← Март 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""
======================================================================== Если не всегда есть время осмыслить происходящие изменения в законодательной базе, отследить наиболее важные документы -- подпишитесь на еженедельную рассылку "Аналитический обзор: важнейшая правовая информация" , которая предоставит Вам обзор наиболее важных документов федерального и регионального законодательства, судебной практики, международного права, актуальных законопроектов. Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklydoc ======================================================================== Материалы из журнала "Главная книга" 12 ФЕВРАЛЯ. СПРАВКА ДЛЯ ВЫВОЗА ВАЛЮТЫ БУДЕТ НЕ НУЖНА М.Иванов Одобрен Советом Федерации проект закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Порядок перевода, ввоза и пересылки из РФ ранее переведенных, ввезенных или пересланных валютных ценностей, за исключением наличной иностранной валюты, остался прежним. Изменения коснулись порядка вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами - резидентами и нерезидентами. Напомним, что основной целью внесенных изменений как раз и было уравнять в правах резидентов и нерезидентов при ввозе/вывозе иностранной валюты (ранее нерезиденты не могли вывезти валюты больше, чем ввезли). Однако в период весенней сессии в Госдуме планируется рассмотреть разные варианты нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"; наибольшие шансы на принятие у правительственного варианта. Однако в представленном в Госдуму правительственном варианте не учтены новые поправки, вносимые в валютный закон, и установлены прежние лимиты вывоза, а изменения в этой части Закона коснулись лишь уравнивания в правах резидентов и нерезидентов. Вероятнее всего, в указанный правительственный вариант в процессе слушания будут внесены поправки с учетом лимитов вывоза, которые установлены одобренным Советом Федерации проектом закона. ****************************************************************************** * Прежний порядок <*> В новой редакции Закона от 09.10.92 N 3615-1 * ****************************************************************************** Размер вывозимой Порядок Размер вывозимой Порядок оформления иностранной оформления иностранной валюты валюты * ****************************************************************************** *До 1500 долл. США*Декларирования *До 3000 долл. США Не подлежит *включительно и предъявления декларированию * подтверждающих * документов не * требовалось ****************************************************************************** *От 1500 до *Письменное *От 3000 до Подлежит письменному *10 000 долл. США *декларирование *10 000 тыс. долл. США*декларированию <**>,* * с предъявлением справка по * справки по форме N 0406007 и * форме N 0406007 другие документы не * или декларации требуются * о ввозе валюты * со штампом * таможни ****************************************************************************** *Свыше *Письменное *Свыше Вывоз запрещен, за *10 000 долл. США *декларирование,*10 000 долл. США исключением случаев, * письменное когда вывозимая * разрешение сумма иностранной * Банка России на валюты была ранее * вывоз валюты ввезена в РФ и * задекларирована. * Подлежит * декларированию ****************************************************************************** -------------------------------- <*> Прежний порядок, помимо Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", был установлен несколькими документами, прежде всего это Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты (утв. ЦБ РФ N 105-П, ГТК России N 01-100/1 от 12.01.2000), а также Приказ ГТК России от 28.07.99 N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами". <**> Следует учесть, что в соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование иностранной валюты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от половины до двукратной стоимости валюты, явившейся предметом административного правонарушения, с ее конфискацией или без таковой. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 5 --------------------------------------------------------------------- У ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЕСТЬ ПРЕДЕЛЫ О.Проваленко Суть вопроса За неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, установленной ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ. Санкции этой статьи налоговые органы применяют в случае установления фактов неуплаты или неполной уплаты сумм авансовых платежей по налогу, исчисляемых и уплачиваемых по итогам отчетных периодов <1>. "Цена вопроса" Статья 122 НК РФ предусматривает взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога или, если правонарушение совершено умышленно, в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Сфера применения Выявление налоговым органом факта неуплаты авансового платежа, исчисляемого и уплачиваемого по итогам отчетного периода, наиболее вероятно в части налогов, имеющих продолжительный налоговый период (как правило - календарный год). Ниже приводится перечень таких налогов. ************************************************************************* Наименование налога Сроки уплаты Отчетный Налоговый авансовых период период платежей * ************************************************************************* *Единый социальный налог для *Не позднее *Первый Календарный *налогоплательщиков - *15-го числа *квартал, год <6> *работодателей *месяца, полугодие и *следующего за девять *отчетным <2> месяцев * календарного * года <6> * ************************************************************************* *Налог на *Для *Не позднее *Месяц, Календарный *прибыль *налогоплательщиков,*28-го числа *два месяца, год <10> *организаций*исчисляющих *месяца, три месяца *ежемесячные *следующего за и т. д. до *авансовые платежи *месяцем, по конца *по фактически *итогам календарного *полученной прибыли *которого года <7> * производится исчисление налога <3> * ************************************************* *Для *Не позднее Первый *налогоплательщиков,*28 дней со дня*квартал, * *исчисляющих *окончания полугодие и *авансовые платежи *отчетного девять *по итогам квартала *периода <3> месяцев календарного года <7> * ************************************************************************* *Налог на имущество предприятий *В пятидневный *Квартал <8> Календарный *(платежи по указанному налогу, срок со дня, год <8> *уплачиваемые в течение установленного *налогового периода, в законе для *прямо авансовыми не названы, представления *но являются таковыми по сути) бухгалтерского * отчета за * квартал <4> ************************************************************************* *Единый налог при упрощенной *Не позднее *Первый Календарный *системе налогообложения *25-го числа *квартал, год <11> * *первого полугодие и *месяца, девять *следующего за месяцев *истекшим календарного *отчетным года <9> периодом <5> ************************************************************************* Статистика Представленные данные являются результатом анализа имеющихся в распоряжении редакции постановлений федеральных арбитражных судов всех десяти округов за 2002 г. (в количестве 36 181). ****************************************************************************************************************************************************************************************************************************** ФАС Уральского ФАС Восточно-Сибирского округа ФАС Западно-Сибирского ФАС Центрального АС Московского ФАС Волго-Вятского ФАС ФАС ФАС Поволжского ФАС округа округа округа округа * округа Северо-Западного Дальневосточного округа Северо-Кавказского округа округа округа ****************************************************************************************************************************************************************************************************************************** *налог на прибыль *налог на прибыль (05.02.2002 *налог на прибыль *налог на прибыль *налог на прибыль *ЕСН (18.06.2002 *налог на прибыль*налог на прибыль *налог на прибыль налог на прибыль *(21.01.2002 *N А74-2194/01-К2-Ф02-62/2002-С1) *(06.02.2002 *(05.06.2002 *(18.03.2002 *N А79-358/01-СК1-388)*(28.01.2002 *(02.10.2002 *(18.04.2002 (25.06.2002 *N Ф09-22/02-АК) *<*> *N Ф04/440-16/А81-2002) *N А08-222/02-9) *N КА-А41/1368-02)*<**> *N 3437) *N Ф03-А73/02-2/1991)*N А 55-18286/01-22)*N Ф08-2134/2002-787А)* *<**> ***********************************<*> *<*> *<*> ***********************<**> *<**> *<*> *<**> * *******************налог на прибыль (24.10.2002 ********************************************************************налог на прибыль ********************************************************************************* *налог на прибыль *N А33-6348/02-С3а-3137/02-С1) *налог на прибыль, налог *налог на имущество *налог на прибыль *(19.06.2002 *налог на *налог на прибыль налог на прибыль *(14.05.2002 *<*> *на имущество (06.03.2002 *(16.07.2002 *(01.07.2002 *N А79-396/02-СК1-405)*имущество *(30.10.2002 (23.05.2002 *N Ф09-963/02-АК) ***********************************N Ф04/871-202/А45-2002) *N А09-2153/02-12) *N КА-А40/4082-02)*<**> *(06.03.2002 *N Ф03-А73/02-2/2245)*N А 55-1757/02-34) * *<*> *ЕСН (31.10.2002 *<*> *<**> *<*> ***********************N А56-27 730/01)*<**> *<*> * *******************N А19-12015/02-15-Ф02-3195/02-С1)********************************************************************налог на прибыль *<**> ****************************************** *налог на прибыль *<*> *налог на прибыль *налог на прибыль *налог на *(22.07.2002 N 562/5) ****************** *(03.06.2002 ***********************************(11.03.2002 *(08.10.2002 *имущество *<**> налог на прибыль *N Ф09-1100/02-АК)*ЕСН (31.10.2002 *N Ф04/856-67/А67-2002) *N А64-1625/02-10) *(28.08.2002 ***********************(18.11.2002 * *<**> *N А19-12014/02-15-Ф02-3197/02-С1)*<*> *<*> N КА-А40/5773-02) N А56-23 815/00) *******************<*> **************************************************<*> * *<**> * *налог на прибыль ***********************************налог на имущество *налог на прибыль ******************* ****************** *(04.06.2002 *ЕСН (31.10.2002 *(07.08.2002 *(28.10.2002 налог на прибыль *N Ф09-1128/02-АК)*N А19-12013/02-15-Ф02-3198/02-С1)*N Ф04/2716-496/А03-2002, *N А23-1587/02А-14-117)*(22.10.2002 * *<*> *<*> *N Ф04/2716-502/А03-2002) *<*> N КА-А41/7133-02) *****************************************************<*> ************************<*> * *ЕСН (28.06.2002 *ЕСН (31.10.2002 ***************************налог на имущество ******************* *N Ф09-1316/02-АК)*N А19-12002/02-15-Ф02-3198/02-С1)*налог на прибыль *(30.10.2002 налог на прибыль *<*> *<*> *(11.11.2002 *N А09-350/2002-22-14) (22.10.2002 *****************************************************N Ф04/4042-545/А75-02) *<**> N КА-А40/7108-02) *ЕСН (28.06.2002 *налог на прибыль (05.11.2002 *<*> ************************<*> * *N Ф09-1315/02-АК)*N А74-1739/02-К2-Ф02-3272/02-С1) ***************************ЕСН (19.11.2002 ******************* *<**> *<*> *налог на прибыль *N А35-2614/02-С2) налог на прибыль *****************************************************(09.12.2002 *<**> (31.10.2002 налог на прибыль *N Ф04/4418-1736/А45-2002)************************N КА-А41/7279-02)* (01.07.2002 *<*> * *<*> * N Ф09-1352/02-АК) *************************** ******************* *<**> * налог на прибыль ******************* (11.12.2002 налог на прибыль N Ф04/4441-934/А03-2002) (08.07.2002 *<*> * N Ф09-1389/02-АК) *************************** *<*> * ******************* налог на прибыль (08.08.2002 N Ф09-1653/02-АК) *<*> * ******************* ЕСН (30.09.2002 N Ф09-2068/02-АК) *<**> * ******************* налог на прибыль (26.11.2002 N Ф09-2441/02-АК) *<*> * ******************* налог на прибыль (02.12.2002 N Ф09-2502/02-АК) *<**> * ******************* -------------------------------- <*> Суд занял сторону налогоплательщика (решение принято в его пользу, и во взыскании штрафа отказано, или вывод об этом следует из постановления). <**> Суд занял сторону налогового органа (решение принято в его пользу, и с налогоплательщика взыскан штраф, или вывод об этом следует из постановления). Примечание. Обращаем ваше внимание на то, что в разделе "Статистика" учтены в том числе споры, решения по которым окончательно не приняты (речь идет о случаях направления дела кассационной инстанцией на новое рассмотрение в первую или апелляционную инстанцию), однако вывод о позиции соответствующего ФАС усматривается из мотивировочной части постановления. Выводы Почти в 70% случаев федеральные арбитражные суды высказали точку зрения, в соответствии с которой налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в случае неуплаты авансового платежа, исчисляемого и уплачиваемого по итогам отчетного периода, то есть до истечения налогового периода по соответствующему налогу. Это позволяет говорить о сложившейся тенденции разрешения данной категории споров. Аргументы Арбитражные суды, разделившие точку зрения налоговых органов, руководствовались преимущественно правовой позицией Пленума ВАС РФ, согласно которой, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ (то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности), за просрочку его уплаты с налогоплательщика могут быть взысканы пени по ст. 75 НК РФ <12>. Приведенное в статьях 8, 52-55 НК РФ понятие налога как платежа, исчисленного на основе налоговой базы, определяемой по итогам налогового периода, отождествляется с понятием авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода, и поэтому в случае неуплаты авансовых платежей действуют правовые последствия, предусмотренные ст. 122 НК РФ. В случае необходимости защиты своих интересов в споре о правомерности привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату авансового платежа по налогу организация может использовать аргументы, отражающие собирательную позицию арбитражных судов, занявших сторону налогоплательщика: - ст. 122 НК РФ предусматривает взыскание с налогоплательщика штрафа в случае неуплаты (неполной уплаты) сумм налога; - налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот <13>; - налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения <14> и исчисляется по итогам каждого налогового периода <15>; - под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи <16>; - налоговым периодом по налогу на прибыль организаций, по ЕСН, по налогу на имущество предприятий и по единому налогу при упрощенной системе налогообложения является календарный год <17>, а по итогам отчетных периодов по перечисленным налогам уплачиваются авансовые платежи <18>; - факт неуплаты авансовых платежей по результатам отчетного периода не свидетельствует о неуплате налога по результатам налогового периода, поскольку НК РФ различает эти понятия; - поскольку из положений ст. 122 НК РФ следует, что предусмотренная ею ответственность может быть применена к налогоплательщику лишь при неуплате или неполной уплате сумм налога, определенного по окончании налогового периода (в рассматриваемом случае - календарного года), то ее применение в случае неуплаты авансовых платежей, то есть до момента формирования налоговой базы и до истечения налогового периода по налогу, расширяло бы сферу действия норм о налоговой ответственности, что является недопустимым. -------------------------------- <1> см. Письма МНС России от 07.08.2002 N ШС-6-14/1201@, УМНС России по г. Москве от 22.03.2002 N 28-11/12 934, УМНС России по Краснодарскому краю от 02.09.2002 N 2.23-8-340 <2> п. 3 ст. 243 НК РФ <3> п. 2 ст. 286, п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ <4> ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (ред. от 10.01.2003); п. 12 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 (ред. от 18.01.2002) <5> п. 7 ст. 346.21 НК РФ <6> ст. 240 НК РФ <7> п. 2 ст. 285 НК РФ <8> ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 <9> п. 2 ст. 346.19 НК РФ <10> п. 1 ст. 285 НК РФ <11> п. 1 ст. 346.19 НК РФ <12> п. 20 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <13> ст. 52 НК РФ <14> п. 1 ст. 53 НК РФ <15> п. 1 ст. 54 НК РФ <16> п. 1 ст. 55 НК РФ <17> п. 1 ст. 285, ст. 240, п. 1 ст. 346.19 НК РФ; ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 <18> п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 243, п. 7 ст. 346.21 НК РФ; ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 5 --------------------------------------------------------------------- 12 ФЕВРАЛЯ. "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ" ОБОСТРИЛАСЬ О.Проваленко Верховный суд РФ снова вернулся к экологическим платежам и Решением N ГКПИ 03-49 признал недействующими п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (которым Правительство РФ делегировало федеральным органам исполнительной власти полномочия по установлению нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов) и п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного вышеназванным Постановлением (в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке). Напомним, что 28.03.2002 Верховный суд РФ признал Постановление N 632 незаконным, посчитав, что экологические платежи обладают признаками налога и вводить их можно лишь федеральным законом. 04.06.2002 это Решение вступило в силу. Однако 10.12.2002 Конституционный суд РФ признал Постановление N 632 действующим, указав, что платежи за загрязнение окружающей среды являются не налогом, а фискальным сбором (подробнее об истории вопроса читайте в журнале "Главная книга", 2002, N 12, с. 6; 2003, N 2, с. 15; N 4, с. 9, 12). В свете последнего Решения Верховного суда РФ исчислить платеж невозможно, поскольку отсутствуют законно установленные ставки. В случае если указанное Решение не было оспорено в Кассационную коллегию Верховного суда РФ (редакция не располагает сведениями о его обжаловании), оно вступило в силу 23.02.2003 и признанные недействующими нормы не подлежат применению. Таким образом, загрязнение окружающей среды вновь стало бесплатным вплоть до принятия Правительством РФ нормативного правового акта об установлении соответствующих ставок или очередного судебного разбирательства. Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 6 --------------------------------------------------------------------- ДЕКЛАРАЦИИ В ГИГАБАЙТАХ П.Попов Электронные Нью-Васюки Совсем недавно в рамках программы "Электронная Россия" Правительство РФ приняло Постановление от 12.02.2003 N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", которым предписывается обеспечить доступ россиян к информации о работе федеральных министерств и ведомств, в том числе путем размещения информации в сети Интернет. С 15 мая 2003 г. на сайтах Правительства и министерств должна оперативно публиковаться такая небезынтересная, прежде всего руководству компаний, информация, как: - все принимаемые нормативные правовые акты Правительства и министерств и ведомств; - тексты официальных выступлений премьера и министров; - информация о заседаниях Правительства, материалы к заседаниям и их итоги; - сведения о программах, планах, мероприятиях Правительства и министерств; - планы законопроектной деятельности Правительства, тексты всех внесенных в парламент законопроектов, заключения и поправки к ним, а также сведения о законопроектах, разрабатываемых министерствами; - аналитические доклады и обзоры о деятельности власти, прогнозы и официальная статистика, собранная ведомствами; - сведения о решениях судов о признании недействующими актов Правительства или ведомств. На самом деле это очень значимый шаг со стороны Правительства, поскольку он дает гражданам возможность оперативно реагировать на предлагаемые изменения правовой среды. Не секрет, что информация о планах министерств по изменению законодательства, как правило, является закрытой - ведомства очень не любят обсуждать свои предложения до заседания Правительства. Правда, сами ведомственные тексты законопроектов доступны не будут. Не будет официально доступной и информация, например, о проектах приказов Минфина и МНС России - во-первых, объем информации слишком велик, во-вторых, они все равно должны будут пройти экспертизу в Минюсте России. Примечание. До 2010 г. на программу "Электронная Россия" планируется потратить около 2,5 млрд долл., но эта цифра, видимо, возрастет в несколько раз. Среди других масштабных целей программы - введение в стране электронной системы голосования (может быть введена на выборах в 2007 г.), проект "Киберпочта" по созданию сети пунктов коллективного доступа в Интернет и "интернетизации" всех госорганов и бюджетных организаций, создание "электронного правительства" - полный перевод на электронную платформу деятельности центральных и местных органов власти. Декларация сформирована - послать? Однако можно смело утверждать, что пока ближе всех продвинулось к "электронному раю" МНС России. Не случайно не отягощенный ненужной графикой сервер МНС России считается лучшим по открытости и информативности среди интернет-представительств российских органов госвласти. Для МНС России в программе поставлена предельно ясная задача - упростить процедуру декларирования налогов и перевести ее в электронную форму. Примечание. В других странах, провозгласивших принцип "электронного правительства", подача деклараций и уплата налогов через Интернет также являются непременными атрибутами такой программы. Так, в США с этого года введена обязанность госорганов и судов публиковать свои акты в Интернете и продекларировано право граждан в сети заполнять и подавать декларации и доплачивать налоги. В ФРГ в рамках программы "BundOnline-2005" также предполагается гарантировать услугу "электронная налоговая декларация". Но пока действительно популярными стали лишь компьютерные программы МНС России по заполнению справок и деклараций о доходах граждан. Последние предусматривают сохранение заполненной декларации в виде файла, но в налоговую инспекцию представляется бумажная распечатка готовой формы декларации. Как и год назад, лишь в столице запущена полноценная система представления организациями налоговой и бухгалтерской отчетности по электронной почте с заверением отчетности электронной цифровой подписью и без дублирования ее бумажными формами. Сейчас в городе этой услугой пользуются всего 2 тыс. налогоплательщиков, однако УМНС России по г. Москве начало акцию по льготному подключению к такой системе. Подобная возможность существует также в Кемеровской области, Краснодарском крае и Татарстане, возможно, уже и в других регионах. Примечание. В столице эта технология обойдется вам как минимум в 50 долл. единовременного платежа за приобретение программного комплекса для заполнения, шифрования и отправки деклараций и прочей отчетности. Неизбежны затраты на абонентское обслуживание (пока 12 долл. в месяц) и, разумеется, услуги доступа в сеть. Дискетная реальность Остальные регионы также вынашивают амбициозные планы по переходу на электронный документооборот с налогоплательщиками. Но пока дальше экспериментов по приему отчетности на дискетах дело не зашло. Правда, в этом случае в качестве стимула для бухгалтеров предусмотрен их прием с отчетами вне очереди. При этом, разумеется, налогоплательщикам приходится попутно представлять и бумажные копии отчетности. Но и в этом случае выгоды очевидны - до этого гигантское число человекочасов налоговые инспекторы тратили на ручной ввод или сканирование отчетности в электронную форму. Примечание. Пять инспекций Пермской области уже принимают с этого года декларации от юридических лиц на магнитных носителях. Около 70 крупнейших предприятий Нижневартовска также переходят на представление отчетности в инспекции на дискетах, причем к ноябрю налоговая служба намерена довести их число до 50% налогоплательщиков города. В ряде других регионов налоговые органы даже настаивают на подаче деклараций на дискетах под угрозой отказа принимать их на бумаге. Однако такое требование инспекций неправомерно - ни Налоговый кодекс РФ, ни инструкции по заполнению деклараций не предусматривают обязательного представления декларации исключительно на магнитных носителях (в электронном виде) (п. 2 ст. 80 НК РФ). Что касается МНС России, то оно уже выполнило на нормативном уровне все необходимые действия для легализации сдачи электронных деклараций - как на магнитных носителях, так и по каналам связи. Так, утверждены: - Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ от 02.04.2002 N БГ-3-32/169); - Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@); - Формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (версия 2.00) (Приказ от 25.03.2002 N БГ-3-13/149). Поскольку наиболее дешевым, а значит, и реальным вариантом является пока сдача отчетности на дискетах, а не через Интернет, то именно это направление МНС России и намерено максимально развить в 2003 г. Правда, в основном эти мероприятия будут проходить в выбранных МНС России 15 регионах страны, при этом МНС России уже отстает от собственного графика. Ниже мы приводим наиболее интересные позиции из плана МНС России на 2003 г. по организации ввода информации в автоматизированную систему налоговых органов (Приказы от 06.08.2002 N БГ-3-06/414 и от 05.02.2003 N БГ-3-06/50). ****************************************************************** Этап работ Срок выполнения * ****************************************************************** *Проработка вопросов мотивации для I квартал 2003 г. налогоплательщиков перехода на безбумажную * технологию представления отчетности, * подготовка предложений по организации * рекламной кампании преимуществ системы * ****************************************************************** *Индивидуальная работа с Начиная с I квартала *налогоплательщиками по переходу на 2003 г. технологию представления отчетности в * электронном виде * ****************************************************************** *Размещение для налогоплательщиков Начиная с I квартала *программных продуктов по формированию *2003 г. <*> * отчетности в электронном виде на серверах * МНС и УМНС России, в перспективе - * распространение программ через инспекции * путем записи на дискеты или выдачи * записанного CD-диска * ****************************************************************** *Изучение опыта УМНС России по III квартал 2002 г. - *Краснодарскому краю по представлению II квартал 2003 г. налогоплательщиками отчетности через * аудиторские фирмы, внедрение и развитие * системы представления отчетности в * электронном виде через третьих лиц * ****************************************************************** *Обучение специалистов налоговых органов Начиная с I квартала *скоростному вводу данных ("слепым" 2003 г. методом), приему отчетности в электронном * виде, работе в системе представления * отчетности по каналам связи * ****************************************************************** -------------------------------- <*> Формат налоговой отчетности уже доведен до разработчиков программных бухгалтерских продуктов, и большинство из них уже реализовало или реализует (правда, с некоторыми проблемами) в своих программах выгрузку отчетности в требуемом МНС России формате. Таким образом, налогоплательщикам и не придется искать разработанные МНС России программы для составления электронной отчетности и записи ее на носители - все должна сделать используемая ими программа. Другие ведомства стремятся не отставать от МНС России и тоже предпринимают попытки организовать электронный обмен информацией с налогоплательщиками. Речь, прежде всего, идет о Пенсионном фонде РФ и ГТК России. ПФР, как и налоговые органы, также пока рассматривает в качестве приоритетного направления сдачу отчетности на магнитных носителях. Бухгалтеры, впрочем, наверняка в курсе того, с какими сложностями в 2003 г. был сопряжен этот процесс - на упрощение это было похоже весьма отдаленно. Однако опять-таки в Москве была организована в качестве эксперимента (в центральном отделении ПФР в 2002-2003 гг.) сдача сведений персонифицированного учета на магнитных носителях (дискетах), но уже заверенных электронной цифровой подписью, то есть без бумажного дублирования. Сейчас Фонд рассматривает возможность организовать процесс сдачи сведений в 2004 г. по электронной почте. А ГТК России сразу приступил к проведению эксперимента по подаче таможенных деклараций в электронном виде по каналам связи. Так, Приказом ГТК России от 29.07.2002 N 801 "Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях" в этих регионах организована подача ГТД, заверенных электронной подписью, а в 2003 г. систему предполагается опробовать на всей территории РФ. Как и в случае с МНС России, у таможенников все в конечном счете упирается в финансирование, но и те, и другие должны получить от Всемирного банка солидные займы на компьютерное оснащение своих служб. Дело, как говорится, за "освоением средств". Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 6 ---------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||