Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

========================================================================
     Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее
важных документов регионального законодательства из базы  данных  по  79
субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве".  Эта
и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ  ЗНАТЬ,  ЧЕМ
ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion
========================================================================

                  Материалы из журнала "Главная книга"
               26 МАРТА. "ОДНО ОКНО" ПРЕВРАТИЛОСЬ В КАССУ
                                                              П.Попов

        Напомним, что  Федеральный  закон  от  08.08.2001 N 129-ФЗ "О
   государственной регистрации юридических  лиц"  не  предусматривает
   проставления штампа налогового органа на учредительных документах,
   предъявляемых юридическим лицом на регистрацию.  Сейчас  заявителю
   выдается  только  документ,  подтверждающий факт внесения записи в
   государственный реестр,   -   свидетельство   о    государственной
   регистрации (п.  3 ст.  11 Закона).  Между тем копии учредительных
   документов  по-прежнему  необходимы   для   предъявления   органам
   госвласти, банкам и т. д.

        Примечание. Без     копий    учредительных    документов    и
   свидетельства о госрегистрации нельзя:
        - встать  на  учет  в Пенсионном фонде РФ и ФСС РФ,  получить
   коды в органах статистики;
        - открыть счет в банке, получить кредит и т. д.;
        - получить лицензию, пройти сертификацию,
        - зарегистрировать эмиссию ценных бумаг;
        - арендовать  государственное  или  муниципальное  помещение,
   земельный   участок,   любое   иное   имущество,  поучаствовать  в
   приватизации;
        - поучаствовать   в  аукционе  или  тендере,  проводимом  как
   государственным органом,  так и  большинством  крупных  и  средних
   компаний;
        - получить  какой-либо  разрешительный   документ,   например
   разрешение   ЦБ   на  проведение  капитальной  операции,  отсрочку
   Минэкономразвития России по возврату валютной выручки;
        - наконец,  самому выступить учредителем и зарегистрировать в
   этом же налоговом органе новое юридическое лицо.
        Кроме того,  оригинал  или заверенную копию устава необходимо
   постоянно   иметь   для   предъявления    различным    проверяющим
   организациям,   клиентам,   акционерам,   участникам,  любым  иным
   заинтересованным лицам.

        Таким образом,  средней  организации  для  нормальной  работы
   постоянно и причем оперативно требуются десятки копий собственного
   устава.  И многие  организации  восприняли  налоговые  органы  как
   единственную  инстанцию,  в которую постоянно нужно обращаться для
   получения    заверенных    копий     учредительных     документов.
   Действительно,  налоговые  органы могут выдавать необходимое число
   заверенных  их  печатью  (штампом,  подписью   инспектора   отдела
   регистрации)   копий   учредительных   документов.   Но  указанные
   документы представляются за плату - 2 МРОТ (200  руб.)  за  каждый
   документ  либо  4 МРОТ (400 руб.) в случае срочного предоставления
   сведений.  Причем  26 марта  2003 г.  МНС  России выпустило Письмо
   N ФС-6-09/345@  "К  вопросу  о  предоставлении сведений из Единого
   реестра  юридических   лиц",   в   котором   еще   раз   напомнило
   подведомственным  инспекциям,  что  при обращении заинтересованных
   лиц размер платы -  200  или  400  руб.  -  должен  умножаться  на
   количество  запрашиваемых  документов.  Иными словами,  если пакет
   учредительных  документов  юридического  лица  включает   в   себя
   несколько документов (устав, учредительный договор) или в них были
   внесены отдельные изменения,  которые в реестр включены  отдельным
   документом,  плата за их выдачу может превратиться в сумму с тремя
   нулями.
        Однако в   постоянном   обращении   в   налоговые  органы  за
   заверенными копиями уставов нет никакой необходимости. Нужно всего
   лишь  один  раз  получить  копии  всех  необходимых  документов из
   реестра,  заверенные  налоговым  органом,  после  чего  в   случае
   необходимости  изготовить  и  заверить  у  нотариуса  копии с этих
   копий. Если ранее нотариусы не всегда соглашались заверять копии с
   копий  документов,  то  теперь  копию  документа  из  госреестра с
   отметкой налогового органа они принимают в качестве учредительного
   документа.  Государственный  нотариус  за  удостоверение  верности
   копии документа возьмет госпошлину в размере 1  руб.  за  страницу
   (подп.  17 п.  4 ст.  4 Закона РФ "О государственной пошлине"). По
   данным  редакции,  большинство  частных  нотариусов  в  Москве  за
   удостоверение копий с копий уставов из налоговой инспекции взимает
   плату  в  размере  10-11  руб.  за  страницу,  поскольку   считает
   совершение  таких  нотариальных  действий  необязательным  в  силу
   закона,  а  значит,  тарифицируемым  по  договоренности с клиентом
   (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).

        Примечание. Таким образом,  копия стандартного 20-страничного
   устава организации обойдется ей в среднем в те же 200 руб., однако
   у  нотариуса это сделать,  несомненно,  удобнее и быстрее - в силу
   гигантской загруженности регистрационные  отделы  инспекций  не  в
   состоянии выдержать  5-дневный  срок  предоставления  сведений  из
   реестра юрлиц.  Кроме того,  если устав занимает менее 20 страниц,
   то  это однозначно выйдет дешевле обращения в налоговую инспекцию,
   а если требуется большое число копий,  то нотариус может сделать и
   скидку.

        Если же госорган запросит именно "оригинал" копии, заверенной
   налоговым  органом,  то  можно   напомнить   ему   о   его   праве
   самостоятельно направить в налоговую инспекцию запрос о бесплатном
   получении такой копии.  И наоборот,  в ряде случаев  не  требуется
   даже нотариального удостоверения копии.  Например, при обращении с
   исковым   заявлением   в   суд,   когда   требуется    представить
   учредительные  документы,  достаточно представить обычную прошитую
   копию  устава,  заверенную   подписью   руководителя   и   печатью
   организации,   а  в  случае  необходимости  предъявить  заверенную
   налоговым органом копию или оригинал документа,  который имеется в
   организации.  Аналогичным  образом можно предъявлять учредительные
   документы по требованию контрагентов.
        Более того,   поскольку   налоговые  органы  не  регистрируют
   учредительные документы,  заверенная ими копия лишь  подтверждает,
   что  в  реестре  содержится идентичный документ.  Но поскольку все
   экземпляры устава имеют равную юридическую силу - и содержащийся в
   реестре, и  находящийся на руках у организации,  - то организация,
   по  нашему  мнению,  может  на   полном   основании   использовать
   заверенные  копии с оригинала своего устава и вообще не обращаться
   в инспекцию для получения копий из реестра.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 9
---------------------------------------------------------------------

                 ОТЦЫ И ДЕТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
                                                         О.Проваленко

        В последнее время ведутся дискуссии,  связанные с исчислением
   налога  с  имущества,  переходящего  в  порядке наследования,  при
   наследовании по завещанию.
        Такой всплеск активности спровоцирован,  очевидно,  недавними
   Письмами  МНС  России  от  20.01.2003  N  04-4-09/1267-Б901  и  от
   22.10.2002   N  04-3-09/1233-АК031,  в  которых  изложена  позиция
   министерства по  обозначенному  вопросу:  если  гражданин  получил
   наследство   по   завещанию,   то   соответствующий  налог  должен
   исчисляться по  ставкам,  предусмотренным  для  категории  "другие
   наследники", без учета родственных отношений.
        Отметим, что представители МНС  России  и  ранее  высказывали
   аналогичную  точку  зрения  по данному вопросу (см.,  в частности,
   консультации С.В. Жуковой на с. 64).
        Между тем  возможен  и другой подход к решению этого вопроса,
   предусматривающий  исчисление  налога  по  ставке,  применяемой  в
   зависимости от степени родства,  и, таким образом, соответствующий
   интересам налогоплательщика.
        Учитывая, что  наследником  по  завещанию  может  стать любое
   лицо, мы посчитали, что данная тема может представлять интерес для
   наших читателей.

                                 Факты
        Налогообложение физических    лиц    налогом   с   имущества,
   переходящего в порядке наследования,  осуществляется по  правилам,
   установленным  Законом  РФ  от  12.12.91  N  2020-1  "О  налоге  с
   имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
        Пунктом 1 ст. 3 названного Закона установлены ставки налога с
   имущества,   переходящего   в   порядке   наследования,    которые
   дифференцируются в зависимости от стоимости наследуемого имущества
   и степени родства наследодателя и наследников следующим образом.

   ******************************************************************
   * Стоимость <*> *  Ставка налога (порядок исчисления налога) <*> 
     наследуемого **************************************************
   имущества, руб.   Наследники     Наследники       Другие     
                     I очереди      II очереди     наследники   
   ******************************************************************
   *От 85 000 до   *5% от стоимости*10% от         20% от стоимости
   *170 000        *имущества,     *стоимости      имущества,      
   *               *превышающей    *имущества,     превышающей     
   *               *85 000 руб.    *превышающей    85 000 руб.     
                                 85 000 руб.                    *
   ******************************************************************
   *От 170 100 до  *4250 руб. + 10%*8500 руб. + 20%*17 000 руб. +   *
   *255 000        *от стоимости   *от стоимости   30% от стоимости
   *               *имущества,     *имущества,     имущества,      
   *               *превышающей    *превышающей    превышающей     
   *               *170 000 руб.   *170 000 руб.   170 000 руб.    
   ******************************************************************
   *Свыше 255 000  *12 750 руб. +  *25 500 руб. +  42 500 руб. +   
   *               *15% от         *30% от         40% от стоимости
   *               *стоимости      *стоимости      имущества,      
   *               *имущества,     *имущества,     превышающей     
   *               *превышающей    *превышающей    255 000 руб.    
   *               *255 000 руб.   255 000 руб.                   *
   ******************************************************************

        --------------------------------
        <*> В тексте Закона стоимость наследуемого имущества и ставки
   налога указаны в размерах, кратных МРОТ.

        Примечание. Если общая стоимость переходящего в собственность
   физического   лица   имущества  на  день  открытия  наследства  не
   превышает 85 000 руб., соответствующий налог не взимается <1>.

        Институту наследования  посвящен  разд.   V   части   третьей
   Гражданского кодекса РФ. Наследование может осуществляться по двум
   основаниям:  по  закону  и  по  завещанию.   По   общему   правилу
   наследование   по   закону  имеет  место,  если  оно  не  изменено
   завещанием <2>.
        Соответственно, если  завещание  отсутствует,  к наследованию
   призываются наследники по закону, при этом действует установленная
   ГК РФ очередность <3>.
        В контексте  рассматриваемого  вопроса  нас,  прежде   всего,
   интересует  состав первой и второй очереди наследников.  К таковым
   относятся следующие родственники наследодателя <4>.

   ******************************************************************
      Наследники первой очереди       Наследники второй очереди   *
   ******************************************************************
   *Дети                           Полнородные и неполнородные     
   *Супруг                         братья и сестры                 
   *Родители                       Дедушка и бабушка как со стороны
   *Внуки и их потомки - по праву  отца, так и со стороны матери   
   *представления <*>              Дети полнородных и неполнородных
   *                               братьев и сестер (племянники и  
   *                               племянницы) - по праву          
   *                               *представления <*>               *
   ******************************************************************

        --------------------------------
        <*> Наследование по праву представления  имеет  место,  когда
   вместо  наследника по закону,  умершего до открытия наследства или
   одновременно  с  наследодателем,  наследниками   становятся    его
   потомки <5>.

                               Аргументы
        Позиция МНС России,  предусматривающая применение в отношении
   наследников по завещанию ставки налога,  установленной для "других
   наследников",   независимо   от  степени  родства,  базируется  на
   следующих доводах:
        - Закон   "О  налоге  с  имущества,  переходящего  в  порядке
   наследования   или   дарения"   специально   не    предусматривает
   дифференциации  ставок налога с имущества,  переходящего в порядке
   наследования, для наследников по завещанию;
        - налоговое  законодательство  не  дает  определения  понятий
   "наследник по закону" и "наследник по завещанию", следовательно, в
   силу  п.  1 ст.  11 НК РФ для целей налогообложения наследников по
   завещанию необходимо применять правила ГК  РФ,  в  соответствии  с
   которыми   очередность   призвания   к   наследованию  установлена
   исключительно для наследников по закону,  а  при  наследовании  по
   завещанию степень родства не учитывается.

        Примечание. В   подтверждение   своих   доводов   МНС  России
   ссылается  также  на  Решение  Верховного  суда  РФ  от 17.10.2002
   N ГКПИ  2002-801/940 <6>,  однако не конкретизирует,  какие именно
   положения  этого  судебного  акта  являются  аргументом  в  пользу
   позиции налоговых органов. Предметом судебного разбирательства, по
   итогам  которого  вынесено  указанное   Решение,   была   проверка
   соответствия  Закону  РФ  от  12.12.91  N  2020-1  пп.  1,  2 и 10
   Инструкции Госналогслужбы России  от  30.05.95  N  32  "О  порядке
   исчисления  и  уплаты  налога с имущества,  переходящего в порядке
   наследования или дарения".  Вопрос о  ставках  налога,  подлежащих
   применению в отношении наследников по завещанию, в упомянутом деле
   не рассматривался,  поэтому ссылка на  него  в  данном  случае  не
   совсем ясна.

        Последствия применения  данного  подхода  продемонстрируем на
   условном примере.

        Пример. Расчет   налога   в    зависимости    от    основания
   наследования.

        УСЛОВИЕ

        Сын унаследовал квартиру отца,  стоимость которой,  по данным
   БТИ, составляет 185 000 руб.
        Поскольку стоимость  квартиры  превышает необлагаемый минимум
   (85 000  руб.),  с  нее  необходимо  исчислить  налог  в  порядке,
   предусмотренном  для  имущества  стоимостью  от  170 100  руб.  до
   255 500 руб.

        РЕШЕНИЕ 1

        Наследование осуществляется по закону.

        Будучи  наследником  по  закону,  сын  относится к наследникам
   I очереди.
        В этом случае сумма налога составит 5750 руб.  (4250  руб.  +
   10% x (185 000 руб. - 170 000 руб.)).

        РЕШЕНИЕ 2

        Наследование осуществляется по завещанию.

        Будучи наследником по завещанию,  сын, если следовать позиции
   МНС России, относится к другим наследникам.
        В   этом   случае   сумма   налога   составит   21 500   руб.
   (17 000 руб. + 30% x (185 000 руб. - 170 000 руб.)).

        Другая позиция, предусматривающая необходимость учета степени
   родства   при   исчислении   налога   наследнику   по   завещанию,
   основывается на следующем:
        - в  качестве основания,  влекущего возникновение обязанности
   по уплате налога,  Закон "О налоге  с  имущества,  переходящего  в
   порядке наследования или дарения" рассматривает сам факт получения
   физическим лицом наследства,  не придавая значения тому,  получено
   это наследство по завещанию или по закону;
        - в то же время Закон не содержит каких-либо указаний на  то,
   что  он  не  распространяется  на случаи наследования по одному из
   оснований наследования.  Само его название свидетельствует о  том,
   что  он  распространяется  на  отношения  по  наследованию  как по
   закону,  так и по завещанию,  поскольку  не  содержит  специальной
   оговорки на этот счет <7>;
        - соответственно,  основание,  по  которому  налогоплательщик
   получил  наследство,  не  имеет какого-либо правового значения для
   целей налогообложения;
        - тот факт,  что Закон "О налоге с имущества,  переходящего в
   порядке наследования или дарения" предусматривает различные ставки
   налога  для  трех  категорий наследников (I очереди,  II очереди и
   других),  свидетельствует  о  том,  что  степень   родства   между
   наследодателем и наследником,  напротив,  играет существенную роль
   при налогообложении наследников;
        - поэтому  при  решении  вопроса  о размере налоговой ставки,
   подлежащей  применению  при   исчислении   налога   с   имущества,
   переходящего  в  порядке  наследования,  следует учитывать степень
   родства наследодателя и наследника, а не основание наследования.
        Обратим внимание  на  то,  что  приведенная  аргументация  не
   противоречит нормам гражданского законодательства о  наследовании.
   Процитируем два его положения:
        "Завещатель вправе по своему  усмотрению  завещать  имущество
   любым   лицам,   любым   образом  определить  доли  наследников  в
   наследстве,  лишить  наследства  одного,   нескольких   или   всех
   наследников по закону, не указывая причин такого лишения..." <8>
        "Завещатель может совершить завещание  в  пользу  одного  или
   нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников
   по закону" <9>
        Из приведенных  норм следует,  что ГК РФ не противопоставляет
   наследников по закону и наследников по завещанию. Наоборот, Кодекс
   устанавливает,  что  наследником по завещанию может быть наследник
   по закону,  то есть,  по сути,  родственник (той или иной  степени
   родства) завещателя.
        Указание в завещании на  определенного  родственника  как  на
   наследника    не    влечет   изменения   родственных   связей   и,
   соответственно,  статуса  этого  родственника  как  наследника  по
   закону.
        Иными словами,  сын,   унаследовавший   имущество   отца   по
   завещанию,  все  равно  останется сыном наследодателя,  а значит -
   наследником по закону.
        Возвращаясь к  вопросу налогообложения,  вышеизложенное можно
   интерпретировать следующим образом.  Сын, унаследовавший имущество
   отца по завещанию,  не становится "другим наследником",  поскольку
   он,  в силу  степени  родства,  является  наследником  I  очереди.
   Соответственно,   налог  такому  наследнику  по  завещанию  должен
   исчисляться по ставке,  предусмотренной для наследников I очереди,
   а не для "других наследников".
        В качестве    еще    одного    аргумента,     обосновывающего
   правомерность  данной точки зрения,  можно рассматривать положения
   ст.  4 Закона  "О  налоге  с  имущества,  переходящего  в  порядке
   наследования или дарения",  предусматривающей льготы по налогу:  в
   частности, освобождение от налогообложения имущества, переходящего
   в  порядке  наследования  супругу,  пережившему  другого  супруга,
   жилого дома  (квартиры),  если  наследник  проживал  в  этом  доме
   (квартире) совместно с наследодателем на день открытия наследства.
   Очевидно,  что при применении названных и  других  предусмотренных
   Законом льгот основание наследования значения не имеет.
        Таким образом,  предлагаемое толкование норм Закона "О налоге
   с  имущества,  переходящего  в  порядке  наследования или дарения"
   обеспечивает соблюдение принципа равенства налогообложения <10>.

        Примечание. Уместно отметить,  что  в  проекте  главы  НК  РФ
   "Налог  на  наследование  или дарение",  которая 27.02.2003 была в
   основном одобрена Правительством РФ,  предпринята  попытка  решить
   рассматриваемую    проблему:    в   составе   групп   наследников,
   применительно к  которым  установлены  пониженные  ставки  налога,
   поименованы  родственники  без привязки к очередности наследования
   (в частности,  для детей и родителей  наследодателя  предусмотрена
   ставка  налога  в  размере  5%,  для дедушек и бабушек,  братьев и
   сестер - 9%,  для других  наследников  -  13%).  О  первоначальной
   редакции данного законопроекта см. в ГК, 2002, N 23, с. 90.

                               Что делать
        Налог с   имущества,  переходящего  в  порядке  наследования,
   исчисляется  налоговыми  органами  на   основании   представляемой
   нотариусом    (должностным    лицом,    уполномоченным   совершать
   нотариальные действия) справки о стоимости такого имущества <11>.
        Уплата налога  производится  налогоплательщиком  на основании
   платежного  извещения  (налогового  уведомления),  вручаемого  ему
   налоговым органом <12>.
        Если налогоплательщик согласен  с  предъявленной  ему  суммой
   налога,  уплатить  налог следует не позднее трехмесячного срока со
   дня вручения извещения <13>.
        Если налогоплательщик   (наследник   I  или  II  очереди)  не
   согласен  с  суммой  налога,  исчисленной  налоговым   органом   и
   указанной  в  уведомлении,  он  может  выбрать  из описанных далее
   способов действия наиболее приемлемый для себя.
        Налоговое уведомление  <14>  является актом налогового органа
   ненормативного  характера,  который   может   быть   обжалован   в
   вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в
   суд общей юрисдикции <15>.
        Учитывая позицию  МНС  России  по  данному вопросу,  судебное
   обжалование налогового уведомления в  этом  случае  видится  более
   предпочтительным.  При  этом  в  заявлении  целесообразно  указать
   требование о признании недействительным налогового  уведомления  в
   части  суммы  предъявленного  налога,  превышающей  сумму  налога,
   рассчитанного   по   ставке,   предусмотренной   для   наследников
   соответствующей очереди <16>.
        Используя данные вышеприведенного примера,  следует требовать
   признания   недействительным  налогового   уведомления   в   части
   15 750 руб.  (21 500 руб.  налога,  рассчитанного  по  ставке  для
   "других  наследников",  минус 5750 руб.  налога,  рассчитанного по
   ставке для наследников I очереди).
        Обратим внимание  на  то,  что во избежание начисления пеней,
   предусмотренных ст.  75 НК РФ,  налогоплательщику, намеревающемуся
   обращаться в суд,  имеет смысл делать это как можно раньше,  с тем
   чтобы   ускорить   разрешение   дела   судом.   Гражданские   дела
   рассматриваются  и  разрешаются судом до истечения двух месяцев со
   дня поступления заявления в суд <17>.
        Таким образом,  теоретически  налогоплательщик может получить
   решение суда до истечения трехмесячного срока для  уплаты  налога,
   исчисляемого  с момента получения налогового уведомления,  то есть
   до возникновения оснований, влекущих начисление пеней.

        Примечание. По имеющимся в редакции сведениям, на сегодняшний
   день  отсутствует единообразная судебная практика решения подобных
   споров.  Так,  например,   по   одному   из   дел,   рассмотренных
   Чертановским  районным  судом  г.  Москвы,  решение было принято в
   пользу  налогового  органа.  Положительное  для  налогоплательщика
   решение    было    вынесено,    в   частности,   в   Хамовническом
   межмуниципальном (районном) суде г. Москвы.

        Кроме того, учитывая, что взыскание налога с физического лица
   производится  в  судебном  порядке  <18>,  налогоплательщик  может
   избрать пассивный вариант поведения и не реагировать на полученное
   налоговое  уведомление,  спровоцировав,  таким образом,  обращение
   налогового органа в суд.
        В этой  связи  необходимо  учитывать следующие процессуальные
   моменты.  В случае неуплаты налогоплательщиком  налога  в  течение
   трех  месяцев со дня вручения уведомления налоговый орган должен в
   течение  следующих  трех   месяцев   направить   налогоплательщику
   требование об уплате налога с указанием срока уплаты <19>.
        В случае дальнейшего бездействия налогоплательщика  налоговый
   орган  вправе  в  течение  шести  месяцев  после  истечения  срока
   исполнения требования об уплате налога обратиться в суд <20>.
        При этом  по  требованию  налогового  органа  о  взыскании  с
   гражданина недоимки может быть  выдан  судебный  приказ,  то  есть
   постановление  о взыскании денежных сумм,  являющийся одновременно
   исполнительным документом.  Отметим, что судебный приказ выносится
   без  судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их
   объяснений <21>.
        Копия судебного   приказа   направляется   налогоплательщику.
   Последний вправе в течение десяти дней со  дня  получения  приказа
   представить возражения относительно его исполнения <22>.
        Если в указанный срок возражения не поступят, судебный приказ
   будет  выдан  налоговому  органу для предъявления его к исполнению
   либо, по просьбе налогового органа, направлен судом для исполнения
   судебному приставу-исполнителю <23>.
        Таким образом,  в течение десяти дней после  получения  копии
   судебного  приказа  налогоплательщику  следует  представить  в суд
   письменные   возражения,   которые    целесообразно    сопроводить
   изложенными выше аргументами и собственным расчетом суммы налога.
        В этом случае судебный приказ  подлежит  отмене,  после  чего
   соответствующие    требования   налогового   органа   могут   быть
   рассмотрены  только  в   порядке   искового   производства   <24>,
   предполагающего     судебное     разбирательство     с    участием
   налогоплательщика в качестве ответчика.
        Следует учитывать, что бездействие налогоплательщика в данном
   случае  чревато  начислением  пеней  <25>  и  привлечением  его  к
   ответственности  <26>.  Отметим  при  этом,  что взыскание пеней и
   штрафа,  в отличие от недоимки,  может осуществляться только путем
   подачи налоговым органом искового заявления.
        Рассматриваемый вариант  поведения  может   оказаться   самым
   дорогостоящим  для налогоплательщика.  Ведь даже при положительном
   для него  решении  суда  о  подлежащей  применению  ставке  налога
   налогоплательщику  придется  нести  расходы  в  виде пеней за весь
   допущенный период просрочки и,  возможно, штрафа за неуплату суммы
   налога, исчисленной в соответствии с решением суда.
        Еще одним   обстоятельством,    делающим    непривлекательным
   бездействие   налогоплательщика,  являются  риски  его  уголовного
   преследования.  Так, уклонение физического лица от уплаты налога в
   крупном  и  в  особо  крупном размере является уголовно наказуемым
   деянием.  При  этом  уклонение   от   уплаты   налога   признается
   совершенным  в  крупном  размере,  если сумма неуплаченного налога
   превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере - 500 МРОТ <27>.
        Как разъяснено в Письме Генеральной прокуратуры от 21.11.2002
   N  37/1-582-02,  для  целей  уголовного  судопроизводства  следует
   руководствоваться ст.  1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ
   "О  минимальном  размере  оплаты  труда",   согласно   которой   с
   01.05.2002  один  МРОТ  равен  450 руб.  (подробнее об этом Письме
   читайте в ГК,  2003,  N 3,  с.  15).  Таким образом,  рискуют быть
   подвергнутыми    уголовному    преследованию   те   бездействующие
   налогоплательщики,  которым предъявлен к  уплате  налог  в  сумме,
   превышающей 90 000 руб. (450 руб. x 200).
        Наконец, в   рамках    еще    одного    варианта    поведения
   налогоплательщик,  не  согласный  с рассчитанной налоговым органом
   суммой налога, может:
        - уплатить  налог  исходя из собственных расчетов,  а потом -
   либо требовать признания недействительным  налогового  уведомления
   (или  требования  об  уплате  налога)  в  оставшейся  части,  либо
   дожидаться реакции налогового органа;
        - уплатить  налог  в  соответствии  с  уведомлением,  а потом
   требовать возврата суммы излишне  уплаченного  налога  в  порядке,
   предусмотренном  ст.  78  НК  РФ,  и  при отказе налогового органа
   вернуть требуемую сумму обращаться с соответствующими требованиями
   в суд.
        Стоит также  обратить  внимание  на   то,   что   документом,
   удостоверяющим права наследника, является свидетельство о праве на
   наследство,  которое  выдается  по   месту   открытия   наследства
   нотариусом  или  уполномоченным в соответствии с законом совершать
   такое  нотариальное  действие  должностным  лицом   по   заявлению
   наследника <28>.
        За выдачу свидетельства о праве на наследство  с  наследников
   I очереди взимается 1%  стоимости наследуемого имущества, с других
   наследников - 2% стоимости наследуемого имущества <29>.
        При этом,  если  свидетельство  о  праве на наследство выдает
   государственный нотариус, взимаемая сумма является государственной
   пошлиной   и   зачисляется   в   доходы  бюджета.  Если  указанное
   нотариальное действие совершает  частный  нотариус,  с  наследника
   взимается плата по тарифам, соответствующим вышеуказанным размерам
   госпошлины, остающаяся в распоряжении нотариуса <30>.

        Примечание. Частный нотариус выдает свидетельство о праве  на
   наследство  в  том  случае,  если  в  соответствующем нотариальном
   округе отсутствует государственная нотариальная контора <31>.

        Таким образом,  если  за  выдачу  свидетельства  о  праве  на
   наследство   наследником  по  завещанию  (супругом,  ребенком  или
   родителем завещателя) государственному нотариусу было уплачено  2%
   от суммы наследуемого имущества,  он может обратиться с заявлением
   в налоговый орган о возврате суммы  излишне  уплаченного  сбора  в
   порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ <32>.
        Отрицательное решение налогового органа или  его  бездействие
   гражданин вправе обжаловать в суд общей юрисдикции.
        Если спор возникнет по  поводу  излишне  уплаченного  тарифа,
   заинтересованное   лицо   может   сразу  обратиться  в  суд  общей
   юрисдикции с иском к частному нотариусу о взыскании убытков <33>.

        --------------------------------
        <1> п. 1 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1
        <2> ст. 1111 ГК РФ
        <3> п. 1 ст. 1141, статьи 1142-1145, 1148 ГК РФ
        <4> статьи 1142, 1143 ГК РФ
        <5> п. 1 ст. 1146 ГК РФ
        <6> см. Письмо МНС России от 20.01.2003 N 04-4-09/1267-Б901
        <7>   Решение     Верховного     суда    РФ   от   17.10.2002
   N  ГКПИ 2002-801/940
        <8> п. 1 ст. 1119 ГК РФ
        <9> п. 1 ст. 1121 ГК РФ
        <10> п. 1 ст. 3 НК РФ
        <11> пп. 3, 4 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1
        <12> п. 5 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1
        <13> п. 6 ст. 5 Закона РФ от 12.12.91 N 2020-1
        <14> форма  N  1,  утв.  Приказом  МНС  России  от   14.10.99
   N АП-3-08/326
        <15> статьи 137, 138 НК РФ
        <16> подп. 3 п. 1 ст. 22, ст. 245 ГПК РФ
        <17> п. 1 ст. 154 ГПК РФ
        <18> п. 1 ст. 45 НК РФ
        <19> п. 1 ст. 45, пп. 1, 4 ст. 69, ст. 70 НК РФ
        <20> пп. 1, 3 ст. 48 НК РФ
        <21> статьи 121, 122, п. 2 ст. 126 ГПК РФ
        <22> ст. 128 ГПК РФ
        <23> ст. 130 ГПК РФ
        <24> ст. 129 ГПК РФ
        <25> ст. 75 НК РФ
        <26> ст. 122 НК РФ
        <27> ст. 198 УК РФ
        <28> статьи 1153, 1162 ГК РФ
        <29> подп.  19 п.  4 ст.  4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О
   государственной пошлине"
        <30> ст.  22  Основ  законодательства  Российской Федерации о
   нотариате от 11.02.93 N 4462-1
        <31> ст.  36  Основ  законодательства  Российской Федерации о
   нотариате
        <32> п. 2 ст. 8 НК РФ; ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1
        <33> ст. 15 ГК РФ; п. 1 ст. 22 ГПК РФ

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 9
---------------------------------------------------------------------

                      НОВЫЕ СПЕЦМАРКИ НА АЛКОГОЛЬ
                                                         Д.Коптюбенко

        С 1  июня  2003  г.  для  маркировки  алкогольной  продукции,
   производимой    на   территории   России,   вводятся   федеральные
   специальные марки нового образца (Постановление  Правительства  РФ
   от   11.04.2003   N   212   "О  маркировке  алкогольной  продукции
   федеральными специальными марками нового образца"). МНС России уже
   с  15  апреля  2003  г.  прекратило  прием и размещение заказов на
   изготовление специальных марок старого образца.
        Новые марки  будут иметь код субъекта РФ,  серию и номер;  на
   марки,  предназначенные для  алкогольных  напитков  с  содержанием
   этилового спирта свыше 25 процентов,  будет наноситься голограмма.
   В зависимости от  крепости  напитков  будет  различаться  цветовое
   оформление марок: марки для алкогольных напитков крепостью от 9 до
   25 процентов будут  оформлены  в  сиренево-фиолетовых  тонах,  для
   крепких  алкогольных напитков - в зелено-коричневых тонах.  Особые
   марки, выполненные в красно-оранжевых тонах, будут применяться для
   маркирования водки.
        Как и ранее,  на специальной марке будет  указана  предельная
   вместимость  бутылки,  однако количество видов марок для различных
   предельных размеров бутылки увеличится.  Предусмотрены  марки  для
   следующих  предельных  объемов  бутылок:  до 0,1  л  включительно,
   0,25 л, 0,35 л, 0,375 л, 0,5 л, 0,61 л, 0,7 л, 0,75 л, 1 л, 1,5 л,
   1,7  л  и от 1,75 л и более.  Данная мера направлена на пресечение
   практики ухода от уплаты акциза,  когда производители  приобретали
   марки  для  бутылок  меньшего объема,  а затем использовали их для
   маркировки бутылок большего объема.
        Стоимость специальных  марок  увеличится.  Так,  для  бутылок
   вместимостью  до  0,1 л  включительно   стоимость  марки  составит
   20 коп.  вне зависимости от крепости напитка,  для бутылок большей
   вместимости  стоимость  марки  составит:  48  коп.  для   напитков
   крепостью  от  9 до 25 процентов,  79 коп.  для крепких напитков и
   водки.  Таким  образом,  стоимость  специальной марки повысится на
   49 коп. для крепких алкогольных напитков и на 33 коп. для напитков
   крепостью не больше 25 процентов.  Вследствие низкой доли расходов
   на   приобретение  специальных  марок  в  себестоимости  продукции
   повышение их стоимости не должно отразиться  на  цене  алкогольных
   напитков отечественного производства.

        Комиссия по     регулированию    алкогольного    рынка    при
   Правительстве  РФ  намерена   внести   в   Госдуму   изменения   в
   законодательство,     определяющее     порядок    государственного
   регулирования  производства   и   оборота   этилового   спирта   и
   алкогольной  продукции,  согласно  которым  импортная  алкогольная
   продукция,   предназначенная   для   розничной   продажи,   должна
   реализоваться  через  систему  акцизных  складов с обязательной ее
   маркировкой  региональными  специальными   марками.   По   замыслу
   чиновников  продажа  импортного  алкоголя  через  акцизные  склады
   должна   устранить   конкурентные   преимущества   для   импортной
   продукции.  В случае одобрения поправок депутатами изменения могут
   вступить  в  силу  уже  с  1  января  2004  г.  Изменение  порядка
   маркировки   алкогольной   продукции  специальными  марками  может
   привести к повышению цен на импортный алкоголь.

        Продажа специальных  марок  старого  образца  производителям,
   представившим   до   15  апреля  2003  г.  заявку  на  необходимое
   количество специальных марок  на  III  квартал  в  территориальные
   органы  МНС  России  по  месту производства алкогольной продукции,
   продлится до 1 сентября 2003 г. После этого до 10 сентября 2003 г.
   в   организациях   -   производителях   алкогольной   продукции  и
   организациях,   осуществляющих   оптовую   и   розничную   продажу
   алкогольной   продукции,   силами   МНС   России  будет  проведена
   инвентаризация  остатков  федеральных  специальных  марок  старого
   образца и продукции, маркированной этими марками, для последующего
   контроля   за   реализацией   остатков   алкогольной    продукции,
   маркированной   специальными  марками  старого  образца.  Торговля
   алкогольной продукцией, маркированной специальными марками старого
   образца, после 1 сентября 2003 г. ограничиваться не будет.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 10
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное