Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18 апреля 2002 года


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru


Схемы корреспонденций
                   Материалы из журнала "Главная книга"
                     "КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС" РЕШЕН МНС
                                                        О. Проваленко
        МНС России  Письмом  от  22.03.2002  N СА-6-04/341 разъяснило
   порядок  предоставления  имущественного  налогового   вычета   при
   исчислении  налога  на  доходы  физических  лиц,  предусмотренного
   подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
        Высший  налоговой  орган страны высказал свою точку зрения по
   вопросу  о  праве налогоплательщиков-застройщиков либо покупателей
   жилого  дома  или  квартиры,  которые  ранее  уже  имели  право на
   налоговую  льготу  на  основании подп. "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ от
   07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", получить
   аналогичный вычет в период действия гл. 23 НК РФ.
        Отметим,  что  до сих пор среди специалистов Минфина России и
   МНС  России  не  было  единого  подхода к решению данной проблемы.
   Теперь же разночтения устранены.
        Итак, порядок предоставления имущественного налогового вычета
   варьируется в зависимости от ситуаций.

   ******************************************************************
   *         Ситуация         Порядок предоставления имущественного
                              налогового вычета, предусмотренного 
                                   подп. 2 п. 1 ст.220 НК РФ      
                                        (далее - вычет)           *
   ******************************************************************
   *Налогоплательщик приобрел - вычет по приобретенному (построен- 
   *(построил) жилой дом или  ному) после 01.01.2001 объекту пре-  
   *квартиру до 01.01.2001 и  доставляется в общем порядке         
   полностью воспользовался                                       *
   налоговой льготой по Зако-                                     *
   ну РФ "О подоходном налоге                                     *
   с физических лиц", а после                                     *
   01.01.2001 вновь приобрел                                      *
   (построил) жилой дом или                                       *
   квартиру                                                       *
   ******************************************************************
   *Налогоплательщик приобрел - по объекту жилья, приобретенному   
   *(построил) жилой дом или  (построенному) до 01.01.2001, вычет  
   *квартиру до 01.01.2001 и  предоставляется с зачетом суммы рас- 
   *не полностью использовал  ходов по строительству (приобретению)
   *налоговую льготу по Зако- квартиры или жилого дома, ранее отне-
   *ну РФ "О подоходном налоге*сенных на уменьшение совокупного до- *
   *с физических лиц", а после*хода такого налогоплательщика;       *
   *01.01.2001 вновь приобрел - по объекту, приобретенному (постро-
   *(построил) жилой дом или  енному) после 01.01.2001, вычет не   
   *квартиру                  предоставляется                      
   ******************************************************************
   *Налогоплательщик приобрел - за 1999 г. и 2000 г. возврат подо- 
   *(построил) жилой дом или  ходного налога производится в поряд- 
   *квартиру до 01.01.2001 и  ке, установленном ст. 78 НК РФ;      
   *не пользовался налоговой  - по доходам за 2001 г. вычет предо- 
   *льготой по Закону РФ      cтавляется с зачетом ранее возвращен-
   *"О подоходном налоге с фи-*ной суммы налога                     *
   зических лиц", а в 2002 г.                                     *
   заявил о возврате подоход-                                     *
   ного налога по данному                                         *
   объекту                                                        *
   ******************************************************************
   *Налогоплательщик приобрел - вычет по приобретенному (построен- 
   *(построил) жилой дом или  ному) жилому дому или квартире пре-  
   *квартиру после 01.01.2001 доставляется в общем порядке         
   и в 2001 г. получал ежеме-                                     *
   сячные денежные компенса-                                      *
   ции в размере уплаченного                                      *
   налога на доходы физичес-                                      *
   ких лиц по Постановлению                                       *
   Правительства РФ от                                            *
   25.01.2001 N 55 "О порядке                                     *
   выплаты ежемесячной денеж-                                     *
   ной компенсации, преду-                                        *
   смотренной статьей 133 Фе-                                     *
   дерального закона "О феде-                                     *
   ральном бюджете на                                             *
   2001 год"                                                      *
   ******************************************************************

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 8
   ------------------------------------------------------------------

                         ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-НОВОМУ
                                                          М. Тавшанжи
        27.04.2002 вступает в силу Федеральный  закон  от  21.12.2001
   N 178-ФЗ   "О   приватизации   государственного  и  муниципального
   имущества" (далее - Закон) и утрачивает силу Федеральный закон  от
   21.07.97  N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об
   основах  приватизации  муниципального   имущества   в   Российской
   Федерации" <1>. Закон систематизировал и объединил в себе основные
   положения о приватизации,  установленные  Федеральным  законом  от
   21.07.97 N 123-ФЗ, Положением о продаже на коммерческом конкурсе с
   инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или
   муниципального имущества  <2>,  Положением  о  продаже на аукционе
   государственного или муниципального имущества  <3>,  Положением  о
   продаже    на    специализированном    аукционе    находящихся   в
   государственной  и  муниципальной  собственности  акций   открытых
   акционерных обществ,  созданных  в  процессе  приватизации <4>,  и
   другими  подзаконными  актами.  Закон  будет   являться   основным
   документом,    регулирующим   отношения   по   приватизации,   все
   принимаемые нормативные правовые акты по  данному  вопросу  должны
   будут ему соответствовать <5>.
        Правительству   Российской   Федерации   предоставлено  право
   определять   минимальную  цену,  по  которой  возможно  отчуждение
   имущества,   выбирать  средство  массовой  информации,  в  котором
   подлежит   опубликованию   информационное   сообщение   о  продаже
   имущества,   регулировать   отношения,   связанные  с  проведением
   аукциона,  специализированного  аукциона,  конкурса,  конкурса  на
   право  заключения  договора  доверительного  управления  и продажи
   акций    открытого    акционерного    общества    по   результатам
   доверительного  управления,  не  урегулированные  в  Законе, и др.
   Отдельные    условия   приватизации   вправе   определять   органы
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органы
   местного самоуправления <6>.
        Рассмотрим   существенные  и  самые  интересные  изменения  в
   порядке и условиях приватизации.
        Как   и   прежде,   под   приватизацией   государственного  и
   муниципального    имущества   понимается   возмездное   отчуждение
   имущества,  находящегося  в  собственности  Российской  Федерации,
   субъектов   Российской  Федерации,  муниципальных  образований,  в
   собственность физических и (или) юридических лиц <7>.
        При  принятии  государственным  органом  или органом местного
   самоуправления  решения  о  приватизации имущества не менее чем за
   тридцать  дней до дня осуществления продажи указанного имущества в
   средствах массовой информации публикуется информационное сообщение
   о  его  продаже,  в котором, в частности, указываются наименование
   имущества  и  иные  позволяющие  его  индивидуализировать  данные;
   способ  приватизации;  начальная  цена; форма подачи предложений о
   цене;  условия  и  сроки  платежа;  порядок,  место, даты начала и
   окончания   подачи   заявок   (предложений);  ограничения  участия
   отдельных  категорий  физических  и юридических лиц в приватизации
   имущества <8>.
        Главным  нововведением  является  расширение  сферы  действия
   Закона.    По   установленным   Законом   правилам   можно   будет
   приватизировать  земельные участки, на которых расположены объекты
   недвижимости  (в  том  числе  имущественные  комплексы); имущество
   Российской   Федерации,   субъектов   Российской   Федерации   или
   муниципальных  образований  в виде доли совместной собственности с
   физическими  и  юридическими  лицами;  а также объекты культурного
   наследия  (памятники истории и культуры, в том числе архитектурные
   ансамбли,  усадебные  и  дворцово-парковые  комплексы), социально-
   культурного  назначения  (здравоохранения,  культуры  и  спорта) и
   коммунально-бытового назначения <9>.
        Положения  о  покупателях  государственного  и муниципального
   имущества  не  претерпели существенных изменений. Появились нормы,
   запрещающие  открытым  акционерным обществам являться покупателями
   размещенных ими акций,  подлежащих приватизации <10>, а физическим
   лицам  - не предпринимателям - имущественных комплексов унитарного
   предприятия <11>. Установленный ст. 16 Закона перечень документов,
   представляемых   покупателями  государственного  и  муниципального
   имущества, в  отличие  от  ныне  действующего  порядка  <12>,   не
   содержит  требования  о  представлении  справки  налогового органа
   (справка,  подтверждающая отсутствие задолженности по налоговым  и
   иным  обязательным  платежам  в  бюджетные  и  внебюджетные фонды,
   справка об источниках денежных средств юридических лиц,  справка о
   доходах физических лиц).  Однако для юридических лиц этот перечень
   может быть расширен федеральным  законом.  Исчерпывающий  перечень
   представляемых   покупателями   документов   и   требования  к  их
   оформлению должны содержаться в информационном сообщении о продаже
   имущества <13>.
        В  Законе  изменены и способы приватизации государственного и
   муниципального  имущества.  Согласно  ст.  13 Закона продажа акций
   созданных  в процессе приватизации открытых акционерных обществ их
   работникам  более  не  является способом приватизации. Работники и
   другие  лица  (физические  и  юридические) смогут приобрести акции
   через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Государственное
   или муниципальное имущество может быть внесено в качестве вклада в
   уставные капиталы только открытых акционерных обществ (Федеральный
   закон от 21.07.97 N 123-ФЗ допускает внесение указанного имущества
   в качестве вклада в уставные капиталы любых хозяйственных обществ:
   акционерных  обществ,  обществ  с  ограниченной ответственностью и
   обществ с дополнительной ответственностью).
        Появились   новые   способы   приватизации,  направленные  на
   расширение круга инвесторов <14>:
        1)  продажа  за  пределами  территории  Российской  Федерации
   находящихся   в   государственной   собственности  акций  открытых
   акционерных   обществ  посредством  их  использования  в  качестве
   обеспечения  ценных  бумаг,  выпускаемых  иностранными эмитентами,
   либо через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
        2)  продажа  государственного  или  муниципального  имущества
   посредством  публичного  предложения  (публичной  оферты), которая
   осуществляется,  если  аукцион по продаже указанного имущества был
   признан  несостоявшимся.  В  информационном  сообщении  о  продаже
   имущества  в  таких  случаях  помимо  общих  сведений  указываются
   величина    снижения    начальной   цены   (цены   первоначального
   предложения,   указанной  в  информационном  сообщении  о  продаже
   имущества    на   аукционе),   период,   по   истечении   которого
   последовательно   снижается  цена  предложения,  минимальная  цена
   предложения,  по  которой  может  быть продано государственное или
   муниципальное имущество (цена отсечения);
        3)  продажа государственного или муниципального имущества без
   объявления  цены.  Осуществляется в случае, если продажа имущества
   посредством публичного предложения не состоялась;
        4)  продажа акций открытых акционерных обществ по результатам
   доверительного   управления.   С  победителем  конкурса  на  право
   заключения  договора  доверительного  управления  и  продажи акций
   общества  по  результатам  доверительного  управления одновременно
   заключаются   договор   купли-продажи  акций  общества  и  договор
   доверительного  управления.  После завершения срока доверительного
   управления  в  случае  исполнения  условий договора доверительного
   управления лицо приобретает акции в собственность.
        Отдельные   изменения  претерпели  и  уже  привычные  способы
   приватизации,   в   частности  продажа  имущества  на  аукционе  и
   конкурсе. На конкурсе может продаваться имущество (предприятие как
   имущественный  комплекс  или  акции  созданного  при  приватизации
   открытого  акционерного общества, которые составляют более чем 50%
   уставного  капитала общества), в отношении которого его покупателю
   необходимо  выполнить  определенные  условия.  При этом установлен
   единый критерий для определения суммы задатка: 20% начальной цены,
   указанной  в информационном сообщении о проведении конкурса, но не
   более  чем  4,5  млн установленных федеральным законом минимальных
   размеров  оплаты  труда.  Аналогичные  правила  установлены  и для
   проведения  аукциона.  Также  ограничен  срок  выполнения  условий
   конкурса: он не может превышать один год <15>.
        Законом  установлены  ограничения  при приватизации отдельных
   видов имущества.
        Как уже было сказано выше,  приватизация зданий,  строений  и
   сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и
   которые   признаны   самостоятельными   объектами    недвижимости,
   осуществляется  одновременно  с  отчуждением  земельных  участков,
   занимаемых    таким    имуществом    и    необходимых    для    их
   использования <16>.   По   общему  правилу  собственники  объектов
   недвижимости    (не    являющихся    самовольными    постройками),
   расположенных на земельных участках, относящихся к государственной
   или муниципальной собственности,  обязаны либо взять в  аренду  на
   срок  до  сорока  девяти лет,  либо приобрести указанные земельные
   участки. При этом заключение договора аренды земельного участка не
   является  препятствием для выкупа земли.  Одновременно с принятием
   решения  об  отчуждении  земельного  участка   при   необходимости
   принимается   решение   об   установлении   публичных   сервитутов
   (предоставление  другим  лицам  права  ограниченного   пользования
   участком).
        С   27.04.2002   объекты   культурного  наследия  могут  быть
   приватизированы.  Условием  для  приватизации  является выполнение
   покупателем    обязанностей    по    содержанию,    сохранению   и
   использованию,   определяемых   соответствующим   органом   охраны
   объектов культурного наследия <17>.
        На   собственника  приватизированного  имущества  могут  быть
   возложены обязанности использовать его по определенному назначению
   (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения),
   обязанности   содержать   объекты   гражданской  обороны,  объекты
   социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество
   мобилизационного    назначения    (не    включенные    в    состав
   приватизированного     имущественного     комплекса     унитарного
   предприятия,  но  связанные  по своим техническим характеристикам,
   месту   нахождения   (для  объектов  недвижимости),  назначению  с
   приватизированным имуществом) <18>.
        В  заключение  отметим,  что  порядок  оплаты  приобретаемого
   имущества   и   распределения   денежных  средств  от  продажи  не
   изменился.  Только  теперь  рассрочка будет предоставляться не при
   любых  способах  приватизации  (программой,  прогнозным планом), а
   лишь при продаже государственного или муниципального имущества без
   объявления цены, причем на срок не более чем один год <19>.

        --------------------------------
        <1> статьи 45, 46 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <2> утв. Постановлением Правительства РФ от 09.11.98 N 1311
        <3> утв. Постановлением Правительства РФ от 27.03.98 N 356
        <4> утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.98 N 487
        <5> ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <6> статьи 12,  15,  18,  19,  20,  26 Федерального закона от
   21.12.2001 N 178-ФЗ
        <7> ст.  1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ,  ст. 1
   Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ
        <8> ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <9> статьи  3,  29,  30  Федерального  закона  от  21.12.2001
   N 178-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ
        <10> ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <11> ст.  27 Федерального  закона  от  21.12.2001  N  178-ФЗ,
   ст. 9,  п.  2  ст.  16,  ст.  21  Федерального  закона от 21.07.97
   N 123-ФЗ
        <12> п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ
        <13> ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <14> гл. IV Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <15> статьи  18,  20  Федерального   закона   от   21.12.2001
   N 178-ФЗ, ст. 21 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ
        <16> ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <17> ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <18> ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ
        <19> статьи   24,   35   Федерального  закона  от  21.12.2001
   N 178-ФЗ, ст. 19 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 8
   ------------------------------------------------------------------

                    НАЛОГОВОЕ БУДУЩЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
                                                        А. Перепечкин
        C 2002 г.  плательщики ЕНВД стали обязаны уплачивать ЕСН, что
   вызвало волнения по всей стране (см. ГК, 2002, N 6, с. 36). Данный
   факт  привлек к себе внимание даже Президента РФ Владимира Путина.
   В конце февраля 2002 г.  Президент  РФ  поручил  Правительству  РФ
   разработать   пакет   законопроектов,  направленный  на  упрощение
   системы   налогообложения   малого   бизнеса   при   одновременном
   недопущении снижения уровня социальной защиты работников,  занятых
   в малом бизнесе.  Буквально за месяц  Минэкономразвития  России  и
   Минфином  России  был  подготовлен  соответствующий  законопроект,
   который до 10 апреля предполагается внести в Госдуму.
        Данный  проект  содержит  две новые главы Налогового кодекса:
   гл.  26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого
   предпринимательства"  и  гл.  26.3 "Система налогообложения в виде
   единого   налога   на   вмененный   доход   для   отдельных  видов
   деятельности".  В  проекте  фактически  сохраняются  действующие в
   настоящее  время системы налогообложения с некоторыми изменениями.
   Отметим,  что  данный  проект  полностью  отличен  от аналогичного
   законопроекта, подготовленного МНС России (о нем мы рассказывали в
   ГК, 2001, N 19, с. 60).
        Рассмотрим   основные  новшества,  которые  Правительство  РФ
   предлагает  внести  в упрощенную систему налогообложения и систему
   налогообложения по ЕНВД.

                   Упрощенная система налогообложения
                    1. Изменяются критерии субъектов
                       малого предпринимательства
        В  настоящее  время  на  упрощенную  систему  налогообложения
   (далее  -  УСН)  могут  переходить организации и предприниматели с
   предельной  численностью  работающих  до  15  человек и совокупным
   размером  валовой  выручки  за  год,  предшествующий  кварталу,  в
   котором подается заявление на переход, не превышающим 10 млн руб.
        Перейти   на   УСН  согласно  законопроекту  смогут  лишь  те
   организации  и  индивидуальные предприниматели, у которых доход от
   реализации (доход от предпринимательской деятельности) по итогам 9
   месяцев  года не превысил 7 500 000 руб. (без учета НДС и налога с
   продаж)  и  среднесписочная численность работников (в том числе по
   гражданско-правовым  договорам)  не  превышает  20  человек. После
   перехода   на   УСН  годовой  доход  налогоплательщика  не  должен
   превышать  10  млн  руб.,  иначе  он должен будет перейти на общую
   систему налогообложения.
        Таким   образом,   изменяются   критерии   субъектов   малого
   предпринимательства  для УСН  - планируется  увеличить  предельное
   количество  работающих  с  15  до  20  человек,  а  размер выручки
   оставить  на  прежнем  уровне  -  10  млн руб. Заметим, что теперь
   перейти  на  упрощенную  систему  налогообложения  субъекты малого
   предпринимательства  (далее  -  субъекты  МП) смогут лишь с начала
   года, следующего за годом, в котором подается заявление на переход
   (заявление  согласно  проекту  нужно  будет представить в период с
   1 октября до 30 ноября).

                   2. Сокращается количество налогов,
                       заменяемых единым налогом
        Сейчас  при  применении УСН единый налог заменяет большинство
   существующих  налогов.  В  законопроекте  предлагается  установить
   точный  перечень  налогов,   которые   будут   заменяться   единым
   налогом, - это НДС,  налог с продаж,  налог на прибыль организаций
   (налог на доходы физических лиц - для предпринимателей) и налог на
   имущество предприятий и организаций (налог на имущество физических
   лиц  -  для предпринимателей в части имущества,  используемого для
   осуществления  предпринимательской  деятельности).   Кроме   того,
   субъекты МП,  применяющие УСН,  освобождаются от уплаты ЕСН как со
   своего дохода,  так и с выплат  своим  работникам.  Однако  они  в
   обычном  порядке должны будут уплачивать страховые взносы в ПФР на
   обязательное пенсионное страхование.
        Таким образом, применяющие УСН субъекты малого бизнеса должны
   будут  уплачивать  некоторые налоги, которые сейчас не уплачивают,
   например  налог  на  пользователей  автодорог,  налог с владельцев
   транспортных  средств,  земельный налог, налог на рекламу, целевые
   сборы на содержание милиции.

                    3. До 2005 г. будет возможность
                     выбора объекта налогообложения
        Действующее   законодательство   предусматривает,  что  выбор
   объекта налогообложения (валовая выручка или совокупный доход) при
   упрощенной    системе   налогообложения   осуществляется   органом
   государственной власти субъекта РФ.
        Законопроект   устанавливает  добровольность  выбора  объекта
   налогообложения  между  доходом и доходом, уменьшенным на величину
   расходов.   Однако   с   2005   г.   у   всех   субъектов   малого
   предпринимательства,      применяющих      упрощенную      систему
   налогообложения, объектом налогообложения будет доход, уменьшенный
   на величину расходов.

               4. Затраты на приобретение амортизируемого
               имущества будут включаться в расходы сразу
        Если  субъект  МП  выберет в качестве объекта налогообложения
   доход,  уменьшенный  на  величину расходов, то он может вычесть из
   дохода  гораздо  большую сумму расходов, нежели сейчас при объекте
   налогообложения - совокупном доходе.
        Налогоплательщики  смогут  дополнительно  вычитать из выручки
   следующие расходы:
        - расходы на приобретение нематериальных активов;
        - расходы на ремонт основных средств;
        - расходы на приобретение основных средств;
        - расходы на обязательное страхование работников и имущества,
   включая   страховые   взносы  в  ПФР  на  обязательное  пенсионное
   страхование.
        Таким   образом,   субъекты   МП  будут  сразу,  не  начисляя
   амортизацию,   учитывать   в   целях  налогообложения  расходы  на
   приобретение ОС и НМА.

                   5. Снижаются ставки единого налога
        В  законопроекте  предлагается установить следующие налоговые
   ставки единого налога:
        8% - если объектом налогообложения является доход;
        20%   -   если   объектом   налогообложения  является  доход,
   уменьшенный на величину расходов.
        Таким  образом,  в  общем случае будут снижены ставки единого
   налога, так как в настоящее время предельные ставки составляют 10%
   и  30%  соответственно.  Однако  для  некоторых  субъектов МП, где
   законодательством  субъектов  РФ  установлены более низкие ставки,
   произойдет  увеличение  налоговой  нагрузки.  Например, в Москве в
   настоящее  время  некоторые субъекты МП уплачивают единый налог по
   ставке 7% от валовой выручки, а в Санкт-Петербурге и того меньше -
   6,33% от валовой выручки.

               6. Страховые взносы в ПФР будут вычитаться
                        из суммы единого налога
        Если  объектом  налогообложения  у  субъекта МП, применяющего
   УСН, будет являться доход, то уплаченные суммы страховых взносов в
   ПФР  смогут  вычесть  из  начисленной суммы единого налога. Однако
   установлен  предел  - сумма единого налога не может быть уменьшена
   таким образом более чем на 50%.

                    Единый налог на вмененный доход
                   1. Сокращается количество налогов,
                            заменяемых ЕНВД
        Как и в проекте главы об УСН,  в  законопроекте  предлагается
   установить  точный  перечень  налогов,  которые  будут  заменяться
   ЕНВД, - это НДС,  налог с продаж,  налог  на  прибыль  организаций
   (налог на доходы физических лиц - для предпринимателей) и налог на
   имущество предприятий и организаций (налог на имущество физических
   лиц  -  для предпринимателей в части имущества,  используемого для
   осуществления  предпринимательской  деятельности).   Кроме   того,
   плательщики  ЕНВД  будут  освобождены от уплаты ЕСН.  Однако они в
   обычном порядке должны будут уплачивать страховые взносы в ПФР  на
   обязательное пенсионное страхование.
        Таким  образом,  плательщики  ЕНВД  должны  будут  уплачивать
   некоторые  налоги, которые сейчас не уплачивают, например налог на
   пользователей  автодорог,  налог  на  рекламу,  целевые  сборы  на
   содержание милиции.
        Как     и    при    упрощенной    системе    налогообложения,
   налогоплательщики  ЕНВД  смогут  вычесть из начисленной суммы ЕНВД
   уплаченные  суммы  страховых  взносов  в ПФР. Однако сумма ЕНВД не
   может быть уменьшена таким образом более чем на 25%.

              2. Сокращается перечень видов деятельности,
                            облагаемых ЕНВД

        В  проекте  главы  Налогового  кодекса  о  едином  налоге  на
   вмененный    доход    значительно    сокращается   перечень   сфер
   предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на
   уплату  ЕНВД. Так, предполагается, что из тех, которые в настоящее
   время  перечислены  в  ст. 3  Федерального  закона   от   31.07.98
   N 148-ФЗ, облагаться ЕНВД не будут следующие виды деятельности:
        1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
        2)   оказание   предпринимателями   услуг  по  краткосрочному
   проживанию;
        3)   оказание   предпринимателями   консультаций,   а   также
   бухгалтерских,   аудиторских   и   юридических   услуг,  обучение,
   репетиторство,   преподавание   и   иная   деятельность   в  сфере
   образования;
        4)   розничная   выездная   (нестационарная)  и  стационарная
   торговля ГСМ;
        5)  оказание  услуг по предоставлению автомобильных стоянок и
   гаражей;
        6) деятельность организаций по сбору металлолома;
        7)  изготовление  и  реализация  предпринимателями  игрушек и
   изделий народных художественных промыслов.

              3. Значительно ограничены права субъектов РФ
                          по установлению ЕНВД

        Главной   особенностью   проекта   главы   о   ЕНВД  является
   существенное ограничение прав субъектов РФ на установление базовой
   доходности по видам бизнеса и корректирующих коэффициентов.
        Базовые   доходности  по  видам  деятельности  предполагается
   установить непосредственно в Налоговом кодексе.

   ******************************************************************
   Вид предпринимательской Физический показатель Базовая доход-  
         деятельности                            ность в месяц на
                                                 единицу физичес-
                                                 кого показателя,
                                                 руб.            
   ******************************************************************
   *Оказание бытовых услуг Количество работников,       4000      *
   *физическим лицам       занятых при осуществле-                
                          нии деятельности, обла-                
                          гаемой единым налогом                  *
   ******************************************************************
   *Ветеринарные услуги    Количество работников,       4000      
                          занятых при осуществле-                
                          нии деятельности, обла-                
                          гаемой единым налогом                  *
   ******************************************************************
   *Услуги по ремонту, тех-*Количество работников,       7000      
   *ническому обслуживанию занятых при осуществле-                *
   *и мойке автотранспорт- нии деятельности, обла-                *
   *ных средств            гаемой единым налогом                  *
   ******************************************************************
   *Розничная торговля,    Площадь торгового зала       1000      *
   *осуществляемая через   (кв. м)                                *
   объекты стационарной                                          
   торговой сети, имеющие                                        
   торговые залы                                                 
   ******************************************************************
   *Розничная торговля,    Торговое место               5000      *
   осуществляемая через                                          
   объекты стационарной                                          
   торговой сети, не имею-                                       
   щие торговых залов, и                                         
   розничная торговля,                                           
   осуществляемая через                                          
   объекты нестационарной                                        
   торговой сети                                                 
   ******************************************************************
   *Общественное питание   Площадь зала обслужива-       500      
                          ния посетителей (кв. м)                *
   ******************************************************************
   *Автотранспортные услуги*Количество машин, ис-        4000      
   *                       пользуемых для перево-                 
                          зок грузов и автомоби-                 
                          лей                                    *
   ******************************************************************

        Базовая  доходность  будет  умножаться  на три корректирующих
   коэффициента,  из которых только один - К2 - будет устанавливаться
   субъектами   РФ.   К2   -  коэффициент,  учитывающий  совокупность
   особенностей   ассортимента  продукции  (товаров,  работ,  услуг),
   сезонности и других факторов, - может изменяться в пределах от 0,5
   до 1,0. Таким образом, субъекты РФ смогут лишь снизить сумму ЕНВД,
   если установят К2 ниже 1,0.

                4. При расчете налога будет учитываться
                  кадастровая оценка земли и инфляция
        Порядок  определения  двух других коэффициентов К1 и К3 будет
   установлен федеральным законодательством.
        К1   -  коэффициент,  учитывающий  совокупность  особенностей
   ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных
   образованиях,      особенностей     населенного     пункта     или
   месторасположения  внутри  населенного  пункта,  определяется  как
   отношение   значения   кадастровой   стоимости   земли   по  месту
   осуществления   деятельности   налогоплательщика   к  максимальной
   кадастровой стоимости земли, установленной Госземкадастром.
        Значение  К1 не будет превышать 1, так как делителем является
   максимальная кадастровая стоимость земли.
        К3  -  коэффициент  инфляции,  который  будет варьироваться в
   пределах от 1,0 до 1,2 в зависимости от уровня инфляции.
        Таким образом, планируется, что при расчете сумм налога будут
   применяться   более   объективные  корректирующие  коэффициенты  к
   базовой  доходности,  которые будут зависеть от кадастровой оценки
   земли  в  месте  осуществления  деятельности  налогоплательщика  и
   инфляции.
        По словам заместителя главы Минэкономразвития России  Аркадия
   Дворковича,    к   настоящему   моменту   кадастровая   оценка   в
   60 субъектах РФ завершена и в 29 - соответствующие работы подходят
   к   концу.   При   этом   результаты   кадастровой   оценки  будут
   опубликованы. По его оценке, коэффициент К1 в зависимости от места
   осуществления  бизнеса  будет  отличаться  даже не в десятки,  а в
   сотни раз из-за больших различий в кадастровой стоимости  земли  в
   различных регионах.
        Законопроект  предполагается  ввести  в  действие с 1 октября
   2002  г.,  то  есть,  возможно,  уже  в  этом году налогообложение
   субъектов   малого   предпринимательства  будет  осуществляться  в
   соответствии с новыми главами Налогового кодекса РФ.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 8
    ------------------------------------------------------------------

                        САМООБОРОНА БЕЗ ПРЕДЕЛОВ
                                                        О. Проваленко
        Вступил в  силу  Федеральный  закон  от  14.03.2002  N  29-ФЗ
   "О внесении  изменения  в  статью 37 Уголовного кодекса Российской
   Федерации".
        Согласно действовавшей   до   сих  пор  ст.  37  "Необходимая
   оборона" УК РФ  не  признавалось  преступлением  причинение  вреда
   посягающему  лицу  обороняющимся,  если  при этом не было допущено
   превышения  пределов  необходимой  обороны,  то  есть   умышленных
   действий, явно не соответствующих характеру и степени общественной
   опасности посягательства.
        Таким образом,  свобода  действий защищающегося человека была
   ограничена:  он должен был думать,  какими средствами ему отразить
   нападение, чтобы не преступить границу допустимого законом.
        Отныне любая защита личности и прав обороняющегося или других
   лиц  от  нападения,  сопряженного  с  насилием,  опасным для жизни
   обороняющегося или другого лица,  либо с непосредственной  угрозой
   применения такого насилия, является правомерной.
        Иными словами,  если обороняющийся,  защищая свою  жизнь  или
   жизнь другого лица,  причинит нападающему вред,  вплоть до лишения
   жизни,  это не  является  преступлением.  Так,  действия  мужчины,
   ударившего  кирпичом по голове подозрительную личность,  толкающую
   темным вечером в подворотню  девушку  со  словами:  "Молчи,  а  то
   убью!", - не выходят за рамки закона.
        В отношении  защиты  от  неопасных  для  жизни  посягательств
   действует  прежний  принцип:  дачнику  нельзя стрелять по ребенку,
   ворующему яблоки.
        Отметим, что  в  силу  п.  1  ст.  10  УК  РФ  вышеупомянутое
   изменение имеет обратную силу.  Это дает возможность  пересмотреть
   ранее вынесенные судебные приговоры и, таким образом, восстановить
   справедливость.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 7
   ------------------------------------------------------------------

                  ИЗМЕНЕН ПЕРЕЧЕНЬ АВТОНЕИСПРАВНОСТЕЙ
                                                        А. Чарушников
        Прохождение технического  осмотра  автомобилей  с   1   марта
   2002 г.    будет    осуществляться    по   обновленным   правилам.
   Постановлением Правительства РФ от 21.02.2002 N 127  были  внесены
   изменения  и  дополнения в Перечень неисправностей и условий,  при
   которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Это, прежде
   всего,  связано  с  введением  в  действие  новых  государственных
   стандартов, в частности ГОСТ Р 51709-2001.
        Так,   изменены   нормы   эффективности   торможения  рабочей
   тормозной  системой.  Согласно  старой  редакции Перечня тормозной
   путь  для  легковых  автомобилей  должен  был  составлять не более
   12,2 метра (для автомобилей, выпущенных до 1981 г., - 14,5 метра).
   Теперь эта норма увеличена до 14,7 метра.
        Установлены   новые   требования   к   элементам  конструкции
   транспортных   средств,   при   несоблюдении   которых   также  не
   допускается  эксплуатация  транспортного  средства,  в частности к
   крепежу  запасного  колеса,  к  герметичности  двигателя,  коробки
   передач, заднего моста, сцепления и систем охлаждения.
        Не  забыты  и  те  автовладельцы, которые установили на своих
   автомобилях   газовую   систему  питания  двигателя.  На  наружной
   поверхности  газовых  баллонов  должны быть указаны их технические
   параметры и даты последнего и планируемого освидетельствования.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 6
   ------------------------------------------------------------------

               УСЛОВНЫЕ ФАКТЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ
                        (Комментарий к ПБУ 8/01
              "Условные факты хозяйственной деятельности")
                                                             Л. Елина
        Начиная с бухгалтерской отчетности 2002  г.  действует  новое
   Положение  по  бухгалтерскому  учету "Условные факты хозяйственной
   деятельности" ПБУ  8/01  <1>,  в  связи  с   чем   утратило   силу
   действовавшее ранее ПБУ 8/98 <2>.
        В первую очередь отметим,  что  ПБУ  8/01  субъектами  малого
   предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых
   ценных бумаг) может не применяться.  В связи с этим напомним,  что
   коммерческие     организации     являются     субъектами    малого
   предпринимательства, если:
        - в  их  уставном капитале доля участия Российской Федерации,
   субъектов  Российской  Федерации,   общественных   и   религиозных
   организаций  (объединений),  благотворительных  и  иных  фондов не
   превышает 25%,
        - в  их  уставном  капитале  доля,  принадлежащая  одному или
   нескольким юридическим  лицам,  не  являющимся  субъектами  малого
   предпринимательства, не превышает 25%,
        - средняя  численность  работников  за  отчетный  период   не
   превышает: в   промышленности,   строительстве,  на  транспорте  -
   100 человек;  в сельском  хозяйстве,  научно-технической  сфере  -
   60 человек;   в   розничной   торговле   и   бытовом  обслуживании
   населения - 30 человек;  в оптовой торговле,  остальных отраслях и
   при осуществлении других видов деятельности - 50 человек <3>.
        Определение условного  факта  хозяйственной  деятельности   в
   новом Положении не изменилось.  По-прежнему условным является факт
   хозяйственной деятельности, имеющий место по состоянию на отчетную
   дату, в   отношении   последствий   которого   и   вероятности  их
   возникновения  в  будущем  существует  неопределенность,  то  есть
   возникновение  последствий  зависит  от  того,  произойдет  или не
   произойдет в   будущем   одно   или    несколько    неопределенных
   событий <4>.   Последствия   могут  быть  как  благоприятными  для
   организации  (в  результате  которых  экономические  выгоды  могут
   увеличиться),  так  и неблагоприятными (экономические выгоды могут
   уменьшиться).
        К условным  фактам  могут  быть  отнесены  не  завершенные на
   отчетную дату  судебные  разбирательства,  в  которых  организация
   выступает  истцом  или  ответчиком и решения по которым могут быть
   приняты лишь в последующие отчетные  периоды;  не  разрешенные  на
   отчетную  дату  разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты
   платежей  в  бюджет;   выданные   до   отчетной   даты   гарантии,
   поручительства  и  другие  виды  обеспечения обязательств в пользу
   третьих лиц,  сроки исполнения по которым не  наступили;  выданные
   организацией  гарантийные обязательства в отношении проданных ею в
   отчетном периоде продукции,  товаров, выполненных работ, оказанных
   услуг;    продажа    или   прекращение   какого-либо   направления
   деятельности организации,  закрытие подразделений организации  или
   их перемещение в другой географический регион;  другие аналогичные
   факты <5>.
        Не относятся   к  условным  фактам  снижение  или  увеличение
   стоимости  материально-производственных   запасов   и   финансовых
   вложений   организации   на   отчетную   дату,   а  также  расходы
   организации, которые признаются в бухгалтерском учете по получении
   от  поставщика  платежных  документов  (например,  по  оказываемым
   коммунальным услугам, услугам телефонной связи и т. п.) <6>.
        Главное же,  что  следует принимать во внимание при отнесении
   факта хозяйственной деятельности к условному,  - это то, что нормы
   ПБУ 8/01 распространяются только на тот факт,  который,  по оценке
   организации,  с вероятностью более  чем  50%  (высокой  или  очень
   высокой) повлечет уменьшение (увеличение) экономических выгод.
        Оценка вероятности    последствий    условного    факта    не
   предполагает  ее  точное  измерение  и должна применяться с учетом
   характера конкретного условного факта  на  основе  всей  доступной
   организации информации по состоянию на отчетную дату <7>.

                      Примерная оценка вероятности
                    последствий условного факта <8>
   ******************************************************************
     Степень       Характеристика последствий      Количественная
   вероятности                                         оценка    
   ******************************************************************
   *Очень      *О наступлении будущего события (собы-*95% - 100%    *
   *высокая    тий) можно утверждать с достаточной                
              определенностью                                    *
   ******************************************************************
   *Высокая    *Будущее событие (события) скорее нас-*50% - 95%     
              тупит                                              *
   ******************************************************************
   *Средняя    *Вероятность того, что будущее событие*5% - 50%      
              (события) наступит, выше малой, но                 
              ниже высокой                                       *
   ******************************************************************
   *Малая      *Вероятность того, что будущее событие*0% - 5%       
              (события) наступит, достаточно мала                *
   ******************************************************************

        Последствиями условного  факта  могут  быть условные активы и
   условные обязательства <9>.
        Под условным   обязательством  понимается  такое  последствие
   условного факта,  которое в будущем с очень  высокой  или  высокой
   степенью  вероятности  может  привести  к уменьшению экономических
   выгод организации. При этом условные обязательства могут быть двух
   видов:
        - существующее на отчетную дату обязательство организации,  в
   отношении  величины  либо  срока  исполнения  которого  существует
   неопределенность;
        - возможное обязательство организации, существование которого
   на   отчетную   дату   может   быть   подтверждено   исключительно
   наступлением    либо    ненаступлением    будущих    событий,   не
   контролируемых организацией.
        Под условным  активом  понимается такое последствие условного
   факта,  которое в будущем с очень  высокой  или  высокой  степенью
   вероятности приведет к увеличению экономических выгод организации.
   В бухгалтерском учете условные активы не отражаются. Информация об
   условных   активах   раскрывается   в   пояснительной   записке  к
   бухгалтерской отчетности <10>.
        Что касается  бухгалтерской  отчетности,  то в нее включаются
   сведения  только  о  тех  условных  фактах,  последствия   которых
   являются   существенными.  Таковыми  признаются  последствия,  без
   знания о которых пользователи бухгалтерской  отчетности  не  могут
   дать  достоверную оценку финансового состояния,  движения денежных
   средств  или  результатов  деятельности  организации  на  отчетную
   дату <11>.

              Схема отражения последствий условных фактов
            хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете
                           и (или) отчетности

           **************************************************
             Факт хозяйственной деятельности, в отношении  
           последствий которого существует неопределенность
           **************************************************
            ************************************************
   *******************************   *********************************
     Вероятность возникновения        Вероятность возникновения   
       последствий меньше 50%      *   последствий больше 50% <*>  *
   *******************************   *********************************
   *******************************      ****************************
    В отчетности не отражается    ***************** ****************
   *            <**>             *  Последствия мо- Последствия   
   *******************************  гут увеличить   могут умень-  
   *******************************  экономические   шить экономи- 
   Информация о существенном ус-  *выгоды органи- ***ческие выгоды *
   *ловном активе отражается в   *<**зации          ***организации   *
   пояснительной записке (без     *Условный актив ***Условное обя- *
   указания степени вероятности   *******************зательство    *
   и величины оценки)                              *****************
   *******************************         *******************
   *******************************  ***************** ****************
   По существенному обязательст-  Возможное обя-  Обязательство,
   *ву в пояснительной записке   *<**зательство       существующее *
   кратко раскрываются:           *****************  на отчетную  
   - характер и срок его испол-                    **     дату     *
   нения;                                          *****************
   - характеристика неопределен-        ***********************
   ностей, существующих в отно-   ***************** ****************
   шении срока исполнения и ве-   Величина обяза- Величина обя- 
   *личины                       *<**тельства не мо-* зательства мо-
   *******************************  жет быть доста- жет быть дос- 
                / \                 точно обосно-   таточно обос- 
                 *                  ванно оценена   нованно оцене-
                 *                  ***************** на            
                 *                                    ****************
                 *                                        \ /
   *******************************************************************
   В бухгалтерском учете на отчетную дату производится создание ре- 
   зерва. Для каждого резерва в отчетности раскрываются:            
   - сумма на начало и на конец отчетного периода;                  
   - сумма, списанная в отчетном периоде в связи с фактическим нас- 
   туплением фактов хозяйственной деятельности, ранее признанных ус-
   ловными;                                                         
   - неиспользованная (излишне начисленная) сумма, отнесенная в от- 
   четном периоде на внереализационные доходы организации           
   *******************************************************************

        --------------------------------
        <*> Учитывая требование осмотрительности,  организация должна
   быть в большей степени готова к признанию  в  бухгалтерском  учете
   расходов и обязательств,  чем возможных доходов и активов. Поэтому
   если вероятность возникновения  последствий  фактов  хозяйственной
   деятельности,  в  отношении  которых  существует неопределенность,
   оценивается организацией в 50%,  то  в  случае,  если  последствия
   могут   увеличить   экономические   выгоды   организации,  они  не
   отражаются в отчетности (не  являются  условными  активами),  а  в
   случае,   если   они  могут  уменьшить  экономические  выгоды,  их
   последствия признаются условными обязательствами.
        <**> Информация  о  наличии  и величине выданных организацией
   гарантий,  обязательств, вытекающих из учтенных (дисконтированных)
   организацией векселей, и других аналогичных обязательств, принятых
   на себя организацией,  как правило,  раскрывается в  пояснительной
   записке  к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период
   независимо от степени вероятности возникновения последствий  таких
   фактов хозяйственной деятельности <12>. Отметим, что для обобщения
   информации о наличии и движении выданных  гарантий  в  обеспечение
   выполнения обязательств    платежей    предназначен   забалансовый
   счет 009 "Обеспечения  обязательств  и  платежей  выданные"  Плана
   счетов  бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности
   организаций <13>.  Данные об объектах,  учтенных  на  забалансовых
   счетах,  могут  приводиться  справочно  в форме N 1 "Бухгалтерский
   баланс" <14>.

                      Оценка условных обязательств
        Условное обязательство оценивается в денежном выражении.  Для
   этого   организацией   составляется   соответствующий   расчет   и
   обеспечивается  его  подтверждение,  к  примеру,  аудиторами   или
   экспертами.  Основное требование, которым должна руководствоваться
   организация при оценке условных  обязательств,  -  это  требование
   осмотрительности.
        Денежная оценка условного обязательства  может  производиться
   одним из трех способов <15>.
        1. Выбор из некоторого набора значений
        В этом  случае в качестве оценки принимается средневзвешенная
   величина,  которая  рассчитывается  как  среднее  из  произведений
   каждого значения на вероятность.
        2. Выбор из интервала значений
        В качестве   оценки  принимается  среднее  арифметическое  из
   наибольшего и наименьшего значений интервала.
        3. Выбор из определенного набора интервалов значений
        Для оценки условного обязательства  сначала  надо  определить
   средние  арифметические  величины  из  наибольшего  и  наименьшего
   значений каждого интервала,  которые затем  оцениваются  с  учетом
   степени    вероятности   проявления   соответствующего   интервала
   значений.  Полученная  таким  образом  средневзвешенная   величина
   принимается в качестве оценки условного обязательства.
        В случае оценки величины условного обязательства путем выбора
   из  интервала  значений  либо  из  определенного набора интервалов
   значений информация о  максимально  возможной  величине  условного
   обязательства раскрывается в бухгалтерской отчетности.
        При оценке  условного  обязательства  в  расчет  может   быть
   принята сумма встречного требования или сумма требований к третьим
   лицам.  Но это возможно,  только если право  требования  возникает
   непосредственно как результат соответствующего условного факта,  а
   вероятность удовлетворения требования более 50% <16>.

           Пример оценки условного обязательства путем выбора
              из определенного набора интервалов значений

        ЗАО "Мираж"   по  состоянию  на  отчетную  дату  вовлечено  в
   арбитражное разбирательство.  Истец - ООО "Молоток" требует оплаты
   услуг согласно  условиям  договора,  а  также  возмещения убытков.
   ЗАО "Мираж" возражает против этого требования,  поскольку считает,
   что  ООО  "Молоток"  не оказало услуги в полном объеме.  В исковом
   заявлении ООО  "Молоток"  указывает,  что  услуги  не  могли  быть
   оказаны полностью по вине ЗАО "Мираж",  следовательно, должны быть
   оплачены в полном объеме.
        На основе  экспертного  заключения  ЗАО  "Мираж"  оценивает с
   высокой степенью вероятности,  что судебное решение будет  принято
   не в его пользу.
        По оценкам  экспертов,  существует  два   варианта   развития
   событий:
        1) судом  будет  принято   решение   частично   удовлетворить
   требования  ООО "Молоток" и обязать ЗАО "Мираж" оплатить стоимость
   услуг по договору в сумме 2 000 000 руб.;
        2) судом   будет   принято  решение  полностью  удовлетворить
   требования  ООО  "Молоток"  (2  000  000  руб.)  и  помимо  оплаты
   задолженности  по  договору  обязать  ЗАО "Мираж" возместить истцу
   убытки, сумма которых может составлять от 100 000 до 200 000 руб.
        Эксперты оценивают  вероятность  каждого из вариантов будущих
   событий соответственно как 90% и 10%.
        В таком  случае  оценка  условного обязательства производится
   следующим образом:
        2 000  000  х  90%  +  ((2  000 000 + 100 000) + (2 000 000 +
   200 000)) / 2 х 10% = 1 800 000 + 215 000 = 2 015 000 руб.
        Данная сумма  исходя  из  требований  ПБУ  8/01  должна  быть
   включена ЗАО  "Мираж"  в  расчет  суммы  создаваемого  резерва  по
   условным  обязательствам  по состоянию на отчетную дату.  При этом
   информация о   максимально   возможном    выбытии    ресурсов    в
   2 200 000 руб. раскрывается в пояснительной записке.

                   Резерв по условным обязательствам
        Создание резерва   признается   расходом   организации,  и  в
   зависимости от вида обязательства его сумма относится  на  расходы
   по  обычным видам деятельности или прочие расходы <17>.  Например,
   если в случае наступления события,  в связи с которым на  отчетную
   дату  признается  условный факт,  его последствия были бы признаны
   расходами по  обычным  видам  деятельности,  то  соответственно  и
   резервирование сумм,  соответствующих данному событию, должно быть
   отражено в качестве расхода  по  обычным  видам  деятельности  (на
   счетах  учета затрат или расходов на продажу).  Для учета движения
   создаваемых резервов по условным обязательствам может  применяться
   счет 96 "Резервы предстоящих расходов" Плана счетов бухгалтерского
   учета.
        Отметим, что  создание резервов по гарантийным обязательствам
   в    отношении    проданных    товаров     (выполненных     работ)
   предусматривается  Положением  по  ведению  бухгалтерского учета и
   бухгалтерской  отчетности  в  Российской  Федерации,  утвержденным
   Приказом   Минфина   России   от  29.07.98  N  34н  (п.  72),  как
   резервирование в целях равномерного включения предстоящих расходов
   в  издержки производства или обращения отчетного периода.  Так как
   ПБУ 8/01 относит такие обязательства к условным фактам (включены в
   перечень  условных  фактов),  то  с  2002  г.  при  резервировании
   расходов на гарантийный ремонт или обслуживание следует  применять
   нормы  ПБУ  8/01  в  отношении  порядка  их  отражения  в  учете и
   отчетности, то есть признавать гарантийные обязательства условными
   фактами хозяйственной деятельности.

        Действовавшим до 2002 г. ПБУ 8/98 гарантийные обязательства в
   отношении  проданной  продукции,   товаров,   выполненных   работ,
   оказанных услуг,  так же как и ПБУ 8/01, прямо отнесены к условным
   фактам. Однако фактически к таким обязательствам нормы ПБУ 8/98 не
   применялись,  так как особенности расчета резервов по последствиям
   условных фактов до 2002 г. не были установлены <18>.

        При реальном  наступлении  последствий  фактов  хозяйственной
   деятельности расходы покрываются за счет созданного ранее резерва.
   В случае  недостаточности  зарезервированных  сумм  не  перекрытые
   резервом  расходы  организации  отражаются  в  бухгалтерском учете
   организации в общем порядке.
        В случае избыточности зарезервированных сумм неиспользованная
   сумма резерва      признается      внереализационным       доходом
   организации <19>.

                Пример создания и использования резерва
                       по условным обязательствам
        По состоянию  на  отчетную  дату  ЗАО  "Мираж"   в   качестве
   ответчика  вовлечено  в  судебное  разбирательство  с  поставщиком
   товара.  Уплата  штрафа  за  просрочку  платежа  предусматривается
   договором  поставки.  Юристами  ЗАО  "Мираж"  оценена максимальная
   величина  возможных  штрафов  -  20  000  руб.  Расчетная   оценка
   условного обязательства по данному факту составляет 10 000 руб.
        По состоянию  на  отчетную   дату   в   бухгалтерском   учете
   ЗАО "Мираж" создается резерв на сумму условного обязательства. Так
   как  штрафы,  пени,  неустойки  за  нарушение  условий   договоров
   относятся  к  внереализационным  расходам  <20>,  сумма указанного
   резерва относится в дебет счета  91  "Прочие  доходы  и  расходы",
   субсчет 91-2 <21>.

   ******************************************************************
   Содержание операции   Дт     Кт    Сумма Первичный документ 
   ******************************************************************
   Отражены отчисления  91-2    96    10 000*   Бухгалтерская   *
   в резерв по условно-                       справка-расчет   
   му обязательству                         величины условного 
                                               обязательства   
   ******************************************************************

        Информация о максимально возможном выбытии ресурсов в размере
   20  000 руб.  раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской
   отчетности.
        В следующем отчетном периоде (после утверждения бухгалтерской
   отчетности за период,  в котором был  создан  резерв)  судом  было
   принято  решение,  в  соответствии  с  которым  ЗАО "Мираж" должно
   уплатить поставщику штраф в размере 15 000 руб.  Сумма  превышения
   присужденного  штрафа,  так  же  как и сумма начисленного резерва,
   подлежит  включению  в  состав   внереализационных   расходов   на
   основании п. 12 ПБУ 10/99.

   ******************************************************************
   Содержание операции   Дт     Кт    Сумма Первичный документ 
   ******************************************************************
   Часть суммы присуж-   96   *  76   10 000    Бухгалтерская   *
   денного судом штрафа                       справка-расчет,  
   списана за счет соз-                        Решение суда    
   данного резерва                                             
   ******************************************************************
   Часть суммы присуж-  91-2    76    5 000    Бухгалтерская   
   денного судом штрафа                       справка-расчет,  
   включена в состав                           Решение суда    
   внереализационных                                           
   расходов                                                    
   ******************************************************************
   Сумма присужденного   76   *  51   15 000  Выписка банка по  *
   штрафа перечислена                        расчетному счету  
   поставщику                                                  
   ******************************************************************

        Правильность расчета  сумм  и  обоснованность   резервов   по
   условным  обязательствам подлежат инвентаризации в конце отчетного
   года в общем порядке <22>.
        По результатам  инвентаризации  сумма  резерва может быть:
        - увеличена за счет тех расходов,  за счет которых создавался
   резерв,  при  получении  дополнительной  существенной  информации,
   позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва;
        - уменьшена   с  отнесением  суммы  корректировки  на  прочие
   внереализационные доходы организации при получении  дополнительной
   существенной  информации,  позволяющей  сделать  уточнение расчета
   величины резерва;
        - оставаться без изменения;
        - списана полностью на внереализационные доходы  организации.
        В заключение  отметим,  что  в  п.  5 ПБУ 8/01 указывается на
   отчетный период,  за который последствия условных фактов  подлежат
   отражению  в  бухгалтерской отчетности,  а именно за отчетный год.
   Однако считаем,  что в части  условных  обязательств,  по  которым
   создаются   резервы,  в  том  числе  с  целью  равномерного  учета
   предстоящих расходов,  ПБУ 8/01 можно применять и при  составлении
   промежуточной отчетности.
        Если же последствия условного факта отражены в отчетности  по
   итогам   года,   то   обстоятельства   могут  сложиться  так,  что
   организации придется изменить  информацию  об  условных  фактах  в
   составе  отчетности.  А  именно  в  случае,  если  в  период между
   отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности имеются
   данные об    изменении    сделанной    ранее    оценки   условного
   обязательства <23>.  В  таком  случае  условный  факт   становится
   событием после отчетной даты, для целей представления информации о
   котором следует  руководствоваться  Положением  по  бухгалтерскому
   учету   "События  после  отчетной  даты"  ПБУ  7/98,  утвержденным
   Приказом Минфина России от 25.11.98 N 56н.

        --------------------------------
        <1> утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н
        <2> утв. Приказом Минфина России от 25.11.98 N 57н
        <3> п.  1  ст.  3  Федерального  закона  от  14.06.95 N 88-ФЗ
   "О государственной   поддержке   малого   предпринимательства    в
   Российской Федерации"
        <4> п. 3 ПБУ 8/01
        <5> п. 3 ПБУ 8/01
        <6> п. 3 ПБУ 8/01
        <7> примечания к приложению к ПБУ 8/01
        <8> приложение к ПБУ 8/01
        <9> п. 4 ПБУ 8/01
        <10> п. 7 ПБУ 8/01
        <11> п. 5 ПБУ 8/01
        <12> п. 22 ПБУ 8/01
        <13> утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
        <14> п.  60 Методических рекомендаций о порядке  формирования
   показателей  бухгалтерской отчетности организации,  утв.  Приказом
   Минфина России от 28.06.2000 N 60н
        <15> п. 17 ПБУ 8/01
        <16> п. 18 ПБУ 8/01
        <17> п. 9 ПБУ 8/01
        <18> п. 2 ПБУ 8/98
        <19> п. 11 ПБУ 8/01
        <20> п.  12  Положения  по  бухгалтерскому   учету   "Расходы
   организации" ПБУ 10/99,  утв.  Приказом Минфина России от 06.05.99
   N 33н
        <21> План счетов бухгалтерского учета
        <22> п. 10 ПБУ 8/01
        <23> п. 15 ПБУ 8/01

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 6
   ------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное