Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семен Мительман

  Все выпуски  

Семен Мительман


Служба Рассылок Subscribe.Ru

И снова с вами новости сервера Mitelman.Ru

"Деловой Урал", 18.12.2001 г.

В центре внимания – малый бизнес.

В Законодательном собрании Челябинской области депутаты работают над совершен ствованием закона о едином налоге на вмененный доход.

В последнее время малому бизнесу как таковому придается большое значение. Посол США в России Александр Вершбоу во время своего визита в Челябинск долго обсуждал с представителями местной власти и предпринимателями проблемы малого бизнеса. Президент РФ Владимир Путин выступал на съезде общественного объединения представителей малого бизнеса "Опора" и говорил о значении малого бизнеса. 29 декабря этого года на заседании Госсовета РФ проблемы малого бизнеса также будут обсуждаться: речь пойдет о путях его развития, о совершенствовании налоговой системы, регистрации предприятий малого бизнеса и предпринимателей, контроля, инвестиций в малый бизнес и т.д.

- Это совершенно не случайно, - говорит заместитель Председателя Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман. - Малый бизнес сегодня набирает вес. В этой сфере работает 10% трудоспособного населения России, но эта цифра без труда может возрасти до 30%. Малый бизнес в состоянии сформировать 20-25% налоговой базы страны. Сегодня в Челябинской области, например, поступления от малого бизнеса составляют порядка 2-2,5% от общего объема налоговых поступлений. То есть, потенциал еще велик. При том что порядка 10% трудоспособного населения области заняты в малом бизнесе - 120 тыс. индивидуальных предпринимателей и 20 тыс. малых предприятий.

- Какие задачи стоят сегодня перед властью, которая пытается помочь малому бизнесу?

- Одна из основных задач - упрощение налогообложения малого бизнеса. До последнего времени у субъектов малого предпринимательства действовало 3 системы налогообложения. Первая - обычная система, вторая - упрощенная (работа по патентам) и третья - уплата единого налога на вмененный доход. Эта введенная два года назад форма является наиболее прогрессивной, так как позволяет наиболее объективно оценить результаты деятельности любого субъекта малого предпринимательства. Упрощается бухгалтерский учет, проверки налоговой инспекции. Упрощается планирование работы частного предпринимателя, так как он заранее знает, сколько он заплатит в год налогов.

- Но закон о едином налоге на вмененный доход, принятый в Челябинской области, вызвал, скажем так, неоднозначную реакцию у предпринимателей…

- У этого закона, как у всякого закона, есть свои недостатки. У федерального закона в первую очередь, который не позволяет законодателям субъекта Федерации гибко подойти к формированию базовой доходности. Напомню, что, по закону, предприниматель должен платить налог в размере 20% от базовой доходности. Размер дохода напрямую зависит, например, от территориального местонахождения бизнеса. Федеральный закон не дает возможности полностью учесть этот фактор. Закон также не позволяет исключить какие-то субъекты из-под этого налога, кроме упомянутых в федеральном законе. Мы, например, не считаем целесообразным облагать данным налогом столовые в домах отдыха, санаториях, профилакториях, на предприятиях. Однако федеральный закон не дает нам этой возможности. Мы ничего не можем сделать - только регулировать коэффициенты в определенном диапазоне.
Действительно, со стороны предпринимателей областной закон о налоге на вмененный доход встретил негативную реакцию. Причин здесь несколько. Первая причина - объективная. В том варианте закона, который был нами принят, мы не могли точно учесть коэффициенты. Мы решили пойти таким путем: принять сначала некий базовый закон, а затем корректировать его на основе расчетов, основанных на практике применения закона. Сегодня мы ведем работу по корректировке закона и надеемся принять ряд поправок к документу уже в феврале.

- Какие причины Вы относите к «субъективным»?

- Дело в том, что из 120 тыс. предпринимателей, каждый из которых должен, как любой гражданин платить подоходный налог, за 2000 год налог заплатило всего около 3 тыс. человек. Все остальные продекларировали отсутствие дохода. Но даже санитарка в больнице с ее низкими доходами платит подоходный налог из своей зарплаты. Это социальный долг каждого - платить налоги. Получается, что более 100 тыс. предпринимателей эту функцию выполнять не хотят. Если они работают без дохода, то может быть им тогда не надо работать? Может, им стоит объединиться в малые предприятия, чтобы повысить эффективность своей работы?
Лидеры Ассоциации малого бизнеса заявляют: малый бизнес не должен платить налоги, так как обеспечивает рабочие места и социальную стабильность. Я не могу с этим согласиться. Налоги должен платить каждый - в меру своих возможностей. Одни - маленькие, другие - большие. Если же ты не можешь платить налоги - ты с рынка должен уйти.
Говорят, что этот закон выгоден только для крупных предпринимателей. Это неверно. Просто крупные предприниматели всегда платили налоги. Тем, кто полностью платил все налоги, данный закон позволяет платить налогов меньше. У большинства предпринимателей данный закон вызвал шок. Теперь, как бы ты не работал, - надо платить.

- Предприниматели жалуются, что установленные законом ставки слишком высоки, не учитывают реальных условий ведения бизнеса.

- Действительно, предприниматели жалуются на размер ставок, но до сих пор мы не получили ни одного расчета, доказывающего, что для поселков и деревень коэффициенты, возможно, высоковаты. Сейчас мы над этим работаем. Но пугать власть тем, что 50 тыс. предпринимателей прекратят работу и выйдут на улицы, не стоит. Нужны аргументированные расчеты, на основе которых можно будет корректировать закон.
Работа над законом все это время, кстати сказать, не останавливалась. Рабочая группа, которая была создана для подготовки этого закона, сегодня продолжает действовать. Она стала двухуровневой. Рабочая группа первого уровня - это общественный совет, в который может войти любой частный предприниматель, внести свои предложения и расчеты. Совет их обсуждает и выносит консолидированное решение для рабочей группы второго уровня. Если это мнение подкреплено расчетами или юридическими аргументами, мы это принимаем.
В настоящее время областной Комитет по экономике разработал анкеты, где приводится набор данных, на основании которых могут пересматриваться налоги по каким-то коэффициентам. Мы предложили главам муниципальных образований эти данные размножить, обобщить и выйти в Законодательное собрание с конкретными предложениями.

- Депутаты всегда находили взаимопонимание с исполнительной властью при подготовке закона о едином налоге на вмененный доход?

- Не всегда это происходило быстро. Представители исполнительной власти настаивали обычно на увеличении ставок налогов, тогда как депутаты – на их уменьшении. Правда, когда депутаты приводят аргументированные расчеты, нам исполнительная власть всегда идет навстречу.
На съезде предпринимателей "Опора" делегатами было высказано пожелание в адрес Президента РФ ускорить принятие закона о едином налоге на вмененный доход по всей территории России. То есть, предприниматели в большинстве своем считают, что этот закон весьма прогрессивен.

- Какое будущее ожидает областной закон о едином налоге на вмененный доход?

- Это такой закон, работа над которым будет вестись постоянно. Сейчас мы готовим изменения к закону, которые будут приняты к 1 апреля, но войдут в силу с 1 января, задним числом. Мы примем коэффициенты, которые улучшат ситуацию для предпринимателей. Затем, когда будут получены результаты работы предпринимателей в первом квартале, работа над совершенствованием закона будет продолжена. Мы хотим учесть интересы как можно большего количества предпринимателей, добиться того, чтобы коэффициенты и ставки были объективны.


Интервью записал Игорь Степанов.

-


До встречи на сайте, Mitelman.Ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное