Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 19.06.2015


Трудовой, ученический, предварительный договоры – составить и проверить с «Конструктором договоров»

В онлайн-сервис «Конструктор договоров» в системе КонсультантПлюс добавлены новые виды договоров – трудовой, ученический и предварительный.

Сервис позволит создавать проекты договоров, проверять договоры контрагентов и обновлять ранее созданные шаблоны договоров.

Всего в Конструкторе уже 35 видов договоров.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Схемы корреспонденций счетов от 19.06.2015

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации выплату работнику компенсации родительской платы, уплачиваемой им дошкольному учреждению (детскому саду)? В соответствии с коллективным договором организация компенсирует своему работнику родительскую плату, уплачиваемую им дошкольному учреждению. Компенсация предоставляется (с учетом финансово-экономического положения организации при наличии у работодателя финансовой возможности) на основании представленного работником заявления с приложением документа, подтверждающего уплату родительской платы дошкольному учреждению. Сумма компенсации (6000 руб.) перечисляется на карточный счет работника. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

Корреспонденция счетов:

Трудовые отношения

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса РФ). Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (ст. 41 ТК РФ).

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, в том числе путем выплаты различных пособий, компенсаций (так называемые социальные выплаты) (ч. 2, 3 ст. 41 ТК РФ).

В рассматриваемой ситуации в коллективном договоре предусмотрено условие о том, что организация компенсирует работнику родительскую плату, уплачиваемую им дошкольному учреждению.

Отметим, что установленные коллективным договором социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, не являются оплатой труда, поскольку не зависят от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда или условий труда, а также не являются компенсациями, выплачиваемыми в связи с исполнением работником трудовых обязанностей. Такой вывод можно сделать из содержания ст. ст. 129, 132, 135, 164 ТК РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В соответствии с п. 42 ст. 217 Налогового кодекса РФ средства, получаемые родителями детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, если такая компенсация предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не облагаются НДФЛ.

Федеральный закон N 273-ФЗ предполагает только один вид компенсации родительской платы, размер которой устанавливается нормативно-правовыми актами субъекта РФ и которая является расходным обязательством этого субъекта РФ (ч. 5, 7 ст. 65 Федерального закона N 273-ФЗ).

Таким образом, сумма компенсации родительской платы, выплачиваемая организацией своему работнику в соответствии с коллективным договором, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке <1>.

Налогообложение рассматриваемого дохода производится по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ) <2>.

В качестве налогового агента организация исчисляет и удерживает сумму НДФЛ непосредственно из дохода налогоплательщика при его фактической выплате (п. п. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ). Удержанный НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее дня перечисления денежных средств на банковскую карту работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Выплаты работнику в рамках трудовых отношений являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Отметим, что такое понятие, как "выплата в рамках трудовых отношений", в указанных Федеральных законах N N 212-ФЗ и 125-ФЗ не раскрыто.

По мнению контролирующих органов, все выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором (за исключением выплат, освобожденных от обложения), в том числе выплаты, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, с 01.01.2011 подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 "Об Обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов"). Аналогичные разъяснения даны в Письме Минтруда России от 20.01.2014 N 17-3/В-13.

В данной консультации исходим из предположения, что организация-работодатель руководствуется указанными официальными разъяснениями <3>.

По общему правилу из базы для начисления всех вышеперечисленных страховых взносов исключаются суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ, п. 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ). Компенсация организацией родительской платы на содержание ребенка в дошкольном учреждении в указанные статьи не включена.

Таким образом, компенсация рассматриваемых затрат работника, предусмотренная положениями коллективного договора, облагается вышеуказанными страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В данной консультации исходим из того, что на дату начисления компенсации общая сумма выплат, произведенных в пользу работника, не превышает предельные величины базы для их начисления <4>. Следовательно, организация применяет следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ - 22%, в Фонд социального страхования РФ - 2,9%, в ФФОМС - 5,1% (п. п. 1, 2, 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ, п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается с учетом класса профессионального риска, к которому относится экономическая деятельность организации (ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ). В данной консультации исходим из условия, что экономическая деятельность организации отнесена к 1 классу профессионального риска, поэтому тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен для нее в размере 0,2% (ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ стве и профессиональных заболеваний на 2006 год").

Таким образом, в данном случае организацией применяются тарифы страховых взносов, составляющие в общей сумме 30,2% (22% + 5,1% + 2,9% + 0,2%).

Бухгалтерский учет

Компенсация родительской платы, выплачиваемая работнику на систематической основе в соответствии с коллективным договором, признается расходом по обычным видам деятельности организации (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) при условии, что иное не установлено в учетной политике организации.

Признание указанных расходов производится при выполнении условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, т.е. после возникновения у организации обязательства перед работником по выплате компенсации (дату подписания уполномоченным лицом заявления работника о выплате компенсации).

Страховые взносы, начисленные на сумму компенсации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на дату их начисления (п. п. 5, 7, 8, 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Сумма компенсации родительской платы, выплачиваемая работнику в соответствии с условиями коллективного договора, для целей налогообложения прибыли относится к расходам на оплату труда (как расходы, связанные с содержанием работника, предусмотренные коллективным договором) (п. 25 ст. 255 НК РФ). Отметим, что на правомерность учета данных расходов в целях налогообложения указано в Постановлении ФАС Московского округа от 17.04.2013 по делу N А40-90062/12-20-486.

По общему правилу расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 4 ст. 272 НК РФ). В данном случае признание расходов производится на основании представленного работником заявления и документа, подтверждающего уплату родительской платы дошкольному учреждению.

Страховые взносы, начисленные на сумму компенсации, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату их начисления (пп. 1, 45 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Начислена компенсация родительской платы

20

(26,

44

и др.)

70

6000

Заявление работника,

Расчетная ведомость

Начислены страховые взносы на сумму компенсации

(6000 x 30,2%)

20

(26,

44

и др.)

69-1,

69-2,

69-3

1812

Бухгалтерская справка-расчет

Удержан НДФЛ из суммы компенсации

(6000 x 13%)

70

68

780

Регистр налогового учета (Налоговая карточка)

Сумма удержанного НДФЛ перечислена в бюджет

68

51

780

Выписка банка по расчетному счету

Выплачена работнику компенсация родительской платы

(6000 - 780)

70

51

5220

Выписка банка по расчетному счету

--------------------------------

<1> Отметим: до 01.01.2015 применение льготы, установленной в п. 42 ст. 217 НК РФ, не ставилось в зависимость от источника финансирования компенсации, что приводило к возникновению спорной ситуации в том случае, если компенсация выплачивалась работодателем. Дополнительно по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

<2> Напомним, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ). В данной консультации сумма НДФЛ рассчитана без учета указанных вычетов.

<3> Отметим, что такая точка зрения не является единственной. В арбитражной практике к решению данного вопроса существует иной подход, который основывается на правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.

Согласно этому подходу любые выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являющиеся оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Подробнее по данному вопросу см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

<4> Напомним, что размер тарифов, применяемых при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зависит от того, превышает ли сумма начисленных работнику выплат и иных вознаграждений (нарастающим итогом с начала календарного года) предельную величину базы для начисления страховых взносов.

В 2015 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, составляет 670 000 руб., для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, - 711 000 руб. (ч. 4, 5 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.").

С 01.01.2015 страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в размере 5,1% независимо от предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ, пп. "в" п. 3 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования").

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

12.05.2015

Ситуация:

Как отразить в учете организации-покупателя уплату государственной пошлины в связи с приобретением объекта недвижимости, принимаемого на учет в составе основных средств (ОС)?

Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

Корреспонденция счетов:

Государственная пошлина

За государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости организацией уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб. (ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ за государственную регистрацию прекращения прав в связи с переходом права к новому правообладателю государственная пошлина не уплачивается. Следовательно, плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения права является новый правообладатель, т.е. покупатель недвижимости. По данному вопросу см. также Письма Минфина России от 16.01.2014 N 03-05-06-03/1011, от 17.10.2011 N 03-05-05-03/35.

Обязанность уплатить госпошлину возникает у организации в связи с подачей заявления о государственной регистрации. Уплата пошлины производится до подачи заявления (при подаче заявления в электронной форме - после подачи заявления, но до принятия его к рассмотрению) (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Государственная пошлина представляет собой федеральный сбор (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Согласно абз. 8 п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС, отнесены к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление ОС.

Однако в настоящее время переход права собственности на актив, а также подача документов на государственную регистрацию перехода права собственности на актив в организации не являются необходимым условием для принятия его на учет в качестве объекта ОС, так как это не предусмотрено п. 4 ПБУ 6/01. Определяющим фактором для принятия объекта к учету в качестве ОС является его готовность к использованию в запланированных целях (п. 4 ПБУ 6/01, Письма Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 20.01.2010 N 03-05-05-01/01, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425).

Кроме того, в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, прямо указано, что объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС.

В связи с этим затраты в виде госпошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимость, на наш взгляд, не должны рассматриваться как фактические расходы, связанные с приобретением недвижимости, формирующие ее первоначальную стоимость в порядке, установленном п. 8 ПБУ 6/01. Исключение составляют случаи, когда государственная регистрация перехода прав на недвижимость является необходимой для использования этой недвижимости по назначению.

Ситуация 1

Организация не рассматривает госрегистрацию в качестве необходимого условия для эксплуатации ОС

В связи с этим затраты по уплате госпошлины рассматриваются не как расход, связанный с приобретением данного объекта, а как текущий расход.

Расход в виде госпошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией перехода права собственности на недвижимость, может учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности (если приобретенная недвижимость предназначена для использования в деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров) или в составе прочих расходов (при приобретении недвижимости для иных целей) (п. п. 4, 5, 7, 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99. Поскольку обязанность уплатить госпошлину возникает у организации в связи с подачей заявления на государственную регистрацию, указанные условия выполняются на момент подачи такого заявления.

Ситуация 2

Организация рассматривает госрегистрацию в качестве необходимого условия для эксплуатации ОС

В связи с этим сумма государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости, формирует первоначальную стоимость этого объекта.

Этот вариант основан на норме, содержащейся в абз. 8 п. 8 ПБУ 6/01, согласно которой невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС, отнесены к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление ОС.

Налог на прибыль организаций

Вопрос о порядке налогового учета затрат в виде госпошлины, уплачиваемой в связи с государственной регистрацией перехода прав собственности на объекты недвижимости, является спорным. Официальная позиция по данному вопросу также не является однозначной.

Так, государственная пошлина, уплачиваемая в связи с государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости, может рассматриваться как расход, связанный с приобретением объекта ОС, и, соответственно, включаться в его первоначальную стоимость. Такая точка зрения высказана в Письме Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295.

С другой стороны, высказывалось мнение, что госпошлина не включается в первоначальную стоимость объектов ОС, а учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (как федеральный сбор) (см., например, Письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116).

Подробная информация по вопросу учета госпошлины содержится в Практическом пособии по налогу на прибыль, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

В такой ситуации решение о порядке учета затрат на уплату госпошлины принимается организацией самостоятельно в зависимости от примененной организацией квалификации затрат на уплату госпошлины (как затрат, имеющих или не имеющих связь с приобретением объекта ОС). При принятии решения об указанной квалификации необходимо руководствоваться тем же подходом, который принят для целей бухгалтерского учета. То есть если затраты на уплату госпошлины признаются организацией расходами, необходимыми для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете такие затраты формируют первоначальную стоимость объекта ОС. Если же процедуру государственной регистрации организация не признает необходимой для начала использования объекта по назначению, то затраты в виде госпошлины первоначальную стоимость объекта не формируют, а относятся на текущие расходы организации.

В последнем случае расходы на уплату государственной пошлины могут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ (как платеж за регистрацию прав) либо на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (как федеральный сбор).

Вне зависимости от типа прочего расхода, к которым будет отнесена госпошлина, ее сумма признается расходом на дату начисления госпошлины, т.е. на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Ситуация 1: организация не рассматривает госрегистрацию в качестве необходимого условия для эксплуатации ОС

Уплачена государственная пошлина

68

51

22 000

Выписка банка по расчетному счету

Сумма государственной пошлины признана текущим расходом

20,

(26,

25,

44

и др.)

68

22 000

Расписка в принятии документов на государственную регистрацию,

Бухгалтерская справка

Ситуация 2: организация рассматривает госрегистрацию в качестве необходимого условия для эксплуатации ОС

Уплачена государственная пошлина

68

51

22 000

Выписка банка по расчетному счету

Сумма государственной пошлины включена в первоначальную стоимость объекта ОС

08

68

22 000

Расписка в принятии документов на государственную регистрацию,

Бухгалтерская справка

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

18.05.2015

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2015 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни


В избранное