Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


Крайне болезненной для любого общества — не исключая и российское — является проблема преступности среди несовершеннолетних. О возможном применении медиации в этих случаях рассуждает судья Конституционного суда РФ в отставке Тамара Георгиевна Морщакова.


Ясно, что медиация дает определенный положительный эффект в разных сферах права. В сферах хозяйственных, предпринимательских, корпоративных – безусловно. И здесь она может быть больше популярна, если говорить о России. Но возьмем, например, другие области взаимоотношений – родителей и детей или учеников и учителей. Разве там не требуется какое-то сглаживание конфликтных ситуаций? Безусловно, там эти методы очень бы пригодились.

Можно рассматривать и другие правовые сферы, которые касаются не только гражданских споров, но и споров, имеющих в своей основе деяния преступного характера. Разве там нет возможности для того, чтобы перейти к обсуждению ситуации?

Понимаете, мы говорим о медиации как о способе разрешения конфликта, но на самом деле она важна и в других отношениях. Медиация может и не привести к разрешению конфликта. Но она всегда может рассматриваться как способ анализа конфликта – и это очень важно, потому что потом результат подобной медиации может получить продолжение в каких-то иных юридических формах. Не обязательно все кончится достижением согласия между сторонами с помощью медиатора. Но рассмотрение ситуации с помощью медиатора заставляет переосмыслить многое и, в том числе, возможные способы урегулирования спора, разрешения конфликта.

Например, возьмем такие уголовные дела, которые касаются несовершеннолетних, т.е. связаны с участием несовершеннолетних, нарушающих уголовный закон, или связаны с тем, что несовершеннолетние являются потерпевшими. Рассмотрение таких ситуаций с помощью третьего лица – медиатора, не являющегося ни судьей, ни юристом, ни адвокатом, будет полезно, потому что может помочь несовершеннолетним участникам конфликтной ситуации осознать последствия того, что произошло. И тогда уже подросток сможет осознанно выбирать для себя поведение в уголовно-правовом конфликте.

Ведь уголовный закон знает такие категории, как раскаяние, заглаживание вреда, но как несовершеннолетнему дойти до таких сложных материй, требующих немалой нравственной зрелости? Здесь нужна помощь. Может ли всегда такую помощь оказать юрист? Конечно, он должен ее оказать, такие требования к нему предъявляются, но хватит ли ему возможностей и времени? Именно поэтому рассмотрение в судах дел несовершеннолетних об уголовных деликтах связано с привлечением широкого круга специалистов – психологов, педагогов, разного рода посредников, социальных работников. И все это имеет те же цели, что и медиация – облегчить понимание того, что произошло, чтобы выбрать потом соответствующую реакцию, соответствующую позицию. Не только юридическую, но и человеческую…

Речь идет не о ювенальной юстиции, это лишь один из подходов к ювенальной юстиции, которая предполагает осуществление правосудия судами, специализированными на рассмотрении дел несовершеннолетних. Медиация же – достраиваемое, дополнительное средство к ювенальной юстиции. Это еще один шанс, который дается несовершеннолетним наряду с использованием ювенальной юстиции, а может быть, вместо нее. При этом система ювенальной юстиции представляется наиболее приспособленной к тому, чтобы использовать методы медиации.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе интервью Тамары Морщаковой (журнал «Медиация и право», № 2 (4), июнь 2007 года)


В избранное