← Апрель 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
======================================================================== Подпишитесь на рассылку "Перечень новых документов, включаемых в СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф" и вам будет предоставлена достоверная информация обо всех новых документах (нормативных актах, правовых актах разъяснительного характера и правоприменительных актах), включаемых ежедневно в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Эта и другие рассылки на сервере www.consultsnt.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consprof ======================================================================== Материалы из журнала "Главная книга" ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА "ГЛАВНАЯ КНИГА" 1 АПРЕЛЯ. "НОВОСТИ" СТАТИСТИКИ Н.Сидорова Начинается сдача статистической отчетности за I квартал 2003 г. В таблице мы привели перечень новых статистических отчетных форм, которые большинству организаций необходимо представлять начиная с отчета за I квартал 2003 г. ******************************************************************************************* Форма, название / Постановление* Кто представляет Срок Заменяет форму /* N Госкомстата * представления постановление России, Госкомстата утвердившее России, ее форму / утвердившее инструкцию по ее заполнению * ******************************************************************************************* 1 2 3 4 5 ******************************************************************************************* *Сведения о *от 04.01.2003 *Юридические лица (кроме Не позднее - * *производстве *N 1 / от *субъектов малого 15-го числа * *и отгрузке *24.01.2003 *предпринимательства, после * *товаров и услуг *N 30 *бюджетных организаций, отчетного * по видам *банков, страховых и квартала * экономической прочих финансово- деятельности / кредитных организаций), П-1 (ОКВЭД) их обособленные *подразделения <*> * ******************************************************************************************* *Сведения об *от 02.08.2002 *Юридические лица, их *На 15 день N 1-ИНВЕСТ / от *инвестициях *N 164 / от *обособленные *после 29.06.2001 N 49 *в Россию из-за *28.10.2002 *подразделения, отчетного * *рубежа и *N 205 *получающие инвестиции квартала * инвестициях из из-за рубежа и России за рубеж / осуществляющие 1-ИНВЕСТ инвестиции за рубеж ******************************************************************************************* *Сведения об *от 02.08.2002 *Юридические лица, их *1-го числа N 1-РЖ / от *уровне цен на *N 164 / - *обособленные *после 21.07.98 N 72 рынке жилья / *подразделения, отчетного * 1-РЖ *совершающие операции с квартала * недвижимостью ******************************************************************************************* *Сведения о *от 30.09.2002 *Юридические лица, *30-го числа N 5-З / от *затратах на *N 186 / от *являющиеся коммерческими*месяца, 16.10.2001 N 74 *производство и *24.12.2002 *организациями, а также следующего за * *реализацию *N 222 *некоммерческие отчетным * продукции *организации, кварталом; за * (работ, *осуществляющие год - * *услуг) <**> / 5-З* *производство товаров и 1 апреля * услуг для реализации их на сторону (кроме субъектов малого *предпринимательства) <*>* ******************************************************************************************* *Сведения об *от 03.09.2002 *Юридические лица (кроме *Не позднее N П-2 / от *инвестициях / П-2*N 172 / от *субъектов малого *25-го числа 29.06.2001 N 49 * *30.11.2001 *предпринимательства), после *N 89; от *средняя численность отчетного *22.01.2003 *работников которых квартала *N МС-10-24/202*превышает 15 человек, * включая работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового характера, их обособленные подразделения **************************************** * *Юридические лица (кроме Не позднее * *субъектов малого 29-го числа * *предпринимательства), после * *средняя численность отчетного * *работников которых не квартала * превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового *характера <*> * ******************************************************************************************* *Сведения об *от 03.08.2002 *Малые предприятия <*> *Не позднее N ПМ / от *основных N 172 / - *29-го числа 27.07.2001 N 54 показателях * после * деятельности * отчетного * малого * квартала * предприятия / ПМ ******************************************************************************************* *Обследование *от 15.08.2002 *Юридические лица, их *На 10 день N 1-конъюнктура *конъюнктуры и *N 169 *обособленные *последнего (опт) / от деловой *подразделения, основным *месяца 19.07.2001 N 50 активности в *видом деятельности отчетного * оптовой *которых является оптовая*квартала торговле / *торговля <*> * 1-конъюнктура (опт) ******************* ********************************************************** Сведения о вывозе *Юридические лица, их *5-го числа N 3-СБ (вывоз) / потребительских *обособленные *после от 19.07.2001 товаров / 3-СБ *подразделения, *отчетного N 50 (вывоз) *осуществляющие продажу квартала * потребительских товаров ******************* ********************************************************** Обследование *Юридические лица, их *На 15 день N 1-конъюнктура / конъюнктуры и *обособленные *второго от 18.08.99 N 78 деловой *подразделения, основным месяца * активности в *видом деятельности отчетного * розничной *которых является квартала * торговле / *розничная торговля <*> * 1-конъюнктура ******************* * ********************************* Обследование * *На 25 день N 1-торговля / от розничной продажи * *после 19.07.2001 N 50 отдельных товаров * отчетного * в разрезе * квартала * ассортиментных групп / 1-торговля ******************************************************************************************* Предпринимателям предстоит отчитываться в 2003 г. по следующим формам. ******************************************************************************************* 1 2 3 4 5 ******************************************************************************************* *Сведения о *от 24.11.2000 *Предприниматели, *На 15 день Не изменилась *промышленной *N 117 *занимающиеся после * деятельности *промышленным отчетного * индивидуального *производством <*> квартала * предпринимателя / 1-ИП (пром) ******************************************************************************************* *Анкета *от 02.10.2002 *Предприниматели, *До 25 N 1-ИНД (торг) / *обследования *N 192 *осуществляющие продажу *сентября от 19.07.2001 индивидуальных товаров населению N 50 предпринимателей в розничной *торговле <***> / * 1-ИНД (торг) ******************************************************************************************* -------------------------------- <*> Отчетность представляют организации по перечню, установленному органом государственной статистики. <**> Отчет за 2002 г. по форме N 5-З должен был быть представлен не позднее 1 апреля 2003 г. <***> Представляется один раз в год по состоянию на 1 сентября 2003 г. Напомним, что представление недостоверной статистической информации или нарушение порядка ее представления может повлечь наложение штрафа на должностное лицо или на индивидуального предпринимателя в размере от 3000 до 5000 руб. <1> Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных вследствие нарушения инструкций по заполнению указанных форм, арифметических или логических ошибок <2>. Кроме того, юридические лица обязаны возмещать органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности <3>. -------------------------------- <1> ст. 13.19 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <2> п. 20 Положения о порядке представления статистической информации, утв. Постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 N 154 <3> ст. 3 Закона РФ от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 7 --------------------------------------------------------------------- ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПОТЕРЯМИ С.Лысенко ЧТО НЕВЕРНО? По результатам проведенной инвентаризации товарно-материальных ценностей организацией выявлены потери хранящегося на складе бензина, образовавшиеся вследствие его физико-химических характеристик (естественная убыль). Указанные потери не были вызваны нарушением условий хранения, правил технической эксплуатации или повреждением тары. Поскольку нормы естественной убыли в целях налогообложения прибыли соответствующими ведомствами не утверждены, потери были учтены организацией в составе технологических потерь и полностью отнесены к материальным расходам, уменьшающим доходы отчетного (налогового) периода. КАК ПРАВИЛЬНО? Подпунктами 2, 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ установлено, что потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, а также технологические потери при производстве и (или) транспортировке относятся к материальным расходам. В соответствии с пп. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи товарно-материальных ценностей, должны быть разработаны соответствующими ведомствами с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Несмотря на то что порядок утверждения норм естественной убыли для целей налогообложения прибыли Правительством РФ установлен, сами нормы естественной убыли в настоящее время не определены. Следовательно, организация не вправе включить в состав материальных расходов при исчислении налога на прибыль потери материальных ценностей при хранении до утверждения данных норм. Технологические потери при производстве и (или) транспортировке вызываются, в частности, эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при производстве и (или) транспортировке, а не при хранении товаров. Натуральные показатели, характеризующие технологические потери, возникающие при ведении конкретного технологического процесса, должны быть обоснованы и документально подтверждены. При этом технологические потери не относятся к естественной убыли <1>. Учитывая изложенное, организация неправомерно отнесла потери при хранении бензина (естественную убыль), нормы которых для целей исчисления налога на прибыль в настоящее время не установлены, к технологическим потерям и учла в составе расходов, уменьшающих доходы отчетного (налогового) периода, - в составе стоимости материальных расходов. КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ? Вследствие неправомерного отнесения потерь при хранении бензина (естественная убыль) к технологическим потерям и включения стоимости недостающего бензина в состав материальных расходов в целях налогообложения была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода. Если ошибка будет выявлена налоговым органом, то с организации, помимо неуплаченной суммы налога на прибыль <2> и пени <3>, может быть взыскан штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога <4>. Помимо этого на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф согласно ст. 15.11 КоАП РФ в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: - искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; - искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. РАССМАТРИВАЕМ СИТУАЦИЮ В январе 2003 г. по решению руководителя на складе организации проведена ревизия товарно-материальных ценностей. По результатам проверки выявлена недостача бензина, образовавшаяся вследствие его физико-химических характеристик (естественная убыль) общей стоимостью 500 руб. Ревизионной комиссией было установлено, что указанные потери не были вызваны нарушением технологических условий хранения, правил технической эксплуатации или повреждением тары. В бухгалтерском учете организации в январе 2003 г. были сделаны следующие бухгалтерские записи: Дт 94 - Кт 10 - 500 руб. - списана стоимость бензина, потерянного в результате естественной убыли; Дт 91-2 - Кт 94 - 500 руб. - отражено списание потерь. Организация уплачивает налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли. Поскольку в настоящее время нормы естественной убыли для целей налогообложения прибыли соответствующими ведомствами не установлены, организация отнесла данные потери к технологическим и полностью учла при расчете налоговой базы по налогу на прибыль за январь 2003 г. ЧТО ДЕЛАТЬ? В результате того что потери при хранении бензина (естественная убыль), нормы которых не установлены, отнесены к технологическим потерям и включены в состав материальных расходов, была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за январь 2003 г. в сумме 120 руб. (500 руб. х 24%). Допустим, ошибка была выявлена в апреле, а уплата налога на прибыль и пеней произведена в бюджет 16.04.2003. Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также во избежание применения к нему мер ответственности до внесения соответствующих исправлений уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. В данном случае организации следует внести изменения в декларацию по налогу на прибыль за январь и январь - февраль 2003 г., исключив из состава материальных расходов стоимость недостающего бензина. Форма декларации утверждена Приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций" (ред. от 12.07.2002). Так как перечисление в бюджет налога на прибыль за январь 2003 г. произведено после установленного срока, организации необходимо рассчитать и уплатить в бюджет сумму пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ. Предположим, ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, в период с 01.03.2002 по 16.04.2003 составляет 18%. Расчет пени за несвоевременную уплату в бюджет налога на прибыль ****************************************************************** Название Срок Сумма Дата Количество Размер налога *перечисления*налога,* уплаты дней пени, руб.* налога руб. налога просрочки * ****************************************************************** Налог на 28.02.2002 * 120 16.04.2003 47 3,38 прибыль * (120 x за январь * 18% / 300 х 2003 г. * 47) ****************************************************************** В бухгалтерском учете в апреле 2003 г. необходимо сделать следующие записи. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Начислен налог на прибыль за январь 2003 г. Бухгалтерская (500 х 24%) 99 68 120 справка-расчет ****************************************************************** Начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет Бухгалтерская налога на прибыль 99 68 3,38* справка-расчет * ****************************************************************** Перечислены в бюджет налог на прибыль и пени Выписка банка по (120 + 3,38) 68 51 123,38*расчетному счету* ****************************************************************** -------------------------------- <1> разд. 5.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 <2> статьи 45, 46 НК РФ <3> ст. 75 НК РФ <4> ст. 122 НК РФ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 7 --------------------------------------------------------------------- РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ УЗАКОНИЛИ М.Иванов Президент РФ подписал пять из шести законов, входящих в пакет по реформированию электроэнергетики. Последний - Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" был одобрен Советом Федерации в редакции согласительной комиссии 26 марта и, вероятнее всего, в ближайшее время также будет подписан Президентом. Базовым законом из пакета является Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который устанавливает основные правила развития электроэнергетики в РФ, в том числе и такие, например, как правила оптового рынка электрической энергии, состав субъектов оптового рынка. Следует учесть, что в указанном базовом законе в будущем предусмотрено разделение участников оптового рынка оборота электрической энергии на поставщиков электрической энергии (генерирующие компании) и покупателей электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики). Также согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", за рядом исключений, производители и поставщики электроэнергии не могут быть совмещены. Поэтому внесены соответствующие изменения в часть вторую Гражданского кодекса РФ (статьи 539, 541, 542, 546 Кодекса) (Федеральный закон от 26.03.2003 N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ"). Нововведениями урегулированы отношения, возникающие между энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии в тех случаях, когда потребитель присоединен к сетям, не принадлежащим энергоснабжающей организации, то есть через третью организацию (владельца присоединенной сети). Потребителям будет предоставлена возможность выбирать как продавца энергии, так и вид заключаемого договора (купли-продажи, поставки, смешанный). Ранее энергоснабжающая организация не могла ограничить или прекратить подачу электроэнергии абоненту в случае, если он нарушает условия договора по ее оплате. Внесенные поправки позволят это осуществлять без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением. Указанные нововведения, внесенные в ГК РФ, действуют в комплексе с изменениями, которые содержатся в других законах указанного пакета федеральных законов. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 8 --------------------------------------------------------------------- 24 МАРТА. "ОСВОБОЖДЕННЫЕ" НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТ НДС ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА УСНО Л.Гужелева МНС России Письмом N ВГ-6-03/337@ разъяснило, что налогоплательщики, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ, если они переходят на УСНО до истечения 12 месяцев от начала использования права на освобождение, суммы налога на добавленную стоимость за период, в котором они использовали такое право, не восстанавливают. Указанное разъяснение основано на следующих аргументах: 1) в перечне лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ), не поименованы субъекты предпринимательской деятельности, использующие на момент перехода на УСНО право на освобождение от уплаты НДС; 2) лица, применяющие УСНО, не являются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (пп. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, нормы ст. 145 НК РФ, запрещающие в том числе и отказ от применения права на освобождение до истечения 12 месяцев с начала использования этого права, на "упрощенцев" не распространяются с момента их перехода на УСНО. Однако вздохнуть свободно могут лишь бывшие "освобожденные". Те, кто уплачивали НДС на общих основаниях и перешли с 01.01.2003 на УСНО, по мнению УМНС России по г. Москве, должны восстановить и уплатить НДС, ранее обоснованно принятый к вычету, по не полностью самортизированным по состоянию на 01.01.2003 основным средствам и нематериальным активам, нереализованным покупным товарам, не отпущенным в производство сырью и материалам, поскольку они будут использоваться при осуществлении операций, не облагаемых НДС, так как "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (см. спецвыпуск ГК "Все об упрощенной системе налогообложения", 2003, с. 49). Соответствующее разъяснение дано в Письме УМНС России по г. Москве от 19.03.2003 N 24-11/15029. Непосредственно МНС России свою официальную точку зрения по данной проблеме пока не высказало. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 8 --------------------------------------------------------------------- 12 МАРТА. НОВЫЙ ПАТЕНТНЫЙ ЗАКОН М.Иванов Вступила в силу новая редакция Патентного закона Российской Федерации от 23.09.92 N 3517-1, за исключением отдельных положений (ст. 8 Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации"). Цель нововведений - приведение Закона в соответствие с международными стандартами в области защиты интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, является одним из условий вступления России в ВТО. Другой целью указанных изменений является усиление защиты прав отечественных патентообладателей как внутри РФ, так и вне ее пределов. Так, изменились условия патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, порядка получения патента. Более детально прописан порядок определения приоритета внутри РФ (пп. 6-7 ст. 19 Патентного закона от 23.09.92 N 3517-1). В Закон включены положения, регламентирующие статус международных и евразийских заявок, а также правила осуществления патентования в соответствии с Договором о патентной кооперации и Евразийской патентной конвенцией, участником которых является РФ как преемник СССР. Закон дополнен нормами, регулирующими получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту, и правовую охрану секретных изобретений. В части секретных изобретений положения Патентного закона вступят в силу с 1 января 2004 г. (ст. 8 Федерального закона N 22-ФЗ). В новой редакции Закона расширен перечень изобретений, не признаваемых патентоспособными: правила и методы игр и решения, заключающиеся только в предоставлении информации. Также из указанного перечня исключены являющиеся непатентноспособными: условные обозначения, проекты и схемы планировки сооружений. Нововведением является следующее. В старой редакции Закона был установлен порядок подачи в Апелляционную палату возражений заявителей на решения Роспатента, а также порядок обжалования решений Апелляционной палаты в Высшую патентную палату, решения которой, согласно Закону, являлись окончательными. Это не совсем соответствовало п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, согласно которому любое административное решение может быть обжаловано в судебном порядке. В новой редакции Закона установлен новый механизм обжалования решений Роспатента. Две названные палаты подлежат упразднению, будет создан новый орган при Роспатенте: Палата по патентным спорам. Сам порядок подачи возражений и их рассмотрения устанавливается Роспатентом. При этом в Законе закреплено правило, согласно которому решение Палаты по патентным спорам может быть обжаловано в суде. Перечень споров в патентной сфере, которые подлежат рассмотрению в суде, также расширен. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 8 ---------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||