Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15 марта 2002 года


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Схемы корреспонденций
                  Материалы из журнала "Главная книга"
             ВВЕДЕНО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ВВОЗА НАЛИЧНОЙ ИНВАЛЮТЫ
                                                            П.А.Попов
        С  начала  2002  г.  было  издано сразу несколько нормативных
   актов,  изменивших  правила  ввоза  и  вывоза  физическими  лицами
   наличной  валюты.  Самое  существенное  изменение  касается правил
   ввоза в РФ наличной валюты. Так, Приказом ГТК России от 16.01.2002
   N  29  с  15  марта введено обязательное письменное декларирование
   ввоза наличной иностранной валюты. Поначалу ГТК России намеревался
   ограничить  недекларируемый ввоз инвалюты суммой в 1500 долл. США,
   и  в  конце  прошлого  года даже был издан соответствующий приказ.
   Однако  он  не подлежал применению до особого указания Комитета. В
   итоге ГТК России повысил этот порог до 10 000 долл. США.
        С  15  марта  недекларирование  в  письменной  форме ввозимой
   инвалюты  на  сумму  свыше  этого  порога  будет квалифицироваться
   таможенными  органами  как  нарушение  таможенных  правил (ст. 279
   ТК РФ "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и
   транспортных  средств"),  что  может  повлечь  конфискацию  валюты
   (исключительно  по  решению  суда)  и  взыскание штрафа в пределах
   100 - 200% от ее стоимости.
        Отметим,   что  помимо  письменного  декларирования  ввозимой
   инвалюты  физическими  лицами  иных  новых  требований  к  ним  не
   введено.  Иными  словами, не установлен как таковой запрет на ввоз
   этой  суммы  в  РФ,  нет  и обязанности подтверждать происхождение
   ввозимой  суммы. Можно предположить, что письменное декларирование
   введено  в  статистических  целях,  а  также  в  целях  налогового
   контроля  за  зарубежными  доходами  россиян и борьбы с отмыванием
   преступных   доходов.  Однако  налоговые  органы  пока  не  вправе
   запрашивать  такую  информацию  у  ГТК  России, поскольку это надо
   предусмотреть  в  законодательстве.  А  Комитет  РФ по финансовому
   мониторингу (финансовая разведка) такими полномочиями уже обладает
   по закону.
        Напомним также, что ограничения не распространяются на ввоз и
   вывоз  платежных документов в иностранной валюте (дорожные чеки со
   справкой об их приобретении) и банковских карт. Кроме того, данные
   ограничения  не  затрагивают  вывоз  наличной  валюты  для  оплаты
   командировочных расходов   (при  наличии  соответствующей  справки
   ф. N 0406007,  выдаваемой  согласно  Положению ЦБ РФ от 25.06.1997
   N 62).
        Ниже    приводится   таблица   действующих   ограничений   по
   перемещению наличной валюты физическими лицами - резидентами РФ.

        --------------------------------
        <1> По   отличным   от  доллара  США  валютам  -  эквивалент,
   рассчитанный по кросс - курсу Банка России  на  день  ввоза/вывоза
   (таможенного  оформления)  валюты.  В  случае превышения норматива
   ввоза/вывоза валюты или отсутствия у физического  лица  (резидента
   или   нерезидента)  необходимых  документов  (банковских  справок,
   въездных таможенных деклараций и т. д.), являющихся основанием для
   перемещения  наличной валюты,  она (в сумме превышения) может быть
   передана  другому  лицу,  провожающему   гражданина,   или   взята
   таможенным органом бесплатно на временное хранение.  При этом лицу
   выдается квитанция по форме ТС-21. Срок временного хранения валюты
   не  может  превышать двух месяцев,  по истечении которых она может
   быть  обращена  в  собственность  РФ.  Средства,  находящиеся   на
   временном  хранении,  может  получить  сам  декларант,  у которого
   валюта  взята  на  временное  хранение,   или   другое   лицо   по
   доверенности.
        <2> Устное  декларирование  означает  заявление   таможенному
   органу   об   отсутствии  или  незаявление  о  наличии  предметов,
   подлежащих обязательному  письменному  декларированию.  В  пунктах
   пропуска  через  границу  по  двухканальной системе (международные
   аэропорты)  устное   декларирование   означает   выбор   "зеленого
   коридора" для прохождения границы.
        <3> Документы, подтверждающие покупку, снятие со счета, ввоз,
   перевод,  конверсию  валюты  (Положение  ЦБ  РФ  и  ГТК  России от
   12.01.2000 N 105-П,  01-100/1 "О порядке вывоза физическими лицами
   из Российской Федерации наличной иностранной валюты"):
        - подтверждающие покупку,  снятие со  счета  наличной  валюты
   резидентами   для   последующего   вывоза   -  банковская  справка
   ф. N 0406007.  Банковские справки действительны в течение двух лет
   со дня выдачи;
        - подтверждающие  ввоз  -  въездная   таможенная   декларация
   (формы Т-6,  ТД-6)  или  таможенный  сертификат  на ввоз ценностей
   (форма ТС-28).  Последний выдается при ввозе в РФ валюты на  сумму
   свыше  10 000  долл. США   в  обязательном  порядке,  в  остальных
   случаях -  по  желанию  декларанта.  При  последующем   зачислении
   ввезенной  валюты  на  счет  и ее снятии - справка ф.  N 0406007 с
   записью "Получено за счет средств, ввезенных из-за границы";
        -  подтверждающие перевод на счет в уполномоченном банке либо
   перевод  без  открытия  счета  или  с  его последующим открытием -
   справка  ф.  N  0406007  с  записью  "Получено  за  счет  средств,
   переведенных из-за границы";
        - подтверждающие  конверсию (при вывозе отличной от ввезенной
   (переведенной) валюты)  -  вышеуказанные  документы  плюс  справка
   ф. N 0406007, подтверждающая конверсию.
        <4> Соответствующая инструкция Банка России о порядке  выдачи
   разрешений   на   вывоз   резидентами   валюты   в   сумме   свыше
   10 000 долл. США пока не утверждена.
        <5> Ввоз  и  вывоз  наличной  валюты  РФ  по-прежнему в целях
   защиты национальной валюты строго ограничен суммой в 500 МРОТ  как
   для резидентов, так и для нерезидентов (Письмо ЦБ РФ от 19.09.1996
   N 331).

        В  заключение отметим, что ГТК России уже предлагает повысить
   максимальный   порог   суммы   вывозимой  иностранной  валюты,  не
   подлежащей     обязательному    письменному    декларированию    и
   документальному подтверждению   ее   происхождения,   с   1500  до
   10 000 долл.  США.  По оценке ГТК России,  это существенно  снизит
   число  нарушений  при  вывозе наличной валюты,  поскольку основная
   масса нарушений  приходится  на  незаконный  вывоз  валюты  вполне
   законопослушными гражданами в сумме до 10 000 долл. США. Возможно,
   соответствующие изменения в акты ГТК России и ЦБ РФ появятся уже в
   этом году.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 5
---------------------------------------------------------------------

             В ВОРОНЕЖЕ БУДУТ ПУБЛИКОВАТЬ РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ

                                                       А.Э.Перепечкин
        В  Воронежской  области  принят  закон  "О  порядке  придания
   официального статуса информации о рыночных ценах на товары, работы
   и   услуги",   формальной   целью  которого  является  обеспечение
   субъектов  хозяйственной деятельности информацией о рыночных ценах
   на   товары,   работы  и  услуги,  производимые  (реализуемые)  на
   территории  Воронежской  области.  В  законе  определены источники
   информации о рыночных ценах:
        -  сведения,  предоставляемые территориальным государственным
   органом статистики;
        -  сведения,  предоставляемые  Воронежской товарной биржей, а
   при отсутствии сделок на бирже - сведения о биржевых котировках на
   состоявшихся  торгах  на  ближайшей  к  месту  нахождения продавца
   бирже;
        - сведения, предоставляемые профессиональными оценщиками;
        -  сведения  Системы  информации  о  рынке в агропромышленном
   комплексе, функционирующей в рамках Минсельхоза России;
        -   сведения,   получаемые  от  предприятий  перерабатывающей
   промышленности Воронежской области.
        Областной    администрации   законом   даны   полномочия   по
   определению  перечня  товаров,  работ, услуг, информация о которых
   будет ежемесячно публиковаться в газете "Коммуна".
        Реальной  причиной принятия закона стало широкое применение в
   Воронежской      области      так      называемых     трансфертных
   (внутрикорпоративных)   цен,   когда   товары  (в  первую  очередь
   сельхозпродукция)  реализуются  по сильно заниженным ценам с целью
   сокращения налоговой базы.
        Так,   например,   артель  "Дружба"  Петропавловского  района
   Воронежской  области  реализовала  говядину по 4700 руб. за тонну,
   свинину  - по 5800 руб. за тонну, хотя рыночные цены на эти товары
   составляли  14  500 руб. и 18 800 руб. соответственно. По расчетам
   администрации  Воронежской  области  в  2001  г.  агропромышленный
   комплекс  области  недополучил около 1,3 млрд руб. из-за того, что
   сельхозпредприятия продавали продукцию по ценам ниже рыночных.
        Закон не предписывает участникам рыночного процесса соблюдать
   опубликованные  рыночные  цены,  однако  местные  налоговые органы
   будут  учитывать  их  при  проверке правильности применения цен по
   сделкам  в  соответствии  со  ст.  40  НК РФ (подробнее о практике
   применения ст. 40 НК РФ читайте "ГК", 2001, N 16, с. 28).
        Однако  налогоплательщикам  следует  помнить,  что  налоговые
   органы  могут проверить их лишь в ограниченном числе случаев (п. 2
   ст.  40  НК  РФ).  При определении и признании цены рыночной могут
   использоваться  не только публикуемые в газете "Коммуна" сведения,
   но  и  другие  официальные  источники информации о рыночных ценах.
   Кроме  того,  должны  учитываться  обычные  при  заключении сделок
   скидки,  надбавки  (п.  3  ст.  40 НК РФ), а арбитражный суд может
   принять  во  внимание  любые  другие обстоятельства, которые могли
   повлиять на цену сделки (п. 12 ст. 40 НК РФ).
            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 5
---------------------------------------------------------------------

              МНС РОССИИ ГОТОВИТСЯ К НАПЛЫВУ ДЕКЛАРАЦИЙ

                                                            П.А.Попов
        МНС  России  выпустило  первое  письмо,  разъясняющее порядок
   получения  социальных  налоговых  вычетов  (Письмо  МНС  России от
   04.02.2002   N  СА-6-04/124  "О  социальных  налоговых  вычетах").
   Налоговое  ведомство  уделяет  исключительно большое внимание этим
   новым для российских налогоплательщиков вычетам, поскольку, по его
   же  собственному прогнозу, социальные вычеты будут заявлены в этом
   году  в 90% поданных деклараций физических лиц (всего их ожидается
   порядка 12  млн),  а  налог  возвращен  россиянам  на  сумму свыше
   20 млрд руб.
        Напомним, что  социальные  налоговые  вычеты  заявляются  при
   подаче декларации и позволяют уменьшить налоговую базу, облагаемую
   по  ставке  13%,  соответственно  гражданам  возвращается  и сумма
   излишне  удержанного  налога.  Существует  три   вида   социальных
   вычетов -  по  расходам  на  благотворительность (до 25%  годового
   дохода),  на обучение (25 тыс.  руб. на свое плюс по столько же на
   каждого ребенка),   на   лечение   и  покупку  лекарств  (в  сумме
   25 тыс. руб.  на свое лечение, а также лечение родителей и детей).
   Таким образом,  максимальная сумма возврата налога,  например,  по
   медицинскому вычету составляет  3250  руб.  Вычеты  подтверждаются
   всеми необходимыми документами (об обучении или лечении,  родстве,
   расходах).  При этом МНС России совместно с  Минздравом  России  и
   Минобразования России ранее утвердило стандартные формы Справки об
   оплате обучения и Справки об  оплате  медицинских  услуг,  которые
   обязаны  выдавать по требованию налогоплательщиков все медицинские
   и  образовательные  учреждения РФ (подробнее о них см. "ГК", 2001,
   N 17, с. 17 и N 20, с. 21).
        По  этому  поводу  в  Письме  указано,  что налоговый орган в
   соответствии со ст. 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика,
   заявляющего   социальные   вычеты,   помимо  Справок  и  все  иные
   подтверждающие  документы.  Таким  образом,  при наличии Справок к
   декларации  иные документы прикладывать не нужно, однако затем при
   проверке  деклараций  в  ряде  случаев  налоговые  органы могут их
   запросить у налогоплательщика, вплоть до каждого чека.
        МНС  России разъяснило, что вычет в том числе предоставляется
   и  по  таким  крупным и популярным расходам налогоплательщика, как
   стоматологическая  помощь и зубопротезирование. Наконец, разъяснен
   и  порядок  получения  социального  налогового  вычета  по суммам,
   потраченным   на   приобретение   путевок   в  санаторно-курортные
   учреждения.  МНС  России  ссылается  в  этом  вопросе  на  позицию
   Минздрава   России:   вычет  может  быть  распространен  на  часть
   стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг,
   заложенному   в   стоимость  путевки,  а  также  на  сумму  оплаты
   медицинской  помощи в санаторно-курортных учреждениях, не входящей
   в  стоимость путевок, дополнительно оплаченной налогоплательщиком.
   МНС России советует физическим лицам, которые побывали в этом году
   в подобных санаторно - курортных учреждениях,  направить запрос  в
   эти  учреждения с просьбой выслать им по почте установленной формы
   Справки об оплате медицинских услуг для представления в  налоговые
   органы. Кстати, аналогичная ситуация складывается и с лекарствами,
   по расходам на которые можно получить вычет, но назначение которых
   необходимо   подтверждать  рецептом  со  специальным  штампом  для
   налоговых  органов.  Разумеется,  в  прошлом  году   выдача   этих
   рецептов,  как  и  Справок  по  лечению  и образованию,  лечебными
   учреждениями организована не была.  Поэтому Письмом  указано,  что
   граждане  вправе  и  в этом году обратиться к врачам с требованием
   выдать  им  подобные  рецепты  на  все  лекарства,  выписанные   с
   01.01.2001.
        Кстати,  даже  если  вы  не  успеете  собрать все необходимые
   справки  до  30  апреля  -  последнего  срока  обязательной подачи
   декларации,  вы  вправе  представить  их  вместе  с  декларацией в
   налоговые  органы и позднее. Те, кто обязан представить декларацию
   до 30 апреля, но не успеет заявить и подтвердить в ней все вычеты,
   вправе  затем  сделать  это,  представив  уточненную декларацию. В
   Письме  подтверждено,  что  это  можно  сделать в течение трех лет
   после  окончания  налогового  периода,  в котором были произведены
   соответствующие   расходы   (на   благотворительность,   обучение,
   лечение).  Правда,  раз вычеты будут заявлены позднее, позднее вам
   будет возвращен и налог.
        А  пока  гражданам,  намеренным  серьезно подойти к вопросу о
   предъявлении  государству счета по части своих расходов на лечение
   и   образование,   предстоит  собрать  в  платных  школах,  вузах,
   больницах и поликлиниках стандартные Справки.
            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 5
---------------------------------------------------------------------

                      СУДЬБА РОССИЙСКИХ ОФШОРОВ
                                                       А.Э.Перепечкин
        Вступившая в силу с 1 января 2002 г. гл. 25 "Налог на прибыль
   организаций"   Налогового  кодекса  РФ  серьезно  осложнила  жизнь
   внутренним  офшорам  -  российским регионам, на территории которых
   организациям    предоставлялись    налоговые    льготы.   Наиболее
   значительной  льготой,  которую  предоставляли  внутренние офшоры,
   была  как раз льгота по налогу на прибыль - вместо основной ставки
   35%  ставка налога, как правило, в 2001 г. составляла 11%. То есть
   налог   уплачивался   по   установленной   ставке,  зачисляемой  в
   федеральный  бюджет,  а  по  региональной  и  местной долям налога
   субъекты  РФ  и  представительные  органы  местного самоуправления
   устанавливали дополнительные льготы <1>.
        В   2002  г.  налог  на  прибыль  уплачивается  по  следующим
   ставкам <2>:
        - в федеральный бюджет - 7,5%,
        - в бюджет субъекта РФ - 14,5%,
        - в местные бюджеты - 2%.
        Субъекты  РФ  потеряли право предоставлять льготы по налогу в
   полном объеме. Законодательные (представительные) органы субъектов
   Российской   Федерации  вправе  снижать  для  отдельных  категорий
   налогоплательщиков  ставку  налога  с 14,5% лишь на 4% - до 10,5%.
   Органы местного самоуправления вообще не имеют права предоставлять
   льготы по своей части налога на прибыль.
        Таким  образом,  гл. 25 НК РФ ухудшила положение организаций,
   зарегистрированных в зонах льготного налогообложения.
        Отметим,  что  федеральные органы власти проводят политику по
   снижению  полномочий  регионов  по  установлению  налоговых  льгот
   начиная  с 1999 г. По сравнению с началом 1999 г., когда компании,
   зарегистрированные  в  зонах  льготного  налогообложения, получали
   льготы  по НДС, налогу на пользователей автомобильных дорог, объем
   налоговых   льгот,   предоставлявшихся   в   российских   офшорах,
   значительно   сократился.   При  этом  федеральные  органы  власти
   действовали поэтапно:
        - с 01.04.1999 с 25 до 15% снизилась доля НДС, зачисляемого в
   бюджеты субъектов РФ;
        -  с  01.01.2000 НДС стал полностью зачисляться в федеральный
   бюджет;
        -  с  01.01.2001  была снижена ставка налога на пользователей
   автодорог  с  одновременным исключением возможности органов власти
   субъектов РФ устанавливать льготы по налогу;
        - с 01.01.2002 ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет
   субъекта РФ, может быть снижена только на 4%.
        Данные факты явно демонстрируют намерения федеральных органов
   власти  искоренить  зоны  льготного  налогообложения на территории
   России.

               Льготные налоговые ставки в российских
                      офшорах в 1999 - 2002 гг.
   ************************************************************************
   Наз-     1999        1999        2000        2001        2002    *
   вание (I квартал)*(II-IV квар-*                                    *
   нало-            талы)                                           *
   *га   ******************************************************************
   *     *Ос-  *Льгот-*Ос-  *Льгот-*Ос-  *Льгот-*Ос-  *Льгот-*Ос-  Льгот-
   *     *нов- *ная   *нов- *ная   *нов- *ная   *нов- *ная   *нов- ная   
   *     *ная  *став- *ная  *став- *ная  *став- *ная  *став- *ная  став- 
   *     *став-*ка, % *став-*ка, % *став-*ка, % *став-*ка, % *став-*ка, % 
        ка, %      ка, %      ка, %      ка, %      ка, %      *
   ************************************************************************
   НДС   20   15    20   17    20    нет  20    нет  20    нет 
   ************************************************************************
   Налог  2,5*  1,25*  2,5*  1,25*  2,5*  1,25*  1,0*  нет   1,0  нет *
   на                                                          
   поль-                                                       
   зова-                                                       
   телей                                                       
   авто-                                                       
   мо-                                                         
   биль-                                                       
   ных                                                         
   дорог                                                       
   ************************************************************************
   Налог 35;  13    30;  11    30;  11    35;   11   24    20  
   на    47         42         42         47                   
   при-                                                        
   быль                                                        
   ************************************************************************
   Налог  2    0     2    0     2    0     2     0    2     0  
   на                                                          
   иму-                                                        
   щест-                                                       
   во                                                          
   пред-                                                       
   при-                                                        
   ятий                                                        
   ************************************************************************
        Вводимые ограничения   прав   регионов   на    предоставление
   налоговых  льгот  приводят  к  тому,  что регистрация в российских
   офшорах постепенно  теряет  свою  привлекательность.  Но  в  конце
   2001 г.  в  некоторых  регионах  России  были  приняты нормативные
   правовые акты,  которые позволяют увеличить объем налоговых  льгот
   по   налогу   на   прибыль.   При  этом  наблюдается  два  способа
   предоставления дополнительных льгот.

                   Предоставление субвенций на часть
                        уплаченной суммы налога
                    (на примере Ярославской области)
        Две   зоны   льготного   налогообложения,   расположенные   в
   Ярославской  области, - Угличский муниципальный округ и Ростовский
   муниципальный  округ - взяли на вооружение механизм предоставления
   бюджетных субвенций на часть уплаченной суммы налога на прибыль.
        Субвенция   -  бюджетные  средства,  предоставляемые  бюджету
   другого   уровня   бюджетной   системы  Российской  Федерации  или
   юридическому  лицу  на  безвозмездной  и  безвозвратной основах на
   осуществление определенных целевых расходов <3>.
        Решением  думы  Угличского  муниципального  округа  (УМО)  от
   28.12.2001  N  91  было  утверждено  Положение о целевой программе
   стимулирования  хозяйствующих  субъектов  в  целях  экономического
   развития   УМО,  которым  устанавливается  порядок  предоставления
   субвенций юридическим лицам.
        Примечательно,   что  субвенции  будут  предоставляться  всем
   организациям,  в  том  числе  и  тем,  которые реально работают на
   территории УМО и не получали ранее налоговых льгот.
        Главные  требования  для  получения  субвенций  -  отсутствие
   задолженности  по  налогам  и сборам в бюджет УМО и регистрация на
   территории УМО.
        Размер   субвенции  будет  определяться  исходя  из  величины
   полученной организацией прибыли.
        Подобная схема уже достаточно успешно применяется в России: в
   Ленинградской области,    где    предприятиям     -     инвесторам
   предоставляются   субвенции  на  уплату  налога  на  пользователей
   автомобильных дорог в части,  зачисляемой в  бюджет  Ленинградской
   области  (подп.  "г"  п.  1 ст.  6 закона Ленинградской области от
   22.07.97 N 24-оз "Об инвестиционной деятельности  в  Ленинградской
   области").  Общий размер таких субвенций в 2001 г. составил 18,567
   млн руб.  (см.  пп.  112 - 145  Ведомственной  структуры  расходов
   областного бюджета Ленинградской области).
        Размер  субвенции, на которую может претендовать организация,
   применяющая    обычную   систему   налогообложения,   определяется
   следующим образом:
        -  для  организаций,  зарегистрированных  после 01.01.2002, а
   также зарегистрированных до 01.01.2002 и пользовавшихся налоговыми
   льготами:
        ******************             ***************************
        Размер субвенции = 0,8  х   [*Фактический объем прибыли*  -
        ******************             ***************************
   - 10 000] х 0,165,

        где 0,8 - коэффициент;
        10 000 - расчетный объем прибыли;
        0,165 - ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет УМО.
        Согласно  приложению  N  1  к  закону  Ярославской области от
   03.01.2002  N  1-З  "Об  областном  бюджете  на 2002 год" налог на
   прибыль,  причитающийся  к  уплате  в  областной бюджет, в порядке
   межбюджетного регулирования полностью зачисляется в бюджет УМО, то
   есть по ставке 14,5%.
        Пример расчета субвенции.
        Налогооблагаемая  прибыль  ООО  "Крон" по результатам 2002 г.
   составила 300 000 руб.
        ООО  "Крон"  по итогам 2002 г. должно будет уплатить налог на
   прибыль в размере:
        72  000  руб. (300 000 руб. х 0,24), в частности в бюджет УМО
   49 500 руб. (300 000 х 0,165).
        При  этом  организация  имеет возможность получить из бюджета
   УМО субвенции в размере:
        Размер субвенции  =  0,8  х  (300  000 руб.  - 10 000 руб.) х
   х 0,165 = 38 280 руб.;
        -  для  организаций,  зарегистрированных  до  01.01.2002,  не
   пользовавшихся   налоговыми   льготами   (реально   работающих  на
   территории УМО):

        *******************            ***************************
        Размер  субвенции =  0,8  х [*Фактический объем прибыли*  -
        *******************            ***************************
     *******************   *****************************
   -   Объем прибыли   х *Индекс инфляции, заложенный*] х 0,165,
     за предыдущий год          в бюджете УМО       
     *******************   *****************************

        где 0,8 - коэффициент;
        0,165 - ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет УМО.
        Организации,  которые  не  пользовались  налоговыми льготами,
   также  могут  получить  субвенции  в  случае,  если  полученная за
   отчетный  год  прибыль  превысит  полученную  год  назад  прибыль,
   скорректированную на индекс инфляции.
        Пример расчета субвенции.
        Налогооблагаемая прибыль  ОАО  "Кронштейн"   по   результатам
   2001 г.  составила 200 000 руб.  В 2002 г.  аналогичный показатель
   составит  300  000  руб.  Допустим,  бюджет   УМО   на   2002   г.
   рассчитывался исходя из индекса инфляции 12% за год.
        ОАО "Кронштейн" по итогам 2002 г. должно будет уплатить налог
   на  прибыль  в  размере  72  000  руб.  (300  000  руб. х 0,24), в
   частности в бюджет УМО 49 500 руб.
        При  этом  организация  имеет возможность получить из бюджета
   УМО субвенции в размере:
        Размер субвенции  =  0,8  х  (300 000 руб.  - 200 000 руб.  х
   х 1,12) х 0,165 = 10 032 руб.
        В  целях  получения субвенции организация после уплаты налога
   на   прибыль   должна  представить  в  уполномоченное  структурное
   подразделение администрации УМО следующие документы:
        -  расчеты  по  налогу за  отчетный  период с отметкой МНС по
   г. Угличу об их принятии;
        -  платежное  поручение на перечисление соответствующей суммы
   налога с отметкой банка о его принятии;
        -  иные  документы  и  материалы,  определяемые  нормативными
   правовыми актами главы УМО.
        Субвенции  перечисляются  организации  в течение месяца после
   принятия  решения  о  бюджете  УМО  (внесения поправок в решение о
   бюджете)    и   соответствующего   постановления   главы   УМО   о
   предоставлении субвенции.
        Таким  образом,  организации  будут получать субвенции только
   спустя  некоторое время, которое требуется для сбора документов со
   всех  организаций,  претендующих  на получение субвенций, принятия
   поправок  в  решение  о бюджете (или принятия решения о бюджете на
   следующий  год),  принятия постановления главой УМО. Скорее всего,
   этот срок будет достаточно продолжительным.
        Предоставление  бюджетных субвенций коммерческим организациям
   не   противоречит   бюджетному   законодательству   РФ.   Согласно
   Бюджетному кодексу РФ бюджетные субвенции не могут предоставляться
   из местных бюджетов в случае:
        -  если  субвенции  не  предусмотрены  федеральными  целевыми
   программами,   федеральными   законами,   региональными   целевыми
   программами,  законами  субъектов Российской Федерации и решениями
   представительных органов местного самоуправления <4>;
        -  при временном управлении бюджетом (когда решение о бюджете
   на текущий год еще не вступило в силу) <5>.
        В  УМО  уже  принято  соответствующее  решение  (решение думы
   Угличского  муниципального  округа  от 28.12.2001 N 91), а порядок
   предоставления  субвенций (посредством внесения поправок в решение
   о бюджете) исключает ситуацию временного управления бюджетом.
        Также несложно  организациям   будет   выполнить   требование
   Бюджетного   кодекса   РФ   о   целевом   использовании  бюджетных
   субвенций <6>,  так  как  субвенции  в  УМО   предоставляются   на
   капитальные  вложения  в  основные  фонды  и  пополнение оборотных
   средств,  а  также  иных  расходов,   направленных   на   развитие
   организации.  Несмотря  на  то что решением думы УМО от 28.12.2001
   N 91  не  предусмотрено  представление  отчета  об   использовании
   субвенций, такой документ может понадобиться.
        Суммы   полученных   организацией   бюджетных   субвенций  не
   облагаются  налогом  на прибыль как целевые поступления из бюджета
   бюджетополучателям, если использованы по назначению <7>.
        Организации,  которые  будут  получать  бюджетные  субвенции,
   должны  правильно  отражать  полученные  средства  в бухгалтерском
   учете.  Бухгалтерский  учет  средств,  полученных в виде бюджетных
   субвенций,   должен  осуществляться  согласно  ПБУ  13/2000  "Учет
   государственной  помощи".  Суммы  бюджетных субвенций отражаются в
   учете   как   целевое   финансирование   (на   счете  86  "Целевое
   финансирование") <8>.
        Отметим, что  ПБУ  13/2000   предполагает   раздельный   учет
   бюджетных  средств,  выделенных  на  финансирование  капитальных и
   текущих расходов  <9>.  Раздельный  учет  может  быть  организован
   посредством открытия соответствующих субсчетов к счету 86.
        Решением думы УМО от 28.12.2001 N 91 установлен также порядок
   предоставления   субвенций  организациям,  применяющим  упрощенную
   систему налогообложения.
        Регистрация  и  использование  "льготной"  организации в зоне
   льготного налогообложения УМО имеет немалые риски.
        В  отличие  от  прежнего  порядка  получения  налоговых льгот
   организация  должна  полностью  уплатить налог на прибыль в бюджет
   УМО  и  ждать принятия решения о выделении субвенций. Во-первых, в
   условиях инфляции такая задержка влечет потери.
        Во-вторых,  существует  политический  риск  - например, смена
   власти  в  регионе,  несогласие думы УМО или главы администрации с
   предоставлением субвенций.
        В-третьих,   на   регионы,   где  существуют  зоны  льготного
   налогообложения,   могут  оказывать  давление  федеральные  органы
   власти.  Например,  привычной  практикой  в  отношении  ЗАТО стало
   приостановление   выделения   дотаций,  субсидий  и  субвенций  из
   федерального  бюджета тем регионам, которые не соблюдают налоговое
   законодательство.

          Использование льготы для организаций - инвесторов
                         (на примере Калмыкии)

        По  другому  пути собираются пойти региональные органы власти
   Республики  Калмыкия.  Подготовлен  законопроект,  в  котором  для
   освобождения  от  уплаты  региональной  части  налога  на  прибыль
   используется   льгота,  которая   была   установлена  в  Законе РФ
   "О налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций"  и   частично
   сохраненная на переходный период.
        Законодательные  (представительные)  органы  субъектов  РФ  и
   представительные     органы    местного    самоуправления    могли
   устанавливать    для    отдельных   категорий   налогоплательщиков
   дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих
   зачислению в их бюджеты <10>.
        Для  некоторых налогоплательщиков эта льгота будет продолжать
   действие, несмотря на введение в действие гл. 25 "Налог на прибыль
   организаций"  НК  РФ.  Дополнительные льготы по налогу в отношении
   отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные
   проекты    в    соответствии   с   договорами   об   осуществлении
   инвестиционной    деятельности,   установленные   законодательными
   (представительными)  органами  субъектов  Российской  Федерации  и
   представительными органами местного самоуправления по состоянию на
   1  июля 2001 г., действуют до окончания срока, на который они были
   предоставлены.  Если  срок  действия таких льгот не установлен, то
   они  действуют  до  окончания  срока  окупаемости  инвестиционного
   проекта, но не более трех лет с момента их предоставления <11>.
        В законопроекте установлен перечень осуществляемых в Калмыкии
   инвестиционных  проектов,  а  организации,  которые  до 01.07.2001
   заключили инвестиционные соглашения с Министерством инвестиционной
   политики Республики Калмыкия, не будут уплачивать налог на прибыль
   организаций  в  части  суммы  налога,  зачисляемой  в региональный
   бюджет.
        Отметим,   что  зона  льготного  налогообложения  в  Калмыкии
   функционировала  на основе заключения инвестиционных договоров (по
   ним     "льготные"     организации    перечисляли    фиксированные
   ежеквартальные  платежи),  поэтому организации, зарегистрированные
   до 01.07.2001, не будут еще три года уплачивать налог на прибыль в
   региональный бюджет.  Аналогичное  решение,  скорее  всего,  будет
   принято и на местном уровне в г.  Элисте, и, таким образом, ставка
   налога на прибыль  в  2002  -  2004  гг.  составит  для  них  7,5%
   (уплачиваемого в федеральный бюджет).
        При   надлежащем  документальном  оформлении  (инвестиционные
   соглашения;  документы,  подтверждающие факт, что срок окупаемости
   инвестиций  не  истек)  использование  вышеуказанной  льготы будет
   вполне правомерным.
        Для  организаций, не заключивших инвестиционные соглашения до
   01.07.2001,   законопроектом  предлагается  установить  пониженную
   ставку налога на прибыль в региональный бюджет в размере 10,5%.
        Отметим, что в настоящее время фирмы, регистрирующие компании
   в Калмыкии, кроме обычных льготных компаний, предлагают на продажу
   зарегистрированные  до  01.07.2001  компании.  Однако  при покупке
   таких  компаний могут возникнуть дополнительные риски, связанные с
   их предыдущей деятельностью.
        В некоторых других российских зонах льготного налогообложения
   региональные   власти   уже  приняли  нормативные  правовые  акты,
   устанавливающие пониженную ставку налога на прибыль:
        - в Смоленской области - областной закон от 27.11.2001 N 93-з
   "О  внесении  изменения и дополнения  в статью 2 областного закона
   "О предоставлении  налоговых  льгот  внешним  инвесторам".  Ставка
   налога  на  прибыль  внешним  инвесторам,  подлежащая   уплате   в
   региональный бюджет, установлена на уровне 10,5%;
        - в Республике Алтай - закон Республики Алтай  от  01.11.2001
   N 25-50   "О  внесении  изменения   в   закон   Республики   Алтай
   "О налогообложении предприятий - участников  ЭЭР  "Алтай".  Ставка
   налога   на   прибыль   предприятиям  -  участникам  ЭЭР  "Алтай",
   подлежащая уплате в региональный  бюджет,  установлена  на  уровне
   10,5%.
        Однако    сомнительно,   что   такие   малые   льготы   будут
   привлекательны   для   организаций,   стремящихся  сократить  свои
   налоговые  платежи.  Поэтому  вполне  возможно, что в дальнейшем в
   зонах  льготного  налогообложения  начнут  предоставлять бюджетные
   субвенции   на  сумму  уплаченных  налогов,  как  это  делается  в
   Ярославской области.

        --------------------------------
        <1> п.  9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на
   прибыль предприятий и организаций"
        <2> п. 1 ст. 284 НК РФ
        <3> ст. 6 Бюджетного кодекса РФ
        <4> п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ
        <5> п. 2 ст. 190 Бюджетного кодекса РФ
        <6> п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ
        <7> п. 2 ст. 251 НК РФ
        <8> План счетов бухгалтерского учета,  утв.  Приказом Минфина
   России от 31.10.2000 N 94н
        <9> п. 4 ПБУ 13/2000
        <10> п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1
        <11> абз. 10 ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 5
---------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------
Copyright КонсультантПлюс
тел.(095)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru

направьте по адресу unsubscribe-AM@consultant.ru письмо,
указав в его теле Ваш E-mail. Поле Subject можно оставить пустым.

редакцию сервера КонсультантПлюс (mailto:news@consultant.ru)

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное