Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17.12.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Новости от КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Федеральный закон "О внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"


                  Материалы из журнала "Главная книга"

              30 СЕНТЯБРЯ. И ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАВЕЩАНИЮ
                         ОЧЕРЕДЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
                                                          М.Суховская

        Конституционный  суд  РФ   вынес  Определение  от  30.09.2004
   N 316-О,  смысл которого сводится к тому,  что наследники первой и
   второй очереди,  принявшие имущество по завещанию,  должны платить
   налог  на наследство по тем же ставкам,  что и наследники первой и
   второй очереди, принявшие наследство по закону.
        Напомним, что в Законе РФ "О налоге с имущества, переходящего
   в порядке наследования или дарения" для целей  определения  ставки
   налога наследники делятся на три категории:
        1) наследники первой очереди;
        2) наследники второй очереди;
        3) другие наследники.

        Наследниками первой очереди являются дети,  супруг и родители
   наследодателя.  К наследникам второй очереди относятся полнородные
   и неполнородные братья  и  сестры  наследодателя,  его  дедушка  и
   бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери <1>.

        При этом  ставки  налога  на  наследство  дифференцированы  в
   зависимости от стоимости наследственного имущества  и  очередности
   призвания  наследников  к  наследованию  <2>.  С  учетом этого для
   категории "другие наследники"  предусмотрены  максимальные  ставки
   налогообложения. Ставки налога на имущество, переходящее в порядке
   наследования по завещанию, отдельно данным Законом не установлены.
        До настоящего  времени позиция налоговых органов была такова:
   граждане,  получившие наследство по завещанию,  должны  уплачивать
   налог   на  наследство  по  ставкам,  предусмотренным  для  других
   наследников без  учета  родственных  отношений  <3>,  то  есть  по
   максимальным  ставкам.  Свою позицию они аргументировали тем,  что
   согласно  Гражданскому  кодексу  РФ  в   порядке   очередности   к
   наследованию  призываются  лишь  наследники  по закону <4>,  а при
   наследовании по завещанию степень родства не учитывается. По сути,
   практика  налоговиков  ставила в неравное положение наследников по
   закону и наследников по завещанию,  имеющих одну и ту  же  степень
   родства.
        В Определении   N   316-О   КС   РФ   указал,    что    такая
   правоприменительная  практика,  по  существу,  полностью  отрицает
   принцип защиты интересов близких родственников,  допуская взимание
   налога с имущества,  переходящего в порядке наследования к близким
   родственникам,  по разным ставкам,  и тем самым  нарушает  принцип
   равного налогового бремени <5>.
        КС РФ сделал вывод о том,  что наследование по  завещанию  не
   может  являться основанием для ущемления прав и законных интересов
   наследников  по  завещанию,  относящихся  по  степени  родства   к
   наследникам  по  закону  первой  и второй очереди.  Следовательно,
   реализация  обязанности  близких  родственников  наследодателя  по
   уплате  налога  на  наследство не может ставиться в зависимость от
   предусмотренного ГК РФ правового основания наследования имущества.

        Примечание. Отметим,   что   Минфин    России    неоднократно
   высказывал аналогичную позицию по данному вопросу <6>.

        -------------------------------
        <1> п. 1 ст. 1142, п. 1 ст. 1143 ГК РФ
        <2> п.  1  ст.  3  Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с
   имущества,  переходящего в порядке наследования или дарения" (ред.
   от 30.12.2001)
        <3> Письма МНС России от 22.10.2002 N 04-3-09/1233-АК031,  от
   20.01.2003 N 04-4-09/1267-Б901
        <4> ст. 1141 ГК РФ
        <5> ч. 2 ст. 8, статьи 19, 57 Конституции РФ
        <6> Письма Минфина России от  07.07.2004  N  03-06-10/42,  от
   28.05.2004   N   04-04-10/25,  от  08.10.2003  N  04-04-10/29,  от
   29.04.2003 N 04-00-11

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 23
---------------------------------------------------------------------

        МИНФИН РАЗЪЯСНИЛ "УПРОЩЕНЦАМ", КАК УЧИТЫВАТЬ ВХОДНОЙ НДС
                                                              Л.Елина

        Минфин России выпустил Письмо <1>,  которое касается тех, кто
   избрал  в  качестве  объекта  налогообложения  по  единому  налогу
   доходы,  уменьшенные на величину  расходов.  Рекомендации  Минфина
   России   посвящены   учету   НДС,   уплаченного   поставщикам  при
   приобретении  товарно-материальных  ценностей   "упрощенцами",   и
   связаны с тем,  что сами "упрощенцы" не являются плательщиками НДС
   <2>. Рассмотрим эти рекомендации подробнее.
        НДС по   товарам.   Расходы   по  оплате  стоимости  товаров,
   приобретенных для дальнейшей реализации,  учитываются при  расчете
   налоговой базы по единому налогу без учета НДС, уплаченного при их
   приобретении <3>.  При этом суммы налога на добавленную  стоимость
   включаются  в  расходы  отдельно  -  в  качестве  самостоятельного
   расхода <4>.
        НДС по  сырью  и  материалам.  Стоимость товарно-материальных
   ценностей,  включаемых в материальные расходы, определяется исходя
   из цен их приобретения (без учета сумм налогов,  подлежащих вычету
   либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ) <5>.
        Таким образом,     при    применении    упрощенной    системы
   налогообложения при определении  объекта  налогообложения  в  виде
   доходов,   уменьшенных  на  величину  расходов,  уплаченные  суммы
   налогов и сборов (включая суммы уплаченного НДС  по  приобретенным
   товарно-материальным ценностям) учитываются в расходах отдельно.
        НДС по  основным  средствам  и  нематериальным  активам.  При
   включении  в  состав  расходов  затрат  на  приобретение  основных
   средств  и  нематериальных  активов  действуют   особые   правила.
   Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут
   учет  основных  средств  и  нематериальных  активов   в   порядке,
   предусмотренном    законодательством    Российской   Федерации   о
   бухгалтерском учете <6>.

        Примечание. Если по  итогам  налогового  (отчетного)  периода
   остаточная  стоимость  основных  средств  и нематериальных активов
   превысит 100 млн руб.,  то налогоплательщику придется вернуться на
   общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было
   допущено это превышение.

        По правилам бухучета <7> первоначальной  стоимостью  основных
   средств,  приобретенных  за  плату,  признается  сумма фактических
   затрат организации  на  приобретение,  сооружение  и  изготовление
   основных  средств,  за  исключением НДС и иных возмещаемых налогов
   (кроме  случаев,  предусмотренных   законодательством   Российской
   Федерации).  При  этом  невозмещаемые  налоги  (в том числе и НДС,
   который  не  подлежит  возмещению),   уплачиваемые   в   связи   с
   приобретением  объекта основных средств,  включаются в фактические
   затраты  на  приобретение,  сооружение  и  изготовление   основных
   средств.
        Аналогичным образом определяется и  первоначальная  стоимость
   нематериальных активов <8>.
        Поэтому суммы  НДС,  уплаченные  при  приобретении   основных
   средств  и нематериальных активов налогоплательщиком,  применяющим
   упрощенную  систему  налогообложения,  как   суммы   невозмещаемых
   налогов  включаются  в  стоимость приобретаемых основных средств и
   нематериальных активов.

        -------------------------------
        <1> Письмо  Минфина  России  от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/44
   "Об   учете   доходов   и   расходов   при   упрощенной    системе
   налогообложения"
        <2> п. 2 ст. 346.11 НК РФ
        <3> подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
        <4> подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
        <5> п. 2 ст. 254, подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ
        <6> п.  3 ст.  4 Федерального  закона  от 21.11.96  N  129-ФЗ
   "О бухгалтерском учете"
        <7> п.  8 Положения по бухгалтерскому  учету  "Учет  основных
   средств"  ПБУ 6/01,  утв.  Приказом  Минфина  России от 30.03.2001
   N 26н
        <8> п.    6   Положения   по   бухгалтерскому   учету   "Учет
   нематериальных активов" ПБУ 14/2000,  утв. Приказом Минфина России
   от 16.10.2000 N 91н

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 23
---------------------------------------------------------------------

                 15 МИЛЛИОНОВ - ПРЕДЕЛ ДЛЯ "УПРОЩЕНЦА"
                                                              Л.Елина

        В конце  года у налогоплательщиков,  перешедших на упрощенную
   систему  налогообложения,  добавляется  хлопот:  необходимо  более
   тщательно  следить  за  размером  своих  доходов,  ведь  если  они
   превысят 15 млн руб.,  то придется  возвращаться  на  общий  режим
   налогообложения <1>.

        Примечание. О сложностях, с которыми сталкиваются "упрощенцы"
   при возврате на общий режим  налогообложения,  можно  прочитать  в
   статье  "Новые  сложности бывших "упрощенцев"  в  ГК, 2004,  N 15,
   с. 35.

        В связи   с   этим   для   организаций    и    индивидуальных
   предпринимателей, совмещающих два спецрежима - ЕНВД и "упрощенку",
   Минфин России разъяснил <2>,  как  же  должна  определяться  сумма
   дохода   для   определения   возможности   дальнейшего  применения
   упрощенной системы налогообложения.
        Напомним, что   совсем  недавно  МНС  России  выпустило  свое
   разъяснение <3> по аналогичному вопросу. В соответствии с позицией
   МНС  России  налогоплательщики,  совмещающие  два спецрежима,  для
   расчета критерия ограничения по своим доходам не должны  принимать
   во внимание доходы, полученные от видов деятельности, переведенных
   на систему налогообложения в  виде  единого  налога  на  вмененный
   доход.  Ведь данные доходы не участвуют при формировании налоговой
   базы по  единому  налогу,  уплачиваемому  в  связи  с  применением
   упрощенной системы налогообложения.
        Однако Минфин России высказывает в своем  Письме  иную  точку
   зрения,  более консервативную. К ней стоит прислушаться, поскольку
   в настоящее время именно Минфин России координирует и контролирует
   деятельность  находящейся  в  его  ведении  Федеральной  налоговой
   службы <4>.

        Примечание. Напомним,  что выполнение письменных  разъяснений
   ФНС  России  по  вопросам  применения  налогового законодательства
   является      обстоятельством,       исключающим       привлечение
   налогоплательщика к налоговой ответственности <5>.

        Итак, налогоплательщики,  совмещающие два спецрежима,  должны
   определять  ограничения   по   размеру   дохода   от   реализации,
   численности    работников   и   стоимости   основных   средств   и
   нематериальных активов, установленные гл. 26.2 Налогового кодекса,
   исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности <6>.
        Поэтому в случае,  если  у  организации  или  индивидуального
   предпринимателя  сумма общего дохода от всех видов деятельности (в
   том числе и переведенных на ЕНВД) превысит  по  итогам  налогового
   (отчетного)  периода  15  млн  руб.,  они считаются перешедшими на
   общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было
   допущено это превышение.

        -------------------------------
        <1> п. 4 ст. 346.13 НК РФ
        <2> Письмо  Минфина  России  от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/43
   "Об ограничении размера доходов при применении упрощенной  системы
   налогообложения"
        <3> Письмо  МНС  России  от  10.09.2004  N  22-1-15/1522  "Об
   упрощенной системе налогообложения"
        <4> п.  2  Положения  о  Министерстве   финансов   Российской
   Федерации,  утв.  Постановлением  Правительства  РФ  от 30.06.2004
   N 329
        <5> п. 2 ст. 109, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ
        <6> п. 4 ст. 346.12 НК РФ

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 23
---------------------------------------------------------------------

                     1 ЯНВАРЯ. ДЕЙСТВИЕ НОВОГОДНИХ
                    "НАЛОГОВЫХ СКИДОК" ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
                                                              П.Попов

        С нового года вступают в силу сразу две существенные поправки
   в гл.  23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса  РФ,
   которые  затрагивают  интересы  физических лиц,  владеющих акциями
   российских АО или долями в уставных капиталах организаций.
        Так, Федеральный  закон  от  29.07.2004  N  95-ФЗ "О внесении
   изменений в части первую и вторую  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  и  признании утратившими силу некоторых законодательных
   актов (положений законодательных  актов)  Российской  Федерации  о
   налогах  и  сборах"  <1> повышает соответствующие ставки налога на
   дивиденды для получателей - юридических и физических лиц с  6  <2>
   до 9%.

        Примечание. Причем  если  для физических лиц ставка НДФЛ в 6%
   сейчас  действует  в  отношении  дивидендов,   полученных   и   от
   российских  организаций,  и  от  иностранных компаний <3>,  то для
   организаций ставка налога на прибыль по доходам, полученным в виде
   дивидендов  от  российских  организаций иностранными организациями
   или  российскими   организациями   от   иностранных   организаций,
   составляет и будет составлять и в 2005 г. "общемировые" 15% <4>.

        Повышение ставок   в   Правительстве   РФ,   которое  и  было
   инициатором поправок,  объяснили тенденцией 2003-2004 гг.: уровень
   поступлений  НДФЛ на дивиденды стал расти невиданными темпами.  Из
   чего и сделали простой вывод: компании уклоняются от уплаты НДФЛ и
   ЕСН  с  зарплаты  своим  работникам  и руководству,  а кроме того,
   несправедливо облагать пассивный доход  собственников  по  меньшей
   ставке, чем зарплаты.
        Поскольку  в  части новых ставок налогов на  дивиденды  Закон
   N 95-ФЗ   вступает  в  силу  с  1 января   2005 г.  <5>,  а  датой
   фактического дохода при получении дивидендов является дата выплаты
   дохода  (в том  числе  дата  перечисления дохода на счета в банках
   <6>),  новая  ставка   не  будет  распространяться  на  дивиденды,
   перечисленные  акционерам/участникам  обществ   до  нового   года.
   Поэтому у акционеров  и  собственников  ООО еще остается последняя
   возможность  заплатить  налог  с  распределяемой прибыли по ставке
   6%.
        Напомним, что АО может до 31 декабря 2004 г.  принять решение
   о  выплате  промежуточных  дивидендов  за  9 месяцев 2004 г.  <7>.
   Правда,  для этого необходимо как  минимум  провести  внеочередное
   собрание  акционеров,  но  решение  по  этому  вопросу  может быть
   принято  и  путем  заочного  голосования,  что  серьезно  упрощает
   процедуру  выплаты  дивидендов  <8>.  ООО  также  имеют  право  на
   промежуточное распределение своей чистой прибыли между участниками
   <9>,  и  такое  решение  также может быть принято путем проведения
   заочного голосования (опросным путем) <10>.
        Теперь обратимся   к   другой  немаловажной  поправке,  также
   вступающей в силу с 1 января  2005  г.  Речь  идет  о  Федеральном
   законе от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и
   224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В новой
   редакции  ст.  220  НК  РФ  из п.  1 исчезает упоминание о долях в
   уставном  капитале  обществ.   Иными   словами,   льготный   режим
   налогообложения  при  реализации  этих  долей  с  1 января 2005 г.
   действовать перестает.  До этой даты можно вовсе  избежать  уплаты
   НДФЛ  по  ставке 13%  при реализации долей,  если собственник доли
   владел ею более 3 лет,  а  если  менее  3  лет  -  воспользоваться
   фиксированным  имущественным вычетом в размере 125 тыс.  руб.  или
   уменьшить доход на сумму фактически произведенных и  документально
   подтвержденных расходов.
        С нового года налоговая база при реализации долей в ООО будет
   определяться  стандартным  способом:  только за вычетом фактически
   произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с
   получением этого дохода.
        Однако, как и в случае с дивидендами,  у собственников  долей
   остается шанс успеть выйти из капиталов ООО с наименьшими для себя
   налоговыми последствиями.  Для этого процедуру выхода из ООО  надо
   успеть пройти до 1 января 2005 г. Но если, как того требует НК РФ,
   несмотря  на  заключение  договора,  денежные  средства  не  будут
   выплачены  или  перечислены  до  конца  2004  г.,  сумма дохода от
   реализации долей будет включаться в доход уже за следующий  год  и
   определяться по правилам 2005 г. <11>.

        Примечание. У этой поправки весьма долгая история,  о которой
   мы поговорим в одном из следующих номеров ГК.  Там же  вы  найдете
   информацию  о  планах  по  дальнейшей  правке  главы  по НДФЛ и об
   остальных вступающих в силу в 2005 г.  поправках в гл.  23 НК  РФ,
   большая часть которых касается новых возможностей, предоставляемых
   налоговым законодательством продавцам  и  покупателям/застройщикам
   жилья.

        -------------------------------
        <1> п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ
        <2> подп. 1 п. 3 ст. 284, п. 4 ст. 224 НК РФ
        <3> п. 4 ст. 224 НК РФ
        <4> подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ
        <5> ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ
        <6> подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ
        <7> п.  1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об
   акционерных обществах"
        <8> пп.  1, 3 ст. 42, п. 1 ст. 47, ст. 50 Федерального закона
   от 26.12.95 N 208-ФЗ
        <9> ст.  28 Федерального  закона  от  08.02.98  N  14-ФЗ  "Об
   обществах с ограниченной ответственностью"
        <10> ст. 38 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ
        <11> ст. 216, п. 3 ст. 225, ст. 223 НК РФ

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 24
---------------------------------------------------------------------

           31 ДЕКАБРЯ. КОГДА УВЕДОМЛЯТЬ НАЛОГОВУЮ О ВАРИАНТЕ
                        УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
                                                           Л.Гужелева

        Вот и  заканчивается  очередной  финансовый  год.  Анализируя
   предварительные итоги 2004 г. и планируя деятельность на следующий
   год, финансисты организации могут прийти к выводу, что применяемый
   в  текущем  году вариант уплаты налога на прибыль невыгоден и что,
   соответственно, его необходимо изменить. Как это осуществить?
        Напомним, что  гл.  25  "Налог  на прибыль организаций" НК РФ
   предусматривает три способа уплаты налога <1>:
        1) только   квартальными   авансовыми   платежами  по  итогам
   отчетных периодов;
        2) квартальными  авансовыми  платежами  с уплатой ежемесячных
   авансовых платежей в течение каждого квартала;
        3) ежемесячными  авансовыми  платежами  исходя из фактической
   прибыли.
        При этом первый способ может применять лишь ограниченный круг
   плательщиков, в частности организации со средним доходом за каждый
   из  предшествующих четырех кварталов не более 3 млн руб.  <2>.  То
   есть платить  налог  на  прибыль  ежеквартально  могут  только  те
   организации,   у   которых   доход,   рассчитанный   как   среднее
   арифметическое от доходов за предшествующие  четыре  квартала,  не
   превышает  3  млн  руб.  При  этом  доход за какой-либо конкретный
   квартал  из  предшествующих  четырех  вполне  может  быть  и  выше
   3-миллионного ограничения.

        Внимание! Если  средняя выручка за предыдущие четыре квартала
   не превышает 3 млн руб., то налог уплачивается только квартальными
   платежами.

        Если же средний ежеквартальный доход превышает 3 млн руб., то
   организация  выбирает  второй  или  третий   вариант   по   своему
   усмотрению.
        Второй вариант является основным  по  умолчанию,  а  вот  для
   перехода на уплату налога на прибыль исходя из фактической прибыли
   в 2005 г.  налогоплательщик обязан уведомить налоговые  органы  не
   позднее 31 декабря 2004 г. <3>.
        Утвержденной формы   такого    уведомления    нет,    поэтому
   представить его следует в произвольной форме.
        При этом систему уплаты авансовых платежей нельзя поменять  в
   течение  года.  Поэтому  перед тем,  как уведомлять свою налоговую
   инспекцию, следует взвесить все "за" и "против" этого варианта.
        Так, например,  очевидно,  что  организациям  с разветвленной
   сетью  обособленных  подразделений  уплачивать  налог  исходя   из
   фактической  прибыли  достаточно  трудоемко,  так  как  по  итогам
   каждого отчетного периода, которым для таких плательщиков являются
   месяц,  два,  три  и так далее до окончания календарного года <4>,
   придется делать расчет по каждому из  обособленных  подразделений,
   что приведет к значительному увеличению затрат на оперативный сбор
   информации по каждому подразделению.
        А вот  для  организаций  с  сезонным  характером  работ такая
   система  уплаты  будет  более  выгодна,  так   как   налог   будет
   уплачиваться   исходя   из   реальных   результатов  хозяйственной
   деятельности.

        Внимание! Выбранная система уплаты налога является  элементом
   учетной  политики  для  целей налогообложения,  которая на 2005 г.
   должна быть утверждена не позднее 31.12.2004.

        При этом отметим,  что если организация в 2004 г.  уплачивала
   налог  на прибыль исходя из фактической прибыли,  уведомив об этом
   налоговый  орган,  соответственно,  не  позднее  31.12.2003,  и  в
   2005 г.  не изменяет систему уплаты налога,  то уведомлять об этом
   она не должна.

        -------------------------------
        <1> пп. 2, 3 ст. 286 НК РФ
        <2> п. 3 ст. 286 НК РФ
        <3> абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ
        <4> абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 24
---------------------------------------------------------------------

         31 ДЕКАБРЯ. МИНИМАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ В ПФР - ДО БОЯ КУРАНТОВ
                                                           М.Кокурина

        Установлен срок для уплаты индивидуальными  предпринимателями
   (а также адвокатами,  частными нотариусами и частными детективами)
   страховых взносов в виде  минимального  фиксированного  платежа  в
   бюджет ПФР <1>.
        Такой платеж  должен  быть  уплачен  не  позднее  31  декабря
   текущего года в порядке,  определяемом Правительством РФ <2>. Пока
   такие правила не установлены,  плательщик может вносить  платеж  в
   любом  порядке  (например,  единовременно  за  весь год 1800 руб.,
   ежеквартально по 450 руб. или ежемесячно по 150 руб. <2>).
        В любом  случае  вся  сумма  за  год  должна  быть внесена до
   указанного срока, поскольку неуплата в срок данного фиксированного
   платежа  может  повлечь  ответственность  в  виде штрафа,  который
   составит 20% неуплаченной суммы <3>.

        -------------------------------
        <1> Федеральный закон от 02.12.2004 N 157-ФЗ
        <2> п.  3 ст.  28 Федерального закона от 15.12.2001 N  167-ФЗ
   "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
        <3> п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 24
---------------------------------------------------------------------

                  ВЫКУП ЗЕМЛИ, НА КОТОРОЙ РАСПОЛОЖЕНА
                    НЕДВИЖИМОСТЬ, НДС НЕ ОБЛАГАЕТСЯ
                                                           Р.Хафизова

        Президиум ВАС   РФ   указал,  что  передача  в  собственность
   земельного участка, на котором расположена приватизированная ранее
   недвижимость, является операцией, не облагаемой НДС <1>.
        Напомним, что со дня вступления в силу Земельного кодекса  РФ
   приватизация   зданий,  строений,  сооружений  возможна  только  с
   одновременной приватизацией земельных  участков,  на  которых  они
   расположены,  за  исключением  участков,  изъятых  из  оборота или
   ограниченных в обороте <2>.  До этого момента  земельные  участки,
   находящиеся   под   приватизированными   зданиями,   строениями  и
   сооружениями,  оформлялись  на  праве  постоянного   (бессрочного)
   пользования  <3>  и в настоящее время должны быть переоформлены на
   право аренды или приобретены в собственность до 1 января  2006  г.
   <4>.
        В своем Постановлении Президиум ВАС РФ исходил из  того,  что
   выкупаемые     земельные     участки     находятся    под    ранее
   приватизированными зданиями  и  строениями.  Кроме  того,  ВАС  РФ
   принимал  во  внимание,  что решение о приватизации этих земельных
   участков  принято  Министерством  по  управлению   государственным
   имуществом   субъекта   РФ   и  заключен  соответствующий  договор
   купли-продажи.  При  таких  обстоятельствах   передача   земельных
   участков  в  собственность по договору купли-продажи произведена в
   порядке приватизации и,  следовательно,  не подлежит обложению НДС
   <5>.
        Лица, заключившие подобные договоры с  указанием  суммы  НДС,
   могут в течение 10 лет со дня,  когда началось исполнение договора
   <6>,  обратиться  в  суд  с  иском  о  признании  недействительным
   договора  купли-продажи  земельного  участка в части соглашения об
   уплате суммы НДС и  обязании  возвратить  неправомерно  полученную
   сумму НДС.
        Другая точка  зрения  сложилась  у  налоговиков.  МНС  России
   признает  реализацию земельных участков,  в том числе выкупаемых в
   процессе приватизации,  объектом налогообложения по НДС <7> в силу
   того, что обратное прямо не предусмотрено п. 2 ст. 146 НК РФ.

        Примечание. Напомним,  что с 1 января 2005 г.  любые операции
   по реализации земельных участков или долей  не  являются  объектом
   налогообложения по НДС <8>.

        -------------------------------
        <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2004 N 5607/04
        <2> п.  7 ст. 3  Федерального  закона  от 25.10.2001 N 137-ФЗ
   "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
        <3> ст.  12  Земельного  кодекса  РСФСР  от 25.04.91 N 1103-1
   (ред. от 25.04.91)
        <4> п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
        <5> подп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ
        <6> п. 1 ст. 181 ГК РФ
        <7> Письмо МНС России от 19.02.2003 N ВГ-9-03/40
        <8> подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ (ред. от 20.08.2004)

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 24
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk
Отписаться

В избранное