНО с общего режима <1>. То есть остаточная стоимость "переводимого" объекта на момент  начала  его
использования в том виде деятельности, по которому применяется УСНО, по данным бухгалтерского  учета
учитывается в составе расходов при исчислении единого налога при УСНО следующим образом <5>:
    - по ОС со сроком полезного использования до 3 лет включительно - равномерно в течение 1 года;
    - по ОС со сроком полезного использования от 3 до  15  лет  включительно:  50%  стоимости  -  в
течение первого года применения УСНО, 30% стоимости - в течение второго года и  20%  стоимости  -  в
течение третьего года;
    - по ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет - равномерно в течение 10 лет применения
УСНО.
    При  определении  сроков  полезного  использования  следует  руководствоваться   Классификацией
основных средств, включаемых в амортизационные группы <6>.
    -------------------------------
    <1> подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
    <2> п. 3 ст. 346.16 НК РФ
    <3> подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
    <4> Письмо Минфина России от 04.03.2005 N 03-03-02-04/1/54
    <5> подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина России от
    20.01.2005 N 03-03-02-04/1/9
    <6> утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

                                           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 9
-----------------------------------------------------------------------------

                                 КАКАЯ СТАВКА НДС? ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЖЕТ
                                                                                        Е.Филимонова

    Правительство РФ по прошествии 4 лет после вступления в  силу  гл.  21  "Налог  на  добавленную
стоимость" Налогового кодекса РФ утвердило Перечни кодов видов продовольственных товаров  и  товаров
для  детей,  облагаемых  НДС  по  налоговой  ставке  10%  <1>.  Этот  документ  устраняет  множество
возникавших ранее неясностей,  поскольку  в  Налоговом  кодексе  РФ  приведен  лишь  общий  перечень
товаров, по которым применяется пониженная ставка. Особенностью же принятых Перечней  кодов  товаров
является то, что они являются закрытыми.

    Внимание! Пониженная ставка НДС 10% не  является  льготой,  поэтому  от  ее  применения  нельзя
отказаться.

                                      Применение ставки НДС 10%

    Перечни кодов видов товаров применяются <2>:
    1) при ввозе товаров на таможенную территорию РФ - с 26 февраля 2005 г.;
    2) при реализации товаров на территории РФ:
    - налогоплательщиками, у которых налоговый период равен календарному месяцу, - с 1  марта  2005
г.;
    - налогоплательщиками, у которых налоговый период равен кварталу, - с 1 апреля 2005 г.
    С целью применения налоговой ставки НДС 10% необходимо руководствоваться:
    - при ввозе на таможенную территорию РФ товаров для  детей  либо  продовольственных  товаров  -
Перечнями кодов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ;
    - при реализации на территории РФ товаров для детей либо продовольственных товаров -  Перечнями
кодов в соответствии с  Общероссийским  классификатором  продукции  ОК  005-93  (ОКП),  утвержденным
Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.
    При этом  следует  учитывать,  что,  поскольку  в  Перечне  продовольственных  товаров  указаны
конкретные наименования и коды видов товаров, реализация продуктов переработки  таких  товаров  либо
изделий, изготовленных из вышеуказанных продовольственных товаров, должна облагаться уже  по  ставке
18% <3>.

                                          Переходный момент

    Отметим,  что  ранее,  когда  Правительство  РФ  еще  не  утвердило   соответствующие   Перечни
продовольственных товаров и товаров для детей, реализация которых  облагается  по  ставке  10%,  при
ввозе товаров  на  территорию  РФ  решение  о  применении  ставки  НДС  в  размере  10%  принималось
таможенными органами, производящими таможенное оформление? на основании наименования этих товаров  в
соответствии  с  п.  2  ст.  164  НК  РФ  <4>.  При  реализации  же  товаров  на  территории  России
налогоплательщики   самостоятельно   принимали   решение,   по   какой   ставке   НДС   осуществлять
налогообложение, руководствуясь в основном разъяснениями налоговых органов, а  также  Общероссийским
классификатором продукции ОК 005-93.
    В связи с этим возможна ситуация, когда товар был задекларирован при ввозе либо  реализован  на
территории РФ с использованием одной ставки, а после вступления в силу  Постановления  Правительства
РФ от 31.12.2004 N 908 в отношении этого товара начала действовать другая налоговая ставка.
    В качестве примера можно привести овощи свежезамороженные (код по ОКП 91 6521), при  реализации
которых ранее суды признавали правомерным применение ставки налога 10% <5>.  Однако  этот  товар  не
вошел в Перечень Правительства РФ, в связи с чем его реализация должна облагаться по ставке 18%.
    Другой пример - сахарная свекла. Минфин России и налоговые органы давали разъяснения,  что  при
ее реализации должна применяться ставка 18% <6>. Однако теперь сахарная свекла включена  в  Перечень
Правительства РФ, и в отношении нее применяется ставка НДС 10%.
    В отношении подобных товаров в ситуации, если они были реализованы  либо  при  ввозе  в  Россию
задекларированы до указанных выше дат, должна была  применяться  ставка,  действовавшая  ранее.  При
реализации  (декларировании)  этих  товаров  после  указанных  дат  применяется  ставка   с   учетом
рассматриваемых Перечней независимо от выбранного налогоплательщиком  метода  определения  налоговой
базы по НДС. Возврат либо доначисление НДС в отношении указанных товаров не производится <7>.

    "Наш магазин продает детскую одежду. Перечень мы еще подробно не изучали. Очень не хотелось бы,
чтобы пришлось пересчитывать НДС. Но, насколько мы поняли,  вся  детская  одежда  в  Перечне  есть".
(Ольга, бухгалтер, г. Москва)

    Рассмотрим ситуацию, когда в счет оплаты подобных товаров был  получен  аванс  до  1  марта  (1
апреля) 2005 г., исчисленный исходя из ставки, применяемой на тот момент, но реализация  товара  еще
не была произведена. В этом случае после реализации  товара  (с  использованием  новой  ставки  НДС)
сумма налога, ранее  исчисленная  и  уплаченная  с  сумм  авансового  платежа,  полученного  в  счет
предстоящих поставок товаров, принимается к вычету в полном размере независимо от того,  увеличилась
или уменьшилась ставка НДС <8>.
    Изменение стоимости товара с учетом новой ставки налога необходимо согласовать с покупателем  и
внести соответствующие изменения в договор. Внесение изменений в договор  необходимо,  в  частности,
для правильного определения стоимости товара, с которой должен быть исчислен НДС по новой ставке.

                                Иные товары, облагаемые по ставке 10%

    Ставку НДС 10% также разрешено  применять  при  реализации  периодических  печатных  изданий  и
медицинских  товаров  <9>.  Перечень  видов  периодических  печатных  изданий,  облагаемых  при   их
реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%,  утвержден  Постановлением  Правительства
РФ от 23.01.2003 N 41.
    А вот перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения пока так и не  утвержден
Правительством РФ. В этой ситуации можно  руководствоваться  кодами  Общероссийского  классификатора
продукции ОК 005-93, а также разъяснениями налоговых органов <10>. При ввозе медицинских товаров  на
территорию  России  следует  также  руководствоваться  решениями  таможенной  службы,  которые   они
принимают на основании регистрационных удостоверений Минздрава России <11>.
    При этом, в связи с тем что вопрос определения ставки налога в  отношении  медицинских  товаров
Правительством РФ не урегулирован, судебная практика при применении пониженной  ставки  НДС  исходит
из того, что значимым является целевое -  медицинское  -  назначение  изделия,  то  есть  признается
применение ставки НДС 10% в отношении тех товаров, по которым компетентными органами установлен  тот
факт, что они относятся именно  к  изделиям  медицинского  назначения  (Постановления  ФАС  Западно-
Сибирского округа от 24.11.2004 N Ф04-8273/2004 (6486-А45-27); ФАС Московского округа от  22.03.2004
N КА-А40/1784-04, от 17.11.2003 N КА-А40/8893-03; ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2004  N  А56-
10601/04, от 13.02.2004 N А56-27761/03; ФАС Уральского округа от  16.11.2004  N  Ф09-4917/04-АК,  от
17.05.2004 N Ф09-1937/04-АК).

                 Медицинские товары, реализация которых облагается по ставке НДС 10%

    До утверждения Правительством РФ соответствующего перечня к изделиям  медицинского  назначения,
реализация которых облагается налогом по ставке 10%, по разъяснениям  налоговых  органов,  относятся
<12>:
    препараты биологические (код по ОКП 93 8000);
    материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения (код по ОКП  93  9000),  за
исключением:
    - не облагаемых  НДС  протезно-ортопедических  изделий  и  полуфабрикатов  к  ним  при  наличии
соответствующей лицензии;
    - средств, применяемых в ветеринарии, облагаемых НДС по ставке 18%;
    другая продукция, относящаяся к изделиям медицинского назначения и указанная в других  разделах
(группах, подгруппах)  Общероссийского  классификатора  продукции  ОК  005-93,  вне  зависимости  от
наличия регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России.
    Для применения ставки НДС 10% при  реализации  импортных  изделий  медицинского  назначения  по
указанному перечню необходимо наличие регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России.
    А  в  отдельных  случаях  суды  даже  указывают  на  то,  что  налоговое  законодательство   не
устанавливает  причинно-следственной  связи  между  фактом   регистрации   медицинского   товара   и
исчислением НДС и определяет только, что ставка 10% применяется к изделиям медицинского  назначения,
то есть в Налоговом кодексе РФ не содержится условия о необходимости  сертификации  или  регистрации
товаров для их отнесения к изделиям медицинского назначения  (Постановления  ФАС  Западно-Сибирского
округа от 24.11.2004 N Ф04-8273/2004 (6486-А45-27); ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2004 N А56-
14294/04, от 06.02.2004 N А56-21161/03).

                                        Вычет "входного" НДС

    При реализации различных видов товаров, облагаемых как по ставке 10%,  так  и  по  ставке  18%,
необходимо вести раздельный учет выручки от реализации таких товаров <13>. При этом,  учитывая,  что
пониженная ставка НДС не является льготой по уплате НДС, налогоплательщику не надо вести  раздельный
учет расходов и, соответственно,  уплаченного  по  ним  "входного"  НДС,  приходящегося  на  товары,
облагаемые по ставке 10%, и на  товары,  облагаемые  по  ставке  18%  <15>.  Налогоплательщик  может
принимать к вычету весь уплаченный продавцам НДС при соблюдении требований гл. 21 НК  РФ,  а  именно
<16>:
    - при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления  операций,  признаваемых  объектами
налогообложения, либо для перепродажи;
    - принятии товаров (работ, услуг) к учету;
    - наличии счета-фактуры;
    - оплате приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

                 Медицинские товары, реализация которых облагается по ставке НДС 18%

    Реализация следующих  товаров,  вне  зависимости  от  их  включения  в  Государственный  реестр
лекарственных средств и (или) вне зависимости от  их  включения  в  вышеуказанные  разделы  (группы,
подгруппы)  Общероссийского  классификатора  продукции  ОК  005-93  и  от  наличия  регистрационного
удостоверения, выданного Минздравом России, осуществляется по ставке 18% <14>:
    лекарственное сырье, вещества, не относящиеся к лекарственным субстанциям;
    средства энтерального питания;
    лечебно-профилактическое питание (кроме детского и диабетического питания, заменителя  женского
молока, продуктов прикорма для детей, облагаемых НДС по ставке 10%);
    биологически активные добавки к пище;
    парафармацевтическая продукция;
    другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной,  молочной,
рыбной  и  мукомольно-крупяной  промышленности  (за  исключением  той  продовольственной  продукции,
которая облагается НДС по ставке 10%);
    профилактические дезинфекционные препараты для санитарной  обработки  помещений,  применения  в
быту, репелленты;
    изделия ветеринарного назначения.
    И в заключение обращаем внимание  на  тот  факт,  что,  если  при  реализации  товара  возникли
сомнения, какую ставку НДС - 10% или 18% - применять и налогоплательщик решает применять ставку  НДС
18% во избежание конфликта с налоговыми органами, в то время  как  должна  была  применяться  ставка
налога 10%, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с вычетом НДС по ставке 18% у  покупателя  товара
<17>.
    -------------------------------
    <1> Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908; п. 2 ст. 164 НК РФ
    <2> п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 908; ст. 163 НК РФ; п. 3 Письма Минфина
России от 02.03.2005 N 03-02-07/6; Письмо ФТС России от 10.02.2005 N 01-06/3731
    <3> Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@; Постановления ФАС ПО от 06.06.2003 N  А
65-6103/2002-СА1-23-7; ФАС СКО от 24.10.2002 N Ф08-3977/2002-1389А
    <4> п. 2.4 Письма ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880
    <5> Постановление ФАС СЗО от 20.10.2003 N А56-11330/03
    <6> Письмо Минфина России от 09.03.2004 N 04-03-11/33; Письмо МНС России от 13.05.2004 N  03-1-
08/1191/15@
    <7> Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@; Письмо ФТС России от 10.02.2005  N  01-
06/3731
    <8> Письмо Минфина России от 08.12.2003 N 04-03-11/103; Письмо УМНС  России  по  г.  Москве  от
02.03.2004 N 24-14/13463
    <9> п. 2 ст. 164 НК РФ
    <10> п. 39.5.7 Методических рекомендаций по применению главы 21... утв. Приказом МНС России  от
20.12.2000 N БГ-3-03/447; Письмо Госналогслужбы России N ВЗ-4-03/31н, Минфина России N  04-03-07  от
10.04.96; Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@
    <11> Письмо ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880
    <12> п. 39.5.7 Методических рекомендаций
    <13> пп. 1, 2 ст. 166 НК РФ
    <14> п. 39.5.8 Методических рекомендаций
    <15> п. 4 ст. 170 НК РФ
    <16> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
    <17> п. 2 ст. 164, п. 1 ст. 172 НК РФ

                                           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 9
-----------------------------------------------------------------------------

                               НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ВСЕ ЖЕ МОГУТ ЗАЯВЛЯТЬ
                                     О НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК
                                                                                          М.Кокурина

    Президиум ВАС РФ подтвердил право налоговых органов на подачу исков в суд  о  признании  сделок
недействительными  <1>.  Такое  полномочие  налоговых  органов  содержится  в  регламентирующем   их
деятельность Законе <2>, который действует в части, не противоречащей НК РФ <3>. Вместе с тем НК  РФ
прямо не предоставляет налоговикам право подавать иски о признании сделок недействительными <4>.  На
основании этого некоторые суды отказывали налоговым органам в  принятии  исков  о  признании  сделок
недействительными.
    Теперь же ВАС РФ, как ранее уже неоднократно и Конституционный суд РФ <5>, указывает на то, что
налоговые органы вправе ставить в суде вопрос о признании сделок недействительными. Несмотря  на  то
что такое полномочие не обозначено в НК РФ, оно содержится в Законе  о  налоговых  органах,  которым
как раз  и  регулируются  полномочия  налоговых  органов,  необходимые  для  выполнения  контрольных
функций.  Кроме  того,  этот  акт  не  признан  утратившим  силу  и  является  действующим,  о   чем
свидетельствуют его многочисленные редакции.
    Отметим, что признание  судом  сделки  недействительной  -  это  единственная  возможность  для
налоговых органов применить  какие-либо  из  возможных  последствий  недействительности  сделки  <6>
(например, отказать в возмещении сумм НДС).
    ------------------------
    <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2005 N 13885/04
    <2> абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
    <3> ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ
    <4> ст. 31 НК РФ
    <5> Определения КС РФ от 08.06.2004 N 226-О, от 25.07.2001 N 138-О
    <6> п. 1 ст. 166 ГК РФ

                                          Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 10
-----------------------------------------------------------------------------

                     СУТОЧНЫЕ ПОЛОЖЕНЫ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО НЕ МОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ
                                                                                           Е.Шаповал

    Верховный суд РФ подтвердил <1>, что суточные (надбавки взамен суточных) не  выплачиваются  при
командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно  возвращаться  к
месту своего постоянного жительства <2>.
    Верховный суд РФ обосновал свою позицию тем, что суточные имеют  своей  целью  покрытие  личных
расходов работника на срок  служебной  командировки  при  условии  проживания  работника  вне  места
постоянного жительства более 24 часов.
    Следовательно, работодатель  не  обязан  выплачивать  работнику  суточные,  если  он  ежедневно
возвращается из командировки к месту своего постоянного жительства.
    Вместе с тем в случае если в соответствии с коллективным договором  или  локальным  нормативным
актом организации работникам, направляемым в  командировки  в  такую  местность,  откуда  они  имеют
возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного  жительства,  выплачиваются  суточные,
то их сумма не относится к расходам для целей налогообложения прибыли (для целей исчисления  единого
налога при УСНО (объект - доходы за вычетом расходов)) <3>.
    Сумма суточных, выплаченных работнику на основании локального  нормативного  акта  организации,
облагается НДФЛ <4>. С указанной суммы не уплачиваются:
    - ЕСН <5>;
    - взносы на обязательное пенсионное страхование <6>;
    - взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве <7>.
    -------------------------------
    <1> Решение Верховного суда РФ от 04.03.2005 N ГКПИ05-147
    <2> п. 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62
    <3> подп. 12 п. 1 ст. 264, подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
    <4> ст. 210, п. 3 ст. 217 НК РФ
    <5> абз. 1 п. 3 ст. 236 НК РФ
    <6> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; абз. 1 п. 3 ст. 236 НК РФ
    <7> статьи 3, 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; п.  3  Правил,  утв.  Постановлением
Правительства РФ от 02.03.2000 N 184

                                          Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 10
-----------------------------------------------------------------------------

                          ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА - ТОЖЕ МЕРА ВЗЫСКАНИЯ
                                                                                          М.Кокурина

    ВАС РФ разъяснил, что денежные средства, перечисляемые налогоплательщиком во исполнение решения
налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, не  могут  считаться  добровольным
исполнением обязанности по уплате налога (сбора) <1>.
    Такой вывод Президиума ВАС РФ, возможно, позволит  налогоплательщикам,  уплатившим  по  решению
налоговых  органов  недоимку  и  пени,  в  случае  последующего  признания  судом   такого   решения
недействительным вернуть не только указанные суммы, но и соответствующие проценты <2>.

    Примечание. Отметим, что до сих пор некоторые суды отказывали налогоплательщикам в  аналогичных
ситуациях во взыскании с налоговых органов процентов. Ведь требование об уплате налога  <3>,  по  их
мнению, не относилось к мерам  принудительного  взыскания,  а  лишь  извещало  налогоплательщика  об
обязанности уплатить какие-либо суммы (например, недоимку плюс пени) <4>.

    ВАС РФ совсем иначе рассматривает назначение такого требования, характеризуя его как  составную
часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.
    Таким  образом,  если  налог  и  пени  доначислены  решением  налогового   органа,   выполнение
налогоплательщиком требования об их уплате приравнивается к взысканию. Последующее  признание  судом
соответствующего  решения  недействительным  означает,   что   излишне   взысканные   суммы   должны
возвращаться налогоплательщику с начисленными на них процентами <7>.

    Примечание. Напомним, что начисление таких процентов начинается  со  дня,  следующего  за  днем
взыскания,  по  день  фактического  возврата,  а  ставка   процентов   принимается   равной   ставке
рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в эти дни <8>.
    -------------------------------
    <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04
    <2> пп. 2, 4 ст. 79 НК РФ
    <3> приложение 3 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465
    <4> Постановление ФАС ЗСО от 01.09.2004 N Ф04-5600/2004 (А03-3700-35)
    <5> п. 1 ст. 45 НК РФ
    <6> статьи 46, 47 НК РФ
    <7> пп. 2, 4 ст. 79 НК РФ
    <8> абз. 2, 3 п. 4 ст. 79 НК РФ

                                          Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 10
-----------------------------------------------------------------------------

                         Материалы из журнала "Главная книга. Конференц-зал"

                              О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ
                                     ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
                                                                                        М.Авдеенкова

    Обязана  ли  организация  вставать  на  учет  в  налоговых  органах  по  месту  нахождения   ее
обособленного подразделения, если оно расположено на территории того же населенного  пункта,  что  и
головное подразделение, но на территории, подконтрольной иному налоговому органу?

+--------------------------------------+-------------------------------------+
*                   ДА                 *                 НЕТ                 *
+--------------------------------------+-------------------------------------+
*Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное  *
*от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы              *
*стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным,  *
*если оно создается на срок более одного месяца <1>.                         *
+--------------------------------------+-------------------------------------+
*Факт создания территориально          *Местом нахождения юридического лица  *
*обособленного от организации рабочего *является место его государственной   *
*места предполагает необходимость      *регистрации, а не его почтовый адрес *
*организации вставать на учет по       *<3>. Следовательно, место нахождения *
*месту нахождения обособленного        *головного и обособленного            *
*подразделения <2>.                    *подразделений одно и то же.          *
*Место нахождения организации и ее     *Единая система государственной       *
*обособленного подразделения относятся *регистрации юридических лиц не       *
*к территориям, подведомственным       *учитывает внутреннее административное*
*разным налоговым органам, поэтому     *деление населенного пункта.          *
*налогоплательщик должен встать на     *Различные почтовые адреса у головного*
*учет в каждом из них.                 *и обособленного подразделений,       *
*                                      *находящихся в одном населенном       *
*                                      *пункте, не создают у                 *
*                                      *налогоплательщика обязанности        *
*                                      *постановки на учет, поскольку она    *
*                                      *является повторной.                  *
*                                      *Постановка на учет организации по    *
*                                      *месту нахождения обособленного       *
*                                      *подразделения осуществляется с целью *
*                                      *учета объектов налогообложения по    *
*                                      *региональным и местным налогам.      *
*                                      *Применительно к деятельности         *
*                                      *организации и ее обособленного       *
*                                      *подразделения, которые находятся на  *
*                                      *территории одного населенного        *
*                                      *пункта, эта цель отсутствует.        *
*                                      *Ситуация нахождения на территории    *
*                                      *одного населенного пункта множества  *
*                                      *налоговых органов с точки зрения     *
*                                      *обязанности постановки на учет       *
*                                      *является сомнительной,               *
*                                      *противоречивой и неясной и должна    *
*                                      *толковаться в пользу                 *
*                                      *налогоплательщика <4>.               *
+--------------------------------------+-------------------------------------+
*               ПРАКТИКА               *               ПРАКТИКА              *
+--------------------------------------+-------------------------------------+
*                            ФАС Московского округа                          *
+--------------------------------------+-------------------------------------+
*                                      *от 15.07.2002 N КА-А40/3802-02       *
*                                      *от 16.01.2002 N КА-А40/8039-01       *
+--------------------------------------+-------------------------------------+
*ИТОГО: 0                              *ИТОГО: 2                             *
+--------------------------------------+-------------------------------------+

    -------------------------------
    <1> п. 2 ст. 11 НК РФ
    <2> п. 1 ст. 83 НК РФ
    <3> п. 2 ст. 54 ГК РФ; п. 2 ст. 11 НК РФ
    <4> п. 7 ст. 3 НК РФ

                            Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 5
-----------------------------------------------------------------------------

                        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА
                                                                                             А.Дыбов

    Работник зачислен в штат организации 20.12.2004. Характер отдельных работ, выполняемых им, дает
работнику право на получение дополнительного отпуска за вредные условия труда продолжительностью  12
рабочих дней (по 1 дню за каждый полный месяц работы во вредных условиях) (ст. 121  ТК  РФ,  Решение
Верховного суда РФ от 15.04.2004 N ГКПИ2004-481).
    В соответствии с графиком  основной  отпуск  продолжительностью  28  календарных  дней  авансом
предоставляется работнику с 18.07.2005. В декабре  2004  г.  и  мае  2005  г.  во  вредных  условиях
работник не работал.
    Организация работает по календарю пятидневной рабочей недели, рабочая смена - 8  часов  в  день
(40 часов в неделю).
    Согласно п.  12  Инструкции  о  порядке  применения  Списка  производств,  цехов,  профессий  и
должностей с вредными условиями труда, работа в  которых  дает  право  на  дополнительный  отпуск  и
сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС  от  21.11.75  N  273/П-20)  к
Списку в счет времени, проработанного во вредных условиях, засчитываются  лишь  те  дни,  в  которые
работник фактически был занят в этих условиях не менее половины  рабочего  дня,  установленного  для
данного работника.
    Учет рабочего времени, отработанного работником во вредных условиях, ведется  в  организации  в
специальной графе, которой был дополнен  табель  учета  рабочего  времени  по  форме  N  Т-13  (утв.
Постановлением  Госкомстата  России  от  05.01.2004  N  1).  С  учетом   этого   произведен   расчет
продолжительности дополнительного отпуска  за  вредность,  который  будет  присоединен  к  основному
отпуску работника (см. таблицу).

+------------+-----------------+-------------+-------------------------+
*   Месяц    * Общее количество* Количество  *    Продолжительность    *
*            *   рабочих дней  * дней работы * дополнительного отпуска *
*            *    месяца по    * во вредных  * за отработанный период  *
*            *производственному*  условиях   *                         *
*            *  календарю на   *             *                         *
*            *      2005 г.    *             *                         *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*            *                 *             *В рабочих    *В          *
*            *                 *             *днях         *календар-  *
*            *                 *             *((гр. 3 /    *ных днях   *
*            *                 *             *гр. 2) x     *(гр. 4 х   *
*            *                 *             *1 день)      *1,167)     *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*1           *2                *3            *4            *5          *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Январь      *15               *5            *0,33         *0,39       *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Февраль     *19               *15           *0,79         *0,92       *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Март        *22               *14           *0,64         *0,75       *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Апрель      *21               *9            *0,43         *0,5        *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Май         *20               *0            *      -      *     -     *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Июнь        *21               *20           *0,95         *1,11       *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Июль        *21               *5            *0,24         *0,28       *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+
*Итого       *Х                *Х            *3,38         *3,94       *
+------------+-----------------+-------------+-------------+-----------+

    Таким  образом,  продолжительность  дополнительного  отпуска  "за  вредность"  рассматриваемого
работника с учетом фактической продолжительности его работы в соответствующих  условиях  составит  4
календарных дня, а  общая  продолжительность  двух  отпусков  (основного  и  дополнительного)  -  32
календарных дня (28 дн. + 4 дн. = 32 дн.).  Следовательно,  19  августа  (пятница)  работник  должен
выйти на работу.

                            Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 5
-----------------------------------------------------------------------------

                           О ТОМ, КУДА МОЖНО ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА РАБОТОДАТЕЛЯ
                                                                                          М.Захарова

    Вопрос. Обязанностей у работодателя много, но, к сожалению, далеко не всегда он  их  исполняет.
Что же может сделать работник, если организация не соблюдает Трудовой кодекс?
    М. З.: Наверное, для начала стоит попытаться разрешить возникшие проблемы  внутри  организации.
Так,  неурегулированные  разногласия  между  работодателем  и  работником  по  вопросам   применения
положений трудового законодательства, коллективного договора, соглашения,  трудового  договора,  так
называемые индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены комиссией по трудовым  спорам,  если
она создана в организации <1>.
    Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников  или  работодателя  из  равного
числа  представителей  обеих  сторон.  Представители  работников  в  комиссию  по  трудовым   спорам
избираются общим собранием  работников  организации,  а  представители  работодателя  назначаются  в
комиссию руководителем организации.  При  необходимости  комиссии  по  трудовым  спорам  могут  быть
образованы  в  структурных  подразделениях   организации.   Организационно-техническое   обеспечение
деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем <2>.
    Отдельные трудовые споры не могут рассматриваться комиссиями, за разрешением таких споров нужно
обращаться в суд. Это споры <3>:
    - о восстановлении работника на работе;
    - об изменении даты и формулировки причины увольнения;
    - о переводе на другую работу;
    - об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной  плате  за  время
выполнения нижеоплачиваемой работы;
    - об устранении дискриминации;
    - все споры с работодателями - физическими лицами.
    Все остальные споры могут быть рассмотрены комиссиями по трудовым спорам.
    Работник может обратиться в комиссию за разрешением спора в течение 3 месяцев со дня, когда  он
узнал или должен был узнать о нарушении своего  права.  Естественно,  в  случае  пропуска  срока  по
уважительным причинам он может быть восстановлен, и спор будет разрешен по существу <4>. В  качестве
уважительных  причин  пропуска  срока   могут   расцениваться,   например,   такие   обстоятельства,
препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться за разрешением индивидуального  трудового
спора, как болезнь работника, нахождение его в командировке, необходимость  осуществления  ухода  за
тяжелобольными членами семьи <5>.
    Комиссия по трудовым спорам рассматривает спор в течение 10  календарных  дней  со  дня  подачи
работником заявления. Рассмотрение производится в присутствии работника,  подавшего  заявление,  или
уполномоченного им представителя, если он письменно не заявит о  возможности  рассмотрения  спора  в
его отсутствие. Также  на  заседании  должны  присутствовать  не  менее  половины  членов  комиссии,
представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих  работодателя.  Чтобы  принять
правильное решение, комиссия по трудовым  спорам  имеет  право  вызывать  на  заседание  свидетелей,
приглашать специалистов, требовать у организации представления необходимых документов <6>.
    Решение комиссии подлежит исполнению работодателем в течение  3  дней  по  истечении  10  дней,
предусмотренных на обжалование решения в суд <7>. В противном случае решение комиссии исполняется  в
принудительном порядке <8>.
    Профсоюз тоже имеет  право  на  осуществление  контроля  за  соблюдением  работодателем  и  его
представителями трудового законодательства, конечно, если  он  создан  <9>.  Обратиться  в  профсоюз
лучше в письменной форме. Если профсоюз согласится с мнением  работника  о  нарушении  работодателем
его прав, он может направить организации  требование  об  устранении  выявленных  нарушений.  Причем
работодатель обязан в недельный срок с момента получения  такого  требования  сообщить  профсоюзу  о
результатах его рассмотрения и принятых мерах <10>.
    Вопрос. Если ни обращения в комиссию по трудовым спорам, ни обращения в  профсоюз  не  принесли
результатов, куда еще работник может адресовать свою жалобу?
    М. З.: Можно обратиться в органы федеральной инспекции  труда,  которые  призваны  обеспечивать
соблюдение  и  защиту  трудовых  прав  и  свобод  граждан,   соблюдение   работодателями   трудового
законодательства <11>. Эти функции  трудовые  инспекции  реализуют,  в  частности,  путем  приема  и
рассмотрения заявлений, писем или жалоб работников о нарушениях их  трудовых  прав.  В  том  случае,
если информация, изложенная в письменном обращении работника, подтвердится, инспекторы должны  будут
принять меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав работника <12>.
    Также не стоит забывать, что любое лицо за защитой нарушенных  прав  вправе  обратиться  в  суд
<13>. В данном случае работник может обратиться в суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев  со  дня,
когда он узнал или должен  был  узнать  о  нарушении  своего  права.  Из  этого  правила  есть  одно
исключение: по спорам об увольнении в суд можно обратиться  в  течение  1  месяца  со  дня  вручения
работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой  книжки.  Эти  сроки  также  могут
быть восстановлены в случае их пропуска по уважительной причине <14>.
    Работник может направить заявление  сразу  в  суд  и  больше  никуда  не  обращаться,  а  может
обратиться, например, в профсоюз и по причине его бездействия впоследствии требовать  восстановления
нарушенных прав в судебном порядке.
    Также в суд может быть обжаловано решение комиссии по трудовым  спорам.  Сделать  это  можно  в
течение 10 дней со дня вручения работнику копии решения комиссии <15>.
    Вопрос. И больше никуда жаловаться нельзя?
    М. З.: Нет, на этом способы защиты нарушенных прав  работниками  не  заканчиваются.  Еще  одним
органом,  осуществляющим  надзор  за  соблюдением  действующего  законодательства,  в  том  числе  и
трудового, является прокуратура <16>. По результатам рассмотрения обращения  работника,  содержащего
сведения о нарушении работодателем положений ТК РФ,  прокурором  выносится  мотивированный  ответ  и
могут быть приняты меры по привлечению к ответственности должностных лиц  работодателя,  совершивших
правонарушения <17>.
    Если же ни в одном из органов вы не встретили  поддержки,  можно  изложить  все  обстоятельства
вашей проблемы и факты бездействия контролирующих органов  в  письме  депутату,  который  рассмотрит
ваше обращение и - если посчитает необходимым - обратится  к  соответствующим  должностным  лицам  с
требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав  работника  <18>.
Не стоит удивляться, в таком случае это может быть действенным механизмом восстановления  нарушенных
прав.
    Вопрос. А установлена ли ответственность за нарушение работодателем Трудового кодекса?
    М. З.:  Конечно.  Должностные  лица  работодателя  могут  быть  привлечены  к  административной
ответственности <19>. По общему правилу за нарушение законодательства о  труде  на  должностных  лиц
организации может быть наложен штраф в размере  от  500  до  5000  руб.  <20>  За  совершение  этого
нарушения лицом, ранее подвергнутым  административному  наказанию  за  аналогичное  административное
правонарушение, в качестве ответственности может быть даже применена дисквалификация на  срок  до  3
лет <21>, то есть лишение физического лица права занимать руководящие должности в организации <22>.
    Правда, право составлять протокол об административном правонарушении, без  которого  невозможно
привлечение к ответственности, предоставлено инспектору труда <23>. Поэтому,  если  работник  хочет,
чтобы должностное лицо, которое нарушает его права, установленные Трудовым кодексом, понесло за  это
административную ответственность, лучше самому пожаловаться в трудовую инспекцию.
    -------------------------------
    <1> статьи 381, 382 ТК РФ
    <2> ст. 384 ТК РФ
    <3> ст. 391 ТК РФ
    <4> ст. 386 ТК РФ
    <5> п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
    <6> ст. 387 ТК РФ
    <7> статьи 389, 390 ТК РФ
    <8> ст. 389 ТК РФ
    <9> статьи 2, 370 ТК РФ
    <10> ст. 370 ТК РФ
    <11> статьи 353, 355 ТК РФ
    <12> ст. 356 ТК РФ
    <13> ч. 1 ст. 3 ГПК РФ; ст. 382 ТК РФ
    <14> ст. 392 ТК РФ; пп. 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
    <15> ст. 390 ТК РФ
    <16> ст. 1 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"
    <17> ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
    <18> подп. "з" п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.05.94 N 3-ФЗ "О  статусе  члена
Совета  Федерации  и  статусе  депутата  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации"
    <19> ст. 5.27 КоАП РФ
    <20> ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от  19.06.2000  N  82-ФЗ  "О  минимальном
размере оплаты труда"
    <21> ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
    <22> ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ
    <23> ч. 1 ст. 23.12, ч. 1, подп. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; подп. 5 п. 9 Положения о Федеральной
инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78

                            Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 5
-----------------------------------------------------------------------------

                          УПЛАТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ВЫПЛАТ ФИЗИЧЕСКИМ
               ЛИЦАМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
                                                                                        М.Авдеенкова

    Организация, головное подразделение  которой  расположено  в  Москве,  имеет  два  обособленных
подразделения. Одно из них, филиал в Московской области, выделено на отдельный баланс и  имеет  свой
расчетный счет. Второе, представительство в Тульской области, не выделено на отдельный баланс  и  не
имеет расчетного счета. В апреле 2005 г. организация выплатила работникам в Москве заработную  плату
в сумме 150 000 руб., работникам филиала - в сумме 100 000 руб., а работникам представительства -  в
сумме 50 000 руб.
    За апрель 2005 г. организация удерживает с работников и перечисляет в бюджет НДФЛ:
    - по месту нахождения головного подразделения в Москве - 19 500 руб. (150 000 руб. х 13%  =  19
500 руб.);
    - по месту нахождения филиала (Московская область) - 13 000 руб. (100 000 руб. х 13% =  13  000
руб.);
    - по месту нахождения представительства (Тульская область) - 6500 руб. (50 000  руб.  х  13%  =
6500 руб.)
    Кроме того, организация уплачивает пенсионные взносы и единый социальный налог:
    - по месту нахождения головного подразделения в Москве: 28 000 руб. ((150 000  руб.  +  50  000
руб.) х 14% = 28 000 руб.) - в качестве пенсионных взносов и 24 000 руб. (150  000  руб.  +  50  000
руб.) х 26% - 28 000 руб. = 24 000 руб.)- единый социальный налог;
    - по месту нахождения филиала (Московская область): 14 000 руб. (100 000 руб. х 14%  =  14  000
руб.) - в качестве пенсионных взносов и 12 000 руб. (100 000 руб. х 26% -  14  000  руб.  =  12  000
руб.) - единый социальный налог.

                            Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 5
-----------------------------------------------------------------------------


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции


Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное