Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В этом выпуске нашей рассылки мы хотели бы обсудить, кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие.


Вопрос о том, кто может быть медиатором, не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована. Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора. Что должен уметь делать медиатор?

Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации и с предельным вниманием относящегося к потребностям участников конфликта, остающегося на протяжении всей процедуры равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого "предложения медиатора", полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят его добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Чтобы выполнить эту задачу, медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам, а также — требованиям профессиональной этики. Только таким образом возможно достичь успеха в медиации. Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников. Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой(-ими) стороной (-ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно, стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону. Разумеется, в такой ситуации неизбежно возникает опасность восприятия медиатора сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действуя в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряет сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (хотя оно и есть естественная составляющая конфликта, с которой тем не менее, сторонам приходится справляться). Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д., - находясь в этой роли, прежде всего должен быть профессионалом в сфере медиации. Один из сложнейших навыков для любого медиатора – это умение не позволять своим личностным суждениям и представлениям в той или иной сфере оказывать влияние на процесс разрешения спора, собственниками которого являются сами стороны.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с максимально «чистой» репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон. В странах, где развитие медиации в большей степени происходит "снизу", и уже на основе сложившейся практики формируется правовая база, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии. Там в медиацию приходят представители самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.


Продолжение следует...


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили для Информационно-правового портала ГАРАНТ





В избранное