Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

                  Материалы из журнала "Главная книга"
                       МНС ПРОРУБИЛО "ОДНО ОКНО"
                                                            Е.Комкова

        Федеральный закон  от  08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной
   регистрации юридических лиц", по замыслу его разработчиков, должен
   был    обеспечить    реализацию    принципа   "одного   окна"   во
   взаимоотношениях  юридического  лица  с  регистрирующими  органами
   государственной власти. Однако непродолжительная пока еще практика
   применения данного Закона,  вступившего в силу 1 июля 2002 г., уже
   неоднократно подвергалась критике:  принцип "одного окна" оказался
   скорее иллюзией,  нежели реальной перспективой. Ведь для участия в
   гражданском    обороте   юридическому   лицу   нужно   не   только
   зарегистрироваться и встать на учет в качестве налогоплательщика в
   налоговом  органе  -  ему  необходимо  встать на учет в Пенсионном
   фонде РФ,  Фонде социального страхования РФ и Фонде  обязательного
   медицинского  страхования  РФ,  а  также  получить соответствующие
   лицензии в иных государственных органах.  И все же следует  отдать
   должное  попыткам  МНС  России  более детально проработать принцип
   "одного  окна"  хотя  бы  в  том  урезанном  виде,  в   каком   он
   предусмотрен  Федеральным  законом  "О государственной регистрации
   юридических лиц".  В данном случае речь идет о Приказе МНС  России
   от  09.08.2002  N  БГ-3-09/426  "О  порядке  постановки  на учет в
   налоговом  органе   по   месту   нахождения   юридического   лица,
   зарегистрированного  после  1  июля 2002 года",  который вступил в
   силу 20 октября 2002 г.
        В названном Приказе говорится о том, что постановка на учет в
   качестве   налогоплательщика,   равно   как   и    государственная
   регистрация   юридических   лиц   при   их   создании   (а   также
   государственная регистрация вновь возникших  юридических  лиц  при
   реорганизации),   осуществляются   в  налоговом  органе  по  месту
   нахождения  созданного  или  вновь   возникающего   в   результате
   реорганизации юридического лица <1>.
        Таким образом,      представитель      создаваемого      либо
   реорганизуемого  юридического  лица должен представить в налоговый
   орган  по  месту  нахождения  соответствующего  юридического  лица
   следующий пакет документов:
        1) заявление о государственной регистрации юридического  лица
   при   создании   либо   заявление  о  государственной  регистрации
   юридического лица,  создаваемого путем реорганизации <2>, при этом
   подпись  заявителя  на указанном заявлении должна быть нотариально
   удостоверена.

        Примечание. Подробно  о  форме  заявления  о  государственной
   регистрации юридического лица читайте в "ГК", 2002, N 18, с. 66;

        2) комплект документов, необходимых для регистрации <3>:
        при создании юридического лица:
        - документ об уплате государственной пошлины;
        - решение о создании  юридического  лица  в  виде  протокола,
   договора  или  иного  документа в соответствии с законодательством
   РФ;
        - учредительные  документы  юридического лица (подлинники или
   нотариально удостоверенные копии);
        - выписка    из    реестра    иностранных   юридических   лиц
   соответствующей  страны   происхождения   или   иное   равное   по
   юридической  силе доказательство юридического статуса иностранного
   юридического лица - учредителя;
        при реорганизации юридического лица:
        - документ об уплате государственной пошлины;
        - учредительные    документы   каждого   вновь   возникающего
   юридического лица,  создаваемого путем  реорганизации  (подлинники
   или нотариально удостоверенные копии);
        - решение о реорганизации юридического лица;
        - договор    о   слиянии   или   присоединении   в   случаях,
   предусмотренных федеральными законами;
        - передаточный акт или разделительный баланс;
        3) заявление о постановке на  учет  в  налоговом  органе  (по
   форме N 12-1-1) <4>.
        В заявлении о постановке на учет в качестве налогоплательщика
   сведения  вносятся далеко не во все предусмотренные формой пункты.
   Из восьми пунктов разд.  I заполняются  лишь  первые  два:  в  них
   указывается  полное  и сокращенное наименование юридического лица.
   Аналогичным образом в разд.  II заполняются  лишь  первые  два  из
   шести  предусмотренных  пунктов,  где указывается,  имеет ли место
   создание или реорганизация юридического лица.  Не требуется  также
   заполнения  Приложений  1-4  к  данному  заявлению,  в которых,  в
   частности,  должны  были  быть  указаны  сведения  об  учредителях
   (участниках)   -   юридических   лицах,  сведения  об  учредителях
   (участниках) - физических лицах,  сведения о  дочерних,  зависимых
   обществах   и  дочерних  предприятиях,  сведения  об  обособленных
   подразделениях.

        Примечание. Соответствующий  пакет  документов   может   быть
   представлен  в  регистрирующий  орган  непосредственно заявителем,
   направлен по почте либо передан через курьера.  В случае наличия у
   курьера  доверенности  на  представление документов регистрирующий
   орган выдает ему расписку в получении документов. При отсутствии у
   курьера   соответствующей   доверенности   расписка   в  получении
   документов направляется заявителю по почте.

        Постановка юридического   лица    на    учет    в    качестве
   налогоплательщика  осуществляется  в  течение  пяти  дней  со  дня
   государственной регистрации и,  соответственно,  в течение  десяти
   дней  с  момента  представления  документов в регистрирующий орган
   (поскольку   согласно   п.  1    ст.   8    Федерального    закона
   "О государственной   регистрации   юридических   лиц"  регистрация
   юридического лица должна быть осуществлена в течение пяти  дней  с
   момента  представления  документов).  В  день постановки на учет в
   качестве    налогоплательщика    юридическому    лицу     выдается
   (направляется  по почте с уведомлением о вручении) Свидетельство о
   постановке   на   учет   в   налоговом   органе.   Соответствующее
   Свидетельство может быть выдано (направлено) заявителю и вместе со
   Свидетельством о государственной регистрации юридического лица  (в
   этом   случае   -   не  позднее  одного  рабочего  дня  с  момента
   государственной регистрации) <5>.  По всей видимости,  именно  так
   налоговые органы и намерены поступать на практике.

        Примечание. Налоговые  органы  на  практике  при определении,
   каким   способом   выдать   налогоплательщику   Свидетельство    о
   государственной    регистрации,    ориентируются    на   то,   как
   соответствующие документы были представлены на регистрацию:
        1) при  представлении  документов  в  регистрирующий орган по
   почте - Свидетельство направляется заявителю почтовым отправлением
   с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;
        2) при   представлении   документов   уполномоченным    лицом
   непосредственно - Свидетельство выдается заявителю;
        3) при  представлении  в  регистрирующий   орган   документов
   третьим лицом:
        а) при наличии у третьего лица доверенности  -  Свидетельство
   выдается непосредственно третьему лицу;
        б) при отсутствии у третьего лица доверенности  либо  если  в
   доверенности не содержится полномочие на получение Свидетельства -
   Свидетельство направляется заявителю по почте.
        Аналогичное правило  распространяется  и  на процедуру выдачи
   Свидетельства о постановке на учет в качестве налогоплательщика  в
   случае, если соответствующие свидетельства выдаются одновременно.

        В организационном   смысле   МНС   России  также  постаралось
   приблизиться  к   принципу   "одного   окна",   возложив   функции
   регистрации  юридических  лиц  и  постановки их на учет в качестве
   налогоплательщика  на  один и тот же отдел  в структуре  инспекций
   МНС - отдел работы с налогоплательщиками <6>.

        Примечание. Более  подробно о структуре инспекций МНС читайте
   в "ГК", 2002, N 20, с. 87.

        По всей видимости, в ближайшее время в Налоговый кодекс РФ, в
   частности в ст.  83 НК РФ, будут внесены соответствующие поправки,
   связанные с введением нового порядка регистрации юридических лиц и
   последовавшими  за этим изменениями в процедуре постановки на учет
   в качестве налогоплательщика.  Подготовка предложений  о  внесении
   соответствующих  поправок  была  поручена  Департаменту  налоговой
   политики  и  Департаменту  регистрации  юридических  лиц  и  учета
   налогоплательщиков МНС России.

        --------------------------------
        <1> Приказ  принят   во   исполнение   п.   5   Постановления
   Правительства   РФ  от  19.06.2002  N  439  "Об  утверждении  форм
   документов,  используемых  при  регистрации  юридических   лиц   и
   требований к их оформлению".
        <2> Приложения 1 и 2  к  Постановлению  Правительства  РФ  от
   19.06.2002 N 439.
        <3> Статьи  12  и  14   Федерального   закона   от 08.08.2001
   N 129-ФЗ.
        <4> Приказ   МНС   России   от  27.11.98  N  ГБ-3-12/309  "Об
   утверждении Порядка и  условий  присвоения,  применения,  а  также
   изменения   идентификационного  номера  налогоплательщика  и  форм
   документов,  используемых при учете в налоговом органе юридических
   и физических лиц".
        <5> Пункты  1,  3   Приказа   МНС    России   от   09.08.2002
   N БГ-3-09/426.
        <6> Приказ МНС России от 08.08.2002 N БГ-3-25/424 "О внесении
   изменений в Приказ МНС России от 17.07.2002 N БГ-3-25/374".

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 22
---------------------------------------------------------------------

                Своевременный подарок к сдаче отчетности
                                                           Л.Гужелева

        17 октября 2002 г.  в "Российской газете" опубликован  Приказ
   МНС России от 09.09.2002 N ВГ-3-02/480,  которым внесены изменения
   и дополнения в Инструкцию по заполнению декларации  по  налогу  на
   прибыль   организаций,   утвержденную   Приказом   МНС  России  от
   29.12.2001 N БГ-3-02/585,  то есть этот документ вступает  в  силу
   как  раз  в  последний  день представления декларации по налогу на
   прибыль организаций за 9 месяцев.  Изменения в порядок  заполнения
   налоговой  декларации  коснутся  как  налогоплательщиков,  еще  не
   сдавших декларацию,  так и тех,  кто  уже  представил  декларацию,
   заполненную самостоятельно на основании требований гл. 25 НК РФ.
        Состав  декларации  за отчетный период изменился - Приложения
   N 1   "Доходы   от   реализации",   N   2  "Расходы,  связанные  с
   производством и реализацией"  и  N  3  "Отдельные  виды  расходов,
   связанные  с производством и реализацией,  начисленные" к листу 02
   являются  обязательными  для  представления  по  итогам   отчетных
   периодов.  Если  декларация  была  представлена  без вышеназванных
   Приложений, их следует сдать дополнительно.
        Поскольку большинство   налогоплательщиков   платят  НДС  "по
   оплате",  то  их  порадует тот факт, что строки 011-016 Приложения
   N 1  к  листу 02 заполняют только налогоплательщики,  уплачивающие
   НДС "по отгрузке".  Таким образом,  работники  налоговых  органов,
   видимо,   хотят   сопоставлять  представляемые  налогоплательщиком
   декларации по разным налогам.
        В Инструкции  разъяснено,  как заполнять таблицу к Приложению
   N 3 по амортизируемому имуществу:  в графе 5  таблицы  указывается
   вся  сумма  начисленной  по  имуществу  амортизации  как за период
   действия гл.  25 НК РФ,  так и до  ее  введения,  а  для  основных
   средств,   безусловно,  принимается  в  расчет  и  проведенная  до
   01.01.2002  переоценка.   Напомним,   что   переоценка   2001   г.
   принимается в размере не более 30%  от восстановительной стоимости
   объектов (п.  24 ст.  1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ
   "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  часть вторую Налогового
   кодекса   Российской   Федерации   и   некоторые    другие    акты
   законодательства Российской Федерации").
        И последнее,   на   что   хотелось   бы   обратить   внимание
   налогоплательщиков, имеющих по базе переходного периода прибыль, -
   не  забудьте  указать  в листе 02 по строкам 550-570 суммы налога,
   причитающиеся к  уплате  в  соответствующие  бюджеты  по  отчетным
   периодам текущего года, а в строке 580 - количество сроков уплаты.
   Налогоплательщики,  для  которых  отчетными   периодами   являются
   квартал, полугодие и 9 месяцев, в декларации за 9 месяцев 2002 г.,
   как и в декларации за полугодие 2002 г.,  ставят в графе 580 цифру
   2   (29   июля   и  28  октября  2002  г.),  а  налогоплательщики,
   уплачивающие ежемесячные авансовые платежи  исходя  из  фактически
   полученной  прибыли,  указывают  в  этой  графе  цифру 6 (29 июля,
   28 августа,   30 сентября,  28 октября,  28 ноября  и  30  декабря
   2002 г.).

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 22
---------------------------------------------------------------------

              МАЛОМУ БИЗНЕСУ ВЕРНУТ НАЛОГ ПОСЛЕ УТОЧНЕНИЙ

        Более месяца  назад  вступил  в  силу (за исключением ст.  2)
   Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении  изменений  и
   дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
   и некоторые другие акты законодательства Российской  Федерации,  а
   также    о    признании    утратившими    силу   отдельных   актов
   законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее -
   Федеральный  закон).  Напомним,  что  Федеральным законом были,  в
   частности,  внесены важные изменения в порядок исчисления  ЕНВД  в
   2002  г.:  с  1  января  2002 г.  для организаций и индивидуальных
   предпринимателей  -   плательщиков   ЕНВД   отменена   обязанность
   уплачивать  единый  социальный  налог  (за  исключением взносов на
   обязательное  пенсионное  страхование),  а уплаченные  в  бюджет в
   2002 г.  суммы  ЕСН  подлежат зачету в счет сумм ЕНВД,  подлежащих
   уплате  в  федеральный   бюджет   и   соответствующие   социальные
   внебюджетные  фонды  (ст.  5  Федерального  закона).  О  том,  как
   плательщикам  ЕНВД  произвести  перерасчет   ЕНВД,   мы   подробно
   рассказывали  на  страницах  нашего журнала (см.  материал "Малому
   бизнесу вернут ЕСН", "ГК", 2002, N 16, с. 15; N 18, с. 61).
        При этом   на   сумму   страховых   взносов  на  обязательное
   пенсионное страхование,  уплаченных в 2002 г.,  уменьшается  сумма
   ЕНВД, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в
   2002 г.,  но не более чем  на  35%  (абз.  2  ст.  5  Федерального
   закона).  Это положение Федерального закона разъяснено Письмом МНС
   России от 02.10.2002 N СА-6-22/1497@ "О применении абзаца  второго
   статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ".
        МНС России,  в частности,  сообщило,  что  налогоплательщикам
   нужно   представить  в  налоговые  органы  по  месту  уплаты  ЕНВД
   уточненные расчеты ЕНВД за I-III кварталы  2002  г.  В  уточненных
   расчетах   налогоплательщики  отражают  данные  об  уплаченных  за
   указанный  период  суммах  взносов  на   обязательное   пенсионное
   страхование  посредством  внесения  в форму расчета дополнительных
   записей следующего содержания:
        - "Уплачено взносов на обязательное пенсионное страхование за
   ___ квартал 2002 г. в сумме ___ рублей";
        - "Сумма  взносов  на  обязательное  пенсионное  страхование,
   относимая  на  уменьшение  (но  не  более  чем   на   35%)   суммы
   исчисленного единого налога на вмененный доход ___ рублей";
        - "Итого подлежит уплате единого налога  на  вмененный  доход
   ___ рублей".
        Сведения об  уплаченных  суммах   взносов   на   обязательное
   пенсионное  страхование  налогоплательщики  указывают на основании
   данных ранее представленных ими в  налоговые  органы  за  отчетные
   периоды   текущего   года   расчетов   по   страховым  взносам  на
   обязательное  пенсионное   страхование   и   первичных   платежных
   документов.
        Кроме того,  МНС  России  указало,  что  уточнение  налоговых
   обязательств   по  ЕНВД  за  IV  квартал  2002  г.  осуществляется
   налогоплательщиками в аналогичном порядке после фактической уплаты
   за указанные отчетные (налоговые) периоды исчисленных сумм взносов
   на обязательное пенсионное страхование, то есть в представляемом в
   налоговый  орган расчете за IV квартал 2002 г.  налогоплательщикам
   также следует указать  суммы  страховых  взносов  на  обязательное
   пенсионное страхование,  уплаченные и относимые на уменьшение сумм
   ЕНВД, а также подлежащие уплате в бюджет суммы ЕНВД.
        Следует отметить,  что  решение  о  зачете  или возврате сумм
   излишне уплаченного ЕНВД  будет  приниматься  налоговыми  органами
   только  после  представления  налогоплательщиками в указанном выше
   порядке уточненных расчетов ЕНВД  за  налоговые  периоды  текущего
   года.
        Таким образом,    чтобы    произвести    перерасчет     ЕНВД,
   налогоплательщикам следует,  прежде всего, представить в налоговый
   орган уточненные расчеты ЕНВД за I-III кварталы 2002 г., отразив в
   них данные об уплаченных за указанные отчетные (налоговые) периоды
   суммах взносов на обязательное пенсионное страхование.
        По имеющейся  в  редакции  информации,  в настоящее время МНС
   России   готовит   письмо,   разъясняющее   порядок   зачета   ЕСН
   плательщикам ЕНВД в 2002 г.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 22
---------------------------------------------------------------------

             ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЕСН ДЛЯ "ВМЕНЕНЩИКОВ"
                                                           Н.Сидорова

        2 октября  вступили  в  силу  изменения  и дополнения Порядка
   заполнения Расчета по авансовым платежам  по  единому  социальному
   налогу   для   лиц,   производящих   выплаты   физическим   лицам:
   организаций;  индивидуальных предпринимателей;  физических лиц, не
   признаваемых  индивидуальными  предпринимателями (далее - Расчет),
   утвержденного Приказом  МНС  России  от  01.02.2002  N  БГ-3-05/49
   (Приказ  МНС  России  от  08.10.2002  N  БГ-3-05/547).  О  порядке
   заполнения и представления Расчета  мы  подробно  рассказывали  на
   страницах нашего журнала (см. "ГК", 2002, N 8, с. 62).
        На изменения  следует  обратить  внимание  в  первую  очередь
   налогоплательщикам,  переведенным  на  уплату  единого  налога  на
   вмененный доход для определенных видов деятельности,  если  у  них
   есть и другие виды деятельности.  Напомним, что с 1 января 2002 г.
   (задним     числом)     для    организаций     и    индивидуальных
   предпринимателей -  плательщиков  ЕНВД  была  отменена обязанность
   уплачивать единый социальный налог (ст.  8 Федерального закона  от
   24.07.2002  N  104-ФЗ  "О  внесении изменений и дополнений в часть
   вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые  другие
   акты  законодательства  Российской Федерации,  а также о признании
   утратившими  силу  отдельных  актов  законодательства   Российской
   Федерации  о  налогах  и  сборах").  При этом уплаченные в 2002 г.
   суммы ЕСН подлежат зачету в счет подлежащих уплате  сумм  ЕНВД  (о
   том,  как  произвести  этот  зачет,  читайте  в  "ГК", 2002, N 16,
   с. 15).  Одновременно для плательщиков ЕНВД сохранена  обязанность
   уплаты  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование -
   с этим и связаны изменения Порядка заполнения Расчета.
        Теперь при заполнении Расчета налогоплательщики, переведенные
   на уплату ЕНВД и имеющие виды деятельности, не облагаемые ЕНВД (то
   есть  облагаемые ЕСН в общем порядке),  указывают в Расчете ставки
   ЕСН  в  федеральный  бюджет  в  размере   1/2   от   ставок   ЕСН,
   установленных п.  1 ст.  241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на
   право применения регрессивных ставок налога. Половинные ставки ЕСН
   налогоплательщики  должны указать в графе 6 Расчета для заполнения
   строк  0300 и 0400  на листе  07  Расчета  и  рассчитать  по ним в
   графе 7  этой  же  таблицы  суммы авансовых платежей в федеральный
   бюджет,  исчисленные только с сумм выплат  и  иных  вознаграждений
   физических  лиц,  занятых в деятельности,  не облагаемой ЕНВД.  Из
   итоговой строки графы 7 Расчета для заполнения строк 0300  и  0400
   на  листе  07  сумма  начисленных  авансовых  платежей  по  ЕСН  в
   федеральный  бюджет  переписывается  в  строку  0600  графы  3  на
   листе  06  Расчета.   Показатели  по  строкам 0610-0640 графы 3 на
   листе 06 Расчета определяются как произведение налоговой  базы  из
   строк  0310-0340  графы  3  на листе 05 Расчета на 1/2 ставки ЕСН,
   установленной п. 1 ст. 241 НК РФ.
        Итак, ЕСН в Расчете теперь отражается не в виде разницы между
   ЕСН,  начисленным в федеральный бюджет по полной ставке,  и суммой
   взносов  в  ПФР.  Поэтому  указывать  в  Расчете суммы начисленных
   авансовых платежей в федеральный бюджет по полной  ставке  (строки
   0400-0440  графы  3  на  листе  05  Расчета) и суммы взносов в ПФР
   (строки 0500-0540 графы 3 на листе 05 Расчета) не нужно.
        Таким образом,  в Расчете будут отражены уменьшенные на сумму
   страховых взносов на  обязательное  социальное  страхование  суммы
   ЕСН, начисленные на суммы выплат только тем работникам, которые не
   заняты в деятельности,  переведенной на уплату ЕНВД.  На сумму  же
   страховых   взносов   на   обязательное   пенсионное  страхование,
   начисленных  с  выплат   работникам,   занятым   в   деятельности,
   переведенной   на  уплату  ЕНВД,  налогоплательщики  должны  будут
   уменьшить  исчисленную  за  соответствующий  налоговый  (отчетный)
   период сумму ЕНВД.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 23
---------------------------------------------------------------------

                      ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС "ОФОРМИЛСЯ"
                                             H.Сидорова, Д.Коптюбенко
        До разграничения   государственной   собственности  на  землю
   распоряжение    землями,    находящимися     в     государственной
   собственности, осуществляется органами местного самоуправления или
   органами государственной власти,  уполномоченными на  распоряжение
   земельными   участками   (п.  10  ст.  3  Федерального  закона  от
   25.10.2001 N 137-ФЗ "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса
   Российской   Федерации",   п.  3  Правил  распоряжения  земельными
   участками,  находящимися  в  государственной   собственности,   до
   разграничения     государственной    собственности    на    землю,
   утв.  Постановлением  Правительства   РФ   от  07.08.2002   N  576
   "О порядке   распоряжения  земельными  участками,  находящимися  в
   государственной собственности,  до  разграничения  государственной
   собственности на землю").
        Распоряжением Минимущества  России  от  02.09.2002  N  3070-р
   ("Российская  газета",  N 191,   09.10.2002),  вступившим  в  силу
   20 октября  2002  г.,  утверждены  примерные   формы   документов,
   предназначенных  для  оформления  прав  на  земельные  участки  до
   разграничения государственной собственности на землю:
        - решение  о  предоставлении  в  собственность находящегося в
   государственной  собственности  земельного  участка,  на   котором
   расположен(ы) объект(ы) недвижимого имущества,  приобретенный(е) в
   собственность гражданами и юридическими лицами;
        - решение  о  предоставлении  находящегося  в государственной
   собственности  земельного  участка   в   постоянное   (бессрочное)
   пользование юридическим лицам;
        - решение о  предоставлении  находящегося  в  государственной
   собственности   земельного   участка   в   безвозмездное   срочное
   пользование гражданам и юридическим лицам;
        - решение  о  предоставлении в аренду гражданам и юридическим
   лицам  находящегося  в  государственной  собственности  земельного
   участка;
        - договор купли  -  продажи  находящегося  в  государственной
   собственности   земельного   участка,   на  котором  расположен(ы)
   объект(ы) недвижимого имущества,  приобретенный(е) в собственность
   гражданами и юридическими лицами;
        - договор безвозмездного срочного пользования  находящимся  в
   государственной собственности земельным участком;
        - договор аренды находящегося в государственной собственности
   земельного участка.
        Напомним, что Земельный кодекс РФ  предусматривает  следующие
   виды   прав   на   землю:  право  собственности  на  землю,  право
   постоянного (бессрочного) пользования  земельным  участком,  право
   пожизненного  наследуемого  владения  земельным участком,  аренда,
   сервитут.
        Важно отметить,   что  права  на  землю,  не  предусмотренные
   Земельным кодексом РФ,  подлежат переоформлению со дня введения  в
   действие Земельного кодекса РФ (п.  1 ст. 3 Федерального закона от
   25.10.2001 N 137-ФЗ "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса
   РФ").    В    частности,    юридические   лица   (за   исключением
   государственных и муниципальных учреждений,  федеральных  казенных
   предприятий,    органов    государственной   власти   и   местного
   самоуправления)    обязаны    переоформить    право    постоянного
   (бессрочного)  пользования  земельными  участками  на право аренды
   земельных   участков   или   приобрести   земельные   участки    в
   собственность  (п.  1 ст.  20 Земельного кодекса РФ,  п.  2 ст.  3
   Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О ведении  в  действие
   Земельного  кодекса  РФ").  О  том,  как  юридическому лицу подать
   заявление о предоставлении в собственность земельного участка,  на
   котором   расположены  здания,  строения,  сооружения,  читайте  в
   рубрике "Документооборот" на с. 68.
        Граждане, обладающие    земельными    участками    на   праве
   постоянного  (бессрочного)  пользования,   и   граждане,   имеющие
   земельные участки в пожизненном наследуемом владении,  имеют право
   приобрести их в собственность (п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21 Земельного
   кодекса  РФ).  При  этом  срок  предоставления  таких  участков  в
   собственность граждан не ограничен (п. 3 ст. 3 Федерального закона
   от  25.10.2001  N  137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса
   РФ").
        Цена земли   при   продаже  земельных  участков  определяется
   субъектами  Российской  Федерации  в   размере,   кратном   ставке
   земельного  налога за единицу площади земельного участка.  Средние
   ставки земельного налога в 2002 г.  по регионам  сообщены  Письмом
   МНС  России  от 28.12.2001 N ВБ-6-21/1004.  По состоянию на начало
   октября  2002  г.   около   шестидесяти   регионов   уже   приняли
   соответствующие нормативные акты.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 23
---------------------------------------------------------------------

              БЫТЬ НАСЛЕДНИКОМ И ОДАРЯЕМЫМ СТАНЕТ ДЕШЕВЛЕ
                                                         О.Проваленко

        Мы уже  сообщали ранее,  что в настоящее время МНС,  Минфин и
   Минэкономразвития ведут активную  работу  по  выработке  концепции
   реформирования  имущественного  налогообложения (см.  "ГК",  2002,
   N 17, с. 3).
        В рамках  проводимых  мероприятий  до  конца текущего года на
   рассмотрение Правительства РФ предполагается внести подготовленный
   Минфином  России проект федерального закона "О внесении дополнений
   в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации,  а также о
   признании  утратившими силу отдельных актов Российской Федерации о
   налогах и сборах",  предусматривающий главу "Налог на наследование
   или дарение".
        Как предусмотрено законопроектом,  эта глава НК РФ вступит  в
   силу с 01.01.2004.
        Напомним, что в  настоящее  время  обложение  физических  лиц
   налогом  с  имущества,  переходящего  в  порядке  наследования или
   дарения, осуществляется в соответствии с одноименным Законом РФ от
   12.12.1991 N  2020-1,  который  в  случае  принятия  законопроекта
   утратит силу.
        Рассмотрим, что   нового  по  сравнению  с  ныне  действующим
   законодательством нас ожидает в свете указанного законопроекта.
        Начнем с  того,  что круг плательщиков налога на наследование
   или дарение останется  прежним.  Таковыми,  как  и  сейчас,  будут
   признаваться физические лица,  получающие от других физических лиц
   в собственность в порядке наследования  или  дарения  определенное
   имущество, признаваемое объектом налогообложения.
        Что касается   объектов    налогообложения,    то    проектом
   предусмотрено,   что   их   перечень  несколько  расширится.  Так,
   приведенный  в  действующем  Законе  список  объектов  недвижимого
   имущества   (жилые   дома,   квартиры,   дачи,  садовые  домики  в
   садоводческих   товариществах)   пополнится   за   счет   гаражей,
   магазинов, кафе и иных зданий, строений, помещений или сооружений.
   Таким  образом,  список   объектов   недвижимости   предполагается
   открытым.  В  качестве  самостоятельного объекта налогообложения в
   законопроекте фигурируют, кроме того, земельные участки.
        Применительно к   характеристике   объектов   налогообложения
   следует обратить внимание еще  на  одно  предусмотренное  проектом
   новшество.   Если   по   действующему  закону  налог  взимается  с
   имущества,  в отношении которого  нотариусом  (должностным  лицом,
   уполномоченным    совершать    нотариальные    действия)    выдано
   свидетельство  о  праве  на  наследство  или  удостоверен  договор
   дарения,    то    в   соответствии   с   законопроектом   объектом
   налогообложения  признается   также   имущество,   полученное   на
   основании  договора  дарения,  заключенного  в  простой письменной
   форме  и  зарегистрированного   в   организациях,   регистрирующих
   возникновение,   переход  и  прекращение  права  собственности  на
   недвижимое имущество либо осуществляющих регистрацию  транспортных
   средств.
        Следующее планируемое изменение касается места уплаты налога.
   В  настоящее  время  данный  вопрос регулируется п.  21 Инструкции
   Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 "О порядке  исчисления  и
   уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или
   дарения",  согласно  которому   начисление   налога   и   вручение
   платежного  извещения  производится  налоговым  органом  по  месту
   нахождения имущества либо  по  месту  нотариального  удостоверения
   перехода   имущества   в  собственность  другого  лица  в  порядке
   наследования или дарения.  Если плательщику не был исчислен  налог
   по месту нахождения или нотариального удостоверения имущества,  то
   справка о стоимости имущества направляется в  налоговый  орган  по
   месту жительства плательщика для начисления и взыскания налога.
        Как видим, какие-либо четкие критерии, позволяющие определить
   место уплаты налога, на сегодняшний день отсутствуют.
        В отличие  от   этого   законопроект   устанавливает   прямую
   зависимость  места  уплаты  налога  от конкретного вида имущества,
   перешедшего   в   собственность   физического   лица   в   порядке
   наследования или дарения.

   ******************************************************************
         Перечень объектов             Место уплаты налога        
          налогообложения                                         
   ******************************************************************
   *Жилые дома, квартиры, дачи, По месту нахождения имущества      
   *садовые домики в            (независимо от места пребывания    
   *садоводческих товариществах,*налогоплательщика, места открытия  *
   *гаражи, магазины, кафе или  наследства или места оформления    
   *иные здания, строения,      договора дарения)                  
   помещения или сооружения                                       *
   Земельные участки, стоимость                                   *
   имущественных и земельных                                      *
   долей в уставном капитале                                      *
   Транспортные средства                                          *
   (самолеты, вертолеты,                                          *
   теплоходы, яхты, катера,                                       *
   автотранспортные средства,                                     *
   мотосани, моторные лодки,                                      *
   иные транспортные средства)                                    *
   ******************************************************************
   Все прочие объекты              При наследовании   При дарении
   *налогообложения             *************************************
   *                            *место       *по месту  по месту   
   *                            *открытия    *открытия  оформления 
   *                            *наследства  *наследства*договора   
                               находится на          дарения    
   *                            территории                       
   *                            РФ                               
   *                            *************************           
                               *место       по месту             
                               *открытия    нахождения           
                               *наследства  имущества            
                               находится за                     
   *                            пределами РФ                     
   ******************************************************************

        Примечание. В соответствии со ст.  1115 ГК РФ местом открытия
   наследства является последнее место жительства наследодателя.

        Как и ныне  действующий  Закон,  проект  предусматривает  ряд
   случаев,  когда  наследование  или  дарение  имущества,  формально
   обладающего  признаками  объекта  налогообложения,  не  облагается
   налогом.  В этой части наиболее принципиальные изменения претерпит
   такое  основание  для   освобождения   от   налогообложения,   как
   совместное  проживание  наследника  (одаряемого)  и  наследодателя
   (дарителя).
        Так, если   сегодня  определяющее  значение  имеет  сам  факт
   совместного проживания указанных лиц на день  открытия  наследства
   или   оформления   договора   дарения,   то   в   соответствии   с
   законопроектом наследник (одаряемый) не будет платить налог лишь в
   том случае, если такое совместное проживание продолжалось не менее
   года по состоянию  на  день  открытия  наследства  или  оформления
   договора дарения.
        Проект устанавливает иные условия налогообложения  имущества,
   переходящего в порядке наследования или дарения.
        В отличие от ныне  действующего  порядка,  предусматривающего
   налогообложение  имущества  дороже  85 000 руб.  (при наследовании
   имущества)  и  8000  руб.  (при  получении   имущества   в   дар),
   законопроект  предполагает  применение  единых налоговых вычетов в
   размере 200 000 руб.  (при наследовании имущества) и 20  000  руб.
   (при  получении  имущества  в дар).  Если размер налоговых вычетов
   превосходит налоговую базу, она будет приниматься равной нулю.
        Кроме того,   принципиальные  изменения  претерпят  налоговые
   ставки.  Так,  установленные действующим Законом налоговые  ставки
   зависят  от  двух  составляющих  -  стоимости  имущества и степени
   родства,  что создает определенные неудобства при исчислении суммы
   налога.
        Законопроект предусматривает максимально возможные  налоговые
   ставки, зависящие лишь от степени родства между налогоплательщиком
   и наследодателем или дарителем.

   ******************************************************************
   *                  Степень родства                  Максимальная
                                                        ставка, % *
   ******************************************************************
            При получении имущества в порядке наследования         
   ******************************************************************
   Дети, родители наследодателя                            10     *
   ******************************************************************
   Дедушки, бабушки, братья, сестры, внуки, другие         20     *
   наследники по завещанию                                        *
   ******************************************************************
   Другие наследники                                       30     *
   ******************************************************************
               При получении имущества в порядке дарения           
   ******************************************************************
   Дети, родители дарителя                                 10     *
   ******************************************************************
   Дедушки, бабушки, родные братья и сестры, внуки         20     *
   ******************************************************************
   Другие одаряемые                                        30     *
   ******************************************************************

        С учетом изложенного сумма  налога  будет  рассчитываться  по
   формулам:

        СН = (НБ - 200 000 руб.) x НС - при наследовании имущества,
        СН = (НБ - 20 000 руб.) x НС - при получении имущества в дар,

        где СН - сумма налога;
        НБ -  налоговая  база  (стоимость  имущества,  полученного  в
   порядке наследования или дарения);
        НС - налоговая ставка.

        Пример. Анализ налоговой нагрузки наследника первой очереди.

        Условие

        Сын получил   в  наследство  от  отца  автомобиль  ВАЗ-21099,
   стоимость которого для целей исчисления суммы налога определена  в
   размере 110 000 руб.

        Решение

        По действующему Закону РФ от 12.12.1991 N 2020-1
        Стоимость унаследованного имущества превышает  85  000  руб.,
   соответственно,  облагается  налогом  и для целей исчисления суммы
   налога попадает в группу от 85 000 руб. до 170 000 руб.
        Сын наследодателя является наследником первой очереди.
        Поэтому налог исчисляется по ставке,  предусмотренной абз.  2
   подп.  "а" п.  1 ст. 3 Закона  и  равной  5% от суммы, превышающей
   85 000 руб.
        Таким    образом,    сумма    налога   составит   1250   руб.
   ((110 000 руб. - 85 000 руб.) x 5%).

        По законопроекту
        Поскольку в  данном  случае  налоговая  база   меньше   суммы
   налогового вычета (110 000 руб.  < 200 000 руб.),  она принимается
   равной нулю.
        Соответственно, налог со стоимости унаследованного автомобиля
   не исчисляется и не уплачивается.

        Пример. Анализ  налоговой  нагрузки  одаряемого   -   ребенка
   дарителя.

        Условие

        Мать подарила  дочери  квартиру,  стоимость которой для целей
   исчисления суммы налога определена в размере 890 000 руб.

        Решение

        По действующему Закону РФ от 12.12.1991 N 2020-1
        Стоимость полученной  в  дар  квартиры  превышает  8000 руб.,
   соответственно,  облагается налогом и для целей  исчисления  суммы
   налога попадает в группу свыше 255 000 руб.
        В связи с тем что одаряемым является ребенок дарителя,  налог
   исчисляется по ставке, предусмотренной абз. 2 подп. "г" п. 2 ст. 3
   Закона.
        Указанная    ставка    рассчитывается    следующим   образом:
   17 610 руб. + 15% от суммы, превышающей 255 000 руб.
        Таким   образом,     сумма   налога   составит  112 860  руб.
   (17 610 руб. + 15% x (890 000 руб. - 255 000 руб.)).

        По законопроекту
        Уменьшив налоговую базу на сумму налогового  вычета,  получим
   сумму в размере 870 000 руб. (890 000 руб. - 20 000 руб.).
        Максимальная ставка при  получении  имущества  в  дар  детьми
   дарителя составляет 10%.
        Таким образом,  максимальная сумма налога составит  в  данном
   случае 87 000 руб. (870 000 руб. x 10%).

        Резюмируя вышесказанное,   можно  утверждать,  что  в  случае
   принятия законопроекта налоговая  нагрузка  налогоплательщиков  по
   налогу на наследование или дарение будет существенно снижена.

           Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 23
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное