← Ноябрь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.11.2004
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
Если Вы хотите одними из первых узнавать о новостях компании "Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий, проводимых акциях, скидках и другую полезную информацию, а также о новостях сервера КонсультантПлюс, подпишитесь на рассылку "Новости КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru
Материалы из журнала "Главная книга" ЛУЧШЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПОЗЖЕ М.Соловьева Ситуация Нередки случаи, когда лица, не являющиеся плательщиками НДС, все-таки выставляют своим контрагентам расчетные документы и счета-фактуры с выделением в них суммы НДС (либо по ошибке, либо специально, с целью не потерять покупателей - плательщиков НДС). В этом случае Налоговый кодекс РФ вполне справедливо обязывает такие организации и предпринимателей платить в бюджет сумму НДС, выделенную в выставленных покупателям счетах-фактурах <1>. В какие сроки им следует уплатить НДС в бюджет, а также представить налоговую декларацию по НДС? Внимание! К лицам, не являющимся плательщиками НДС (кроме случаев уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию России), относятся организации и предприниматели, перешедшие на специальные режимы налогообложения (УСНО, уплату ЕНВД по деятельности, облагаемой единым налогом, ЕСХН) <2>. Формально Налоговый кодекс вроде бы дает ответ на этот вопрос. Уплачивать налог, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС необходимо по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом <3>. Налоговый период по НДС определен как месяц <4>. Он может быть установлен и как квартал, но только при наличии в течение квартала выручки от реализации не более одного миллиона рублей ежемесячно <5>. Но сам термин "налоговый период" применим лишь к тем организациям и предпринимателям, которые признаются налогоплательщиками <6>. Однако организации, применяющие специальные налоговые режимы, выставившие счета-фактуры с выделением НДС, таковыми не являются. МНС России ни в одном из своих писем, посвященных порядку применения п. 5 ст. 173 НК РФ, не дает разъяснений по поводу определения налогового периода у таких категорий плательщиков НДС <7>. Региональные налоговые органы, ссылаясь на требования ст. 174 НК РФ о сроках представления деклараций и уплаты НДС в бюджет, также не вдаются в тонкости определений "налоговый период" и "налогоплательщик" <8>. Не дают ответа на вопрос, как определить налоговый период для целей применения ст. 173 НК РФ, и арбитражные суды. Но ведь именно от этого зависят и размер налоговых санкций, и сама возможность применения налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций, неуплату налога в бюджет, а также необходимость уплаты пеней и порядок их исчисления (см. ниже). Цена вопроса ****************************************************************** *Вид налогового правонарушения* Статья* Размер налоговой * * * НК РФ * ответственности * ****************************************************************** *Непредставление налогопла- *п. 1 *Штраф в размере 5% суммы * *тельщиком налоговой деклара- *ст. 119*налога, подлежащей уплате * *ции в срок до 180 календарных* *(доплате) на основе этой * *дней по истечении установлен-* *декларации, за каждый пол-* *ного срока представления на- * *ный или неполный месяц со * *логовой декларации * *дня, установленного для ее* * * *представления, но не более* * * *30% указанной суммы и не * * * *менее 100 руб. * ****************************************************************** *Непредставление налогопла- *п. 2 *Штраф в размере 30% суммы * *тельщиком налоговой деклара- *ст. 119*налога, подлежащей уплате * *ции в срок более 180 кален- * *на основе этой декларации,* *дарных дней по истечении ус- * *и 10% суммы налога, подле-* *тановленного срока представ- * *жащей уплате на основе * *ления налоговой декларации * *этой декларации, за каждый* * * *полный или неполный месяц * * * *начиная со 181-го дня * ****************************************************************** *Неуплата или неполная уплата *п. 1 *Штраф в размере 20% от не-* *сумм налога в результате за- *ст. 122*уплаченных сумм налога * *нижения налоговой базы, иного* * * *неправильного исчисления на- * * * *лога или других неправомерных* * * *действий (бездействия) * * * ****************************************************************** Статистика На настоящий момент сложилась неоднозначная арбитражная практика по указанной проблеме. У судов нет единого мнения, можно ли вообще штрафовать такие организации (предпринимателей), если они не уплатили в бюджет суммы НДС, указанные в выставленных ими счетах-фактурах, и не представили налоговые декларации, а также должны ли начисляться пени на не уплаченные в бюджет суммы НДС (см. ниже). ****************************************************************************** * Федеральный * Дата, номер дела *Штраф за *Штраф за *Пени за * * арбитражный * *неуплату *непред- *просрочку * * суд * *НДС в *ставление *срока уп- * * * *бюджет *налоговой *латы НДС * * * *(ст. 122 *декларации*в бюджет * * * *НК РФ) *по НДС *(п. 2 * * * * *(ст. 119 *ст. 57, * * * * *НК РФ) *ст. 75 * * * * * *НК РФ) * ****************************************************************************** *ФАС Волго- *14.10.2003 *Налага- *Налагается*Начисляют-* *Вятского *N А29-2850/2003А *ется * *ся * *округа * * * * * ****************************************************************************** *ФАС Восточно-*23.09.2003 *Налага- *Не был *Начисляют-* *Сибирского *N А19-5296/03-5-Ф02-3044/03-С1*ется *предметом *ся * *округа * * *спора * * ****************************************************************************** *ФАС Дальне- *07.07.2003 *Не нала- *Не налага-*Начисляют-* *восточного *N Ф03-А73/03-2/1145 *гается *ется *ся * *округа **************************************************************** * *24.12.2003 *Не нала- *Не налага-*Не начис- * * *N Ф03-А73/03-2/3107 *гается *ется *ляются * ****************************************************************************** *ФАС Западно- *18.08.2004 *Налага- *Не был *Не были * *Сибирского *N Ф04-5769/2004 (А27-3834-26) *ется *предметом *предметом * *округа * * *спора *спора * * **************************************************************** * *20.01.2003 *Не нала- *Не был *Не начис- * * *N Ф04/319-1000/А70-2002 *гается *предметом *ляются * * * * *спора * * * **************************************************************** * *22.12.2003 *Не нала- *Не был *Не начис- * * *N Ф04/6433-1146/А75-2003, *гается *предметом *ляются * * *N Ф04/6433-1199/А75-2003 * *спора * * * **************************************************************** * *14.07.2003 *Не нала- *Не налага-*Начисляют-* * *N Ф04/3223-872/А46-2003 *гается *ется *ся * ****************************************************************************** *ФАС Поволжс- *03.07.2003 *Налага- *Не был *Не были * *кого округа *N А 65-10593/02-СА1-32 *ется *предметом *предметом * * * * *спора *спора * ****************************************************************************** *ФАС Северо- *08.09.2003 *Не был *Не был *Начисляют-* *Западного *N А05-173/038/18 *предметом*предметом *ся * *округа * *спора *спора * * ****************************************************************************** *ФАС Уральско-*31.03.2004 *Не нала- *Не был *Начисляют-* *го округа *N Ф09-1182/04-АК *гается *предметом *ся * * * * *спора * * * **************************************************************** * *13.07.2004 *Не нала- *Не был *Не начис- * * *N Ф09-2729/2004-АК *гается *предметом *ляются * * * * *спора * * * **************************************************************** * *18.05.2004 *Не нала- *Не был *Начисляют-* * *N Ф09-1967/04-АК *гается *предметом *ся * * * * *спора * * ****************************************************************************** *ФАС Централь-*28.05.2004 *Не нала- *Не был *Начисляют-* *ного округа *N А54-88/03-С11-С2 *гается *предметом *ся * * * * *спора * * * **************************************************************** * *26.04.2004 *Налага- *Не был *Не были * * *N А23-3066/03А-5-300 *ется *предметом *предметом * * * * *спора *спора * * **************************************************************** * *03.02.2004 *Не нала- *Не налага-*Не были * * *N А64-2244/03-11 *гается *ется *предметом * * * * * *спора * * **************************************************************** * *18.06.2003 *Не нала- *Не был *Не были * * *N А35-3284/02"а" *гается *предметом *предметом * * * * *спора *спора * ****************************************************************************** Итак, "неофициальный счет" судебных решений: - по взысканию штрафа за неуплату НДС в бюджет (ст. 122 НК РФ) - 11:5 в пользу организаций и предпринимателей; - по взысканию штрафа за непредставление налоговой декларации по НДС (ст. 119 НК РФ) - 4:1 в пользу организаций и предпринимателей; - по начислению пеней за просрочку срока уплаты НДС в бюджет (ст. 75 НК РФ) - 8:5 в пользу налоговых органов. Выводы По нашему мнению, более аргументированной выглядит позиция тех судов, которые отказывают налоговым органам в наложении штрафов по статьям 119 и 122 НК РФ на том основании, что этими статьями налоговые санкции предусмотрены исключительно для плательщиков НДС, каковыми нельзя признать организации и предпринимателей, которые применяют специальные налоговые режимы. Начисление пеней на сумму НДС, не перечисленную в бюджет, по нашему мнению, также неправомерно. Во-первых, пени - это компенсационная мера за несвоевременную уплату налогов и сборов в бюджет, которая не зависит от применения других обеспечительных мер и мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах <9>. Но в качестве лиц, обязанных уплатить пени, упоминаются только налогоплательщики (налоговые агенты), каковыми не являются лица, указанные в подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, допустившие задержку уплаты неправомерно выделенного в счете-фактуре НДС. Следовательно, обязанность по уплате пеней в случае несвоевременной уплаты в бюджет НДС такими лицами в настоящее время законодательно не установлена. Во-вторых, вследствие неопределенности понятия "налоговый период" для указанной категории лиц невозможно четко определить срок уплаты налога, по истечении которого производится начисление пеней <10>. Внимание! Во избежание штрафов организациям и предпринимателям - неплательщикам НДС, выставившим счета-фактуры с выделением сумм НДС, при уплате НДС в бюджет и представлении налоговой декларации налоговый период следует определять как месяц. Анализ судебных решений показывает, что организациям и предпринимателям, применяющим специальные режимы налогообложения, выставившим счета-фактуры с выделением сумм НДС, уплачивать НДС и представлять в ИМНС налоговые декларации по налогу в этом случае, безусловно, необходимо. И хотя налоговый период для них не определен, тем не менее обязанности по уплате налога и представлению декларации необходимо исполнять в разумный срок. По нашему мнению, его целесообразно определять как месяц, так как лишь в этом случае можно будет избежать разногласий с налоговыми органами и возможных неблагоприятных судебных решений. В заключение хотелось бы напомнить всем неплательщикам НДС, в добровольном порядке выставляющим покупателям счета-фактуры и уплачивающим НДС в бюджет, что они не вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), использованных в процессе реализации товаров (работ, услуг), в случае если был выставлен счет-фактура с выделением сумм НДС <11>. Кроме того, "упрощенцам", определяющим сумму единого налога по методу "доходы минус расходы" <12>, также следует иметь в виду, что, по мнению контролирующих ведомств, сумму дохода нельзя уменьшить на сумму НДС, выставленного в счете-фактуре и перечисленного в бюджет <13>. Несмотря на отсутствие официальных разъяснений, позиция контролирующих органов в отношении плательщиков ЕСХН, вероятнее всего, будет аналогичной. ------------------------------- <1> п. 5 ст. 173 НК РФ <2> п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ <3> п. 5 ст. 173, пп. 4, 5 ст. 174 НК РФ <4> п. 1 ст. 163 НК РФ <5> п. 2 ст. 163 НК РФ <6> ст. 163 НК РФ <7> см., например, п. 2 Письма МНС России от 04.09.2003 N 22-2-16/1962-АС207; п. 1 Письма МНС России от 15.09.2003 N 22-1-14/2021-АЖ397 "Об упрощенной системе налогообложения" <8> см., например, Письма УМНС России по г. Москве от 27.02.2003 N 24-11/11561, от 13.01.2003 N 24-11/2490, от 14.11.2003 N 21-09/64172 <9> п. 2 ст. 75 НК РФ <10> пп. 1, 3 ст. 75 НК РФ <11> ст. 170, п. 1 ст. 171 НК РФ; п. 49 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 <12> п. 1 ст. 346.14 НК РФ <13> Письмо МНС России от 15.09.2003 N 22-1-14/2021-АЖ397; Письмо Минфина России от 16.04.2004 N 04-03-11/61 "Об учете в упрощенной системе налогообложения добровольно уплаченного НДС" Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 21 --------------------------------------------------------------------- 7 ОКТЯБРЯ. УПЛАЧЕННЫЙ ЗА СЧЕТ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НДС МОЖНО ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ А.Рымкевич После вынесения Конституционным судом Определения N 169-О <1> (подробнее об этом читайте в журнале "Главная книга", 2004, N 16, с. 22; N 20, с. 13) арбитражная практика по делам, в которых рассматривался вопрос о принятии к вычету сумм НДС, уплаченного поставщикам за счет заемных средств, стала складываться отнюдь не в пользу налогоплательщиков. В частности, федеральные арбитражные суды со ссылками на нашумевшее Определение делают выводы о необходимости: - исследования природы тех средств, которые направляются на уплату НДС поставщикам; - подтверждения реальности понесенных затрат на уплату сумм налога; - подтверждения возврата суммы займа, за счет которого производилась оплата товаров (работ, услуг), и т. п. Как правило, решения по таким делам, принятые нижестоящими судами без учета позиции Конституционного суда РФ, высказанной в Определении N 169-О, отменяются (изменяются) полностью (частично) и передаются на новое рассмотрение в первую инстанцию <2>. В худшем же случае дела не направляются на новое рассмотрение, а решаются в пользу налогового органа <3>. Примечание. Даже посчитав, что вычет по НДС предъявлен неправомерно, суд может признать незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности за неуплату налога и отказать во взыскании санкций <4> в случае недоказанности вины налогоплательщика в совершении правонарушения <5>. Таким образом, судебная практика складывалась явно не в пользу налогоплательщиков, до тех пор пока Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не вынес Постановление <6>, в котором сделан ряд важнейших выводов, давно ожидаемых и обсуждаемых в широких кругах налогоплательщиков. 1. Нормы гл. 21 НК РФ не вводят для целей исчисления и уплаты НДС специальных понятий "суммы налога, уплаченные поставщикам" или "уплата налога поставщику", не содержат особого толкования понятия "собственные средства" организации. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства <7>. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги <8>. Таким образом, денежные средства, полученные по договорам займа и зачисленные заимодавцами по указанию заемщика на счета поставщиков (продавцов) приобретенных материальных ценностей, являются собственностью заемщика, его собственными денежными средствами. 2. Право плательщика НДС на вычет налога на добавленную стоимость не связывается с погашением займов, за счет которых налогоплательщик оплатил поставщикам товары, работы, услуги вместе с НДС <9>. 3. Согласно Конституции РФ применению подлежат только официально опубликованные акты <10>. Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях. Определение о разъяснении решения Конституционного суда РФ выносится в виде отдельного документа и подлежит опубликованию в тех же изданиях, в которых было опубликовано само решение <11>. Определения КС РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению могут содержать правовые позиции Конституционного суда РФ, но для признания их общеобязательными эти акты должны быть опубликованы <12>. Между тем Определение N 169-О до настоящего времени официально не опубликовано <13>. Поэтому на него нельзя ссылаться при разрешении споров. 4. Определение N 169-О не может применяться без учета позиции Конституционного суда, изложенной в иных его решениях <14>, в том числе без учета того факта, что позиция КС РФ в первую очередь направлена против тех недобросовестных налогоплательщиков, которые "с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создают схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств", что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Однако в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика <15>. И до тех пор пока недобросовестность налогоплательщика не будет доказана налоговым органом, нельзя отказать в вычете НДС, уплаченного поставщикам за счет заемных средств. ------------------------------- <1> Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2004 N 169-О <2> Постановления ФАС СЗО от 12.10.2004 N А56-11523/04, от 20.09.2004 N А56-6390/04, от 20.09.2004 N А56-10502/04, от 08.09.2004 N А56-8984/04, от 27.08.2004 N А26-1464/04-21, от 26.08.2004 N А56-3458/04, от 18.08.2004 N А56-519/04, от 11.08.2004 N А56-1783/04, от 11.08.2004 N А56-1474/04, от 06.08.2004 N А52/440/04/2, от 04.08.2004 N А56-1050/04, от 02.08.2004 N А56-6132/04, от 02.08.2004 N А56-37343/03, от 29.07.2004 N А56-4592/04 <3> Постановления ФАС СЗО от 02.09.2004 N А56-37154/03, от 18.08.2004 N А56-7685/04, от 11.08.2004 N А56-8312/04, от 11.08.2004 N А56-5021/04; ФАС УО от 21.09.2004 N Ф09-3881/04-АК, от 14.09.2004 N Ф09-3784/04-АК, от 18.08.2004 N Ф09-3352/04-АК, от 16.08.2004 N Ф09-3225/04-АК <4> п. 6 ст. 108, ст. 122 НК РФ <5> Постановление ФАС УО от 24.08.2004 N Ф09-3483/04-АК <6> Постановление ФАС СЗО от 04.10.2004 N А56-8935/04 <7> п. 1 ст. 11 НК РФ <8> ст. 807 ГК РФ <9> статьи 166, 171, 172 НК РФ <10> ч. 3 ст. 15 Конституции РФ <11> статьи 78, 83 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" <12> Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.98 N 19-П <13> Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2004 N 169-О <14> Постановление Конституционного суда РФ от 20.02.2001 N 3-П; Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2004 N 168-О <15> п. 7 ст. 3 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 22 --------------------------------------------------------------------- 30 НОЯБРЯ. ПАМЯТКА БУДУЩИМ "УПРОЩЕНЦАМ" Л.Гужелева Заканчивается срок уведомления налоговых органов организациями (индивидуальными предпринимателями), желающими перейти на упрощенную систему налогообложения с 2005 г. <1>. Переход на УСНО носит заявительный характер и осуществляется путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1) <2>. НК РФ не предусмотрено представление иных документов, кроме заявления, но на местах налоговые органы, как правило, требуют от будущих "упрощенцев" представления также бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев <3>, по которым они могут проверить указанные в заявлении данные об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также показатели выручки. В заявлении налогоплательщики указывают выбранный ими объект налогообложения ("доходы" или "доходы минус расходы"). Но его можно изменить и после подачи заявления вплоть до 20 декабря <1>. Таким образом, если организация решила перейти на УСНО с 2005 г., то последний срок для уведомления налогового органа об изменении выбранного и указанного в поданном заявлении объекта налогообложения - 17.12.2004, если налогоплательщик уведомляет налоговый орган лично, или 19.12.2004, если отправляет такое уведомление по почте. Форма уведомления налогового органа о смене указанного в заявлении объекта налогообложения не утверждена, поэтому оно подается в произвольной форме. Налогоплательщикам, как уже применяющим УСНО, так и желающим перейти на эту систему налогообложения с 2005 г., следует учитывать, что, по сведениям, полученным редакцией в Минфине России, в гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ в настоящее время готовятся изменения, в частности: - расширяющие перечень расходов (при выбранном объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") за счет расходов по доставке и транспортировке товаров и расходов на сооружение и изготовление основных средств; - увеличивающие стоимостные показатели как для возможности перехода на УСНО - до 14 млн руб. выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу, так и для утраты права на применение УСНО для уже работающих на этом спецрежиме - до 18,5 млн руб. по итогам налогового (отчетного) периода. Изменения планируется внести в Госдуму до конца текущего года и принять весной. Поскольку изменения не ухудшают положение налогоплательщиков, то с большой долей вероятности можно предположить, что они будут введены с 01.01.2005. Таким образом, "упрощенцы" в 2005 г. окажутся в более выгодном положении, чем в 2003 и 2004 гг. В заключение хотелось бы добавить, что при принятии решения о переходе на УСНО с 2005 г. не следует забывать и тот факт, что в связи с изменениями порядка исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование <4> суммарная налоговая нагрузка на "упрощенцев" может и возрасти (подробнее см. статью "Финансовому директору о ЕСН и пенсионных взносах" на с. 19). ------------------------------- <1> п. 1 ст. 346.13 НК РФ <2> Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (ред. от 07.07.2004) <3> Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" <4> статьи 2, 4 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 21 ---------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.advice.consgk |
Отписаться |
В избранное | ||