Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

                  Материалы из журнала "Главная книга"
                 ДЮЖИНА ПОПРАВОК ДЛЯ ЕНВД И "УПРОЩЕНКИ"
                                                              П.Попов

        Как и в случае с предыдущими главами НК РФ, еще до вступления
   в силу глав 26.2 и 26.3 по упрощенной системе и ЕНВД  обнаружилось
   их несовершенство.  Отрадно, что принять уточняющие поправки к ним
   законодатель успел еще  до  начала  работы  этих  новых  налоговых
   режимов  -  Федеральный  закон  N  191-ФЗ  "О внесении изменений и
   дополнений в главы 22,  24,  25,  26.2,  26.3 и  27  части  второй
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации и некоторые другие акты
   законодательства Российской Федерации" был подписан и  опубликован
   по традиции как раз 31 декабря.  Мы сгруппировали для вас наиболее
   масштабные поправки по видам налогов.

        Упрощенная система налогообложения
        (пп. 9-13 ст. 1, ст. 3 Федерального закона N 191-ФЗ).
        1. Самая важная поправка  -  расширяется  список  учитываемых
   расходов.  В  него включены все установленные в РФ налоги и сборы,
   таможенные платежи,  но главное -  в  расходах  будет  учитываться
   стоимость покупных товаров,  что открывает хорошие перспективы для
   использования упрощенной системы организациями торговли.
        2. Вторая   по   значимости  -  освобождение  организаций  от
   обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме.  Сохраняется
   лишь  обязанность  вести бухучет основных средств и нематериальных
   активов для контроля за их остаточной стоимостью -  напомним,  что
   при  превышении  ею  суммы в 100 млн руб.  предусмотрен возврат на
   общий режим налогообложения.
        3. НДС  при  ввозе  товаров  в  РФ "упрощенцы" платить все же
   будут (это касается и плательщиков ЕНВД) - Правительство РФ  очень
   опасалось возникновения подобной таможенной "дыры".

        ЕНВД (пп. 14-19 ст. 1, ст. 2 Федерального закона N 191-ФЗ).
        Основные  поправки  мы уже анализировали ранее (см. ГК, 2002,
   N 22), однако теперь к ним добавились и новые.
        1. Регионы не могут  перевести  на  ЕНВД  розничную  торговлю
   подакцизными  нефтепродуктами и минеральным сырьем,  автомобилями,
   мотоциклами,  а  также  ломбарды  -  это  слишком  доходные   виды
   деятельности.
        2. Максимальная  площадь  торгового  зала  и  зала   общепита
   увеличена  с  70 до 150 кв.  м,  при этом ограничение действует по
   отдельному объекту торговли или общепита, а не по всей организации
   (предпринимателю),  которая  может  иметь  и  несколько  магазинов
   (кафе).  При этом для торговли  складские  помещения  при  расчете
   налога учитываться не должны.
        3. На год отменяется коэффициент К1,  учитывающий кадастровую
   стоимость  земли  -  то есть чем дешевле земля,  тем меньше должна
   была бы  быть  сумма  налога.  Напомним,  что  отмена  К1  вызвана
   незавершенностью процесса оценки земли в регионах.  Однако регионы
   теперь вправе заложить в оставшийся коэффициент К2 в том  числе  и
   "особенности места ведения предпринимательской деятельности",  чем
   ряд из них и воспользовался - как и положено,  ЕНВД,  уплачиваемый
   при  осуществлении деятельности на окраине города или села,  будет
   меньше,  чем для центра населенного пункта.  Кроме того,  поправки
   позволяют   в   2003   г.   снижать   размер   базовой  доходности
   "вмененщиков" максимум не в  10  (как  в  первоначальной  редакции
   гл. 26.3 НК РФ), а в 100 раз!
        4. Коэффициент К3,  учитывающий инфляцию, будет публиковаться
   раз  в год,  а на 2003 г.  он равен единице.  То есть в первый раз
   размеры базовой доходности будут проиндексированы лишь в 2004 г.
        5. Наконец,  установлены  единые  для  всех регионов РФ сроки
   подачи деклараций по ЕНВД - не позднее 20-го числа первого  месяца
   следующего налогового периода.

        Примечание. Поправки,     помимо    прочего,    устанавливают
   максимальный размер местного сбора за уборку территорий населенных
   пунктов  для  организаций  - отныне он не может превышать 1,5%  от
   фонда оплаты труда (статьи 6,  9 Федерального  закона  N  191-ФЗ).
   Напомним, что ранее размер сбора, который вправе собирать регионы,
   не введшие налог с продаж, ограничен не был (подп. "х" п. 1 ст. 21
   Закона  РФ  от  27.12.91  N 2118-1).  Это привело к тому,  что ряд
   регионов установили запредельные ставки,  в том числе в  процентах
   от выручки организаций. Установлено, что сбор будет отменен в РФ с
   2004 г.

        ЕНВД и "упрощенка".
        С 01.01.2003 вступил в силу и Федеральный закон от 31.12.2002
   N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями  по  обязательному  социальному
   страхованию граждан,  работающих в организациях и у индивидуальных
   предпринимателей,  применяющих  специальные  налоговые  режимы,  и
   некоторых других категорий граждан",  который напрямую затрагивает
   налогоплательщиков по упрощенной системе и по ЕНВД. Согласно ст. 2
   Закона ФСС РФ будет компенсировать выплату ежемесячного пособия по
   временной нетрудоспособности работникам  таких  налогоплательщиков
   лишь в размере 1 МРОТ (сейчас 450 руб.  - статьи 1, 3 Федерального
   закона от 19.06.2002 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты  труда"
   (ред.  от  26.11.2002),  с 1 октября  2003  г.  будет  повышен  до
   600 руб.).  Остальную часть пособия обязан выплачивать с  2003  г.
   сам работодатель за счет собственных средств.

        Примечание. Выплату   иных  видов  пособий  по  обязательному
   социальному страхованию работникам таких налогоплательщиков ФСС РФ
   по-прежнему   будет   компенсировать   в   полном  объеме  (ст.  2
   Федерального закона N 190-ФЗ).

        При этом что касается "упрощенцев",  то сумма выплаченных  за
   свой счет пособий работникам (ст. 4 Федерального закона N 190-ФЗ):
        - при объекте налогообложения "доходы за вычетом расходов"  -
   учитывается в составе расходов;
        - при объекте налогообложения "доходы" - уменьшает  в  полном
   объеме сумму исчисленного налога.
        Плательщики ЕНВД также смогут  уменьшать  сумму  исчисленного
   налога   на   всю  сумму  выплаченных  ими  пособий  по  временной
   нетрудоспособности.
        Но если работодатель,  применяющий специальные режимы,  будет
   уплачивать в ФСС РФ в добровольном порядке  дополнительные  взносы
   по  ставке  3%  от фонда заработной платы,  за счет средств ФСС РФ
   можно будет выплачивать пособия  в  полном  объеме,  в  том  числе
   требовать  от  Фонда возмещения расходов при недостаточности суммы
   начисленных в ФСС РФ взносов.
        Разъясним причины принятия подобного Закона: хотя поступления
   от ЕНВД и единого налога по упрощенной системе и распределяются  в
   том числе в ФСС РФ,  Фонд прогнозировал на 2003 г.  дефицит своего
   бюджета  в  части  выплаты  пособий  работникам   "упрощенцев"   и
   плательщиков  ЕНВД  -  поступления от них слишком малы.  Поэтому и
   было принято решение выплачивать в полном объеме пособия только  в
   случае уплаты ими дополнительных взносов.

        Примечание. Помимо   этого,  Закон  решает  проблему  выплаты
   пособий для самих  индивидуальных  предпринимателей,  адвокатов  и
   прочих  подобных  категорий граждан:  ФСС РФ начнет выплачивать им
   самим  пособия  по  временной  нетрудоспособности  и  в  связи   с
   материнством  только  в  том  случае,  если они в течение полугода
   будут уплачивать за себя дополнительные взносы в ФСС РФ по  тарифу
   3,5% от налоговой базы по ЕСН - суммы доходов за вычетом расходов,
   связанных с их извлечением.  Напомним,  что  сейчас  ЕСН  с  таких
   плательщиков  в  ФСС  РФ  не  поступает  и  они  не имеют права на
   получение пособий по социальному страхованию.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 02
---------------------------------------------------------------------

                       БОЛЬШЕ ПРИБЫЛИ В СУБЪЕКТЫ!
                                                           Л.Гужелева

        1 января 2003 г.  вступил в силу п.  27  ст.  1  Федерального
   закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
   часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и  некоторые
   другие   акты   законодательства  Российской  Федерации",  которым
   изменена пропорция распределения налога на  прибыль  по  бюджетам.
   Начиная с 2003 г. определяемая по общей ставке 24% сумма налога на
   прибыль подлежит зачислению:
        - в  федеральный  бюджет - исходя из ставки 6%  (в 2002 г.  -
   7,5%);
        - в бюджеты субъектов - из ставки 16% (в 2002 г. - 14,5%);
        - в местные бюджеты - из ставки 2%.
        При этом,  как  и  в  2002  г.,  законами субъектов РФ ставка
   налога,  зачисляемого  в  бюджеты  субъектов  РФ,  для   отдельных
   категорий  налогоплательщиков  может быть понижена не более чем на
   4%, то есть до 12% (в 2002 г. - до 10,5%).
        Напомним, что  такое  перераспределение  налога  на  прибыль,
   зачисляемого в федеральный бюджет  и  бюджеты  субъектов,  вызвано
   необходимостью  восполнения потерь региональных бюджетов в связи с
   отменой с 1 января 2003 г.  налога на пользователей  автомобильных
   дорог.
        В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге -
   в  2003  г.  сумма  налога на прибыль,  зачисляемая в бюджеты этих
   городов,  будет  исчисляться  по  налоговой  ставке 18% (16% + 2%)
   (ст. 8  Федерального  закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном
   бюджете на 2003 год").
        Как и  прежде,  перечисление  налога  на  прибыль оформляется
   тремя  (для  Москвы  и  Санкт-Петербурга   -   двумя)   платежными
   поручениями,   так   как   коды   бюджетной  классификации  (КБК),
   указываемые  в  поле  "Назначение  платежа",  для   сумм   налога,
   подлежащих   уплате   в  соответствующие  бюджеты,  различны  (см.
   календарь на январь 2003 г. в ГК, 2003, N 1, с. 47-50).

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 02
---------------------------------------------------------------------

                 СВЕДЕНИЯ В ПФР: ТЕПЕРЬ ОДИН РАЗ В ГОД
                                                           Н.Сидорова

        31 декабря 2002 г.  вступили в силу изменения и дополнения  в
   Федеральный   закон   от   01.04.96  N  27-ФЗ  "Об  индивидуальном
   (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
   страхования" (внесены Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ).
        Важное изменение     касается      порядка      представления
   страхователями  в органы Пенсионного фонда РФ сведений о страховых
   взносах   и   страховом   стаже   работающих    у    страхователей
   застрахованных   лиц.   Теперь   страхователь  должен  представить
   сведения о каждом работающем у него застрахованном лице лишь  один
   раз в год - не позднее 1 марта (ранее сведения представлялись один
   раз в  полгода,  а  организациями  с  численностью  работающих  до
   50 человек - ежеквартально).
        Сведения должны  представляться   по   формам,   определяемым
   Пенсионным  фондом  РФ.  Напомним,  что  Минюст  России  отказал в
   регистрации  Постановления  Правления  Пенсионного  фонда  РФ   от
   21.10.2002   N   122п   "О   формах   документов   индивидуального
   (персонифицированного)   учета    в    системе    государственного
   пенсионного   страхования   и  Инструкции  по  их  заполнению".  В
   Постановлении содержалась,  в  частности,  анкета  застрахованного
   лица,  а также индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке
   (вознаграждении),   доходе   и   начисленных   страховых   взносах
   застрахованного   лица.   В  связи  с  отказом  в  государственной
   регистрации указанные формы к применению не обязательны (см. также
   ГК, 2002, N 26, с. 93).

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 02
---------------------------------------------------------------------

          КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД: ЗА ЭКОЛОГИЮ ОПЯТЬ НАДО ПЛАТИТЬ
                                                         О.Проваленко

        25 декабря    2002    г.    вступило   в   силу   Определение
   Конституционного  суда  РФ  от  10.12.2002  N  284-О  по   запросу
   Правительства   РФ   о  проверке  конституционности  Постановления
   Правительства  РФ  от  28.08.92  N  632  "Об  утверждении  Порядка
   определения   платы   и  ее  предельных  размеров  за  загрязнение
   окружающей  природной  среды,  размещение  отходов,  другие   виды
   вредного  воздействия"  и ст. 7 Федерального  закона  от  31.07.98
   N 147-ФЗ "О введении в действие части  первой  Налогового  кодекса
   Российской Федерации".
        Напомним, что ранее Решением Верховного суда РФ от 28.03.2002
   N ГКПИ 2002-178 Постановление Правительства РФ N 632 было признано
   незаконным  (недействительным),  как  возлагающее  обязанность  по
   уплате   налога  -  платы  за  загрязнение  окружающей  среды,  не
   установленного федеральным законом,  что противоречит ст. 57, ч. 3
   ст.  75 Конституции РФ,  ст.  6 НК РФ и п.  1 ст.  16 Федерального
   закона  от  10.01.2002  N  7-ФЗ  "Об  охране  окружающей   среды".
   Определением  Верховного  суда  РФ  от  04.06.2002  N  КАС  02-232
   названное Решение было оставлено без изменения (подробнее об  этом
   см. ГК, 2002, N 12, с. 6).
        Констатируя в Определении N  284-О  тот  факт,  что  правовая
   природа  платежей за загрязнение окружающей среды - налог или сбор
   -  действующим  Федеральным  законом  от  10.01.2002  N  7-ФЗ   не
   определена,  Конституционный  суд  РФ вместе с тем пришел к иному,
   нежели Верховный суд РФ,  выводу, указав, что данные платежи носят
   индивидуально-возмездный   и  компенсационный  характер,  являясь,
   таким образом, не налогом, а фискальным сбором.
        Установив, что   Постановление   Правительства   РФ   N   632
   предусматривает   взимание   платежей   неналогового    характера,
   Конституционный  суд  РФ определил,  что оно сохраняет свою силу и
   подлежит  применению  судами,  другими  органами  и   должностными
   лицами.  Таким  образом,  с  25  декабря 2002 г.  следует признать
   существующей обязанность природопользователей  уплачивать  сбор  в
   виде платы за загрязнение окружающей среды.
        Что касается платежей за  период  с  4  июня  2002  г.  (дата
   вступления  в  силу вышеупомянутого Решения Верховного суда РФ) по
   24 декабря 2002 г.,  то их,  на наш взгляд,  уплачивать не  нужно:
   законная  обязанность уплачивать налог в виде платы за загрязнение
   окружающей среды в этот временной промежуток отсутствовала.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 02
---------------------------------------------------------------------

                      В НОВЫЙ ГОД С НОВЫМ БЮДЖЕТОМ
                                                         Д.Коптюбенко

        Федеральным законом от  24.12.2002  N  176-ФЗ  был  утвержден
   федеральный  бюджет  на  2003 г.  Параметры бюджета сформированы с
   учетом того,  что на 2003 г.  приходится пик выплат по российскому
   внешнему  долгу.  Инфляция,  принятая  в  базовых  показателях при
   расчете федерального бюджета на 2003 г.,  запланирована на  уровне
   10-12%.  Бюджет  рассчитан  исходя из среднегодового курса рубля к
   доллару на уровне 34 руб.  за  долл.  США  и  экспортной  цены  на
   российскую нефть на уровне 21,5 долл.  США за баррель. Несмотря на
   снижение налоговой нагрузки с 32,9% от уровня валового внутреннего
   продукта  в  2002  г.  до  30,7%  ВВП в 2003 г.,  Правительство РФ
   намерено получить налоговых доходов на 166 млрд руб. больше, чем в
   прошлом году.
        В Законе  о   бюджете   сохраняются   действующие   нормативы
   распределения  налогов  по бюджетам различных уровней.  Исключение
   составляют акцизы на автомобильный  бензин,  дизельное  топливо  и
   масла для дизельных и карбюраторных двигателей, 40% которых теперь
   будут   отчисляться   в   федеральный   бюджет,   а   60%   -    в
   консолидированные  бюджеты субъектов Федерации,  а также акцизы на
   табачные  изделия,   которые   будут   полностью   зачисляться   в
   федеральный бюджет.
        Проиндексирован размер    ставок    некоторых    обязательных
   платежей:
        - размеры   арендной   платы   за   земли,   находящиеся    в
   государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного
   налога увеличены в 1,8 раза (см. ГК, 2002, N 26, с. 83);
        - все специфические ставки акцизов (за исключением акцизов на
   пиво,  табачные изделия и нефтепродукты) проиндексированы на  15%,
   ставки акциза на пиво - на 25%, на табачные изделия - в среднем на
   80%;
        - действующие  в  2002  г.  ставки  акцизов  за автомобильный
   бензин,  дизельное топливо и масла для дизельных  и  карбюраторных
   двигателей увеличены на 45%;
        - средневзвешенная  оптовая  цена  на   природный   газ   для
   потребителей  внутреннего  рынка,  действующая  с  июля  2002  г.,
   проиндексирована согласно предельному  размеру  повышения  цен  на
   него не более чем на 20%, или 708 руб. за 1000 куб. м.
        Введены новые коды бюджетной  классификации  по  акцизам,  за
   исключением   акцизов   на   этиловый  спирт-сырец  и  акцизов  по
   подакцизным товарам и продукции,  ввозимым  на  территорию  России
   (перечень  КБК,  установленный на 2003 г.,  см.  в Приказе Минфина
   России от 11.12.2002 N 127н).
        Законом о  бюджете  на  2003  г.  приостанавливается действие
   некоторых   законодательных   актов,   касающихся    хозяйственной
   деятельности  компаний.  В частности,  приостанавливается действие
   подп.  3 и 4 ст.  34 Федерального закона от 29.10.98 N  164-ФЗ  "О
   финансовой   аренде  (лизинге)".  При  ввозе  товаров,  являющихся
   предметом международного лизинга,  таможенные платежи теперь будут
   взиматься  в  соответствии с порядком,  предусмотренным таможенным
   режимом,  под  который  такие  товары  помещаются.  Ранее  на  эту
   категорию  ввозимых  товаров распространялся особый режим взимания
   таможенных сборов.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 02
---------------------------------------------------------------------

             НЕТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ УЙДЕТ
                                                         Е.Филимонова

        8 января 2002 г.  вступило в силу Постановление Правительства
   РФ   от   26.12.2002   N  930,  утвердившее  Правила  медицинского
   освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет
   транспортным средством, и оформления его результатов.
        Действующим Кодексом Российской Федерации об административных
   правонарушениях определено, что медицинское освидетельствование на
   состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются  в
   порядке,  установленном  Правительством  РФ.  Однако до настоящего
   момента указанный порядок утвержден не  был  и  применялся  старый
   порядок,  установленный  Временной инструкцией от 01.09.88 (Письмо
   МВД России от 29.06.2002 N 13-4/3000). Устранение этого недостатка
   и стало целью правительственного Постановления.
        В соответствии со ст.  27.12 КоАП РФ лица,  которые управляют
   транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные
   основания полагать,  что  они  находятся  в  состоянии  опьянения,
   подлежат  отстранению  от  управления  транспортным  средством  до
   устранения причины отстранения, о чем составляется соответствующий
   протокол.  Сотрудник  ГИБДД также оформляет протокол о направлении
   на  медицинское  освидетельствование  на  состояние  опьянения   и
   доставляет   водителя   транспортного   средства   в   организацию
   здравоохранения.   Освидетельствование   может    проводиться    в
   специально оборудованных для этой цели автомобилях врачом, имеющим
   соответствующую специальную подготовку. Освидетельствование должно
   проводиться   в   соответствии  с  нормативными  правовыми  актами
   Минздрава  России.  Результаты  освидетельствования  отражаются  в
   акте, составленном врачом по установленной Минздравом России форме
   (на  данный  момент  не  утвержденной),  который   прилагается   к
   соответствующему  протоколу.  Акт медицинского освидетельствования
   подписывается   врачом   и    заверяется    печатью    организации
   здравоохранения.  Лицу, проходящему освидетельствование, экземпляр
   указанного акта не выдается,  и на руки  он  получает  лишь  копии
   протокола  об  отстранении  от управления транспортным средством и
   протокола о направлении на медицинское освидетельствование.
        В случаях   невыполнения   водителем   законного   требования
   сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на
   состояние  опьянения в административном протоколе,  составленном в
   присутствии двух понятых, указываются имеющиеся признаки опьянения
   и   действия   водителя,   характеризующие   факт   уклонения   от
   освидетельствования.

        Примечание. Согласно ст. 21.6 КоАП РФ уклонение гражданина от
   медицинского   освидетельствования   влечет   предупреждение   или
   наложение административного штрафа в размере от  одной  второй  до
   пяти МРОТ, то есть от 50 до 500 руб. (ст. 5 Федерального закона от
   16.09.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2003, N 02
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное