← Ноябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21 ноября 2003 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
======================================================================== Если Вы хотите одними из первых узнавать о новостях компании "Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий, проводимых акциях, скидках и другую полезную информацию, а также о новостях сервера КонсультантПлюс, подпишитесь на рассылку "Новости КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews ======================================================================== Материалы из журнала "Главная книга" 24 ОКТЯБРЯ. СБОРЫ ДОРОЖАЮТ ВСЛЕД ЗА НЕДВИЖИМОСТЬЮ А.Хорошавкина Вступает в силу Постановление Правительства РФ от 13.10.2003 N 620 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. N 248". Указанным Постановлением увеличиваются максимальные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за предоставление информации о зарегистрированных правах. Кроме того, в соответствии с изменениями в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесенными Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ и расширившими компетенцию учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вводятся максимальные размеры платы за выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров (по двух- и многосторонним сделкам) и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. Установлен также максимальный размер платы за выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий документов, выражающих содержание сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме. Максимальные размеры платы за эти услуги аналогичны размерам платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимость. ****************************************************************** Основания для взимания платы Максимальный размер платы (руб.) * ***************************** * до 24.10.2003 с 24.10.2003* ****************************************************************** За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним для физических лиц 300 500 для юридических лиц 5 000 7 500 ****************************************************************** За государственную регистрацию прав 20 000 30 000 на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним ****************************************************************** За предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество для физических лиц 25 100 для юридических лиц 100 300 ****************************************************************** За предоставление информации о 300 600 зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс ****************************************************************** За выдачу правообладателям копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме для физических лиц - 100 для юридических лиц - 300 ****************************************************************** За выдачу правообладателям копий - 600 документов, выражающих содержание сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме ****************************************************************** Конкретные ставки платы в пределах утвержденных Правительством РФ размеров устанавливаются субъектами РФ. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 22 ------------------------------------------------------------------ ГЛАВНОГО ПБУ СКОРО НЕ СТАНЕТ Л.Гужелева Главное ведомство, регулирующее бухгалтерский учет, Письмом от 07.10.2003 N 16-00-14/310 уведомило о планируемой отмене с 01.01.2004 самого первого ПБУ - первого не по номеру (напомним, первое по номеру - ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"), а по изданию - Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета). Это решение вызвано, скорее всего, тем, что с принятием каждого нового ПБУ (на настоящий момент действующих Положений - 19) зачастую возникали хотя и не явные, но все же противоречия между Положением по ведению бухгалтерского учета и вновь вводимыми ПБУ. Примечание. Приведем наиболее яркий пример такого несоответствия. Введенное в действие с 01.01.2001 Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, значительно сузило перечень НМА по сравнению с перечнем, приведенным в п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета. Так, приобретаемое организациями программное обеспечение уже не могло удовлетворять требованиям, предъявляемым к НМА в п.3 ПБУ 14/2000. В связи с этим Минфин России разъяснял, что программы, приобретенные и введенные в эксплуатацию до 01.01.2001, продолжают числиться в составе НМА, а приобретенные после 01.01.2001 - не должны приниматься к учету в качестве НМА (Письма Минфина России от 29.05.2001 N 04-02-05/2/74, от 24.04.2002 N 04-02-06/5/5). Во всех действующих ПБУ есть положения о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности, содержащие требования к обязательной информации, отражаемой в отчетности. Поскольку начиная с отчетности 2000 г. разрабатываемые Минфином