Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

========================================================================
     Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее
важных документов регионального законодательства из базы  данных  по  79
субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве".  Эта
и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ  ЗНАТЬ,  ЧЕМ
ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion
========================================================================

                  Материалы из журнала "Главная книга"
                       ЗАКОН О ККМ: НОВАЯ ВЕРСИЯ
                                                         Д.Коптюбенко

        22 мая 2003 г.  Президент  РФ   подписал   Федеральный  закон
   N 54-ФЗ    "О    применении    контрольно-кассовой   техники   при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием платежных  карт"  (далее - Закон N 54-ФЗ),  который
   призван  заменить  действующий  с 1993 г.  Закон РФ от  18.06.1993
   N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
   денежных расчетов с населением".
        По различным оценкам,  в настоящее время из-за несовершенства
   законодательства о применении ККМ бюджеты ежегодно  теряют  100  -
   200 млрд  руб.  в  виде  недополученных  налогов.  Закон  N  54-ФЗ
   направлен на устранение  существующих  пробелов.  В  прошлом  году
   Госдума уже принимала подобный законопроект,  который был отклонен
   в Совете Федерации (о предыдущей версии  законопроекта  читайте  в
   журнале "Главная книга", 2002, N 6, с. 85).
        Закон N  54-ФЗ  содержит  немало  существенных  изменений  по
   сравнению с текущей практикой.
        1. Вместо понятия "контрольно-кассовые машины" (ККМ) вводится
   базовое  понятие  "контрольно-кассовая  техника"  (ККТ),   которое
   включает в себя,  помимо ККМ,  электронно-вычислительные машины, в
   том числе персональные, и программно-технические комплексы.
        2. Дано  новое  определение   наличных   денежных   расчетов.
   В соответствии   с   Законом   N   54-ФЗ   это   "произведенные  с
   использованием средств наличного платежа расчеты за  приобретенные
   товары, выполненные работы, оказанные услуги". Определение понятия
   "средства наличного платежа" в Законе N 54-ФЗ не приводится.
        3. Устанавливается порядок применения ККТ  при  осуществлении
   расчетов с использованием платежных карт.

        Внимание! Применение   ККТ   при  расчетах  с  использованием
   платежных карт станет обязательным

        Примечание. В  настоящее  время  в  отношении   необходимости
   применения  ККМ  при  расчетах  с  использованием  платежных  карт
   сложилась противоречивая ситуация.  С  одной  стороны,  расчеты  с
   использованием  платежных  карт  осуществляются  в  соответствии с
   правилами,  предусмотренными   действующим   законодательством   в
   отношении   форм   безналичных   расчетов  <1>.  Законодательство,
   регулирующее безналичные расчеты,  не  предусматривает  применение
   ККМ  при расчетах,  вследствие чего применение ККМ в данном случае
   не является обязательным.  С другой стороны,  требование применять
   ККМ  при  расчетах  с  использованием  платежных  карт содержится,
   например,  в  Письме  УМНС  России  по  г.  Москве  от  06.09.2001
   N 30-08/1/40925. Минфин России Письмом от 13.03.2002 N 16-00-17/07
   заявил  о  неправомерности  таких  требований со стороны налоговых
   органов.

        Закон N  54-ФЗ   обязывает   организации   при   расчетах   с
   использованием платежных карт применять ККТ и выдавать покупателям
   кассовые чеки.  После вступления в силу  Закона  N  54-ФЗ  функция
   регулирования порядка использования ККТ при осуществлении расчетов
   с  использованием  платежных  карт   (за   исключением   операций,
   проводимых кредитными организациями) перейдет к Правительству РФ.
        4. Непосредственно  в  Законе  N  54-ФЗ  прописаны   основные
   требования к ККТ. Все кассовые аппараты должны:
        - быть зарегистрированы в налоговых органах  по  месту  учета
   организации  или  индивидуального предпринимателя,  выступающего в
   качестве налогоплательщика;
        - иметь фискальную память и  эксплуатироваться  в  фискальном
   режиме;
        - быть исправными и опломбированными в установленном порядке.
        Дополнительные требования    к    кассовой    технике   будут
   определяться  Правительством  РФ.  В  случае  если  ККТ  не  будет
   соответствовать указанным выше требованиям, организация может быть
   привлечена к ответственности за осуществление денежных расчетов  с
   населением без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

        Примечание. В   настоящее   время   существует   утвержденный
   Правительством РФ перечень неисправностей, при наличии которых ККМ
   не может эксплуатироваться <2>.  Так,  например,  в соответствии с
   перечнем неисправной считается ККМ,  которая не позволяет получить
   данные,   содержащиеся   в   фискальной  памяти,  необходимые  для
   осуществления   контроля   налоговыми   органами.    В    правилах
   эксплуатации  ККМ могут быть предусмотрены и другие неисправности,
   при наличии которых указанные машины не должны применяться.

        5. Закон N 54-ФЗ закрепляет перечень видов деятельности,  при
   осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели
   могут производить расчеты без применения ККТ. На включении перечня
   в Закон N 54-ФЗ настояли депутаты Госдумы.  Пока  его  утверждение
   входит в компетенцию Правительства РФ <3>.

        Внимание! В банках будут обязаны выбивать чеки

        Из нынешнего  Перечня  исключены  кредитные  организации  при
   совершении  ими  банковских  операций  по  обслуживанию населения.
   Порядок применения кредитными организациями ККТ и  используемых  в
   ней программных продуктов будет утверждаться Банком России.
        Не будет являться поводом для неприменения ККТ  и  отключение
   электроэнергии, зарегистрированное в энергоснабжающей организации.
   В настоящее  время  в  таком  случае  организация  (индивидуальный
   предприниматель)  при  расчетах  с  покупателями (клиентами) может
   использовать квитанции  по  форме,  утвержденной  Письмом  Минфина
   России от 12.03.1999 N 16-00-24-324.

        Примечание. Примечательно,  что в  Законе  N  54-ФЗ  осталось
   положение, согласно которому прием от населения металлолома должен
   осуществляться с применением кассового аппарата.  Однако напомним,
   что  согласно Определению Кассационной коллегии Верховного суда РФ
   от  19.12.2002  N  КАС  02-624  требование  применять  ККМ   может
   распространяться   только   на   денежные   расчеты,  связанные  с
   получением у населения наличных денежных средств за  реализованные
   товары (услуги), в то время как при приеме металлолома предприятие
   выступает  в  качестве  покупателя,  а  физическое  лицо,  сдающее
   металлолом, - продавца (подробный комментарий решения Кассационной
   коллегии читайте в журнале "Главная книга", 2003, N 7, с. 10).
        В соответствии с  законопроектом  обязанность  применять  ККТ
   возникает у организации также только при продаже товаров (услуг).

        В остальном   Перечень  не  претерпел  каких-либо  изменений.
   Остался в нем и пункт,  на сохранении которого  настаивали  власти
   регионов.   В  соответствии  с  ним  органы  власти  субъектов  РФ
   сохранили право составлять  списки  отдаленных  и  труднодоступных
   местностей  (за  исключением городов,  районных центров и поселков
   городского   типа),   на   территории   которых   организации    и
   индивидуальные   предприниматели   освобождаются   от  обязанности
   применять ККТ.

        Примечание. На  стадии  разработки  проекта  закона  из числа
   разрешенных видов деятельности, осуществляемых без применения ККТ,
   предлагалось исключить торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных
   комплексах.  Эта  мера  обязала  бы,  к  примеру,   торговцев   на
   продовольственных  рынках в обязательном порядке применять ККТ.  В
   редакции законопроекта,  одобренной Советом  Федерации,  эти  виды
   деятельности  остались  в  числе  осуществляемых без обязательного
   применения ККТ.

        6. Законом    N    54-ФЗ    устанавливается    обязательность
   официального опубликования информации о моделях ККТ,  включенных в
   Госреестр,  а  также  информации  об  изменениях  в  Госреестре  в
   10-дневный срок со дня принятия соответствующих решений.  В случае
   исключения из Госреестра ранее допущенных к применению моделей ККТ
   их   дальнейшая   эксплуатация   будет  разрешаться  до  истечения
   нормативного срока их амортизации.

        Примечание. В соответствии с Классификацией основных средств,
   включаемых в  амортизационные  группы  <5>,  для  ККМ  может  быть
   установлен   срок   полезного  использования  свыше  5  до  7  лет
   включительно.

        7. В связи  с  тем  что   с  1  июля  2003  г.   упраздняется
   ФСНП России  <6>,  в  новой  редакции  Закона  из  числа  органов,
   осуществляющих контроль за применением кассовой техники, исключена
   налоговая полиция.  Такими правами будут обладать только налоговые
   органы, а также органы внутренних дел в пределах своей компетенции
   при взаимодействии с налоговыми органами. Законом N 54-ФЗ вносится
   соответствующая   поправка  в  Закон  РФ  от  21.03.1991  N  943-1
   "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 29.05.2002).
        8. Законом N 54-ФЗ устанавливается, что через 6 месяцев после
   его вступления в силу запрещается применение  ККМ  без  фискальной
   памяти.  Однако  уже 01.01.2003 для всех организаций истекли сроки
   замены моделей ККМ без фискальной памяти на  модели  с  фискальной
   памятью <7>.
        Закон N 54-ФЗ о применении  ККТ  при  осуществлении  наличных
   денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
   должен вступить в силу по  истечении  одного  месяца  со  дня  его
   официального опубликования, т.е. 27.06.2003.

        --------------------------------
        <1> п.  5.7  Положения  Банка  России  от   09.04.98  N  23-П
   "О порядке  эмиссии  кредитными  организациями  банковских  карт и
   осуществления   расчетов   по   операциям,   совершаемым   с    их
   использованием" (ред. от 29.11.2000)
        <2> п.  8  Положения  по применению контрольно-кассовых машин
   при   осуществлении   денежных   расчетов   с   населением,   утв.
   Постановлением  Правительства  РФ  от  30.07.93  N  745  (ред.  от
   07.08.98)
        <3> ст.  1  Закона  РФ  от  18.06.93  N  5215-1 "О применении
   контрольно-кассовых машин при осуществлении  денежных  расчетов  с
   населением";    Перечень    отдельных    категорий    организаций,
   предприятий,  учреждений, их филиалов (в том числе физических лиц,
   осуществляющих  предпринимательскую  деятельность  без образования
   юридического лица,  в случае осуществления ими  торговых  операций
   или  оказания услуг),  которые в силу специфики своей деятельности
   либо  особенностей  местонахождения  могут  осуществлять  денежные
   расчеты  с  населением  без  применения контрольно-кассовых машин,
   утв.  Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745  (ред.  от
   02.12.2000)
        <4> п.  6 Перечня,  утв.  Постановлением Правительства РФ  от
   30.07.93 N 745 (ред. от 02.12.2000)
        <5> утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1
        <6> п.  3  Указа  Президента  РФ от 11.03.2003 N 306 "Вопросы
   совершенствования   государственного   управления   в   Российской
   Федерации"
        <7> Распоряжение  Правительства  РФ  от  29.09.97  N  1402-р;
   Распоряжение Правительства РФ от 15.03.2001 N 362-р

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 11
---------------------------------------------------------------------

                        ПИР БУКВЫ И ДУХА ЗАКОНА
                                                         О.Проваленко

        Для эффективной   реализации   права   на   судебную   защиту
   налогоплательщику необходимо иметь представление о том,  с  какими
   требованиями  он  может  обратиться  в  арбитражный  суд  в случае
   возникновения спора с налоговым органом.
        Правильное решение   этой   задачи   обеспечит   рассмотрение
   арбитражным судом поданного заявления по существу (при  соблюдении
   заявителем    других    требований,    предъявляемых   Арбитражным
   процессуальным кодексом РФ к соответствующему заявлению).
        В настоящем     материале     мы     рассмотрим    требования
   налогоплательщиков и налоговых  агентов  к  налоговым  органам  по
   спорам, вытекающим из налоговых правоотношений.

        Примечание. Здесь  мы  не акцентируем внимание на требованиях
   налогоплательщика о возмещении убытков, причиненных неправомерными
   действиями  (решениями)  или бездействием налоговых органов или их
   должностных  лиц  <1>.  Убытки  -  гражданско-правовая  категория,
   поэтому    указанные    требования    должны,   на   наш   взгляд,
   рассматриваться по правилам искового производства.

