Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В этом выпуске нашей рассылки мы заканчиваем публикацию материала, подготовленного научным консультантом Центра, психологом, членом IFTA (Международной ассоциации семейной терапии), ЕАП (Европейской ассоциации психотерапии) М.А. Хазановой по вопросам медиации и «базовых потребностей» личности.


Как уже было сказано, третьим условием для максимального развития способностей и внутренней свободы является опыт признания ценности человека другими. Вероятно, здесь следует подчеркнуть, что речь идет не об утилитарной ценности и полезности человека для кого-то, чего-то или для самого себя. Признание ценности другого подразумевает уважительный отклик, а иногда и радостное удивление от присущих другому способностей и неповторимости проявлений. А.Лэнгле полагает, что признание ценности, по сути, то же самое, что Карл Роджерс назвал и описал как безусловное и безоценочное принятие, – одно из трех базовых условий для создания помогающих, поддерживающих, способствующих развитию отношений в клиент-центрированной терапии. Роджерс следующим образом описывает безусловное принятие: «Принятие не стоит многого до тех пор, пока в него не входит понимание. Только тогда, когда я понимаю и чувства, и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так же, как вы, – только тогда вы действительно чувствуете в себе свободу исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта. Эта свобода – необходимое условие отношений. Под ней подразумевается свобода изучать себя на уровне сознания, и на неосознаваемом уровне с такой быстротой, с какой возможно пуститься в такое опасное исследование. Имеется также полная свобода от любой моральной или диагностической оценки, так как все они, мне кажется, являются угрозой для личности». Несмотря на то, что это определение относится к процессу психотерапии, установка безоценочного принятия обладает универсальными чертами, оказывая значительное позитивное влияние не только на терапевтическое взаимодействие, но и, как показали практические исследования К.Роджерса и его последователей, на другие сферы жизни: учебную, производственную, и даже на международные отношения.

Универсальность безоценочного принятия нашла свое воплощение и в медиации. Она является одним из базовых условий отношения медиатора к медиантам и выступает в качестве критерия профессионализма людей, ведущих процесс медиации. Из сказанного следует, что и третье условие, необходимое для становления устойчивого Я, не просто присутствует в медиативном процессе, а является одним из оснований этого процесса.

Таким образом, в процессе медиации есть три необходимых условия, способствующих развитию и становлению Я. Другая сторона формирования Я заключается в таком же отношении человека к себе самому, то есть в проявлении уважения к собственным границам, в справедливом, соразмерном отношении к своим способностям, результатам, усилиям, и, наконец, в признании своей ценности, или в самопринятии. На наш взгляд, процесс «школьной медиации» дает возможность для обретения опыта такого отношения к себе, способствуя развитию и укреплению Я участников конфликтов.

По сути, «школьная медиация» имеет значительные перспективы развития и вхождения в социальную практику при условии, что ее реализация будет осуществляться профессионально. Тогда она действительно окажется тем безопасным психологическим пространством, где смогут удовлетворяться базовые потребности учащихся, а, может быть, и педагогов; пространством, в ко- тором также могут развиваться и укрепляться структуры Я. В школе, наконец, появится возможность приобретения нового опыта поведения в острых конфликтных ситуациях без разрушительной агрессии, унижения и отвержения, и возможность получения позитивного опыта разрешения конфликтов на основе совместно выработанного соглашения.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе статьи М.А. Хазановой «Путь становления личности» (журнал «Медиация и право», № 2 (8), июнь 2008 года)



В избранное