формы бухгалтерской отчетности носят рекомендательный характер (Приказ Минфина России от 13.01.2000 N 4н), то организации в зависимости от специфики своей деятельности должны самостоятельно вносить дополнения и уточнения в рекомендованные формы, а также по мере вступления в силу новых ПБУ корректировать свои разработанные формы. Как известно, Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н рекомендованы новые формы бухгалтерской отчетности, вводимые в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. (п.6 Приказа). Поскольку эти формы учитывают требования новых ПБУ (главным образом, ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н), то нет оснований запрещать использование этих форм для формирования промежуточной отчетности 2003 г. (Письмо Минфина России от 29.09.2003 N 16-00-17/31). Примечание. Подробнее о порядке заполнения новых форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев 2003 г. можно прочитать в журнале "Главная книга", 2003, N 20, с. 73. Но при этом организациям следует иметь в виду, что представление бухгалтерской отчетности по рекомендованным формам (а не разработанным самостоятельно на их основе) свидетельствует, по мнению Минфина России, о неполном выполнении организациями требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. Поэтому разрабатывать и утверждать формы отчетности следует каждой организации. Кроме того, Минфин России в Письме от 29.09.2003 N 16-00-17/31 еще раз разъяснил, что право пользователей, включая налоговые органы, требовать от организации представления бухгалтерской отчетности в электронном виде Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не определено. Представлять отчетные формы в электронном виде или на бумажном носителе, самостоятельно определив технический способ их заполнения, - это право организации (п.6 ст.13 Федерального закона N 129-ФЗ). Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 23 ------------------------------------------------------------------ СТАВКА СНИЖАЕТСЯ, ПРОБЛЕМ ПРИБАВЛЯЕТСЯ Е.Филимонова Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ к товарам (работам, услугам), реализация которых в этом году подлежала налогообложению по ставке 20%, с 1 января 2004 г. будет применяться ставка налога, равная 18%. Соответственно, изменится и одна из расчетных ставок НДС, предусмотренных п.4 ст.164 НК РФ, то есть расчетная ставка станет 18/118 вместо 20/120. (Подробнее об этом см. интервью на с. 10 в рубрике "Диалог".) Однако, несмотря на положительные стороны такого снижения ставки НДС, в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. Как указанный Федеральный закон, так и гл.21 НК РФ не содержат переходных норм, регламентирующих порядок исчисления НДС при изменении ставки налога. Так, у отдельных налогоплательщиков могут возникнуть проблемы с исчислением НДС в случае, когда отгрузка и оплата товаров (работ, услуг) произойдут в разных налоговых периодах. Во избежание трудностей можно посоветовать налогоплательщикам планировать свою деятельность в конце 2003 г. таким образом, чтобы реализация (приобретение) товаров (работ, услуг) и их оплата по возможности происходили в одном календарном году (либо в 2003 г., либо уже в 2004 г.). Однако это не всегда осуществимо. Кроме того, проблемы с расчетами также могут возникнуть, когда происходит исполнение долгосрочных обязательств, переходящих на 2004 г. В предлагаемой статье мы постараемся рассмотреть наиболее сложные вопросы переходного периода, с которыми может столкнуться налогоплательщик в связи с изменением ставки НДС, для того чтобы он мог заранее оценить те налоговые последствия, которые его ожидают, и спланировать свои дальнейшие действия. Оплата - в 2003 г., отгрузка - в 2004 г. Рассмотрим порядок исчисления НДС в случае, когда предоплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поступает в 2003 г., а реализация товаров (работ, услуг) произойдет уже в 2004 г. Порядок исчисления НДС продавцом товаров (работ, услуг) Налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных поставщиком в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг <1>. Поэтому при получении аванса в 2003 г. налогоплательщик должен будет исчислить с него НДС по действующей до 01.01.2004 ставке 20/120, составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж <2>. Исчисленная сумма НДС с аванса будет отражена по строке 270 Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость <3>, представляемой за соответствующий налоговый период (месяц или квартал) 2003 г. При реализации товаров (работ, услуг) в 2004 г. налогоплательщик независимо от выбранного им метода определения налоговой базы по НДС должен будет исчислить налог со стоимости этих товаров (работ, услуг) по применяемой с 01.01.2004 ставке 18% и выставить соответствующий счет-фактуру с использованием указанной ставки НДС. Выставленный счет-фактура будет учтен в журнале учета выставленных покупателям счетов-фактур и зарегистрирован в книге продаж в момент реализации товаров (работ, услуг). Проблема, которая может возникнуть в этом случае, - это определение стоимости товаров (работ, услуг), с которой должен быть исчислен НДС при их реализации в 2004 г. Здесь возможно несколько вариантов, зависящих от условий договора с покупателем (заказчиком). Так, если цена товаров (работ, услуг) была указана в договоре без учета НДС, то сложностей не возникнет. При реализации товаров (работ, услуг) в 2004 г. необходимо будет исчислить НДС с указанной в договоре цены по ставке 18%. Например, если в договоре была указана цена товара 100 руб. без НДС, то НДС, начисленный к уплате в бюджет, составит 18 руб. (100 руб. х 18%). При этом если авансовый платеж был получен на большую сумму исходя из действующей в 2003 г. ставки НДС 20% (то есть 120 руб. для нашего примера), то необходимо будет вернуть покупателю (заказчику) излишне перечисленную им в составе аванса сумму налога в размере 2%. Отметим, что налоговые органы в схожей ситуации придерживались такой же позиции (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 06.08.2001 N 02-11/36153). Если стоимость товаров (работ, услуг) указывалась в договоре с учетом НДС, но без указания суммы и ставки налога, то исчисление НДС при реализации должно производиться исходя из ставки 18/118, примененной к указанной стоимости. Так, например, если в договоре была отражена стоимость товаров, равная 120 руб. (включая НДС), то цена товаров без НДС в 2004 г. будет составлять 101,70 руб. (120 руб. / 118 х 100), а НДС к уплате в бюджет составит 18,3 руб. (120 руб. / 118 х 18). В этом случае полученный в 2003 г. аванс (120 руб. в рассматриваемом примере) будет зачтен в счет предстоящей поставки товара в полном размере и перерасчетов с покупателем производить не придется. Согласовывать стоимость товаров (работ, услуг) с покупателем и вносить изменения в договор, несомненно, придется в тех случаях, когда стоимость товаров (работ, услуг) в договоре была указана с выделением ставки НДС 20% либо суммы НДС, рассчитанной по ставке 20%. Например, если стоимость товаров была указана как 120 руб. (в том числе НДС 20 руб.), то сторонам договора необходимо будет определить новую стоимость товаров, либо снизив только сумму НДС исходя из ставки налога 18% и оставив цену товаров без НДС неизменной (то есть цена товаров без НДС будет составлять 100 руб., а сумма НДС - 18 руб.), либо подняв цену без учета НДС, чтобы стоимость товаров, включающая в себя сумму налога, не изменилась (то есть цена товаров без НДС составит 101,70 руб., сумма НДС - 18,3 руб.). Необходимость возврата денежных средств покупателю (заказчику) при перечислении последним аванса в 2003 г. исходя из ставки налога 20% будет зависеть от согласованной стоимости товаров (работ, услуг), указанной в изменениях к договору (в дополнительном соглашении к договору). С учетом вышесказанного в случаях, когда заведомо известно, что реализация товаров (работ, услуг) будет производиться в 2004 г., при заключении договоров либо при выставлении счетов в этом году мы рекомендуем указывать в договоре (счете) стоимость товаров (работ, услуг) с учетом НДС уже исходя из ставки налога 18%. Это поможет избежать дополнительных переговоров и перерасчетов с покупателями, а также возврата излишне перечисленной в составе аванса суммы налога. Теперь рассмотрим порядок принятия к вычету НДС, исчисленного с авансового платежа, полученного в 2003 г. После даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в 2004 г. суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых платежей, будут подлежать вычету <4>. Счет-фактура, выписанный и зарегистрированный налогоплательщиком-продавцом в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), будет зарегистрирован им в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы НДС <5>. По нашему мнению, если прямо трактовать п.8 ст.171 НК РФ, вычету подлежит исчисленная и уплаченная с авансового платежа сумма НДС. Поэтому налогоплательщик сможет принять к вычету НДС с авансового платежа именно в том размере, в котором он исчислил его и отразил в декларации по НДС <6>, независимо от того, произведен перерасчет с покупателем (заказчиком) или нет. Однако к рассматриваемой ситуации возможен и иной подход, согласно которому если в договор не внесены изменения относительно применяемой ставки НДС или не произведен соответствующий перерасчет с покупателем (заказчиком), то к вычету можно принять не всю сумму НДС, исчисленную с аванса по ставке 20/120 в 2003 г. и уплаченную в бюджет, а только сумму налога, рассчитанную исходя из цены товаров (работ, услуг) без НДС и ставки налога 18%. Это объясняется тем, что соответствующая сумма налога предъявляется к оплате покупателю (заказчику) дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) <7>, а реализация в 2004 г. облагается НДС уже по ставке 18%. Если же в договор будут внесены соответствующие изменения и налогоплательщиком будет произведен перерасчет с покупателем (заказчиком), в результате которого последнему будут возвращены излишне перечисленные им 2% налога, то суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет с авансовых платежей, полученных в момент применения ставки НДС 20%, могут быть приняты налогоплательщиком к вычету в полном размере. Не исключено, что налоговые органы станут придерживаться именно этой точки зрения. Поэтому приведенная нами выше рекомендация об указании в договоре, исполнение по которому планируется в 2004 г., но заключаемом в настоящий момент, ставки НДС 18% поможет налогоплательщику, в том числе, избежать возможных споров с налоговыми органами, поскольку при таких условиях договора вопросов о размере вычета с авансового платежа возникнуть не должно. Пример. Порядок исчисления НДС продавцом при указании в договоре ставки 18%. УСЛОВИЕ ООО "Лютик" в декабре 2003 г., когда применялась ставка НДС, равная 20%, заключило договор на поставку товара. Учитывая, что в соответствии с условиями договора поставка товара будет осуществляться в 2004 г., когда ставка НДС будет составлять 18%, цена товара с учетом НДС в договоре установлена равной 118 000 руб. исходя из новой ставки налога (100 000 руб. + 100 000 руб. х 18%). В декабре 2003 г. ООО "Лютик" получило авансовый платеж в счет предстоящей поставки товара в размере 118 000 руб. Товар на указанную сумму полностью отгружен в январе 2004 г. Моментом определения налоговой базы по НДС у ООО "Лютик" установлен день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). РЕШЕНИЕ В декабре 2003 г. ООО "Лютик" при получении авансового платежа исчисляет с него сумму НДС к уплате в бюджет в размере 19 667 руб. (118 000 руб. х 20/120). В бухгалтерском учете ООО "Лютик" сделаны следующие записи. ****************************************************************** Содержание Дебет Кредит Сумма,* Первичный операций руб. документ * ****************************************************************** В декабре 2003 г. ****************************************************************** Получена 62, предоплата в счет субсчет предстоящей "Авансы Выписка банка по поставки товаров 51 *полученные"*118 000*расчетному счету* ****************************************************************** Начислен НДС к уплате в бюджет с 76, 68, суммы аванса субсчет* субсчет * (118 000 руб. х "НДС с "Расчеты *20/120) авансов" по НДС" 19 667 Счет-фактура * ****************************************************************** В январе 2004 г. ООО "Лютик" отгрузило товар покупателю и выставило счет-фактуру с указанной в нем суммой НДС, равной 18 000 руб. (118 000 руб. х 18/118). В бухгалтерском учете ООО "Лютик" сделаны следующие записи. ****************************************************************** Содержание Дебет Кредит Сумма,* Первичный операций руб. документ * ****************************************************************** В январе 2004 г. ****************************************************************** Перечислена в бюджет сумма НДС с 68, авансового платежа субсчет (без учета других "Расчеты Выписка банка по операций) по НДС" 51 19 667*расчетному счету* ****************************************************************** Договор Отражена отгрузка поставки, товаров 62 * 90-1 118 000 Накладная * ****************************************************************** 68, Отражена сумма НДС субсчет по отгруженным "Расчеты товарам 90-3 по НДС" 18 000* Счет-фактура * ****************************************************************** Полученный аванс зачтен в счет 62, оплаты субсчет отгруженного "Авансы Бухгалтерская *товара полученные" 62 118 000 справка * ****************************************************************** 68, 76, Принят к вычету субсчет субсчет Счет-фактура, НДС по полученному "Расчеты "НДС с Выписка банка по авансу по НДС" авансов" 19 667*расчетному счету* ****************************************************************** Порядок принятия к вычету НДС покупателем товаров (работ, услуг) Рассмотрим ситуацию, когда предоплата в счет предстоящей поставки происходит в 2003 г., а отгрузка (передача) товара (работ, услуг) - в 2004 г., с позиции покупателя. В этом случае покупатель после принятия на учет товаров (работ, услуг) на основании выставленного ему счета-фактуры примет к вычету сумму НДС, исчисленную по действующей в 2004 г. ставке налога 18%, примененной к стоимости товаров (работ, услуг), указанной в договоре. При этом если цена товаров (работ, услуг) в договоре была указана без учета НДС или с учетом НДС по ставке 20% и покупателем был перечислен авансовый платеж, рассчитанный исходя из цены товаров (работ, услуг) и ставки НДС 20%, то у него есть право потребовать пересмотра условий договора о цене либо потребовать возврата излишне перечисленной суммы налога (зачета ее в счет предстоящих поставок). Подробно порядок внесения изменений в условия договора и проведения перерасчетов с поставщиком (подрядчиком) был рассмотрен выше. Отгрузка - в 2003 г., оплата - в 2004 г. Теперь рассмотрим противоположную ситуацию, а именно когда отгрузка (передача) товаров (работ, услуг) будет происходить в 2003 г., однако оплата за них до 01.01.2004 не будет произведена. Порядок исчисления НДС продавцом товаров (работ, услуг) Сразу хочется отметить, что в случае если моментом определения налоговой базы по НДС у налогоплательщика является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то проблем в связи с изменением ставки НДС вообще не возникает. Момент поступления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) для него не является существенным, так как определение налоговой базы и исчисление суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, у него происходит в день отгрузки <8>. При реализации товаров (работ, услуг) в 2003 г. продавец исчислит по ставке 20% НДС, выставит соответствующий счет-фактуру и зарегистрирует его в книге продаж <9>. По итогам соответствующего налогового периода 2003 г. исчисленная по ставке 20% сумма НДС будет отражена по строке 010 разд.I Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Затруднения, связанные с изменением ставки НДС, в данной ситуации возникнут только у тех налогоплательщиков, которые в учетной политике моментом определения налоговой базы по НДС установили день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). На первый взгляд, исходя из смысла п.1 ст.166 НК РФ к налоговой базе по НДС применяется та ставка НДС, которая действует в момент определения налоговой базы. Поэтому, несмотря на то что объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) <10>, которая будет иметь место в 2003 г., исчисление суммы налога у рассматриваемой категории налогоплательщиков будет происходить в момент определения налоговой базы по НДС при оплате отгруженных (переданных) товаров (работ, услуг) в 2004 г., и, следовательно, ими будет применяться действующая на этот момент ставка НДС, равная 18%. В этом случае возникает следующая ситуация. Налогоплательщик при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) в 2003 г. отразит в учете сумму НДС по реализуемым товарам (работам, услугам), исчисленную исходя из налоговой базы на момент реализации товаров (работ, услуг) и действующей ставки НДС 20%, и выставит соответствующий счет-фактуру на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В 2004 г. будет произведен перерасчет суммы налога исходя из налоговой базы по НДС, определяемой на день оплаты, и действующей на эту же дату ставки НДС 18%. В выставленный ранее счет-фактуру необходимо будет внести соответствующие исправления <11>. Кроме того, необходимо будет вернуть покупателю излишне уплаченную сумму НДС, поскольку необходимость проведения перерасчета с покупателем вытекает из природы данного налога, являющегося косвенным, то есть фактически уплачиваемым покупателем в составе стоимости товаров (работ, услуг) <12>. Однако, с другой стороны, необходимо принимать во внимание и существующую норму п.8 ст.149 НК РФ, согласно которой при изменении порядка освобождения от обложения НДС отдельных операций должен применяться тот порядок определения налоговой базы, который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты. Положения данного пункта могут по аналогии применяться и при изменении ставки налога. Кроме того, согласно сложившейся практике все изменения действующего порядка применения косвенных налогов вводятся, как правило, по принципу фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Поэтому моментом, с которого применяется вновь вводимая налоговая ставка, следует признать дату отгрузки товаров (выполнения работы, оказания услуги) вне зависимости от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. В ситуации с нынешним снижением ставки НДС специалисты налоговых органов поддерживают позицию, согласно которой пониженная ставка НДС 18% должна применяться только по тем товарам (работам, услугам), которые будут отгружаться после 01.01.2004, а по тем товарам (работам, услугам), которые будут отгружены в 2003 г., должна использоваться налоговая ставка 20% независимо от момента определения налоговой базы по НДС, закрепленного в учетной политике. Следовательно, при реализации товаров (работ, услуг) в 2003 г. налогоплательщики, установившие в соответствии с принятой учетной политикой момент определения налоговой базы по НДС как день оплаты, должны исчислить НДС по действующей ставке 20% и в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) выставить соответствующий счет-фактуру. Указанный счет-фактура будет учтен в журнале учета выставленных покупателям счетов-фактур. При получении оплаты за отгруженные товары (работы, услуги) в 2004 г. налогоплательщики исчислят сумму НДС исходя из налоговой базы, сформированной на день оплаты в 2004 г., и ставки НДС, действующей на момент реализации товаров (работ, услуг), то есть равной 20% <13>. Счет-фактура у таких налогоплательщиков будет зарегистрирован в книге продаж в 2004 г. по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) <14>. Исчисленная сумма НДС по ставке 20% будет отражена в разд.I Налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период 2004 г. Примечание. Учитывая, что ставка НДС с 01.01.2004 меняется, МНС России планирует с 2004 г. внести изменения в форму Налоговой декларации по НДС, предусматривающие отражение реализации (передачи) товаров (работ, услуг) с применением старой (20%) и новой (18%) налоговых ставкок. В этом случае в Декларации за соответствующий налоговый период 2004 г. по дополнительно введенной строке будет отражаться реализация товаров (работ, услуг), имевшая место в 2003 г., сумма НДС по которой исчисляется по ставке 20%, но определение налоговой базы по которой и возникновение обязанности по уплате налога в бюджет происходят в 2004 г. в момент оплаты. Таким образом, по нашему мнению, тем налогоплательщикам, которые все же ставят размер применяемой ставки НДС в зависимость от выбранного метода учетной политики и намерены применять ставку 18% при исчислении налога в день оплаты в 2004 г., следует оценить вероятность возможных споров с налоговыми органами, необходимость корректировки выставленного ранее счета-фактуры и проведения перерасчетов с покупателем товаров (работ, услуг), с одной стороны, и выгоду от применения ставки НДС в размере 18%, с другой стороны. Порядок принятия к вычету НДС покупателем товаров (работ, услуг) Покупатель, приобретающий товары (работы, услуги) в 2003 г., но оплачивающий их в 2004 г., при выполнении всех условий, а именно <15>: - при принятии к учету товаров (работ, услуг); - оплате товаров (работ, услуг) при наличии документов, подтверждающих этот факт; - наличии должным образом оформленного счета-фактуры; - предполагаемом использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, - в 2004 г. сможет принять к вычету уплаченную им сумму НДС по ставке 20% на основании выставленного ему в 2003 г. счета-фактуры. Таким образом, получив в 2003 г. от поставщика счет-фактуру на отгруженные (переданные) товары (работы, услуги), покупатель учтет его в журнале учета полученных от продавцов счетов-фактур <16>. После осуществления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в 2004 г. покупатель зарегистрирует счет-фактуру в книге покупок <17>. Сумму НДС, исчисленную исходя из ставки 20%, принимаемую к вычету, покупатель отразит в разд.I Налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период 2004 г. Однако все вышесказанное касается лишь тех случаев, когда продавец, установивший моментом определения налоговой базы по НДС день оплаты, не станет применять при поступлении в 2004 г. оплаты за отгруженные (переданные) товары (работы, услуги) ставку НДС 18%, не будет корректировать выставленный счет-фактуру и не будет производить возврат излишне уплаченного налога в размере 2%. Иначе налогоплательщик-покупатель сможет принять к вычету только сумму НДС, исчисленную и фактически уплаченную продавцу по ставке 18%. Порядок исчисления НДС налоговым агентом Рассмотрим порядок исчисления НДС в "переходный период" налоговыми агентами, в обязанность которых входят исчисление, удержание и перечисление в бюджет суммы НДС с дохода, уплачиваемого иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при приобретении у них товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также с дохода, уплачиваемого органам государственной власти и органам местного самоуправления при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества <18>. Необходимо иметь в виду, что для них действует особый порядок исчисления суммы НДС, подлежащей удержанию из дохода налогоплательщика и уплате в бюджет. Как следует из ст.161 НК РФ и разъяснений МНС России <19>, налоговые агенты вне зависимости от применяемой ими учетной политики для целей налогообложения должны исчислить и удержать налог на добавленную стоимость в момент фактической выплаты дохода налогоплательщику, в том числе если перечисляются авансовые платежи в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) либо в счет будущей аренды государственного или муниципального имущества. Таким образом, если перечисление аванса в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) либо в счет будущей аренды государственного имущества производится в 2003 г., налоговые агенты должны исчислить НДС по ставке 20/120 с суммы авансовых платежей, уплачиваемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах, либо органам государственной власти (органам местного самоуправления) при аренде у них государственного имущества, удержать указанную сумму и перечислить ее в бюджет. Эта сумма НДС будет отражаться по строке 110 разд.II Налоговой декларации по НДС, представляемой за соответствующий налоговый период 2003 г. Согласно п.3 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами, поэтому при принятии к учету товаров (работ, услуг) в 2004 г. к вычету принимается та же сумма НДС, что была начислена и перечислена в бюджет (то есть по ставке НДС 20/120). Указанная сумма налога, уплаченная налогоплательщиком в качестве налогового агента и подлежащая вычету, будет отражаться в разд.I Налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период 2004 г. Что касается исчисления НДС при приобретении товаров (работ, услуг) либо аренде государственного имущества в 2003 г., но их последующей оплате в 2004 г., то, учитывая, что расчет налоговой базы по НДС и удержание налога производятся на дату фактической оплаты товаров (работ, услуг), по нашему мнению, к налоговой базе должна применяться ставка НДС, действующая на дату перечисления дохода налогоплательщику. Следовательно, в случае, когда приобретение товаров (работ, услуг) либо аренда имущества происходят в 2003 г., а перечисление дохода налогоплательщику - в 2004 г., исчисление суммы НДС, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет, должно быть произведено на дату оплаты с применением действующей в 2004 г. ставки налога 18/118. Исчисленная сумма НДС будет отражена в разд.II Налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период 2004 г. Исчисленная по ставке 18/118, удержанная из выплачиваемого в 2004 г. налогоплательщику дохода и перечисленная в бюджет сумма НДС подлежит возмещению в полном размере <20>. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком в качестве налогового агента и подлежащая вычету, будет отражаться в разд.I Налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период 2004 г. Пример. Порядок удержания НДС налоговым агентом. УСЛОВИЕ Иностранная организация, не зарегистрированная как налогоплательщик на территории РФ, оказывает консультационные услуги ООО "Лютик". Стоимость услуг по договору составляет 1200 евро (с учетом всех налогов, подлежащих удержанию в соответствии с российским законодательством). Акт об оказании услуг подписан в декабре 2003 г. Оплата услуг производится в апреле 2004 г., когда применяется ставка НДС 18%. Налоговым периодом по НДС для ООО "Лютик" является календарный месяц. Для упрощения все расчеты в примере рассматриваются в евро. РЕШЕНИЕ В связи с тем что иностранная организация не состоит на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика, а местом реализации услуг является территория России <21>, ООО "Лютик" признается налоговым агентом и, соответственно, должно исчислить, удержать у иностранной фирмы и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость. В бухгалтерском учете ООО "Лютик" операции по исчислению и удержанию НДС отражаются следующим образом. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** В декабре 2003 г. ****************************************************************** Отражена стоимость оказанных услуг на дату подписания акта (1200 евро - 1200 евро х Акт об 20/120) 20 60 1000* оказании услуг * ****************************************************************** Отражена сумма НДС в стоимости услуг на дату подписания акта Акт об (1200 евро х 20/120) 19 60 200* оказании услуг * ****************************************************************** В апреле 2004 г. в связи со снижением ставки НДС сумма налога, подлежащая удержанию с иностранной организации, рассчитывается как стоимость услуг по договору, умноженная на ставку 18/118 (1200 евро х 18/118 = 183 евро). В результате должна быть увеличена стоимость услуг, оказанных ООО "Лютик". Поскольку в бухгалтерском учете корректировка вносится в следующем отчетном периоде, сумма, на которую необходимо увеличить стоимость услуг, будет отражаться в учете как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году <22>. В связи с увеличением размера расходов 2003 г. необходимо будет представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2003 г. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** В апреле 2004 г. ****************************************************************** СТОРНО Сторнирована сумма НДС, отраженная ранее в Бухгалтерская стоимости услуг 19 60 200* справка * ****************************************************************** Скорректирована сумма НДС, подлежащая удержанию с иностранной организации 19 60 183* Счет-фактура * ****************************************************************** Произведена корректировка стоимости услуг на дату оплаты (1200 евро - 1000 евро - Бухгалтерская 183 евро) 91-2 60 17* справка-расчет * ****************************************************************** Удержана подлежащая перечислению в бюджет сумма НДС из дохода иностранной организации 60 68 183* Счет-фактура * ****************************************************************** Перечислены денежные средства иностранной организации Выписка банка по (1200 евро - 183 евро) 60 52 1 017*расчетному счету* ****************************************************************** В мае 2004 г. ****************************************************************** Перечислена в бюджет удержанная из дохода иностранной организации Выписка банка по сумма НДС 68 51 183*расчетному счету* ****************************************************************** Счет-фактура, Сумма НДС за оказанные Выписка банка по услуги принята к вычету 68 19 183*расчетному счету* ****************************************************************** Расчеты по долгосрочным договорам В заключение хотелось бы рассмотреть порядок исчисления в 2004 г. НДС по долгосрочным договорам, заключенным и исполняемым к настоящему моменту, по которым уже согласована цена и утверждены график поставки товаров либо смета (например, на строительство объекта). Учитывая, что с 1 января 2004 г. реализация товаров (работ, услуг) должна производиться с применением ставки НДС 18% и счета-фактуры должны выставляться с использованием указанной ставки налога, по нашему мнению, в отдельных случаях придется вносить изменения в условия договора, касающиеся цены товаров (работ, услуг). Так, в зависимости от условий договора возможны следующие варианты. Если в договоре цена товаров (работ, услуг) определялась без четкого указания суммы или ставки НДС (например, указывалось, что стоимость товара равна 100 руб. + НДС или 100 руб. без учета НДС), то изменения в договор вносить не придется. С 2004 г. реализация товаров (работ, услуг) по такому договору должна производиться по цене, увеличенной на сумму НДС, исчисленную по ставке 18%. В случае, когда цена товаров (работ, услуг) в договоре определялась с указанием конкретной суммы НДС либо ставки НДС (например, стоимость товара составляла 100 руб. + НДС 20 руб. или 120 руб., включая НДС 20%), условия договора необходимо пересмотреть. Так, в результате переговоров может быть согласовано, что цена товаров (работ, услуг) без НДС останется неизменной и исправляется лишь сумма НДС, исчисляемая с указанной цены товаров (работ, услуг) исходя из новой пониженной ставки НДС, равной 18%. Если же в договоре указывалась стоимость товаров (работ, услуг) уже с учетом НДС, но без указания суммы или ставки налога (например, указывалось, что стоимость товара составляет 120 руб., включая НДС), то с 2004 г. также необходимо согласовывать цену товаров (работ, услуг) путем внесения изменений в условия договора. Можно повысить цену товаров (работ, услуг) без учета НДС без изменения их общей стоимости, включающей в себя налог. Это выгодно продавцу (подрядчику), поскольку его доход от реализации товаров (работ, услуг) в этом случае увеличится, а также не изменится общий размер средств, на получение которых он рассчитывал при заключении договора. Покупатель же (заказчик) при использовании этого варианта имеет возможность увеличить размер своих расходов на приобретение товаров (работ, услуг) и, соответственно, уменьшить общую сумму налога на прибыль. Другой вариант - это оставить цену товаров (работ, услуг) без учета НДС прежней, изменив только сумму НДС, исчисляемую с этой цены. Этот вариант является выгодным для покупателя (заказчика), так как общая сумма средств, затрачиваемых им на приобретение работ (услуг) по указанному договору, станет меньше, в результате чего в распоряжении покупателя (заказчика) останутся свободные денежные средства. Примечание. О порядке отражения в учете операций по долгосрочным договорам (на примере договора лизинга) в связи с изменением ставки НДС можно прочитать в этом номере в рубрике "Корреспонденция счетов". Если же в настоящее время вы находитесь только на стадии заключения долгосрочного договора, во избежание последующих перерасчетов и корректировки данных бухгалтерского и налогового учета вам следует заранее определить общий размер платежей по договору, а также график их уплаты с учетом того, что с 01.01.2004 должна применяться ставка НДС, равная 18%. -------------------------------- <1> Подпункт 1 п.1 ст.162 НК РФ. <2> Пункт 4 ст.164 НК РФ; п.18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <3> Утв. Приказом МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-03/338. <4> Пункт 8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ. <5> Пункт 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <6> Письмо МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/994. <7> Пункт 1 ст.168 НК РФ. <8> Подпункт 1 п.1 ст.167 НК РФ. <9> Пункт 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <10> Пункт 1 ст.146 НК РФ. <11> Пункт 29 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <12> Пункт 1 ст.168 НК РФ. <13> Подпункт 2 п.1 ст.167 НК РФ. <14> Пункт 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <15> Статьи 171, 172 НК РФ. <16> Пункт 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <17> Пункт 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. <18> Пункты 1 - 3 ст.161 НК РФ. <19> Письмо МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@. <20> Пункт 3 ст.171 НК РФ. <21> Подпункт 4 п.1 ст.148 НК РФ. <22> Пункт 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; п.11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 23 ------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||