← Июнь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19 июня 2002 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Материалы из журнала "Главная книга" НОВЫЙ ЗАКОН - НОВЫЕ СРОКИ (Краткий комментарий положений Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, вступающих в силу 1 июня 2002 г.) Л.В.Гужелева 29 мая Президент РФ подписал "многострадальный" Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Практически во все главы части второй НК РФ данный Закон вносит изменения, подробнее о которых вы сможете прочитать в ближайших номерах нашего журнала. А сейчас хотелось бы остановиться лишь на некоторых изменениях по налогу на прибыль, которые вводятся в действие с 01.06.2002 <1>. С 01.06.2002 установлены новые сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетного периода (квартальных авансовых платежей), ежемесячных авансовых платежей и представления налоговой декларации <2> (см. рубрику "Календарь" на с. 75). Так, налогоплательщики, уплачивающие только квартальные платежи (организации, у которых за предыдущие четыре квартала доход от реализации не превышал в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, и другие организации, прямо поименованные в п. 3 ст. 286 НК РФ), должны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартала) и представлять налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи в течение каждого отчетного периода, также должны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартальные авансовые платежи) и представлять налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. При этом ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного периода должны уплачиваться в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Так что таким налогоплательщикам третий авансовый платеж за второй квартал 2002 г. надлежит уплатить не позднее 28 июня 2002 г., в отличие от первых двух платежей, уплаченных 15 апреля и 15 мая соответственно. Внимание! Предельный срок представления декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2002 г., а также уплаты налога за этот период - 29 июля 2002 г. Налогоплательщики, перешедшие на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли и уведомившие об этом налоговые органы до 20.01.2002, должны уплачивать налог и представлять декларации каждый месяц не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога <3>. Примечание. Ранее требование о ежемесячном представлении налоговых деклараций (в объеме листа 01 и листа 02) указанными налогоплательщиками содержалось в Приказе МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 "Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль", но отсутствовало в прежней редакции гл. 25 НК РФ. Таким образом, налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, обязаны уплатить налог на прибыль и представить налоговую декларацию (в объеме листов 01 и 02) по итогам за январь - май 2002 г. не позднее 28 июня 2002 г. Статья 285 "Налоговый период" НК РФ дополнена абзацем, вступающим в силу 01.07.2002, согласно которому для налогоплательщиков, перешедших на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, налоговым периодом является месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Поэтому начиная с декларации за период январь - июнь 2002 г. указанные налогоплательщики должны будут представлять ее уже в объеме, установленном для декларации по итогам отчетного периода. Все указанные выше сроки представления налоговых деклараций касаются также и налоговых агентов. В срок не позднее 28 июля налогоплательщики обязаны сделать перерасчет налоговой базы по новым правилам за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 (так как остальные изменения в гл. 25 НК РФ распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2002) и подать налоговую декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие 2002 г. <4> В данном случае, поскольку 28 июля 2002 г. - воскресенье, последним днем перерасчета и представления декларации будет 29 июля. <5> По итогам первого квартала 2002 г. (первого отчетного периода) листы 12 и 13 декларации по налогу на прибыль ("Расчеты N 1 и N 2 налога на прибыль организаций с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы") налогоплательщикам было разрешено не заполнять и не представлять <6>. Статья 10 Федерального закона от 06.08.2000 N 110-ФЗ, определяющая порядок расчета налоговой базы переходного периода по состоянию на 01.01.2002, подверглась принципиальным изменениям <7> (читайте об этом подробнее в рубрике "Диалог" на с. 9). Налогоплательщикам необходимо осуществить расчет налоговой базы переходного периода по состоянию на 01.01.2002, определенной в соответствии с новой редакцией ст. 10, и представить в срок не позднее 29.07.2002 соответствующую налоговую декларацию <8>. Первый срок уплаты