Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17 января 2002 года


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Схемы корреспонденций
                  Материалы из журнала "Главная книга"
               КУРЕНИЕ СОТРУДНИКОВ - ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
                                                             П. Попов
        С  15  января  вступил в силу Федеральный закон от 10.07.2001
   N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", вводящий ряд запретов как
   на продажу табачной продукции, так и собственно на ее потребление.
   Самое   интересное   заключается   в    том,    что    специальной
   административной   ответственности   за  нарушение  этих  запретов
   законодатель установить пока не успел.  Поэтому в настоящее  время
   за  эти  правонарушения  граждан  и организации могут привлекать к
   ответственности  по  нормам  действующего  КоАП  РСФСР, а с 1 июля
   2002 г.  - по нормам нового КоАП РФ. Итак, Федеральным законом "Об
   ограничении курения табака" установлены следующие запреты.
        В части продажи табачных изделий:
        - запрещается розничная продажа сигарет с  содержанием  менее
   20  штук  в  каждой упаковке (пачке),  поштучная розничная продажа
   сигарет и  папирос,  продажа  табачных  изделий  с  использованием
   автоматов,  розничная  продажа  табачных  изделий  в  организациях
   здравоохранения,  образовательных  организациях   и   организациях
   культуры,   в   физкультурно-спортивных   организациях,  розничная
   продажа табачных изделий лицам,  не достигшим возраста 18 лет.  За
   подобные  нарушения  может  налагаться  штраф в размере от 3 до 25
   МРОТ (ст.146 КоАП РСФСР "Нарушение правил торговли"),  а с 1  июля
   2002 г.  -  штраф  в  следующих размерах:  на граждан - от 3 до 15
   МРОТ,  на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ, на юридических лиц -
   от 100  до  300  МРОТ  (ст.14.15 КоАП РФ "Нарушение правил продажи
   отдельных видов товаров").
        Указанные выше     штрафы     могут    налагаться    органами
   Госторгинспекции,  которые  вправе  проводить  проверки   торговых
   организаций.
        В части курения табака:
        - запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и
   пригородном    транспорте,    на    воздушном    транспорте    при
   продолжительности  полета  менее  3  часов,  в закрытых спортивных
   сооружениях,   организациях    здравоохранения,    образовательных
   организациях   и   организациях   культуры,   помещениях   органов
   госвласти,  за исключением курения табака в специально  отведенных
   для  этого местах.  За подобные нарушения может налагаться штраф в
   размере 25 руб.  (ст.42 КоАП РСФСР),  а с 1 июля 2002 г. по новому
   КоАП  РФ  за  эти нарушения может быть вынесено предупреждение или
   наложен штраф в размере от 1 до 5 МРОТ (ст.6.3 КоАП РФ);
        - запрещается  организация  труда без оборудования специально
   оснащенных мест для курения табака.  До 1  июля  2002  г.  за  это
   правонарушение на должностных лиц может налагаться штраф в размере
   от 1/10 до 1/2 МРОТ (ст.42 КоАП РСФСР),  а с 1 июля размер  штрафа
   составит  для  должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ,  для юридических
   лиц - от 100 до 200 МРОТ (ст.6.3 КоАП РФ).  Должностные лица могут
   быть одновременно привлечены к ответственности за нарушение правил
   охраны труда (штраф 5-50 МРОТ - ст.5.27 КоАП РФ).
        Под оборудованным  для  курения  местом  работодатели  должны
   понимать  специально  отведенное  для  этого  место  в  помещении,
   обеспеченное средствами пожаротушения (урнами,  ящиками с песком и
   емкостями с водой).  Кроме того,  места для  курения  должны  быть
   обозначены соответствующими знаками безопасности,  например "место
   для курения" (Правила пожарной безопасности в РФ  ППБ-01-93,  утв.
   Приказом МВД России от 14.12.1993 N 536).  Кстати,  свои штрафы за
   необорудование или  неправильное  оборудование  мест  для  курения
   могут  налагать  и  органы пожарного надзора (штраф на должностных
   лиц от 1/3  до  1  МРОТ  -  ст.169  КоАП  РСФСР,  с  01.07.2002  -
   предупреждение или штраф на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, на
   юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ - ст.20.4 КоАП РФ).
        Указанные выше     штрафы     будут    налагаться    органами
   Государственной санитарно  -  эпидемиологической  службы  РФ   (за
   нарушение правил охраны труда - Гострудинспекцией).
        Законом предусмотрены  и  другие  запреты  в  части  рекламы,
   пропаганды курения  и  т.д.  Кроме  того,  Правительство РФ теперь
   уполномочено разрабатывать и  иные  меры  по  ограничению  курения
   табака.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 2
---------------------------------------------------------------------

                УТВЕРЖДЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2002 ГОД
                                                        А. Перепечкин
        Федеральным законом от  30.12.2001  N  194-ФЗ  был  утвержден
   федеральный  бюджет 2002 г.  Как и годом ранее,  депутаты вместе с
   Правительством РФ собираются в новом году получить доходов больше,
   чем в предыдущем. Так, в 2002 г. от налогоплательщиков планируется
   получить примерно на 280 млрд руб.  налогов  больше,  чем  реально
   получено в 2001 г.  Отметим при этом, что в 2002 г. в соответствии
   с Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ в федеральный  бюджет
   будет  поступать  часть  сумм  единого  социального налога,  ранее
   зачисляемого в Пенсионный фонд РФ.
        Как всегда,    в   Законе   о   бюджете   содержатся   нормы,
   затрагивающие  налоговые  правоотношения.  Во-первых,  установлены
   нормативы  распределения  налогов  по  бюджетам различных уровней.
   Более всего налогоплательщиков  интересует  налог  на  добавленную
   стоимость  -  он  в  2002  г.,  как  и в 2001 г.,  будет полностью
   зачисляться  в  федеральный  бюджет.  Поэтому,  вероятнее   всего,
   организации  смогут  продолжать  уплачивать НДС централизованно по
   месту нахождения головного  подразделения.  В  2002  г.  налог  на
   доходы   физических   лиц  будет  полностью  поступать  в  бюджеты
   субъектов  РФ  (в  2001  г.  он  делился   между   федеральным   и
   региональными бюджетами в соотношении 1:99).
        Во-вторых, проиндексирован  размер  ставок  некоторых   видов
   обязательных платежей:
        - ставки земельного налога и арендной платы,  действовавшие в
   2001  г.,  применяются  в  2002  г.  с  коэффициентом 2,0 для всех
   категорий земель;
        - плата за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ в окружающую
   природную среду и размещение отходов,  действовавшая  в  2001  г.,
   применяется в 2002 г. с коэффициентом 1,18;
        - минимальные  ставки  платы  за  древесину,  отпускаемую  на
   корню,   действовавшие   в  2001  г.,  применяются  в  2002  г.  с
   коэффициентом 1,12.
        Законом о  бюджете  до  1  апреля  2002 г.  продлено действие
   реструктуризации   по   страховым   взносам   в    государственные
   внебюджетные   фонды,   начисленным   пеням   и  штрафам,  которую
   первоначально  предполагалось   завершить   1   января   2002   г.
   (Постановление  Правительства  РФ  от  01.10.2001  N  699).  Также
   продлена реструктуризация для сельскохозяйственных предприятий  по
   федеральным  налогам  и  сборам и страховым взносам,  которая была
   завершена  1  декабря  2001  г.   По   всей   видимости,   условия
   реструктуризации  останутся прежними,  но последнее слово остается
   за Правительством РФ.
        С помощью  бюджета Правительство РФ продолжает принимать меры
   по ограничению полномочий  органов  власти  ЗАТО  и  Байконура  по
   предоставлению налоговых льгот.
        Если в ЗАТО уже два года как не предоставляют налоговых льгот
   зарегистрированным  там  налогоплательщикам,  то   в  Байконуре  в
   2001 г.  объем налоговых льгот для нескольких десятков организаций
   составил  более  12  млрд  руб.  Вот  некоторые  льготы,  которыми
   пользовались налогоплательщики,  зарегистрированные  в  Байконуре:
   100% по акцизам, 75% по налогу на прибыль, 50% по НДС.
        Статьями 64 и 66 Федерального закона "О  федеральном  бюджете
   на   2002   год"   запрещено  предоставлять  в  ЗАТО  и  Байконуре
   дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам и сборам.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 2
---------------------------------------------------------------------

                   ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КЛАССИФИЦИРОВАНЫ
                                                        О. Проваленко
        Постановлением от  01.01.2002  N 1 Правительство РФ утвердило
   Классификацию  основных  средств,  включаемых  в   амортизационные
   группы. Указанная  Классификация  принята в соответствии со ст.258
   НК РФ и подлежит применению налогоплательщиками с начала 2002  г.,
   кроме того, может использоваться и в целях бухгалтерского учета.
        Согласно Классификации основные средства подразделяются на 10
   групп  в  зависимости  от срока полезного использования.  При этом
   Классификацией  установлены  минимальный  и   максимальный   сроки
   полезного  использования  имущества,  подлежащего распределению по
   группам.  Что касается конкретного срока полезного использования в
   отношении объекта основных средств,  то он по правилам гл.25 НК РФ
   устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.
        Таким образом,   определять   срок   полезного  использования
   основного  средства  и  выбирать  соответствующую  амортизационную
   группу  налогоплательщику следует с учетом принятой классификации.
   Это равным  образом  касается  как  вновь  приобретаемых  основных
   средств, так и введенных в эксплуатацию до 01.01.2002.
        Подробнее о новых правилах начисления амортизации по основным
   средствам, установленных гл.25 НК РФ,  читайте "ГК",  2001,  N 17,
   с.47.
        Последствия пересмотра срока полезного использования бывших в
   эксплуатации основных средств наиболее четко прописаны в поправках
   к   части   второй  НК  РФ,  принятых  Госдумой  в  первом  чтении
   26.12.2001.  В частности,  предусмотрено,  что основные  средства,
   фактический срок использования которых больше,  чем определенный в
   соответствии   с   Классификацией,    выделяются    в    отдельную
   амортизационную  группу в оценке по остаточной стоимости,  которая
   подлежит равномерному списанию в течение 2002 г.
        По имеющейся  в  редакции  информации,  поправки  могут  быть
   приняты уже в феврале - марте 2002  г.  и  введены  в  действие  с
   01.01.2002.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 2
---------------------------------------------------------------------

                    ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ НАЛОГА С ПРОДАЖ
                                                              П.Попов
        С 1  января  2002  г.  вступила  в  силу гл.27 НК РФ "Налог с
   продаж".  Она утратит свою силу с 1 января 2004 г.,  с  этой  даты
   перестанет  взиматься  и  сам  налог.  Однако  не  исключено,  что
   положения  по   налогу   с   продаж   вновь   будут   оспорены   в
   Конституционном суде РФ. Напомним, что своим принятием гл.27 НК РФ
   обязана как раз Конституционному суду РФ, который в начале 2001 г.
   признал   ряд   положений  законодательства  по  налогу  с  продаж
   неконституционными (в  частности,  неточные  формулировки  понятий
   "плательщик",  "объект налогообложения",  "ставка") и предписал их
   исправить.   Однако  законодатель  в  гл.27  НК  РФ  учел  не  все
   предписания суда:  так,  на основании текста главы налог с  продаж
   по-прежнему  должен  взиматься при продаже товаров (работ,  услуг)
   индивидуальным   предпринимателям   за   наличный   расчет,    что
   дискриминирует их по отношению к юридическим лицам. Остановимся на
   основных изменениях по этому региональному  налогу,  вступивших  в
   силу с 2002 г.
        Во-первых, объектом   налогообложения    отныне    признается
   реализация  физическим  лицам  товаров (работ,  услуг) за наличный
   расчет,  а  также  с  использованием  расчетных  (имеется  в  виду
   дебетовых)  или кредитных банковских карт.  Таким образом,  из-под
   налогообложения выведены реализация между юридическими  лицами,  а
   также  реализация  физическим  лицам  при использовании таких форм
   расчетов,  как  мена,  векселя,  банковские  чеки  и  перечисление
   средств с банковских счетов. Отметим, что ряд депутатов добиваются
   этого  и  для  расчетов  банковскими  картами  (изначально  так  и
   планировалось, но   против   выступило  Правительство  РФ),  и  не
   исключено,  что такой вопрос будет обсуждаться в парламенте уже  в
   этом году.
        Во-вторых, облагаемыми товарами (работами,  услугами)  теперь
   являются все,  за исключением прямо поименованных в п.1 ст.350  НК
   РФ.  Отметим,  что  новый  перечень  необлагаемых  товаров (работ,
   услуг) почти совпадает с прежним федеральным,  однако  он  немного
   расширен.  Так, в него теперь включены мука, яйцо птицы, учебная и
   научная книжная продукция и  периодические  печатные  издания  (за
   исключением  изданий  рекламного и эротического характера),  сдача
   внаем негосударственного жилья,  учебные товары  (работы,  услуги)
   негосударственных  образовательных  учреждений,  а  также услуги в
   сфере культуры и  искусства  негосударственных  учреждений  такого
   профиля.  При  отнесении  товаров,  работ  и  услуг к необлагаемым
   следует   руководствоваться    Общероссийскими    классификаторами
   продукции  ОК  005-93  и  услуг  населению  ОК  002-93,  что прямо
   установлено в некоторых региональных законах.  При этом у регионов
   все же остается возможность устанавливать дополнительные льготы по
   налогу: это не предусмотрено гл.27,  однако допускается п.3  ст.12
   НК  РФ.  Правда,  по нашей информации,  ни один регион этим правом
   пока не воспользовался.  Глава 27  прямо  запрещает  лишь  вводить
   разные  ставки  для  операций по реализации разных товаров (работ,
   услуг) разным плательщикам или покупателям.
        В-третьих, главой установлена налоговая юрисдикция регионов -
   место  уплаты  налога  по межрегиональным сделкам.  Напомним,  что
   ранее у предпринимателей и налоговых органов были частые конфликты
   по поводу места уплаты налога. Пунктом 2 ст.354 НК РФ установлено,
   что  налог  подлежит  уплате  по  месту  осуществления  облагаемых
   операций по  реализации  товаров  (работ,  услуг).  Очевидно,  что
   налоговые   органы   будут  толковать  это  положение  как  "место
   получения денежных средств от покупателя",  что они и делали ранее
   в   ряде   регионов,   например   в   столице.   Это  же,  кстати,
   предусматривалось и в первоначальном проекте гл.27 НК РФ.
        В заключение отметим,  что большинство регионов к новому году
   успело  исправить  свои  законы  по налогу с продаж.  Но даже если
   соответствующий  поправочный  закон  не был принят  в  регионе  до
   1 января 2002 г.,  то, на наш взгляд, этот регион все равно вправе
   взимать в 2002 г. налог с продаж в порядке, предусмотренном старым
   законом  и  не противоречащем гл.27 НК РФ.  Почти во всех регионах
   ставка налога установлена законами на максимальном  уровне  в  5%.
   Налог  подлежит  уплате,  как правило,  не позднее 20 или 25 числа
   месяца,  следующего  за  истекшим  налоговым  периодом  (то   есть
   месяцем). В эти же сроки должны представляться декларации, правда,
   в ряде регионов  предпринимателям  облегчили  жизнь  и  предписали
   отчитываться перед налоговыми органами только раз в квартал.

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 2
---------------------------------------------------------------------

               КОМАНДИРОВАННОМУ ВЫДЕЛЕНО 100 РУБ. В СУТКИ
                                                          Л. Гужелева
        В связи  с  вступлением  в  силу  гл.25  НК  РФ полномочия по
   утверждению норм суточных при командировках переданы Правительству
   РФ.  По  имеющимся  в  редакции  сведениям,  Правительство  РФ уже
   подготовило   Постановление   об   утверждении   указанных   норм,
   аналогичных  приведенным  в  Приказах Минфина России от 06.07.2001
   N 49н  (в  ред.  от  09.11.2001)  и  от 12.11.2001 N 92н,  поэтому
   рекомендуем их использовать для целей налогообложения  прибыли.  В
   частности,   нормы  суточных  при  краткосрочных  командировках  в
   пределах РФ составляют с 1 января 2002 г. 100 руб.
        Расходы на  найм жилого помещения при служебных командировках
   согласно гл.25 НК РФ принимаются в полном объеме. При этом следует
   помнить, что учесть данные расходы в целях налогообложения прибыли
   можно,  только  если  они обоснованны и документально подтверждены
   (абз.2 п.1 ст.252 НК РФ).

            Впервые опубликовано в журнале "Главная книга", 2002, N 2
---------------------------------------------------------------------

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное