Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мониторинг изменений в законодательстве от АКГ ФинЭкспертиза за период 09.03.15 - 15.03.15


АКГ "ФинЭкспертиза" оказывает услуги в сфере аудита и консалтинга: проведение общего, банковского, страхового и инвестиционного аудита; осуществление юридического, налогового и управленческого консалтинга. А также: услуги по МСФО, услуги по независимой оценке и бухгалтерскому учёту, проведение маркетинговых исследований и управление инвестициями. Наш девиз - настоящее содействие бизнесу.


Аудиторско-Консалтинговая Группа "ФинЭкспертиза"

Мониторинг основных изменений в законодательстве за период 09.03.15 - 15.03.15


Бухгалтерский учет и налогообложение

Расширены полномочия ФНС России по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов

Утратили силу положения Налогового кодекса РФ, ограничивающие полномочия ФНС России и предусматривающие принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет:

  • Правительством РФ - в случае предоставления отсрочки (рассрочки) на срок более одного года, но не превышающий трех лет;
  • министром финансов РФ - в случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ (предоставление отсрочки или рассрочки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, если размер задолженности превышает 10 миллиардов рублей).

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")

Уточнены правила учета доходов (расходов) при совершении контролируемых сделок с долговыми обязательствами

В НК РФ внесены поправки, предусматривающие расширение понятия "контролируемая задолженность" за счет включения в нее долговых обязательств по сделкам, совершаемым между взаимозависимыми лицами.

При этом для целей признания расходов в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами установлены следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам:

  • на период с 1 января по 31 декабря 2015 года - от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ;
  • начиная с 1 января 2016 года - от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

Законом также дополняется перечень доходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (действие новых положений распространено на правоотношения с 1 января 2015 года). В соответствующие перечни включены, в частности, суммы:

  • купонного дохода по облигациям федерального займа, внесенным в качестве имущественного взноса РФ в имущество организации;
  • доходов в виде процентов, получаемых организацией по договорам субординированного займа, заключенным с банками, и по субординированным облигациям банков;
  • доходов в виде штрафов, уплаченных банками в связи с нарушением ими обязательств при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 32-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Исключенные из Госреестра модели ККТ можно применять до истечения срока службы, установленного изготовителем, но не более 10 лет

До внесения изменений такие ККТ могли применяться до истечения нормативного срока их амортизации, который составляет 5 - 7 лет.

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определены максимальные суммы банковских гарантий, выдаваемых в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов банками, в отношении которых действуют иностранные санкции

Установлено, что для банков, которые соответствуют условиям, предусмотренным статьей 142 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", имеют собственные средства (капитал) банка свыше 50 млрд руб. и находятся под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации и в отношении которых иностранными государствами применяются санкции, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, равна 8 млрд 500 млн руб., а максимальная сумма одной банковской гарантии равна 1 млрд 700 млн рублей.

(Приказ Минфина России от 23.12.2014 N 166н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 126н", зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2015 N 36381)


Вернуться в начало


Правовые новости

Подписан Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кодексом регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
  • о прекращении деятельности средств массовой информации;
  • о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

("Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ)

С 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации")

В часть первую Гражданского кодекса РФ внесены изменения, направленные на совершенствование норм в области обязательственного права

Федеральным законом, в частности, уточняется понятийный аппарат, вводится ряд новых статей, затрагиваются вопросы исполнения обязательств, а также договорного права, поручительства, выдачи гарантий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2015 года.

Предусматривается, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации")

До 1 января 2016 года приостановлено действие ряда положений Бюджетного кодекса РФ

Речь идет, в частности, о положениях Бюджетного кодекса РФ, касающихся порядка внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, в ведомственную структуру расходов бюджетов и перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом.

Одновременно на 2015 год установлены особенности применения положений бюджетного законодательства (в части внесения изменений в Федеральный закон о бюджете на 2015 - 2017 годы, изменения показателей сводной бюджетной росписи и доведения лимитов бюджетных обязательств).

Установлено также, что в соответствии с решениями Правительства РФ допускается заключение договоров (соглашений) от имени РФ на поставки товаров, предусматривающих оплату обязательств в 2016 году.

Ответственные исполнители госпрограмм обязаны в срок до 1 октября 2015 года представить проекты государственных программ Российской Федерации.

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 25-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации")

Уточнены условия признания иностранных граждан высококвалифицированными специалистами

В пункт 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие в качестве условия признания иностранных граждан высококвалифицированными специалистами получение ими от их российского работодателя или заказчика работ (услуг) установленной заработной платы (установленного вознаграждения) в ежемесячном исчислении.

Также предусматривается, что при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности высококвалифицированным специалистом в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы.

Кроме того, предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), на территории которого в 2014 году было выдано более трехсот тысяч патентов на осуществление трудовой деятельности, имеет право обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции с мотивированным предложением о продлении срока действия патентов, выданных в 2014 году. При этом общий срок действия патента, срок действия которого был продлен, не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Федеральным законом устанавливается, что срок временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при продлении срока действия его патента.

Иностранный гражданин, продливший срок действия патента, при получении нового патента в числе прочих документов представляет документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за период продления срока действия патента.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

(Федеральный закон от 08.03.2015 N 56-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Верховный суд: инспекция вправе повторно проверить период, указанный в "уточненке", даже если он превышает три календарных года

Если налогоплательщик подал уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению, инспекторы вправе провести повторную выездную проверку периода, за который представлена "уточненка". Причем этот период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором налогоплательщик получил решение о проведении ревизии. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд.

Организация представила уточненные декларации за июнь, август, декабрь 2009 г. с суммой налога к уменьшению. В связи этим инспекция приняла решение о проведении повторной выездной проверки за этот период. Решение было датировано 29.12.2012, но фактически оно было вручено налогоплательщику в январе 2013 года.

По мнению компании, налоговики не вправе проводить проверку "уточненок" за 2009 год. Обоснование такое. Согласно Налоговому кодексу, повторная выездная налоговая проверка ограничена тремя календарными годами, предшествующими году, в котором вынесено решение о ее назначении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Поскольку решение фактически было вручено только в 2013 году, ИФНС не вправе охватить проверкой 2009 год.

Суды всех инстанций, включая Верховный суд, приняли решение в пользу инспекции.

Прежде всего, арбитры напомнили, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки — 29.12.2012. Следовательно, спорный период (2009 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока. Вручение решения о назначении повторной выездной проверки позднее дня его вынесения не признается существенным нарушением, способным повлиять на период проведения проверки.

Кроме того, отметили судьи, согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ, в случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации, в которой отражена сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, в рамках этой повторной проверки проверяется период, за который представлена "уточненка". Ведь налоговое законодательство позволяет подавать уточненную декларацию за период, который находится за пределами трех лет. Таким образом, ограничение проверяемого периода тремя годами не распространяется на случаи представления "уточненок" за более ранние периоды.

(Определение Верховного суда от 05.03.15 № 305-КГ15-606)

Приостановление выездной проверки и истребование документов: суды на стороне налоговиков

2 июня 2014 года ИФНС, проводившая выездную проверку, направила компании требование о представлении документов в течение 10 дней. На следующий день компания обратилась в инспекцию с заявлением о продлении этого срока. Инспекция продлила срок до 7 июля 2014 года. В этот же день (3 июня) проведение проверки приостановлено.

Компания обратилась в суд полагая, что требование о представлении документов не соответствует нормам НК, поскольку выездная проверка проводится на территории компании и проверяющие могли ознакомиться с подлинниками документов. Кроме того, налоговая инспекция, по мнению компании, неправомерно требовала представить документы в период, когда выездная налоговая проверка была приостановлена.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требования, указав, что права налогоплательщика не нарушены, а спорное требование соответствует нормам НК. Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 93 НК, должностное лицо инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

На период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика (пункт 9 статьи 89 НК). Однако спорное требование было выставлено за день до приостановления проверки.

Суды (постановление кассации Ф02-523/2015 от 04.03.2015) указали на пункт 26 постановления пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, в соответствии с которым налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

В другом деле при аналогичных обстоятельствах кассация также указала, что приостановление проверки не освобождает проверяемого налогоплательщика от обязанности представить истребованные документы в установленный в требовании срок. Вместе с тем, в вопросе определения срока представления запрошенных до приостановления проверки документов суды иногда поддерживали проверяемых налогоплательщиков (А40-54948/2012): 20 сентября у компании были истребованы документы в срок до 7 октября, 23 сентября проверка была приостановлена. Компания представила документы в день возобновления проверки - 2 ноября. Суды указали, что на время приостановления выездной проверки приостанавливаются все мероприятия налогового контроля - в том числе и действие требования о предоставлении документов.

(Дело № А19-11326/2014)

"Свой" ИП на договоре давальческой переработки - не признак дробления, решили суды

По результатам выездной налоговой проверки ООО, применяющего УСН, инспекция доначислила налоги по общей системе, установив, что с помощью бывшего сотрудника компании, зарегистрированного в качестве ИП и занимающегося переработкой давальческого сырья для компании, реализуется "схема дробления бизнеса". По мнению инспекции, с помощью ИП, применяющего ОСН и ЕНВД, перераспределяется часть выручки от производства и реализации продукции, что позволяет компании не превысить допустимый предел доходов для применения УСН.

Инспекция также установила, что производство предпринимателя ведется по местонахождению компании на оборудовании компании. У них также совпадают поставщики и перевозчики продукции.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав, что инспекцией не доказано наличие в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

Суды учли, что компания и предприниматель являлись самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, самостоятельно заключали договоры и исполняли свои обязательства по ним, самостоятельно вели учет своих доходов, исчисляли налоги и сдавали отчетность.

Суды установили, что, заключая договор на переработку давальческого сырья с предпринимателем и передачу ему на реализацию продукции, переработанной из давальческого сырья, налогоплательщик преследовал цель расширения рынка сбыта путем привлечения покупателей, применяющих ОСН, которые заинтересованы в наличии в цене товара НДС. При этом после заключения договоров у компании возросли объемы реализации продукции, и, соответственно, доходы.

Суды отметили, что компания и предприниматель самостоятельно и независимо друг от друга приобретали сырье, покупатели продукции ИП не тождественны покупателям продукции фирмы, а совпадение поставщиков сырья обусловлено ограниченным числом производителей полиэтилена низкого давления - трех предприятий в РФ. Использование транспортных услуг одних и тех же лиц объясняется наличием только двух перевозчиков, имеющих положительную деловую репутацию в районе.

В решении судьи ВС (306-КГ15-1665 от 03.03.2015) указано: "участие в сделках лиц, признанных судами взаимозависимыми, не свидетельствует об экономической неоправданности расходов общества и наличии у него необоснованной налоговой выгоды, поскольку каждый налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность, исходя из поставленных целей".

(Дело № А12-8865/2014)

После перехода с УСН "доходы" на общий режим можно учесть расходы на приобретение товаров

В 2010-2011 годах компания применяла УСН с объектом налогообложения "доходы" и приобрела товар, предназначенный для последующей реализации на сумму 980 тысяч рублей.

В 2012 году организация перешла на общий режим налогообложения с использованием при уплате налога на прибыль метода начисления и реализовала этот товар. При этом расходы на его приобретение были учтены при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерность действий компании. По мнению инспекции, компания вправе была бы учесть эти расходы в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 НК (по мере реализации товаров), если бы УСН применяла с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на подпункт 2 пункта 2 статьи 346.25 НК, в соответствии с которым организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления признают расходы на приобретение в период применения УСН, которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на общий режим.

Суды отметили, что устанавливая норму подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 НК, законодатель обошелся без уточнения применяемого налогоплательщиком объекта обложения.

Судья ВС (306-ГК15-289 от 06.03.2015) также отказал инспекции в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А72-339/2014)

Верховный суд напомнил, как рассчитать "декретные" для работницы которая трудится неполный рабочий день

Если сотрудница на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, то средний заработок в целях расчета пособия по беременности и родам нужно определять пропорционально продолжительности рабочего времени.

Напомним, что при определении размера пособия нужно рассчитать величину среднего дневного заработка. Для этого берется заработок за два предшествующих календарных года и делится на 730 (ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Если работница в расчетном периоде не имела заработка либо ее зарплата была ниже МРОТ, то средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным минимальному размеру оплаты труда. То есть вместо фактических выплат для расчета пособия берутся 24 МРОТ (средний дневной определяется как МРОТ x 24 / 730). Если же сотрудница на момент страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени.

Индивидуальный предприниматель обратился в Фонд социального страхования с просьбой возместить расходы на выплату пособия по беременности и родам сотруднице, работающей неполный рабочий день (0,5 ставки). Однако в ФСС вернули только часть денежных средств, в возмещении остальной суммы было отказано. Причина — вместо расчета среднего заработка пропорционально продолжительности рабочего времени предприниматель ошибочно определил этот заработок исходя из МРОТ.

Страхователь обратился в суд. В свою защиту ИП заявил, что расчет суммы пособия исходя из 0,5 ставки не отвечает требованиям справедливости.

Так, в рассматриваемом случае сумма пособия, рассчитанная исходя из МРОТ, составляет 23 957 рублей 26 копеек (5205 х 24/730 х 140дней). А декретные, рассчитанные пропорционально продолжительности рабочего времени, — всего 11 978 рублей 40 копеек (5205 х 24/730 х 0,5 х 140 дней). Выходит, что сотрудница, работающая неполный рабочий день, оказалась в менее выгодном положении по сравнению с той, которая в расчетном периоде не работала или получала слишком мало. И чтобы исправить такую "несправедливость", работодатель рассчитал средний заработок по формуле: МРОТ*24/730.

Однако суды всех инстанций признали этот алгоритм расчета незаконным. Арбитры напомнили, что в статье 14 Закона № 255-ФЗ четко прописано: если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени этого лица. Таким образом, поскольку женщина работала на условиях неполного рабочего времени, пособие исходя из МРОТ ей не положено.

(Определение Верховного суда от 03.03.15 № 308-КГ14-8701)


Вернуться в начало


Прочее

Даны разъяснения по порядку установления сроков уплаты в налоговых уведомлениях с расчетом имущественных налогов для реализации в программном обеспечении

Сообщается, в частности, что в случае если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается 30 и более рабочих дней, во всех налоговых уведомлениях (включая перерасчеты налога) указывается срок уплаты 1 октября 2015 года.

В случае если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается менее 30 рабочих дней (или в случае направления налоговых уведомлений после 1 октября текущего года), указывается следующий срок уплаты:

  • с учетом положений абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ в случаях получения сведений об объектах налогообложения, расчет налогов по которым ранее не производился и налоговые уведомления не направлялись, и по которым возникла необходимость произвести расчет за три предшествующих налоговых периода (в целях недопущения потерь бюджетов регионального и местного уровней), налоговые уведомления должны быть направлены в кратчайшие сроки после выявления таких случаев (до 31.12. текущего года), но срок уплаты указывается 1 октября следующего года;
  • принимая во внимание нормы пункта 6 статьи 58 НК РФ, в налоговых уведомлениях, которые содержат перерасчет налога по объекту, налоговое уведомление с расчетом налога по которому уже направлялось, указывается срок уплаты не позднее 30 рабочих дней со дня направления налогового уведомления.

При этом основное число перерасчетов должно производиться в период массового расчета налогов за очередной налоговый период и включаться в одно налоговое уведомление с расчетом за очередной налоговый период.

(Письмо ФНС России от 11.02.2015 N БС-4-11/2015@ "О сроках уплаты в налоговых уведомлениях")

Даны разъяснения по вопросам применения с 1 января 2015 года в целях обложения акцизами отдельных положений главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 15 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный указанным пунктом, суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при совершении операций, указанных в подпунктах 23, 24 пункта 1 статьи 182 НК РФ, а также при совершении операций, указанных в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при использовании полученного прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии или для производства бензола, параксилола или ортоксилола.

В случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), или в результате дегидрирования бензиновых фракций, при представлении документов в соответствии с пунктом 15 статьи 201 НК РФ с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно коэффициент применяется в размере 1,37.

Суммы акциза, начисленные при совершении операций, указанных в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при использовании полученного прямогонного бензина для производства бензола, параксилола, ортоксилола или для производства продукции нефтехимии, за исключением вышеуказанных случаев такого производства, подлежат вычету с применением коэффициента 1.

Суммы акциза, начисленные при совершении операций, указанных в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при выбытии (использовании) оприходованного прямогонного бензина подлежат вычету с применением коэффициента 1.

В соответствии с пунктом 20 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпунктах 25 - 27 пункта 1 статьи 182 НК РФ, налогоплательщиком, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.

При использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии и представлении документов в соответствии с пунктом 20 статьи 201 НК РФ коэффициент с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно применяется в размере 2,88.

В иных случаях выбытия (использования) полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола применяется коэффициент, равный 1.

Таким образом, положения пунктов 15 и 20 статьи 201 НК РФ не содержат каких-либо ограничений на применение налоговых вычетов, установленных в пунктах 15 и 20 статьи 200 НК РФ, собственниками сырья, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина, и (или) свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, в случае, если принадлежащее им сырье перерабатывается на мощностях, не указанных при получении названных свидетельств.

(Письмо ФНС России от 27.02.2015 N ГД-4-3/3117@ "О применении в целях обложения акцизами положений Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ")

Даны разъяснения о порядке возмещения налогоплательщику суммы акциза

Сообщается, что положениями статьи 203.1 НК РФ (вновь введенной Федеральным законом N 366-ФЗ в главу 22 "Акцизы" НК РФ) установлено следующее:

  • заявление о возмещении превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза, исчисленной лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, и (или) включенными в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта, представляется в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации;
  • налоговый орган принимает решение о возмещении (или об отказе в возмещении) суммы акциза, указанной в заявлении о возмещении, в течение пяти дней со дня подачи данного заявления;
  • поручение на возврат (полностью или частично) суммы акциза направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия решения о возмещении;
  • территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы акциза в течение пяти дней со дня получения от налогового органа поручения на возврат указанной суммы;
  • при нарушении сроков возврата суммы акциза на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи заявления о возмещении.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 204 НК РФ вышеперечисленные налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам в срок не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, указанные налогоплательщики могут представить налоговую декларацию по акцизам в любой день месяца, следующего за налоговым периодом, за который представляется указанная декларация, но не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за этим налоговым периодом.

Как следует из вышеизложенных положений статей 203.1 и 204 НК РФ, если заявление о возмещении превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза представлено в налоговый орган одновременно с отражающей это превышение налоговой декларацией, то (при условии принятия налоговым органом решения о возмещении указанного превышения) возмещение налогоплательщику суммы акциза осуществляется не позднее 11 дней со дня подачи указанного заявления.

(Письмо ФНС России от 27.02.2015 N ГД-4-3/3120@ "О применении статьи 203.1 Налогового кодекса Российской Федерации")

Разъяснен порядок представления в налоговые органы информации об осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении

Сообщается, что в соответствии с пунктом 8 статьи 261 НК РФ налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 275.2 НК РФ, ежегодно не позднее установленного главой 25 НК РФ предельного срока для представления налоговой декларации за налоговый период информируют налоговый орган по месту нахождения (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

  • о сумме понесенных в истекшем налоговом периоде расходов на освоение природных ресурсов по каждому участку недр, на котором осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • о новых морских месторождениях углеводородного сырья, выделенных в истекшем налоговом периоде на участках недр, на которых осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • о каждом принятом в истекшем налоговом периоде решении об отнесении расходов на освоение природных ресурсов к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, по каждому новому месторождению углеводородного сырья (с указанием сумм таких расходов);
  • о принятых в истекшем налоговом периоде решениях о прекращении работ на указанном участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

Форма информации утверждена Приказом ФНС России от 30.07.2014 N ММВ-7-3/393@. Формат представления информации в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 10.11.2014 N ММВ-7-6/575@.

При этом налогоплательщик вправе при представлении информации в соответствии с пунктом 8 статьи 261 НК РФ направить в налоговый орган также подтверждающие документы.

Электронная форма прилагаемых к информации документов предполагает их сканирование и создание электронной копии в формате tiff или pdf.

Для представления в налоговые органы в электронной форме в формате tiff или pdf сканированного образа документа необходимо воспользоваться документооборотом по осуществлению письменных обращений абонентов (приложение 5 к приказу ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@ "Об утверждении унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи").

Налогоплательщикам рекомендуется направлять в налоговый орган дополнительные документы после получения от налогового органа Квитанции о приеме информации, предусмотренной пунктом 8 статьи 261 НК РФ. При этом в тексте обращения необходимо указать информацию, которая позволит соотнести направляемые документы и информацию, представляемую во исполнение пункта 8 статьи 261 НК РФ, а именно:

  • имя файла переданной информации;
  • налоговый период, за который представлена информация.

(Письмо ФНС России от 06.03.2015 N ГД-4-3/3643@ "О представлении в налоговые органы информации в соответствии с пунктом 8 статьи 261 НК РФ")

Вопросы заполнения декларации по налогу на прибыль резидентами ТОР и некоторыми другими организациями

Поправками в НК РФ для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и организаций, осуществляющих соцобслуживание граждан, были установлены налоговые льготы. Для первых - пониженная ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты регионов, и нулевая ставка в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Для вторых - ставка 0% по налогу на прибыль.

В связи с этим до внесения соответствующих изменений в налоговую декларацию ФНС России рекомендует в Титульном листе (Лист 01) декларации по реквизиту "по месту нахождения (учета) (код)" указывать код "237" - резидентам ТОР, "236" - юрлицам, осуществляющим соцобслуживание.

В целях налогообложения прибыли не учитываются доходы общероссийских общественных объединений, признанных Международным олимпийским или паралимпийским комитетами, в рамках соглашений о передаче имущественных прав в денежной и (или) натуральной формах (спортивная экипировка, услуги по проезду, проживанию и страхованию членов олимпийской или паралимпийской делегаций). Условие - доходы должны быть направлены на развитие олимпийского или паралимпийского (сурдлимпийского) движений России.

ФНС России разъяснила, что такие доходы нужно указывать в Приложении N 1 к налоговой декларации по графе 1 с кодом "582".

(Письмо ФНС России от 2 марта 2015 г. № ГД-4-3/3252@ "О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций")

Даны разъяснения по вопросу изменения сроков уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения

Сообщается, в частности, что с 1 января 2015 года, в связи с изменениями, внесенными в пункт 2 статьи 346.51 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", уплата налога производится в следующие сроки:

  • если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
  • если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
  • в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
  • в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

В связи с этим, в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, по патентам на 2015 год, выданным до 1 января 2015 года, суммы налога по срокам уплаты, действовавшим до 1 января 2015 года, подлежат сторнированию, а начисление налога следует осуществить по срокам уплаты, действующим с 1 января 2015 года.

(Письмо ФНС России от 04.03.2015 N ГД-4-3/3449@ "О направлении Письма Минфина России от 02.03.2015 N 03-11-09/10458")

Малый бизнес вправе вести бухучет в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни

Минфин рассказал о ведении бухучета и формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого бизнеса, включая применяющих УСН.

Пунктом 2 статьи 6 действующего с 2013 года закона о бухучете установлен перечень экономических субъектов, которые могут не вести бухучет. Организации, применяющие УСН, в этот перечень теперь не включены. Поэтому с 1 января 2013 года такие организации обязаны вести бухучет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

Это связано с тем, что нормами ГК и закона об ООО предусмотрена обязанность любых ООО (независимо от применения спецрежима) вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибыли и убытков.

Вместе с тем, микропредприятия имеют право вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи). Некоторые экономические субъекты, включая субъекты малого предпринимательства и микропредприятия, самостоятельно могут определять состав регистров бухучета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухучета такие субъекты вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности. Бухучет в Книге можно вести как с применением, так и без применения двойной записи. Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данных Книги независимо от применения двойной записи.

Также малый бизнес вправе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Руководители субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, вправе принимать на себя ведение бухучета.

Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на сайте Минфина www.minfin.ru в разделе "Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет - Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства".

Кроме того, ведомство рекомендует ознакомиться с Рекомендациями для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданными в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". В них детально рассмотрены различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.

(Письмо Минфина России от 23 января 2015 г. N 03-11-06/2/1742)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.


В избранное