налога на прибыль по базе переходного периода - не позднее 29 июля 2002 г. Изменения, внесенные как в саму гл. 25 НК РФ, так и в порядок определения налоговой базы переходного периода, повлекут за собой внесение изменений в форму декларации по налогу на прибыль. По сведениям, имеющимся в редакции, МНС России уже подготовило изменения в форму декларации по налогу на прибыль. В частности, изменены листы по расчету налоговой базы переходного периода. Указанный расчет будет представляться в составе декларации за первое полугодие 2002 г. с указанием сроков уплаты исчисленной с налоговой базы переходного периода суммы налога на прибыль. Представление налоговой декларации и уплата налога на прибыль за налоговый период производятся не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом <9>. То есть срок уплаты налога на прибыль и представления налоговой декларации за 2002 г. истекает 28.03.2003. -------------------------------- <1> ст. 16 Федерального закона N 57-ФЗ <2> ст. 16, пп. 91, 93 ст. 1 Федерального закона N 57-ФЗ <3> пп. 91, 93 ст. 1 Федерального закона N 57-ФЗ <4> п. 6 ст. 2 Федерального закона N 57-ФЗ <5> ст. 6.1 НК РФ <6> совместное Письмо МНС России N ВГ-6-02/401@ и Минфина России N 01-ММ-17 от 02.04.2002 <7> п. 5 ст. 2 Федерального закона N 57-ФЗ <8> подп. 12 п. 5 ст. 2 Федерального закона N 57-ФЗ <9> п. 1 ст. 287 НК РФ, п. 93 ст. 1 Федерального закона N 57-ФЗ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 12 --------------------------------------------------------------------- ОБЪЕМ "СПОНСОРСТВА" СОЦСТРАХА (Практические рекомендации по порядку приобретения, распределения и выдачи санаторно - курортных путевок) Л.В.Гужелева В преддверии массовых летних отпусков мы расскажем о возможности хоть и небольшой, но все же реальной экономии при приобретении путевок для своих сотрудников в российские здравницы. В прошлом году законодатель ограничил размер расходов на полную или частичную оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств обязательного социального страхования сначала суммой 265 руб. в сутки на человека до 31.05.2001 и 350 руб. - с 31.05.2001 <1> (подробнее о приобретении санаторно-курортных путевок и порядке налогообложения указанных операций в 2001 г. читайте в ГК, 2001, N 11, с. 34). Статьей 17 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" максимальный размер расходов на полную или частичную оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств обязательного социального страхования увеличен до 420 руб. Но хотелось бы добавить еще немного цифр. На оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников Великой Отечественной войны в 2002 г. Фондом выделено 6852,2 млн руб., в то время как в 2001 г. на эти цели в бюджет было заложено 12 145,9 млн руб. В процентном соотношении расходы Фонда на посещение работниками российских здравниц в общей сумме всех расходов Фонда составляют всего 5,54% в 2002 г. против 14,33% в 2001 г. Указанные цифры мы привели не случайно. Не следует обольщаться по поводу того, что в 2002 г. установлена большая сумма (420 руб. против 350 руб.), возможная к оплате за путевки за счет средств Фонда. Ведь помимо максимального установленного Федеральным законом о бюджете Фонда размера оплаты стоимости санаторно-курортной путевки должны учитываться и нормативы ассигнований на эти цели, устанавливаемые региональными отделениями Фонда для каждого страхователя. Указанные ассигнования устанавливаются страхователю в пределах общей суммы ассигнований, предусмотренных региональному отделению на эти цели в соответствии с бюджетом Фонда на соответствующий год, с учетом расходования страхователем средств на выплату гарантированных государством пособий, потребности работников в санаторно-курортном лечении и оздоровлении, обеспечения путевками в предыдущие годы <2>. Поскольку заложенный в бюджет размер расходов почти в два раза меньше прошлогоднего, а в процентном отношении к общей сумме расходов Фонда - почти в три раза, то совершенно естественно предположить, что размеры ассигнований региональных отделений в большей своей части также будут уменьшены в среднем в два-три раза. Теперь более подробно об изменениях, произошедших в порядке приобретения и выдачи санаторно-курортных путевок для своих работников работодателями, рассчитывающими на оплату части их стоимости Фондом социального страхования. Следуем законным положениям и правилам За счет средств ФСС нормативно предусмотрена полная или частичная оплата стоимости следующих путевок. ****************************************************************** Вид Время * Норматив Условия увеличения Основание * *путевки*пребывания* оплаты норматива оплаты расходов путевок * ****************************************************************** *На са- *Не менее *420 руб/сут.*Если санаторно - Ст.17 Феде- *натор- *14, но не *на одного *курортное учрежде-*рального за- * *но - *более *человека ис-*ние расположено в кона от *курорт-*24 дней. *ходя из пре-*районе (местнос- 11.02.2002 *ное ле-*До 45 дней*дусмотренных*ти), где в уста- N 17-ФЗ, *чение и*для лиц с *региональным*новленном порядке п.п.4, 8, 9 *оздо- *заболева- *отделением *применяются район-*Положения о * *ровле- *ниями и *Фонда ассиг-*ные коэффициенты к*приобретении,* *ние ра-*последс- *нований на *заработной плате, распределе- *ботни- *твиями *эти цели *то максимальный нии, выдаче *ков и травм *размер оплаты на путевок на *членов спинного *одного человека в санаторно - *их се- мозга по *сутки определяется*курортное ле-* *мей, а заключению *с учетом этих ко- чение и оздо- *также клинико - *эффициентов ровление ра- *участ- экспертной *На санаторно - ку-*ботников и * *ников комиссии *рортное лечение в членов их се- *ВОВ учреждения *санатории для де- мей, утверж- * здравоох- *тей (с 4 до 15 лет*денного Пос- ранения, *включительно) с тановлением * направив- *родителями норма- Правительства * шего боль- *тив оплаты расхо- РФ от * ного на *дов удваивается, 21.04.2001 * санатор- *то есть составляет*N 309 но - ку- *840 руб/сут. (в ред. от * рортное *При направлении 29.03.2002) * лечение работающего инва- лида I группы на санаторно - ку- рортное лечение сопровождающему его лицу вторая путевка выдается на тех же основа- ниях * ****************************************************************** *На до- *Не органи-*В полном *Перечень заболева-*Ст.17 Феде- * *лечива-*чен *размере *ний ограничен и рального за- ние в * *закрыт: острый ин-*кона от * сана- * *фаркт миокарда; 11.02.2002 торно - * *острое нарушение N 17-ФЗ, п.1 курорт- * *мозгового кровооб-*Положения о * ные уч- * *ращения; операции приобретении, режде- * *по поводу аортоко-*распределе- * ния не- * *ронарного шунтиро-*нии, выдаче * пос- * *вания и аневризмы путевок на редс- * *сердца, а также санаторно - твенно * *баллонной ангиоп- курортное ле- после * *ластики коронарных*чение и оздо-* стацио- * *сосудов; операции ровление ра- нарного * *по поводу язвенной*ботников и * лечения * *болезни желудка, членов их се- *<*> *двенадцатиперстной*мей, утверж- *кишки, удаления денного Пос- * *желчного пузыря тановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 (в ред. от 29.03.2002), приложение к Положению ****************************************************************** *В детс-*Не более *350 руб. *Если детский сана-*Ст.18 Феде- * *кие са-*24 дней * *торный оздорови- рального за- натор- * *тельный лагерь кона от ные оз- * *круглогодичного 11.02.2002 дорови- * *действия располо- N 17-ФЗ тельные * жен в районе * лагеря * (местности), где в * кругло- * установленном по- * годич- * рядке применяются * ного * районные коэффици- * дейс- * енты к заработной * твия * плате, то макси- мальный размер оп- латы на одного ре- бенка в сутки оп- ределяется с уче- том этих коэффици- ентов * ****************************************************************** *В заго-*Не более До 50% сред- - Ст.18 Феде- *родные *24 дней ней стоимос- рального за- стацио- ти путевки в кона от нарные оздорови- 11.02.2002 детские тельный ла- N 17-ФЗ, оздоро- герь, уста- п.п.1, 5 Пра- витель- навливаемой вил расходо- ные ла- в субъекте вания средств геря в РФ исходя из обязательного период действующих социального летних цен на пу- страхования школь- тевки в оз- на оплату ных ка- доровитель- стоимости пу- никул ные лагеря, тевок в заго- расположен- родные стаци- ные на тер- онарные детс- ритории это- кие оздорови- го субъекта тельные лаге- ря в 2002 г. в период лет- них школьных каникул, ут- вержденных Постановлени- ем Правитель- ства РФ от 20.04.2002 N 259 ****************************************************************** ------------------------------- <*> Путевки на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются региональными отделениями Фонда по договорам со специализированными санаториями (отделениями), передаются органам (учреждениям) здравоохранения в соответствии с их заявками и заключенными договорами и выдаются учреждениями здравоохранения бесплатно работникам, находящимся на лечении. Направление работников на долечивание непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) осуществляется в порядке <3>, установленном Приложением N 1 к Приказу ФСС РФ и Минздрава России от 14.09.2001 N 190/355. Прокомментируем некоторые положения нового порядка приобретения путевок. 1. В отличие от прошлогоднего порядка введен минимальный срок пребывания в санаторно-курортных учреждениях, равный 14 дням. Кстати, с 01.02.2002, даты вступления в силу Трудового кодекса РФ, возможно деление ежегодного оплачиваемого отпуска на части. При этом минимальная продолжительность хотя бы одной из частей отпуска должна быть не менее 14 дней <4>. 2. Установлены максимальные размеры оплаты расходов в сутки не только на санаторно-курортное и оздоровительное лечение, но и на пребывание детей в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия и в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях в период летних школьных каникул. Кроме того, в определенных случаях к максимальным размерам оплаты расходов в сутки возможно применение районных коэффициентов. Только в пределах установленных размеров ассигнований возможна оплата страхователями части стоимости таких путевок 3. В прошлом году путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление должны были приобретаться работодателями по договорам, заключенным непосредственно с санаторно-курортными учреждениями <5>. Сейчас такое ограничение снято <6>. А как известно, значительная часть путевок реализуется через туристические фирмы. Действия работодателя, претендующего на оплату части стоимости путевок за счет средств ФСС Поскольку сезон отпусков уже на пороге, работодателю следует заблаговременно позаботиться о финансировании расходов на приобретение путевок для своих сотрудников. Для частичной оплаты санаторно-курортных путевок за счет средств ФСС РФ работодателю необходимо сделать следующее. 1. Узнать в региональном отделении Фонда размер выделенных организации на эти цели ассигнований. В связи со значительным уменьшением финансирования расходов на оплату путевок в некоторых отделениях ФСС РФ рекомендуют страхователям подать заявление на частичное финансирование санаторно-курортных путевок с указанием конкретных фамилий нуждающихся в лечении работников с приложением медицинских заключений; расшифровкой использования средств государственного социального страхования на иные цели (выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам); указанием на то, что организация не пользовалась (если пользовалось, то сколько раз) правом на частичную оплату путевок. Такое заявление необходимо, как нам сказали в отделении ФСС, для постановки нуждающихся "в очередь". 2. Создать в организации комиссию (назначить уполномоченного) по социальному страхованию, которая образуется из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. По заявлениям работников с приложенными к ним медицинскими заключениями, выданными соответствующими учреждениями здравоохранения, должно иметься решение комиссии о выдаче путевок <7>. 3. При необходимости получить в региональном отделении информацию об имеющихся санаторно-курортных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, о стоимости путевок, об объеме предоставляемых этими учреждениями услуг, как входящих в стоимость путевки, так и оплачиваемых сверх. Региональные отделения ФСС РФ должны оказывать содействие страхователям по этим вопросам <8>. 4. Найти соответствующее санаторно-курортное учреждение предполагаемого лечения сотрудников согласно их заявлениям и медицинским показаниям. Напомним, что санаторно-курортное учреждение должно отвечать трем требованиям <9>: - располагаться на территории РФ (так что забудьте о прибалтийских и крымских здравницах, куда в старые добрые времена и предлагалась большая часть путевок); - иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности; - иметь сертификаты соответствия на питание. Для устранения возможных разногласий с работниками Фонда лучше запастись копией лицензии оздоровительного учреждения и сертификата соответствия или указать эти данные в договоре на приобретение путевок (в случае его составления). 5. Выдавая путевки своим работникам, не забыть предупредить их о необходимости представления в бухгалтерию отрывного талона к санаторно-курортной путевке. 6. На каждую выданную путевку иметь в бухгалтерии страхователя следующие документы, которые хранятся в порядке, установленном для хранения денежных документов <10>: - договор на приобретение санаторно-курортной путевки (несмотря на то что в некоторых отделениях ФСС в 2002 г. не требуют наличия договора, его все же целесообразно иметь (пусть это будет договор не непосредственно с санаторно-курортным учреждением, а с агентством)), - счет; - платежный документ на оплату; - приходную накладную; - заявление работника; - медицинское заключение (справку для получения путевки (форма 070у); справку для получения путевки на ребенка (форма 070/д-85)) <11>; - решение комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию о выделении путевки и условиях ее оплаты; - приходный ордер об оплате частичной стоимости (в случае если путевка частично оплачивается работником); - отрывной талон к санаторно-курортной путевке. Здесь же хотелось бы отметить, что практически во всех отделениях ФСС РФ по г. Москве, в которые мы обращались при подготовке статьи, нам ответили, что приниматься к частичной оплате за счет средств ФСС при выделении ассигнований страхователю на эти цели будут лишь путевки, оплаченные последним только безналичным путем. Такое требование было закреплено п. 1.2 действовавшей ранее Инструкции "О порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования", утвержденной Постановлением ФСС РФ от 06.08.97 N 64. Однако действующими нормативными документами такое требование не предусмотрено - Инструкция ФСС РФ N 64 утратила силу с 16.02.2001, а Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309, а также Инструкция "О порядке расходования средств ФСС РФ", утвержденная Постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N 11, такого требования не содержат. Важно лишь, чтобы путевки приобретались работодателями, поэтому во всех документах на путевку в качестве покупателя должен фигурировать работодатель, то есть юридическое лицо. Поскольку размер оплаты стоимости путевок за счет ФСС РФ ограничен, то оставшаяся часть оплачивается за счет других источников <12>, то есть либо самим работником, либо страхователем-работодателем. При этом следует помнить, что на оплату стоимости путевок за счет средств работодателя в организации должен быть распорядительный документ на финансирование указанных расходов (выписка из решения общего собрания акционеров (участников)). Оплата работником части стоимости путевки может быть произведена: - либо путем внесения денежных средств в кассу организации; - либо по заявлению работника путем зачета причитающейся ему заработной платы в счет суммы задолженности по оплате путевки. Бухгалтерский и налоговый учет приобретения и выдачи путевок В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет приобретаемых путевок ведется на счете 50 "Касса", субсчет 50-3 "Денежные документы", в сумме фактических затрат на их приобретение. По мере выдачи путевок страхователи относят их стоимость (в пределах величины, установленной федеральным законом о бюджете Фонда и иными нормативными правовыми актами на соответствующий год) на расходы по государственному социальному страхованию <13>. На оставшуюся часть стоимости путевок счет 50-3 кредитуется со счетами, являющимися источниками финансирования, например 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 91 "Прочие доходы и расходы". Расходы работодателя по оплате части стоимости путевок не учитываются в целях налогообложения прибыли <14>. Суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые как за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, так и за счет средств ФСС РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц <15>. Что касается обложения частичной оплаты работодателем стоимости санаторно-курортных путевок единым социальным налогом, то такие суммы не признаются объектом налогообложения по ЕСН, так как они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде <16>. Пример приобретения и оплаты санаторно-курортных путевок ЗАО "Мираж" приобрело следующие путевки для своих сотрудников и их детей: - одну путевку продолжительностью 14 дней в санаторно-курортное учреждение "Елочки" стоимостью 9000 руб.; - одну путевку в санаторий "Мать и дитя" для сотрудницы с ребенком в возрасте до 14 лет продолжительностью 21 день стоимостью 23 000 руб.; - две путевки в детский летний оздоровительный лагерь продолжительностью 20 дней стоимостью 6000 руб. каждая. По сведениям, полученным в региональном отделении ФСС, средняя стоимость путевки в регионе 5000 руб. Лимит ассигнований, утвержденный отделением Фонда, для ЗАО "Мираж" равен: - на санаторно-курортное лечение - 24 000 руб. - на оздоровление детей - 5000 руб. Согласно решению комиссии по социальному страхованию в пределах установленного отделением Фонда ассигнований путевки оплачиваются за счет средств ФСС, оставшаяся часть стоимости путевок оплачивается в равных долях работниками (путем внесения в кассу предприятия по санаторно-курортным путевкам и удержания из заработной платы по путевкам в детский лагерь) и организацией за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, направленной согласно решению собрания акционеров на социальные нужды. Рассчитаем максимально возможный размер оплаты путевок за счет средств ФСС: 1) на санаторно-курортное лечение: 14 дн. х 420 руб. + 21 дн. х (420 руб. х 2) = 23 520 руб. - в пределах выделенных ассигнований; 2) на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря: 5000 руб. х 50% х 2 шт. = 5000 руб. - в пределах выделенных ассигнований. В учете ЗАО "Мираж" операции, связанные с приобретением и выдачей работникам путевок, будут выглядеть следующим образом. ****************************************************************** Содержание операции Дт Кт Сумма Первичный документ ****************************************************************** Оплачены санаторно - 76 51 44 000 Выписка банка по курортные путевки и пу- расчетному счету тевки в детский лагерь (9000 + 23 000 + 26 000) ****************************************************************** Получены и оприходованы 50-3 76 44 000 Накладная, путевки Бланки путевок ****************************************************************** По мере выдачи путевок ****************************************************************** Отражена часть стоимос- 69 50-3 28 520 Бухгалтерская ти путевок, засчитывае- справка-расчет, мая за счет средств Выписка из ФСС РФ (23 520 + 5000) решения комиссии по социальному страхованию ****************************************************************** Отражена часть стоимос- 84 50-3 7 740 Бухгалтерская ти путевок, оплачивае- справка-расчет, мая ЗАО "Мираж" Решение собрания ((44 000 - 28 520) : 2) акционеров ****************************************************************** Отражена задолженность 73 50-3 7 740 Бухгалтерская работников по оплате справка-расчет части стоимости путевок ****************************************************************** Получено в кассу от ра- 50-1 73 4 240 Приходный ботников за путевки кассовый ордер ****************************************************************** Удержана из зарплаты 70 73 3 500 Бухгалтерская сумма задолженности ра- справка-расчет, ботников по частичной Расчетно- оплате путевок в детс- платежная кий лагерь ведомость ****************************************************************** Здесь же хотелось бы отметить, что в случае оплаты полной стоимости санаторно-курортной путевки или большей ее части непосредственно работником ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц. К вычету может быть предъявлена сумма, приходящаяся на ту непосредственно оплаченную самим работником часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи, оказанной работнику в оздоровительном учреждении, не входящей в стоимость путевки и дополнительно им оплаченной. Для этого работнику необходимо получить в санаторно-курортном учреждении справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы <17>. Справка выдается лично работнику-налогоплательщику или его уполномоченному представителю. По письменному заявлению справка может быть отправлена в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении, в этом случае подпись получателя на корешке справки отсутствует <18>. И в заключение хотелось бы также привести немного цифр о примерной стоимости двухнедельного лечебного тура на лето 2002 г. в различных странах и регионах России (по данным газеты "Финансовая Россия"): Подмосковье - 250-500$, Краснодарский край - 250$, Карелия (Финский залив) - 300$, Украина (Крым) - 300$, Болгария (Албена) - 400$, Литва (Паланга) - 400$, Эстония (Пярну) - 600$, Чехия (Марианские Лазни) - 700$, Чехия (Карловы Вары) - 1000$, Израиль (Арад) - 1200$, Италия (Монтеканини Терме) - 2000$, Франция (Виши) - 4000$. Так что выбор за вами! ------------------------------ <1> ст. 10 Федерального закона от 12.02.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", статьи 1, 2 Федерального закона от 28.05.2001 N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" <2> пп. 4, 5 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 <3> п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 <4> ст. 125 ТК РФ <5> п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 <6> п. "в" Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 192 "О внесении изменений в Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" <7> п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 <8> п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309, п. 6 Правил расходования средств обязательного социального страхования на оплату стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в 2002 году в период летних школьных каникул, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.04.2002 N 259 <9> п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 <10> п. 86 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утв. Постановлением ФСС РФ от 01.02.2002 N 10 <11> Приказ Минздрава России от 14.06.2001 N 215 "О направлении больных на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение" <12> п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 <13> п. 2.3 Инструкции "О порядке расходования средств ФСС РФ", утв. Постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N 11 <14> п. 29 ст. 270 НК РФ <15> п. 9 ст. 217 НК РФ <16> п. 3 ст. 236 НК РФ, Письмо МНС России от 04.04.2002 N СА-6-05/415@ "О едином социальном налоге" <17> Приказ Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289, БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" <18> Письмо МНС России от 04.02.2002 N СА-6-04/124 Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 11 --------------------------------------------------------------------- НЕУМЫТЫМ ПРОДАВЩИЦАМ - СТЫД... И ШТРАФ (Комментарий к Инструкциям по охране труда для работников розничной торговли) П.А.Попов С 1 июня вступили в силу Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли <1>. Сейчас Минтруд России занимается их тиражированием и распространением в розничной сети. Система нормативных правовых актов по охране труда в РФ состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, а также строительных и санитарных норм и правил (СниПы и СаНПиНы), правил и инструкций по безопасности (ПБ и ИБ), правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), сводов правил по проектированию и строительству (СП), гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда (ГН и ГОСТы) <2>. При этом сборники всех этих нормативов должны иметься в каждой организации и у каждого предпринимателя в соответствии со спецификой их деятельности <3>. И если сангигиенические нормативы для организаций торговли уже существуют, типовых инструкций по охране труда для них пока издано не было. Напрямую торговую деятельность затрагивают, например, санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01". Они были утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001 и вступили в силу с 1 января 2002 г. Прежде всего, организациям торговли необходимо иметь именно этот документ и, разумеется, следовать ему. Очевидно, что на все сложное оборудование магазина (кассы, компьютеры, холодильники, лифты и т. д.) должны быть сертификаты <4> и паспорта с описанием правил безопасной эксплуатации, с которыми нужно ознакомить работающих с ними сотрудников. Рабочее место - свято В Типовых инструкциях содержатся как достаточно устоявшиеся (мыть руки после посещения туалета, носить чистую одежду), так и новые требования. Например, для продавца продовольственных товаров установлены следующие правила: подбирать волосы под головной убор, не принимать пищу на рабочем месте, проверять устойчивость прилавков, состояние полов на отсутствие скользкости, грамотно пользоваться оборудованием и вообще обязательно проверять до, во время и после работы все, что находится в пределах его рабочего места. В целом же Инструкции содержат требования по безопасности для почти всех категорий сотрудников магазинов начиная с кассира и заканчивая дворником. И на основании этих Инструкций все предприятия розничной торговли должны до 01.06.2002 разработать собственные инструкции по охране труда для каждой категории работников с учетом условий их работы в данной организации <5>. Их разработка и утверждение должны быть оформлены приказом работодателя. Проще всего принять в качестве внутренних инструкций утвержденные Типовые инструкции. Если у вас маленький магазин и в нем работники фактически совмещают многие профессии (например, кассир и продавец, кладовщик, приемщик, грузчик и дворник одновременно), совместную инструкцию для них разработать вы не вправе, и на каждую профессию должна быть отдельная инструкция. При этом служба охраны труда, специалист по охране труда или руководитель должны организовать выдачу и ознакомление всех сотрудников с этими инструкциями (под расписку) или вывесить инструкции на рабочих местах. На этом обязанности работодателя не заканчиваются - ему необходимо <6>: - провести со всеми работниками инструктаж по охране труда (инспектор может выявить его отсутствие на основании опроса сотрудников, тем более если произойдет несчастный случай на производстве); - не допускать к работе лиц, не прошедших инструктаж (в том числе не допускается временная замена работника на другого, например кассира на продавца, если последний не прошел инструктаж по специальности продавца). Кроме того, в обязанности работодателя по ТК РФ и Федеральному закону "Об охране труда в Российской Федерации" входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Правда, активная аттестация рабочих мест сейчас только ведется и в ряде отраслей вообще нигде не проведена, а система сертификации только создается, так что у работодателей время есть. В аттестации, кстати, могут помочь внештатные эксперты (они должны иметь дипломы специалиста по охране труда либо стаж работы в области охраны труда не менее трех лет). Они же могут помочь и в разработке инструкций. Работодатель также обязан организовать обучение всех работников организации (в том числе руководителя) по охране труда и проверку знаний требований охраны труда <7>. Однако порядок обучения еще не утвержден Правительством РФ. Скорее всего, этим обучением, естественно, платным, будут заниматься создаваемые центры по сертификации, которые затем и будут выдавать всем организациям и предпринимателям сертификаты. Их также можно будет легко найти, обратившись в региональные госэкспертизы условий труда. А штраф реален Отсутствие инструкций по охране труда в торговле или неознакомление работников с ними, что входит в обязанности работодателя, будет являться прямым нарушением ТК РФ и Федерального закона "Об охране труда в РФ". В действующем КоАП РСФСР за все нарушения в области труда и охраны труда для должностных лиц организации предусмотрен штраф в размере до 100 МРОТ <8>. Разумеется, мелкие и средние организации розничной торговли, не говоря уже о частных предпринимателях - торговцах, как правило, не имеют ни службы охраны труда или должности специалиста по охране труда (их должны иметь все организации со штатом свыше 100 человек), ни договоров со специалистами или организациями, которые могли бы профессионально заниматься организацией охраны труда, в том числе и разрабатывать инструкции. Многим из них это просто не по силам в финансовом плане. Тем не менее это также является прямым нарушением законодательства. Поэтому рекомендуем как минимум заключить договор с внештатным экспертом. А с 1 июля 2002 г. вступит в силу новый КоАП РФ, и штраф за эти нарушения составит от 5 до 50 МРОТ <9>. Но уже при повторном нарушении правил охраны труда должностное лицо могут дисквалифицировать, то есть запретить занимать руководящие должности <10>. Однако для дисквалификации необходимо решение судьи. Гораздо реальнее то, что Гострудинспекция вправе полностью приостановить деятельность организации или ее структурного подразделения (например, отдельного магазина) вследствие нарушений требований охраны труда до устранения этих нарушений и даже по суду ликвидировать организацию <11>. Для этого, конечно, нарушения должны быть грубыми и неоднократными. На этом перечень нарушений не заканчивается. За несоблюдение правил охраны труда самим работником (вплоть до того, что грузчик решил немного отдохнуть, посидев на ящике, а продавец решил перекусить прямо на рабочем месте, если, конечно, все это увидит инспектор) должностные лица также могут понести ответственность, поскольку в их обязанности входит организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах <12>. Они при этом вправе применить к сотруднику дисциплинарные меры. Кроме того, к организации может быть, например, предъявлен иск, в случае если это нарушение явилось причиной ущерба другим лицам. Реальный пример - покупатель поскользнулся и сломал руку из-за того, что пол в магазине не был вовремя протерт. Не исключено, что уже с 01.06.2002 органы Гострудинспекции активно начнут свои проверки в розничной торговле. Проверки органов Гострудинспекции - не редкость. В 2001 г. было проведено 247 тыс. проверок (то есть проверена каждая десятая "живая" организация) и выявлено около 2 млн нарушений трудового законодательства. Оштрафовано около 60 тыс. должностных лиц (на 830 руб. в среднем). В торговле нарушения выявляются почти в каждой организации. Самые массовые - неправильное оформление трудовых отношений (попросту отсутствие договоров), нарушение положений об отпусках, режиме рабочего времени и оплаты труда, отсутствие каких-либо гарантий и компенсаций. Больше всего нарушений - в малом бизнесе, прежде всего, у индивидуальных предпринимателей. В Гострудинспекцию материалы о нарушениях могут передать и госторгинспекция, и СЭС, если они обнаружат их в ходе своих проверок. Правда, имейте в виду, что согласно Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" все эти органы имеют право проводить плановые проверки не чаще раза в два года и при проверке обязаны предъявлять приказ о ее проведении и заполнять ваш журнал учета мероприятий по контролю. В противном случае их действия, как и акт проверки, можно легко обжаловать. Почти везде предприниматели на митингах и в обращениях к органам власти жалуются, что положения этого Закона на практике не применяются, и контролеры заявляются к ним с плановыми проверками с завидной регулярностью. Но вы в каждом конкретном случае вправе требовать от проверяющих безусловного соблюдения Закона, активно поддержанного самим Президентом РФ. -------------------------------- <1> утв. Постановлением Минтруда России от 12.02.2002 N 9 <2> п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" <3> ст. 212 Трудового кодекса РФ <4> Постановление Госстандарта России от 16.07.99 N 36 "О правилах проведения обязательной сертификации электрооборудования" <5> пп. 5.1-5.3 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 06.04.2001 N 30 <6> ст. 212 ТК РФ, ст. 14 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" <7> ст. 225 ТК РФ, ст. 18 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ <8> ст. 41 КоАП РСФСР <9> ст. 5.27 КоАП РФ <10> ст. 3.11 КоАП РФ <11> статьи 25-26 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ <12> ст. 212 ТК РФ, ст. 14 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 11 ---------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||