        Обратимся к    положениям    действующего    АПК     РФ     о
   подведомственности,  то  есть к правилам,  устанавливающим,  какие
   именно споры вправе рассматривать арбитражный суд.
        Применительно к   рассматриваемой   ситуации   с   07.08.2002
   арбитражному суду подведомственны следующие дела <2>:
        - об  оспаривании  нормативных правовых актов,  затрагивающих
   права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и
   иной  экономической  деятельности,  если  федеральным  законом  их
   рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
        - об   оспаривании   ненормативных   правовых  актов  органов
   государственной   власти,   решений   и   действий   (бездействия)
   государственных  органов и должностных лиц,  затрагивающих права и
   законные интересы заявителя в  сфере  предпринимательской  и  иной
   экономической деятельности;
        - другие  споры,  возникающие  из  административных  и   иных
   публичных  правоотношений,  рассмотрение  которых  отнесено  к его
   компетенции федеральным законом.

        Примечание. Напомним, что согласно п. 2 ст. 22 АПК РФ 1995 г.
   арбитражный суд рассматривал также споры  о  возврате  из  бюджета
   денежных средств,  списанных органами, осуществляющими контрольные
   функции,  в  бесспорном  (безакцептном)   порядке   с   нарушением
   требований   закона  или  иного  нормативного  правового  акта.  В
   действующем АПК РФ такое положение отсутствует.

        Таким федеральным  законом  в  нашем  случае  является  часть
   первая НК РФ, статьи 137  и  138  которого  предусматривают  право
   каждого  налогоплательщика  или   налогового   агента   обжаловать
   нормативные   (ненормативные)  правовые  акты  налоговых  органов,
   действия (бездействие) их должностных лиц в судебном порядке.
        Какие-либо иные  споры  с  налоговым  органом  по  инициативе
   налогоплательщика в рамках НК РФ невозможны.
        Как видим,  НК   РФ   не   называет   других,   отличных   от
   предусмотренных   АПК   РФ,  споров  между  налогоплательщиками  и
   налоговыми органами,  которые были бы подведомственны арбитражному
   суду.
        С учетом этого соответствовать действующему  законодательству
   будут  следующие  требования  налогоплательщика  (далее - законные
   требования):
        - о  признании  недействительным  нормативного правового акта
   налогового органа;
        - о  признании недействительным ненормативного правового акта
   налогового органа;
        - о  признании  незаконными действий (бездействия) налогового
   органа или его должностного лица.

        Примечание. Напомним,  что  под   актом   налогового   органа
   ненормативного    характера    понимается   требование,   решение,
   постановление, письмо и другой документ, подписанный руководителем
   (заместителем   руководителя)   налогового   органа  и  касающийся
   конкретного  налогоплательщика,  а  также  требования  об   уплате
   налога,  пеней,  налоговой  санкции  независимо  от того,  было ли
   налогоплательщиком  оспорено   решение   налогового   органа,   на
   основании которого вынесено соответствующее требование <3>.

        Дела об  оспаривании  нормативных  правовых  актов  налоговых
   органов в качестве суда первой инстанции рассматривает ВАС РФ <4>.
        Другие споры между налогоплательщиками и налоговыми органами,
   вытекающие  из  НК  РФ,   рассматриваются   в   первой   инстанции
   арбитражными  судами  субъектов  РФ (республик,  краев,  областей,
   городов федерального  значения,  автономных  областей,  автономных
   округов) <5>. На этой категории дел мы остановимся более подробно.
        Налогоплательщики нередко допускают ошибки,  формулируя  свои
   требования  не  в  соответствии с АПК РФ.  Следствием таким ошибок
   может быть решение арбитражного суда о прекращении производства по
   делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.

        Пример. Прекращение арбитражным судом производства по делу

        УСЛОВИЕ

        ООО представило в налоговый орган декларацию по НДС, согласно
   которой   налог   подлежал   возврату   (возмещению)  из  бюджета.
   В установленный законом срок налоговый орган не принял решение  об
   отказе в возмещении заявленной суммы и не возвратил налог, в связи
   с чем ООО обратилось в арбитражный суд с иском  об  обязании  ИМНС
   возместить из бюджета НДС.
        Решение суда   первой   инстанции,   которым  требования  ООО
   удовлетворены, обжаловано ИМНС в кассационном порядке.

        РЕШЕНИЕ

        Суд кассационной  инстанции  отменил  решение   суда   первой
   инстанции  и прекратил производство по делу,  указав,  что дела об
   обязании налогового органа возместить из бюджета НДС ни АПК РФ, ни
   НК РФ не отнесены к подведомственности арбитражного суда <6>.
        В других  аналогичных  случаях  суд  кассационной   инстанции
   отменял  решения  судов,  обязывающие  налоговые органы возместить
   налогоплательщику НДС,  и передавал дела на новое  рассмотрение  в
   первую  инстанцию,  указывая  на то, что суду (первой инстанции. -
   Прим.   авт.)   следует   предложить   налогоплательщику  уточнить
   предмет иска <7>.
        Отметим, что налогоплательщик,  производство по делу которого
   прекращено   в  связи  с  неподведомственностью  спора,  не  лишен
   возможности вновь  обратиться  в  арбитражный  суд,  приведя  свои
   требования  в  соответствие  с  АПК  РФ.  В  результате  изменения
   требований изменится предмет спора.  Это и позволит  подать  новое
   заявление (напомним, что в случае прекращения производства по делу
   повторное обращение в арбитражный  суд  не  допускается  по  спору
   между  теми  же  лицами,  о том же предмете и по тем же основаниям
   <8>).
        При этом  государственная  пошлина,  уплаченная по заявлению,
   производство   по   которому   прекращено,    подлежит    возврату
   налогоплательщику частично или полностью <9>.
        Между тем  прекращение  производства  по  первому   заявлению
   чревато  потерей  времени  и  пропуском  срока давности для нового
   обращения  в  арбитражный  суд:  по  общему  правилу  заявление  о
   признании ненормативных правовых актов недействительными,  решений
   и действий (бездействия) незаконными может быть подано  в  течение
   трех месяцев со дня,  когда гражданину, организации стало известно
   о нарушении их прав и законных интересов <10>.
        Следует учитывать,  что  в  рамках  законных требований могут
   быть сформулированы любые претензии налогоплательщика к  налоговым
   органам.
        Для этого  необходимо  правильно  квалифицировать  конкретную
   ситуацию  и определить,  что именно - ненормативный акт,  действия
   или бездействие налогового органа  или  его  должностного  лица  -
   подлежит обжалованию.
        Так, если налоговым органом вынесено неправомерное, по мнению
   налогоплательщика,   решение  об  отказе  в  возмещении  НДС,  его
   требования  должны  заключаться   в   признании   недействительным
   ненормативного акта налогового органа.

        Примечание. Подробнее   о  том,  как  составить  заявление  о
   признании ненормативного акта налогового органа  недействительным,
   читайте в журнале "Главная книга", 2002, N 25, с. 65.

        Неправомерную,   по    мнению    налогоплательщика,    выемку
   документов,  осуществленную  налоговым  органом  в  ходе  выездной
   налоговой  проверки,  следует  обжаловать путем подачи заявления о
   признании незаконными действий налогового органа.
        Наконец, неправомерное,    по    мнению    налогоплательщика,
   невозвращение   излишне   взысканного   налога   правильно   будет
   квалифицировать  как  незаконное  бездействие  налогового  органа,
   выразившееся в непринятии решения о  возврате  излишне  взысканной
   суммы налога и процентов на  эту  сумму,  предусмотренного  абз. 3
   п. 2 ст. 79 НК РФ.
        У налогоплательщика может возникнуть вопрос, каким же образом
   должны восстанавливаться его нарушенные имущественные права,  ведь
   сам  по  себе  факт признания судом решения об отказе в возмещении
   НДС недействительным или непринятия  решения  о  возврате  излишне
   взысканной  суммы  налога  и  процентов на эту сумму незаконным не
   обеспечивает такого восстановления.
        Эта  проблема   решена   в   АПК   РФ    следующим   образом.
   В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного
   акта налогового  органа,  принятого  в  пользу  налогоплательщика,
   должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого
   акта  недействительным  полностью  или  в  части   и   обязанность
   налоговых  органов  устранить допущенные нарушения прав и законных
   интересов заявителя <11>.
        В резолютивной части решения по делу об оспаривании  действия
   (бездействия) налоговых органов или их должностных лиц,  принятого
   в  пользу  налогоплательщика,  должно  содержаться  в  том   числе
   указание   на   признание   оспариваемого  действия  (бездействия)
   незаконным и обязанность налоговых органов или их должностных  лиц
   совершить определенные действия,  принять решение или иным образом
   устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
   в установленный судом срок <12>.
        Соответственно, законные  требования   предполагают   решение
   арбитражным  судом  вопроса о восстановлении нарушенных прав в том
   случае, если он придет к выводу о том, что права налогоплательщика
   действительно были нарушены.
        Иными словами,  заявляя  требование  о  признании  незаконным
   бездействия налогового органа,  выразившегося в непринятии решения
   о возврате излишне взысканной суммы  налога  и  процентов  на  эту
   сумму,  налогоплательщик  имеет  все основания рассчитывать на то,
   что,  если  заявленное  им  требование  обоснованно,  суд   обяжет
   налоговый  орган  вернуть  истребуемую  сумму налога и проценты на
   нее.
        Только в этом случае незаконное бездействие налогового органа
   может  считаться  устраненным,  а  нарушенные  права  и   законные
   интересы налогоплательщика - восстановленными.
        Схематично это можно представить следующим образом.

   ******************************************************************
   Законное требование налогоплательщика должно быть сформулировано
                          следующим образом:                       
          "признать незаконным бездействие налогового органа,      
         выразившееся в непринятия решения о возврате излишне      
           взысканной суммы налога и процентов на эту сумму,       
                предусмотренного абз.3 п.2 ст.79 НК РФ"            
   ******************************************************************
                                     
                                     
                                 \     /
                                   \ /
   ******************************************************************
             Решение арбитражного суда, принятое в пользу          
                 налогоплательщика, должно содержать:              
   ***********************     **************************************
   **  вывод о том, что          обязанность налогового органа   **
   **    оспариваемое      +   принять решение о возврате излишне**
   **     бездействие    *     *взысканной суммы налога и процентов**
   **      незаконно                         на нее              **
   ***********************     **************************************
   ******************************************************************

        Обратим при  этом  внимание  на  то,  что  формально законные
   требования налогоплательщика  являются  неимущественными,  поэтому
   при  их заявлении государственная пошлина уплачивается в следующем
   размере <13>.

   ******************************************************************
      Содержание искового требования     Размер госпошлины, руб.  
                                       *****************************
   *                                    *организация*физическое лицо*
   ******************************************************************
   - о признании недействительным          1000          20      
   ненормативного акта налогового                                
   органа                                                        
   **************************************************               *
   - о признании незаконными действий      1000                  
   (бездействия) налогового органа или                           
   его должностного лица                                         
   ******************************************************************

        Следует учитывать, что к заявлению о признании ненормативного
   правового акта недействительным,  решений и действий (бездействия)
   незаконными установлены специальные требования,  которые несколько
   отличаются  от требований,  предъявляемых к традиционному исковому
   заявлению <14>.

        Внимание! При одновременном заявлении  нескольких  требований
   госпошлина уплачивается за каждое требование

        В частности,  закон  не содержит прямого указания на то,  что
   такое заявление должно в  обязательном  порядке  содержать  расчет
   оспариваемой денежной суммы (когда такое оспаривание имеет место).
   Нам представляется целесообразным включать соответствующий  расчет
   в  описательную  часть  заявления (или указывать в ней на денежные
   суммы,  на  которые  претендует  налогоплательщик).  Это   сделает
   заявление налогоплательщика определенным и конкретным, что, в свою
   очередь, облегчит рассмотрение спора судом.

        Пример. Заявление   о   признании   незаконным    бездействия
   налоговых органов

        УСЛОВИЕ

        17.01.2003 ООО  "Экспортер"  представило  в  налоговый  орган
   декларацию  по  НДС  по ставке 0%  за декабрь 2002 г.,  документы,
   подтверждающие правомерность  применения  налоговой  ставки  0%  в
   соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ, а также  заявление  о  возврате
   НДС из бюджета в сумме 618 450 руб. согласно поданной декларации.
        По состоянию   на   29.05.2003   какого-либо   решения    или
   мотивированного  заключения  об  отказе  в  возмещении  налога ООО
   "Экспортер" от налогового органа не получено, налог не возвращен.
        Полагая свои  права  нарушенными,  ООО  "Экспортер"  намерено
   обратиться за их защитой в арбитражный суд.

        РЕШЕНИЕ

        Права налогоплательщика  нарушены  в  результате  невынесения
   налоговым   органом   решения   о   возврате   НДС  из  бюджета  в
   установленный срок.
        Соответственно, в арбитражный суд необходимо подать заявление
   о   признании   незаконным    бездействия    налогового    органа,
   выразившегося  в  невынесении  решения о возврате НДС из бюджета в
   установленный срок.
        Указанное бездействие  налогового  органа  влечет безусловное
   начисление процентов в соответствии с абз. 12 п. 4 ст. 176 НК РФ.
        На наш взгляд, в такой ситуации самостоятельного требования о
   признании незаконным бездействия налогового органа,  выразившегося
   в   неуплате   процентов,   заявлять   не   нужно,  поскольку  оно
   охватывается  требованием  о  признании   незаконным   бездействия
   налогового органа,  выразившегося в невынесении решения о возврате
   НДС из бюджета в установленный срок.
        Соответствующее заявление     оплачивается    государственной
   пошлиной в размере 1000 руб.

                                       Арбитражный суд республики "Z"
                 (указываются наименование и адрес арбитражного суда)

                  Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью
                         "Экспортер", г. N-ск, ул. "Y", д. 1, корп. 2
                         (указываются наименование и адрес заявителя)
                         Орган, совершивший оспариваемое бездействие:
                                                ИМНС N ХХ по г. N-ску
                             (указываются конкретная ИМНС и ее адрес)

                               ЗАЯВЛЕНИЕ
                   о признании незаконным бездействия
                         ИМНС N ХХ по г. N-ску
        17.01.2003  ООО  "Экспортер"  представило  в  ИМНС  N  ХХ  по
   г. N-ску  декларацию  по  НДС  по  ставке  0%  за декабрь 2002 г.,
   документы,  подтверждающие  правомерность   применения   указанной
   налоговой ставки, предусмотренные п. 1  ст. 165  НК  РФ,  а  также
   заявление о возврате НДС из бюджета в сумме 618 450 руб.  согласно
   поданной декларации.
        По состоянию на 29.05.2003 какого-либо решения ИМНС N ХХ  ООО
   "Экспортер" не получено, налог не возвращен.
        В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ суммы  налоговых  вычетов
   по   операциям  по  реализации  товаров,  налогообложение  которых
   производится  по  налоговой  ставке  0%,  а   также   суммы   НДС,
   исчисленные  и  уплаченные  в  соответствии  с п. 6 ст. 166 НК РФ,
   подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной
   налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
        В силу положений абз. 9 п. 4 ст. 176 НК РФ суммы,  подлежащие
   возмещению, подлежат возврату по заявлению налогоплательщика, если
   у него отсутствуют недоимка и пени по НДС и иным налогам,  а также
   задолженность по присужденным налоговым санкциям.
        Все необходимые документы ООО "Экспортер" в  налоговый  орган
   представлены.
        Недоимка и пени по НДС и иным налогам,  а также задолженность
   по присужденным налоговым санкциям у заявителя отсутствуют,  о чем
   свидетельствует акт сверки с ИМНС N ХХ от 19.05.2003.
        Следовательно, ООО  "Экспортер" выполнены все предусмотренные
   законом условия, необходимые для возврата НДС из бюджета.
        Согласно абз. 10 п. 4 ст. 176 НК РФ соответствующее решение о
   возврате НДС из бюджета ИМНС N ХХ должна была принять  не  позднее
   последнего дня трехмесячного срока,  считая с 17.01.2003,  то есть
   не позднее 17.04.2003.
        Таким образом,  бездействие  ИМНС  N ХХ является незаконным и
   нарушает права ООО "Экспортер".
        Такое бездействие  на основании абз. 12 п. 4  ст. 176  НК  РФ
   влечет начисление процентов в пользу ООО "Экспортер".
        Указанные проценты начисляются на сумму,  подлежащую возврату
   ООО "Экспортер",  равную 618 450 руб.,  начиная  с  18.04.2003  по
   действующей  ставке  ЦБ  РФ  18%  годовых  (Телеграмма  ЦБ  РФ  от
   14.02.2003 N 1250-У).
        На дату   подачи   настоящего   заявления   сумма   процентов
   составляет 12 810 руб.  (618 450 руб.  x 18%  / 365 дн.  x 42  дн.
   (период просрочки с 18.04.2003 по 29.05.2003)).
        Учитывая изложенное,  руководствуясь статьями  29,  34,  110,
   198, 199, 201 АПК РФ, статьями 137 и 138 НК РФ,

                                 ПРОШУ:
        1) признать  незаконным  бездействие  ИМНС N ХХ по г.  N-ску,
   выразившееся в невынесении в установленный срок решения о возврате
   из  бюджета  суммы  НДС в размере 618 450 руб.,  причитающейся ООО
   "Экспортер" на основании декларации по налогу за декабрь 2002  г.,
   и влекущее   безусловное   начисление  процентов,  предусмотренных
   абз. 12 п. 4 ст. 176 НК РФ,  за  период  с  18.04.2003   по   день
   фактического возврата суммы налога;
        2) возместить   расходы   по   уплате  госпошлины  в  размере
   1000 руб. за счет средств федерального бюджета <*>.

        Приложение:
        1) почтовая  квитанция  об   отправлении   копии   настоящего
   заявления ИМНС N ХХ по г. N-ску (1 л.) <**>;
        2) платежное  поручение  от  29.05.2003  N   12   об   уплате
   государственной пошлины с отметкой банка (1 л.);
        3) копия налоговой декларации по НДС по ставке 0%  за декабрь
   2002 г.  с отметкой ИМНС N ХХ по г. N-ску о принятии от 17.01.2003
   (14 л.);
        4) копии документов,  подтверждающих правомерность применения
   ставки 0%,  с отметкой ИМНС  N  ХХ  по  г.  N-ску  о  принятии  от
   17.01.2003 (28 л.);
        5) копия  заявления  ООО  "Экспортер"  о возврате НДС в сумме
   618 450  руб.  с  отметкой  ИМНС  N  ХХ по г.  N-ску о принятии от
   17.01.2003 (1 л.);
        6) копия  акта  сверки  с ИМНС N ХХ по г. N-ску от 19.05.2003
   (2 л.);
        7) копия  свидетельства  о  государственной  регистрации  ООО
   "Экспортер" (1 л.);
        8) копия  приказа  о назначении Н.Н.  Неизвестного директором
   ООО "Экспортер" (1 л.);
        9) копия Устава ООО "Экспортер" (10 л.).

                                             Директор ООО "Экспортер"
                                                     Н.Н. Неизвестный
                                                           30.05.2003

                                                 ____________________
                                                            (подпись)
                                                               М. П.


        --------------------------------
        <*> п.  3 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1; подп. 1 п. 34
   Инструкции  Госналогслужбы России от 15.05.96 N 42;  Постановление
   ВАС РФ от 04.06.2002 N 9087/01
        <**> направляется  заказным письмом с уведомлением о вручении
   <15>

        <1> п. 1 ст. 35 НК РФ; ст. 16 ГК РФ
        <2> ст.  6  Федерального   закона   от  24.07.2002   N  96-ФЗ
   "О введении   в   действие  Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской Федерации"; пп. 1, 2 и 5 ст. 29 АПК РФ
        <3> п.  48  Постановления  Пленума  ВАС  РФ от 28.02.2001 N 5
   "О некоторых вопросах применения части первой  Налогового  кодекса
   Российской Федерации"
        <4> подп. 1 п. 2 ст. 34 АПК РФ
        <5> п. 1 ст. 34 АПК РФ
        <6> Постановление  ФАС  Северо-Западного округа от 10.02.2003
   N А56-28731/02
        <7> Постановления  ФАС  Северо-Западного округа от 14.01.2003
   N А56-27123/02, от 11.03.2003 N А56-27006/02
        <8> п. 3 ст. 151 АПК РФ
        <9> п.  1 ст.  104 АПК РФ;  подп.  3 п.  4 ст. 6 Закона РФ от
   09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине"
        <10> п. 4 ст. 198 АПК РФ
        <11> подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ
        <12> подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ
        <13> подп.  3,  4 п.  2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1;
   ст.  5  Федерального  закона  от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном
   размере оплаты труда"
        <14> статьи 199, 125 АПК РФ
        <15> п. 1 ст. 199, п. 3 ст. 125, п. 1 ст. 126 АПК РФ

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 12
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное