Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 13 апреля 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


Схемы корреспонденций
    
========================================================================    
     Вы можете подписаться на рассылку "Список измененных документов"  и
Вам будет представлен перечень документов. Все документы, упоминаемые  в
перечне,  включены  в  систему   КонсультантПлюс:ВерсияПроф   с   учетом
внесенных в них изменений и дополнений. Эта и другие рассылки на cервере
www.consultant.ru.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consdocchange
========================================================================    
                         Схемы корреспонденций
        Корреспонденция счетов:   Нашей   организацией   в   связи  с
   расширением производства и вводом  в  эксплуатацию  нового  здания
   цеха    основные    средства    (производственное   оборудование),
   смонтированные  в  старом  здании   и   эксплуатировавшиеся   там,
   демонтируются, перевозятся в новое здание и монтируются там силами
   сторонних организаций,  одна  из  которых  осуществляет  монтаж  и
   демонтаж   оборудования,  а  другая  -  его  транспортировку.  Все
   указанные  операции  произведены  в   феврале   2004   г.   Просим
   рассмотреть  ситуацию на примере основного средства первоначальной
   стоимостью 50 000 руб., приняв стоимость работ по демонтажу равной
   3540 руб.,  включая НДС 540 руб., стоимость перевозки - 1180 руб.,
   включая  НДС  180 руб.,  стоимость  монтажа  на   новом   месте  -
   5310 руб.,  включая  НДС  810  руб.  Следует ли включать указанные
   расходы  в   первоначальную   стоимость   основного   средства   в
   бухгалтерском   и  налоговом  учете?  Доходы  и  расходы  в  целях
   налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

        Согласно п.п.7,  8 Положения по  бухгалтерскому  учету  "Учет
   основных средств" ПБУ 6/01,  утвержденного Приказом Минфина России
   от   30.03.2001   N   26н,   основные   средства   принимаются   к
   бухгалтерскому  учету  по  первоначальной  стоимости,  под которой
   понимается сумма фактических затрат организации  на  приобретение,
   сооружение  и  изготовление,  за исключением налога на добавленную
   стоимость и иных возмещаемых налогов.  В первоначальную  стоимость
   объектов  основных  средств  включаются  также фактические затраты
   организации на доставку объектов  и  приведение  их  в  состояние,
   пригодное  для  использования  (п.12 ПБУ 6/01).  В рассматриваемой
   ситуации   первоначальная   стоимость   основного   средства   уже
   сформирована и составляет 50 000 руб.
        В соответствии с п.14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств,  в
   которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению,
   кроме   случаев,   установленных   законодательством    Российской
   Федерации  и ПБУ 6/01.  В том же пункте приведен закрытый перечень
   случаев,  в которых допускается изменение первоначальной стоимости
   основных  средств,  в  которой они приняты к бухгалтерскому учету:
   достройка,  дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная
   ликвидация и переоценка объектов основных средств. Те же основания
   для изменения первоначальной стоимости объектов  основных  средств
   содержатся  в  п.41  Методических указаний по бухгалтерскому учету
   основных  средств,  утвержденных  Приказом   Минфина   России   от
   13.10.2003 N 91н.
        Поскольку в рассматриваемой ситуации не происходит достройки,
   дооборудования,  реконструкции, модернизации, частичной ликвидации
   объекта основных средств,  а производится лишь его  перемещение  в
   новое   здание   цеха,   то   нет   оснований  для  изменения  его
   первоначальной  стоимости.  Пунктом   74   Методических   указаний
   предусмотрено  отнесение затрат,  связанных с перемещением объекта
   основных средств внутри организации,  на затраты на  производство.
   Следовательно,  расходы  организации по демонтажу объекта основных
   средств,  его перевозке и монтажу на новом месте следует  признать
   расходами  по  обычным видам деятельности организации на основании
   п.7  Положения  по  бухгалтерскому  учету  "Расходы   организации"
   ПБУ 10/99,  утвержденного  Приказом  Минфина  России от 06.05.1999
   N 33н.
        В бухгалтерском  учете  данные  расходы   (без   учета   НДС)
   отражаются  на  дату  подписания  актов  приемки-сдачи выполненных
   работ записью по дебету счетов учета  затрат,  например  счета  20
   "Основное производство", в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с
   поставщиками и подрядчиками"  (План  счетов  бухгалтерского  учета
   финансово-хозяйственной  деятельности  организаций и Инструкция по
   его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000
   N 94н).
        Сумма НДС,  предъявленная исполнителями, отражается по дебету
   счета   19   "Налог  на  добавленную  стоимость  по  приобретенным
   ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60.
        Согласно пп.1  п.2  ст.171 и п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ
   суммы НДС,  предъявленные исполнителями,  по работам,  принятым  и
   оплаченным  организацией,  при  наличии счетов-фактур исполнителей
   организация имеет право принять к вычету при условии использования
   перемещаемого   оборудования   для   осуществления   деятельности,
   облагаемой НДС <*>.  Принятые к  вычету  суммы  НДС  отражаются  в
   бухгалтерском  учете  по  дебету  счета  68  "Расчеты по налогам и
   сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19.
        В целях   налогообложения  прибыли  первоначальная  стоимость
   основного  средства  определяется  как  сумма  расходов   на   его
   приобретение,  сооружение,  изготовление,  доставку и доведение до
   состояния,  в  котором  оно   пригодно   для   использования,   за
   исключением  сумм  налогов,  подлежащих  вычету  или учитываемых в
   составе расходов в соответствии с НК РФ (п.1 ст.257  НК  РФ).  При
   этом   первоначальная  стоимость  основных  средств  изменяется  в
   случаях достройки,  дооборудования,  реконструкции,  модернизации,
   технического перевооружения,  частичной ликвидации соответствующих
   объектов и по иным аналогичным основаниям (п.2 ст.257 НК  РФ).  То
   есть   НК   РФ   оставляет   перечень   оснований   для  изменения
   первоначальной стоимости  основных  средств  открытым.  Анализируя
   определения      достройки,     дооборудования,     реконструкции,
   модернизации, технического перевооружения, приведенные в указанной
   статье,  можно  сделать  вывод  о  том,  что все вышеперечисленные
   операции предполагают изменение технических характеристик  объекта
   основных   средств,   появление   новых   качеств   или  изменение
   назначения.  В  рассматриваемой  ситуации  ничего   подобного   не
   происходит. Оборудование продолжает использоваться для выпуска той
   же продукции,  работает с прежней  производительностью,  иные  его
   характеристики  также  остаются  неизменными,  меняется  лишь  его
   местоположение. На этом основании можно сделать вывод о том, что и
   в   налоговом  учете  первоначальная  стоимость  объекта  основных
   средств остается прежней.
        Поскольку рассматриваемые   затраты   на   монтаж/демонтаж  и
   перевозку   оборудования   являются   экономически   оправданными,
   выражены  в  денежной  форме  и документально подтверждены,  то на
   основании п.1 ст.252 НК РФ они признаются расходами,  уменьшающими
   полученные организацией доходы в целях налогообложения прибыли. На
   наш  взгляд,  указанные  расходы  могут  быть  отнесены  к  прочим
   расходам, связанным с производством и  реализацией,  на  основании
   пп.6 п.1 ст.253, пп.49 п.1 ст.264 НК РФ. Согласно п.1 ст.272 НК РФ
   при  определении  организацией  доходов   и   расходов   в   целях
   налогообложения прибыли методом начисления расходы признаются ею в
   том отчетном (налоговом) периоде,  в котором эти расходы возникают
   исходя  из  условий  сделок.  Датой  осуществления рассматриваемых
   расходов признается дата подписания акта приемки-сдачи выполненных
   работ  (пп.3  п.7  ст.272  НК  РФ).  На основании п.1 ст.318 НК РФ
   рассматриваемые расходы относятся к косвенным и  в  полном  объеме
   относятся к расходам отчетного (налогового)  периода  (п.2  ст.318
   НК РФ).  Таким образом,  порядок признания  указанных  расходов  в
   бухгалтерском   и   налоговом  учете  в  рассматриваемой  ситуации
   одинаков  при  условии  отсутствия  незавершенного   производства,
   остатков готовой продукции на складе и остатков отгруженной, но не
   реализованной продукции.

   ******************************************************************
   *   Содержание операций   *Дебет Кредит Сумма,*   Первичный    
                                          руб.     документ    *
   ******************************************************************
                                                 Акт приемки-  
   Приняты работы по                                 сдачи     
   демонтажу оборудования                         выполненных  
   (3540 - 540)               20    60    3 000*      работ     *
   ******************************************************************
   Отражена сумма НДС,                                         
   предъявленная                                               
   исполнителем               19    60      540*  Счет-фактура  *
   ******************************************************************
   Отражена задолженность                        Акт приемки-  
   перед транспортной                                сдачи     
   организацией                                   выполненных  
   (1180 - 180)               20    60    1 000*      работ     *
   ******************************************************************
   Отражена сумма НДС,                                         
   предъявленная                                               
   транспортной организацией  19    60      180*  Счет-фактура  *
   ******************************************************************
                                                 Акт приемки-  
   Приняты работы по монтажу                         сдачи     
   оборудования                                   выполненных  
   (5310 - 810)               20    60    4 500*      работ     *
   ******************************************************************
   Отражена сумма НДС,                                         
   предъявленная                                               
   исполнителем               19    60      810*  Счет-фактура  *
   ******************************************************************
   Перечислены денежные                                        
   средства исполнителю                                        
   демонтажа и монтажа                                         
   оборудования                                Выписка банка по
   (3540 + 5310)              60    51    8 850*расчетному счету*
   ******************************************************************
   Приняты к вычету суммы                                      
   НДС по монтажу/демонтажу                      Счет-фактура, 
   оборудования                                Выписка банка по
   (540 + 810)                68    19    1 350*расчетному счету*
   ******************************************************************
   Перечислены денежные                                        
   средства транспортной                       Выписка банка по
   организации                60    51     1180*расчетному счету*
   ******************************************************************
   Принят к вычету НДС,                          Счет-фактура, 
   предъявленный                               Выписка банка по
   транспортной организацией  68    19      180*расчетному счету*
   ******************************************************************

        -------------------------------
        <*> В рассматриваемой ситуации нормы, установленные абз.1 п.6
   ст.171 и абз.1 п.5 ст.172 НК РФ,  на наш взгляд,  не  применяются,
   поскольку  на  период перемещения основное средство не исключалось
   из состава амортизируемого имущества по основаниям,  перечисленным
   в п.3 ст.256 НК РФ.

                                        Консультационно-аналитический
                                        центр по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Корреспонденция счетов:   Для  предотвращения  попытки  угона
   автомобиля   организация  приобрела   охранную   сигнализацию   за
   5900 руб.  (в  том  числе  НДС  900   руб.)   для   установки   на
   принадлежащий   ей   легковой   автомобиль  (относящийся  к  пятой
   амортизационной  группе  на   основании   Классификации   основных
   средств,   включаемых   в   амортизационные  группы,  утвержденной
   Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1),  находящийся в
   эксплуатации  1  год  и используемый для управленческих нужд.  Для
   установки  сигнализации   организация   воспользовалась   услугами
   специализированной  фирмы.  Договорная стоимость выполненных работ
   составила  1180  руб.  (в  том  числе  НДС  180   руб.).   Расчеты
   произведены   в  безналичной  форме  путем  перечисления  денежных
   средств  на  счет  фирмы  после  подписания   акта   приемки-сдачи
   выполненных  работ.  Все  вышеуказанные операции совершены в одном
   месяце.
        Организацией установлен срок полезного использования охранной
   сигнализации,   равный  5,5  года.  Срок  полезного  использования
   легкового автомобиля,  установленный на дату принятия его к учету,
   составляет 10 лет.
        Согласно учетной    политике    организации     для     целей
   бухгалтерского  учета объекты основных средств стоимостью не более
   10 000 руб.  за единицу списываются на  затраты  производства  при
   вводе их в эксплуатацию.
        Доходы и   расходы   для   целей   налогообложения    прибыли
   организация определяет методом начисления.

        Оценка имущества,  приобретенного  за  плату,  осуществляется
   путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку.
   В состав фактически произведенных затрат включаются,  в частности,
   затраты  на  приобретение самого объекта имущества (п.23 Положения
   по ведению  бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности  в
   Российской  Федерации,  утвержденного  Приказом  Минфина России от
   29.07.1998 N 34н).
        Согласно Плану        счетов       бухгалтерского       учета
   финансово-хозяйственной деятельности организаций и  Инструкции  по
   его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000
   N 94н,  оборудование,  требующее монтажа (в данном случае охранная
   сигнализация),  принимается к бухгалтерскому учете по дебету счета
   07  "Оборудование  к  установке"  по   фактической   себестоимости
   приобретения,  складывающейся из стоимости по ценам приобретения и
   расходов по приобретению.  Приобретение оборудования  за  плату  у
   других организаций отражается по дебету счета 07 в корреспонденции
   с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
        Стоимость оборудования,  сданного в монтаж,  в соответствии с
   Инструкцией по применению Плана счетов списывается со счета  07  в
   дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".  Стоимость работ
   по установке охранной  сигнализации  также  отражается  по  дебету
   счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 60.
        Суммы НДС,   предъявленные   организации   при   приобретении
   охранной сигнализации,  требующей монтажа,  а также за выполненные
   работы по ее установке на автомобиль,  отражаются по дебету  счета
   19  "Налог  на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в
   корреспонденции с кредитом  счета  60  (Инструкция  по  применению
   Плана счетов) <*>.
        Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных
   средств"  ПБУ  6/01,  утвержденного  Приказом  Минфина  России  от
   30.03.2001 N 26н,  единицей бухгалтерского учета основных  средств
   (ОС)  является  инвентарный  объект,  которым признается объект со
   всеми   приспособлениями   и   принадлежностями   или    отдельный
   конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения
   определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс
   конструктивно  сочлененных предметов,  представляющих собой единое
   целое  и  предназначенный  для  выполнения  определенной   работы.
   Комплекс  конструктивно  сочлененных  предметов  -  это  один  или
   несколько предметов одного или разного назначения,  имеющие  общие
   приспособления и принадлежности,  общее управление, смонтированные
   на одном фундаменте,  в результате чего каждый входящий в комплекс
   предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а
   не самостоятельно.  В случае наличия у одного  объекта  нескольких
   частей,  имеющих разный срок полезного использования, каждая такая
   часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
        Организация для   предотвращение   попытки   угона  легкового
   автомобиля установила на  него  охранную  сигнализацию,  при  этом
   автомобиль  и  устанавливаемая на него охранная сигнализация имеют
   разные   сроки   полезного   использования,    следовательно,    в
   рассматриваемом   случае  охранная  сигнализация  учитывается  как
   самостоятельный  инвентарный  объект  ОС  на  основании п.п.4 -  6
   ПБУ 6/01.
        В соответствии с п.п.7,  8 ПБУ 6/01 объекты ОС принимаются  к
   бухгалтерскому  учету  по  первоначальной  стоимости,  которой при
   приобретении  за  плату  признается   сумма   фактических   затрат
   организации   на   приобретение,  сооружение  и  изготовление,  за
   исключением  НДС  и  иных  возмещаемых  налогов  (кроме   случаев,
   предусмотренных законодательством Российской Федерации).
        В рассматриваемом   случае    фактическими    затратами    на
   приобретение ОС  является  сумма,  уплачиваемая  согласно договору
   поставщику охранной сигнализации (без учета НДС),  а также  сумма,
   уплачиваемая  специализированной  фирме  за  выполнение  работ  по
   установке сигнализации на автомобиль (без учета НДС).
        Сформированная первоначальная стоимость объекта ОС, принятого
   в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается
   с   кредита   счета  08  в  дебет  счета  01  "Основные  средства"
   (Инструкция по применению Плана счетов).
        Согласно  п.18  ПБУ  6/01  объекты  ОС  стоимостью  не  более
   10 000 руб.  за единицу или иного лимита, установленного в учетной
   политике   организации  исходя  из  технологических  особенностей,
   разрешается списывать  на  затраты  на  производство  (расходы  на
   продажу)  по  мере  отпуска их в производство или эксплуатацию.  В
   целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при
   эксплуатации  в  организации  должен  быть  организован надлежащий
   контроль за их движением.
        Данная операция  отражается  в  бухгалтерском учете по дебету
   счетов учета  затрат  на  производство  (расходов  на  продажу)  в
   корреспонденции с кредитом счета 01.
        Для целей  налогообложения  прибыли   согласно   п.1   ст.256
   Налогового   кодекса   РФ   амортизируемым  имуществом  признается
   имущество,  которое находится у организации на праве собственности
   (если  иное  не предусмотрено гл.25 "Налог на прибыль организаций"
   НК РФ), используется ею для извлечения дохода и стоимость которого
   погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом
   признается  имущество  со  сроком  полезного  использования  более
   12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
        Для целей  налогообложения  прибыли  затраты  организации  на
   приобретение  инструментов,  приспособлений,  инвентаря  и другого
   имущества,  не являющегося амортизируемым имуществом,  относятся к
   материальным  расходам.  Стоимость  такого  имущества включается в
   состав материальных расходов в полной сумме по мере  ввода  его  в
   эксплуатацию  (пп.3  п.1  ст.254  НК  РФ)  и относится к косвенным
   расходам (ст.ст.318, 320 НК РФ).

   ******************************************************************
   *   Содержание операций   *Дебет Кредит Сумма,*   Первичный    
                                          руб.     документ    *
   ******************************************************************
                                                  Отгрузочные  
                                                   документы   
                                                  поставщика,  
   Оприходована охранная                         Акт о приеме  
   сигнализация, требующая                       (поступлении) 
   монтажа (5900 - 900)       07    60    5 000*  оборудования  *
   ******************************************************************
   Отражена сумма НДС,                                         
   предъявленная поставщиком                                   
   охранной сигнализации      19    60      900*  Счет-фактура  *
   ******************************************************************
   Произведена оплата                                          
   поставщику охранной                         Выписка банка по
   сигнализации               60    51    5 900*расчетному счету*
   ******************************************************************
   Отражена передача                                           
   охранной сигнализации                        Акт о приемке- 
   специализированной фирме                         передаче   
   для установки на                               оборудования 
   автомобиль                 08    07    5 000*    в монтаж    *
   ******************************************************************
                                                 Акт приемки-  
   Отражена стоимость работ                          сдачи     
   по установке охранной                          выполненных  
   сигнализации (1180 - 180)  08    60    1 000*      работ     *
   ******************************************************************
   Отражена сумма НДС,                                         
   предъявленная                                               
   специализированной фирмой  19    60      180*  Счет-фактура  *
   ******************************************************************
   Произведена оплата                                          
   специализированной фирме                                    
   за выполненные работы по                                    
   установке охранной                          Выписка банка по
   сигнализации               60    51    1 180*расчетному счету*
   ******************************************************************
                                                 Акт о приеме- 
                                               передаче объекта
                                                   основных    
                                                   средств,    
                                                  Инвентарная  
   Охранная сигнализация                        карточка учета 
   принята к учету в составе                   объекта основных
   объекта ОС (5000 + 1000)   01    08    6 000*     средств    *
   ******************************************************************
   Списана стоимость                                           
   охранной сигнализации,     26                 Бухгалтерская 
   введенной в эксплуатацию  (44)   01    6 000*     справка    *
   ******************************************************************
          Бухгалтерская запись в месяце, следующем за месяцем      
                      принятия к учету объекта ОС                  
   ******************************************************************
                                                 Акт о приеме- 
                                               передаче объекта
                                                   основных    
                                                   средств,    
   Приняты к вычету                              Счет-фактура, 
   уплаченные суммы НДС                        Выписка банка по
   *(900 + 180) <*>            68    19  *  1 080*расчетному счету*
   ******************************************************************

        -------------------------------
        <*> Организация имеет  право  принять  к  вычету  суммы  НДС,
   уплаченные  при приобретении оборудования,  требующего монтажа,  а
   также по работам по его монтажу  после  завершения  этих  работ  и
   принятия на учет оборудования в составе ОС с момента, указанного в
   абз.2 п.2 ст.259 НК РФ (пп.1 п.2 ст.171, п.6 ст.171, п.5 ст.172 НК
   РФ; п.44.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог
   на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации,
   утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447),  то
   есть в месяце,  следующем за месяцем,  в  котором  объект  ОС  был
   введен в эксплуатацию.

                                        Консультационно-аналитический
                                        центр по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Корреспонденция счетов:  Организация  является  собственником
   объекта недвижимости с 1997 г.  Как  отразить  в  бухгалтерском  и
   налоговом  учете  расходы  по  регистрации  права собственности на
   данный  объект  недвижимости,  произведенные  в  2004 г.  в  сумме
   3750 руб.?

        Права на   недвижимое   имущество,   возникшие   до   момента
   вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997  N  122-ФЗ  "О
   государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
   с  ним"  (определяемого  в  соответствии  со  ст.33   Федерального
   закона),  признаются  юридически действительными при отсутствии их
   государственной  регистрации.  Государственная  регистрация  таких
   прав  проводится  по желанию их обладателей (п.1 ст.6 Федерального
   закона).
        В рассматриваемой  ситуации  за  государственную  регистрацию
   возникшего до введения в действие  Федерального  закона  права  на
   объект  недвижимого  имущества  взимается плата в размере,  равном
   половине   установленного   субъектом   Российской   Федерации   в
   соответствии   со  ст.11  Федерального  закона  размера  платы  за
   государственную регистрацию права (п.2 ст.6 Федерального закона).
        Для учета   расчетов   с   учреждением   юстиции,  проводящим
   государственную регистрацию прав,  может  использоваться  счет  76
   "Расчеты  с  разными  дебиторами  и  кредиторами"  (Инструкция  по
   применению      Плана      счетов       бухгалтерского       учета
   финансово-хозяйственной   деятельности  организаций,  утвержденная
   Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
        Принадлежащий организации   на   праве  собственности  объект
   недвижимости учитывается в бухгалтерском учете в составе  объектов
   основных   средств   <*>.  В  соответствии  с  п.14  Положения  по
   бухгалтерскому   учету   "Учет   основных   средств"   ПБУ   6/01,
   утвержденного   Приказом  Минфина  России  от  30.03.2001  N  26н,
   стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому
   учету,   не   подлежит  изменению,  кроме  случаев,  установленных
   законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01.  Следовательно,
   в  рассматриваемой  ситуации  увеличить  первоначальную  стоимость
   объекта основных средств,  по которой он принят  к  бухгалтерскому
   учету,    на    стоимость    государственной   регистрации   права
   собственности организация не вправе.
        В такой  ситуации  организация вправе признать данные расходы
   либо расходами по обычным видам деятельности,  либо  операционными
   расходами  в  зависимости  от  характера,  условий осуществления и
   направлений деятельности организации (п.п.4,  5,  11 Положения  по
   бухгалтерскому    учету    "Расходы    организации"   ПБУ   10/99,
   утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
        Для целей  налогообложения прибыли расходы на государственную
   регистрацию права собственности на объект недвижимости относятся к
   прочим  расходам,  связанным  с  производством и (или) реализацией
   (пп.40  п.1  ст.264  Налогового  кодекса  РФ),  которые   подлежат
   признанию  на  дату  их  осуществления  (пп.3  п.7 ст.272 НК РФ) в
   составе косвенных расходов (ст.ст.318, 320 НК РФ).

   ******************************************************************
   *   Содержание операций   *Дебет Кредит Сумма,*   Первичный    
                                          руб.     документ    *
   ******************************************************************
   Перечислена плата за                                        
   государственную                                             
   регистрацию права                                           
   собственности на объект                     Выписка банка по
   недвижимости               76    51    3 750*расчетному счету*
   ******************************************************************
                                                Свидетельство о
                                                государственной
   Произведена                25                  регистрации  
   государственная           (26,                    права     
   регистрация права          20,                собственности 
   собственности на объект    44,                  на объект   
   недвижимости              91-2)*  76    3 750  недвижимости  *
   ******************************************************************

        -------------------------------
        <*> В налоговом учете данный объект также включается в состав
   объектов  основных  средств  (п.1  ст.256,  п.1  ст.257 Налогового
   кодекса  РФ),  так  как  по  основным   средствам,   введенным   в
   эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31.01.1998,  положения
   п.8  ст.258  НК  РФ  в  части  обязательности  выполнения  условия
   документального   подтверждения   факта   подачи   документов   на
   регистрацию не  применяются  (п.7  ст.10  Федерального  закона  от
   06.08.2001 N 110-ФЗ).

                                        Консультационно-аналитический
                                        центр по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Корреспонденция счетов:     На    балансе    производственной
   организации находится библиотека технической литературы.  Принятие
   к  учету  книг  производилось  по  правилам  бухгалтерского учета,
   действовавшим на дату поступления книг,  в соответствии с которыми
   до  01.01.2001  на  сумму  стоимости  книг,  принимаемых к учету в
   составе  основных   средств,   увеличивался   добавочный   капитал
   организации.   По  итогам  инвентаризации  библиотечного  фонда  в
   декабре  2003 г.  часть  книг,  признанных   ветхими,   стоимостью
   3000 руб. списана. В январе 2004 г. приобретена книга (технический
   справочник), стоимостью 2123 руб. (в том числе НДС 193 руб.).
        Как отражаются в учете указанные операции?

        До 01.01.2001   порядок   организации   бухгалтерского  учета
   библиотечного фонда определялся Положением по бухгалтерскому учету
   "Учет  основных  средств" ПБУ 6/97,  утвержденным Приказом Минфина
   России  от  03.09.1997  N  65н,  и  Методическими  указаниями   по
   бухгалтерскому  учету  основных  средств,  утвержденными  Приказом
   Минфина России от 20.07.1998 N 33н.  В соответствии с п.36  данных
   Методических  указаний затраты,  связанные с приобретением изданий
   (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве
   продукции,   выполнении  работ,  оказании  услуг,  для  управления
   организации, отражались по кредиту счетов учета денежных средств в
   корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов.
        При принятии указанных экземпляров изданий  к  бухгалтерскому
   учету   на  сумму  произведенных  затрат  увеличивалась  стоимость
   библиотечного фонда,  учитываемого в составе основных средств, что
   отражалось  записью  по дебету счета "Основные средства" и кредиту
   счета учета добавочного капитала.
        В соответствии  с п.4.1 ПБУ 6/97 и п.48 Методических указаний
   амортизация по библиотечному фонду не начислялась,  следовательно,
   остатки  на  счетах  "Основные  средства"  и  "Добавочный капитал"
   отражали  первоначальную   стоимость   приобретенных   экземпляров
   изданий,  в  которой  они  были приняты к учету согласно п.3.1 ПБУ
   6/97.
        В 2003 г. списание ветхих книг (приобретенных до 01.01.2001),
   пришедших в негодность и не подлежащих реставрации,  т.е. в случае
   физического  износа,  а  также  в  случае  их  морального  износа,
   производятся на основании п.29 Положения по  бухгалтерскому  учету
   "Учет  основных средств" ПБУ 6/01,  утвержденного Приказом Минфина
   России от 30.03.2001 N  26н,  вступившего  в  силу  с  01.01.2001.
   Оценка  состояния  книг  и определение книг,  подлежащих списанию,
   производится инвентаризационной комиссией. Согласно п.27 Положения
   по  ведению  бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности в
   Российской Федерации,  утвержденного Приказом  Минфина  России  от
   29.07.1998   N   34н,  проведение  инвентаризации  обязательно,  в
   частности,  перед составлением  годовой  бухгалтерской  отчетности
   (кроме  имущества,  инвентаризация которого проводилась не ранее 1
   октября  отчетного  года).  Инвентаризация   библиотечных   фондов
   проводится не реже одного раза в пять лет.
        Согласно п.31 ПБУ 6/01 расходы от списания объектов  основных
   средств  с  бухгалтерского  учета  подлежат  отражению  в качестве
   операционных расходов. Вместе с тем, как сказано выше, организация
   признала  расходы  на приобретение книг для библиотеки ранее,  при
   передаче их в эксплуатацию,  следовательно,  указанные расходы при
   фактическом   списании  книг  повторно  бухгалтерскую  прибыль  не
   формируют <*>.  В связи с этим считаем,  что по книгам, принятым к
   учету в ранее действовавшем порядке (с одновременным формированием
   добавочного капитала),  выбытие с бухгалтерского учета может  быть
   отражено записью по дебету счета 83 "Добавочный капитал" и кредиту
   счета 01 "Основные средства"  (План  счетов  бухгалтерского  учета
   финансово-хозяйственной   деятельности  организаций,  утвержденный
   Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
        Приобретение книг в 2004 г.  отражается в бухгалтерском учете
   в  соответствии   с   правилами,   установленными   ПБУ   6/01   и
   Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств,
   утвержденными Приказом Минфина  России  от  13.10.2003  N  91н.  В
   соответствии с  п.18  ПБУ  6/01  приобретенные  книги,  брошюры  и
   подобные издания разрешается списывать на затраты на  производство
   (расходы  на  продажу)  по  мере  отпуска  их  в  производство или
   эксплуатацию.  В целях обеспечения  сохранности  этих  объектов  в
   организации должен быть организован контроль за их движением.
        Следовательно, в   2004    г.    приобретение    организацией
   справочника  отражается  в  бухгалтерском учете по дебету счета 08
   "Вложения во внеоборотные активы"  в  корреспонденции  с  кредитом
   счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".  НДС, уплаченный
   при приобретении справочника, отражается по дебету счета 19 "Налог
   на  добавленную  стоимость  по  приобретенным ценностям" и кредиту
   счета учета расчетов с продавцом.  После  присвоения  инвентарного
   номера, маркировки   каждого   документа   (книги)   на  основании
   соответствующего акта о приеме документов в  библиотеку  документы
   библиотечного   фонда  принимаются  к  учету  в  составе  основных
   средств,  что отражается по дебету счета 01 и  кредиту  счета  08.
   Списание   стоимости   данных   основных  средств  на  затраты  на
   производство,  производимое в момент передачи их в эксплуатацию  в
   соответствии с п.18 ПБУ 6/01, отражается в данном случае по дебету
   счета учета затрат, например счета 26 "Общехозяйственные расходы",
   и кредиту счета 01.
        НДС, уплаченный при приобретении основных  средств,  подлежит
   налоговому вычету в порядке,  предусмотренном пп.1 п.2 ст.171, п.1
   ст.172 Налогового кодекса РФ.

   ******************************************************************
   *   Содержание операций   *Дебет Кредит Сумма,*   Первичный    
                                          руб.     документ    *
   ******************************************************************
          Бухгалтерские записи по учету списания ветхих книг       
   *                     в декабре 2003 г. <**>                     *
   ******************************************************************
                                                      Акт      
                                                инвентаризации 
                                                 библиотечного 
                                                     фонда,    
   Отражено выбытие ветхих                      Акт о списании 
   книг, приобретенных до                           объекта    
   01.01.2001                 83    01    3 000*основных средств*
   ******************************************************************
   Бухгалтерские записи в январе 2004 г. по учету приобретения книг
   ******************************************************************
   Отражено приобретение                          Отгрузочные  
   книги у продавца                                документы   
   (2123 - 193)               08    60    1 930*   поставщика   *
   ******************************************************************
   Отражен НДС по                                              
   приобретенной книге        19    60      193*  Счет-фактура  *
   ******************************************************************
   Произведена оплата                          Выписка банка по
   продавцу за книгу          60    51    2 123*расчетному счету*
   ******************************************************************
   Принята к учету в состав                      Акт о приеме- 
   основных средств                            передаче объекта
   приобретенная книга        01    08    1 930*основных средств*
   ******************************************************************
                                                 Счет-фактура, 
   Отражен налоговый вычет                     Выписка банка по
   по НДС                     68    19      193*расчетному счету*
   ******************************************************************
                                                 Акт о приеме- 
   Стоимость книги списана в                   передаче объекта
   общехозяйственные расходы  26    01    1 930*основных средств*
   ******************************************************************

        -------------------------------
        <*> Расходами организации признается уменьшение экономических
   выгод  в  результате  выбытия  активов  (денежных  средств,  иного
   имущества)   и  (или)  возникновения  обязательств,  приводящее  к
   уменьшению капитала этой организации,  за  исключением  уменьшения
   вкладов  по  решению  участников  (собственников  имущества)  (п.2
   Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99,
   утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
        <**> Согласно   п.6   Положения   по   бухгалтерскому   учету
   "Бухгалтерская  отчетность организации" (ПБУ 4/99),  утвержденного
   Приказом  Минфина  России  от  06.07.1999  N  43н,   бухгалтерская
   отчетность  должна  давать  достоверное  и  полное представление о
   финансовом  положении  организации,  финансовых   результатах   ее
   деятельности   и   изменениях   в   ее   финансовом  положении.  В
   рассматриваемой ситуации организация может указать в пояснениях  к
   бухгалтерской  отчетности  (в  пояснительной записке согласно п.28
   ПБУ  4/99)  величину  библиотечного  фонда,  учтенного  в  составе
   основных  средств  по  действовавшим ранее правилам бухгалтерского
   учета,   и   соответствующую   величину   сформированного    ранее
   добавочного капитала.

                                        Консультационно-аналитический
                                        центр по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Корреспонденция счетов:   Организация   является   участником
   договора   о   совместной    деятельности    (договора    простого
   товарищества),  не ведущим общие дела.  В результате распределения
   убытков от совместной деятельности,  полученных за I квартал  2004
   г.,  сумма убытка, подлежащая покрытию организацией, составляет 50
   000  руб.  Денежные  средства  на  покрытие  убытка  перечисляются
   товарищу,   ведущему   общие  дела,  с  расчетного  счета  филиала
   организации,  выделенного  на  отдельный  баланс.   Как   отразить
   указанные операции в учете организации?

        Правоотношения сторон   по   договору  простого  товарищества
   регулируются гл.55 Гражданского кодекса РФ.
        По договору  простого  товарищества  (договору  о  совместной
   деятельности)  двое  или  несколько  лиц   (товарищей)   обязуются
   объединить  свои  вклады  и  совместно действовать без образования
   юридического лица для извлечения прибыли или  достижения  иной  не
   противоречащей закону цели (ст.1041 ГК РФ).
        Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве
   собственности,  а  также  произведенная  в  результате  совместной
   деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды  и
   доходы  признаются  их общей долевой собственностью,  если иное не
   установлено законом или договором простого  товарищества  либо  не
   вытекает из существа обязательств (п.1 ст.1043 ГК РФ).
        Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может
   быть  поручено  ими  одному  из  участвующих  в  договоре простого
   товарищества юридических лиц (п.2 ст.1043 ГК РФ).
        Порядок покрытия  расходов и убытков,  связанных с совместной
   деятельностью  товарищей,   определяется   их   соглашением.   При
   отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки
   пропорционально стоимости его вклада в общее дело (ст.1046 ГК РФ).
        С 01.01.2004  в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих
   организаций  отражение  хозяйственных  операций   по   заключенным
   договорам  о  совместной  деятельности  производится  по правилам,
   установленным Положением по бухгалтерскому  учету  "Информация  об
   участии   в   совместной  деятельности"  ПБУ  20/03,  утвержденным
   Приказом Минфина России от 24.11.2003 N  105н  (п.п.1,  4,  5  ПБУ
   20/03).
        При этом организация-товарищ руководствуется п.п.13 - 16  ПБУ
   20/03,  а  товарищ,  ведущий общие дела в соответствии с договором
   простого товарищества, руководствуется п.п.17 - 21 ПБУ 20/03 (п.12
   ПБУ 20/03).
        Согласно п.п.14  ПБУ  20/03  при   формировании   финансового
   результата    каждая   организация-товарищ   включает   в   состав
   операционных доходов или расходов прибыль или убытки по совместной
   деятельности,   подлежащие   получению  или  распределенные  между
   товарищами.
        Бухгалтерская отчетность               организацией-товарищем
   представляется в  установленном  для  юридических  лиц  порядке  с
   учетом финансовых результатов, полученных по договору о совместной
   деятельности.  В  отчете  о  прибылях  и   убытках   причитающиеся
   организации-товарищу   по   итогам   раздела  прибыль  или  убыток
   включаются в состав операционных доходов или операционных расходов
   при формировании финансового результата (п.16 ПБУ 20/03).
        Пунктом 20 ПБУ 20/03 определено,  что товарищ,  ведущий общие
   дела,  составляет  и представляет участникам договора о совместной
   деятельности  в  порядке   и   сроки,   установленные   договором,
   информацию,  необходимую им для формирования отчетной, налоговой и
   иной документации. При этом представление товарищем, ведущим общие
   дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей,
   осуществляется в сроки,  определенные  договором,  но  не  позднее
   сроков,  установленных  Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ
   "О бухгалтерском учете".
        Согласно Плану        счетов       бухгалтерского       учета
   финансово-хозяйственной деятельности организаций и  Инструкции  по
   его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000
   N 94н,  расчеты  по  прибыли,  убыткам  и  другим  результатам  по
   договору  простого товарищества учитываются на счете 76 "Расчеты с
   разными  дебиторами  и  кредиторами",  субсчет  76-3  "Расчеты  по
   причитающимся дивидендам и другим доходам".
        На сумму  полученного  от  совместной  деятельности   убытка,
   причитающегося к погашению организацией-товарищем, в бухгалтерском
   учете производится запись по кредиту счета  76,  субсчет  76-3,  и
   дебету  счета  91 "Прочие доходы и расходы",  субсчет 91-2 "Прочие
   расходы".
        В рассматриваемой  ситуации  денежные  средства  на погашение
   убытка по договору простого товарищества перечислены с  расчетного
   счета выделенного  на  отдельный  баланс филиала организации.  Для
   обобщения информации о всех видах текущих  расчетов  с  филиалами,
   выделенными   на  отдельные  балансы  (внутрибалансовые  расчеты),
   Инструкцией  по  применению  Плана  счетов  предназначен  счет  79
   "Внутрихозяйственные  расчеты",  субсчет  79-2 "Расчеты по текущим
   операциям".
        Таким образом,   при   перечислении   денежных   средств  для
   погашения убытка, полученного от деятельности по договору простого
   товарищества,  с  расчетного  счета филиала задолженность со счета
   76,  субсчет 76-3,  списывается в корреспонденции с кредитом счета
   79, субсчет 79-2.
        Для целей  налогообложения  прибыли  убытки  товарищества  не
   распределяются  между его участниками и при налогообложении ими не
   учитываются (п.4  ст.278  гл.25  "Налог  на  прибыль  организаций"
   Налогового кодекса РФ).
        Не учитываемая для целей налогообложения прибыли сумма убытка
   от  совместной  деятельности,  включенная  в бухгалтерском учете в
   состав операционных расходов,  на основании п.п.4,  7 Положения по
   бухгалтерскому  учету  "Учет  расчетов  по  налогу на прибыль" ПБУ
   18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н,
   признается   постоянной   разницей,   приводящей  к  возникновению
   постоянного налогового обязательства - суммы,  увеличивающей сумму
   налога на прибыль текущего отчетного периода.
        Постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском
   учете  согласно  Инструкции  по  применению Плана счетов по дебету
   счета  99  "Прибыли  и  убытки"  (субсчет  "Постоянные   налоговые
   обязательства  (активы)") и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и
   сборам".  В рассматриваемой ситуации сумма возникшего  постоянного
   налогового  обязательства  составляет 12 000 руб.  (50 000 руб.  х
   24%).

   ******************************************************************
   *   Содержание операций   *Дебет Кредит Сумма,*   Первичный    
                                          руб.     документ    *
   ******************************************************************
                                               Договор простого
                                                 товарищества, 
   Отражена сумма убытка от                       Уведомление  
   совместной деятельности,                        участника,  
   подлежащего погашению                        ведущего общие 
   организацией-товарищем    91-2  76-3  50 000*      дела      *
   ******************************************************************
   Отражено возникновение                                      
   постоянного налогового                                      
   обязательства с суммы                                       
   убытка, включенной в                                        
   состав операционных                                         
   расходов                                      Бухгалтерская 
   (50 000 х 24%)             99    68   12 000* справка-расчет *
   ******************************************************************
   Денежные средства в счет                                    
   погашения убытка от                                         
   совместной деятельности                                     
   перечислены с расчетного                                    
   счета филиала,                                              
   выделенного на отдельный                                    
   баланс                    76-3  79-2  50 000*      Авизо     *
   ******************************************************************

                                        Консультационно-аналитический
                                        центр по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению

=====================================================================

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное