← Январь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
+2 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.01.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Новости от КонсультантПлюс |
"Горячие" документы: |
Материалы из журнала "Главная книга" 1 ЯНВАРЯ. ЕСН СНИЗИЛСЯ, А ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ ВЫРОСЛИ Л.Елина С нового года изменились правила исчисления единого социального налога (ЕСН) и взносов на обязательное пенсионное страхование <1>. Прежде всего, снизились ставки ЕСН, а также изменилась структура регрессивной шкалы. Теперь в ней три ступени <2>: 1) до 280 000 руб. (общая ставка ЕСН = 26%); 2) от 280 001 до 600 000 руб. (общая ставка ЕСН = 72 800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб.); 3) свыше 600 000 руб. (общая ставка ЕСН = 104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.). Налогоплательщики, чьи работники получают в год до 200 000 руб. каждый, больше всего выиграли от снижения налоговых ставок по ЕСН. К числу "счастливчиков" можно отнести и те организации, которые в 2004 г. не имели права на регрессию, но выплачивают отдельным работникам более 280 000 руб. в год (то есть более 23 333,33 руб. в месяц): теперь организация может использовать регрессивные (пониженные) ставки при исчислении ЕСН с выплат таким работникам. Ведь с нового года организациям и индивидуальным предпринимателям больше не нужно подтверждать право на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН - ставка ЕСН зависит только от величины налоговой базы конкретного работника <3>. Но из-за того, что пониженной ставкой ЕСН можно будет воспользоваться только при исчислении налога с выплат работникам, получающим более 280 000 руб. в год (более 23 333,33 руб. в месяц), вероятно, регрессия будет доступна далеко не всем организациям. Изменения коснулись и тарифов на обязательное пенсионное страхование. В целом их максимальная ставка не снижена - изменены лишь пропорции распределения между отчислениями на накопительную и страховую части пенсии <4>. Сумма взносов, зачисляемая в Пенсионный фонд РФ, составляет больше половины суммы ЕСН, начисляемой в федеральный бюджет. Таким образом, плательщикам ЕСН теперь надо платить в Пенсионный фонд РФ даже больше, чем в федеральный бюджет (напомним, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, равна начисленной сумме ЕСН за минусом налогового вычета - суммы пенсионных взносов) <5>. В целом расчет пенсионных взносов, как и ЕСН, стал более простым: регрессивная шкала, так же как и для ЕСН, состоит теперь из трех ступеней (до 280 000 руб., от 280 001 до 600 000 руб., свыше 600 000 руб.). Кроме того, с этого года ставки взносов одинаковы для мужчин и женщин одного возраста, а все работники подразделяются на две возрастные группы (а не на три, как раньше): 1) родившиеся в 1966 г. и раньше, 2) родившиеся в 1967 г. и позже. Для лиц первой возрастной категории не предусмотрены отчисления на накопительную часть пенсии. Для работающих в обычных организациях (то есть за исключением фермерских хозяйств, сельхозтоваропроизводителей и т. д.) тариф в размере 14% (с выплат до 280 000 руб. в год на каждого работника) установлен лишь на финансирование страховой части пенсии <6>. Для второй возрастной категории на период с 2005 по 2007 г. установлены "переходные" тарифы: 10% на страховую и 4% на накопительную часть пенсии (с выплат до 280 000 руб. в год на каждого работника). С 2008 г. они составят соответственно 8 и 6% <6>. В результате изменения регрессивной шкалы пониженную ставку можно применять только после того, как выплаты на одного работника превысят 280 000 руб. Кроме того, повысились и тарифы на льготных (второй и третьей) ступенях регрессии. Поэтому сумма взносов на обязательное пенсионное страхование работников с выплат, превышающих 100 000 руб. в год, с 2005 г. увеличится. Это может повлечь увеличение налогового бремени (если условно отнести пенсионные взносы к разновидности налога) для спецрежимников (плательщиков ЕНВД, ЕСХН или "упрощенцев") - ведь они не являются плательщиками ЕСН. ------------------------------- <1> ст. 4 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" <2> ст. 241 НК РФ; подп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ <3> подп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ <4> п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ <5> п. 2 ст. 243 НК РФ <6> подп. "а" п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 1 --------------------------------------------------------------------- ЕНВД РАСТЕТ И ШИРИТСЯ Л.Елина ЕНВД для "рекламщиков" С 1 января 2005 г. расширился круг плательщиков ЕНВД: вступили в силу дополнения в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в соответствии с которыми с этого времени система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении такого вида деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы <13>. Примечание. С 2005 г. отменен налог на рекламу <14>. Обратите внимание на то, что для целей ЕНВД существует специальное определение средств наружной рекламы. Это щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло и иные стационарные технические средства <11>. С классическими рекламными щитами, устанавливаемыми вдоль улиц, все более-менее понятно - они точно относятся к объектам наружной рекламы. Однако полный перечень рекламоносителей для наружной рекламы отсутствует. Распространение и (или) размещение наружной рекламы - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие <11>. Поэтому налоговые органы успели уже разъяснить, что относится к стационарным рекламным носителям. Итак, к стационарным техническим средствам наружной рекламы относятся только те технические средства, которые размещены на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т. п.), непосредственно связаны с ними и не предназначены для перемещения в течение всего срока, установленного для их размещения в соответствующих рекламных местах (щитовые установки, наземные и настенные панно, крышевые установки, афишные тумбы, кронштейны, проекционные установки, электронные табло, маркизы, транспаранты-перетяжки и т. п.) <15>. Главный признак рекламных носителей для целей обложения рекламной деятельности ЕНВД - их стационарность. И здесь необходимо отметить, что важна не сама по себе возможность или невозможность перемещения данного рекламного носителя (щита, вывески, транспаранта-перетяжки), а важно то, что он размещается на конкретном месте. В некоторых городах установлены правила размещения наружной рекламы. Например, в Москве наружная реклама должна проходить обязательную паспортизацию, то есть на каждую рекламную установку должен быть оформлен паспорт рекламного места <16>, в котором четко указано место, где данный рекламный носитель размещается. Например, саму по себе перетяжку (чаще всего тканевую полосу, которая натягивается между проводами или столбами) трудно назвать стационарным носителем. Однако для каждой такой перетяжки установлено конкретное место, где она может размещаться. Владелец перетяжки, по сути, владеет стационарным рекламным местом, где он может размещать перетяжки с рекламой. И еще один признак рекламных носителей для целей ЕНВД - это их наружное размещение. Это значит, что реклама в метро и торговых центрах, пусть даже и расположенная на стационарных носителях (щитах, стенах и т. д.), не облагается ЕНВД, поскольку она не является наружной - ведь она располагается внутри зданий и сооружений. Рассмотрим, кого коснутся вышеуказанные перемены в налогообложении: только рекламных агентств или еще и организаций, которые являются владельцами рекламных щитов, перетяжек и иных объектов наружной рекламы, но размещают на них только свою собственную рекламу или сдают их в аренду. Из определения, данного в Налоговом кодексе, следует, что ЕНВД с деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы должны платить те организации и индивидуальные предприниматели, для которых это является одним из видов предпринимательской деятельности <17>. Поэтому с нового года плательщиками ЕНВД становятся практически только рекламные агентства и только по деятельности, связанной с распространением и размещением наружной рекламы. Те, кто распространяет и размещает только собственную наружную рекламу, не являются плательщиками ЕНВД. Такого же мнения придерживаются и налоговые органы <20>. Кроме того, налоговая служба уточняет, что под действие системы налогообложения в виде ЕНВД подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые извлекают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях <21>. Сдача рекламного места в аренду может быть приравнена к оказанию услуг, связанных с извлечением доходов от принадлежащих организации рекламных носителей. Если рекламное место взято в аренду рекламным агентством, то ЕНВД, на наш взгляд, должно будет платить это агентство, а если арендодателем является сам рекламодатель, то платить ЕНВД должен собственник рекламного щита или иной рекламной установки. Однако если рекламное место пустует и его владелец не получает доходов от использования рекламного щита, вывески и т. д., то ЕНВД с площади таких неиспользуемых рекламных объектов платить не надо. Но при этом надо учитывать, что, по мнению Минфина России, для целей исчисления ЕНВД месяц, в котором организация прекратила свою деятельность (в данном случае - перестала размещать рекламу), облагаемую данным налогом, принимается за полный месяц. Для того чтобы исчислить ЕНВД, надо знать площадь информационного поля рекламного носителя. Для печатной и (или) полиграфической наружной рекламы площадью информационного поля является площадь нанесенного изображения, для световых и электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности. Значения базовой доходности 1 кв. м информационного поля следующие <18>. ****************************************************************** *Виды предпринимательской* Физические показатели * Базовая * * деятельности * * доходность * * * *в месяц, руб.* ****************************************************************** *Распространение и (или) *Площадь информационного * 3000 * *размещение печатной и *поля печатной и (или) * * *(или) полиграфической *полиграфической наружной * * *наружной рекламы *рекламы (в квадратных * * * *метрах) * * ****************************************************************** *Распространение и (или) *Площадь информационного * 4000 * *размещение посредством *поля световых и * * *световых и электронных *электронных табло * * *табло наружной рекламы *наружной рекламы * * * *(в квадратных метрах) * * ****************************************************************** Но как определить базовую доходность рекламной установки (щита, рекламной тумбы), на которой можно поочередно демонстрировать несколько рекламных картинок (например, если рекламная установка состоит из переворачивающихся полос)? Подобные установки нельзя отнести к световой рекламе, поэтому базовая доходность должна определяться как для печатной и (или) полиграфической продукции - из расчета 3000 руб/м2. Но в таком случае надо учесть, что площадь информационного поля нужно будет рассчитывать с учетом количества рекламных изображений, которые возможно на нем разместить. Например, если на каждой стороне рекламного щита можно одновременно расположить два различных рекламных изображения, которые сменяют друг друга, то площадь информационного поля будет рассчитываться следующим образом: площадь видимой поверхности щита х 2 стороны х 2 рекламных изображения. Рекламные агентства и индивидуальные предприниматели, которые наряду с размещением наружной рекламы оказывают и иные виды рекламных услуг (например, рекламные агентства "полного цикла", которые осуществляют все виды рекламных услуг - от печатания листовок, размещения рекламных объявлений в газетах до телевизионной рекламы), будут вынуждены вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, связанной с размещением наружной рекламы, и иных видов рекламной деятельности <19>, на которые распространяется общий режим налогообложения. Ведь только операции по размещению наружной рекламы подлежат обложению ЕНВД <20>. Для того чтобы изменения, внесенные в НК РФ в отношении обложения единым налогом на вмененный доход деятельности по размещению наружной рекламы, действительно заработали, на территории соответствующего субъекта РФ должен быть принят закон, устанавливающий порядок введения в этом субъекте ЕНВД в отношении данного вида деятельности <21>. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе до 1 января 2005 г. принять соответствующие законы, определяющие порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и значения коэффициента К2 в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы <22>. Для того чтобы такой закон вступил в силу с 1 января 2005 г., субъект РФ должен был опубликовать свой закон до 1 декабря 2004 г. <23> Если закон будет принят и опубликован после 1 декабря 2004 г., но до 1 марта 2005 г., то деятельность по размещению и (или) распространению наружной рекламы в соответствующем субъекте будет облагаться ЕНВД с 1 апреля 2005 г. <24> По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу <23>. Надо сказать, что регионы стали вводить ЕНВД для наружной рекламы достаточно активно - ведь местные бюджеты потеряли с нового года налог на рекламу, и этот пробел в доходах надо чем-то заполнять. На момент подписания журнала в печать редакции стало известно, что ЕНВД для наружной рекламы планируют ввести следующие регионы: Москва, Санкт-Петербург, Воронежская область, Новосибирская область, Самарская область, Краснодарский край, Тюменская область, Приморский край, Свердловская область, Ростовская область, Иркутская область, Оренбургская область, Нижегородская область, Ульяновская область, Вологодская область, Рязанская область, Республика Башкортостан, Кемеровская область, Томская область, Челябинская область, Республика Адыгея, Республика Коми, Камчатская область, Курская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Саратовская область, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ. ------------------------------- <13> подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ; подп. "б" п. 5 ст. 2, ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ <14> ст. 15 НК РФ <15> Письмо МНС России от 10.11.2004 N 22-0-10/1760@ <16> пп. 6, 6.1 Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 N 41-ПП <17> п. 1 ст. 346.28 НК РФ <18> п. 3 ст. 346.29 НК РФ <19> п. 7 ст. 346.26 НК РФ <20> подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ <21> п. 3 ст. 346.26 НК РФ <22> ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ <23> п. 1 ст. 5 НК РФ <24> п. 1 ст. 5, ст. 346.30 НК РФ Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", 2005, N 1, с. 33. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 1 --------------------------------------------------------------------- ПРИБЫЛЬНЫЙ ПЕРЕРАСЧЕТ Л.Гужелева Поддерживая ежегодную традицию изменения бюджетного распределения налога на прибыль на четвертом году действия гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, законодатель обязал налогоплательщиков c 2005 г. уплачивать налог только в федеральный бюджет и региональный бюджет по ставкам 6,5% и 17,5% соответственно <1>. И, как обычно, в начале года у налогоплательщиков, уплачивающих налог в общем порядке - квартальными авансовыми платежами с уплатой в течение квартала ежемесячных авансовых платежей и корректировкой по итогам квартала в целом, возникает законный вопрос: как платить? По общему правилу: - сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в течение I квартала 2005 г., принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2004 г., которая, в свою очередь, равна 1/3 суммы авансового платежа за III квартал 2004 г. (разница между платежом за 9 месяцев и платежом за первое полугодие 2004 г., рассчитанных нарастающим итогом) <5>; Внимание! Авансовые платежи в I квартале 2005 г. уплачиваются по следующим КБК: в федеральный бюджет - 182 1 01 01 011 01 1000 110; в бюджет субъекта РФ - 182 1 01 01 012 02 1000 110. - сумма ежемесячных платежей (с распределением по бюджетам) на IV квартал 2004 г. (и соответственно на I квартал 2005 г.) отражается в строках 400-420 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль (форма по КНД 1151006) <6> за 9 месяцев 2004 г. (никаких иных документов, которые должны представить налогоплательщики, о сумме ежемесячных платежей, подлежащих уплате в I квартале 2005 г., законодательно не предусмотрено). Таким образом, не позднее 28.01.2005, 28.02.2005 и 28.03.2005 налогоплательщик уплачивает соответственно первый, второй и третий ежемесячные платежи I квартала 2005 г. в суммах, отраженных в налоговой декларации за 9 месяцев 2004 г. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ в I квартале 2005 г., определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате в IV квартале 2004 г. в бюджет субъекта РФ и местный бюджет <7>. Таким образом, в I квартале 2005 г. организации, являющиеся плательщиками ежемесячных авансовых платежей в течение квартала, уплачивают указанные платежи в два бюджета: - в федеральный - в сумме, отраженной в строке 400 листа 02 налоговой декларации за 9 месяцев 2004 г.; - в бюджет субъекта РФ - единой суммой, отраженной в строках 410 и 420 листа 02 налоговой декларации за 9 месяцев 2004 г. Затем налогоплательщик исчисляет авансовый платеж по итогам I квартала 2005 г. в целом в соответствии с новым бюджетным распределением. Учтя уплаченные ежемесячные авансовые платежи I квартала, налогоплательщик определяет суммы налога, подлежащие доплате (строки 040, 080 подраздела 1.1 разд. 1) в соответствующие бюджеты не позднее 28.04.2005 <8> или уменьшению (строки 050, 090 подраздела 1.1 разд. 1). При возникновении переплаты по налогу налогоплательщику можно воспользоваться предоставленным ему правом на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога <9>. При этом зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по уплате налогов, сборов, пеней может быть осуществлен только в случае, если эти суммы направляются в тот же бюджет, в который была осуществлена переплата <10>. Для этого налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление в произвольной форме, а налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления <11>. Внимание! При наличии у налогоплательщика недоимки налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет. И в заключение отметим, что у налогоплательщиков, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли либо только квартальные платежи (включая организации, созданные в IV квартале 2004 г. и I квартале 2005 г. вне зависимости от суммы выручки, а также созданные в III квартале 2004 г., сумма выручки которых не превысила 1 млн руб. за месяц или 3 млн руб. в IV квартале 2004 г.), проблем не возникнет, так как они производят исчисление налога в 2005 г. уже исходя из нового бюджетного распределения. ------------------------------- <1> п. 1 ст. 284 НК РФ (ред. от 29.07.2004) <2> п. 1 ст. 284 НК РФ (ред. от 06.08.2001) <3> п. 1 ст. 284 НК РФ (ред. от 24.07.2002) <4> п. 1 ст. 284 НК РФ (ред. от 07.07.2003) <5> п. 2 ст. 286 НК РФ <6> Приказ МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (ред. от 03.06.2004) <7> Письмо ФНС России от 16.12.2004 N 02-0-10/01/7@ <8> п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ <9> ст. 78 НК РФ <10> пп. 4, 5 ст. 78 НК РФ <11> пп. 4, 5, 6 ст. 78 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 1 --------------------------------------------------------------------- ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ ПО БОЛЬНИЧНОМУ БУДЕТ ОПЛАЧИВАТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ Е.Шаповал Размеры и условия выплаты в 2005 г. социальных пособий за счет средств ФСС РФ, которые финансируются за счет части ЕСН, поступающей в бюджет Фонда, определены Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон). Что меняется 1. С 1 января 2005 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия в связи с несчастным случаем на производстве) и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц увеличен с 11 700 <1> до 12 480 руб. <2> В случае если период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам приходится на время до и после 1 января 2005 г., за период до 1 января 2005 г. пособие рассчитывается исходя из максимального размера за полный календарный месяц 11 700 руб., а за период после 1 января 2005 г. - 12 480 руб. 2. С 1 января 2005 г. пособие по временной нетрудоспособности работнику за первые два дня нетрудоспособности выплачивает работодатель за счет собственных средств. Внимание! С 1 января 2005 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам за полный календарный месяц увеличен до 12 480 руб. Примечание. По оценкам Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР), оплата первых двух дней временной нетрудоспособности обойдется работодателям в 17-18 млрд руб. в год. Внимание! С 1 января 2005 г. пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни обязан оплачивать работодатель <3>. С третьего дня и далее пособие выплачивается за счет средств ФСС РФ <3>. Для определения максимального размера пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня, оплачиваемые работодателем, необходимо 12 480 руб. разделить на число рабочих дней месяца, в котором болел работник, и умножить на 2 <4>. Указанная сумма: - при общей системе налогообложения: - относится к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли <5>; - облагается НДФЛ <6>; - не облагается ЕСН, взносами на обязательное пенсионное страхование, взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <7>; - при УСНО: - включается в расходы <8>; - облагается НДФЛ <6>; - не облагается взносами на обязательное пенсионное страхование, взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <9>. В случае если заработная плата работника превышает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, работодатель может доплачивать ему пособие по временной нетрудоспособности до фактического заработка на основании трудового (коллективного) договора <10>. Доплата до фактического заработка при временной утрате трудоспособности: - при общей системе налогообложения: - относится к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли <11>. Примечание. По мнению налоговых органов, доплаты работникам до фактического заработка при выплате пособий по временной нетрудоспособности не учитываются для целей налогообложения прибыли <12>; - облагается НДФЛ <6>; - облагается ЕСН, взносами на обязательное пенсионное страхование, взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <7>; - при УСНО: - включается в расходы <13>; - облагается НДФЛ <6>; - облагается взносами на обязательное пенсионное страхование, взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <14>. Следует обратить внимание на то, что в бланке листка нетрудоспособности <15> отсутствуют строки, где бы отражался расчет сумм пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ и за счет средств работодателя. Поэтому к листку временной нетрудоспособности целесообразно приложить расчет, в котором следует указать: число дней, за которые пособие выплачивается за счет средств работодателя; число дней, за которые пособие выплачивается за счет средств ФСС РФ; сумму пособия, которая выплачивается за счет средств работодателя; сумму пособия, которая выплачивается за счет средств ФСС РФ. Теперь при заполнении Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) <16> в разд.1 "Для страхователей-налогоплательщиков, уплачивающих единый социальный налог" по графе 3 строки 1 указывается количество дней выплаты пособия по временной нетрудоспособности за минусом двух дней, за которые пособие выплачивается за счет средств работодателя. ------------------------------- <1> ст. 7 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год"; ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" <2> п. 2 ст. 8 Закона <3> п. 1 ст. 8 Закона <4> Письма ФСС РФ от 05.02.2004 N 02-18/07-773, от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 <5> ст. 252 НК РФ; ст. 183 ТК РФ <6> п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 217 НК РФ <7> п. 1 ст. 236, подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ; п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; пп. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; пп. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 <8> подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 183 ТК РФ <9> п. 2 ст. 346.11, пп. 1, 3 ст. 236, п. 1 ст. 237, подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ; п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; пп. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; пп. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 <10> ст. 41 ТК РФ <11> п. 15 ст. 255 НК РФ; статьи 183, 423 ТК РФ; п. 25 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 N 191; Письмо Минфина России от 15.06.2004 N 03-02-05/4/19 <12> Письмо УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 N 26-08/10738 <13> подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 15 ст. 255 НК РФ; ст. 183 ТК РФ; п. 3 Письма Минфина России от 12.05.2004 N 04-04-04/57 <14> п. 2 ст. 346.11, пп. 1, 3 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ; п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; пп. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; пп. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184; Письмо ФСС РФ от 18.04.2003 N 02-18/05-2417 <15> Письмо ФСС РФ от 15.12.2003 N 02-18/05-8139 <16> утв. Постановлением ФСС РФ от 01.12.2003 N 130 Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", 2005, N 2, с. 22. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 2 --------------------------------------------------------------------- "ДЕДУШКИНА ОГОВОРКА" ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТМЕНЕНА П.Попов Небезызвестный закон о монетизации льгот <1> приготовил неприятные сюрпризы не только российским льготникам - физическим лицам. Он отменил с 1 января 2005 г. массу законодательных положений, в числе которых и нормы, регулирующие налогообложение малых предприятий <2>. В частности, отменены статьи 9 и 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Пункт 1 ст. 9 этого Закона устанавливал для малых предприятий так называемую дедушкину оговорку: в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Отметим, что эта норма не имела прямого действия: налоговые органы на практике утверждали, что факт ухудшения положения налогоплательщиков следует доказывать в судебном порядке <3>. По такому пути пошел и Конституционный суд РФ: заявитель, если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными, вправе защитить свои права налогоплательщика в арбитражном суде <4>. И отдельные налогоплательщики доказывали подобные факты и добивались применения к ним первоначальных условий налогообложения, действовавших на момент госрегистрации. Так было в 2002 г. с прежней упрощенной системой налогообложения (дела о повышении стоимости патентов) <5>, с введением в 2001 г. НДС для индивидуальных предпринимателей <6>, с повышением ставок налога на пользователей автодорог в 1998-2000 гг. <7> и еще в целом ряде случаев. Отныне налогоплательщики не смогут ссылаться на подобный "мораторий" на ухудшение условий своей деятельности. Еще одна отмененная с 1 января 2005 г. налоговая статья <8> давала субъектам малого предпринимательства право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов - в 2 раза выше норм для соответствующих видов основных фондов. Кроме того, они могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет. Однако отметим, что налоговые органы и Минфин России исходили из того, что с 1 января 2002 г. малые предприятия при начислении амортизации в целях исчисления налога на прибыль должны руководствоваться исключительно гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, а пользоваться нормой закона о господдержке нельзя <9>. ------------------------------- <1> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ <2> п. 1 ст. 155, п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ <3> Письмо УМНС по г. Москве от 17.09.2002 N 24-14/43089 <4> Определение Конституционного суда РФ от 07.02.2002 N 37-О <5> Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 14498/03 <6> п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 07.02.2002 N 37-О <7> п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 05.06.2003 N 277-О <8> ст. 10 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ; п. 1 ст. 155, п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ <9> Письмо Минфина России от 20.09.2004 N 03-03-01-04/1/50; Письмо Минфина России от 15.10.2002 N 04-02-06/1/130 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 2 --------------------------------------------------------------------- КОЛИЧЕСТВО ПРАЗДНИКОВ УВЕЛИЧИЛОСЬ НА ОДИН ДЕНЬ Е.Шаповал, Н.Сидорова Изменен перечень нерабочих праздничных дней <1>. Праздничными днями стали 1, 2, 3, 4 и 5 января - новогодние каникулы. Поскольку при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, а 7 января - Рождество Христово - является нерабочим праздничным днем <2>, минимальная продолжительность новогодних каникул будет составлять 8 календарных дней, а максимальная - 10 календарных дней (как в этом году). Кроме того, нерабочим праздничным днем стало 4 ноября - День народного единства. Рабочими днями стали 2 мая - Праздник весны и труда, 7 ноября - День согласия и примирения, 12 декабря - День Конституции. В результате общее количество нерабочих праздничных дней в календарном году увеличилось на один день. Теперь законом прямо установлено, что заработная плата работников в связи с нерабочими праздничными днями не уменьшается. Это правило фактически действовало и ранее для работников с повременной оплатой труда (то есть с должностным окладом, тарифной ставкой). Для того чтобы работники со сдельной оплатой труда не теряли в зарплате, теперь локальным нормативным актом организации (например, коллективным договором, положением о заработной плате) или трудовым договором с работником должен быть установлен размер оплаты сдельщикам за нерабочие праздничные дни. При этом закон не устанавливает ни минимальный, ни максимальный размер такой оплаты. Помимо прочего, в наступившем 2005 г. выходной день с субботы 5 марта 2005 г. перенесен на понедельник 7 марта 2005 г. <3> ------------------------------- <1> Федеральный закон от 29.12.2004 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" <2> ст. 112 ТК РФ <3> Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 845 "О переносе выходного дня в 2005 году" Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", 2005, N 2, с. 11. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2005, N 2 --------------------------------------------------------------------- Материалы из журнала "ГЛАВНАЯ КНИГА. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ" ПРИМЕР ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАБОТНИКУ ЗАЙМА НА ПОКУПКУ КВАРТИРЫ И ПРИМЕНЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА В 2005 ГОДУ М.Захарова 02.02.2005 организация предоставила работнику денежные средства на приобретение квартиры в сумме 600 000 руб. на основании договора займа. За пользование заемными средствами физическое лицо уплачивает 2% годовых. Возврат суммы долга с выплатой процентов за пользование денежными средствами производится 31.12.2005. В день передачи денежных средств они израсходованы на приобретение квартиры стоимостью 1 200 000 руб. Ежемесячный заработок, выплачиваемый работнику, составляет 40 000 руб. Организация на основании доверенности физического лица производит исчисление, удержание и перечисление НДФЛ с материальной выгоды, полученной работником от экономии на процентах. Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на приобретение квартиры, предоставляется работодателем начиная с доходов, выплачиваемых в апреле 2005 г., на основании подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет. Ставка рефинансирования установлена в размере 13% годовых. 1. В январе - марте 2005 г. организация ежемесячно удерживала из доходов работника НДФЛ в сумме 5200 руб. (40 000 руб. х 13%). 2. Поскольку работодателем с апреля предоставляется имущественный налоговый вычет, заработная плата работнику в течение периода апрель - декабрь 2005 г. выплачивается без удержания НДФЛ, то есть в сумме 360 000 руб. (40 000 руб. х 9 мес.). 3. Сумма материальной выгоды, полученной работником от экономии на процентах за период пользования заемными денежными средствами с 02.02.2005 по 31.12.2005, - 42 423 руб. (600 000 руб. х (13% х 3/4 - 2%) х (333 дн. / 365 дн.)). 4. Сумма НДФЛ, исчисленная с материальной выгоды 31.12.2005, - 5515 руб. (42 423 руб. х 13%). Удержание этой суммы из заработной платы работника также не производится, поскольку работодатель предоставляет имущественный налоговый вычет. 5. Доход работника за 2005 г. составил 522 423 руб. (40 000 руб. х 12 мес. + 42 423 руб.). 6. Имущественный налоговый вычет по приобретению жилья в размере 1 000 000 руб., на который имеет право работник (1 200 000 руб. > 1 000 000 руб.), увеличивается на уплаченные проценты за пользование целевым займом в сумме 10 948 руб. ((600 000 руб. х 2%) х (333 дн. / 365 дн.)). Общая сумма имущественного налогового вычета, на применение которого имеет право налогоплательщик, составляет 1 010 948 руб. (1 000 000 руб. + 10 948 руб.). 7. Сумма предоставленного работодателем имущественного налогового вычета - 402 423 руб. (360 000 руб. + 42 423 руб.). 8. Налогоплательщик вправе подать налоговую декларацию за 2005 г. и получить имущественный налоговый вычет в размере 120 000 руб. (522 423 руб. - 402 423 руб.), то есть в сумме, с которой был удержан налог работодателем в январе - марте. 9. На основании налоговой декларации за 2005 г. работнику может быть возвращен НДФЛ в сумме 15 600 руб. (120 000 руб. х 13%). 10. Остаток имущественного налогового вычета, который переносится на 2006 г., - 488 525 руб. (1 010 948 руб. - 522 423 руб.) Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 1 --------------------------------------------------------------------- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ А.Дыбов Вправе ли налоговый орган в случае, если приказ об учетной политике организации не содержит методики раздельного учета тех или иных операций, делать вывод об отсутствии такой методики и привлекать организацию к ответственности за нарушение налогового законодательства? ****************************************************************** * ДА * НЕТ * ****************************************************************** *Для правильного исчисления ряда налогов НК РФ возлагает на нало-* *гоплательщика обязанность по ведению раздельного учета опреде- * *ленных операций <*>. При этом законодательство о налогах и сбо- * *рах не содержит никаких обязательных требований к методикам раз-* *дельного учета. * ****************************************************************** *Организация обязана утверждать *Нормы налогового законодательст-* *учетную политику как для целей *ва, устанавливающие обязанность * *бухгалтерского учета, так и для*налогоплательщика вести для це- * *целей налогообложения <1>. *лей налогообложения раздельный * * *учет определенных операций, не * *Если по конкретному вопросу в *обязывают его закреплять способы* *нормативных документах не уста-*ведения раздельного учета непос-* *новлены способы ведения учета, *редственно в учетной полити- * *то организацией в обязательном *ке <3>. Следовательно, наличие * *порядке осуществляется разра- *либо отсутствие методики раз- * *ботка соответствующего способа *дельного учета в учетной полити-* *на основе действующего законо- *ке не является определяющим мо- * *дательства при формировании *ментом в решении вопроса о нали-* *учетной политики <2>. *чии либо отсутствии раздельного * * *учета как такового. * *Отсутствие методики раздельного* * *учета определенных операций не-*Фактическое ведение раздельного * *посредственно в учетной полити-*учета организация вправе подт- * *ке свидетельствует о том, что *вердить любыми способами, в том * *организацией данная методика не*числе с помощью первичных доку- * *разрабатывалась, а значит, в *ментов, регистров бухгалтерского* *нарушение налогового законода- *учета, иных самостоятельно раз- * *тельства раздельный учет не ве-*работанных документов для нужд * *дется. *раздельного учета. * * * * * *При условии фактического ведения* * *организацией раздельного учета у* * *налогового органа нет оснований * * *для принятия решения об отсутст-* * *вии такого учета, доначислении * * *соответствующих налогов и прив- * * *лечения организации к ответст- * * *венности за нарушение законода- * * *тельства о налогах и сборах. * ****************************************************************** * ПРАКТИКА * ПРАКТИКА * ****************************************************************** * ФАС Западно-Сибирского округа * ****************************************************************** * *от 02.08.2004 * * *N Ф04-5288/2004(А45-3291-25) * * *от 26.01.2004 * * *N Ф04/346-1399/А70-2003 * ****************************************************************** * ФАС Северо-Западного округа * ****************************************************************** * *от 13.05.2004 N А56-13726/03 * ****************************************************************** * ИТОГО: 0 * ИТОГО: 3 * ****************************************************************** <*> Например, раздельный учет должны вести плательщики НДС, осуществляющие облагаемые и не облагаемые этим налогом операции <4>; организации, ведущие одновременно с видами деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД, иные виды деятельности <5>; плательщики налога на прибыль, осуществляющие, помимо прочего, операции с ценными бумагами <6>. ------------------------------- В указанных судебных решениях, принятых с учетом норм части второй НК РФ, предметом рассмотрения было отсутствие методики раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, в учетной политике организации. Однако приведенная аргументация может использоваться независимо от вида налога, для правильного исчисления которого организацией должен вестись раздельный учет. ------------------------------- <1> п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пп. 3, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н; п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ <2> п. 8 ПБУ 1/98 <3> см., например, п. 4 ст. 149, п. 12 ст. 167, п. 2 ст. 274, ст. 313 НК РФ <4> п. 4 ст. 149 НК РФ <5> п. 7 ст. 346.26 НК РФ <6> п. 2 ст. 274, п. 2 ст. 280 НК РФ Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2005, N 1 ---------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk |
Отписаться |
В избранное | ||