Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В этом выпуске нашей рассылки мы хотим продолжить разговор о том, в каких случаях использование медиации более предпочтительно.


Наилучшие результаты в урегулировании споров с помощью медиации будут в первую очередь в тех случаях, когда у сторон спора есть заинтересованность в мирном, цивилизованном урегулировании конфликта, а в целом медиацию предпочтительно использовать в тех случаях, когда:

  • главными являются будущие интересы сторон конфликта, возможность сохранения отношений в перспективе (например, партнерские отношения в бизнесе, воспитание общих детей после развода родителей и т.д.);

  • имеют место длительные и/или значимые отношения для сторон (например, вопросы доверия партнеру);

  • личная и/или эмоциональная вовлеченность сторон конфликта мешает им вести конструктивный диалог (например, деление общей собственности супругами, акционерами);

  • желание / необходимость сохранить конфиденциальность;

  • решение, принятое на основе права, не может учесть всего многообразия аспектов спора и привести к урегулированию разногласий;

  • когда сторонам необходимо выработать условия взаимовыгодного (взаимоудовлетворяющего) расторжения / прекращения отношений и т.д.

Соответственно, наиболее эффективно применение медиации в следующих сферах, где указанные выше факторы традиционно играют большую роль:

  • коммерческие споры и споры с потребителями товаров и услуг (вопросы реструктуризации задолженности, качества оказания услуг и др.);

  • споры между хозяйствующими субъектами, корпоративные (внутри– и межкорпоративные) споры;

  • семейные споры, споры между родственниками (развод, раздел имущества, наследства, определение места жительства и вопросы общения с ребенком после развода);

  • трудовые споры, споры на рабочем месте (увольнение работника, производственные конфликты, конфликты внутри трудового коллектива или между коллективами);

  • споры в системе оказания медицинских услуг;

  • споры, связанные со страхованием, потребительским кредитованием;

  • споры, связанные с ЖКХ, с предоставлением туристических услуг;

  • конфликты в образовательной сфере (между учителями и детьми, родителями и педагогическим составом, между сверстниками);

  • между соседями, коммунальные споры;

  • при урегулировании отношений между правонарушителем и пострадавшим (используется в восстановительном правосудии, в частности, при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних);

В указанных выше спорах наиболее ярко проявляются преимущества медиации:
возможность сэкономить время, деньги, эмоциональные и иные ресурсы сторон;
при проведении процедуры медиации условия могут быть определены сторонами индивидуально, в зависимости от их предпочтений.

Медиация – неформализованная процедура, где большое внимание уделяется комфорту (в том числе психологическому) участников спора. Кроме того, медиация дает возможность неразглашения обстоятельств спора, так как конфиденциальность является одним из ее базовых принципов. В самой процедуре медиации при поиске и выработке решений ведущая и наиболее активная роль отводится самим сторонам, что позволяет им в максимальной степени реализовать свои интересы, отразив их в медиативном соглашении — что потом существенно увеличивает вероятность добровольного исполнения решения (до 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно).


Продолжение следует...


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили Информационно-правовому порталу ГАРАНТ


В избранное