← Февраль 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
+2 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.02.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Новости КонсультантПлюс |
"Горячие" документы: |
Материалы из журнала "Главная книга" 20 ЗНАКОВ КБК НА 7 КЛЕТОК ДЕКЛАРАЦИИ Рекомендации по применению новых кодов бюджетной классификации) М.Филимонова С 1 января 2005 г. налоги, сборы и иные виды перечислений в бюджет уплачиваются в соответствии с новыми кодами бюджетной классификации (КБК), содержащими 20 знаков <1>. Примечание. Формы отчетности с учетом увеличения поля для указания КБК до 20 знаков в MS-Excel и MS-Word можно найти в разделе "Законодательство" системы КонсультантПлюс (информационный банк ВерсияПроф) Примечание. Новые КБК по основным налогам (сборам) и взносам можно уточнить в календаре налогоплательщика, публикуемом журналом "Главная книга" каждый месяц. При этом, несмотря на то что ФНС России еще до нового года разъяснила порядок оформления платежных поручений с новыми КБК <2>, проблемы с заполнением документов все равно возникли у многих. Например, значение 14-го знака КБК налогоплательщик выбирает самостоятельно из следующих вариантов <3>: - 1 - при уплате суммы налога (включая недоимки), взноса, авансового платежа (тип платежа в поле 110 платежного поручения - НС, ПЛ, ГП, ВЗ, АВ); - 2 - при уплате пени по налогу (сбору) (тип платежа в поле 110 платежного поручения - ПЕ, ПЦ); - 3 - при уплате налоговых санкций и иных взысканий по налогу (сбору) (тип платежа в поле 110 платежного поручения - СА, АШ, ИШ); - 0 - по остальным источникам доходов федерального бюджета. Примечание. С порядком заполнения расчетных документов при уплате налогов (сборов) можно ознакомиться в журнале "Главная книга", 2005, N 1, с. 25. Кроме того, администраторами поступлений в бюджет (первые три цифры КБК) теперь являются не только налоговые органы, но и иные уполномоченные органы (в частности, при уплате госпошлины, налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), что также вызвало определенные затруднения. Поэтому рассмотрим, как следует поступить, если при уплате налога (сбора, взноса) в бюджет в КБК была допущена ошибка. Если налог уплачен не в тот бюджет Вид бюджета, в который уплачивается налог (взнос), указывается в 12-м и 13-м знаках КБК, в частности: - 01 - федеральный бюджет; - 02 - бюджет субъекта Российской Федерации; - 03 - местный бюджет; - 06 - Пенсионный фонд; - 07 - ФСС РФ; - 08 - ФФОМС; - 09 - ТФОМС. Если именно эти знаки КБК при уплате налога (взноса) были указаны неверно и налог (взнос) ушел не в тот бюджет (например, при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вместо бюджета Пенсионного фонда (значение 06) был указан федеральный бюджет (значение 01)), то это расценивается как неуплата налога (взноса) в установленный срок <4>. При этом зачет ошибочно уплаченного налога (взноса) в счет предстоящих платежей (погашения задолженности по налогу, пени, штрафам) может быть осуществлен только в тот же бюджет, в который была ошибочно направлена сумма налога (взноса) <5>. В связи с этим налогоплательщику необходимо действовать следующим образом. Внимание! Излишне уплаченная сумма налога (сбора) может быть зачтена в счет предстоящих платежей (погашения недоимки по налогу (сбору), пени, штрафов) только в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (сбора) <5>. 1. Как можно скорее повторно уплатить сумму налога (взноса) с указанием надлежащего КБК. 2. В тот же бюджет отдельным платежным поручением уплатить сумму пени по налогу (взносу), равную 1/300 от действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты налога (взноса), и по день погашения недоимки включительно <6>. В платежном поручении при этом 14-й знак КБК должен быть указан равным 2. Внимание! Процентная ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ с 15.06.2004, составляет 13% <7>. 3. Обратиться в налоговый орган (иной уполномоченный орган) с письменным заявлением в произвольной форме: - либо о зачете суммы ошибочно уплаченного налога (взноса) в счет предстоящих платежей (имеющейся недоимки) или задолженности по пеням и штрафам в тот же бюджет <5>; - либо о возврате ошибочно уплаченного налога (взноса) <8>. Сделать это можно в любое время, но не позднее 3 лет со дня уплаты налога (взноса) по неверному КБК <9>. 4. Если налоговый орган (иной уполномоченный орган) решит привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременную уплату налога (взноса), перечисленного не в тот бюджет <10>, и направит налогоплательщику решение о привлечении к ответственности, то в зависимости от того, кем была обнаружена недоплата в бюджет, возможны две ситуации: - если налогоплательщик сам обнаружил свою ошибку и доплатил налог (взнос) в бюджет до получения требования об уплате налога (взноса), он может не уплачивать штраф до обращения налогового органа (иного уполномоченного органа) в суд. Ведь суд по итогам рассмотрения спора вправе посчитать факт самостоятельного выявления и уплаты недоимки по налогу (взносу) смягчающим обстоятельством и снизить размер штрафа не менее чем в 2 раза <11> или вообще отказать во взыскании штрафа, применив норму об освобождении налогоплательщика от ответственности при самостоятельном выявлении и устранении им допущенной ошибки <12>; - если же недоимка по налогу (взносу) была обнаружена налоговым органом (иным уполномоченным органом), который направил налогоплательщику требование об уплате налога (взноса), штраф лучше уплатить в полной предъявленной сумме, поскольку каких-либо оснований для снижения величины штрафа либо для освобождения налогоплательщика от ответственности в данном случае не имеется. Если уплачен не тот налог Если при перечислении налога (взноса) вид бюджета был указан правильно, но была допущена ошибка в КБК при указании: - администратора поступлений в бюджет - первые три знака КБК, например, при перечислении налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в КБК первые три цифры были указаны 182 (Федеральная налоговая служба) вместо 153 (Федеральная таможенная служба); - группы - 4-я цифра КБК, при уплате налогов, сборов и взносов принимающая значение 1 - доходы; - подгруппы (то есть вид дохода или вид налога, взноса) - 5-я и 6-я цифры КБК, например, в платежном поручении был указан налог на прибыль вместо ЕСН (вместо 02 указано 01), то недоимки по налогу (взносу) не возникает, поскольку налогоплательщик выполнил обязанность по перечислению налога (взноса) в соответствующий бюджет <13>. В связи с этим погашать задолженность по изначально планировавшемуся к уплате налогу (взносу) путем повторного перечисления той же суммы не нужно. Однако налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган (иной уполномоченный орган) с письменным уведомлением в произвольной форме о допущенной ошибке, например с заявлением о зачете ошибочно уплаченного налога в счет задолженности по налогу, изначально планировавшемуся к уплате <14>. Уплачивать пени и штраф за несвоевременную уплату налога (взноса) не нужно, поскольку бюджет не понес каких-либо убытков, компенсацией которых они являются <15>. Если при уплате налога допущены иные ошибки Если при уплате налога (взноса) в КБК были допущены какие-либо иные ошибки (при указании 7 - 11-го, 14 - 20-го знаков КБК), то недоимки по налогу (сбору) не возникает, и, кроме того, направлять самим в уполномоченные органы уведомление о допущенной ошибке не обязательно. Администраторы поступлений в бюджет самостоятельно исправят КБК, используя текстовую информацию, содержащуюся в платежном поручении, в том числе в поле 24 "Назначение платежа". Например, при неправильном указании 14-й цифры КБК (вид платежа - налог, пени или штраф) опознать платеж смогут по значению показателя в поле 110 "Тип платежа" платежного поручения (НС, ПЕ, СА и т. д.). Налоговые органы (либо иные администраторы поступлений в бюджет) самостоятельно решат, какой статус присвоить платежу. Кроме того, налоговые органы при несоответствии 14-й цифры КБК показателю в поле 110 "Тип платежа" платежного документа даже обязаны направить налогоплательщику Уведомление об ошибочном указании информации в расчетном документе для получения от него письменного заявления об уточнении реквизитов платежного документа <16>. Как заполнить КБК в отчетности Поскольку уплата налогов (сборов) с 1 января 2005 г. осуществляется уже по новым КБК, то и в отчетности (в том числе годовой) при отражении сумм налога (сбора), подлежащих уплате уже после указанной даты, следует указывать новые КБК. В связи с этим до внесения изменений в формы отчетности при заполнении раздела 1 деклараций <17> необходимо указывать 20-значный КБК в поле из 7 знаков. Порядок отражения КБК целесообразно уточнить в своей налоговой инспекции (поскольку именно она будет вводить данные в автоматизированную компьютерную систему), и в соответствии с указаниями инспектора: - либо использовать только ширину поля, предназначенную для указания КБК (то есть 7 знакомест), включая пространство между знакоместами (например, так предлагает поступать Управление ФНС России по Волгоградской области в памятке по заполнению стандартных форм отчетности на сайте: http://www.r34.nalog.ru/index.php?topic=ss34н). Такой способ наиболее приемлем при ручном заполнении отчетности; - либо вписать показатели, начиная с левого ограничителя по одной цифре в соответствующее поле, а непоместившиеся цифры - справа от крайнего правого знакоместа. Примечание. Формы отчетности с учетом увеличения до 20 знаков показателя "Код бюджетной классификации" можно найти в разделе "Законодательство" системы КонсультантПлюс (информационный банк ВерсияПроф, справочная информация). ------------------------------- <1> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н <2> Письмо ФНС России от 03.12.2004 N 10-4-03/5626@ <3> Письмо Минфина России от 04.11.2004 N 11-18-10/307 <4> Постановление ФАС УО от 28.04.2004 N Ф09-1626/04-АК <5> пп. 4, 5 ст. 78 НК РФ <6> пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ; ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ <7> Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1443-У <8> п. 7 ст. 78 НК РФ <9> Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04; п. 8 ст. 78 НК РФ; ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ <10> подп. 1 п. 2 ст. 101, ст. 122 НК РФ; п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ <11> подп. 3 п. 1 ст. 112, пп. 3, 7 ст. 114 НК РФ; Постановление ФАС ВВО от 11.11.2003 N А29-7517/2002А; Постановление ФАС ВСО от 02.07.2004 N А19-423/04-5-Ф02-2416/04-С1; Постановление ФАС ЗСО от 15.03.2004 N Ф04/1293-349/А45-2004; Постановление ФАС СЗО от 04.08.2003 N А56-4307/03 <12> п. 4 ст. 81 НК РФ <13> Постановление ФАС ВВО от 08.09.2003 N А29-1435/2003А; Постановление ФАС ЗСО от 26.04.2004 N Ф04/2206-708/А45-2004; Постановление ФАС МО от 19.07.2004 N КА-А40/5954-04 <14> п. 5 ст. 78 НК РФ <15> п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ от 17.12.96 N 20-П; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 04.07.2002 N 202-О; п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 <16> Письмо ФНС России от 03.12.2004 N 10-4-03/5626@ <17> п. 1.4 раздела 1 Единых требований к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, утв. Приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 3 --------------------------------------------------------------------- УСТАНОВЛЕННЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРОМ СУТОЧНЫЕ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ НДФЛ М.Филимонова ВАС РФ признал недействующим Письмо МНС России <1>, в котором устанавливались обязательные для налоговых органов правила обложения суточных налогом на доходы физических лиц <2>. В соответствии с рассматриваемым Письмом суточные сверх 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ <3> подлежат обложению НДФЛ в общем порядке. Однако суд указал, что нормами НК РФ определено, что при оплате работодателем работнику расходов на командировку в доход работника, подлежащий обложению НДФЛ, включаются суточные в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством <4>. Между тем законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к НДФЛ не определены. Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством: работодатель обязан возмещать работнику, направленному в служебную командировку, суточные в размере, определенном коллективным договором или локальным нормативным актом организации и ограниченном только минимальным размером, установленным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729, - 100 руб. в сутки <5>. При этом указанный минимальный размер суточных не может быть признан нормой, применяемой в целях налогообложения дохода физических лиц, поскольку устанавливающий его нормативный акт имеет другую сферу применения - упорядочение финансирования и расходования средств федерального бюджета - и не ограничивает величину производимых работнику выплат, если они согласованы с работодателем. Нормы же суточных, определенные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, используются исключительно для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций, вследствие чего также не могут быть применены для целей исчисления НДФЛ. Как следует из вышесказанного, не должны включаться в облагаемый НДФЛ доход работника суточные в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом организации, а никак не в пределах 100 руб. за каждый день командировки по России. ------------------------------- <1> Письмо МНС России от 17.02.2004 N 04-2-06/127 <2> Решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04 <3> Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, от 02.10.2002 N 729 <4> п. 3 ст. 217 НК РФ <5> ст. 168 ТК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 4 --------------------------------------------------------------------- НЕПОЛУЧЕННЫЕ ПРОЦЕНТЫ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ Е.Шаронова Долгое время между налоговыми органами и организациями-заемщиками велись споры о необходимости признания такими организациями дохода при получении беспроцентного займа. Пытаясь привлечь налогоплательщика к ответственности за занижение налога на прибыль, налоговые органы утверждали, что при получении денежных средств по договору беспроцентного займа организация-заемщик на основании п. 8 ст. 250 НК РФ безвозмездно получила от заимодавца "услугу по предоставлению займа" и поэтому сумму сэкономленных процентов она должна включить во внереализационный доход, тем самым увеличив налоговую базу по налогу на прибыль. При этом официально такую позицию налоговые органы не подтверждали, об этом налогоплательщикам говорилось на семинарах, "горячих линиях" по исчислению налога на прибыль. Организации не соглашались с такой позицией и, утверждая, что в этом случае у заемщика никакого дохода не возникает, так как никакой услуги от заимодавца он не получает, обращались в суды, которые поддерживали налогоплательщиков (подробнее см. издание "Главная книга. Конференц-зал", 2004, N 1, с. 62). В 2004 г. налогоплательщиков поддержал и ВАС РФ, подтвердив, что пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов нельзя рассматривать как правоотношения по оказанию услуг. Также суд указал, что гл. 25 НК РФ не рассматривает материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными денежными средствами как доход, облагаемый налогом на прибыль, и, следовательно, при получении беспроцентного займа никакого дохода, облагаемого налогом на прибыль, у организации-заемщика не возникает <1> (подробнее см. журнал "Главная книга, 2004, N 19, с. 79). И вот наконец-то официально ФНС России признала, что гл. 25 НК РФ не дает оценки "экономической выгоды" за пользование беспроцентным займом и не содержит положений, которые устанавливают порядок определения для целей налогообложения доходов в случаях, когда налогоплательщик получает беспроцентный заем, поэтому сэкономленная сумма процентов в целях налогообложения прибыли не рассматривается в качестве дохода у заемщика <2>. ------------------------------- <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 3009/04 <2> Письмо ФНС России от 13.01.2005 N 02-1-08/5@ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 4 --------------------------------------------------------------------- ЭКОНОМИЯ НА ПРОЦЕНТАХ ПО ЖИЛИЩНЫМ КРЕДИТАМ Л.Елина Федеральная налоговая служба выпустила разъяснение, касающееся порядка исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) <1> с материальной выгоды по целевым кредитам (займам) на приобретение (новое строительство) жилья. Как известно, с 1 января 2005 г. <2> материальная выгода от экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств облагается по следующим ставкам: - 13% - по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным физическим лицом на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств; - 35% - по всем остальным кредитам (займам). Примечание. С текстом этого Письма ФНС России можно ознакомиться в разделе "Законодательство" системы КонсультантПлюс (информационный банк ВерсияПроф). Организации, которые выдают кредиты и займы физическим лицам, должны учесть, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, должно осуществляться налогоплательщиком самостоятельно <3>. Причем дата фактического получения дохода должна определяться как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам <4>, но не реже чем один раз в календарном году <5>. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет в случае получения дохода в виде материальной выгоды, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно, кроме того, он должен будет представить по итогам года налоговую декларацию <6>. Таким образом, организация, выдавшая кредит или заем, не является налоговым агентом. Примечание. Порядок расчета налога на доходы физических лиц с сумм материальной выгоды приведен в справке 3 на с. 69 (рубрика "Корреспонденция счетов"). Об особенностях исчисления налога с материальной выгоды в 2005 г. вы можете прочитать в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2005, N 1, с. 35. В то же время заемщик может уполномочить организацию исчислять НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств. В этом случае организация будет выступать от имени работника в качестве уполномоченного представителя. Но для этого необходимо, чтобы физическим лицом была выдана на имя организации нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной <7>. В случае если организация получит от своего работника простую доверенность (или же вообще не получит никакой доверенности), у нее не будет законных оснований для исчисления налога на доходы с сумм материальной выгоды, возникшей у работника от экономии на процентах. Но для кредитных организаций (банков) ФНС России делает исключение: по мнению налоговой службы, такие организации выступают в качестве налогового агента, который обязан определить налоговую базу, исчислить и удержать налог на доходы при получении налогоплательщиком доходов от экономии на процентах за пользование кредитными средствами <8>. В любом случае, для того чтобы при расчете НДФЛ можно было применять налоговую ставку 13%, нужны документы, подтверждающие целевое использование налогоплательщиком заемных средств. Перечень таких документов не установлен. Налоговые органы рекомендуют пользоваться для подтверждения правомерности исчисления НДФЛ с материальной выгоды по ставке 13% следующими документами <9>: - при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документами, подтверждающими право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем (свидетельство о государственной регистрации) <10>; - при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме - договором о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, актом о передаче квартиры (доли (долей) в ней) налогоплательщику или документами, подтверждающими право собственности на квартиру или долю (доли) в ней; - платежными документами, оформленными в установленном порядке и подтверждающими факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы). Таким образом, до тех пор, пока заемщик не представил в банк или в организацию, уполномоченную исчислять НДФЛ с сумм материальной выгоды, документы, подтверждающие целевое использование средств жилищного кредита, налог с сумм экономии на процентах должен исчисляться по ставке 35%. В последующем этот налог может быть пересчитан по ставке 13%, если <11>: - работник обратится в организацию за предоставлением ему имущественного налогового вычета и представит уведомление о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет <12>, выданное налоговым органом; - заемщик представит документы, подтверждающие целевое использование полученных им средств по жилищному кредиту (займу). Однако заметим, что пересчет НДФЛ с сумм экономии на процентах по займу (кредиту) возможен только по тем из них, которые фактически начислены (признаны в составе дохода физического лица) после 1 января 2005 г., - ведь именно с этой даты данный вид дохода облагается по ставке 13%. ------------------------------- <1> Письмо ФНС России от 24.12.2004 04-3-01/928 <2> ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"; пп. 1, 2 ст. 224 НК РФ <3> подп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ <4> подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ <5> ст. 216 НК РФ <6> подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ <7> ст. 29 НК РФ <8> Письмо ФНС России от 24.12.2004 N 04-3-01/928 <9> подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ <10> статьи 13, 14 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <11> Письмо ФНС России от 24.12.2004 N 04-3-01/928 <12> утв. Приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@ "О форме уведомления" Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 4 --------------------------------------------------------------------- ЭКСПОРТЕРЫ ТОВАРОВ, НЕ ОБЛАГАЕМЫХ НДС, НЕ ИМЕЮТ ПРАВА НА ВЫЧЕТ Л.Гужелева По общему правилу экспортеры, которые подтвердили обоснованность применения нулевой ставки, представив в налоговый орган необходимые документы <1>, имеют право на возмещение "входного" НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) <2>. А как быть, если экспортируется освобожденный от НДС товар? Этот вопрос был предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ. Налогоплательщик, реализовавший в 2001 г. лекарства на экспорт, ссылаясь на положения гл. 21 НК РФ о применении ставки НДС 0% при экспорте, предъявил к возмещению "входной" НДС. По итогам камеральных проверок налоговых деклараций по налоговой ставке 0% налогоплательщик получил по указанным операциям возмещение сумм НДС, уплаченных своим поставщикам. Впоследствии по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение об уплате налогоплательщиком сумм ранее возмещенного налога, пени за просрочку его уплаты, а также штрафа за неполную уплату налога. Дело долго рассматривалось в судебных инстанциях и в итоге судебных разбирательств попало на рассмотрение Президиума Высшего арбитражного суда РФ, вынесшего решение в пользу налогового органа в части обязанности налогоплательщика уплатить необоснованно возмещенный налог и соответствующие пени <3>. Указанное решение основано на следующих обстоятельствах. Глава 21 НК РФ различает операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) <4>, и операции, облагаемые по различным ставкам, включая ставку 0% <5>. Из этого следует, что к не облагаемым НДС операциям вообще невозможно применение какой-либо ставки, представляющей собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы <6>, поскольку при осуществлении таких операций просто-напросто отсутствует налоговая база. Учитывая, что операции с лекарственными средствами в 2001 г. НДС не облагались <7>, экспортные операции с такими товарами также не подлежали обложению НДС по каким-либо ставкам, включая ставку 0%. Кроме того, при использовании товаров (работ, услуг) для операций по производству и реализации товаров, не подлежащих обложению НДС, суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении этих товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости <8>. Следовательно, реализация не облагаемых НДС товаров на экспорт исключает возможность возмещения из бюджета сумм налога, уплаченных поставщикам. Таким образом, у экспортеров не облагаемых НДС товаров нет права на возмещение "входного" НДС и обязанности представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%. А вот решение налогового органа в части наложения штрафа за неполную уплату налога, установленного п. 1 ст. 122 НК РФ, признано недействительным, так как возмещение налога произведено налоговым органом вследствие его ошибки без признаков недобросовестности со стороны налогоплательщика. ------------------------------- <1> ст. 165 НК РФ <2> п. 3 ст. 172 НК РФ <3> Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2004 N 8870/04 <4> ст. 149 НК РФ <5> ст. 164 НК РФ <6> п. 1 ст. 53 НК РФ <7> подп. "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"; ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ <8> подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 4 --------------------------------------------------------------------- В РОССИИ И ЦЕНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РОССИЙСКИЕ Е.Шаронова Вступили в силу изменения в Закон о защите прав потребителей, запрещающие организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим товары и оказывающим услуги населению, указывать цены в условных единицах <1>. Теперь на ценнике в магазине или в прейскуранте (прайс-листе) организации (индивидуального предпринимателя), оказывающей (оказывающего) услуги населению (например, турфирмы, автосалона, косметического салона, салона красоты), цена должна быть указана только в российских рублях, а не в условных единицах, которые обычно "привязываются" к курсу доллара или евро. Заметим, это требование не распространяется на продажу товаров индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам: для них по-прежнему можно указывать цены в прайс-листах (прейскурантах) и выставлять счета-фактуры в условных единицах <2>. Указание цен в российских рублях для организаций обернется дополнительной работой и затратами. Так, если организация (предприниматель) захочет сохранить принцип формирования цены на товар в зависимости от курса иностранной валюты (доллара, евро), то ценники на товар придется менять по мере изменения курса валюты, то есть, возможно, ежедневно. Игнорирование организациями и индивидуальными предпринимателями указанного требования Закона может повлечь за собой привлечение к административной ответственности за нарушение права потребителя (гражданина) на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге). Размер налагаемого штрафа составляет <3>: - для должностных лиц организации или индивидуального предпринимателя - от 500 до 1000 руб.; - для организации - от 5000 до 10 000 руб. При этом провести проверку, составить протокол и наложить штраф на организацию или индивидуального предпринимателя могут органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей <4>. Следует обратить внимание на то, что органы Федеральной антимонопольной службы не могут реализовать предоставленное им КоАП РФ <5> право составлять протоколы о данном административном правонарушении и привлекать к административной ответственности, поскольку в настоящее время они не наделены полномочиями проводить проверки организаций и индивидуальных предпринимателей <6>. ------------------------------- <1> п. 7 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ; статьи 4, 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ <2> п. 7 ст. 169 НК РФ; пп. 2, 3 ст. 317 ГК РФ <3> ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ <4> ст. 23.49, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ; Положение о Государственной инспекции по торговле.., утв. Постановлением Правительства РФ от 27.05.93 N 501 <5> ст. 23.48 КоАП РФ <6> Положение о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 4 --------------------------------------------------------------------- Материалы из журнала "ГЛАВНАЯ КНИГА. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ" О ПРЕДСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА ПО ПОЧТЕ А. Рымкевич Можно ли привлечь страхователя <1> к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, в случае их представления не лично, а по почте? ****************************************************************** * ДА * НЕТ * ****************************************************************** *Страхователи обязаны представлять в территориальные органы стра-* *ховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (пер-* *сонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и* *выплаты обязательного страхового обеспечения <2>. * * * *За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых * *для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в* *системе обязательного пенсионного страхования, либо представле- * *ние неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в * *том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страхо- * *вые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 * *процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный * *фонд Российской Федерации <3>. * ****************************************************************** *Законодательством о пенсионном *Законодательством о пенсионном * *страховании не предусмотрена *страховании не предусмотрен зап-* *возможность представления све- *рет представления сведений по * *дений по почте и не урегулиро- *почте. * *ван порядок такого представле- * * *ния (ценным или заказным пись- *Отсутствует норма, предусматри- * *мом, с описью вложения или без *вающая представление сведений * *и т. п.). *лично, а не иным способом. * * * * *Не ясно, что считать днем *Датой представления сведений * *представления сведений в случае*можно считать день их отправле- * *их направления по почте: день *ния по почте (по аналогии с на- * *их отправления, как это предус-*логовым законодательством) <4>. * *мотрено, например, для налого- * * *вой декларации <4>, или день * * *получения органом ПФР, как это * * *установлено для документов при * * *осуществлении государственной * * *регистрации юридических * * *лиц <5>, либо какой-то другой * * *день. * * ****************************************************************** * ПРАКТИКА * ПРАКТИКА * ****************************************************************** * ФАС Московского округа * ****************************************************************** * *от 16.10.2003 N КА-А40/7948-03 * ****************************************************************** * ФАС Западно-Сибирского округа <*> * ****************************************************************** * *от 10.12.2003 * * *N Ф04/6154-1111/А75-2003 * ****************************************************************** * ИТОГО: 0 * ИТОГО: 2 * ****************************************************************** ------------------------------- <*> В указанном Постановлении дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию, однако из него можно сделать вывод о возможности представления по почте сведений, необходимых для индивидуального персонифицированного учета. ------------------------------- <1> п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <2> п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; ст. 11, абз. 3 ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <3> абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; Письмо ПФР от 05.08.2003 N КА-09-25/8276 <4> п. 2 ст. 80 НК РФ <5> п. 2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 2 --------------------------------------------------------------------- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В ОРГАНЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ А. Рымкевич В связи с изменением адреса филиал ООО "Жар-птица" 25.10.2004 снялся с учета в территориальном органе ПФР в Заринске и встал на учет в Змеиногорске. 29.11.2004 на имя руководителя филиала было подано заявление А.Г. Голубева об увольнении в связи с выходом на пенсию с 01.12.2004. При представлении документов о снятии с учета в территориальный орган ПФР в Заринске обособленное подразделение должно представить индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (т.е. А.Г.Голубева) по форме СЗВ-4-1 (утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.10.2002 N 122п) за период с 01.01.2004 по 25.10.2004 (п. 3 ст. 11, ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ). По общему правилу форма СЗВ-4-1 представляется за расчетный период, под которым понимается календарный год (ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). При представлении сотрудником заявления о выходе на пенсию обособленное подразделение должно представить форму СЗВ-4-1 в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по новому месту нахождения за период с 25.10.2004 по 30.11.2004. Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 2 --------------------------------------------------------------------- ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БУХОТЧЕТНОСТЬ, СОСТАВЛЕННУЮ СТОРОННИМ СПЕЦИАЛИСТОМ А. Дыбов Вопрос. На семинаре по годовой бухотчетности рассматривались нюансы ее оформления в случае, когда ведение бухучета передано сторонним специалистам. А кто отвечает за достоверность отчетности? А. Д.: Наиболее распространенными видами ответственности за нарушения в области бухгалтерского учета являются налоговая <1> и административная <2>. Руководитель организации действительно вправе на договорных началах передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту <3>. Но это ни в коем случае не снимает с него ответственности за организацию бухучета и соблюдение профильного законодательства, что прямо предусмотрено Законом о бухучете <4>. Так что за ошибку сторонних специалистов при составлении бухгалтерской отчетности придется отвечать как организации <5>, так и ее руководителю <6>. Вопрос. И какова "цена" ошибки? А. Д.: За допущенное два раза и более в течение года несвоевременное или неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации на нее может быть наложен штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей - в зависимости от обстоятельств <7>. Одновременно искажение сторонним специалистом любой строки любой формы отчетности не менее чем на 10% "обойдется" руководителю в 2000-3000 рублей <8>. Правда, в отношении последнего штрафа нельзя не упомянуть об одном нюансе. Дело в том, что при выявлении административного правонарушения обязательно составление протокола <9>, который помимо прочего должен содержать объяснения и подпись привлекаемого к ответственности лица <10>. Фактически получается, что руководитель организации обязательно должен присутствовать при составлении протокола. Но заставить его явиться специально для этого в налоговую инспекцию налоговики не могут <11>. В результате в ситуации, когда искажение отчетности, сданной представителем, выявлено в ходе камеральной проверки <12>, привлечь руководителя организации к административной ответственности довольно затруднительно. Ведь невозможность составления протокола влечет за собой невозможность возбуждения дела об административном правонарушении <13>. Вопрос. И все-таки несправедливо все это со штрафами. Оплошность чужая, а я - отвечай. А. Д.: Ну Вам же ничто не мешает при составлении договора о передаче функций по ведению бухучета сторонним специалистам предусмотреть их ответственность перед Вами за недостоверность отчетности. Например, в сумме примененных к Вам санкций плюс судебные издержки и тому подобное. Несогласие с таким положением договора - повод задуматься, а стоит ли вообще с этими специалистами связываться? Так что все в Ваших руках. ------------------------------- <1> разд. VI НК РФ <2> гл. 15 КоАП РФ <3> подп. "в" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <4> п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <5> п. 1 ст. 107 НК РФ <6> п. 4 ст. 108 НК РФ; ст. 2.4 КоАП РФ <7> ст. 120 НК РФ <8> ст. 15.11 КоАП РФ <9> ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ <10> ч. 2, 5 ст. 28.2 КоАП РФ <11> ст. 27.15 КоАП РФ <12> ст. 88 НК РФ <13> ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 2 ---------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk |
Отписаться |
В избранное | ||