Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

Скорая правовая помощь


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Скорая правовая помощь
Номер выпуска рассылки: 341
Дата выпуска рассылки: 2007-04-03


О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ

НОРМ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

И.С. Викторов, А.Ж. Макашева

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что общее количество выявляемых органами прокуратуры нарушений жилищного законодательства за последние шесть лет постоянно значительно растет. Так, если в 200 1 году было выявлено всего 1 6 9 3 3 нарушения законов, то в 200 5 году их число составило 5 5 1 5 2, то есть увеличилось на 2 2 5, 7%. За тот же период количество выявленных незаконных правовых актов увеличилось с 2 5 1 8 до 5 7 5 6 или на 1 2 8, 6%.

Не изменилась ситуация и в первом полугодии 200 6 года. Согласно статданным за этот период общее количество выявленных нарушений жилищных прав граждан возросло на 7 9, 8%, то есть с 2 6 90 1 до 4 8 3 8 1, в том числе незаконных правовых актов - с 3 2 6 7 до 4 3 7 3 или на 3 3, 9%. В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокурорами было принесено 40 50 протестов (+ 3 3, 4%), направлен в суды 70 3 1 иск (+ 1 40, 2%), внесено 9 3 2 2 представления (+ 5 2, 6%). По инициативе прокуроров 2 3 5 3 лица (+ 7 9, 6%) привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 4 6 3 лица (+ 1 3 6, 1%) наказано в административном порядке, 50 6 6 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения законов (+ 1 1 4, 9%), и возбуждено 1 8 2 уголовных дела (+ 3, 4%).

Обобщение актов прокурорского реагирования за 200 5 год и первое полугодие 200 6 года показало, что нарушения жилищных прав граждан носят распространенный характер и отличаются разнообразием. Зачастую данные нарушения связаны с предоставлением жилья по договору социального найма, при пользовании жилыми помещениями, при приватизации занимаемых квартир. Повсеместно нарушаются жилищные права несовершеннолетних граждан.

К наиболее характерным и типичным нарушениям законодательства в сфере жилищных отношений, выявленных органами прокуратуры, относятся нижеследующие:

1) не соблюдаются требования законодательства о компетенции органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления в области жилищных отношений (гл. 1 ЖК РФ):

а) превышается установленная законодательством компетенция государственных органов. Например, в нарушение статей 1 2 и 1 3 ЖК РФ при определении порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда издано Постановление исполкома Красноярского совета "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Поскольку порядок устанавливается законом субъекта, а не постановлением органа исполнительной власти, прокурором принесен протест губернатору Красноярского края. Также в нарушение статьи 1 2 ЖК РФ вынесено постановление администрации Красноярского края об утверждении порядка выдачи разрешений на осуществление перепланировки в жилых и нежилых помещениях. К компетенции органов государственной власти субъекта не отнесено регулирование вопросов переустройства и перепланировки. В связи с протестом прокурора незаконное постановление признано утратившим силу;

б) в нарушение пункта 6 статьи 1 3 ЖК РФ в течение длительного времени областной межведомственной комиссией не принимается решение о признании общежития не пригодным для проживания (представление прокурора области главе администрации области);

Постановлением Правительства РФ от 2 2.0 1. 200 2 N 3 3 утверждена подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 200 2 - 20 20 годы, основными целями которой являются обеспечение жильем граждан, проживающих в условиях, не пригодных для постоянного проживания, и ликвидация аварийного жилищного фонда;

в) органами местного самоуправления не выполняются требования статей 1, 2, 1 4, 1 5 ЖК РФ в части обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда и осуществления гражданами права на жилье, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, контроля исполнения жилищного законодательства, сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда не пригодными для проживания. Не принимаются своевременно решения о признании жилых домов не пригодными для проживания, об отселении жильцов из домов, признанных аварийными, капитальный ремонт домов не проводится, вследствие чего создается угроза жизни проживающих в них граждан, так как происходят обрушения элементов отделки здания. Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления (администрации) уклоняются от исполнения своих обязанностей по решению вопросов пригодности жилых домов либо проведения капитального ремонта (представление прокуратуры области в адрес главы городского округа);

Решением Волжского районного суда Самарской области удовлетворены исковые требования прокурора района в интересах жителей двух домов о передаче жилых домов, находящихся на балансе ОАО, признанного банкротом, в муниципальную собственность. Вопреки действующему законодательству, в результате бездействия ОАО жилые дома не приняты в муниципальную собственность, что препятствует жильцам указанных домов воспользоваться своим правом на приватизацию. ОАО обязали передать дома в муниципальную собственность и подписать акты приема-передачи данных домов.

Прокурором Инзенского района Ульяновской области также предъявлено в суд исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц об обязании ФГУ "Базарносызганский лесхоз" передать, а администрации Инзенского района принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные в с. Неклюдово Инзенского района. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.

Не менее значимой является проблема, сложившаяся с приемом ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность и подготовкой его к предстоящему отопительному сезону. Порядок передачи объектов, источники финансирования данной процедуры определены федеральным законодательством (Указ Президента РФ от 2 8. 10. 1 9 9 4 N 20 2 7, Постановление Правительства РФ от 0 7.0 3. 1 9 9 5 N 2 3 5, Постановление Совета Министров РФ от 2 3. 1 2. 1 9 9 3 N 1 3 2 5). Исходя из абзаца 2 пункта 1 последнего Постановления, финансирование мероприятий по передаче указанных объектов осуществляется из средств бюджета муниципального образования. Эти расходы подлежат последующему возмещению за счет отчислений 100% поступающих в бюджет города дивидендов по акциям, закрепленным в муниципальной собственности, доходов от приватизации, а также за счет средств бюджета РФ, выделяемых при уточнении бюджетных взаимоотношений. Расходы муниципального образования на содержание объектов, переданных в муниципальную собственность, компенсируются через бюджет субъекта РФ. Возмещение производится посредством учета Минфином РФ указанных затрат при определении взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта в составе РФ (п. 2 Постановления) на основании актов приема-передачи данных объектов с приложением необходимых расчетов и обоснований и с учетом поступлений налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, плательщиками которого становятся в соответствии с действующим законодательством приватизируемые предприятия.

Однако в нарушение указанных нормативных правовых актов органы местного самоуправления зачастую уклоняются от принятия жилого фонда от предприятий, на балансе которых остались объекты жилищно-коммунального назначения. При этом ситуация усугубляется тем, что нередко предприятия признаны банкротами, не ведут какую-либо хозяйственную деятельность и, соответственно, не имеют возможности нести затраты по содержанию указанных объектов. Более того, длительное время не исполняются решения судов по искам прокуроров о понуждении администрации города принять жилые дома в муниципальную собственность, что вынуждает прокуроров инициировать процедуру принудительного исполнения судебных решений через службу судебных приставов (Ульяновская область);

2) нарушения требований главы 2 ЖК РФ, регулирующей объекты жилищных прав;

В нарушение пункта 4 части третьей статьи 1 9 ЖК РФ главой г. Саяногорска издано постановление, которым утверждено Положение, устанавливающее условия аренды жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования, и плата за использование в размере 1 руб. в месяц, что свидетельствует о безвозмездности договора коммерческого найма в нарушение указанной статьи. Главе города внесено представление о приведении размера оплаты за наем по договорам коммерческого найма в соответствие с требованиями закона.

В нарушение статьи 20 ЖК РФ, устанавливающей осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, Постановление администрации Красноярского края "Об общественных жилищных инспекторах госинспекции края" наделило общественных жилищных инспекторов правом осуществления контрольных функций Госжилинспекции (проведение проверок, составление актов), что противоречит федеральному законодательству. Принесен протест о его отмене. Постановление признано утратившим силу;

3) нарушения порядка перевода жилого помещения в нежилое;

В нарушение статьи 2 3 ЖК РФ, устанавливающей порядок указанного перевода, принят Закон Красноярского края "О порядке перевода жилых помещений в нежилые на территории Красноярского края". В связи с вступлением в действие ЖК РФ прокурором принесен протест на имя губернатора края о признании утратившими силу отдельных положений Закона.

Решением Совета самоуправления Сокольского муниципального района утверждено Положение о порядке перевода жилых помещений (домов) в нежилые, нежилых в жилые на территории муниципального района. Данное Положение противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит отмене, так как устанавливает порядок и условия перевода одной категории домов в другие независимо от форм собственности жилищного фонда. Отдельным пунктом предусмотрено, что подобное решение принимается главой местного самоуправления. На основании статей 8 и 9 ЖК РФ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено решение вопроса о переводе жилых помещений в нежилые. Статьями 2 2 - 2 4 ЖК РФ определены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое и наоборот. Органам местного самоуправления полномочия по самостоятельному нормативному регулированию данного вопроса также не предоставлены.

Нарушение установленного порядка перевода нежилых помещений в категорию жилых помещений, определенного статьей 2 3 ЖК РФ, отмечается прокурором г. Челябинска, которым вынесено постановление о возбуждении производства об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО "ЖКХ сервис" Вида В.Х. по статье 1 9. 1 КоАП РФ;

4) нарушения порядка переустройства и перепланировки жилого помещения;

Первым заместителем прокурора Новосибирской области 1 6.0 6. 200 5 принесен протест на решение горсовета "О Положении о порядке оформления и выдачи разрешения на перепланировку или переоборудование жилых помещений" от 2 7. 10. 200 3, которое вступило в противоречие с положениями ЖК РФ, главой 4 которого урегулированы вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений. ЖК РФ не предоставлено полномочий органам местного самоуправления по регулированию вопросов переустройства и перепланировки;

5) несоблюдение прав и обязанностей собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан;

Прокурором Октябрьского района Иркутской области выявлен факт неисполнения пункта 4 статьи 30 ЖК РФ, определяющего права и обязанности собственника жилого помещения, выразившийся в бесхозяйственном обращении с жилым помещением его собственником, несоблюдении прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем прокурором предъявлено исковое заявление от 2 5.0 4. 200 5 о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры.

Неисполнение лицами, ответственными за содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений своих обязанностей, чем нарушаются положения статьи 30 ЖК РФ (Саратовская, Ульяновская области).

В интересах пенсионера, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда прокурором района в суд заявлен иск о выселении из жилого помещения зарегистрированного по месту жительства, но не проживающего длительное время по данному адресу внука заявителя. Применение пункта 4 статьи 3 1 ЖК РФ в данном случае прокуратурой неправомерно и необоснованно. В статье речь идет о случаях прекращения семейных отношений и о правах бывших членов семьи собственника жилого помещения. В данном случае заключение брака внуком не повлекло прекращения семейных отношений с дедом, и он не может считаться бывшим членом семьи собственника;

6) несоблюдение порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма:

а) нарушение компетенции государственных органов;

В соответствии со статьями 1 3 и 5 2 ЖК РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, устанавливается законом субъекта, а не постановлением органа исполнительной власти. А определение порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, жилых помещений жилищного фонда РФ нуждающимся гражданам отнесено к компетенции органов государственной власти РФ, муниципального специализированного жилищного фонда - к компетенции органов местного самоуправления. Исполкомом крайсовета принято постановление, регулирующее учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Красноярском крае. Исходя из вышеизложенного, губернатору края внесено представление об отмене названного акта. Отменен;

б) нарушение порядка принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отказа в принятии на учет, снятия с учета, предоставления жилых помещений (ст. 5 1, 5 2, 5 4, 5 6, 5 7 ЖК РФ);

На учет принят гражданин, не признанный малоимущим и, соответственно, нуждающимся, тем самым органом местного самоуправления нарушен порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренный статьями 4 9, 5 2 ЖК РФ, ведения учета граждан, признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (ст. 5 1 ЖК РФ). Допущены применение недействующих положений ЖК РФ и ссылка на них в принятых правовых актах (представление в адрес главы сельского совета района). Следует иметь в виду, что необходимый порядок регламентируется законом субъекта РФ.

В нарушение пункта 5 статьи 5 2 ЖК РФ, согласно которому решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет соответствующим органом не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, заявление гражданина оставалось без рассмотрения жилищной комиссией администрации района свыше четырех месяцев на момент проведения прокурорской проверки (представление прокурора района). Указанные нарушения жилищного законодательства стали возможными вследствие низкого уровня знания действующего законодательства, ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей должностными лицами жилищной комиссии, что явилось причиной поступления обоснованных жалоб в органы прокуратуры.

Выявлены нарушения порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В администрации Черекского района Кабардино-Балкарской Республики учет осуществляется не на должном уровне. В учетных делах граждан отсутствуют необходимые для постановки на учет документы. В администрации не заведены Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая должна вестись по установленной форме, а также Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являющаяся документом строгой отчетности. Поступившие заявления граждан предварительно не были рассмотрены и проверены, так как не создана общественная жилищная комиссия при администрации. Заявления граждан о принятии на учет рассматриваются с нарушением установленного пунктом 5 статьи 5 2 ЖК РФ месячного срока. В администрации района не организована работа по ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе которой при необходимости проверяются жилищные условия очередников (прокурором района главе администрации района направлено представление).

На постановление руководителя управы района города о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий прокурором района принесен протест с требованием изменить постановление в части, противоречащей законодательству, статье 5 6 ЖК РФ.

Начальником структурного подразделения филиала ОАО "Российские железные дороги" допущено нарушение в распределении квартиры (без заключения жилищной комиссии, книги регистрации и учета, также отсутствует ежегодная перерегистрация). Прокурором транспортной прокуратуры г. Абакана внесено представление.

Вследствие признания жилого дома аварийным было нарушено право инвалида II группы на внеочередное получение жилого помещения, предусмотренное пунктом 2 статьи 5 7 ЖК РФ. Кроме того, глава сельского совета, предложив для проживания семьи инвалида нежилое помещение, нарушил требования статей 1 4, 1 5 ЖК РФ о предоставлении гражданам жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и соответствующего санитарным и техническим требованиям (представление).

В доме N 2 5 по Индивидуальному пер. г. Вологды 2 9.0 1. 200 5 произошел пожар, что подтверждено соответствующим актом. Госжилинспекцией г. Вологды выдавались предписания комитету ЖКХ и администрации г. Вологды о разработке мероприятий по расселению, кроме того, выносилось предписание о проведении восстановительных работ. В соответствии со статьей 5 7 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны не пригодными для проживания, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. И.о. прокурора г. Вологды внесено представление главе г. Вологды. Удовлетворено.

Незаконное получение гражданином государственного жилищного сертификата (ГЖС) и приобретение по нему квартиры (исковое заявление прокурора в порядке ст. 4 5 ГПК РФ в интересах государства о взыскании ущерба, причиненного государству, на сумму ГЖС). По аналогичному факту состоялся обвинительный приговор в отношении гражданина, который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 1 5 9 УК РФ (мошенничество), частью первой статьи 1 7 4. 1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). В пользу государства в качестве возмещения гражданского иска с подсудимого взыскана сумма причиненного ущерба;

в) нарушения жилищных прав детей-сирот и несовершеннолетних граждан;

В нарушение статьи 5 7 ЖК РФ постановлением администрации Красноярского края установлен порядок учета детей-сирот, не имеющих жилья, с установлением возрастного ценза 1 6 - 2 3 года. Прокуратурой края принесен протест на имя губернатора, постановление признано утратившим силу.

Администрацией муниципального района нарушаются требования законодательства (ст. 8 Федерального закона от 2 1. 1 2. 1 9 9 6 N 1 5 9-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ст. 5 7 ЖК РФ) о внеочередном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательном учреждении жилым помещением по договору социального найма. Прокурором района в порядке статьи 4 5 ГПК РФ в интересах граждан предъявлено в суд исковое заявление к администрации района о предоставлении жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Данное нарушение носит распространенный характер.

Несовершеннолетней Протасовой Л.А., родители которой по решению суда признаны безвестно отсутствующими, по окончании профессионального лицея не было предоставлено жилое помещение. Прокурором Алтайского района предъявлены исковые требования к администрации района. Иск удовлетворен.

Постановлением администрации г. Вологды от 2 8.0 9. 1 9 9 4 за несовершеннолетней Борисовой Л.С. закреплена жилая площадь. Борисова Л.С. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время она не обеспечена жильем, что нарушает часть вторую статьи 5 7 ЖК РФ. Прокурором в интересах Борисовой Л.С. предъявлено исковое заявление, которое удовлетворено.

Главой самоуправления Сокольского муниципального района издано постановление "О направлении несовершеннолетнего Байлова К.А. в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение". За ним было закреплено право на жилую площадь, но ответственность по осуществлению контроля за содержанием и техническим состоянием жилой площади была возложена на главу сельсовета, что противоречит законодательству. Кроме того, в нарушение статей 1 5 и 1 6 ЖК РФ в постановлении не указано, какая именно жилая площадь закреплена за Байловым К.А. Межрайонным прокурором принесен протест на акт главы. Удовлетворен.

Постановлением ликвидационной комиссии муниципального образования г. Грязовца утвержден протокол заседания общественной жилищной комиссии. Пунктом 2 постановлено исключить из списка нуждающихся в жилых помещениях Обваленичеву Н.В. в связи с вынужденным ее выездом в другое муниципальное образование, что не может являться основанием для снятия ее с учета и необеспечения жилым помещением. Она является инвалидом детства, находится в списке детей-сирот. Главе муниципального образования прокурором принесен протест с требованием о восстановлении Обваленичевой Н.В. в списках детей-сирот и отмене пункта 2 названного постановления. Протест удовлетворен.

Мэрия г. Череповца на основании договора передала в собственность Широковой Н.П., Широковой Л.В., Широкову Д.В. жилую площадь по ул. Беляева, д. 2 5, кв. 9 в равных долях. Несовершеннолетние Широкова Л. и Широков Д. в связи с лишением их родителей прав были помещены в детские учреждения. После смерти матери - Широковой Н.П., не зарегистрировавшей право собственности на жилплощадь, прокурор города предъявил исковые требования к мэрии г. Череповца о признании в отношении несовершеннолетних доли квартиры наследственным имуществом и о признании права собственности на долю в квартире. Иск прокурора удовлетворен.

Главой муниципального образования г. Саяногорска принято постановление о разрешении продажи доли в квартире, где проживают оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника, без согласования с органами опеки и попечительства. На незаконное постановление принесен протест.

На основании договора дарения 1/ 2 доли квартиры были ущемлены интересы несовершеннолетней Некрасовой А.М., которой также принадлежала 1/ 2 доля в квартире. Прокурором Железнодорожного района г. Красноярска договор дарения был оспорен в судебном порядке, в связи с тем, что он нарушает права и интересы несовершеннолетней Некрасовой А.М., поскольку квартира однокомнатная и сделка была совершена без согласия органов опеки и попечительства. Исковые требования прокурора удовлетворены.

Прокурором г. Череповца предъявлено исковое заявление о выселении в порядке статьи 4 5 ГПК РФ гр. Золотошвейкиной Ж.П., которая имеет собственную квартиру, но проживает в квартире своей матери и жестоко обращается с несовершеннолетней дочерью. Иск прокурора удовлетворен.

Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Бояр П.А. о признании недействительным договора о безвозмездном пользовании жилым помещением и о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого. Иск прокурора удовлетворен;

7) несоблюдение требований главы 8 ЖК РФ, регулирующей вопросы социального найма жилого помещения;

В Иркутской области наймодатель - органы местного самоуправления Балаганского района - не осуществлял своевременно капитальный ремонт жилого дома, то есть не исполнял предусмотренные статьей 6 5 ЖК РФ права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма. Прокурором г. Челябинска вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по факту неправомочного вселения граждан в квартиру, принадлежащую на праве социального найма другим гражданам, длительно не проживающим в ней, чем нарушена статья 7 1 ЖК РФ.

Нанимателем и членами его семьи (сыном с семьей) нарушаются права другого члена семьи нанимателя (престарелой матери) на пользование жилым помещением, в то время как в соответствии со статьей 6 9 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. В этой связи прокурором района в соответствии со статьей 4 5 ГПК РФ в интересах престарелой женщины, инвалида II группы, предъявлено в суд исковое заявление о вселении в жилое помещение и устранении препятствий в пользовании комнатой.

Прокурором г. Череповца предъявлен иск о вселении инвалида войны в Афганистане Смирнова И.Ю. в квартиру, где он является нанимателем. Во время нахождения его в больнице его супруга заменила замки и входную дверь. Иск прокурора удовлетворен.

Администрацией Ужурского района выдан ордер Хвостовой А.С., которая проживает в квартире по договору найма, та, в свою очередь, разрешила семье Антошиных проживать временно в своей квартире без регистрации в РОВД. В соответствии со статьей 80 ЖК РФ временные жильцы обязаны по требованию нанимателя освободить жилое помещение в течение семи дней. Предъявлено исковое заявление о выселении семьи Антошкиных. Требования удовлетворены.

На основании решения поселковой комиссии по учету и распределению жилья и постановления администрации гр. Разову А.В. была выделена квартира в доме, который, согласно акту обследования, признан не пригодным для проживания и подлежит сносу. Согласно статье 8 6 ЖК РФ, в случае когда дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом госвласти субъекта РФ или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. В отношении гр. Разова предъявлено исковое заявление в суд об обязании администрации предоставить благоустроенное жилье. Иск прокурора удовлетворен.

Согласно справке МУП "Гортехинвентаризация" от 2 4.0 3. 1 9 9 8 при обследовании дома 5 9 по ул. Мальцева г. Вологды установлено, что последний имеет износ 80% по всем конструктивным элементам. До настоящего времени дом не расселен. Прокурором г. Вологды внесено представление на имя главы города.

В Челябинской области администрацией г. Челябинска не выполняются требования закона о переселении граждан из жилья, не пригодного для проживания, то есть не исполняются обязанности, предусмотренные статьей 8 7 ЖК РФ. Постановлением главы администрации г. Челябинска от 0 2. 1 2. 1 9 9 6 N 1 6 7 2-п "О расселении ветхоаварийного жилья и застройке квартала по ул. Гюго в Ленинском районе" ввиду высокой степени износа и нецелесообразности реконструкции, капитального ремонта дома N 1 3 по ул. Гюго г. Челябинска предусмотрено расселение жильцов указанного дома и его снос в 1 9 9 7 году. В нарушение принятого постановления на момент внесения представления и.о. главы г. Челябинска ( 2 8.0 2. 200 5) жильцы дома не расселены, дом находится в аварийном состоянии ( 70% износа), угрожающем жизни и здоровью проживающих в нем граждан. Аналогичные нарушения выявлены в Ульяновской области.

В защиту интересов жильцов дома, в установленном порядке признанного аварийным, прокурором Засвияжского района г. Ульяновска предъявлено исковое заявление в суд о понуждении администрации г. Ульяновска к расселению жильцов дома, находящегося в аварийном состоянии. Администрацией г. Ульяновска не выполнялись требования пункта 1 3 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 0 4.0 9. 200 3 N 5 5 2. В случае признания жилого дома не пригодным для проживания по причине аварийного состояния решение органа местного самоуправления должно содержать указание находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан. Принятое главой г. Ульяновска распоряжение от 1 4.0 3. 200 5 N 7 5-Р "Об отселении жильцов жилого дома N 30 по ул. Полбина" предусматривало отселение жильцов указанного дома в два этапа. Обращаясь в суд, прокурор исходил из того, что состояние данного дома ввиду имеющихся повреждений создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, то есть бездействием органов местного самоуправления серьезно нарушаются их права, гарантированные Конституцией РФ, в частности, создается угроза жизни и здоровью, являющимся неотъемлемым правом каждого гражданина РФ.

По результатам рассмотрения жалобы гражданки П. об угрозе со стороны директора ЖКО МУП "Управление ЖКХ" ее принудительного выселения из занимаемого жилого помещения прокурором данному должностному лицу объявлено предостережение о недопустимости нарушения неприкосновенности жилища без соответствующего решения суда и возможности привлечения к уголовной ответственности по статье 1 3 9 УК РФ "Нарушение неприкосновенности жилища";

8) несоблюдение требований главы 9 (жилые помещения специализированного жилищного фонда);

Прокурором Нижегородского района г. Н. Новгорода 0 6. 1 2. 200 5 принесен протест на распоряжение главы администрации г. Н. Новгорода от 2 2.0 5. 1 9 9 6 "О жилом фонде социального использования", которым утверждено Положение о фонде социального использования администрации г. Н. Новгорода и которое вошло в противоречие со статьями 9 2 и 9 4 ЖК РФ. Включение в состав жилого фонда социального использования общежитий, находящихся в муниципальной собственности, противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, так как, согласно статьям 9 2 и 9 4 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду, ЖК РФ предусмотрены иные виды специализированного жилищного фонда; жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Кроме того, прокурором Нижегородского района г. Н. Новгорода предъявлен иск о признании незаконными действий администрации г. Н. Новгорода по применению Положения о фонде социального использования администрации г. Н. Новгорода, утвержденного распоряжением главы МСУ от 2 2.0 5. 1 9 9 6 N 1 4 8 2-р, а также о признании бездействия администрации г. Н. Новгорода, не опубликовавшей данный нормативно-правовой акт, затрагивающий права и свободы граждан.

В нарушение статьи 9 4 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений под общежития (под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов). Подобные сооружения регистрируются в качестве общежитий. Внесено представление главе администрации Алтайского района о решении вопроса придания статуса общежития и регистрации здания.

В соответствии со статьей 9 9 ЖК РФ установлены основания для предоставления специализированных жилых помещений и пользования ими. В нарушение указанной статьи председателем федерации профсоюзов Красноярского края издано Постановление "Об утверждении Положения об общежитиях на территории края", которое противоречит федеральному законодательству. ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ относит определение порядка предоставления жилых помещений только специализированного жилфонда. И.о. прокурора края принесен протест с предложением отменить Постановление. Постановление признано утратившим силу;

9) нарушения порядка предоставления специализированных жилых помещений и пользования ими;

Прокурором Нижегородского района г. Н. Новгорода принесен протест в связи с превышением полномочий главой администрации г. Н. Новгорода, выразившимся в принятии 2 4.0 5. 200 5 распоряжения "Об утверждении временной формы договора найма специализированного жилого помещения в общежитиях, находящихся в муниципальной собственности г. Н. Новгорода", тогда как, согласно статье 100 ЖК РФ, типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством РФ.

Орехово-Зуевской городской прокуратурой проведена проверка отдела учета распределения жилой площади администрации района. Специалист Попова О.В. при оформлении документов на жилую площадь Рудометкиной И.В. не поставила отметку о том, что данное жилье относится к категории служебного. Главе города внесено представление. Указанному работнику объявлено замечание.

Главой муниципального образования г. Саяногорска издано постановление о снятии с квартиры статуса служебной. В соответствии с ним гр. Маратканов В.В., который уже имел в собственности жилье и не нуждался в его предоставлении по договору социального найма, получил ордер с последующей приватизацией жилого помещения. Прокурором предъявлено исковое заявление о признании ордера недействительным.

В нарушение требований статей 10 8 - 1 10 ЖК РФ начальник Абаканской дистанции пути вынес предписание о выселении лиц, не подлежащих выселению из определенной категории домов без предоставления другого жилого помещения. Прокурором г. Абакана объявлено предостережение начальнику дистанции гражданских сооружений о недопустимости выселения указанной категории граждан;

10) нарушения, связанные с платой за жилое помещение и коммунальные услуги:

а) нарушение порядка установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, внесения платы за жилое помещение (ст. 1 5 4, 1 5 5, 1 5 6 ЖК РФ);

Прокурором района опротестовано постановление собрания представителей района как противоречащее требованиям Федерального закона от 30. 1 2. 200 4 N 2 10-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Данным постановлением утверждены тарифы на оказание услуг МУП ЖКХ района по теплоснабжению, водоотведению, водоснабжению, содержанию и ремонту жилья для населения муниципального района. В нарушение требований Федерального закона (п. 7 ч. 2 ст. 5) размеры утвержденных тарифов превышают предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные для Самарской области (протест удовлетворен, незаконное постановление отменено).

Аналогичный протест прокурора Чегемского района КБР на постановление главы администрации района, которым превышен установленный Постановлением правительства КБР "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 200 6 год" стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для района.

Прокурором Кулебакского района Нижегородской области принесен протест на Постановление от 0 9. 1 2. 200 5 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 200 6 год для всех категорий потребителей", как принятое с превышением полномочий, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так как земское собрание района, утвердив цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги предприятий и тарифы на услуги, оказываемые бюджетными организациями района, на 200 6 год для всех категорий потребителей по каждому муниципальному образованию отдельно, а не в целом на территории Кулебакского района, превысило свои полномочия.

Зампрокурора Новосибирской области принесен протест на отдельные нормы Положения о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору найма, заключенному на определенный срок, принятого решением городского совета от 2 1.0 5. 200 3 N 2 5 5, как не соответствующие положениям статьи 1 5 6 ЖК РФ.

Без проведения независимой экспертизы земским собранием Володарского района 0 8. 1 2. 200 5 утвержден Прейскурант тарифов и ставок на содержание и ремонт жилья для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, за коммунальные услуги для граждан, проживающих в жилищном фонде всех форм собственности, чем нарушены статьи 1 5 6, 1 5 7 ЖК РФ и пункты 2, 3 Основ ценообразования в сфере ЖКХ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 7.0 2. 200 4 N 8 9.

Решением Ивантеевского городского совета утверждены тарифы и ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения. При этом порядок не предусматривает производство экспертизы при пересмотре тарифов на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях. Тарифы утверждаются представительным органом, а порядок их изменения и утверждения разработан и утвержден должностным лицом местного самоуправления. Прокурором внесено представление в Ивантеевский городской совет депутатов, которое удовлетворено.

Взимание с жильцов платы за жилье и коммунальные услуги по завышенным тарифам, самовольно утвержденным директором ООО вопреки действующему решению городского совета народных депутатов (в отношении директора прокурором возбуждено административное производство по ст. 1 9. 1 КоАП РФ "Самоуправство").

Постановлением мэрии г. Череповца в нарушение требований статей 1 5 5, 1 5 7 ЖК РФ установлен порядок начисления платы за теплоснабжение без учета количества проживающих, что нарушает права льготников. Внесено представление, и принесен протест. Акты реагирования рассмотрены, нарушения устранены.

Постановлением мэрии г. Череповца введены изменения в тарифы на жилье и коммунальные услуги, в соответствии с которыми общая площадь определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений с понижающими коэффициентами, что противоречит части второй статьи 1 5 6 ЖК РФ, согласно которой общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей такого помещения, включая площадь вспомогательных помещений. Принесенный прокурором протест на постановление мэрии удовлетворен.

Прокурор Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики направил исковое заявление в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании пункта 3. 2. 5 публичного договора социального найма и на предоставление жилищно-коммунальных услуг незаконным в части положения о непроизводстве снижения оплаты предоставляемой услуги в связи с проведением ремонтных и профилактических работ. Федеральным законодательством (ст. 5 4 4, 5 4 6 ГК РФ, п. 2. 7 Постановления Правительства РФ от 2 6.0 9. 1 9 9 4 N 10 9 9 (действовало на тот период)) предусмотрено, что снижение оплаты не допускается, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы. При отсутствии подобных обстоятельств гражданам в перерасчете платы за отключенную горячую воду отказывают. Помимо указанного искового заявления, прокурором заявлен иск о признании действий МУП незаконными и об обязании произвести перерасчет;

б) потребители жилищно-коммунальных услуг несвоевременно оплачивают их пользование, а исполнители услуг не применяют меры к нарушителям, что приводит или может привести к недофинансированию мероприятий отопительного сезона, осуществления ремонта жилья;

Наниматели не выполняют обязанности по оплате квартиры и коммунальных услуг, предусмотренные статьями 1 5 3 - 1 5 8 ЖК РФ. Прокурор заявил иск в интересах МУП ЖКХ о взыскании задолженности.

В Иркутской области не взыскивается задолженность по платежам населения за коммунальные услуги. МУП "Теплоэнерго" Мамско-Чуйского района Иркутской области по состоянию на 0 1.0 4. 200 6 имело дебиторскую задолженность за оказанные услуги населению - 2 3000 тыс. руб., юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица - 30 5 7 4 тыс. руб. Несмотря на наличие огромной дебиторской задолженности, работа по ее минимизации на предприятии не организована на должном уровне. В суд направлено всего 1 20 заявлений о выдаче судебного приказа о взыскании с граждан задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 1 200 тыс. руб. Претензионная и исковая работа в отношении дебиторов - иных потребителей - не проводилась. Меры дисциплинарной ответственности к работникам, обязанностью которых является принятие мер, направленных на погашение дебиторской задолженности, руководителем предприятия не применялись. В связи с изложенным и.о. прокурора Мамско-Чуйского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МУП "Теплоэнерго" Шипицина Ю.М.;

в) органами власти не установлены тарифы на горячее водоснабжение и отопление в ряде районов Нижегородской и Саратовской областей. Органами местного самоуправления Саратовской области не возмещается разница в тарифах для ЖСК;

г) нарушения установленного статьей 1 5 9 ЖК РФ порядка получения субсидий;

Краевой закон о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг опротестован в части установления возрастного ценза при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Протест удовлетворен.

Незаконное приостановление выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с требованием представить документ, не предусмотренный Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 4. 1 2. 200 5 N 7 6 1 (представление директору МУП "Информационно-аналитический центр"). Постановление Правительства принято во исполнение пункта 7 статьи 1 5 9 ЖК РФ, в соответствии с которым порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий устанавливаются Правительством РФ;

д) нарушения прав отдельных льготных категорий граждан;

Повсеместно нарушаются жилищные права граждан, в том числе отдельных категорий граждан на социальную поддержку в виде 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ, нередко органы власти и органы местного самоуправления действуют самоуправно, с превышением своих полномочий или, наоборот, не исполняют предоставленные полномочия.

Прокурором Новосибирской области направлено заявление в суд о признании Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" противоречащим статье 1 60 ЖК РФ, Федеральному закону "Об образовании", в связи с тем, что Закон Новосибирской области ограничивает права педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

По тем же основаниям первым заместителем прокурора Иркутской области 0 5.0 8. 200 5 внесено представление председателю законодательного собрания области о приведении в соответствие с федеральным законодательством Закона области от 2 2. 1 2. 200 4 и устранении нарушений прав педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с тем, чтобы указанные работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), могли реализовать свое право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, предоставленное статьей 1 60 ЖК РФ.

Законодательным собранием Красноярского края принят Закон "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в котором установлены размеры субсидий педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Статья 1 5 9 ЖК РФ установила для названной категории граждан предоставление льгот без ограничений и норм. На соответствующий пункт Закона принесен протест о признании его недействующим. В связи с тем, что протест был отклонен, предъявлен иск в суд. Судом требования прокурора удовлетворены.

В Иркутской области первым зампрокурора области принесен протест генеральному директору ОАО "Сибгипробум" на приказ от 2 7.0 6. 200 5, которым отменены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, так как решение таких вопросов не входит в компетенцию гендиректора.

И.о. главы г. Белозерска издано распоряжение "О предоставлении льгот по оплате услуг ЖКХ почетным гражданам г. Белозерска", которым предусмотрено предоставлять почетным гражданам города 50-процентную скидку при оплате ЖКХ, при условии отсутствия данных льгот по федеральному и областному законодательству. В соответствии со статьей 1 60 ЖК РФ установлена категория граждан, которым могут быть предоставлены льготы за счет средств существующих бюджетов. И.о. главы города не вправе обязать руководителя муниципального образования предоставить подобную льготу за счет средств данного учреждения, поскольку не имеется указаний о помещении этих затрат за счет бюджета. Кроме того, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Принесен протест. Удовлетворен;

е) нарушения прав граждан, обусловленные существующей задолженностью по оплате жилья;

ЖЭУ- 5 г. Жуковского заявлен отказ в выдаче документов гр. Жабиной В.А., необходимых последней для предоставления в администрацию города. Отказ мотивирован долгом по оплате жилья. Прокурором г. Жуковского внесено представление. Удовлетворено.

В Раменскую горпрокуратуру поступило заявление гр. Салиной М.А. об отключении электроэнергии в ее квартире. Работники ЖЭУ объясняют это имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг. В квартире кроме заявительницы проживает несовершеннолетний. В свою очередь со стороны МУП "Раменское ПТО ГХ" не исполняются требования законодательства об обеспечении устойчивого энергоснабжения потребителей. Начальнику МУП "Раменское ПТО ГХ" внесено представление. Удовлетворено.

В Иркутской области при невозможности взыскания с граждан задолженности по коммунальным услугам не решается вопрос о выселении нанимателей и совместно проживающих с ними членов семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, то есть не исполняются требования статьи 90 ЖК РФ;

1 1) нарушение требований раздела VIII ЖК РФ об управлении многоквартирными домами;

Администрацией Саратовской области в нарушение статьи 1 6 5 ЖК РФ, определяющей обязанность органов местного самоуправления создавать условия для управления многоквартирными домами, принято решение об обеспечении деятельности управляющей компании, чем другие управляющие компании были поставлены в неравные условия;

1 2) нарушения законодательства, связанные с приватизацией жилых помещений;

Вопреки требованиям федерального законодательства о том, что условия приобретения жилых помещений в собственность устанавливаются Законом РФ N 1 5 4 1- 1 от 0 4.0 7. 1 9 9 1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, МУ "Городское жилищное агентство" (Новосибирская область) установило обязанность граждан при приватизации жилых помещений прилагать к заявлению выписку из реестра государственной или муниципальной собственности. Первым заместителем прокурора области внесено представление директору МУ "Городское жилищное агентство".

Нарушения сроков рассмотрения заявлений о приватизации жилых помещений.

Прокурор г. Череповца обратился в суд с иском о признании недействительной сделки-договора о передаче квартиры в собственность. Иск предъявлен в интересах инвалида II группы Живовой С.И. к мэрии города. Регистрация права собственности произведена не была. Между мэрией города и сыном Живовой, который проживал с ней, был заключен договор о передаче квартиры в собственность. После его смерти Живова в суде поддержала исковые требования прокурора о признании договора приватизации квартиры недействительным. Требования прокурора удовлетворены.

Приватизация служебной квартиры осуществлена с нарушением норм действующего законодательства. Следует иметь в виду, что эти вопросы могут регулироваться и нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По ходатайству предприятия служебная квартира была оформлена в собственность работника, увольнение которого по сокращению штатов, что является необходимым основанием для приватизации служебного жилого помещения, было мнимым. Допущенные нарушения сотрудниками прокуратуры квалифицированы как уголовно наказуемые деяния, и возбуждены уголовные дела в отношении ответственного должностного лица предприятия (директора) по признакам преступления, предусмотренного статьей 20 1 УК РФ (злоупотребление полномочиями), а в отношении гражданина (работника) - частью первой статьи 1 5 9 УК РФ (мошенничество).

Установлено, что гр. Капустина В.К. вселена в квартиру N 1 д. 3 по Лесному пер. по согласованию с администрацией ГУЗ "Вологодская линейная больница", в ведении которого до реорганизации находилась указанная квартира, где она и работала. В данном учреждении Капустина проработала 20 лет до достижения пенсионного возраста. Однако ордер ей на занимаемое жилое помещение выдан не был. ГУЗ "Вологодская линейная больница" была реорганизована во время слияния в Медицинский центр им. Семашко. В настоящее время Капустина В.К. заявила желание о переводе квартиры в собственность, в чем ей было отказано. Заместителем прокурора района заявлены исковые требования в интересах указанного лица. Исковые требования удовлетворены;

1 3) нарушения законодательства, связанные с участием граждан в долевом строительстве жилых домов;

ЗАО заключало с гражданами договоры долевого участия в строительстве жилья, не имея разрешения на строительство жилого дома, при этом получая от них денежные средства в крупном размере. Поскольку общая сумма причиненного гражданам ущерба превысила 1 миллион руб., что является особо крупным размером, по данным фактам прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 1 5 9 УК РФ (мошенничество).

Между ООО "Энигмира плюс" Полехиной и гр. Гроз А.Г. заключен договор займа на покупку квартиры. Гроз А.Г. внес, согласно условиям договора, 6 60 тысяч руб., однако договорные обязательства со стороны Полехиной исполнены не были. По признакам преступления, предусмотренного частью третьей статьи 1 5 9 УК РФ, возбуждено уголовное дело, которое принято к производству межрайонным прокурором.

"Жилищное право", 200 6, N 1 1


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от  30 июля  1 9 9 8 года Дело N Ф0 8- 9 8 7/ 9 8


(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей ПК "Смета", представителя от администрации города Туапсе, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Туапсе на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 1 3 - 1 8.0 3. 9 8 и постановление апелляционной инстанции от 2 5.0 5. 9 8 по делу N А 3 2- 9 4 4/ 9 8- 1 9/ 4 3, установил следующее.

Производственный кооператив "Смета", г. Туапсе, обратился с иском к администрации города Туапсе о взыскании 1 2 9 6 5 1 2 рублей убытков, возникших в связи с отселением граждан из сносимого жилого дома согласно постановлению главы администрации от 2 5.0 4. 9 4 N 4 5 2 (л.д. 2, т. 1).

Истец в порядке статьи 3 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил сумму иска на 4 9 6 4 7 2 рубля (л.д. 20, т. 1).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 1 3.0 3 - 1 8.0 3. 9 8 (л.д. 9 1, т. 1) взыскано 1 7 9 2 9 8 4 рубля убытков, в части упущенной выгоды в сумме 3 5 2 9 6 2 рублей в иске отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 2 1 - 2 5.0 5. 9 8 (л.д. 1 5 8, т. 1) решение суда оставлено без изменения. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии со статьями 9 2, 9 3 Жилищного кодекса РСФСР обязанность предоставления благоустроенного жилья в связи с отселением граждан из аварийного дома, возложена на администрацию как орган местного самоуправления. В части упущенной выгоды в сумме 3 5 2 9 6 2 рублей отказано в связи с недоказанностью.

С данными судебными актами администрация города Туапсе не согласилась, обжаловав их на основании того, что дана неправильная оценка фактически сложившимся отношениям между сторонами и не сделаны ссылки на специальные нормы права, а только на общие (л.д. 3, т. 2).

ПКФ "Смета" против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, ссылаясь на то, что обязанность на возмещение убытков возникла у администрации на основании решения Туапсинского районного суда от 0 8.0 8. 9 7.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 1 3 - 1 8.0 3. 9 8 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 2 5.0 5. 9 8 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Инжиниринговая фирма "Стройзаказчик" заключила с ИЧП "Степаненко и К" 1 1.0 5. 9 3 договор подряда капитального строительства N 0 1/0 1- 9 3, согласно которому подрядчиком были приняты обязательства по строительству дома в городе Туапсе по улице Кондратьева, 6- 10 (л.д. 3 4, т. 1). 20.0 5. 9 3 инжиниринговая фирма "Стройзаказчик", которая по договору от 1 1.0 5. 9 3 является заказчиком, заключила с производственным кооперативом "Смета" договор долевого участия в строительстве жилого дома в городе Туапсе по улице Кондратьева, 6- 10 (л.д. 4 1, т. 1). ИЧП "Степаненко и К" (которое является подрядчиком) заключило договор поручения с производственным кооперативом "Смета" 2 8.0 3. 9 4 (л.д. 4 4, т. 1), согласно которому переданы обязательства по отселению граждан, проживающих в домах, расположенных в городе Туапсе по улице Кондратьева, 6- 10. Постановлением главы администрации города Туапсе N 4 5 2 от 2 5.0 4. 9 4 были утверждены гарантийные обязательства, выданные производственным кооперативом "Смета" гражданам Плютиной Л.С., Яшиной К.О., Поляковой И.А., о предоставлении квартир в 1 2-квартирном жилом доме, подлежащем строительству по улице Фрунзе, 9 5/ 5 (л.д. 7 1- 7 4, т. 1). Распоряжением главы администрации г. Туапсе от 2 9.0 4. 9 4 N 1 4 2-р фирме "Степаненко и К" поручено произвести снос дома 10 по улице Кондратьева после отселения жильцов (л.д. 1 3, т. 1).

Граждане Полякова И.А., Плютина Л.С., Яшина К.О. обратились с иском к производственному кооперативу "Смета" и администрации города Туапсе о предоставлении квартир в доме N 9 5/ 5 по улице Фрунзе. Решением Туапсинского районного суда от 0 8.0 8. 9 7 обязанность по предоставлению квартир после сдачи дома в эксплуатацию возложена на производственный кооператив "Смета" (л.д. 2 1, т. 1). При этом гражданам Поляковой И.С. и Яшиной К.О. кооператив обязан предоставить квартиры в связи с отселением из дома N 10 по улице Кондратьева, а Плютиной Л.С. - в связи с отселением из дома N 10 по улице Ленина. Квартиры гражданам Поляковой И.С., Яшиной К.О. и Плютиной Л.С. не предоставлены.

Арбитражный суд Краснодарского края, возлагая ответственность на администрацию города Туапсе, руководствовался статьями 9 2, 9 3 Жилищного кодекса РСФСР, которые имеют различный правовой режим. Согласно статье 9 2 Жилищного кодекса РСФСР снос дома производится в связи с отводом земельного участка для государственных и общественных нужд либо дом подлежит переоборудованию в нежилой, тогда как согласно статье 9 3 указанного Кодекса отделение граждан производится, если дом грозит обвалом. Поэтому существенным является установление оснований, по которым производилось отселение граждан из дома, расположенного по адресу: ул. Кондратьева, 6- 10 города Туапсе. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что дому, из которого было произведено отселение, грозил обвал.

При новом рассмотрении дела суду следует установить, имеются ли основания возникновения обязательств администрации перед истцом (статья 8 ГК РФ), а также выяснить следующие обстоятельства: - кому и в каком порядке производился отвод земельного участка по улице Кондратьева города Туапсе, в каком порядке определялся механизм предоставления квартир отселяемым гражданам при отводе участка под строительство; - возникли ли у истца реальные убытки в связи с предоставлением квартир отселенным гражданам; если они возникли, следует истребовать у истца подробный расчет по каждой квартире; - основания, по которым истцом заявлены требования в части предоставления квартиры гражданке Плютиной Л.С., которая не проживала по улице Кондратьева города Туапсе; - дать правую оценку выданным гарантийным обязательством (л.д. 7 1- 7 3, т. 1).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 1 7 1, 1 7 4, 1 7 5, 1 7 6, 1 7 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 1 3 - 1 8.0 3. 9 8 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 2 5.0 5. 9 8 по делу А 3 2- 9 4 4/ 9 8- 1 9/ 4 3 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию на подлежит.


В избранное