Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 17.02.2017


Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно

Система КонсультантПлюс бесплатно на 3 дня! Просто зарегистрируйтесь и начните работать. Оцените все преимущества КонсультантПлюс! 

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Схемы корреспонденций счетов от 17.02.2017

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как учитывается оплата дополнительных выходных дней, которые ежемесячно предоставляются работнице для ухода за ребенком-инвалидом?

Сумма среднего заработка, начисленного работнице за дополнительные выходные дни в текущем месяце, составила 10 102,76 руб. и перечислена на банковский счет работницы.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ, п. п. 2, 12 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" (далее - Правила)).

Оплата указанных выходных дней, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (о чем сказано в разделе "Страховые взносы"), осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).

Бухгалтерский учет

Сумма среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, а также начисленные на нее страховые взносы, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ (о чем сказано в разделе "Страховые взносы"), не являются расходами организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, а относятся на расчеты с ФСС РФ.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Страховые взносы

По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 420 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).

Освобождаются от обложения страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

Исчерпывающий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей, определен ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию установлен ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в упомянутых перечнях прямо не поименована, т.е. данные выплаты не отнесены законодательством к государственным пособиям или иным видам обязательного страхового обеспечения, не подлежащим обложению страховыми взносами.

В связи с этим, по мнению Минтруда России и ФСС РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (см., например, Письмо Минтруда России от 06.03.2015 N 17-3/В-101, Информацию ФСС РФ) <*>. Кроме того, вывод о необходимости начисления страховых взносов можно сделать из ч. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ <**>.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов (на примере заработной платы) подробно рассмотрен в консультации Л.В. Гужелевой и в данной консультации не приводится.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Как отмечено в разделе "Страховые взносы", средний заработок, выплачиваемый за дополнительные четыре выходных дня в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в перечнях законодательно установленных государственных пособий не поименован.

Вместе с тем, по мнению Президиума ВАС РФ, рассматриваемая выплата носит характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС РФ и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ оплата дополнительных четырех выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 (включено в Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г., направленный для использования в работе нижестоящим органам Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@)).

Однако позиция Минфина России по данному вопросу неоднозначна. Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства по данному вопросу можно сделать вывод, что Минфин России хотя и вынужден учитывать подход Президиума ВАС РФ, но не разделяет его (см., например, Письма от 05.05.2016 N 03-04-05/26131, от 03.09.2015 N 03-04-06/50850, от 22.06.2015 N 03-04-05/36006).

Дополнительную информацию по вопросу о том, нужно ли удерживать НДФЛ с сумм оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, включая правоприменительную практику, см. в Практическом пособии по НДФЛ, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.

В данной консультации исходим из предположения, что организация руководствуется позицией Президиума ВАС РФ, поддержанной налоговыми органами, и не удерживает НДФЛ с суммы среднего заработка, начисленного работнице за четыре дополнительных выходных дня, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом.

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли суммы оплаты дополнительных выходных дней, а также начисленных на нее страховых взносов, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не признаются расходом применительно к п. 1 ст. 252 НК РФ (поскольку организация не несет затрат на выплату среднего заработка и уплату страховых взносов).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению":

69-1-1 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

69-1-2 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Начислен работнице средний заработок за четыре дополнительных выходных дня

69-1-1

70

10 102,76

Расчетная ведомость

Начислены страховые взносы на средний заработок за счет средств ФСС РФ

(10 102,76 x 30,2%) <***>

69-1-1

69-1-1,

69-1-2,

69-2,

69-3

3051,03

Бухгалтерская справка-расчет

Перечислена работнице сумма среднего заработка

70

51

10 102,76

Выписка банка по расчетному счету

--------------------------------

<*> По мнению Минфина России, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов в соответствии с гл. 34 НК РФ следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу (Письмо от 16.11.2016 N 03-04-12/67082).

<**> Отметим, что по вопросу начисления страховых взносов с сумм среднего заработка, выплачиваемых за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, данная позиция не является единственной. С точки зрения судебных органов, оплата дополнительных выходных дней не подлежит обложению страховыми взносами как иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством. Это обусловлено тем, что такие выплаты носят характер государственной поддержки, так как направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 309-КГ15-5305 по делу N А76-15035/2014, от 30.04.2015 N 309-КГ15-1758 по делу N А60-8923/2014).

В то же время, учитывая тот факт, что уплата страховых взносов осуществляется не за счет средств организации, а за счет средств ФСС РФ, а также с учетом официальной позиции ФСС РФ и Минтруда России полагаем, что наименее рискованным будет начислить страховые взносы с рассматриваемых выплат, производимых за счет средств ФСС РФ.

<***> Приведенная в таблице общая сумма страховых взносов рассчитана исходя из следующих тарифов:

- на обязательное пенсионное страхование - 22% (п. 1 ст. 426 НК РФ);

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ);

- на обязательное медицинское страхование - 5,1% (п. 3 ст. 426 НК РФ).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при определении общей суммы страховых взносов рассчитаны с применением тарифа 0,2%. Подробнее о страховых тарифах по этим взносам см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Бухгалтерская запись по уплате страховых взносов в таблице проводок не приводится.

М.С. Радькова

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

20.01.2017

Ситуация:

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете формирование в I квартале 2017 г. резерва по сомнительному долгу покупателя, возникшему в связи с отгрузкой продукции?

По результатам инвентаризации на конец I квартала 2017 г. у организации имеется необеспеченная дебиторская задолженность покупателя в размере 1 180 000 руб. (в том числе НДС) со сроком просрочки платежа 55 дней, возникшая в I квартале 2017 г. Указанная необеспеченная дебиторская задолженность признана сомнительной. Кредиторской задолженности перед этим покупателем у организации нет. Иная просроченная дебиторская задолженность у организации отсутствует.

Согласно учетной политике для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления, организация формирует резерв по сомнительным долгам, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Корреспонденция счетов:

Бухгалтерский учет

Дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, считается сомнительной, и под нее создается резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением и определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). В данном случае исходим из предположения, что организация приняла решение создать резерв в размере 100% суммы задолженности <*>.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам признаются прочими расходами (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с изложенным выше с учетом правил, установленных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Налогоплательщик, применяющий метод начисления, вправе создавать резерв по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Налогового кодекса РФ. Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 7 п. 1 ст. 265, п. 3 ст. 266 НК РФ).

Сомнительным долгом признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Сомнительная задолженность, формирующая резерв по сомнительным долгам, принимается в полной сумме с учетом НДС (Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29315).

В рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность покупателя не обеспечена, кредиторской задолженности перед данным покупателем у организации нет, следовательно, сомнительным долгам признается вся сумма задолженности покупателя (1 180 000 руб.).

Сумма резерва по сомнительным долгом определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и зависит от срока возникновения сомнительной задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).

В данном случае просрочка оплаты составляет 55 дней, следовательно, в сумму резерва включается 50% от суммы сомнительной задолженности, т.е. 590 000 руб. (1 180 000 руб. x 50%) (пп. 2 п. 4 ст. 266 НК РФ).

Отметим, что резерв по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов не может превышать большую из величин - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). В данном случае исходим из предположения, что данное требование выполняется.

Применение ПБУ 18/02

Разницы, возникающие в связи с различным порядком формирования резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, признаются временными разницами. Это следует из п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, с учетом разъяснений, приведенных в п. п. 4, 6, 8, 9 Толкования Р82 "Временные разницы по налогу на прибыль" (утв. Бухгалтерским методологическим центром 15.10.2008).

В данном случае сумма резерва, признанного расходом в бухгалтерском учете, превышает сумму резерва, признанного расходом для целей налогообложения прибыли. Поэтому в учете отражаются вычитаемая временная разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговой актив (ОНА) (п. п. 11, 14 ПБУ 18/02).

Возникшие ВВР и ОНА числятся в учете до тех пор, пока сохраняется разница между суммами резерва, отраженными в бухгалтерском и налоговом учете. Они уменьшаются (погашаются) при уменьшении (погашении) указанной разницы (при изменении сумм резерва, а также при его использовании либо списании неиспользованного резерва) (что следует из п. 17 ПБУ 18/02 с учетом п. 8 Толкования Р82).

В данной консультации изменение (списание/использование) суммы созданного резерва по сомнительным долгам не рассматривается и соответствующие бухгалтерские записи, в том числе по погашению ОНА, не приводятся.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Создан резерв по сомнительным долгам

91-2

63

1 180 000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражен ОНА

((1 180 000 - 590 000) x 20%)

09

68

118 000

Бухгалтерская справка-расчет

--------------------------------

<*> По разъяснениям Минфина России (Письмо от 27.01.2012 N 07-02-18/01) резервы образуются только в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. В случае если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты конкретной просроченной дебиторской задолженности, формирование резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов (что не должно допускаться в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Л.В. Гужелева

Консультационно-аналитический

центр по бухгалтерскому учету

и налогообложению

23.01.2017

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное