← Декабрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19 декабря 2003 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
======================================================================== Если Вы хотите одними из первых узнавать о новостях компании "Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий, проводимых акциях, скидках и другую полезную информацию, а также о новостях сервера КонсультантПлюс, подпишитесь на рассылку "Новости КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews ======================================================================== Материалы из журнала "Главная книга" ОСновной налог О.Проваленко Одним из наиболее значимых налогов, входящих в систему региональных налогов, является налог на имущество предприятий <1>. В настоящее время порядок его исчисления и уплаты регулируется Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". В связи с реформированием налоговой системы с 01.01.2004 вводится в действие гл.30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ и одновременно с этим утрачивает силу вышеупомянутый Закон <2>. В настоящем материале комментируются ключевые положения новой главы НК РФ. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в соответствующем регионе налог на имущество организаций вводится в действие законом субъекта РФ <3>. При этом акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования <4>. Таким образом, для введения в конкретном регионе налога на имущество организаций с 01.01.2004 необходимо одновременное выполнение двух условий: - принятие соответствующего закона субъекта РФ; - его официальное опубликование до 01.12.2003. В случае пропуска указанного срока опубликования обязанность по уплате налога на имущество организаций возникнет у налогоплательщиков соответствующего региона с 01.01.2005, поскольку налоговым периодом по налогу признается календарный год <5>. При этом ныне действующие региональные законы с 01.01.2004 утратят силу вместе с Законом РФ "О налоге на имущество предприятий". Внимание! В 2004 г. налог на имущество организаций будет обязателен к уплате только в тех субъектах РФ, соответствующий закон которых официально опубликован до 01.12.2003. Примечание. По расчетам Минфина России налог на имущество организаций принесет регионам в 2004 г. доход 160 млрд руб. Однако этот прогноз может оправдаться только в том случае, если законодательные органы субъектов РФ успеют принять и опубликовать соответствующие законы до 01.12.2003. К моменту подписания этого номера журнала "Главная книга" в печать известно, что законы о налоге на имущество организаций уже приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Владимирской области (все они устанавливают максимальную ставку налога, предусмотренную гл.30 НК РФ, в размере 2,2%). В первом чтении законы приняты в Ямало-Ненецком автономном округе, Воронежской и Мурманской областях. По имеющейся информации, в ближайшее время рассмотрение законов планируется в Вологодской, Московской, Иркутской и Свердловской областях, в Республике Коми. Примечание. Полный текст Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ, предусматривающего гл.30 НК РФ, можно найти в системе КонсультантПлюс: ВерсияПроф (номер в базе - 44971). Приступая непосредственно к комментарию положений гл.30 НК РФ, в первую очередь отметим, что круг плательщиков налога на имущество организаций не претерпел изменений. Таковыми признаются <6>: - российские организации, за исключением организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) <7>; - иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Рассмотрим подробнее элементы налогообложения. Объект налогообложения и налоговая база Объект налогообложения определен применительно к отдельным налогоплательщикам следующим образом <8>. ****************************************************************** Налогоплательщик Объект налогообложения * ****************************************************************** *Российские организации Движимое и недвижимое имущество * (включая имущество, переданное во * временное владение, пользование, * распоряжение или доверительное * управление, внесенное в совместную * деятельность), учитываемое на * балансе в качестве объектов основных * средств в соответствии с * установленным порядком ведения * бухгалтерского учета ****************************************************************** *Иностранные*Осуществляющие Движимое и недвижимое имущество, *организации*деятельность в относящееся к объектам основных * *РФ через *средств <*> постоянные представитель- ства ****************************************************** * *Не Находящееся на территории РФ и * *осуществляющие принадлежащее на праве собственности * *деятельность в недвижимое имущество * РФ через постоянные представитель- ства * ****************************************************************** -------------------------------- <*> Иностранные организации учитывают объекты налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения <9>: - земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); - имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Внимание! С 01.01.2004 облагаться налогом на имущество организаций будут только основные средства. Как видим, по сравнению с действующим законодательством круг объектов налогообложения значительно сужен за счет нематериальных активов, запасов и затрат <10>, стоимость которых, по данным Департамента налоговой политики Минэкономразвития России, в настоящее время составляет около 32% налоговой базы. Далее положения гл.30 НК РФ рассматриваются только применительно к налогоплательщикам - российским организациям. Налоговая база не изменилась и определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения <11>. Имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации на соответствующий год. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода <12>. Напомним, что амортизация не начисляется по следующим объектам, подлежащим обложению налогом на имущество организаций <13>: - объекты жилищного фонда - жилые дома, общежития, квартиры и др. (о льготах по налогу по таким объектам см. ниже); - объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесное хозяйство, дорожное хозяйство, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.); - продуктивный скот, буйволы, волы и олени, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста; - объекты основных средств некоммерческих организаций. Учитывая, что среднегодовая стоимость имущества для целей обложения налогом на имущество организаций определяется исходя из остаточной стоимости имущества, в формировании налоговой базы не участвуют: - полностью самортизированные основные средства; - основные средства, стоимость которых списана на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию в связи с тем, что их первоначальная стоимость не превышала 10 000 руб. или другого лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей <14>. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении <15>: - имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации; - имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; - каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; - имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Примечание. Напомним, что местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации, а местом нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение <16>. Необходимо обратить внимание на некоторые изменения в порядке расчета среднегодовой стоимости имущества. Так, если до введения в действие гл.30 НК РФ среднегодовая стоимость имущества исчисляется исходя из данных о стоимости имущества на 1-е число каждого квартала <17>, то в соответствии с гл.30 НК РФ данный показатель исчисляется исходя из данных о стоимости имущества на 1-е число каждого месяца. Среднегодовая стоимость имущества (налоговая база) за налоговый (отчетный) период теперь рассчитывается по следующей формуле <18>: ‚ ‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ Ѓ ‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ ‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ ОстаточнаяЃ Ѓ ОстаточнаяЃ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ стоимость Ѓ Ѓ стоимость Ѓ ЃСреднегодоваяЃ Ѓ Ѓ имущества Ѓ Ѓ имущества Ѓ Ѓ стоимость Ѓ Ѓ Ѓ на Ѓ Ѓ на Ѓ Ѓ имущества Ѓ = Ѓ Ѓ 1-е число Ѓ + Ѓ 1-е число Ѓ + ... + Ѓ (налоговая Ѓ Ѓ Ѓ первого Ѓ Ѓ второго Ѓ Ѓ база) Ѓ Ѓ Ѓ месяца Ѓ Ѓ месяца Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ налоговогоЃ Ѓ налоговогоЃ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ(отчетного)Ѓ Ѓ(отчетного)Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ периода Ѓ Ѓ периода Ѓ „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ… Ѓ „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ… „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ… „ ѓ ‚ ѓ ‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ ‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ Ѓ Ѓ ‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ Ѓ Ѓ ОстаточнаяЃ Ѓ Остаточная Ѓ Ѓ Ѓ ЃКоличествоЃ Ѓ Ѓ стоимость Ѓ Ѓ стоимость Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ месяцев вЃ Ѓ Ѓ имущества Ѓ Ѓ имущества Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ налоговомЃ Ѓ Ѓ на Ѓ Ѓна 1-е числоЃ Ѓ Ѓ Ѓ(отчетном)Ѓ Ѓ Ѓ 1-е число Ѓ + Ѓ месяца, Ѓ Ѓ / Ѓ Ѓ периоде Ѓ + 1 Ѓ Ѓ последнегоЃ Ѓ следующего Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ месяца Ѓ Ѓза налоговымЃ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ налоговогоЃ Ѓ (отчетным) Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ(отчетного)Ѓ Ѓ периодом Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ периода Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ Ѓ „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ… „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ… Ѓ Ѓ „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ… Ѓ … „ … При расчете налоговой базы остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число каждого месяца как разность между суммой остатков, числящихся по счетам 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности", и суммой остатков, числящихся по счетам 02 "Амортизация основных средств" и 010 "Износ основных средств" (для основных средств, не подлежащих амортизации). Сумма затрат организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или доходных вложений в материальные ценности, учитываемая на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", в формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвует <19>. Отметим, что начисление износа по объектам, по которым не начисляется амортизация, производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений <20>. Соответственно, для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций налогоплательщику, имеющему в составе основных средств объекты, по которым не начисляется амортизация, придется делать дополнительные квартальные расчеты. Налоговые льготы При определении налоговой базы по налогу необходимо учитывать положения ст.381 НК РФ, которая устанавливает перечень имущества, не подлежащего налогообложению. Указанный перечень по сравнению с ныне действующим <21> претерпел ряд изменений. В частности, с 01.01.2004 налогом на имущество не облагаются только те объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, а не любые объекты жилищно-коммунального комплекса, находящиеся полностью или частично на балансе налогоплательщика <22>. Отсутствуют в списке льготируемого имущества: имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов; предприятий народных художественных промыслов, жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ (которое в настоящее время подлежит освобождению от налогообложения <23>). Кроме того, некоторые льготы стали срочными. Например, объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированные и (или) не используемые в производстве, испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения, не будут облагаться налогом на имущество организаций только в 2004 г. <24>. Отметим, что перечень налоговых льгот, предусмотренный ст.381 НК РФ, может быть расширен законом субъекта РФ <25>. Налоговый период и налоговая ставка Налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года <26>. Внимание! Региональный закон может предусматривать уплату налога только по итогам налогового периода. Обратите внимание, законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены правом не устанавливать отчетные периоды по налогу <27>. Иными словами, в региональном законе может быть прописано, что налоговая база по налогу определяется и сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется по итогам налогового периода. Что касается налоговой ставки, то она устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2% <28>. Соответственно, с 01.01.2004 максимальная ставка по налогу увеличилась на 10% по сравнению с ныне действующей максимальной ставкой, равной 2% <29>. Внимание! С 01.01.2004 максимальная ставка по налогу составляет 2,2%. Законом субъекта РФ могут предусматриваться дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения <30>. Порядок исчисления налога Если налогоплательщик использует предоставленное законом субъекта РФ право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода <31>, то сумма налога исчисляется по итогам налогового периода и рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы <32>. Если законом субъекта РФ не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, то сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период <33>. В таком случае по итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных по итогам отчетных периодов в течение налогового периода <34>. Пример. Исчисление суммы налога на имущество организаций УСЛОВИЕ По состоянию на 01.01.2004 в составе основных средств организации числится компьютер. Первоначальная стоимость компьютера - 30 000 руб., срок полезного использования - 5 лет, амортизация начисляется линейным методом, остаточная стоимость по состоянию на 01.01.2004 - 24 000 руб. Законом субъекта РФ, на территории которого зарегистрирована организация, предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу, налоговая ставка установлена в размере 2,2%. РЕШЕНИЕ Рассчитаем остаточную стоимость компьютера на начало каждого месяца 2004 г. и января 2005 г. Ежемесячная норма амортизации составляет 500 руб. (30 000 руб. / 5 / 12). ****************************************************************** Месяц, год Остаточная стоимость Сумма амортизации за * на начало месяца, руб. месяц, руб. * ****************************************************************** январь, 2004 24 000 500 ****************************************************************** февраль, 2004 23 500 500 ****************************************************************** март, 2004 23 000 500 ****************************************************************** апрель, 2004 22 500 500 ****************************************************************** май, 2004 22 000 500 ****************************************************************** июнь, 2004 21 500 500 ****************************************************************** июль, 2004 21 000 500 ****************************************************************** август, 2004 20 500 500 ****************************************************************** сентябрь, 2004 20 000 500 ****************************************************************** октябрь, 2004 19 500 500 ****************************************************************** ноябрь, 2004 19 000 500 ****************************************************************** декабрь, 2004 18 500 500 ****************************************************************** январь, 2005 18 000 500 ****************************************************************** Рассчитаем сумму авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате по итогам отчетных периодов. ****************************************************************** Отчетный период Средняя стоимость Сумма авансового 2004 г. имущества за отчетный платежа, руб. период, руб. (2,2% x гр. 2 / 4) ****************************************************************** 1 2 3 ****************************************************************** *первый квартал (24 000 + 23 500 + 127,88 23 000 + 22 500) / (3 + 1) = 23 250 * ****************************************************************** *полугодие (24 000+ 23 500 + 123,75 23 000 + 22 500 + 22 000 + 21 500 + 21 000) / (6 + 1) = 22 500 * ****************************************************************** *девять месяцев (24 000+ 23 500 + 119,62 23 000 + 22 500 + 22 000 + 21 500 + 21 000 + 20 500 + 20 000 + 19 500) / (9 + 1) = 21 750 * ****************************************************************** Итого авансовых платежей в течение 371,25 налогового периода ****************************************************************** Сумма налога по итогам налогового периода равна: 2,2% x ((24 000 руб. + 23 500 руб. + 23 000 руб. + 22 500 руб. + 22 000 руб. + 21 500 руб. + 21 000 руб. + 20 500 руб. + 20 000 руб. + 19 500 руб. + 19 000 руб. + 18 500 руб. + 18 000 руб.) / (12 мес. + 1)) = 462 руб. Таким образом, сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, равна: 462 руб. - 371, 25 руб. = 90,75 руб. В бухгалтерском учете сумма начисленного налога на имущество организаций отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Для целей налогообложения прибыли сумма начисленного налога на имущество организаций учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией <35> (строка 120 Приложения N 2 к листу 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций <36>). При признании налогоплательщиком расходов по методу начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата начисления налогов <37>. В отличие от порядка и сроков уплаты налога и авансовых платежей по нему, которые устанавливаются законом субъекта РФ <38>, порядок и сроки представления отчетности по налогу прописаны непосредственно в гл.30 НК РФ. Так, расчет по авансовым платежам по налогу представляется в срок не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода <39>, а налоговая декларация по налогу - в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом <40>. Расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация представляются в налоговые органы <41>: - по месту нахождения налогоплательщика; - по месту нахождения каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; - по месту нахождения объекта недвижимого имущества, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога. Форма отчетности по налогу на имущество организаций определяется законом субъекта РФ <42>. -------------------------------- <1> пп."а" п.1 ст.20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <2> п.1 ст.4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" <3> п.1 ст.372 НК РФ <4> п.1 ст.5 НК РФ <5> п.1 ст.378, п.1 ст.5 НК РФ; п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <6> ст.373 НК РФ <7> п.2 ст.346.11, п.4 ст.346.26 НК РФ <8> п.п.1 - 3 ст.374 НК РФ <9> п.4 ст.374 НК РФ <10> ст.2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" <11> п.1 ст.375 НК РФ; ст.2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 <12> п.1 ст.375 НК РФ <13> п.17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н <14> п.18 ПБУ 6/01 <15> п.п.1, 3 ст.376 НК РФ <16> п.2 ст.11 НК РФ <17> п.3 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" <18> п.4 ст.376 НК РФ <19> ПБУ 6/01; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н <20> п.17 ПБУ 6/01 <21> ст.ст.4, 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 <22> п.6 ст.381 НК РФ; п."а" ст.5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 <23> п.п."б", "е", "з" ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 <24> п.8 ст.381 НК РФ; п.2 ст.4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ <25> п.2 ст.372 НК РФ <26> п.п.1, 2 ст.379 НК РФ <27> п.3 ст.379 НК РФ <28> п.1 ст.380 НК РФ <29> ст.6 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 <30> п.2 ст.380 НК РФ <31> п.6 ст.382 НК РФ <32> п.1 ст.382 НК РФ <33> п.4 ст.382 НК РФ <34> п.2 ст.382 НК РФ <35> пп.1 п.1 ст.264 НК РФ <36> утв. Приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542 <37> пп.1 п.7 ст.272 НК РФ <38> п.1 ст.383 НК РФ <39> п.2 ст.386 НК РФ <40> п.3 ст.386 НК РФ <41> п.1 ст.386 НК РФ <42> п.2 ст.372 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 24 ------------------------------------------------------------------ ЕНВД И "УПРОЩЕНКА" В ОДНОМ ФЛАКОНЕ Л.Елина С нового 2004 г. организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, переведенную на ЕНВД, и иную деятельность, не подлежащую обложению ЕНВД, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Но только по деятельности, которая не облагается ЕНВД <1>. Для этого налогоплательщику надо было до 01.12.2003 подать в налоговый орган соответствующее заявление (форма N 26.2-1) <2>. Давайте рассмотрим, как с нового года изменится ситуация с налогообложением у плательщиков ЕНВД, подавших заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) с общего режима налогообложения. Перейдя на "упрощенку", организации и индивидуальные предприниматели (так же как и переведенные на уплату ЕНВД <3>) не будут являться плательщиками <4>: - налога на прибыль организаций (предприниматели - налога на доходы физических лиц в части доходов от предпринимательской деятельности); - единого социального налога; - налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); - налога на имущество предприятий (предприниматели - налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). 2003 год 2004 год ************************************ **************************** * ЕНВД **>* ЕНВД * ************************************ **************************** + + ************************************ **************************** *Общий - Налог на прибыль *Упрощенная*Единый налог * *режим организаций *система при применении *налого- (для предпринимателей - *налого- упрощенной *обложения*налог на доходы физлиц в* *обложения системы * части доходов от * налогообложения * предпринимательской деятельности) - Единый социальный налог - НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) *- Налог на имущество **>* * предприятий (у предпринимателей - налог на имущество физлиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) * ************************************ **************************** До 2004 г. налогоплательщики, осуществляющие деятельность, которая подпадала под общий режим налогообложения, и деятельность, переведенную на ЕНВД, должны были вести как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения раздельный учет доходов, расходов и имущества. С переходом с общего режима налогообложения на УСНО раздельный учет хозяйственных операций, имущества и обязательств упрощается. Налогоплательщикам, совмещающим два спецрежима, не надо вести раздельный учет: - имущества для целей исчисления налога на имущество; - доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль; - реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых по различным ставкам НДС или не облагаемых налогом на добавленную стоимость, для целей исчисления налоговой базы по НДС (если такие операции имеются); - выплат для целей исчисления ЕСН и непосредственно сумм ЕСН. Законодательные требования по ведению учета налогоплательщиками, совмещающими два спецрежима Как мы уже отметили, при переходе на УСНО ситуация упрощается. Но только на первый взгляд упрощение может показаться существенным. Рассмотрим более детально, какие же требования законодательства предъявляются к раздельному учету для налогоплательщиков, совмещающих два спецрежима. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, для целей обложения обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (в том числе по УСНО) <5>. Раздельный учет предполагает следующее. 1. Раздельный учет доходов по деятельности, облагаемой ЕНВД и единым налогом при УСНО. Его необходимо вести для того, чтобы исчислить сумму единого налога при УСНО. Причем независимо от того, что выбрано в качестве объекта налогообложения по этому налогу <6> - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Не надо забывать и о том, что "упрощенцы" должны тщательно следить за общим размером своих доходов, чтобы иметь возможность применять УСНО. Если в течение налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, совмещающего два спецрежима, превысит 15 млн руб. (причем по всей организации в целом - то есть по деятельности, переведенной на "упрощенку", и по деятельности, облагаемой ЕНВД), то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение <7>. 2. Раздельный учет расходов по деятельности, переведенной на ЕНВД и УСНО. Конечно, это касается тех налогоплательщиков, которые выбрали в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО доходы, уменьшенные на величину расходов. Раздельный учет расходов надо вести для того, чтобы исчислить сумму единого налога при УСНО. При этом, для того чтобы иметь возможность принять расходы в уменьшение доходов для целей исчисления единого налога при УСНО, их необходимо делить между различными видами деятельности (ЕНВД - УСНО) и следить за тем, чтобы они были прямо поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ и соответствовали общим критериям для признания затрат расходами, установленными в ст.252 НК РФ <8>. Примечание. Подробнее о порядке признания расходов для целей обложения единым налогом при УСНО читайте в журнале "Главная книга", 2003, спецвыпуск "Все об упрощенной системе налогообложения". Для определения суммы расходов, которую можно принять в уменьшение доходов при исчислении единого налога при УСНО, достаточно распределять по видам деятельности только те из них, которые прямо поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ, например: - стоимость покупных товаров; - арендные платежи; - материальные расходы; - расходы на оплату труда; - суммы НДС по приобретаемым товарам, работам или услугам. Примечание. Поскольку НДС поименован в качестве расхода, принимаемого для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения <9>, те налогоплательщики, которые избрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, должны вести раздельный учет приобретаемых и реализуемых товаров (работ, услуг) и сумм НДС, предъявленных поставщиками, для того чтобы обоснованно принять в расходы суммы налога, относящиеся только к тем расходам, которые учтены для целей налогообложения в соответствующем отчетном (налоговом) периоде. О том, как определять в розничной торговле предъявленную к уплате поставщиками сумму НДС, уплаченную при приобретении покупных товаров, которую можно признать расходами отчетного (налогового) периода для целей исчисления единого налога при УСНО, можно прочитать в статье "Простая" розница" в журнале "Главная книга", 2003, N 23, с. 17. 3. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование влияет как на величину сумм единого налога на вмененный доход, так и на величину единого налога при УСНО, подлежащих уплате в бюджет. Поэтому учету данных сумм надо уделить особое внимание - независимо от того, что выбрано в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО. Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование <10>. В аналогичном порядке имеют право уменьшить исчисленную за отчетный (налоговый) период сумму единого налога при УСНО те налогоплательщики, которые избрали в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО доходы <11>. Таким налогоплательщикам, совмещающим два спецрежима и выбравшим в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО доходы, также необходимо выявить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая может быть принята в уменьшение единого налога при применении УСНО, и сумму этих взносов, которая может быть принята в уменьшение ЕНВД. Она определяется как сумма уплаченных за отчетный (налоговый) период страховых взносов за работников, непосредственно участвующих в деятельности, переведенной на УСНО или ЕНВД, и суммы данных взносов, уплаченных за работников аппарата управления и иных работников, оплату труда которых нельзя непосредственно отнести к определенному виду деятельности (распределить по видам деятельности пропорционально доходам от данного вида деятельности). Таким же образом необходимо распределить суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. Налогоплательщики же, которые избрали в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников в составе затрат. Таким образом, перейдя на "упрощенку", уплачивающие ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели все равно должны вести раздельный учет хозяйственных операций, имущества и обязательств для целей правильности исчисления и уплаты налогов. В отношении бухучета следует сказать, что организации, переведенные на упрощенную систему, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета объектов основных средств и нематериальных активов <12>. Отметим, что Законом о бухучете никаких исключений для тех, кто совмещает упрощенную систему и ЕНВД, не сделано. Поэтому налогоплательщики, совмещающие два спецрежима, могут не вести бухгалтерский учет (за исключением бухучета основных средств и нематериальных активов). Однако на практике многие организации, применяющие "упрощенку", все же ведут бухгалтерский учет. Это позволяет им использовать данные бухучета для управленческих целей и может являться дополнительным подтверждением того, что все налоги исчислены верно. Кроме того, некоторые налоговые инспекции до сих пор требуют от "упрощенцев" сдачу бухотчетности. Данные бухучета об остаточной стоимости всех объектов основных средств и нематериальных активов важны для определения возможности применения упрощенной системы налогообложения: если данная стоимость превысит 100 млн руб., налогоплательщик потеряет право на применение "упрощенки" <13>. Указанный участок учета для малых и средних организаций, как правило, не вызывает трудностей. Учет объектов ОС и НМА можно вести по простой форме (в регистре). Таким образом, рекомендуем организациям, совмещающим два спецрежима, либо не вести бухучет, либо вести его по кассовому методу. Напомним, что малые предприятия (удовлетворяющие критериям Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") могут вести бухгалтерский учет по кассовому методу <14>. Учитывая, что учет доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения ведется также по кассовому методу, применение данного метода в бухучете (для тех, кто не желает отказываться от него) может существенно облегчить исчисление единого налога, подлежащего к уплате в бюджет. При раздельном учете хозяйственных операций, осуществляемых организацией по деятельности, облагаемой ЕНВД, и по деятельности, переведенной на УСНО, существуют особенности (в отличие от раздельного учета операций по деятельности, переведенной на ЕНВД, и иным видам деятельности, при которых действует общий порядок налогообложения). Эти особенности определены главным образом правилами исчисления и уплаты налогов. В частности, они зависят от того, что является объектом налогообложения по единому налогу при применении упрощенной системы: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Раздельный учет доходов Прежде всего рассмотрим, как можно организовать учет доходов для целей обложения единым налогом при применении УСНО. При определении сумм дохода, относящихся к деятельности, облагаемой ЕНВД, и к деятельности, переведенной на УСНО, всем налогоплательщикам важно экономически обоснованно разделить поступившие (причитающиеся к поступлению) денежные средства. Основным критерием, конечно, должно быть прямое отношение полученных сумм к виду деятельности, облагаемому ЕНВД. Все "спорные" доходы лучше отнести к деятельности, переведенной на "упрощенку", и включить в налоговую базу по единому налогу при УСНО. В случае если налогоплательщик завысит сумму доходов, относящихся к ЕНВД, это приведет к занижению налоговой базы по единому налогу при УСНО. Поскольку величина получаемых доходов не влияет на размер подлежащего к уплате в бюджет ЕНВД, следует учесть, что к доходам по деятельности, переведенной на ЕНВД, можно отнести только те доходы, которые напрямую связаны с данным видом деятельности. Если использовать термины бухучета, то такими доходами могут быть только выручка от продажи товаров (работ, услуг). Внереализационные и операционные доходы к доходам от деятельности, переведенной на ЕНВД, относить не следует. Тем организациям, которые будут в 2004 г. вести бухгалтерский учет, можно для разделения выручки завести отдельный субсчет второго порядка 90-1-1 "Выручка по деятельности, облагаемой ЕНВД" к субсчету 90-1 "Выручка" <15>. Выручку по деятельности, переведенной на УСНО, можно, соответственно, отражать на субсчете 90-1-2 "Выручка по деятельности, переведенной на УСНО". Иные поступления (внереализационные, операционные доходы), учитываемые на счете 91-1 "Прочие доходы", не надо делить по видам деятельности: они не относятся к деятельности, облагаемой ЕНВД, и полностью должны быть учтены в составе доходов по деятельности, переведенной на УСНО. Поэтому заводить субсчета по различным видам деятельности к счету 91-1 "Прочие доходы" не требуется. Учет доходов для целей исчисления УСНО ведется по кассовому методу: для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСНО датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав <16>. Поэтому учтите, что если в организации бухгалтерский учет будет вестись по методу начисления, то сумма доходов, учтенная по деятельности, переведенной на УСНО, может не совпасть с суммой доходов, отраженной в Книге учета доходов и расходов <17>. Если же организация примет решение о ведении бухучета по кассовому методу, сумма доходов в бухучете будет соответствовать сумме доходов для целей налогообложения. Примечание. Формы Книг учета доходов и расходов в MS-Excel можно найти в блоке Справочной информации системы КонсультантПлюс. Для тех, кто решит не вести бухучет, отметим, что, несмотря на то что плательщики ЕНВД могут перевести на УСНО лишь часть деятельности, порядок заполнения Книги учета доходов и расходов не учитывает подобных нововведений. Для того чтобы определить общий размер дохода по организации в целом (напомним, что это надо сделать для того, чтобы сравнить полученную сумму с предельно допустимым размером, равным 15 млн руб.), советуем в Книге учета доходов и расходов в графе 4 "Доходы - всего" разд.I "Доходы и расходы" отражать не только доходы, связанные с деятельностью, переведенной на УСНО, но и доходы, полученные от деятельности, облагаемой ЕНВД. Для того чтобы не включить доходы, полученные от деятельности, облагаемой ЕНВД, в состав доходов, подлежащих обложению единым налогом при УСНО, эти суммы не следует заносить в графу 5 "в том числе доходы, учитываемые при расчете единого налога" разд.I Книги, а в графе 3 "Содержание операции" необходимо делать особую пометку, например "ЕНВД". Это позволит налогоплательщику непрерывно следить за уровнем своих доходов - ведь если доход превысит 15 млн руб., то чем раньше налогоплательщик об этом узнает, тем лучше будет для него: возврат от упрощенной к обычной системе налогообложения осуществляется "задним числом" - с начала квартала, в котором допущено такое превышение. Соответственно, и "стандартные" налоги (в том числе НДС) платить и взимать с покупателей надо будет с начала этого квартала. Даже организациям или предпринимателям с заведомо небольшими оборотами (размер которых обычно гораздо меньше, чем установленный лимит), которые не беспокоятся о том, что потеряют право на применение "упрощенки", лучше сделать подобные расчеты, чтобы иметь возможность подтвердить свое право на применение УСНО. Особенно удобно учитывать в Книге учета доходов и расходов все доходы, полученные от различных видов деятельности (как облагаемой ЕНВД, так и переведенной на УСНО) индивидуальным предпринимателям. Бухгалтерский учет они вести не должны. Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя <18> не должна использоваться предпринимателями, получающими доходы по деятельности, облагаемой ЕНВД или переведенной на УСНО. Вести дополнительные налоговые регистры для расчета общих показателей по всем видам деятельности предпринимателю может быть трудно. Поэтому использование Книги учета доходов и расходов <19> как основного регистра налогового учета, в котором производится отражение всех доходов от предпринимательской деятельности (графа 4 листа "Доходы") и распределение этих доходов по видам деятельности (отражение или неотражение соответствующих доходов в графе 5 листа "Доходы"), позволит правильно исчислить сумму доходов, включаемую в налоговую базу по единому налогу при УСНО, а также следить за соблюдением всех ограничений для применения "упрощенки". Раздельный учет расходов Учитывать расходы не надо тем налогоплательщикам, кто избрал для целей обложения единым налогом при упрощенной системе в качестве объекта налогообложения доходы. Для таких налогоплательщиков величина расходов (за исключением отчислений на обязательное пенсионное страхование и выплат пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя), относящихся к различным видам деятельности, не повлияет ни на величину единого налога при УСНО, ни на величину ЕНВД. Поэтому общехозяйственные и иные расходы, которые нельзя прямо отнести к определенному виду деятельности, можно по видам деятельности не распределять. Тем же, кто избрал в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО доходы, уменьшенные на величину расходов, надо учитывать отдельно расходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, и расходы по деятельности, переведенной на УСНО. В Книге учета доходов и расходов по УСНО в графе 6 "Расходы - всего" разд.I "Доходы и расходы" отражаются все расходы организации (индивидуального предпринимателя), а в графе 7 "в том числе расходы, учитываемые при расчете единого налога" - только те, которые могут быть учтены при исчислении единого налога при применении УСНО. Если расходы связаны с деятельностью, облагаемой ЕНВД, в графе 3 можно сделать пометку "ЕНВД" и соответствующие суммы в графу 7 не записывать. Таким образом будет обеспечен полный учет расходов, и можно будет отследить правильность их распределения по видам деятельности. Для целей обложения единым налогом при УСНО расходы должны определяться по правилам, установленным гл.26.2 НК РФ. Примечание. Подробнее о сложных вопросах применения упрощенной системы налогообложения см. статью "Укрощение "упрощенки" в журнале "Главная книга", 2003, N 17, с. 20, а также в журнале "Главная книга", 2003, спецвыпуск "Все об упрощенной системе налогообложения". О порядке определения суммы расходов в виде стоимости покупных товаров см. статью "Методика "упрощенного" списания товаров" в журнале "Главная книга", 2003, N 18, с. 23, и статью "Простая" розница" в журнале "Главная книга", 2003, N 23, с. 17. Но существует ряд расходов, которые нельзя непосредственно отнести к тому или иному виду деятельности (назовем их косвенными). Например, общехозяйственные расходы. Тем, кто избрал в качестве объекта налогообложения при УСНО доходы, уменьшенные на величину расходов, для целей налогообложения надо распределять часть таких расходов по видам деятельности. Прежде чем приступить к распределению расходов в налоговом учете, надо учесть, что для целей исчисления единого налога при УСНО в расходы принимаются не все осуществленные затраты, исчисленные по кассовому методу, а только те, которые отвечают общим критериям признания затрат расходами <20> и которые прямо поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ. Поэтому для определения суммы общехозяйственных расходов, которую можно признать расходами для целей исчисления единого налога при УСНО, первоначально необходимо из всех общехозяйственных расходов, определенных по кассовому методу, выбрать только те из них, которые могут быть приняты для целей налогообложения единым налогом при УСНО (то есть прямо поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ и удовлетворяют критериям п.1 ст.252 НК РФ). Налогоплательщики, которые избрали в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО доходы, необходимо будет распределять по видам деятельности суммы отчислений на обязательное пенсионное страхование, начисленные работникам аппарата управления (директору, бухгалтеру) или иным работникам, оплату труда которых нельзя отнести непосредственно к расходам по деятельности, переведенной на УСНО или облагаемой ЕНВД. Аналогичное распределение потребуется и для сумм выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Избранный метод распределения общехозяйственных расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения или в ином документе, поскольку в настоящий момент порядок распределения расходов законодательно не закреплен. Распределение подобных расходов по видам деятельности можно производить в бухгалтерской справке или в налоговом регистре, составленном в произвольной форме. Перейдем непосредственно к возможным методам распределения косвенных расходов. Налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые ЕНВД, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общей системы налогообложения, производят распределение понесенных ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности общехозяйственных, общепроизводственных расходов пропорционально доходам, полученным от каждого вида осуществляемой ими деятельности <21>. Можно предположить, что и для налогоплательщиков, совмещающих два спецрежима, распределение расходов тоже можно будет производить пропорционально полученным от каждого вида деятельности доходам. Этот метод является общеприменимым. Для начала следует определиться с периодом, за который будет осуществляться распределение. Распределять общехозяйственные расходы в момент их признания для целей обложения единым налогом при УСНО (например, оплату труда - в день выдачи денег работникам <22>) очень трудоемко, поэтому в качестве расчетного периода лучше всего выбрать квартал. Это наиболее удобно, поскольку налоговым периодом по единому налогу при УСНО является год, отчетными - квартал, полугодие, 9 месяцев, а налоговый период по ЕНВД - квартал <23>. Поскольку распределение расходов повлияет на исчисление сумм обоих налогов, подлежащих к уплате в бюджет (даже если объект налогообложения при УСНО - доходы, отчисления на обязательное пенсионное страхование все равно принимаются в уменьшение единого налога), необходимо, чтобы избранный метод распределения общих расходов не влиял на налоговую базу по единому налогу при УСНО или на суммы налогов, уплаченных в бюджет за прошлые отчетные (налоговые) периоды. Для этого в качестве базы для распределения общих расходов следует избрать суммы доходов, исчисленные за каждый квартал, а не нарастающим итогом с начала года. Доля доходов по деятельности, переведенной на УСНО, с целью распределения "косвенных" расходов будет определяться по следующей формуле. ******************** ******************** ******************** Доля доходов по Доходы по Общая сумма деятельности, деятельности, доходов переведенной на переведенной на организации, УСНО, в общем УСНО, за квартал исчисленная по объеме доходов по (по кассовому кассовому методу организации в = методу) (данные / за квартал (данные целом за квартал графы 5 разд.I графы 4 "Доходы - "Доходы и расходы" всего" разд.I Книги учета "Доходы и расходы" доходов и расходов Книги учета за квартал) доходов и расходов за квартал) ******************** ******************** ******************** Сумма расходов, которая может быть принята для целей исчисления единого налога при УСНО за отчетный (налоговый) период, будет равна произведению части общехозяйственных расходов, которые удовлетворяют условиям признания расходов при применении УСНО, на долю доходов по деятельности, переведенной на "упрощенку", в общей сумме доходов организации за соответствующий отчетный (налоговый) период. ******************** ******************** ******************** Сумма Общехозяйственные Доля доходов по общехозяйственных расходы, деятельности, расходов, которые удовлетворяющие переведенной на могут быть приняты = условиям п.1 х УСНО, в общем в уменьшение ст.346.16 НК РФ, объеме доходов по доходов при за квартал по всей организации в применении УСНО, организации в целом за квартал за квартал целом ******************** ******************** ******************** Пример. Распределение общехозяйственных расходов налогоплательщиками, совмещающими два спецрежима УСЛОВИЕ ООО "Солнышко" осуществляет розничную торговлю, которая переведена на уплату ЕНВД, и оптовую торговлю. С 01.01.2004 организация перешла на упрощенную систему налогообложения по оптовой торговле. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. В I квартале 2003 г. организацией были получены следующие доходы. ****************************************************************** Период Доходы по Иные доходы - По всей розничной относятся к организации в торговле - деятельности, целом по деятельности, переведенной на * облагаемой ЕНВД УСНО (по кассовому (по кассовому методу) методу) ****************************************************************** Январь 200 000,00 520 000,00 720 000,00 * ****************************************************************** Февраль 300 000,00 230 000,00 530 000,00 * ****************************************************************** Март 400 000,00 200 000,00 600 000,00 * ****************************************************************** Итого за I кв. 900 000,00 950 000,00 1 850 000,00 * ****************************************************************** ООО "Солнышко" арендует помещение, которое используется как для розничной, так и для оптовой торговли. Помимо этого у организации имеются также общехозяйственные расходы: оплата труда управленческого персонала и представительские расходы (для упрощения предположим, что иных общехозяйственных расходов нет). Для целей обложения единым налогом при УСНО принимаются все виды общехозяйственных расходов организации, за исключением представительских расходов. За первые три месяца 2004 г. суммы общехозяйственных расходов, определенные по кассовому методу по всей организации в целом, составили: ****************************************************************** Вид расхода Январь Февраль Март Всего за квартал ****************************************************************** Арендная плата 30 000,00* 30 000,00 30 000,00 90 000,00* ****************************************************************** Представительские 4 500,00* 4 300,00 5 100,00 13 900,00* расходы ****************************************************************** Оплата труда 5 000,00* 5 000,00 5 000,00 15 000,00* управленческого персонала ****************************************************************** Всего расходов 39 500,00* 39 300,00 40 100,00 118 900,00* ****************************************************************** Из них расходов, 35 000,00* 35 000,00 35 000,00 105 000,00* 35 000,00 35 000,00 35 000,00 105 000,00 которые прямо поименованы в п.1 ст.346.16 НК РФ ****************************************************************** РЕШЕНИЕ Определение величины общехозяйственных расходов, которые можно принять в уменьшение доходов при исчислении налоговой базы по единому налогу при УСНО в I квартале 2004 г., осуществляется ООО "Солнышко" в следующем налоговом регистре. Регистр-расчет суммы общехозяйственных расходов, признаваемой расходами для целей обложения единым налогом при УСНО за _I_квартал_ 2004_ г. ****************************************************************** N Показатель Сумма, руб. ****************************************************************** *1*Доходы по организации в целом 1 850 000,00 ****************************************************************** *2*Доходы, облагаемые единым налогом при УСНО 950 000,00 ****************************************************************** *3*Сумма общехозяйственных расходов 105 000,00 ****************************************************************** *4*Сумма общехозяйственных расходов, которая может 53 918,92 * быть принята для целей обложения единым налогом при УСНО (стр.3 х стр.2 / стр.1) * ****************************************************************** Пример. Определение суммы отчислений на обязательное пенсионное страхование работников, которая может быть принята в уменьшение ЕНВД налогоплательщиками, совмещающими два спецрежима УСЛОВИЕ Воспользуемся данными предыдущего примера и введем дополнительные данные. Сумма ЕНВД за I квартал составляет 4000 руб. Пособия по временной нетрудоспособности работников за счет средств работодателя не выплачивались. В I квартале суммы отчислений на обязательное пенсионное страхование составили: ****************************************************************** Виды работников Суммы отчислений* на обязательное пенсионное страхование * ****************************************************************** Работники, непосредственно занятые только 1000,00 * в деятельности, облагаемой ЕНВД * ****************************************************************** Работники, непосредственно занятые только 4000,00 * в деятельности, переведенной на УСНО * ****************************************************************** Работники аппарата управления и иные работники 2100,00 * ****************************************************************** РЕШЕНИЕ Определение суммы, на которую можно уменьшить ЕНВД, подлежащий к уплате в бюджет по итогам I квартала, осуществляется организацией ООО "Солнышко" в следующем налоговом регистре. Регистр-расчет сумм отчислений на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности, которые могут быть приняты в уменьшение ЕНВД, подлежащего уплате в бюджет по итогам _I_квартала 2004_ г. ****************************************************************** N Показатель Сумма, руб. ****************************************************************** * 1*Доходы за квартал по всей организации в целом 1 850 000,00 ****************************************************************** * 2*Доходы за квартал по деятельности, облагаемой 900 000,00 * ЕНВД * ****************************************************************** Отчисления на обязательное пенсионное страхование работников ****************************************************************** * 3*Сумма отчислений на обязательное пенсионное 1 000,00 * страхование работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД * ****************************************************************** * 4*Сумма отчислений на обязательное пенсионное 2 100,00 * страхование работников аппарата управления и иных работников, труд которых нельзя непосредственно отнести к определенному виду деятельности * ****************************************************************** * 5*Сумма отчислений на обязательное пенсионное 1 021,62 * страхование работников аппарата управления и иных работников, труд которых нельзя непосредственно отнести к определенному виду деятельности, относящейся к деятельности, облагаемой ЕНВД (стр.4 х стр.2 / стр.1) * ****************************************************************** * 6*Сумма отчислений на обязательное пенсионное 2 021,62 * страхование, принимаемая в уменьшение ЕНВД по итогам квартала (стр.3 + стр.5) * ****************************************************************** Пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств работодателя ****************************************************************** * 7*Сумма пособий по временной нетрудоспособности, 0,00 * выплаченная работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД * ****************************************************************** * 8*Сумма пособий по временной нетрудоспособности, 0,00 * выплаченная работникам аппарата управления и иным работникам, труд которых нельзя непосредственно отнести к определенному виду деятельности * ****************************************************************** * 9*Сумма пособий по временной нетрудоспособности, 0,00 * выплаченная работникам аппарата управления и иным работникам, труд которых нельзя непосредственно отнести к определенному виду деятельности, относящаяся к деятельности, облагаемой ЕНВД (стр.8 х стр.2 / стр.1) * ****************************************************************** *10*Сумма пособий по временной нетрудоспособности 0,00 * работников, принимаемая в уменьшение ЕНВД (стр.7 + стр.9) * ****************************************************************** Исчисление суммы ЕНВД, подлежащей к уплате в бюджет ****************************************************************** *11*Общая сумма отчислений на обязательное 2 021,62 * пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности, принимаемая в уменьшение ЕНВД (стр.6 + стр.10) * ****************************************************************** *12*Сумма ЕНВД начисленная 4 000,00 ****************************************************************** *13*Максимальная сумма, на которую может быть 2 000,00 * уменьшена сумма ЕНВД по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (стр.12 х 50%) * ****************************************************************** *14*Сумма, на которую уменьшается сумма 2 000,00 * исчисленного ЕНВД (стр.11, если стр. 6 <= стр.13, или стр.13 + стр.10, если стр.6 >= стр.13) * ****************************************************************** *15*Сумма ЕНВД, подлежащая к уплате в бюджет 2 000,00 * (стр.12 - стр.14) * ****************************************************************** "Переходные" положения Не следует забывать, что при переходе на УСНО с общего режима налогообложения должны быть учтены "переходные" положения. Например, налоговые органы требуют на дату перехода на УСНО восстановить суммы НДС с остаточной стоимости основных средств и иного имущества. Однако арбитражная практика показывает, что суды при решении данного вопроса стоят на стороне налогоплательщиков (см. рубрику "Тенденции" в журнале "Главная книга", 2003, N 15, с. 75). По состоянию на 01.01.2004 в состав доходов должны быть включены (соответственно, должны быть отражены в Книге учета доходов и расходов в графе 5) суммы авансовых платежей, полученных от покупателей (заказчиков) в период применения общего режима налогообложения и числящихся в учете на дату перехода <24>. Разумеется, данные суммы включаются в состав доходов для целей исчисления единого налога при УСНО только в том случае, если они не относятся к деятельности, облагаемой ЕНВД. Если организации или индивидуальные предприниматели применяли в 2003 г. кассовый метод определения доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, то полученные до 01.01.2004 авансы уже были учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, то есть налог с них уже был уплачен. Такие налогоплательщики не должны включать суммы авансов, числящихся по состоянию на 01.01.2004, в состав доходов для целей исчисления единого налога при УСНО. Если после перехода на УСНО поступают денежные средства за реализованные ранее (до перехода на УСНО) товары, работы, услуги, которые были ранее учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (при определении доходов и расходов до 2004 г. применялся метод начисления), данные денежные средства не учитываются при исчислении единого налога по УСНО <25>. Заключение Рассмотрев порядок распределения расходов, предложенный в настоящей статье, можно сделать вывод о том, что признание отдельных затрат расходами для целей исчисления единого налога при применении УСНО может потребовать таких трудозатрат, которые будут не под силу небольшим организациям, на которые в принципе и ориентирована упрощенная система налогообложения. Тем более что при отсутствии четкого механизма распределения расходов по видам деятельности налоговые органы могут не согласиться с избранной налогоплательщиком методикой распределения расходов. Внимание! 19.12.2003 - последний день, когда можно изменить объект налогообложения при переходе на УСНО с 2004 г. Очевидно, что гораздо более уверенно и спокойно будут чувствовать себя те налогоплательщики, которые в качестве объекта налогообложения по единому налогу при УСНО избрали доходы. Как видим, получается, что очень важно при переходе на упрощенную систему правильно выбрать устраивающий налогоплательщика объект налогообложения. Тем более что изменить его в течение всего периода применения "упрощенки" нельзя <26>. Изменить объект можно, лишь отказавшись от "упрощенки" в добровольном порядке на следующий год (для этого нужно подать уведомление об отказе до 15 января года, в котором планируется перейти на общий режим налогообложения) <27>. А впоследствии можно вновь перейти на упрощенную систему, подав для этого новое заявление и выбрав новый объект налогообложения. Если организация или индивидуальный предприниматель переходят на упрощенную систему с 2004 г., то есть уже подали соответствующее заявление (форма N 26.2-1) <28> и в нем уже выбрали объект налогообложения по единому налогу, еще можно успеть его изменить до 20 декабря этого года, уведомив об этом налоговый орган <29>. Форма такого уведомления МНС России не разработана, поэтому его можно представить в налоговые органы в произвольной форме. -------------------------------- <1> п.41 ст.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" <2> утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" <3> п.4 ст.346.26 НК РФ <4> п.2 ст.346.11 НК РФ <5> п.7 ст.346.26 НК РФ <6> ст.346.14 НК РФ <7> п.4 ст.346.13 НК РФ <8> п.2 ст.346.16 НК РФ <9> пп.8 п.1 ст.346.16 НК РФ <10> п.2 ст.346.32 НК РФ <11> п.3 ст.346.21 НК РФ <12> п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <13> п.4 ст.346.13 НК РФ <14> Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н <15> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н <16> п.1 ст.346.17 НК РФ <17> форма утверждена Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ3-22/606 <18> Приложение к Порядку учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 <19> форма утверждена Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ3-22/606 <20> п.1 ст.252, п.2 ст.346.16 НК РФ <21> п.9 ст.274 НК РФ <22> п.2 ст.346.17, пп.1 п.3 ст.273 НК РФ <23> ст.ст.346.19, 346.30 НК РФ <24> пп.1 п.1 ст.346.25 НК РФ <25> пп.3 п.1 ст.346.25 НК РФ <26> п.2 ст.346.14 НК РФ <27> п.6 ст.346.13 НК РФ <28> утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" <29> п.1 ст.346.13 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 25 ------------------------------------------------------------------ 10 ОКТЯБРЯ. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ - ДВАЖДЫ ЗАЩИТНИК АВТОМОБИЛИСТОВ П.Попов Очевидно, что споры вокруг обязательного страхования автогражданской ответственности (далее - ОСАГО) не утихнут и после парламентских выборов. Несмотря на отказ Президента РФ поддержать отсрочку вступления в силу Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон), скорее всего, новый состав Думы вернется к вопросам о переносе срока вступления в силу Закона в целом, начала действия штрафов за отсутствие страховки или, в крайнем случае, введения скидок к страховым тарифам для пенсионеров, малоимущих, ветеранов, инвалидов, членов профсоюзов, партий и т. д. Вероятно, уже в начале 2004 г. Правительством РФ будут пересмотрены и сами тарифы. Напомним, что министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о том, что это возможно, если после сбора со страховщиков статистики за 2003 г. выяснится, что тарифы завышены. Однако "автогражданка" неожиданно получила удар с другой стороны. 7 октября 2003 г. Верховный суд РФ признал Решением N ГКПИ 03-865 недействующими ряд пунктов Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии". Суд счел недействующими следующие положения. 1. Признано не соответствующим Закону указание в п.2 Постановления о том, что при расчете страхового взноса учитывается региональный коэффициент места жительства (нахождения) исключительно собственника транспортного средства. Еще в июне 2003 г. - на пороге вступления в силу Закона - мы обратили внимание будущих страхователей автотранспорта на эту проблему. Уже тогда мы предполагали, что ситуация будет урегулирована, поскольку в Законе указано, что коэффициент устанавливается в зависимости от "территории преимущественного использования транспортного средства", а никак не от регистрации по месту нахождения (жительства) собственника. Верховный суд РФ разрешил эту проблему лишь частично, позволив использовать коэффициент места нахождения (жительства) не только собственникам, но и владельцам транспорта. Таковыми, в частности, могут быть лица, владеющие транспортным средством на законном основании - на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т. д. 2. Признан недействующим и повышающий коэффициент страхового тарифа 1,5 для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 120 до 160 л. с. включительно. Суд пришел к выводу, что Правительство РФ не доказало связь между вероятностью причинения вреда и мощностью автомобиля. Вероятно, на этом основании суд отменил бы и повышающие коэффициенты для более мощных автомобилей (свыше 160 л. с.), однако такого заявления в Верховный суд РФ просто не поступало. Кстати, эксперты утверждают, что более мощные иномарки попадают в аварии гораздо реже, а управляемость и тормозная система у них явно лучше российских аналогов, с чем, конечно, трудно спорить. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: если Решение суда вступит в силу, владельцы машин мощностью 95 - 120 л. с. будут платить больше, чем владельцы машин мощностью 120 - 160 л. с. Однако Решение N ГКПИ 03-865 пока не вступило в силу, поскольку Правительство РФ при поддержке страховщиков, недовольных перспективой отмены всех повышающих коэффициентов, обжаловало его в кассационной инстанции. Жалоба будет рассмотрена 11 декабря 2003 г., так что до этой даты мы не рекомендуем владельцам мощных машин спешить с приобретением полиса ОСАГО. Однако на "автогражданку" предпринимаются и другие атаки. Так, в Верховный суд РФ было подано еще как минимум два заявления. Одно требовало разрешить приобретение полисов в рассрочку и по бартеру, в чем суд, на наш взгляд оправданно, отказал. Второе заявление требовало признать недействующим п.63 Правил страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263) в части порядка расчета суммы ущерба и страхового возмещения потерпевшим автовладельцам. Если коротко, то на основании этого пункта страховая компания оплатит при ремонте пятилетней машины стоимость запасных частей тоже пятилетней "свежести", иными словами - минимум. В этом деле суд также отказал заявителю. Выход у пострадавших в этом случае один - добиваться ремонта на автосервисе страховой компании, который и должен искать необходимые подержанные запчасти, а если не найдет, - ставить новые. Примечание. Полный текст указанных Решений Верховного суда РФ можно найти в разделе "Законодательство" системы КонсультантПлюс (информационный банк ВерсияПроф). А 10 октября 2003 г. Верховный суд РФ принял еще одно сенсационное Решение N ГКПИ 2003-635, признав недействующими положения, обязывающие собственников (владельцев) транспортных средств снимать их с учета в ГАИ перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Иными словами, признаны недействующими в этой части абз.2 п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и п.3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59). Если вкратце, то суд пришел к выводу, что такое ограничение никоим образом не направлено на обеспечение безопасности дорожного движения (как это утверждали представители МВД России и Правительства РФ) и незаконно ограничивает гражданский оборот транспортных средств. Таким образом, отныне можно совершать сделки купли-продажи автомашин: - во-первых, в простой письменной форме и без всяких справок-счетов (хотя к таким вариантам в регистрационных подразделениях ГИБДД по-прежнему относятся с подозрением, но отказать там не вправе (п.п.5, 12, пп."ж" п.35 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России)); - а во-вторых, предварительно не снимая машину с учета по месту жительства (нахождения) продавца, заключив договор хоть на улице - на капоте. Однако пока не ясен механизм использования Решения Верховного суда РФ. Ведь при снятии с учета машины ее продавец сдает в ГАИ регистрационные номера и свидетельство о регистрации транспортного средства, а взамен получает транзитные номера для ее переправки к месту постановки на учет покупателем. Если же сделка уже совершена и машина находится в собственности нового владельца, то каким образом надлежит снимать машину с учета и ставить ее на учет новым собственником, неизвестно. А эксплуатировать машину на основании документов и номеров, выданных прежнему владельцу, новый собственник не вправе и, скорее всего, будет подвергнут штрафу (п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и п.2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.93 N 1090), статьи 12.11 - 12.13 КоАП РФ). Аналогичная проблема и с полисом ОСАГО, который с заменой собственника транспортного средства автоматически прекращает свое действие со всеми вытекающими последствиями (пп."е" п.33 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263). Очевидно, что до внесения изменений в нормативные акты Правительства РФ и МВД России новое либеральное правило работать не будет. Кроме того, вряд ли целесообразно поступать таким образом и после того, как соответствующий механизм появится. Ведь при снятии с учета регистрационные органы проверяют машину на предмет возможных обременений (например, ареста), соответствия конструкции стандартам, угона, подделки документов, "перебивки" номеров двигателя и прочее, а в отношении иномарок может устанавливать степень их таможенной очистки. Таким образом, при предварительном снятии машины с учета покупатель имеет некую гарантию ее последующей регистрации. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 25 ------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||