Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы бы хотели продолжить разговор и дать несколько практических советов по поиску и выбору медиаторов.


В соответствии с Законом о медиации провайдеры медиативных услуг называются "организациями, обеспечивающими проведение процедуры медиации". При этом медиатор совершенно необязательно должен работать в такой организации, равно как и являться членом какой-либо саморегулируемой организации в сфере медиации. Медиатор вполне может быть частнопрактикующим специалистом.

Однако, в связи с этим при выборе медиатора представляется важным напомнить, что следует четко обдумать, какие критерии при выборе медиатора для вас являются наиболее важными. Ведь сотрудничество медиатора с той или иной компанией зачастую означает бОльшую ответственность и, соответственно, - бОльший уровень профессионализма. Особенно же это характерно для случаев, когда медиатор является членом саморегулируемой организации (СРО).

Так, у медиаторов-членов СРО, помимо стандартов и правил профессиональной деятельности, есть механизм возмещения ущерба сторонам, если таковой каким-то образом будет нанесен – существует компенсационный фонд и/или застрахована их ответственность. В целом, так как медиаторами можно работать как на профессиональной, так и непрофессиональной основе, какие-либо унифицированные стандарты и правила медиативной деятельности распространяются только на медиаторов – членов СРО, ассоциаций и некоммерческих партнерств, а также на медиаторов, являющихся сотрудниками и/или состоящими в списке провайдера медиативных услуг (конечно, если этот провайдер принял соответствующие стандарты, правила и т.д.).

Если же говорить о критериях профессионализма медиатора в целом, то главным из них, пожалуй, будет удовлетворенность клиентов предоставленной услугой, при условии, что стороны информированы о сути медиации и роли медиатора. Количество разрешенных миром дел и медиативных соглашений не является критерием профессионализма медиатора и качества процедуры медиации.

Возможно, одним из более или менее показательных критериев можно было бы назвать количество добровольно исполненных медиативных соглашений. Но и тут — стороны не всегда приходят на процедуру, чтобы придти к конкретным договоренностям: иногда медиация может быть использована как ступенька к арбитражу или судебному разбирательству, чтобы прояснить позиции и интересы сторон, либо для выработки решений лишь по части проблемных вопросов. Кроме того, стороны могут отказаться от исполнения медиативного соглашения в силу возникновения обстоятельств, которые невозможно было предвидеть на момент проведения и завершения процедуры, да и сам такой отказ может произойти по вполне обоюдному согласию.

Важно отметить, что стороны процедуры медиации могут существенно способствовать медиатору в его росте, повышении его профессионального мастерства и качества оказываемых им услуг. Например, такое содействие может проявляться в согласии прошедших медиацию участников заполнить опросники, которые может предложить им медиатор по окончании работы.

В общем и целом же, медиативная деятельность в России идет по пути саморегулирования, а не государственного лицензирования, в связи чем единственным пока критерием при выборе медиатора может быть лишь его репутация и ваше доверие к нему.



Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили для Информационно-правового портала ГАРАНТ


В избранное