Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы поговорим о том, чем же медиация отличается от юридического способа разрешения споров.


Пожалуй, главное отличие медиации от традиционного юридического разбирательства — что она гораздо полнее.

Юрист опирается, с одной стороны, только на то, что принято называть «объективными фактами» - это обстоятельства, которые могут кем-то или чем-то подтверждены (например, показаниями свидетелей или видеозаписью). С другой стороны, юрист руководствуется законом, то есть некими усредненными правилами поведения, разные комбинации которых выбираются применительно к каждой конкретной ситуации.

Очевидно, что часто жизнь не вписывается в рамки «объективных обстоятельств» и нередко возникают нюансы, которые не могут быть учтены в формализованной юридической процедуре. Точно так же порой наиболее выгодное решение той или иной проблемы может лежать вне тех вариантов, которые предусмотрены законодательством.

Медиация же позволяет подходить к каждой ситуации индивидуально, тщательно взвешивая все аспекты. Стороны спора, участвующие в процедуре медиации, обсуждают не то, что требует от них закон, а то, что они сами считают существенным и достойным внимания в своем споре.

Так, например, почти в любом хозяйственном споре центральным объектом рассмотрения могут оказаться не те или иные положения конкретных договоров, формулировки и исполнение которых, как правило, и оспаривают юристы, а совсем другие факторы. Например, вопросы доверия партнеров друг другу, надежность существующих между ними отношений в будущем и т. д. Разве часто такие вопросы становятся предметом внимания адвокатов? А ведь нередко именно ими определяются многочисленные более частные споры, связанные с отдельными сделками. Медиация — тот инструмент, который сконцентрирован на интересах сторон, а не самой процедуры.

Если говорить чуть шире, подобная «клиентоориентированность» медиации проявляется и в других вопросах, вроде выбора времени и места проведения процедуры. Медиатор также не требует от сторон знания некоего формального языка и регламента работы — наоборот, одной из задач медиатора является постоянно разъяснять сторонам, что происходит во время медиации, и как они могут повлиять на ее дальнейший ход.

Очевидно, что все эти особенности и характерные черты медиации позволяют реально заинтересованным лицам или, как мы говорим, «собственникам спора», сохранить контроль над его разрешением. Ведь из-за сложности, непонятности, запутанности юридических способов чаще всего реальный контроль над конфликтами передается юристам, которые взаимно вовлекаются в хоровод жалоб, претензий и обвинений. Часто это приводит к тому, что реальный предмет спора и вовсе забывается. В медиации, хотя участие юристов и возможно, такое развитие событий практически исключено.

Безусловно, право — ценнейшее изобретение человечества. Однако, современный уровень экономической и общественной жизни с необходимостью требует наличия самых разных инструментов урегулирования разногласий, в зависимости от конкретной ситуации. Использование суда и юристов во всех без исключения спорах порой похоже на стрельбу из пушек по воробьям. Медиация — во многих случаях достойная и более эффективная альтернатива традиционному разбирательству.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное