Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 22.04.2016


Ответы на популярные вопросы бухгалтера – в новых типовых ситуациях

Как действовать бухгалтеру в разных практических ситуациях, легко узнать в типовых ситуациях в системе КонсультантПлюс. Это ответы на популярные у специалистов вопросы с пошаговым порядком действий. Включены новые вопросы по таким темам, как счета-фактуры, дивиденды, сроки хранения документов, проводки и др.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Схемы корреспонденций счетов от 22.04.2016

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации приобретение бланка трудовой книжки и ее оформление вновь принятому работнику? При выдаче трудовой книжки работнику с него взимается плата путем удержания из заработной платы.

Стоимость бланка трудовой книжки, приобретенного подотчетным лицом организации за наличный расчет, составила 354 руб. (в том числе НДС 54 руб.). Приобретение бланка подтверждено авансовым отчетом подотчетного лица с приложением товарной накладной, счета-фактуры и чека ККТ. Бланк использован при оформлении трудовой книжки вновь принятому работнику. Удержание стоимости бланка производится из заработной платы работника на основании его письменного заявления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила).

Бланки трудовой книжки хранятся в организации как документы строгой отчетности (п. 42 Правил).

Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу (п. п. 8, 45 Правил).

Об общих правилах ведения и хранения трудовых книжек см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

При выдаче работнику трудовой книжки работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций или неправильного первичного заполнения трудовой книжки (п. 47 Правил). В данном случае плата взимается с работника путем удержания денежных средств из его заработной платы на основании представленного заявления.

Отметим, что погашение обязательства по оплате бланка трудовой книжки за счет подлежащей выплате работнику заработной платы не может рассматриваться в качестве удержания из заработной платы в смысле ст. 137 Трудового кодекса РФ, а является волеизъявлением работника распорядиться начисленной заработной платой. Следовательно, положения ст. 138 ТК РФ в данном случае не применяются. Аналогичные разъяснения в отношении погашения кредита за счет заработной платы приведены в Письме Роструда от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1.

Порядок ведения кассовых операций

Выдача наличных денег из кассы под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации, производится по расходному кассовому ордеру на основании заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и сроке, на который выданы наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 6, пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание)).

В соответствии с абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания авансовый отчет об израсходованных суммах представляется работником в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет. Проверка авансового отчета, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета бланков трудовых книжек нормативно не закреплен. По мнению Минфина России, затраты на приобретение бланка трудовой книжки относятся на прочие расходы, а плата, взимаемая работодателем с работника при выдаче ему трудовой книжки, - на прочие доходы (Письмо от 29.01.2008 N 07-05-06/18 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год").

Расход в виде стоимости приобретенного бланка признается на дату утверждения авансового отчета, а доход - на дату появления у работника обязательства по оплате использованного бланка (п. п. 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Отметим, что, поскольку бланки трудовых книжек хранятся в организации как бланки строгой отчетности (о чем сказано выше), их стоимость до момента оформления работнику отражается на забалансовом счете учета бланков строгой отчетности.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная продавцом бланка трудовой книжки, подлежит вычету при условии, что он приобретается для осуществления операций, облагаемых НДС. Вычет производится на основании надлежаще оформленного счета-фактуры после принятия бланка трудовой книжки на учет и при наличии соответствующих первичных документов (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Передача работнику бланка трудовой книжки признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ) и облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Такие разъяснения приведены, например, в Письме Минфина России от 30.09.2015 N 03-07-11/55714, п. 6 Письма Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508, Письме ФНС России от 23.06.2015 N ГД-4-3/10833@.

Следовательно, на дату оформления трудовой книжки работникам у организации возникает момент определения налоговой базы по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Напомним, что плата, взимаемая с работника при выдаче ему трудовой книжки, определяется исходя из суммы расходов организации на приобретение соответствующего бланка. Эти расходы определяются за вычетом предъявленного организации НДС (п. 1 ст. 170 НК РФ). При использовании бланка НДС предъявляется работнику дополнительно к его цене (п. 1 ст. 168 НК РФ). Из совокупности приведенных норм следует, что в данном случае налоговую базу формирует покупная стоимость использованного по назначению бланка за вычетом НДС, предъявленного продавцом бланка и принятого организацией к вычету (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Дополнительно о налогообложении НДС операции по выдаче работнику трудовой книжки см. Практическое пособие по НДС, Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Налог на прибыль организаций

Затраты на приобретение бланка трудовой книжки, осуществленные в целях исполнения обязанности по оформлению трудовой книжки работнику, предусмотренной положениями подзаконного акта федерального органа власти (Правилами), и подтвержденные документально, соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и учитываются в качестве расхода. Такие же выводы содержатся, например, в Письме ФНС России от 23.06.2015 N ГД-4-3/10833@, п. 1 Письма Минфина России от 26.09.2007 N 07-05-06/242.

Такие затраты могут быть учтены как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Рассматриваемые расходы признаются на дату утверждения авансового отчета работника, который приобрел бланк трудовой книжки (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Плата работника за бланк трудовой книжки подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. На это указано, например, в Письме ФНС России от 23.06.2015 N ГД-4-3/10833@. При этом согласно п. 1 Письма Минфина России N 07-05-06/242 доходы, возникающие при выдаче трудовых книжек, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как внереализационные в соответствии с положениями ст. 250 НК РФ.

Указанный доход признается на дату появления у работника обязанности по оплате использованного бланка трудовой книжки (абз. 4 пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Выданы денежные средства подотчетному лицу из кассы организации

71

50

354

Расходный кассовый ордер

Отражены затраты на приобретение бланка трудовой книжки

(354 - 54)

91-2

71

300

Авансовый отчет

Отражен НДС, предъявленный продавцом бланка трудовой книжки

19

71

54

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом бланка трудовой книжки

68

19

54

Счет-фактура

Стоимость бланка трудовой книжки отражена в составе бланков строгой отчетности

006

 

300

Бухгалтерская справка

Списана стоимость бланка трудовой книжки, использованного по назначению

 

006

300

Бухгалтерская справка

Отражена стоимость бланка, подлежащая возмещению работником (с учетом НДС)

73

91-1

354

Бухгалтерская справка-расчет

Начислен НДС

(300 x 18%)

91-2

68

54

Счет-фактура

Удержана плата за бланк трудовой книжки из заработной платы работника

70

73

354

Заявление работника,

Расчетно-платежная ведомость

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

10.03.2016

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты на нотариальное заверение копий учредительных документов у нотариуса государственной нотариальной конторы (в рамках осуществления основной деятельности организации)? Оплата нотариальных действий производится подотчетным лицом организации за наличный расчет.

За нотариальное удостоверение копий учредительных документов подотчетным лицом организации уплачена государственная пошлина в размере 500 руб., что подтверждается авансовым отчетом с прилагаемыми подтверждающими документами. Заверенные нотариусом копии документов представлены работником вместе с авансовым отчетом. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

Корреспонденция счетов:

Государственная пошлина

За нотариальное удостоверение нотариусом государственной нотариальной конторы копий учредительных документов организации уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 8 п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ (ч. 1 ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Уплата указанной государственной пошлины производится организацией до совершения соответствующих нотариальных действий (пп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Государственная пошлина представляет собой федеральный сбор (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).

Порядок ведения кассовых операций

Выдача наличных денег из кассы под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации, производится по расходному кассовому ордеру на основании заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и сроке, на который выданы наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 6, пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание)).

В соответствии с абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами предъявляется работником главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет. Проверка авансового отчета, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Бухгалтерский учет

При выдаче денежных средств под отчет работнику у организации расхода не возникает, поскольку не происходит уменьшения экономических выгод в смысле п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Такие средства учитываются как дебиторская задолженность работника по подотчетным суммам (п. 16 ПБУ 10/99).

Затраты в виде государственной пошлины за совершение нотариальных действий, оплата которых связана с основной деятельностью организации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в качестве управленческих расходов, в данном случае - на дату утверждения авансового отчета (поскольку на эту же дату представлены заверенные нотариусом документы) (п. п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Одновременно (при утверждении авансового отчета) погашается задолженность работника по подотчетным суммам.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

В общем случае государственная пошлина учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на дату начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В рассматриваемой ситуации документы, подтверждающие факт совершения нотариальных действий, получены организацией от работника вместе с авансовым отчетом. Поэтому в этой ситуации (учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ) датой начисления государственной пошлины (датой признания расхода) будет являться дата утверждения авансового отчета.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Выданы денежные средства под отчет

71

50

500

Расходный кассовый ордер

Отражена уплата государственной пошлины

68

71

500

Авансовый отчет

Сумма государственной пошлины включена в состав расходов по обычным видам деятельности <*>

26

(44)

68

500

Заверенные нотариусом документы,

Авансовый отчет

--------------------------------

<*> Счет 44 "Расходы на продажу" может быть использован организациями, осуществляющими торговую деятельность, которые учитывают расходы без использования счета 26 "Общехозяйственные расходы" (Инструкция по применению Плана счетов).

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

11.03.2016

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2016 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное