Номер выпуска рассылки: 347
Дата выпуска рассылки: 2007-08-05
Вопрос : В каком порядке - исковом или в порядке производства по
делам, возникающим из публичных правоотношений, должно рассматриваться судом
заявление осужденного об оспаривании применения к нему администрацией
исправительного учреждения мер взыскания?
Ответ:
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к
ограничению или лишению свободы могут применяться такие меры взыскания, как
выговор, водворение вштрафной изолятор, и другие (ст.
5
8,
1
1
5 Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации).
Согласно
ч.
3 ст.
5
9
и ч.
2 ст.
1
1
7 УИК РФ наложение предусмотренных
данным Кодексом мер взыскания осуществляется начальником исправительного
учреждения или лицом, его замещающим.
Следовательно,
оспаривая действия администрации исправительного учреждения, осужденный
фактически оспаривает действия должностного лица.
Поскольку ст.
2
4
5 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации дела по заявлениям об оспаривании решений и действий должностных лиц
отнесены к делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление
осужденного об оспаривании применения к нему администрацией исправительного
учреждения мер взыскания должно рассматриваться в порядке, предусмотренном
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для дел, вытекающих из
публичных правоотношений (глава
2
5).
Вопрос:
Подлежат ли привлечению к административной ответственности по ч.
1 ст.
9.
1 КоАП РФ юридические лица, реализующие
нефтепродукты через автозаправочные станции без лицензии?
Ответ:
Часть
1 ст.
9.
1 КоАП РФ предусматривает ответственность за
нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на
осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных
производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются
условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в
Федеральном законе от
2
1 июля
1
9
9
7
года N
1
1
6-ФЗ (в редакции от
1
8
декабря
200
6 года) "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов", в других федеральных законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных
технических документах, которые принимаются в установленном порядке и
соблюдениекоторых обеспечивает промышленную безопасность (ст.
3 указанного Закона).
В
соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст.
9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного
вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего
лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В
силу ст.
1
7 Федерального закона от
8 августа
200
1
года N
1
2
8-ФЗ (в редакции от
2
7
июля
200
6 года) "О лицензировании отдельных видов
деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных
объектов подлежит лицензированию.
Опасными
производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки,
площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении
1 к Закону N
1
1
6-ФЗ (ст.
2
Закона).
Согласно подп. "в" п.
1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых
получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, способные
самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно
гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных
объектов.
На основании Положения о лицензировании деятельности по
эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от
1
4
августа
200
2 года N
5
9
5, объекты, на которых используются (производятся,
хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и
волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой,
кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.
Функционирование
автозаправочных станций невозможно без осуществления определенных
технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов
нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Следовательно,
хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции
является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по
смыслу подп. "в" п.
1
Приложения N
1 к Федеральному закону
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к
пожароопасным производственным объектам.
С
учетом того, что эксплуатация автозаправочных станций связана с возможностью
возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели
людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит
обязательному лицензированию.
Таким
образом, юридические лица, реализующие нефтепродукты через автозаправочные
станции без лицензии, могут быть привлечены к административной ответственности
в соответствии с ч.
1 ст.
9.
1 КоАП
РФ.
Вопрос:
Можно ли признать надлежащим извещение лица о времени и месте рассмотрения дела
об административном правонарушении, если оно было осуществлено не судьей,
рассматривающим дело, и не по его поручению, а должностным лицом?
Ответ: В соответствии с п. п.
1,
2 ч.
1
ст.
2
9.
4
КоАП РФ разрешение вопросов о назначении времени и места рассмотрения дела об
административном правонарушении и вызове в судебное заседание лиц, указанных в
ст.
2
5.
1
-
2
5.
10 КоАП РФ, отнесено к компетенции
судьи (органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об
административном правонарушении.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.
6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от
2
4 марта
200
5
года N
5 "О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст.
2
9.
6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об
административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого
извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким
извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть
произведено с использованием любых доступных средств связи,
позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено
судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.
Таким
образом, вручение судебной повестки о времени и месте судебного заседания может
быть произведено и сотрудником ГИБДД. Факт вручения повестки удостоверяется
подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, на корешке повестки, который возвращается в
суд.