Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21 мая 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

========================================================================
     Если Вы хотите получать информацию о документах, представленных  на
регистрацию  в  Минюст  России,  зарегистрированных,  возвращенных   без
регистрации и т.д., -- подпишитесь на рассылку  "Информация  из  Минюста
России". Эта и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ
ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consminjust
========================================================================
                  Материалы из журнала "Главная книга"
                    ГРАЖДАНИН, ПОЛУЧИТЕ УВЕДОМЛЕНИЕ!
                                                          М.Соловьева

        Физические лица являются плательщиками целого ряда налогов, в
   том числе имущественных:
        - транспортного налога <1>;
        - земельного налога <2>;
        - налога на имущество физических лиц <3>;
        - налога с имущества, переходящего в порядке наследования или
   дарения <4>.
        Общей особенностью  указанных  налогов  является то,  что,  в
   отличие от подоходного налога (который исчисляется либо налоговыми
   агентами,   либо   гражданами-налогоплательщиками   на   основании
   налоговых деклараций),  они исчисляются налоговыми  органами  <5>.
   При этом обязанность по уплате налога у физического лица возникает
   исключительно с момента получения налогового уведомления <6>.

        Внимание! Гражданин,  не  получивший  уведомление,  не обязан
   уплачивать имущественные налоги.

        Налоговое уведомление считается полученным  в  день  вручения
   налогоплательщику     (его     законному    или    уполномоченному
   представителю) лично под расписку  или  по  истечении  шести  дней
   после  отправления  заказным  письмом по почте (то есть на седьмой
   календарный день) <7>.
        Первый способ на практике используется достаточно редко.  Тем
   не менее помните,  что при личной передаче уведомления  вам  нужно
   поставить  дату  получения уведомления и личную подпись в отрывной
   части  налогового  уведомления,  которая  остается   у   работника
   налогового  органа.  Если  вы откажетесь расписываться в получении
   уведомления,  это не отменит обязанности по уплате налога,  а лишь
   отсрочит ее исполнение.  В этом случае ИМНС направит вам налоговое
   уведомление заказным письмом.
        Почтовые работники  должны  вручать адресатам заказные письма
   лично в  руки.  При  отсутствии  адресата  в  его  почтовом  ящике
   оставляется  извещение  о необходимости получения заказного письма
   непосредственно в  почтовом  отделении  <8>.  Вы  можете  получить
   заказное  письмо  на почте в течение 1 месяца.  В противном случае
   оно будет возвращено отправителю - налоговой инспекции <9>.
        От даты  получения  уведомления  <7> зачастую зависит течение
   срока уплаты налога.
        Если налогоплательщик   получил   налоговое   уведомление  до
   наступления срока  уплаты,  указанного  в  нем,  он  должен  будет
   уплатить исчисленную сумму налога в указанный срок.
        Если налоговое уведомление получено налогоплательщиком  после
   наступления  сроков уплаты налога,  указанных в уведомлении,  то в
   этом  случае  необходимо  установить  дату  отправки   уведомления
   налоговым органом.
        Предположим, что  уведомление   было   направлено   налоговым
   органом  до  наступления установленных сроков платежа и шесть дней
   со дня его отправки также истекли до наступления сроков платежа. В
   этом  случае  советуем немедля уплатить сумму налога,  указанную в
   уведомлении.
        Вторая возможная   ситуация  -  уведомление  было  отправлено
   налоговым органом до  наступления  сроков  платежа,  но  пришло  к
   налогоплательщику с  опозданием.  При   этом   срок   платежа,   в
   соответствии с  законом,  уже  наступил,  но  шесть  дней  со  дня
   отправки уведомления  еще  не  истекли.  В  этом  случае  советуем
   поторопиться и уплатить налог до наступления седьмого календарного
   дня со дня отправки ИМНС заказного письма в ваш адрес.
        Например, налоговое уведомление на уплату  земельного  налога
   за  2004  г.  направлено гражданину Иванову 13 сентября 2004 г.  и
   получено им 16 сентября 2004 г. Несмотря на то что срок уплаты 50%
   суммы  земельного  налога,  установленный законом,  - 15 сентября,
   налоговое уведомление будет считаться полученным (а следовательно,
   у  Иванова  возникнет  обязанность   по   уплате   налога)  только
   20 сентября. Таким образом, чтобы у гражданина Иванова не возникло
   разногласий с налоговым органом,  земельный налог должен  быть  им
   уплачен до 20 сентября 2004 г.
        И, наконец,   третья  ситуация,  когда  налоговый  орган  сам
   нарушил установленные сроки,  то  есть  направил  уведомление  уже
   после  наступления сроков платежа налога.  Законодательством сроки
   платежа для указанной ситуации не  установлены.  В  связи  с  этим
   рекомендуем  налогоплательщику уплатить исчисленную сумму налога в
   течение  шести  дней  после  отправки  уведомления  либо  в   день
   фактического  его  получения  без  уплаты  пени.  Начисление  пени
   налоговым органом в этом случае будет  неправомерным,  так  как  у
   налогоплательщика  не  было  возможности  уплатить  налог  в срок,
   указанный в уведомлении.
        Однако налогоплательщику важно не только знать дату получения
   налогового уведомления и срок уплаты налога, но и быть уверенным в
   правильности расчета налога, произведенного налоговой инспекцией.
        Приказом МНС России от 15.03.2004  N  БГ-3-04/198  утверждены
   новые формы налоговых уведомлений по имущественным налогам. Вместе
   с уведомлением налогоплательщикам будет направляться  и  полностью
   заполненный платежный документ на уплату налога <10>.
        В отличие  от  ранее  действовавших  форм  <11>,  новые формы
   содержат не только данные о начислениях текущего года, но и данные
   о суммах налога,  подлежащих уплате (возврату) за предыдущие годы.
   Таким  образом,  налогоплательщик  сразу  видит  общее   состояние
   расчетов по данному налогу.
        Кроме того,  в  новые  налоговые уведомления впервые включена
   таблица  расчета  конкретного  налога,  начисленного  за   текущий
   налоговый  период,  из  которой  сразу можно понять,  на основании
   правильной ли информации работники налоговой  инспекции  произвели
   расчет суммы налога.
        Ниже мы расскажем,  на какие показатели  уведомлений  следует
   обратить внимание, чтобы не переплатить налог.

                           Транспортный налог
        Транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ,
   в которых определяются не только ставки налога (которые зависят от
   вида  транспортного  средства  и  мощности  его  двигателя либо от
   вместимости (для несамоходных судов))  в  пределах,  установленных
   ст.  361  НК  РФ,  льготы  и  порядок их предоставления,  но также
   порядок и сроки уплаты налога <12>.
        Налоговое уведомление  на  уплату транспортного налога должно
   быть  вручено  гражданину-налогоплательщику  не  позднее  1   июня
   налогового периода - календарного года <13>.
        В налоговом уведомлении указывается сумма налога, исчисленная
   исходя  из данных о транспортных средствах,  зарегистрированных по
   состоянию на 1 января текущего года (правда, без учета поправочных
   коэффициентов, предусмотренных п. 3 ст. 362 НК РФ) <14>.
        Для сведения сообщаем:
        - сроки уплаты налога,  согласно  п.  2  ст.  363  Налогового
   кодекса Российской  Федерации,  устанавливаются законами субъектов
   Российской Федерации;
        - за  несвоевременную  уплату  налога  начисляется  пеня   по
   ставке, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования
   Банка России за каждый день просрочки;
        - если  вы  имеете  право  на  льготы,  то  в  соответствии с
   законодательством о налогах и сборах вам необходимо  предъявить  в
   налоговый    орган    документы,    являющиеся    основанием   для
   предоставления льготы.
        Иногда работники ИМНС при оформлении уведомлений  неправильно
   определяют  объект  налогообложения  и  соответствующую  налоговую
   ставку.  Чаще всего это происходит,  когда информация (например, о
   снятии  вашего  транспортного  средства  с  учета  либо замене его
   двигателя) из регистрирующих органов  (в  частности,  МРЭО  ГИБДД)
   несвоевременно поступила в налоговый орган.
        В этом случае,  возможно,  не стоит сразу  идти  в  отделение
   банка  с  квитанцией  на уплату налога.  Налоговые органы советуют
   налогоплательщику  обратиться  в  зарегистрировавший  транспортное
   средство  орган,  где проводилась операция по снятию транспортного
   средства с учета,  получить распечатку карточки учета с отметкой о
   снятии  автомобиля с учета и представить ее в налоговую инспекцию,
   оформившую налоговое уведомление.  Работники  налоговой  инспекции
   внесут соответствующие  изменения в лицевой счет налогоплательщика
   (снимут начисление или произведут перерасчет налога) <15>.
        Если вы   в   действительности  владеете  одним  транспортным
   средством,  но в налоговом уведомлении указано другое транспортное
   средство (например,  вместо "Жигулей" в нем указан "Мерседес" либо
   неверно указан государственный регистрационный  знак),  это  может
   служить   основанием   для  неуплаты  суммы  налога,  рассчитанной
   налоговым органом и указанной в налоговом уведомлении.
        Следует помнить  также,  что  не  являются объектом обложения
   транспортным налогом транспортные средства,  находящиеся в розыске
   <16>.  И если с вами в течение года случилась подобная беда, чтобы
   не переплачивать налог,  следует самостоятельно подать в налоговый
   орган   документы,   подтверждающие   факт  угона  (кражи).  Таким
   документом может являться справка  или  иной  подтверждающий  факт
   кражи (угона) документ, выдаваемые органами МВД России (ГУВД, ОВД,
   УВД и др.),  осуществляющими работу по расследованию  и  раскрытию
   преступлений <17>.
        Если орган МВД России по какой-либо причине отказал в  выдаче
   подтверждающего   документа,   заявление   о  факте  угона  вашего
   автомобиля можно подать прямо в налоговую  инспекцию  (обязательно
   указав   при  этом  наименование  органа  МВД  России,  в  котором
   возбуждено уголовное дело по факту  угона).  В  этом  случае  ИМНС
   направит  официальный запрос в орган,  указанный в заявлении.  При
   получении  подтверждения   налоговый   орган   снимет   начисление
   (произведет перерасчет) транспортного налога <18>.
        Разногласия с налоговым органом могут возникнуть и по  поводу
   мощности   двигателя  транспортного  средства,  если  она  неверно
   указана в налоговом уведомлении.  В этом случае следует обратиться
   в   налоговый   орган   и  предъявить  регистрационные  документы,
   подтверждающие   правильные   данные    о    мощности    двигателя
   транспортного средства.
        Если работники  налогового   органа   допустили   техническую
   ошибку,  ИМНС уточнит мощность двигателя на основании ваших данных
   и пересчитает сумму налога.
        Если же   налоговое   уведомление  оформлялось  на  основании
   данных,  поданных в ИМНС регистрирующим органом, уточнить мощность
   двигателя  своего  транспортного средства можно либо обратившись в
   сам  регистрирующий  орган   (там   выдадут   справку   или   иной
   подтверждающий документ),  либо с помощью технической документации
   на автомобиль (например,  Инструкции по эксплуатации транспортного
   средства,  технических  справочников) <19>.  Следует знать,  что в
   случае   выявления   расхождений   с   данными,   предоставленными
   регистрирующим  органом,  налоговый орган обязан руководствоваться
   данными технической документации на автомобиль. Если же информацию
   о  мощности  двигателя  автомобиля  нельзя  найти  и в технической
   документации,  вы  можете  представить   в   налоговую   инспекцию
   заключение     завода-изготовителя,    организации-продавца    или
   организации,  осуществляющей  сервисное  обслуживание   и   ремонт
   аналогичных транспортных средств <20> (см. образец).
        В случае если данные налогового органа о  мощности  двигателя
   не  учитывают  изменение  мощности  вследствие его замены,  в ИМНС
   следует подать документы, подтверждающие регистрацию такой замены.
        Если ваше  транспортное  средство  было  поставлено  на  учет
   (снято с учета) в течение  налогового  периода,  следует  обратить
   внимание на коэффициент пересчета, указанный в уведомлении.
        Напоминаем, что он определяется как  отношение  числа  полных
   месяцев  владения  к  числу месяцев в налоговом периоде <21>.  При
   этом месяц  регистрации  и  месяц  снятия  с  учета  транспортного
   средства считаются   как   полные   месяцы.  Если  автомобиль  был
   поставлен на учет и  снят  с  учета  в  одном  и  том  же  месяце,
   коэффициент пересчета принимается равным 1/12.
        Если вы не согласны с коэффициентом, указанным в уведомлении,
   можно  уплатить  сумму  налога,  пересчитанную  самостоятельно  на
   основании своей информации. Но в любом случае следует обратиться с
   комплектом  подтверждающих  вашу  правоту  документов  в налоговый
   орган за разъяснениями.  Свой запрос лучше оформить  в  письменном
   виде,   так   как  в  этом  случае  налоговая  инспекция  направит
   письменный   же   официальный   ответ.    В    случае    судебного
   разбирательства эти документы могут помочь вам в отстаивании своей
   позиции.
        Графа "Льгота  в  %  от  суммы налога" налогового уведомления
   заполняется на основании  данных,  которые  поступают  в  ИМНС  из
   различных источников. Льготы могут быть самыми разнообразными, так
   как  их  перечень  (не   ограниченный   Налоговым   кодексом   РФ)
   устанавливается   законами  субъектов  РФ.  Именно  поэтому  перед
   уплатой  налога  следует  внимательно   ознакомиться   с   текстом
   регионального закона о транспортном налоге.  И если вы претендуете
   на  применение  льготы,  а  в  уведомлении  соответствующая  графа
   расчета  осталась  незаполненной,  следует  обратиться в налоговый
   орган с комплектом документов, эту льготу подтверждающих. Если все
   в порядке, работники ИМНС пересчитают сумму налога и вручат (лично
   в инспекции) или вышлют по почте новое налоговое уведомление.
        Так как   налоговое   уведомление   высылается  до  окончания
   налогового периода,  а законом субъекта РФ может  быть  установлен
   срок  уплаты  транспортного  налога  также до окончания налогового
   периода,  может случиться,  что по итогам налогового периода суммы
   исчисленного и уплаченного транспортного налога будут различаться.
        Если сумма  налога  по  итогам  налогового  периода  подлежит
   доплате  (например,  вследствие  замены двигателя на более мощный,
   приобретения в течение года нового  транспортного  средства  и  т.
   д.),  по  окончании  налогового  периода  ИМНС  вышлет  вам  новое
   уведомление.  В нем  будут  указаны  окончательная  сумма  налога,
   рассчитанная   по   итогам   налогового   периода,  сумма  налога,
   подлежащего доплате в бюджет,  и срок уплаты налога в соответствии
   с законом субъекта РФ <22>.
        Если же по  итогам  налогового  периода  сумма  транспортного
   налога  подлежит уменьшению,  образовавшуюся сумму переплаты можно
   будет либо зачесть в счет уплаты  будущих  платежей  транспортного
   налога, либо возвратить по заявлению <23>.

                   Налог на имущество физических лиц
        Не позднее  1  августа налоговое уведомление на уплату налога
   на имущество  физических  лиц  должны  получить  физические  лица,
   которым  на праве собственности принадлежат жилые дома,  квартиры,
   дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения <37>.
        Для сведения сообщаем:
        - уплата налога производится собственниками имущества равными
   долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября;
        - за  несвоевременную  уплату  налога  начисляется  пеня   по
   ставке, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования
   Банка России за каждый день просрочки;
        - если  Вы  имеете  право  на  льготы,  то  в  соответствии с
   законодательством о налогах и сборах Вам необходимо  предъявить  в
   налоговый    орган    документы,    являющиеся    основанием   для
   предоставления льготы.
        Данные о  недвижимом  имуществе  граждан  не  позднее 1 марта
   года,  за  который  исчисляется  налог,  поступают   в   налоговые
   инспекции  из  организаций  технической  инвентаризации,  и  на их
   основании  заполняются  графы   налогового   уведомления   "Объект
   налогообложения",   "Стоимость   имущества",  "Доля",  "Количество
   месяцев  владения  имуществом".   При   этом   стоимость   объекта
   недвижимости    указывается    по   восстановительной   стоимости,
   рассчитанной органом технической  инвентаризации  по  состоянию на
   1 января налогового периода <38>.
        Если облагаемое налогом имущество находится в  общей  долевой
   собственности  нескольких  физических  лиц  (или  физических лиц и
   организаций),  то каждый из них будет считаться налогоплательщиком
   соразмерно его доле в этом имуществе <39>.
        Физические лица,  в  чьей  общей   совместной   собственности
   находится  имущество,  имеют  право  в  простой  письменной  форме
   оформить соглашение  сторон  и  возложить  обязанность  по  уплате
   налога  на  одного  из  совладельцев  имущества  <40>.  Если  вы -
   совладелец имущества,  участвующий в соглашении  и  не  являющийся
   плательщиком налога,  все-таки получили налоговое уведомление, вам
   следует  обратиться  в  ИМНС  по  месту   нахождения   недвижимого
   имущества  и предъявить оригинал и копию указанного соглашения.  В
   этом случае налоговый орган  пересчитает  сумму  налога  и  внесет
   изменения в карточку лицевого счета налогоплательщика.
        При переходе  права  собственности  на  имущество  в  течение
   календарного  года  сумма  налога рассчитывается в соответствии со
   сроком владения имуществом в месяцах. При этом <41>:
        - учитывается  месяц,  в котором возникло право собственности
   на имущество;
        - не  учитывается  месяц,  в  котором  право собственности на
   имущество утрачено.
        Если данные  налогового  уведомления  не  совпадают с вашими,
   целесообразно   предъявить   в   налоговую   инспекцию   оригиналы
   правоустанавливающих документов.
        Статьей 3 Закона РФ "О налогах на имущество  физических  лиц"
   установлены  лишь пределы ставок налога в зависимости от стоимости
   имущества.

   **************************************************
      Стоимость имущества        Ставка налога    *
   **************************************************
   *До 300 тыс. руб.         До 0,1%               
   **************************************************
   *От 300 тыс. руб. до      От 0,1% до 0,3%       
   500 тыс. руб.                                  *
   **************************************************
   *Свыше 500 тыс. руб.      От 0,3% до 2,0%       
   **************************************************

        Конкретные же  ставки  налога  на  имущество  физических  лиц
   устанавливают органы  местного  самоуправления  в  зависимости  от
   суммарной     инвентаризационной    стоимости    объектов,    типа
   использования и иных критериев.
        Уплачивается налог равными  долями  не  позднее  15  сентября
   и 15 ноября <42>.

                Что делать, если ИМНС не идет навстречу
        Итак, если вы  не  согласны  с  суммой  налога,  указанной  в
   налоговом уведомлении, но визиты в ИМНС так и не дали результатов,
   можно выбрать один из следующих вариантов действий.
        1. Не  платить налог и дожидаться,  пока ИМНС обратится в суд
   для взыскания  суммы  налога  и  пени.  В  суде  представить  свои
   возражения  по  сумме начисленного налога.  Минус этого варианта -
   если суд вынесет решение не в вашу пользу, вам придется уплачивать
   не только сумму налога,  но и пени за просрочку его уплаты <49>, а
   также штраф (20% от неуплаченной суммы налога) <50>.
        2. Уплатить налог в сумме,  указанной в уведомлении,  а затем
   требовать  возврата  суммы  излишне  уплаченного  налога  (порядок
   возврата  определен в ст.  78 НК РФ).  Минус этого варианта - если
   ИМНС откажет в возврате налога,  вам  придется  обращаться  в  суд
   (либо  в  вышестоящий  налоговый орган),  чтобы удовлетворить свои
   требования <51>. Но, если суд поддержит позицию налогового органа,
   вам не придется уплачивать пени за просрочку уплаты налога и штраф
   в соответствии со ст.  122 НК РФ,  потому что налог был уплачен  в
   установленные сроки в полной сумме.
        3. Уплатить налог в соответствии с собственными  расчетами  и
   либо  дожидаться  реакции  налогового  органа  (в этом случае есть
   небольшой шанс,  что ИМНС согласится  с  той  суммой,  которую  вы
   уплатили), либо обратиться в суд или в вышестоящий налоговый орган
   за признанием  налогового  уведомления  недействительным  в  части
   неуплаченной суммы налога <51>.
        4. Сразу обжаловать  налоговое  уведомление  в  суде,  требуя
   признать его недействительным (в полной сумме налога или только ее
   части).
        Отрицательные последствия  последних  двух вариантов действий
   такие же,  как и в первом случае,  - при решении суда  не  в  вашу
   пользу вам придется уплачивать сумму налога, пени за просрочку его
   уплаты и штраф <52>.
        Как видим,  в  большинстве  случаев  разногласие  с  позицией
   налогового органа налогоплательщику придется разрешать уже в суде.
   А  это  -  процесс  длительный.  Кроме  того,  в  случае проигрыша
   придется уплачивать пени за просрочку платежа  налога  и  штраф  в
   соответствии со ст.  122 НК РФ,  если налог не был уплачен в срок.
   Поэтому рекомендуем возможные  разногласия  с  ИМНС  разрешать  на
   основании подтверждающих вашу правоту документов непосредственно с
   работниками налогового органа до  окончания  установленных  сроков
   уплаты соответствующего налога.

        -------------------------------
        <1> гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ
        <2> Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю"
        <3> Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1  "О  налогах  на  имущество
   физических лиц"
        <4> Закон РФ от 12.12.91 N  2020-1  "О  налоге  с  имущества,
   переходящего в порядке наследования или дарения"
        <5> ст.  52 НК РФ;  п.  1 ст.  5  Закона  РФ  "О  налогах  на
   имущество  физических  лиц";  п.  4  ст.  5  Закона РФ "О налоге с
   имущества,  переходящего в порядке наследования или дарения";  ст.
   16 Закона РФ "О плате за землю"; п. 3 ст. 363 НК РФ
        <6> п. 4 ст. 57 НК РФ
        <7> ст. 52 НК РФ
        <8> пп.  96,  101 Правил оказания услуг почтовой связи,  утв.
   Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 725
        <9> п.  122,  подп. "ж" п. 123 Правил оказания услуг почтовой
   связи
        <10> п. 2 Приказа МНС России от 15.03.2004 N БГ-3-04/198
        <11> Приказ   МНС   России  от  14.10.99  N  АП-3-08/326  "Об
   утверждении форм налоговых  уведомлений";  Приказ  МНС  России  от
   14.10.2002   N   БГ-3-04/566   "Об  утверждении  формы  налогового
   уведомления на уплату транспортного  налога  физических  лиц  и  о
   внесении  изменений  и  дополнений в Приказ МНС России от 14.10.99
   N АП-3-08/326"
        <12> ст. 356 НК РФ
        <13> ст. 360, п. 3 ст. 363 НК РФ
        <14> п.  44  Методических рекомендаций по применению главы 28
   "Транспортный налог" части второй  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177
        <15> п.  9  письма  УМНС  России   по   Санкт-Петербургу   от
   26.06.2003 N 07-04/13071
        <16> подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ
        <17> п.  17.4  Методических рекомендаций,  утв.  Приказом МНС
   России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177
        <18> п.   4   письма   УМНС  России  по  Санкт-Петербургу  от
   26.06.2003 N 07-04/13071
        <19> п.   1   письма   УМНС  России  по  Санкт-Петербургу  от
   26.06.2003 N 07-04/13071
        <20> п.  22  Методических  рекомендаций,  утв.  Приказом  МНС
   России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177
        <21> п. 3 ст. 362 НК РФ
        <22> п.  46  Методических  рекомендаций,  утв.  Приказом  МНС
   России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177
        <23> ст. 78 НК РФ
        <24> ст.  1  Закона  РФ  "О  плате  за  землю";  п.  3 ст.  5
   Земельного кодекса РФ
        <25> ст. 16 Закона РФ "О плате за землю"
        <26> ст. 3 Закона РФ "О плате за землю"
        <27> разд.  VII  приложения "Перечень сведений,  включаемых в
   Единый  государственный  реестр  налогоплательщиков"  к   Правилам
   ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков,  утв.
   Постановлением   Правительства   РФ    от    26.02.2004    N   110
   "О совершенствовании   процедур   государственной   регистрации  и
   постановки   на   учет   юридических    лиц    и    индивидуальных
   предпринимателей"
        <28> ст.  14,  п. 2  ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000
   N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"
        <29> ст. 15 Закона РФ "О плате за землю"
        <30> п.  20  ст.  1,  ст.  2  Федерального закона от 09.08.94
   N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О  плате
   за землю"
        <31> подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ
        <32> п.  3 Письма МНС России N ИС-6-04/417, Госкомзема России
   N СС-1109 от 21.05.99
        <33> ст. 8 Закона РФ "О плате за землю"
        <34> Письмо МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/351  (отменено
   Письмом МНС России от 23.04.2002 N НА-6-21/525)
        <35> ст. 78 НК РФ
        <36> ст. 17 Закона РФ "О плате за землю"
        <37> п.  1 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 8 ст. 5 Закона РФ "О налогах
   на имущество физических лиц"
        <38> п.  4 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических
   лиц"
        <39> п.  2 ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических
   лиц"
        <40> п.  3 ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических
   лиц"
        <41> п.  6 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических
   лиц"
        <42> п.  9 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических
   лиц"
        <43> ст.  2 Закона РФ "О налоге с имущества,  переходящего  в
   порядке наследования или дарения"
        <44> ст.  3,  п.  1 ст.  5 Закона РФ "О налоге  с  имущества,
   переходящего в порядке наследования или дарения"
        <45> ст.  3 Закона РФ "О налоге с имущества,  переходящего  в
   порядке наследования или дарения"
        <46> пп.  3,  4 ст.  5  Закона  РФ  "О  налоге  с  имущества,
   переходящего в порядке наследования или дарения"
        <47> п. 3 ст. 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего
   в порядке наследования или дарения"
        <48> п. 6 ст. 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего
   в порядке наследования или дарения"
        <49> ст. 75 НК РФ
        <50> ст. 122 НК РФ
        <51> статьи 137, 138 НК РФ
        <52> статьи 75, 122 НК РФ

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 9
---------------------------------------------------------------------

                ЦБ РФ ОБЛЕГЧИЛ ПОКУПКУ ВАЛЮТЫ ИМПОРТЕРАМ
                                                          М.Соловьева

        Вступило в  силу  Указание  ЦБ  РФ  от  18.03.2004  N 1394-У,
   отменившее особые правила покупки иностранной валюты  юридическими
   лицами   -   резидентами,  осуществляющими  платежи  по  импортным
   контрактам <1>. Таким образом, Банк России фактически отказался от
   предупредительных  мер,  направленных  на ограничение "серых" схем
   вывода денежных средств за границу,  так  как  отток  капитала  за
   границу значительно уменьшился в последние годы.
        Напомним историю вопроса.
        Общий порядок       покупки       и       продажи      валюты
   организациями-резидентами  был  установлен  Указанием  ЦБ  РФ   от
   20.10.98  N  383-У  "О  порядке  совершения  юридическими лицами -
   резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты
   на  внутреннем  валютном  рынке  Российской Федерации".  По общему
   правилу   организации   покупают    иностранную    валюту    через
   уполномоченный  банк на основании Поручения на покупку и комплекта
   обосновывающих покупку валюты документов,  в который, в частности,
   входят  оригиналы  и  копии  Паспорта  импортной сделки,  договора
   (соглашения,  контракта) с  иностранным  контрагентом,  разрешения
   (лицензии)   Банка  России  на  осуществление  валютной  операции,
   связанной с движением капитала <2>.
        Однако кризис  1998 г.  спровоцировал массовый отток капитала
   за границу.  При вывозе капитала  большую  популярность  приобрели
   "серые"  схемы  с  использованием импортных контрактов на поставку
   товаров (работ,  услуг) на  условиях  100%-ной  предоплаты.  Чтобы
   сделать   эти   схемы   непривлекательными   для  недобросовестных
   импортеров,  ЦБ РФ издал Указание от  22.03.99  N  519-У,  которым
   установил особенности порядка покупки и продажи иностранной валюты
   организациями-импортерами.
        В частности,      предусматривалось,     что     организации,
   приобретающие  валюту  для  осуществления  платежей  по  импортным
   контрактам, после ввоза товаров на территорию Российской Федерации
   добавленную  стоимость,  утв.  Приказом  МНС  России от 21.01.2002
   представлением в уполномоченный банк Поручения на покупку валюты и
   комплекта  обосновывающих   документов   представлять   заверенную
   (нотариально  либо самим юридическим лицом - резидентом) копию ГТД
   <3>.
        Приобрести же  валюту для осуществления авансового платежа по
   импортному контракту (то есть если контрактом предусмотрена оплата
   товара  до его ввоза на территорию Российской Федерации или до его
   таможенного оформления) организация-импортер могла,  лишь открыв в
   обязательном  порядке  в  уполномоченном  банке  банковский  вклад
   (депозит)  в  рублях  и  зарезервировав  на  нем  100%  от  суммы,
   направленной на покупку валюты.  Закрыть депозитный счет и вернуть
   внесенные на  него  денежные  средства  организация  имела  право,
   только  представив  в  уполномоченный банк заверенную (нотариально
   либо самим юридическим лицом - резидентом) копию ГТД <4>.
        Лишь в  конце  2002  г.  Указанием  N  1223-У условия покупки
   иностранной  валюты   организациями-импортерами   были   несколько
   облегчены.  В  частности,  размер обязательного рублевого депозита
   был снижен со 100  до  20%  от  суммы  валюты,  приобретаемой  для
   внесения  авансового  платежа  по импортным контрактам на поставку
   товаров в Российскую Федерацию <5>.
        Теперь же  ЦБ  РФ  окончательно уравнял импортеров в правах и
   обязанностях с остальными  категориями  организаций-резидентов,  и
   при  покупке  иностранной  валюты  им  не  надо  ни  резервировать
   денежные  средства  на  рублевых  депозитах,  ни   предъявлять   в
   уполномоченный   банк   копии   ГТД  в  обоснование  необходимости
   приобретения валютных средств.

        -------------------------------
        <1> Указание  ЦБ  РФ  от 17.12.2002 N 1223-У "Об особенностях
   покупки юридическими лицами - резидентами  иностранной  валюты  за
   валюту   Российской   Федерации   на   внутреннем  валютном  рынке
   Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам
   об  импорте  товаров  в  Российскую  Федерацию"  (далее - Указание
   N 1223-У)
        <2> пп. 5, 9.1 Указания ЦБ РФ от 20.10.98 N 383-У
        <3> п. 2 Указания ЦБ РФ от 22.03.99 N 519-У
        <4> п. 3 Указания ЦБ РФ от 22.03.99 N 519-У
        <5> п. 2 Указания N 1223-У

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 9
---------------------------------------------------------------------

                УПЛАТА НАЛОГА ТРЕТЬИМ ЛИЦОМ НЕДОПУСТИМА
                                                              Л.Елина

        Конституционный  суд  РФ   вынес  Определение  от  22.01.2004
   N 41-О,  в  котором  был  рассмотрен  вопрос  о возможности уплаты
   налогов представителем налогоплательщика.
        Напомним, что в соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик
   может участвовать в налоговых правоотношениях  как  лично,  так  и
   через  законного  или  уполномоченного представителя.  (О вопросах
   представления      налоговой       отчетности       представителем
   налогоплательщика вы можете прочитать в статье "Отчитываемся через
   представителя" на с.  73 в журнале "Главная книга",  2004,  N  7.)
   Отношения     представительства     должны    быть    подтверждены
   соответствующими    документами    (в    случае    уполномоченного
   представительства  -  надлежаще  оформленной  доверенностью)  <1>.
   Аналогичные правила  распространяются  на  плательщиков  сборов  и
   налоговых агентов <2>.
        Однако КС  РФ  указал,  что  с учетом положений ст.  45 НК РФ
   платежные документы на уплату налога  через  представителя  должны
   исходить от налогоплательщика и должны быть подписаны им самим,  а
   уплата соответствующих сумм должна производиться за  счет  средств
   налогоплательщика,  находящихся  в его свободном распоряжении,  то
   есть за счет его собственных средств <3>.
        Соблюдение данных условий имеет существенное значение в целях
   надлежащего исполнения обязанности по уплате налога.
        При этом  на  факт признания обязанности налогоплательщика по
   уплате  налога  исполненной  не  влияет  то,  в  какой   форме   -
   безналичной  или  наличной  -  происходит уплата денежных средств.
   Главное,  чтобы из представленных платежных документов можно  было
   четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно
   этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных  денежных
   средств.    В    противном    случае    будет   невозможно   четко
   персонифицировать денежные средства,  за счет которых производится
   уплата налога.
        КС РФ мотивировал свое решение тем,  что,  если бы налоги  за
   налогоплательщика могли платить третьи лица, налоговый контроль за
   исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по  уплате
   налога был бы затруднен, что могло бы создать выгодные условия для
   уклонения   недобросовестных   налогоплательщиков   от    законной
   обязанности   уплачивать   налоги   путем   неотражения  на  своем
   банковском счете поступающих доходов.

        -------------------------------
        <1> ст. 29 НК РФ
        <2> п. 4 ст. 26 НК РФ
        <3> пп. 1, 2 ст. 45 НК РФ

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 9
---------------------------------------------------------------------

                 ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ УМЕНЬШАЮТ СУММУ ЕНВД
                 В ТОМ ПЕРИОДЕ, В КОТОРОМ ОНИ НАЧИСЛЕНЫ
                                                              Л.Елина

        Конституционный суд РФ в Определении  от  08.04.2004  N  92-О
   разъяснил,  что уменьшение суммы единого налога на вмененный доход
   (ЕНВД) на величину страховых взносов  на  обязательное  пенсионное
   страхование  связано не с периодом,  в котором фактически уплачены
   данные страховые взносы на пенсионное страхование,  а с  периодом,
   за который эти взносы исчисляются.
        Напомним, что плательщики ЕНВД имеют  право  уменьшить  сумму
   единого   налога   за  2002  г.  на  суммы  страховых  взносов  на
   обязательное пенсионное страхование,  уплаченных в 2002 г.,  но не
   более чем на 35% <1>.
        По мнению налоговых органов, сумма ЕНВД за 2002 г. может быть
   уменьшена  только  на  те  страховые  взносы,  которые  фактически
   уплачены в том же  году.  Однако  действующая  с  2003  г.  норма,
   связанная  с  принятием  к  вычету по ЕНВД сумм страховых взносов,
   позволяет,  по мнению КС РФ,  налогоплательщикам  уменьшать  сумму
   единого   налога,   исчисленную  за  налоговый  период,  на  сумму
   страховых  взносов   на   обязательное   пенсионное   страхование,
   уплаченных за этот же период времени <2> (но не обязательно в этом
   же налоговом периоде).
        Поэтому суд решил, что уменьшение суммы единого налога (как в
   2002 г., так и в настоящее время) связано не с периодом, в котором
   фактически уплачены страховые взносы на пенсионное страхование,  а
   с периодом, за который эти взносы исчисляются.
        В противном  случае  налогоплательщики,  уплатившие страховые
   взносы в  разные налоговые периоды,  были бы в неравном положении,
   что приводит к "нарушению принципа равенства  всех  перед  законом
   (статья   19,   часть   1   Конституции  Российской  Федерации)  и
   вытекающего   из   него   правила    равного    и    справедливого
   налогообложения".
        Как видим, несмотря на то что предметом спора было исчисление
   ЕНВД в 2002 г.,  рассматриваемое Определение КС РФ прямо  касается
   плательщиков  ЕНВД,  исчисляющих налог в настоящее время.  Ведь на
   практике налоговые органы принимали к вычету по ЕНВД только  суммы
   страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,  которые
   не только начислены,  но и фактически уплачены  в  соответствующем
   налоговом периоде.
        Теперь  же,  руководствуясь  Определением КС РФ от 08.04.2004
   N 92-О,  уменьшать единый налог можно на суммы начисленных за этот
   период  страховых взносов - независимо от того,  в каком налоговом
   периоде они фактически уплачены.
        Заметим, что в аналогичной ситуации находятся и  "упрощенцы",
   которые  выбрали  в  качестве  объекта налогообложения доходы <3>.
   Они,  так же как и плательщики ЕНВД, могут уменьшить сумму единого
   налога  на  сумму  страховых  взносов  на  обязательное пенсионное
   страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии
   с   законодательством  РФ.  При  этом  сумма  налога  (квартальных
   авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на
   50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
        МНС России на своем сайте (www.nalog.ru) уже  разместило  для
   "упрощенцев" разъяснения по данному вопросу. Сумма исчисленного за
   отчетный (налоговый) период  единого  налога  подлежит  уменьшению
   налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения
   доходы,  только  на  сумму  страховых  взносов   на   обязательное
   пенсионное  страхование,  фактически  уплаченных  ими  (в пределах
   суммы начисленных  (подлежащих  уплате)  за  отчетный  (расчетный)
   период)  на  дату  представления  налоговой  декларации по единому
   налогу.  Налогоплательщики,  уплатившие  страховые  взносы   после
   представления    налоговой    декларации    по   единому   налогу,
   уплачиваемому   в   связи   с   применением   упрощенной   системы
   налогообложения,  вправе  уточнить свои налоговые обязательства по
   единому налогу за истекший отчетный (налоговый) период, представив
   в  установленном  порядке  в налоговые органы уточненные налоговые
   декларации по единому налогу.

        -------------------------------
        <1> ст.  5  Федерального  закона  от  24.07.2002  N 104-ФЗ "О
   внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  и  некоторые  другие  акты законодательства
   Российской  Федерации,  а  также  о  признании  утратившими   силу
   отдельных  актов законодательства Российской Федерации о налогах и
   сборах"
        <2> п. 2 ст. 346.32 НК РФ
        <3> п. 3 ст. 346.21 НК РФ

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 10
---------------------------------------------------------------------

                      ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА "УПРОЩЕНКУ"
                      НДС ВОССТАНАВЛИВАТЬ НЕ НАДО
                                                              Л.Елина

        Президиум Высшего арбитражного cуда РФ вынес Постановление от
   30.03.2004 N 15511/03, в котором указал, что при переходе с общего
   режима налогообложения на "упрощенку" восстанавливать суммы налога
   на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после
   указанного перехода, не нужно.

        Примечание. Напомним, что о восстановлении сумм налога, ранее
   правомерно принятых налогоплательщиками к  вычету,  упоминается  в
   Инструкции по заполнению декларации  по  НДС  <1>.  Для  отражения
   восстановленных  сумм  в декларации предусмотрена отдельная строка
   (строка 370 разд.2.1 декларации по НДС).
        В соответствии с  п.  3  ст.  170  НК  РФ  налогоплательщики,
   которые  используют  товары  (работы,  услуги)  при  осуществлении
   операций,  не облагаемых НДС,  должны восстановить суммы налога по
   данным товарам (работам,  услугам),  предъявленные ранее к вычету.
   По мнению налоговых органов,  при переходе  на  "упрощенку"  суммы
   НДС,   приходящиеся   на  остаток  товарно-материальных  ценностей
   (остаточную  стоимость   основных   средств   или   нематериальных
   активов),  подлежат  восстановлению,  так  как плательщики единого
   налога  при  упрощенной  системе   налогообложения   не   являются
   плательщиками   НДС   и,   следовательно,  не  будут  осуществлять
   операции, с которых НДС может быть уплачен в бюджет.
        Более подробно   с  позицией  налоговых  органов  по  данному
   вопросу вы можете ознакомиться,  прочитав отчет о семинаре  "Налог
   на добавленную стоимость:  актуальные вопросы" в журнале  "Главная
   книга", 2004, N 8, с. 58.

        Однако сложившаяся  арбитражная  практика  и  до   указанного
   Постановления  Президиума ВАС РФ складывалась зачастую не в пользу
   налоговых органов: в подавляющем большинстве случаев суды и раньше
   признавали,   что   налоговое   законодательство  не  содержит  ни
   обязанности  по  восстановлению  сумм  НДС  (за исключением  п.  8
   ст. 145 НК РФ),  ни методики расчета  восстанавливаемой  суммы.  С
   судебными  решениями  по  спорам,  предметом  рассмотрения которых
   стала проверка наличия  обязанности  организации  (индивидуального
   предпринимателя),   переходящей   на  УСНО  или  на  уплату  ЕНВД,
   восстановить ранее принятый к вычету НДС со стоимости остатков ТМЦ
   (остаточной   стоимости  ОС  или  НМА),  вы  можете  ознакомиться,
   прочитав статью "Безвыходная" ситуация для НДС" в журнале "Главная
   книга", 2003, N 15, с. 75.
        Кроме  того,   не  так  давно  Президиум  ВАС  РФ  в  сходной
   ситуации -  при  передаче  в  уставный  капитал основных средств -
   также подтвердил отсутствие обязанности восстанавливать  НДС  <2>.
   Подробнее об этом см. журнал "Главная книга", 2004, N 2, с. 21.

        Примечание. Для тех, кто перешел на уплату ЕСХН с 01.01.2004,
   и для тех,  кто будет переходить на уплату единого сельхозналога в
   будущем, в соответствии с принятыми недавно поправками в НК РФ <3>
   ранее принятые к вычету суммы  НДС  восстанавливать  не  нужно  на
   основании  прямого  указания  НК РФ (подробнее об этом см.  журнал
   "Главная книга", 2004, N 8, с. 8).

        -------------------------------
        <1> разд. 3  Инструкции по заполнению Декларации по налогу на
   добавленную  стоимость,  утв.  Приказом  МНС  России от 21.01.2002
   N БГ-3-03/25
        <2> Постановление от 11.11.2003 N 7473/03
        <3> Федеральный закон  от  05.04.2004  N  16-ФЗ  "О  внесении
   изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
   Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части  второй
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации и некоторые другие акты
   законодательства Российской Федерации"

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2004, N 10
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное