Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Ноябрь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Автор
Статистика
6.200 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Схемы корреспонденций Корреспонденция счетов: Организация приобрела отдельные комплектующие для сборки из них компьютера за 30 000 руб., в том числе НДС 5000 руб. Сборка и наладка компьютера произведены специализированной организацией, стоимость услуг которой составила 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб. Срок полезного использования компьютера (в целях как бухгалтерского, так и налогового учета) установлен 4 года, амортизация начисляется линейным способом. Компьютер используется в управленческих целях. Как отразить указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете? Приобретенные отдельные комплектующие для сборки компьютера принимаются к учету в качестве материально - производственных запасов по фактической себестоимости, которой в данном случае признается сумма, уплаченная их продавцу (без НДС) (п.п.2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н). В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенные комплектующие принимаются к учету на счет 10 "Материалы", субсчет 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия". Передача комплектующих для сборки компьютера специализированной сторонней организации отражается по кредиту счета 10, субсчет 10-2, и дебету счета 10, субсчет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". Собранный из отдельных комплектующих компьютер, предназначенный для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев, в управленческих целях, принимается к учету в состав основных средств организации (п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Согласно п.6 ПБУ 6/01 компьютер (в случае, если его составляющие имеют одинаковый срок полезного использования) принимается к учету как один инвентарный объект. На основании п.п.7, 8 ПБУ 6/01 собранный компьютер принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в данном случае определяется как общая стоимость входящих в его состав комплектующих (без НДС), а также сумма затрат по его сборке и наладке (без НДС). В соответствии с Планом счетов затраты организации, связанные с приобретением и созданием объектов основных средств, отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". По дебету счета 08 в данном случае отражается стоимость использованных для сборки комплектующих в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-7, а также выполненных работ по сборке и наладке компьютера в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Стоимость собранного и принятого в эксплуатацию компьютера отражается по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08. Сумму НДС, уплаченную продавцу комплектующих, а также специализированной организации за выполненные работы по сборке и наладке компьютера, организация имеет право принять к вычету в полном объеме после принятия компьютера на учет в состав основных средств (пп.1 п.2 ст.171, п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ) <*>. В целях налогообложения прибыли собранный компьютер относится к основным средствам, то есть к амортизируемому имуществу (п.1 ст.256, п.1 ст.257 НК РФ). Порядок определения первоначальной стоимость амортизируемого основного средства для целей налогообложения прибыли установлен п.1 ст.257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. Таким образом, в данном случае первоначальные стоимости компьютера в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. В целях бухгалтерского учета срок полезного использования объекта основных средств может определяться в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1. В целях налогообложения прибыли срок полезного использования амортизируемого основного средства устанавливается только в соответствии с этой Классификацией. Согласно указанной Классификации электронно - вычислительная техника (код ОКОФ 14 3020000) (компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных) относится к III амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). Таким образом, организация в целях бухгалтерского и налогового учета может установить срок полезного использования 4 года. Стоимость принятого в эксплуатацию компьютера в бухгалтерском учете погашается путем начисления амортизации в порядке, установленном разд.III ПБУ 6/01, в данном случае - линейным способом. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в таком случае составляет 625 руб. (30 000 / 4 года / 12 мес.) (определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п.19 ПБУ 6/01)). В бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации отражается по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу), в данном случае - со счетом 26 "Общехозяйственные расходы". При применении в налоговом учете линейного метода начисления амортизации по компьютеру ежемесячная норма амортизации по нему определяется в соответствии с п.4 ст.259 НК РФ и составит 2,08333% (1 / 48 мес. х 100%), а ежемесячная сумма амортизационных отчислений в налоговом учете будет, как и в бухгалтерском, равна 625 руб. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Отражена стоимость комплектующих, приобретенных для сборки Накладная, компьютера 10-2 60 25 000* Приходный ордер* ****************************************************************** Отражена сумма НДС по приобретенным комплектующим 19 60 5 000* Счет-фактура * ****************************************************************** Произведена оплата продавцу за приобретенные Выписка банка по комплектующие 60 51 30 000*расчетному счету* ****************************************************************** Отражена передача комплектующих для сборки Накладная на компьютера отпуск специализированной материалов на организации 10-7 10-2 25 000* сторону * ****************************************************************** Акт приемки- Отражена стоимость работ сдачи по сборке и наладке выполненных компьютера 08 60 5 000* работ * ****************************************************************** Отражена сумма НДС по выполненным работам 19 60 1 000* Счет-фактура * ****************************************************************** Списана стоимость комплектующих, Отчет об использованных для сборки использовании компьютера 08 10-7 25 000* комплектующих * ****************************************************************** Произведена оплата за выполненные работы по сборке и наладке Выписка банка по компьютера 60 51 6 000*расчетному счету* ****************************************************************** Собранный компьютер принят к учету в состав Акты приемки- основных средств передачи (25 000 + 5000) 01 08 30 000*основных средств* ****************************************************************** Принята к вычету сумма НДС по оприходованным и оплаченным комплектующим, использованным для сборки компьютера, а также по Счет-фактура, выполненным работам по Акт приемки- *его сборке <*> и наладке передачи * (5000 + 1000) 68 19 6 000*основных средств* ****************************************************************** С месяца, следующего за месяцем ввода компьютера в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости либо списания с баланса ****************************************************************** Начислена амортизация по компьютеру Бухгалтерская (30 000 / 4 / 12) 26 02 625* справка-расчет * ****************************************************************** ------------------------------- <*> Согласно п.6 ст.171 и п.5 ст.172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при сборке (монтаже) основных средств, принимаются к вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз.2 п.2 ст.259 НК РФ, то есть с момента начала начисления амортизации по принятому на налоговый учет основному средству. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, деятельность, связанная с производством (в том числе сборкой из комплектующих) электронно - вычислительных машин (код 302), относится к разд.D "Продукция и услуги обрабатывающей промышленности" (а не к разд.F "Строительство"). Следовательно, результатом сборки компьютера является готовая продукция, а не завершенный капитальным строительством объект. Таким образом, считаем, что порядок принятия к вычету НДС, приведенный в п.5 ст.172 НК РФ, в данном случае применяться не должен. Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Корреспонденция счетов: Организация, осуществляющая торговлю дорогостоящей мебелью, заключает с производителем мебели договор аренды на несколько комплектов мебели, которые использует в качестве образцов. Договорная стоимость арендуемой мебели составляет 480 000 руб., сумма ежемесячной арендной платы составляет 600 руб., в том числе НДС 100 руб. В целях исчисления налога на прибыль доходы и расходы определяются по методу начисления. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст.606 Гражданского кодекса РФ). В аренду могут быть переданы любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст.607 ГК РФ), в данном случае мебель, используемая организацией в качестве образцов. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предоставленная поставщиком мебель по договору аренды принимается на забалансовый учет, например на забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства". Арендованное имущество учитывается на данном счете в оценке, указанной в договорах на аренду. В данном случае организация использует арендованное имущество в качестве образцов продаваемого товара. Таким образом, расходы организации по оплате аренды данного имущества, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве рекламных расходов. Для организации рекламные расходы являются расходами по обычным видам деятельности (п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В данном случае согласно п.16 ПБУ 10/99 рекламные расходы в виде арендной платы признаются в учете на последнее число текущего месяца. В бухгалтерском учете задолженность арендодателю по оплате аренды мебели отражается в соответствии с Планом счетов по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счета 44 "Расходы на продажу". Для целей исчисления налога на прибыль расходы на аренду мебели, используемой в данном случае в качестве образцов продаваемого товара, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве рекламных расходов как расходы на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов и учитывать в полном размере в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.28 п.1 и п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ). Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная арендодателю, отражается одновременно с признанием расходов по аренде мебели по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Указанная сумма НДС может быть принята к вычету на основании пп.1 п.2 ст.171 НК РФ в порядке, предусмотренном п.1 ст.172 НК РФ. В бухгалтерском учете принятие к вычету НДС отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Договор аренды, Принята на забалансовый Акт приемки- учет мебель, используемая передачи в качестве образцов 001 * 480 000 мебели в аренду* ****************************************************************** Ежемесячно в течение срока договора аренды ****************************************************************** Начислена арендная плата Договор аренды, за текущий месяц 20 60 500* Счет за аренду * ****************************************************************** Отражен НДС по арендной плате 19 60 100* Счет-фактура * ****************************************************************** Начислен налог на рекламу Бухгалтерская *(500 х 5%) <*> 91-2 68 25 справка-расчет * ****************************************************************** Перечислена плата Выписка банка по арендодателю 60 51 600*расчетному счету* ****************************************************************** Принят к вычету НДС по Выписка банка по арендной плате 68 19 100*расчетному счету* ****************************************************************** ------------------------------- <*> Согласно пп."з" п.1 и п.4 ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" юридические лица, рекламирующие свои товары, уплачивают налог на рекламу по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе, в порядке, установленном решениями районных и городских представительных органов власти. В соответствии с п.5 ст.21 вышеназванного Закона сумма налога относится на финансовые результаты деятельности организаций. В бухгалтерском учете суммы начисленного налога на рекламу согласно п.76 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, отражаются в составе прочих операционных расходов. Для целей налогообложения прибыли начисленная сумма налога на рекламу на основании пп.1 п.1 ст.264 НК РФ относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые включаются в косвенные расходы (п.1 ст.320 НК РФ). Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Корреспонденция счетов: Производственная организация, определяющая доходы и расходы в целях налогообложения прибыли кассовым методом, произвела в сентябре собственными силами ремонт объекта основных средств. Затраты организации на выполнение ремонта составили 7440 руб., в том числе: стоимость материалов - 2000 руб.; заработная плата работников, выполнявших ремонт, - 4000 руб.; ЕСН и страховые взносы с указанной заработной платы - 1440 руб. Использованные при выполнении ремонта материалы оплачены поставщику в августе, заработная плата за сентябрь выплачена работникам в октябре, ЕСН и страховые взносы с этой заработной платы уплачены также в октябре. Как отразить произведенные организацией расходы в бухгалтерском и налоговом учете? В целях бухгалтерского учета расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. При этом в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, а также п.30 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, расходы по неравномерно производимому в течение года ремонту основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв) учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". В рассматриваемой ситуации по дебету счета 97 отражаются: стоимость использованных при выполнении ремонта материалов (в корреспонденции со счетом 10 "Материалы"), сумма заработной платы, начисленная выполнявшим ремонт работникам (в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"), ЕСН и страховые взносы, начисленные с указанной заработной платы (в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"). Учтенные на счете 97 расходы на проведение ремонта основных средств списываются согласно п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в порядке, закрепленном в учетной политике организации (например, равными долями), в данном случае в течение периода, установленного руководителем организации (например, до конца отчетного года). При этом в бухгалтерском учете производятся записи по кредиту счета 97 и дебету счета учета затрат (например, счета 20 "Основное производство"). В целях налогообложения прибыли расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии являются расходами, связанными с производством и реализацией (пп.2 п.1 ст.253 Налогового кодекса РФ). В соответствии с п.1 ст.260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы кассовым методом, расходами признаются затраты после их фактической оплаты с учетом особенностей, установленных п.3 ст.273 НК РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе признать в составе расходов в налоговом учете в сентябре только стоимость использованных при проведении ремонта материалов, поскольку они оплачены поставщику (пп.1 п.3 ст.273 НК РФ). Расходы на оплату труда, а также ЕСН и страховые взносы признаются расходами в налоговом учете в октябре после фактической выплаты заработной платы работникам и уплаты в соответствующие бюджеты ЕСН и страховых взносов в размере их фактической уплаты (пп.1, 3 п.3 ст.273 НК РФ). Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств установлен ст.324 НК РФ, согласно п.1 которой в аналитическом налоговом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Бухгалтерские записи в сентябре ****************************************************************** Отражена стоимость использованных при выполнении ремонта Требование- объекта ОС материалов 97 10 2 000* накладная * ****************************************************************** Начислена заработная плата работникам, Расчетно- выполнявшим ремонт платежная объекта ОС 97 70 4 000* ведомость * ****************************************************************** Начислены ЕСН и страховые взносы с заработной платы работников, выполнявших Бухгалтерская ремонт объекта ОС 97 69 1 440* справка-расчет * ****************************************************************** Ежемесячно начиная с сентября до конца отчетного года ****************************************************************** Отражено списание стоимости ремонта на затраты основного производства Бухгалтерская (7440 / 4) 20 97 1 860* справка-расчет * ****************************************************************** Бухгалтерские записи в октябре ****************************************************************** Удержан налог на доходы физических лиц Налоговая *(4000 х 13%) <*> 70 68 520 карточка * ****************************************************************** Уплачен в бюджет налог на Выписка банка по доходы физических лиц 68 51 520*расчетному счету* ****************************************************************** Уплачены ЕСН и страховые Выписка банка по взносы 69 51 1 440*расчетному счету* ****************************************************************** Расчетно- Выплачена заработная платежная плата работникам 70 50 3 480* ведомость * ****************************************************************** ------------------------------- <*> Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации облагается налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл.23 НК РФ. Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Корреспонденция счетов: Автокомбинат содержит на балансе медпункт. Медицинскими работниками, исполняющими обязанности по трудовым договорам, ежедневно проводятся обязательные контрольные медосмотры водителей, заступающих в рейс. Расходы на содержание медпункта включают в себя расходы на оплату труда медработников, суммы ЕСН, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, взносов на обязательное пенсионное страхование, расходы на медицинские материалы, амортизацию медицинского оборудования, а также часть накладных расходов предприятия. Общая сумма расходов медпункта за сентябрь составила 45 000 руб. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли определяются методом начисления. Как отразить в учете произведенные расходы на содержание медпункта? Требования к организации в части медицинского обеспечения безопасности дорожного движения определены в ст.ст.20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и заключаются в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств и т.п. Деятельность медпункта не связана напрямую с перевозками (оказанием транспортных услуг), однако проведение медосмотров водителей является обязательным условием осуществления деятельности автокомбината. Следовательно, расходы по содержанию медпункта являются неотъемлемой частью производственной деятельности организации и должны отражаться в составе расходов по обычным видам деятельности, т.е. включаться в себестоимость продаж (п.5 Положения по бухгалтерском учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Затраты подразделений, деятельность которых не связана напрямую с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, могут аккумулироваться на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) <*>. В таком случае по дебету счета 29 отражаются прямые расходы, связанные с содержанием медпункта, в корреспонденции в данном случае со счетами: 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 26 "Общехозяйственные расходы", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. Согласно Инструкции по применению Плана счетов суммы фактической себестоимости выполненных работ (оказанных услуг) обслуживающих производств и хозяйств списываются со счета 29 в дебет счета 20 "Основное производство". Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. В данном случае при использовании для учета затрат медпункта счета 29 все затраты, собранные за месяц на этом счете, списываются полностью в дебет счета 20. Для целей гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ расходы на содержание медпункта для проведения обязательных, обусловленных производственной деятельностью медосмотров, в том числе предрейсовых медосмотров работников организации, на основании п.1 ст.252 НК РФ учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как обоснованные и документально подтвержденные. При этом заработная плата медперсонала отражается в составе расходов на оплату труда (пп.2 п.2 ст.253 НК РФ, ст.255 НК РФ); расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отражаются в составе прочих расходов (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ); расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в данном случае для оказания медицинских услуг, расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом, включаются в материальные расходы организации (пп.2 и 3 п.1 ст.254 НК РФ); амортизация имущества, признаваемого амортизируемым в соответствии со ст.256 НК РФ, начисленная одним из методов, указанных в ст.259 НК РФ, учитывается при налогообложении прибыли организации в соответствии с пп.3 п.2 ст.253 НК РФ. Поскольку вышеуказанные расходы на содержание медпункта не связаны напрямую с оказанием организацией транспортных услуг, эти расходы признаются косвенными (п.1 ст.318 НК РФ) и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п.2 ст.318 НК РФ). ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Бухгалтерские записи в сентябре 2002 г. ****************************************************************** Расчетно- 02, платежная 10, ведомость, 26, Требование- 69, накладная, 70, Бухгалтерская Отражены затраты на 76 справка-расчет содержание медпункта 29 и др. 45 000* и другие * ****************************************************************** Списаны фактические расходы на содержание Бухгалтерская медпункта за сентябрь 20 29 45 000* справка-расчет * ****************************************************************** ------------------------------- <*> Если для учета расходов подразделения, деятельность которого напрямую не связана с производственной деятельностью организации, не используется счет 29, то такие расходы можно обособленно учитывать на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" или 25 "Общепроизводственные расходы". Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Корреспонденция счетов: При строительстве объекта строительная подрядная организация использует вахтовый метод производства работ. В сентябре работник вахтовым методом отработал 21 день (168 ч). Оплата труда работника производится по часовой тарифной ставке, которая составляет 40 руб. в час. В соответствии с коллективным договором при вахтовом методе работ работникам выплачиваются надбавки к заработной плате взамен суточных в пределах норм. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом, установлены ст.ст.297 - 302 гл.47 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а также Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 "Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ" в части, не противоречащей ТК РФ. В соответствии со ст.302 ТК РФ работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время при выплате надбавок к заработной плате взамен суточных следует руководствоваться Нормами и порядком возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации, установленными Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51. Так, согласно п.3 вышеуказанных Норм при выполнении работ вахтовым методом независимо от районов страны работникам строительно - монтажных и приравненных к ним организаций за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты выплачивается надбавка к заработной плате взамен суточных в размере 75% месячной тарифной ставки, должностного оклада, но не более установленной нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации. Напомним, что оплата суточных за каждый день нахождения в командировке производится в размере 100 руб. (Приказ Минфина России от 06.07.2001 N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации"). На основании п.п.5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, надбавка к заработной плате работника при работе вахтовым методом взамен суточных в качестве расходов по оплате труда является расходом по обычным видам деятельности. Расходы по обычным видам деятельности включаются организацией при формировании финансового результата в себестоимость выполненных работ (п.9 ПБУ 10/99). Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам) Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Надбавка к заработной плате, причитающаяся работнику при вахтовом методе работы, отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, в данном случае по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". В рассматриваемом случае работнику при вахтовом методе работы оплата труда производится по часовой тарифной ставке, следовательно, для исчисления суммы надбавки к заработной плате нужно рассчитать месячную тарифную ставку. Согласно п.5.6 Основных положений о вахтовом методе организации работ (Приложение N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82) месячная тарифная ставка определяется путем умножения часовой ставки на количество рабочих часов по календарю данного месяца. На сентябрь 2002 г. приходится 168 рабочих часов (при 40-часовой рабочей недели). Таким образом, месячная тарифная ставка составит 6720 руб. (40 руб/ч х 168 ч), а сумма надбавки к заработной плате соответственно составит 5040 руб. (6720 руб. x 75% / 100%). Максимальная сумма надбавки за месяц, рассчитанная исходя из нормы суточных, составит 2100 руб. (21 дн. x 100 руб.). Сумма надбавки (5040 руб.), исчисленная исходя из месячной тарифной ставки, превышает сумму максимальной надбавки (2100 руб.). Следовательно, работнику выплачивается надбавка к заработной плате в размере 2100 руб. В соответствии с п.3 ст.217, пп.2 п.1 ст.238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и единым социальным налогом (ЕСН) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Согласно ст.164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Таким образом, надбавки, выплачиваемые взамен суточных, в пределах норм, установленных Постановлением Минтруда России N 51, работникам, привлекаемым при вахтовом методе организации работ, являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением трудовых обязанностей, и не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Начислена надбавка к Расчетно- заработной плате платежная *взамен суточных <*> 20 70 2 100 ведомость * ****************************************************************** Выплачена работнику Расчетно- надбавка к заработной платежная плате взамен суточных 70 50 2 100* ведомость * ****************************************************************** ------------------------------- <*> В приведенной таблице отражения в учете хозяйственных операций не рассматриваются операции по начислению работнику заработной платы, а также по начислению с нее налогов. Для целей налогообложения прибыли на основании ст.255 НК РФ надбавка к заработной плате при вахтовом методе работы относится к расходам на оплату труда. Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Корреспонденция счетов: 22 июля 2002 г. организация предоставила учредителю - физическому лицу, не являющемуся работником организации, беспроцентный заем наличными денежными средствами в рублях в сумме, эквивалентной 8000 евро. Заем предоставлен сроком на один месяц. В установленный договором срок (22.08.2002) заемщик погасил свои обязательства в полном объеме. Курс евро по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ, составляет: на дату предоставления займа - 32,0598 руб. за евро; на дату возврата займа - 31,0557 руб. за евро. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли определяются по методу начисления. Правоотношения сторон по договору займа регулируются параграфом 1 "Заем" гл.42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п.1 ст.807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа между организацией и учредителем - физическим лицом должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы займа (п.1 ст.808 ГК РФ). Для обобщения информации о предоставленных организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) займах Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 58 "Финансовые вложения", субсчет 58-3 "Предоставленные займы". Предоставление займа отражается по кредиту счета 58 "Финансовые вложения", субсчет 58-3 "Предоставленные займы", в корреспонденции в данном случае со счетом 50 "Касса", субсчет 50-1 "Касса организации". При осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты, у организации могут возникать суммовые разницы. Согласно п.79 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженностей по выданным займам, отражаются в составе внереализационных доходов или расходов. Поскольку в данном случае возврат займа организации осуществляется по меньшему курсу евро, у нее возникает отрицательная суммовая разница, которая отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы". В соответствии с пп.1 п.1 ст.212 Налогового кодекса РФ материальная выгода, полученная физическим лицом от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организации, является его доходом, включаемым в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Налоговая база в этом случае определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пп.1 п.2 ст.212 НК РФ). Налогообложение производится по ставке 35% (п.2 ст.224 НК РФ). На дату предоставления займа ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 23% (Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 N 1133-У). В данном случае учредителю - физическому лицу предоставлен беспроцентный заем, следовательно, доход, включаемый в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, составляет 3758 руб. ((8000 х 32,0598 х (3/4 х 23%) / 365 x 31). Согласно пп.2 п.2 ст.212 и пп.3 п.1 ст.223 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, определяется на дату уплаты налогоплательщиком (физическим лицом) процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем один раз в налоговый период, которым в соответствии со ст.216 НК РФ признается календарный год. Поскольку в рассматриваемой ситуации учредителю - физическому лицу предоставлен беспроцентный заем, считаем, что налог с дохода, полученного физическим лицом в виде материальной выгоды, должен начисляться по окончании срока действия договора займа (поскольку выдача и погашение займа производятся в одном календарном году). Методическими рекомендациями налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, разъяснено, что в соответствии со ст.ст.26, 29 НК РФ налогоплательщик (в данном случае учредитель - физическое лицо) вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. В рассматриваемой ситуации налогоплательщик (учредитель) не уполномочивал организацию участвовать в отношениях по уплате за него налога на доходы физических лиц. В таком случае налогоплательщиком (учредителем), получившим заемные средства от организации, налоговая база определяется, налог исчисляется и уплачивается самостоятельно на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором был получен доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами (Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ). Следует также отметить, что согласно п.5 ст.226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. ****************************************************************** * Содержание операций *Дебет Кредит Сумма,* Первичный руб. документ * ****************************************************************** Предоставлен заем Договор займа, учредителю организации Расходный (8000 x 32,0598) 58-3 * 50-1 256 478 кассовый ордер * ****************************************************************** По окончании срока действия договора займа ****************************************************************** Отражено погашение Договор займа, займа учредителем Приходный (8000 x 31,0557) 50-1 * 58-3 248 445 кассовый ордер * ****************************************************************** Отражена отрицательная суммовая разница по договору займа (8000 х х (32,0598 - 31,0557)) Бухгалтерская *<*> 91-2 58-3 8 033 справка-расчет * ****************************************************************** ------------------------------- <*> Порядок учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли установлен гл.25 Налогового кодекса РФ. В данном случае в результате уменьшения курса евро по отношению к рублю на дату возврата займа исчисленная в рублях сумма, полученная организацией в исполнение обязательства по возврату займа, меньше суммы займа, предоставленного организацией физическому лицу (т.е. у организации возникла отрицательная суммовая разница при погашении физическим лицом обязательства по возврату займа). Главой 25 НК РФ не предусмотрено особенностей отражения в налоговом учете указанной суммовой разницы. Вместе с тем согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Предоставление беспроцентного займа не связано с деятельностью, направленной на получение дохода, в связи с чем считаем, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с предоставлением таких займов, в частности отрицательная суммовая разница по расчетам с заемщиком, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета =====================================================================
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||